Экспедиция к предкам. Путешествие в страну Пунт

7 003 43
Экспедиция к предкам. Путешествие в страну Пунт
Реконструкция корабля с рельефа в храме царицы Хатшепсут


…посылающей послов по морю,
и в папировых суднах по водам!
Идите, быстрые послы,
к народу крепкому и бодрому,
к народу страшному от начала и доныне,
к народу рослому и все попирающему,
которого землю разрезывают реки.

Книга пророка Исайи, 18:2

Мигранты и миграции. Освоив бассейн реки Нил, египтяне оказались в своеобразной географической ловушке: пустыня слева, пустыня справа, впереди море, позади горы и враждебные нубийцы.



Однако, пустыню с одной стороны они все-таки сумели пересечь, и она вовсе не оказалась бескрайней. Впрочем, она также упиралась в море и… египтяне, видя, что, кроме них, никого тут нет, попробовали по нему плавать. Причем плавать по этому морю, которое они называли «Зеленый простор» (или «Великая зелень»), можно было только в одном направлении – на юг. И вот так, продвигаясь по нему все дальше и дальше, египтяне миновали Баб-эль-Мандебский пролив, вышли в Аденский залив и даже обогнули обширный полуостров Сомали, выступающий в виде рога в Индийский океан.

О плавании туда, на окраину известных египтянам земель писатель Иван Ефремов написал даже замечательную книгу «Путешествие Баурджеда», которая вместе с её продолжением «На краю Ойкумены» составила дилогию «Великая Дуга».

И вот там-то, на берегах Африканского Рога или немного южнее, египетские путешественники и нашли страну Пунт, богатую редкими и ценимыми в Египте растениями, животными и золотом.

Плавания туда осуществлялись не то чтобы регулярно, но совершались и были отмечены даже изображениями на стенах дворца царицы Хатшепсут, при которой туда было совершено едва ли не самое известное нам плавание. И вот о нем-то мы вам сегодня и расскажем.


Это страна Пунт? Кто знает, некоторые историки вообще считают, что она была где-то на реке Замбези!

А было так, что в Пунт – «страну богов» (Та-Нутер), как называли её египтяне, они совершали плавания ещё за тысячу лет до правления Хатшепсут, вот только совершенно непонятно, как они туда нашли дорогу.

И что также весьма интересно – на чем они туда отправлялись, ведь по Нилу они очень долго плавали на папирусных судах. Но тащить связки папируса через пустыню на побережье Красного моря было бы просто глупо. Значит для плаваний по «Великой зелени» они использовали уже корабли, сшитые из досок. Доставляли доски сухопутным путем через пустыню, затем собирали из них суда и плыли на них в Пунт, который, как считают, мог находиться и на территории современной Эритреи или современного Сомали.

Плавания совершались главным образом за ладаном и миррой (ароматические смолы), которые невозможно было найти нигде, кроме этих мест, и которые требовались для мумифицирования и отправления культа.

Но вот, опять же, возникает вопрос: а откуда сухопутные в основной своей массе египтяне вообще знали о том, где поблизости можно найти ладан и мирру?

Но получается, что откуда-то знали, причем буквально на заре своей истории.


Роспись в гробнице Рехмире. Египтяне несут дары из страны Пунт. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Например, известно, что самую раннюю древнеегипетскую экспедицию в Пунт организовал фараон Сахура из V династии (25 век до н. э.), причем вернулась она с ценным грузом, даже привезла жителей Пунта. Доставлено тогда в Египет было почти невероятное количество ценностей: 80 тысяч мер мирры, 6 тысяч весовых единиц электрума (сплава золота и серебра) и 2 600 кусков ценного дерева, очевидно, черного.

Но золото из Пунта попадало в Египет ещё при правлении фараона Хуфу, принадлежавшего к IV династии, а значит – Сахура был отнюдь не первым фараоном, проторившим морскую дорогу в «Страну богов».

В эпоху VI, XI и XII династии было также совершено еще несколько плаваний в Пунт. При Ментухотепе III (XI династия, ок. 2000 г. до н. э.) неким царедворцем по имени Ханну было организовано несколько плаваний в Пунт, но участвовал ли он в них лично, не выяснено.

Фараоны XII династии Сенусрет I, Аменемхет II и Аменемхет IV также приказывали совершить плавания в Пунт и их приказания были исполнены. Причем во времена правления XII династии торговые отношения с Пунтом нашли своё отражение даже в египетской литературе: там появилась «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».


Настенная роспись в храме Хатшепсут, рассказывающая об экспедиции в страну Пунт

Однако экспедиция, организованная царицей Хатшепсут, не только оказалась первой после 400-летнего перерыва, но и была, пожалуй, самой значительной по своим масштабам, поскольку в плавание тогда отправилось сразу пять больших кораблей. Только лишь спустя три года они вернулись обратно, однако ни один из кораблей не был потерян, а привезли они из Пунта и обезьян, и золото, и даже саженцы деревьев мирры, которые затем были посажены на территории погребального храма Хатшепсут.

Более того, как раз благодаря тому, что отчет об этом плавании был своеобразным образом увековечен на стенах этого храма (в виде раскрашенных барельефов с поясняющими надписями), мы и имеем о нем достаточно полное представление.


Египетский корабль. Роспись на стене одной из гробниц

Во всех храмовых текстах Хатшепсут сообщается о том, что её посланник Нехси в качестве главы экспедиции отправился в Пунт с целью собрать дань с местных жителей, которые должны были к тому же ещё и признать свою преданность фараону.

В целом, если учитывать сколько раз египтяне плавали в Пунт до этого, ничего особенного в этом плавании и не было, кроме разве что того, что Нехси взял с собой еще множество воинов, также изображенных на стене храма Хатшепсут в Дель-эль-Бахри.

Самого Нехси в Пунте встретили очень тепло и одарили всем, чем только можно. Согласно храмовым рельефам, Землей Пунт в то время правил некто по имени Параху и его исключительно толстая жена Ати.

Эта хорошо проиллюстрированная экспедиция Хатшепсут произошла на девятом году её правления и, разумеется, не иначе как с благословения бога Амона: «Сказано Амоном, Владыкой Тронов Двух Земель: Приди, приди с миром, дочь моя, грациозная, которая в моем сердце, царь Мааткаре [тронное имя Хатшепсут]... Я отдам тебе Пунт, весь его... Я поведу твоих солдат по суше и по воде, по таинственным берегам, которые соединяются с гаванями благовоний... Они будут брать благовоний столько, сколько им захочется. Они загрузят свои корабли, к удовольствию своих сердец, зелеными деревьями, благовониями и всеми благами этой страны».


И это тоже настенное изображение египетского корабля

Преемники женщины-фараона Хатшепсут, такие как Тутмос III и Аменхотеп III, продолжали торговать с Пунтом. Прекратилась торговля лишь незадолго до конца Нового царства.

Но из «Папируса Харриса I» мы знаем, что даже в начале XX династии и во время правления Рамсеса III экспедиции в Пунт совершались и заканчивались вполне благополучно. Вот, например, как о возвращении из Пунта сообщается в этом папирусе: «Они благополучно прибыли в пустынную страну Коптос: они мирно пришвартовались, неся привезенные товары. [Товары] во время путешествия по суше были погружены на ослов и на людей, которые были перегружены на суда в гавани Коптоса. [Товары и пунтиты] были отправлены вниз по течению, они прибыли на праздник, принеся дань царю».


Египетские моряки сплели веревку (внизу) из травы халфа и, возможно, использовали эту веревочную сумку (вверху) для перевозки грузов на землю Пунт и обратно около 3 500 лет назад. Фотографии Чинции Перлинджери

Но вот уже после Нового Царства Пунт вновь стал для египтян сказочной страной мифов и легенд. Причем египтяне сочиняли песни о своей любви к Пунту, вот даже как: для них он так и остался Землей обетованной. «Когда я прижимаю к себе свою любовь, и её руки обвиваются вокруг меня, я похож на человека, попавшего в Пунт, или на кого-то в тростниковых зарослях, когда мир внезапно расцветает».


Египетские солдаты из экспедиции Хатшепсут в страну Пунт, изображенные на стене из её храма в Дейр-эль-Бахри

Что же касается кораблей, приспособленных для плавания в Пунт через бурный Аденский залив, то совершенно очевидно, что это были отнюдь не тростниковые суда, а прочные морские корабли, которые египтяне умели строить уже в XXVI веке до н. э.

Интересно, что во время правления царицы Хатшепсут, согласно барельефу из храма Дейр-эль-Бахри, ее строитель Инени соорудил транспортное судно длиной 63 м, и шириной 21 м, имевшее высоту борта 6 м и осадку 2 м. Предназначалось оно для транспортировки по Нилу двух 350-тонных гранитных обелисков длиной по 29 м из каменоломен в Асуане в священный город Фивы (ныне это Луксор). Водоизмещение столь большого судна достигало 1,5 тыс. т.

Днищевые стрингеры были изготовлены из толстых брусьев, которые шли от одного штевня до другого, а бимсы образованы тремя рядами бревен, выходивших наружу через бортовую обшивку. Создание подобного корабля говорит о высоком мастерстве египетских судостроителей того времени. Тянули это судно на буксире несколько лодок, к тому же шло оно вниз по течению Нила. Поэтому на нем было лишь четыре рулевых весла на корме.


P. S.


Очень интересную книгу о плавании в страну Пунт и приключениях взятой оттуда девочки написала германская писательница Элизабет Херинг. А называется это сочинение «Служанка фараонов».
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    27 июля 2024 06:02
    Спасибо Вячеслав Олегович!
    По поводу сомнений в использовании тростниковых судов в открытом море, обратное доказал Тур Хейердал со своими Ра, Ра-II и Тигрис. Два из трех опыта оказались более чем успешны. Впрочем транспортные функции баржи из тростника выполняли по Нилу вплоть до завоевания его Александром Македонским.
    Вопрос был только в транспортной логистики доставки «корабельного» тростника на берег Красного моря.
    Тут мы начинаем затрагивать не менее интригующий вопрос, а что с каналами связывающими Средиземное и Красное моря.
    Камрадам доброго дня, успехов и процветания!
    1. BAI
      +1
      27 июля 2024 08:21
      Тут мы начинаем затрагивать не менее интригующий вопрос, а что с каналами связывающими Средиземное и Красное моря.

      Да ничего. По суше перетаскивали
  2. +4
    27 июля 2024 07:10
    Что привозили из Пунта, расписано в деталях. А вот чем египтяне расплачивались за эти товары? Или забирали насильственно? Но великую армию и на пяти корабликах не перевезешь, а тем паче на одном. Даже если предположить, что Пунт был все еще в каменном веке, а у египтян было бронзовое оружие, все равно, это не пулеметы против копий, разрыв гораздо меньший, чтоб местные не могли скомпенсировать его количеством.
    1. +7
      27 июля 2024 09:00
      А вот чем египтяне расплачивались за эти товары?

      Возможно бронзовыми изделиями, в том числе и оружием. Наверное и «четырёх вековое» приостановление торговых отношений связано с утратой интереса народа Пунта, в связи со своей бронзовой революцией. Позже этот процесс возобновился но на обмене другими товарами. С железом в Египте было хуже чем у соседей. Например, Хетты опередили жителей Нила почти на два века. Где-то встречал информацию, что археологи находили свитки с натуральным обменом изделий из золота на предметы из железа один к одному.
    2. +4
      27 июля 2024 12:30
      А вот чем египтяне расплачивались за эти товары?

      Зерно, папирус, лен, готовые изделия из стекла и керамики.
      1. +1
        27 июля 2024 14:13
        Интересно, микроорганизм, поставивший минус, хотел таким образом опровергнуть информацию или это чисто "на почве личной неприязни"? Если второе - вопросов нет, если первое - интересно было бы увидеть аргументы.
  3. +2
    27 июля 2024 07:45
    Выходит, у египтян были порты на Красном море. Что-нибудь осталось с тех времён?
    1. +4
      27 июля 2024 11:01
      Да недавно такой обнаружили аэрофотосьемкой, раскапывают несколько лет, отчёт о раскопках, если мне не изменяет память был опубликован здесь на ВО.
      Порт времён строительства пирамид, с пещерами хранилищами, нашли одни из древнейших папирусов, отчётные документы грузоперевозок.
  4. +5
    27 июля 2024 08:01
    Цитата: Наган
    А вот чем египтяне расплачивались за эти товары? Или забирали насильственно? Но великую армию и на пяти корабликах не перевезешь, а тем паче на одном.


    У Ефремова египтяне имели совершенные (вероятно, составные) луки, которые могли обменивать/продавать местным. Продукция ремесленников, ювелирные украшения, возможно специи и соль. Развитой, передовой стране найдется что предложить.

    П.С. Стеклянные бусы тогда если и были, то стоили очень дорого. laughing
  5. +3
    27 июля 2024 09:36
    Скорее всего зерном расплачивались. И высокотехнологичные товары меняли на сырьё ( ножи, топоры на руду).
    Ещё вариант - в период могущества Египта, нубийцы зависели от фараонов, а Пунт от Нубии. Дань забирали
  6. +3
    27 июля 2024 11:05
    Сейчас раскапывают порт на побережье времён строительства пирамид. Отчёты постоянно публикуются французскими археологами. Нашли довольно много, склады пещеры, папирусы отчёты, откуда брали пресную воду, и т.д.
  7. +2
    27 июля 2024 11:26
    Доски могли и не использовать для постройки кораблей.
    Скорее взяли местный папирус, который растет не только на Ниле.
    Вероятно самые ранние экспедиции именно так и проводились, но так как кроме географических сведений они ничего не доставляли их забыли упомянуть, тогда когда уже нашли уже экономически выгодные земли.
  8. +6
    27 июля 2024 11:38
    . Но тащить связки папируса через пустыню на побережье Красного моря было бы просто глупо. Значит для плаваний по «Великой зелени» они использовали уже корабли, сшитые из досок. Доставляли доски сухопутным путем через пустыню, затем собирали из них суда и плыли на них в Пунт,

    чем перетаскивание тяжелых досок через пустыню умнее перетаскивания папируса?
    Папирусные лодки через океан плавали, не то, что по Красному морю.

    за статью спасибо-как в детстве побывал: Ефремов На краю Ойкумены-любимая книга....
  9. +3
    27 июля 2024 12:51
    Цитата: тлауикол
    Скорее всего зерном расплачивались.


    В данном случае - вряд ли. Да, Египет был одним из основных экспортеров зерна. Но зерно - товар довольно габаритный, много ли перевезешь на нескольких суденышках, да еще на такое расстояние?
    По крайней мере вначале имело смысл брать товар компактный, дорогой по отношению к своему весу и не портящийся при длительной экспедиции.
  10. +3
    27 июля 2024 13:02
    Цитата: Коте пане Коханка
    Вопрос был только в транспортной логистики доставки «корабельного» тростника на берег Красного моря.


    А его могли транспортировать по морю из Персидского залива.
    Технологию строительства судов из тростника изобрели не египтяне. Первыми были шумеры. И "Тигрис" был построен по шумерским технологиям из тростника, который рос в Ираке.
    В Кувейте обнаружили тростниковую лодку, которой более 7 тыс. лет.
    Более пяти тысяч лет на островах из тростника живет небольшая народность в Ираке между реками Тигр и Ефрат. Из него же они строят свои дома.
  11. +2
    27 июля 2024 17:06
    Это хуситов на них не было, в эти места шастать.
    Вообще, думаю, народы и в то время не были столь уж примитивными, как считают антропологи - с тех пор мы скорее индивидуально поглупели, тогда для жизни надо было больше знаний и умений из разных областей.
    Что касается морских судов - имея выход в Средиземное море египтяне видели там не дикие племена, а другие цивилизации, Критско-Минойскую, Шумерскую, может иные, чьи названия мы не знаем, но жизнь на Средиземноморье просто обязывала их развивать мореходство и кораблестроение, лучшие кораблестроители на тысячу лет семиты-финикийцы не на пустом месте появились.
    Вот 400 лет перерыва хождения в Пунт - свидетельство какого-то тяжелейшего кризиса в египетском государстве, гиксосы или еще чего произошло, может эпидемия, гражданская война, что только при Хапшсетсут решили и смогли возобновить связи. При этом неизвестно, а встречный поток торговцев и иных представителей Пунта мог быть? Не попав на скрижали и ероглифы? Ведь там сотни лет существовала государственность с добычей полезных ископаемых как минимум.
    1. +4
      27 июля 2024 19:24
      лучшие кораблестроители на тысячу лет семиты-финикийцы не на пустом месте появились.

      Спорно. Первыми мореходами были жители Крита. Они задали базовый тренд развития кораблестроения. Заслуга финикийцев - дирема. Дальше сыграла - Эллада, хотя чье изобретение прославивших их триера под вопросом. Потом Карфаген с пентерами. Впрочем эллинистические государства не отставали. Последним морским гегемоном античности был - Рим. Скорее по необходимости, а не прищванию.
      Ну где-то так.
      1. +2
        27 июля 2024 21:31
        А Карфаген - не финикийцы?
        Просто после Македонского они единственной метрополией финикийцев.
        А так это один и тот же народ с одними богами, праздниками и умениями.
        1. 0
          27 июля 2024 21:42
          А так это один и тот же народ с одними богами, праздниками и умениями.

          С богами и праздниками не все так просто. У финикицев в каждом городе были свои боги и праздники. Карфаген- это изначально изгои и отщепенцы и только во вторых - потомки финикицев. К слову, Риму все равно проиграли.
          1. +3
            27 июля 2024 21:45
            Риму проиграли из-за "отсутствия политической воли" у них и наличия ее у "Сената и народа Рима".
            Больше Рим ни в чем Карфаген не превосходил.
  12. 0
    27 июля 2024 17:13
    Цитата: Frettaskyrandi
    Интересно, микроорганизм, поставивший минус, хотел таким образом опровергнуть информацию или это чисто "на почве личной неприязни"? Если второе - вопросов нет, если первое - интересно было бы увидеть аргументы.

    Минусатор скорее всего женщина,а причина- вы не указали в перечне товаров бронзовые зеркала-
    как же обновы от египетских кутюрье увидеть.Вообщем обидели всех женщин не за что.Так что сами виноваты.
  13. -4
    27 июля 2024 17:15
    Цитата: Ольгович
    за статью спасибо-как в детстве побывал: Ефремов На краю Ойкумены-любимая книга....

    Ефремов совок,о богопротивном коммунизме мечтал-как можно любить его книги.
    1. 0
      28 июля 2024 16:27
      Цитата: Dozorny severa
      Ефремов совок,о богопротивном коммунизме мечтал

      Не забывайте, когда писал Ефремов. Его утопии имели меньше сходств со сталинскими порядками, чем программа Явлинского похожа на программу Единой России. Мы не оцениваем тот шок который производила в СССР издаваемая детская литература на сознание людей и как она трансформировала мировозрение.
  14. 0
    27 июля 2024 17:25
    Корабли были из досок конечно.
    В эпоху весел и паруса,навигация в Красном море была очень трудна,из-за противных севере-восточных ветров.Поэтому плавание вверх по красному морю на тростниковых судах был не возможен в принципе-высокое гидродинамическое сопротивление.
    Кстати сложность навигации вверх по Красному морю, привело к возникновению сухопутного торгового маршрута -Йемен-Медина-Пальмира-Иерусалим,и как следствие возникновению трех главных монотеистических религий.
    Хе-хе.
    Поэтому удивляться,- торговле в храме Соломона,принадлежности Мухаммеда к торговому сословию,или продажи отпущения грехов в христианстве-не стоит.
    1. +4
      27 июля 2024 19:32
      В эпоху весел и паруса,навигация в Красном море была очень трудна,из-за противных севере-восточных ветров.Поэтому плавание вверх по красному морю на тростниковых судах был не возможен в принципе-высокое гидродинамическое сопротивление.

      Суждение интересное, но «вверх это куда? Если на север то правильно. Хотя возможно в этом и была причина трехлетних скитаний экспедиции.
      Впрочем 400 летнего перерыва и не было, а в этот период удавалось вести сухопутную транзитную торговлю через Нубию, а возобновлять морскую пришлось после какой-то смуты у южных соседей.
      1. +3
        27 июля 2024 20:57
        Кстати, на удивление хорошо у древнеегиптян обстояло дело с сохранением и передачей информации, в отсутствие специнфраструктуры - архивов и музеев и специалистов. Как никак почти полтыщщи лет стабильно хранить инфу о альтернативном пути морем - это показатель. Просто знать о существовании пункта назначения недостаточно, нужна всякая полезная информация, чтобы ее найти. Сейчас то совсем не каждый сможет воспользоваться лоцией 16 века - а ведь у египтян тоже должен был поменяться язык и свои записи 400летней давности им ещё прочесть было нужно.
        1. +4
          27 июля 2024 22:18
          Се йчас то совсем не каждый сможет воспользоваться лоцией 16 века - а ведь у египтян тоже должен был поменяться язык и свои записи 400летней давности им ещё прочесть было нужно.

          Если честно, то мы все идем по тонкой грани между артефактами той эпохи и нашими догадками и предположениями. Геолокация Пунта сделана по косвенным данным. Мы предполагаем что он расположен был в районе современного Судана и граничил с севера с Нубией, которая в свою очередь примыкала к южным границам Египта.
          А если это не так? Три года, финикийцы спустя тысячелетие в трое короткий срок обогнули Африканский континент целевом. Магелан за это время обогнул земной шар. Колумб в десять раз быстрее доплыл до Америки!!! Позже египтяне торговали с племенами и странами примыкающими к красному морю и Индией, но не придавали этому такого значения.
          Остается добавить только многоточие ли поставить знак равенства между Пунтом Египта и Индией «за три моря» - России!!!
          1. +1
            27 июля 2024 22:27
            Если честно, то мы все идем по тонкой грани между артефактами той эпохи и нашими догадками и предположениями.
            И это главное!
        2. +1
          27 июля 2024 22:41
          Жрецы, сохранили письменность до Элинской эпохи, Розецкий камень выбитый за двести лет до рождества, содержал кроме греческого, иероглифы и доматическое письмо, что позволи расшифровать и читать даже очень древние тексты.
          1. +1
            28 июля 2024 05:45
            Так они на них не ссылались вроде бы в позднейших текстах. Логично же жрецу сослаться что такой то факт выбит на стене такого то святилища а такие ссылки неизвестны.
            1. +1
              29 июля 2024 21:09
              Иероглифы были религиозным атрибутом неизменными практически до христианской эпохи, аналог латыни, ими покрывали погребальные камеры до конца, пока египтяне верили . Когда повседневная запись,скоропись, изменялась со временем. Так что то что написано на папирусах для каждой эпохи было разное. Плюс, там что то с написанием гласных (вроде их не прописывали) и в итоге как говорили египтяне мы только можем судить по языку коптов. Поэтому по манере написания скорописи в иероглифах на папирусах ученые четко определяют почти до пары тройки веков время написания.
  15. 0
    27 июля 2024 23:02
    Цитата: ycuce234-san
    Сейчас то совсем не каждый сможет воспользоваться лоцией 16 века - а ведь у египтян тоже должен был поменяться язык и свои записи 400летней давности им ещё прочесть было нужно.

    Да не было там никаких лоций,шли тупо вдоль берега-и всего делов.Так же и португальцы ходили в Красном море в 16веке.
    1. +2
      28 июля 2024 05:34
      И шли так целых три года, за которые можно даже пешком вокруг моря обойти по караванной трое. Три года куча мужиков где то шлялась "вдали от жен" и ни у кого не возникло вопросов, вплоть до казначейства фараона.
      Инени зачем-то построил свой корабль для транспортировки гранита хотя мадам фараону логичнее отправить строить его такие корабли для экспедиций, чтобы привезти не 100-200 тонн а 5000- 6000 тонн ценностей. В общем масса интересных вопросов может возникнуть если читать вдумчиво.
  16. 0
    27 июля 2024 23:07
    Цитата: Коте пане Коханка
    Суждение интересное, но «вверх это куда? Если на север то правильно. Хотя возможно в этом и была причина трехлетних скитаний экспедиции.
    Впрочем 400 летнего перерыва и не было, а в этот период удавалось вести сухопутную транзитную торговлю через Нубию, а возобновлять морскую пришлось после какой-то смуты у южных соседей.

    Да вверх это на север.
    Как знать ,возможно трудности навигации в Красном море и вынудили египтян совершать походы в Палестину,-присосаться к транзитной торговле то очень хотелось,да и не только им.
  17. 0
    28 июля 2024 07:31
    совершенно непонятно, как они туда нашли дорогу.
    Дорога там одна - вдоль берега. Видимо, сперва пытались плавать на привычных папирусных лодках, потом поняли что они для моря слабоваты и начали строить деревянные, покрепче. Но базовые географические открытия уже были сделаны.

    настенное изображение египетского корабля
    Нужно учитывать, что художники, рисовавшие эти изображения, могли никогда вживую не видеть морских судов. Поэтому рисовали то, в отношении чего они точно знали, как оно выглядит: речные кораблики.
  18. 0
    28 июля 2024 08:10
    Цитата: faterdom
    Что касается морских судов - имея выход в Средиземное море египтяне видели там не дикие племена, а другие цивилизации, Критско-Минойскую, Шумерскую, может иные, чьи названия мы не знаем, но жизнь на Средиземноморье просто обязывала их развивать мореходство и кораблестроение, лучшие кораблестроители на тысячу лет семиты-финикийцы не на пустом месте появились.


    Конечно, видели. И одержали эпичную победу над "народами моря" (финикийцы, греки, критяне, этруски... нужное подчеркнуть) причем вряд ли исключительно на суше. И финикийцев египтяне заставили себе дань платить. Не исключено, что финикийцы служили и моряками на египетском флоте.
  19. 0
    28 июля 2024 08:13
    Цитата: ycuce234-san
    Сейчас то совсем не каждый сможет воспользоваться лоцией 16 века - а ведь у египтян тоже должен был поменяться язык и свои записи 400летней давности им ещё прочесть было нужно.


    Таки жесткая дисциплина у касты жрецов. "Знания - сила!". Знания берегли и сохраняли.
  20. -2
    28 июля 2024 08:18
    Цитата: Pushkowed
    Нужно учитывать, что художники, рисовавшие эти изображения, могли никогда вживую не видеть морских судов. Поэтому рисовали то, в отношении чего они точно знали, как оно выглядит: речные кораблики.

    Тип нарисованный древним египетским художником выглядит вполне реалистично,для специфических условий Красного моря.
    Тип судна-плоскодонный, с покатым днищем и с небольшой осадкой-позволяет совершать плавания вдоль берега,а также ходить на веслах против ветра.
    Видимо этот тип транспортного парусно весельного типа,появился в Египте с целью перемещения грузов вверх по Нилу.
  21. +2
    28 июля 2024 08:19
    Цитата: Коте пане Коханка
    Карфаген- это изначально изгои и отщепенцы и только во вторых - потомки финикицев. К слову, Риму все равно проиграли.


    США - это "изначально изгои и отщепенцы" laughing

    Риму проиграли, но сколько на это времени ушло? И, кстати, кто тогда Риму не проигрывал? Царь Пирр? laughing
    Проигрыш Риму не был предопределен. Сила Рима тогда больше проявилась не в оружии и тактике, а в более удачном типе государственного устройства, в большей цельности и единстве римского социума.
  22. +1
    28 июля 2024 08:21
    Цитата: Dozorny severa
    Ефремов совок,о богопротивном коммунизме мечтал-как можно любить его книги.


    Надо было вам смайлик поставить, не все поняли, что вы постебались над антисоветчиком Ольговичем. Вот и накидали вам минусов. laughing
  23. -2
    28 июля 2024 17:03
    Цитата: gsev
    Не забывайте, когда писал Ефремов. Его утопии имели меньше сходств со сталинскими порядками, чем программа Явлинского похожа на программу Единой России.

    Причем тут сталинские порядки,-порядки всегда такие которые позволяет политическое окружение.
    коммунисты что ли устроили интервенцию,басмачество,китайских нациков,японских самураев или испанских фашистов?
  24. 0
    29 июля 2024 08:35
    Цитата: gsev
    Не забывайте, когда писал Ефремов. Его утопии имели меньше сходств со сталинскими порядками, чем программа Явлинского похожа на программу Единой России.


    Что вполне естественно, ведь Ефремов писал об очень отдаленном будущем.
    И, кстати, "Туманность Андромеды" имеет черты не только утопии, но и антиутопии, поскольку описанный в романе коммунизм был построен на руинах после Третьей Мировой. США, Европа и СССР в ней были практически уничтожены, вот почему так мало русских или европейских имен в романе.
  25. 0
    30 июля 2024 22:36
    Считаю принципиально неправильным все эти подходы Хейердалов и К-они стараются назначить на роль открывателей мира относительно высокоразвитые народы не особо развитые в мореплавании-а картина скорее обратная-жители Океании, на паре бревен, из баловства, ничего не стоило пересечь Тихий океан-причем вдоль-за сотню лет они бы освоили и заселили-все мелкие острова всего мирового океана-а потом по их следам пошли бы более развитые и многочисленные народы