Наконец-то исправили: о новом креплении бортовой динамической защиты на наших танках

82 203 32
Наконец-то исправили: о новом креплении бортовой динамической защиты на наших танках

Ранее на нашем сайте неоднократно публиковались материалы о том, какие изменения в общую конструкцию производимых с нуля и извлекаемых с хранения танков вносит «Уралвагонзавод», руководствуясь опытом их применения в зоне специальной военной операции на Украине. Сегодня мы вновь затронем эту тему и поговорим об очередном новшестве, которое хоть и косвенно, но значительно влияет на защищённость наших танков.

Речь о новом типе крепления дополнительной динамической защиты в жёстком корпусе – тех самых ящиков (модулей) на бортовых экранах танка, которые так и норовят оторваться при соприкосновении с какими-либо препятствиями, начиная от кустарников и деревьев, заканчивая неровностями ландшафта.




О модулях и креплении


Если говорить в целом, то данные модули на бортах танков, именуемые также динамической защитой в жёстком корпусе – атрибут довольно известный и в особом представлении не нуждающийся. Тем более что машины, оснащённые этими изделиями, регулярно мелькают в кадрах с фронтов специальной военной операции.

Функционал их заключается в обеспечении защищённости бортовых проекций при обстреле моноблочными кумулятивными средствами поражения (гранатами и противотанковыми ракетами) под прямым и близким к прямому углом. Иными словами, тех уязвимых зон, где массив брони невелик, а штатно установленная на корпусных экранах динамическая защита эффективно отработать не может.

Башенные модули танков Т-72Б3 и Т-80БВМ. Обсуждаемые в материале модули на бортовых экранах имеют похожую конструкцию по расположению элементов динамической защиты
Башенные модули танков Т-72Б3 и Т-80БВМ. Обсуждаемые в материале модули на бортовых экранах имеют похожую конструкцию по расположению элементов динамической защиты

Устроены эти модули достаточно просто и по своей конструкции напоминают своих меньших по размеру собратьев, устанавливаемых на танковые башни. Внутри них находятся наклонные ячейки, в которые вставляются элементы динамической защиты (метаемые пластины со взрывчаткой) – подходят все, начиная от 4С20 («Контакт») и заканчивая 4С23 («Реликт») или 4С24.

Благодаря тому, что элементы динамической защиты находятся под наклоном, они могут полноценно противостоять кумулятивным боеприпасам, снижая их бронепробиваемость в 2–3 раза и более. А учитывая, что за модулями находятся экраны со штатной ДЗ, то иногда и до нуля.

По сути, эти металлические ящики являются идейным продолжением «мешков» или «рюкзаков», устанавливавшихся на танки Т-72Б3, Т-80БВМ и Т-90М ещё до начала специальной военной операции (о «мешках» мы писали вот здесь), но особо не прижившихся из-за невысоких эксплуатационных характеристик – постоянных обрывов ремней и нарушения целостности тканевого корпуса.


О креплении и его проблемах


Действительно, жёсткий металлический корпус намного более устойчив к внешнему воздействию – просто так его не разломать и не порвать, поэтому внутреннее содержимое из него из-за любой притирки с кустарником не вывалится. Но крепления, которыми комплектовались ящики до недавнего времени, все эти преимущества зачастую сводили к нулю.

Дело в том, что в ходе их разработки инженеры преследовали цель создания весьма простых крепёжных элементов, обеспечивающих возможность быстрой установки и демонтажа защитных модулей, но в то же время не вносящих серьёзных изменений в конструкцию штатных бортовых экранов танка. Поэтому за основу были выбраны кронштейны на струбцинах – их можно видеть на приложенной ниже фотографии.


Источник: личный архив пользователя Leva с форума format72.ru

В схематическом и от того более понятном виде крепежи выглядят вот так:

1 – модуль динамической защиты; 2 – бортовой экран со штатной динамической защитой; 3 – поворотный кронштейн; 4 – струбцины; 5 – крепёжные болты; 6 – вал качания.
1 – модуль динамической защиты; 2 – бортовой экран со штатной динамической защитой; 3 – поворотный кронштейн; 4 – струбцины; 5 – крепёжные болты; 6 – вал качания.

5 – крепёжные болты; 7 – крепёжная пластина; 8 – монтажные отверстия; 8а – монтажный болт.
5 – крепёжные болты; 7 – крепёжная пластина; 8 – монтажные отверстия; 8а – монтажный болт.

То есть крепёжный элемент (кронштейн) каждого модуля фактически состоит из двух струбцин, прижимающихся к бортовому экрану и щиткам штатной динамической защиты, а также пластины, привинчивающейся к модулю. Пластина, в свою очередь, закреплена на валу качания, что позволяет откидывать модуль вверх в случае необходимости.

Технология достаточно простая и, что главное, весьма функциональная. Никаких радикальных изменений в бортовых экранах делать не нужно, цеплять модули на струбцинах можно в любом порядке и с любыми промежутками, да и обилие монтажных отверстий на крепёжной пластине позволяет установить модули под разными углами в зависимости от кривизны бортового экрана. Ну и, в конце концов, снять или поставить модули с динамической защитой довольно просто.

Однако есть здесь и проблемы.

Связаны они с тем, что модули, установленные с ограниченной подвижностью и возможностью движения только по вертикали (откидывание модуля вверх или опускание в штатное положение), уязвимы для силового воздействия на их боковые части.


Иными словами, они могут быть попросту оторваны или разрушены, если танк зацепится ими в ходе движения через густые заросли или лесопосадку, земляные насыпи, завалы или при маневрировании на глубокой колее. Причём зачастую может разом оторвать или разломать почти весь ряд ящиков с одного борта, что не раз подмечали эксплуатанты в зоне специальной военной операции.

Тенденция, конечно, большого оптимизма не внушала. Особенно учитывая тот факт, что танк мог потерять львиную долю бортовой динамической защиты ещё до выхода на боевую позицию.

Но решение всё-таки нашлось.

Цепи и отбойники


Нашлось оно, конечно, далеко не сразу, поскольку первые танки, оборудованные новыми креплениями для модулей динамической защиты, вышли из цехов «Уралвагонзавода» либо в конце прошлого года, либо в начале текущего. Но здесь, что называется, лучше поздно, чем никогда – главное, что к военным всё-таки прислушались.

Танки Т90М и Т-72Б3 с новым типом крепления бортовых модулей динамической защиты
Танки Т90М и Т-72Б3 с новым типом крепления бортовых модулей динамической защиты

Итак, каковы же изменения?

В первую очередь, конечно же, стоит обратить внимание на то, что на бортовых экранах танков были введены отбойники. Они представляют собой пластины клинообразной формы, устанавливаемые с обоих бортов в районе направляющих колёс в носовой части корпуса. Крепятся они к защитным крышкам штатной динамической защиты на бортовых экранах с помощью болтового соединения.

Функционал этих отбойников, как уже становится понятным по их названию, заключается в отклонении стволов небольших деревьев или зарослей кустарника, способных снести модули динамической защиты при боковом воздействии на неё. И штука эта, надо отметить, весьма полезная – с ней даже ящики со старыми крепежами будут в большей безопасности в ходе движения танка по густым зарослям.

Отбойник на бортовом экране танка
Отбойник на бортовом экране танка

Что же по креплению самих модулей, то теперь оно полностью подвижно, благодаря нерастягивающимся гибким элементам, а именно – цепям, устанавливаемым по две на каждый модуль. Их можно наблюдать на прикреплённом ниже изображении.

Цепи, на которых крепятся модули динамической защиты
Цепи, на которых крепятся модули динамической защиты

Изобретение, конечно, на тотальную новизну не тянет, но вполне работает, да и технология никаких особых инструментов не требует и сама по себе достаточно проста. Она заключается в том, что к каждому модулю динамической защиты с тыльной стороны прикручиваются/привариваются упоры для позиционирования модуля относительно бортового экрана, а также пластина с отверстиями для болтов – ими к модулю крепятся цепи.

Сами цепи перекидываются через бортовой экран корпуса танка и фиксируются с его внутренней стороны болтами либо зацепляются за соответствующие крюки. Таким образом, модуль динамической защиты находится в подвешенном положении и фактически никак не ограничен в движении при любом силовом воздействии на него.

Пример крепления модуля ДЗ с помощью крюков. 2 – бортовой экран, 3 – модуль динамической защиты, 4 – крепёжная пластина, 5 – болт, 6 – цепь, 7 – крюк, 8 – упоры для позиционирования модуля относительно бортового экрана.
Пример крепления модуля ДЗ с помощью крюков. 2 – бортовой экран, 3 – модуль динамической защиты, 4 – крепёжная пластина, 5 – болт, 6 – цепь, 7 – крюк, 8 – упоры для позиционирования модуля относительно бортового экрана.

Не ограничен в полном смысле этого слова, поскольку, находясь на таких цепных качелях, ящик с динамической защитой может не только сдвигаться в сторону при трении о кусты, завалы и тому подобные препятствия. В особо сложных ситуациях, когда танк пробирается через плотные дебри, модули вообще может откинуть на надгусеничную полку.

Также примечательно, что при движении вперёд/назад нагрузка всегда приходится только на одну из двух цепей, поэтому, если и произойдёт обрыв, то только одной – обе за раз оторвать невозможно. То есть, шанс потерять модуль динамической защиты даже при самом жёстком силовом воздействии довольно небольшой.

Пример отклонения модулей ДЗ на цепях: 3 – модули динамической защиты, 9 – отбойник.
Пример отклонения модулей ДЗ на цепях: 3 – модули динамической защиты, 9 – отбойник.

Подтверждают это и выводы разработчиков:

…Таким образом, использование изобретения в его различных вариантах позволит:

– обеспечить надёжную защиту бортовых проекций корпуса ТС от кумулятивных и кинетических бронебойных средств поражения;
– исключить повреждение дополнительных бортовых защитных модулей за счёт возможности их ухода от препятствия при наезде ТС на препятствие;
– облегчить монтажные и демонтажные работы при эксплуатации ТС, когда требуется быстрое (без применения каких-либо инструментов) снятие защитного модуля (в результате его боевого повреждения) силами одного члена экипажа;
– сочетать простые и проверенные доступные технические решения (цепи, крючки).

Натурные испытания предложенного крепления дополнительной защиты бортов бронированного ТС показали возможность движения по глубокой колее, завалам, преодоления препятствий в виде лесного массива без повреждений защитных модулей и их креплений, монтаж/демонтаж модулей силами одного человека.


Так что проблема невысокой устойчивости бортовых модулей с динамической защиты к отрывам и повреждениям решена. Да, довольно примитивным, но вполне рабочим способом – вероятность внезапно «облысеть» у танков после лихой езды по лесопосадкам и прочим местам теперь будет намного ниже, чем раньше.

Источники:
Способ крепления модуля динамической защиты военной гусеничной машины
ИЗ № 2812505
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    20 июля 2024 05:05
    Хорошо, что конструкторы работают над улучшением конструкций боевой техники с учетом ее эксплуатации в СВО. Это абсолютно верное решение.
  2. +10
    20 июля 2024 06:30
    Лишний раз убеждаюсь.Война -двигатель прогресса
    1. +8
      20 июля 2024 07:24
      Цитата: Алексей Алексеев_5
      Война -двигатель прогресса

      Лень двигатель прогресса. Наверняка представителям завода изготовителя в ремонтных мастерских надоело часто менять и ремонтировать элементы ДЗ. Страшно представить до чего они додумаются если им надоест постоянно гонять самим танки под огнём противника. Наверняка придумать безэкипажный вариант танков с ДУ или ещё что покруче.
      1. +7
        20 июля 2024 10:57
        Безэкипажному танку с ДУ скоро 100 лет как. Так называемые телетанки ТТ-26 применялись ещё в Финскую.
        1. +6
          20 июля 2024 12:10
          Цитата: Jager
          скоро 100 лет как

          Все новое это хорошо забытое старое. Надеюсь 100 летнего юбилея ждать не придётся.
      2. +6
        20 июля 2024 12:56
        Цитата: Vita VKO
        Наверняка представителям завода изготовителя в ремонтных мастерских надоело часто менять и ремонтировать элементы ДЗ.
        А до этого надоело ремонтировать и править решётки. Раньше моторный отсек прикрывали именно решётками, а ДЗ в том районе не ставили. Сейчас же с завода весь борт, включая моторный отсек, прикрыт бронёй с ДЗ.
    2. 0
      24 июля 2024 14:51
      Крепление конечно же это хорошо, но вот сама Динамическая Защита где?.
      А почему Гражданские волонтеры штампуют блоки ДЗ на голые танки?.
      А почему заказы идут от батальонов и полков на эти голые танки Гражданским волонтёрам на эти блоки ДЗ , а не в МО?.
      И почему у Гражданских волонтеров не хватает мощностей и денег на штамповку этих блоков?.
      Вот где вопрос.
  3. +7
    20 июля 2024 06:31
    Ну что сказать,молодцы.Думаю,такое решение было разработано не только одними конструкторами УВЗ,но и ребята с ЛБС тоже напрягали извилины.Теперь направление только одно- обеспечение реальной активной защиты верха( хоть лазеры 5-10 Квт( они вон на многих китайских металлорежущих станках стоят,не дефицит)как подарок для видеокамер дронов Врага ставьте,хоть МОНками +РЛС танк сверху обвесте,хоть Арену для воздушных целей переделайте,хоть башенный пулемет научите в связке с малой РЛС работать ,да и системы РЭБ должны быть только адаптивными,подстраивающимися под меняющиеся частоты),но требуется любыми способами надёжно таки защитить верхнюю проекцию танка.И,мечтать так мечтать ,поставить на некоторые танки прорыва минимизированную СВЧ противоминную защиту ,частично подобную( ввиду ограничения по весу) ставящейся на известной многим ,но крайне редкой "Листве". Да и неактивная защита верха уже должна стать унифицированной, только заводской,пора полностью прекращать "опыты" на ЛБС( понятно,не от хорошей жизни) в стиле 40х годов с панцирными сетками от кроватей (условно) Вот только тогда Танк проявит себя опять в полной мере.
    1. +3
      20 июля 2024 07:36
      "Ну, что сказать, молодцы."
      Это точно!
      Мелочь, а важно и приятно!
      Из подобных мелочей складывается существенное поаышение защищенности танка со всеми вытекающими...
    2. +1
      20 июля 2024 11:02
      но требуется любыми способами надёжно таки защитить верхнюю проекцию танка.И,мечтать так мечтать ,поставить на некоторые танки прорыва минимизированную СВЧ противоминную защиту


      Если ставить на танк СВЧ защиту (мини Листва) тогда она должна быть универсальной и работать по минам и по БПЛА в передней и верхней полусферах.

      Обязательной защитой от дронов на бронетехнике должны стать картечницы, которые нужно монтировать веером на "мангале" в количестве 20-30 штук и простейшие станции оптико-электронного обнаружения, которые должны выдать сигнал на соответствующую картечницу в случае приближения БЛА на расстояние гарантированного поражения.
      В часть картечниц можно снаряжать заряды с сетью, которые будут ловить БЛА на подлете.
  4. +5
    20 июля 2024 08:14
    Спасибо за статью!
    Я если быть честным добавил аналогичный отбойник и снизу на высоте опорного катка, а также подумал о необходимости установки упора на решетку при движении назад. Можно аналогичный отбойник установить на уровне последнего катка, но на расстоянии чтобы не мешать блокам двигаться.
    1. 0
      20 июля 2024 09:23
      « аналогичный отбойник и снизу на высоте опорного катка» - сверху отбойник скорее всего приваривается к корпусу и конструкция становится жесткой, а для установки снизу придётся приваривать кронштейн, а то и два, и все равно конструкция получится слабой.
  5. -2
    20 июля 2024 08:47
    Интересный материал-спасибо автору.
    Не совсем понятно,для чего инженеры огород городят.
    Необходимо целиком выкинуть старый экран и спроектировать новые навесные секции.
  6. +3
    20 июля 2024 09:13
    «Технология достаточно простая», « технология никаких особых инструментов не требует» - это не технология, это конструкция.
  7. +2
    20 июля 2024 09:42
    Отбойники это хорошее решение, но он явно должен быть большего размера чтобы полностью закрыть торец ближайшего блока ДЗ,
    ставить их нужно , по 4 шт на танк, как спереди так и сзади поскольку танк двигается и вперёд и назад и вероятность снести ДЗ в лесном массив реально очень высока.
    Под каждым блокам ДЗ нужно установить полку-подставку в виде полукольца из стальной трубы, выступающую в сторону на несколько см за габариты блока ДЗ, Во-первых это будет дополнительная защита для блоков, отклоняющая деревья, камни и пр. препятствия.
    Во-вторых значительно проще будет менять повреждённый блоки ДЗ поставив их на полку и закрепив цепи за крепежные крючки.
    1. +1
      23 июля 2024 05:25
      а не проще сделать бронированный фальш борт 8-10мм толщины ,на расстоянии толщины бортового дз,. и между ним и элементами корпуса ,и размещать дз, этот борт достаточно жесткий для противостояния небольшим деревьям и всяким мелким препятствиям даже в городских развалинах, я конечно диванный эксперт, но мне кажется это проще чем мудрить всякие замудреные крепления
      1. +2
        23 июля 2024 15:59
        и между ним и элементами корпуса ,и размещать дз
        давление от подрыва элемента ДЗ будет распространяться только внутри этого полузамкнутого пространства - от одной детонации сорвёт сразу все блоки с фальшбортами, бортами и прочим
  8. +4
    20 июля 2024 09:48
    Помню году в 03 как на Т-80 по лесополосе проехали, был густой орешник, вроде гибкие деревца, а выехали и у нас пол борта нет! Все в шоке, мелкие петельки экранов срезало как ножом. Жуть
    1. +7
      20 июля 2024 13:12
      Цитата: Вадим С
      Помню году в 03 как на Т-80 по лесополосе проехали............,
      Я на Т-62 служил. У него фальшборта небыло, поэтому проблем было меньше. В лесу теряли подкрылки. Причём, если подкрылок повредил, выгодней было потерять совсем, тогда был шанс что со склада выдадут новый (или вырезанный из двухсот литровой бочки). Если же покоцанный и оторванный подкрылок привёз с собой, то его заставляли ровнять (кувалдой и тд) и навешивать это угробище на танк.
      Водить танк без подкрылка, то ещё удовольствие: пыль с мелкими камешками гусеница выбрасывает вперёд, а оттуда, если езда по походному, всё летит в физиономию механика-водителя. Если у механика-водителя нет очков, то вообще, тушите свет.
  9. +2
    20 июля 2024 16:13
    Любой военный конфликт толкает науку вперёд значительно быстрее, чем в мирное время. Будем надеяться, что данная аксиома применима и для российских конструкторов.
  10. 0
    20 июля 2024 18:43
    Я бы отошел от танков с башней, лучше по типу ПТ-САУ но с большим возвышением орудия до 55 градусов, и можно старые корпуса от Т-62 использовать и мангал сверху промышленный и пушку 152 мм am
  11. +2
    20 июля 2024 19:11
    Автор озадачил. Эти коробки похожи на то что было разработано для БМП. Однако вместо БМП их стали вешать на танки, причем поверх уже имеющейся динамической защиты, типа Реликт например. Я правильно все понял? Почему поверх Реликта предположить можно, он рассчитан на отражение ударов с передних углов и плохо держит удар прямо сбоку.

    Однако и вопросы сразу появляются. На танки тратят ДЗ разработанную для БМП. А что у наших БМП уже нет проблем с атаками FPV дронов?

    Ну и отдельно насчет отбойников. А что, нашим типа "инженерам" сразу ума не хватило догадаться что торчащие коробки встречные кусты отрывать будут? Отдельный НИОКР для этого понадобился?
  12. 0
    21 июля 2024 13:48
    Для защиты бронетехники от фпв дронов достаточно разработать турель с установленным на ней автоматическим дробовиком и средствами теле управления этой турелью
  13. +1
    21 июля 2024 23:43
    Предпочёл бы не знать этого. Не потому, что не интересно, а потому, что раз тут можно мне прочитать, то и ВСУшники прочитали. Они конечно ещё где-нибудь на стадии испытаний уже прознали.
    Но одно дело, когда специалисты знают о том, что противник делает для защиты своей техники, и другое, когда об этом каждый мотострелок знает. От специалистов в окопы пока дойдёт информация... А тут... Прочитал, понял, что теперь граната может проскочить, начал думать, как дальше воевать.
    Они ж там хотят выжить. И теперь им чуть, но проще. Потому, что разжевали.
    Если это такой туман с целью дезориентировать ...
    1. +3
      22 июля 2024 10:54
      Вся ваша "секретность" живет до первого выезда танка с территории завода
      1. 0
        30 сентября 2024 15:18
        А почему наша секретность?"Что знают двое,знает свинья"(немецкая пословица).
  14. +1
    22 июля 2024 15:48
    Да..Уральцы всегда тормозили с новшествами..Уверен, это не их инициатива а причина в огромных потерях танков и военные просто заставтди их это сделать.А новаторами.у нас всегда являлись Ленинградцы.
  15. 0
    23 июля 2024 10:31
    Стесняюсь спросить:
    для кого эта подробная инструкция с чертежами? Чтобы бандеровцам легче было совершенствовать свои машины?
  16. 0
    23 июля 2024 10:41
    Цитата: Грац
    а не проще сделать бронированный фальш борт 8-10мм толщины ,на расстоянии толщины бортового дз,. и между ним и элементами корпуса ,и размещать дз, этот борт достаточно жесткий для противостояния небольшим деревьям и всяким мелким препятствиям даже в городских развалинах, я конечно диванный эксперт, но мне кажется это проще чем мудрить всякие замудреные крепления

    Так можно и до модульной брони дойти
  17. 0
    26 июля 2024 08:53
    И как этот отбойник защитит от пня, который ниже его? Как можно делать такие половинчатые решения? Видимо, для этого нужно самому покататься там, где стреляют?
  18. -2
    12 августа 2024 19:41
    Все рассказали чубатым... Молодцы hi
  19. 0
    12 октября 2024 20:25
    Хорошо, что усовершенствовали крепления good . Лучше поздно, чем никогда.