Воспоминания советского лётчика о спасении механика, выпавшего за борт самолета

8 182 14
Воспоминания советского лётчика о спасении механика, выпавшего за борт самолета

В архивах Великой Отечественной войны сохранилось огромное количество воспоминаний бойцов РККА, в которых описываются порой невероятные случаи спасения.

К одному из них можно отнести мемуары Героя Советского Союза летчика Михайлова Павла Михайловича, в которых рассказывается о полете, в ходе которого за борт выпал механик из его экипажа.



Михайлов рассказывает о своем вылете за линию фронта в январе 1944 года, где он должен был доставить боеприпасы и радиостанции партизанам. Пройдя в ночное время под плотным зенитным огнем фашистов, советская крылатая машина добралась до места назначения с пятью разожженными партизанами кострами, как и было условлено.

Экипаж начал сброс 100-кг тюков, которые затем спускались на парашютах. При этом в ходе «разгрузки» самолет Михайлова вновь подвергся атаке, что вынудило экипаж ускориться и действовать второпях. Помогать сбрасывать тюки отправился даже второй пилот.

В свою очередь, когда он вернулся, то сообщил командиру о трагедии. Из самолета вместе с грузом якобы выпал механик Яков Петров.
Оставив помощника за штурвалом, Михайлов тут же отправился в грузовой отсек, где на полу заметил того самого Петрова, который лежал без сознания.

В то же время другие члены экипажа рассказали командиру, что механик зацепился ногой за стропы парашюта одного из тюков и его практически полностью вытащило наружу. В последний момент ему удалось задержаться локтями в дверном проеме.

С учетом веса груза и встречного потока, держаться так Петрову удалось бы считанные секунды. Но, к счастью, два его сослуживца – штурман и радист, находившихся в грузовом отсеке, успели втащить его обратно.

При этом находящийся в шоке Яков Петров, затем потерявший сознание, только и успел спросить: «Где моя шапка?»

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 июля 2024 15:34
    вылете за линию фронта в январе 1941 года, где он должен был доставить боеприпасы и радиостанции партизанам

    - так торопились выложить стать что год в глаза никому не бросился....
    Партизан в январе 1941 ещё не было...
    1. ian
      +3
      22 июля 2024 15:39
      Видимо где то были. На западенщине точно. Только вот за помощь им красному военлету не звезду героя должны были вручить по идее, а 9 граммов прямо на аэродроме. По возвращению.... hi
      Занесло слегка автора. Увлекся...Бывает.
      1. +1
        22 июля 2024 19:22
        На учениях там могли быть "учебные партизаны", партизанскому делу тоже учат.
        Правильный вопрос скорее будет таков - кто обстреливал ночью в январе 1941, в данном месте, самолёт механика Якова Петрова?
        1. ian
          +1
          22 июля 2024 19:23
          Ну, если следовать вашей логике, вероятно "учебные зенитчики". hi
          1. 0
            22 июля 2024 19:54
            Или фракистские летчики.
            Понятно, что в статье ошибка была, но в реальности такая история в 1940 могла произойти и в Испании, где были и настоящие партизаны и советские специалисты в одном временном и географическом измерении.
            1. ian
              +1
              22 июля 2024 20:14
              Вспоминается анекдот- "не выиграл а проиграл, не мильон а сто рублей и не в спортлото, а в наперстки.....
              В 1940 уж никак не могла. Потому как республика пала 1 апреля 1939, а "советские специалисты" были отозваны в ноябре-декабре 1938. Да и партизанской деятельности на территории франкистов почему то как то не наблюдалось... hi
              1. 0
                23 июля 2024 18:10
                Какой то минимум ещё был. Недавно в испанские леса и горы ушло до 70 тыс. чел. Хотя в тот период именно лесной партизан явно в прямом смысле вымирал и скорее всего городских подпольщиков было сильно больше.
    2. +1
      22 июля 2024 16:16
      Написано 1944-го: у Вас неверная информация.
      1. 0
        22 июля 2024 16:24
        Написано 1944-го: у Вас неверная информация.

        исправили, у меня прямая цитата из статьи. Ниже коментарии- подтверждающие опечатку
    3. 0
      22 июля 2024 16:24
      Михайлов рассказывает о своем вылете за линию фронта в январе 1944 года
  2. История очень интересная, механику повезло с экипажем. Но может она случилась не в январе 1941 года?
  3. 0
    22 июля 2024 16:21
    Действительно неувязка. Ссылка на заслуживающий доверия ресурс https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3062. Сказано, что на фронте с 1942 года и действительно сбрасывал грузы партизанам. Но не в 1941, а в 1942.
    1. 0
      23 июля 2024 00:36
      Осень 1942 — доставлял оружие и боеприпасы для партизанских отрядов, действовавших под Ростовом, Миллеровом, Котельниковом.
      Лето 1943 — доставлял оружие и боеприпасы войскам, в район Курской дуги, вывозил обратно раненых. За этот период произвёл более 180 вылетов.
      Зима 1943 — весна 1944 — сделал множество вылетов в партизанское соединение Петра Вершигоры на реку Припять. В одном из рейсов самолёт Михайлова попал под огонь зенитных батарей противника.

      По заявлению самого Михайлова история случилась в зимнее время во время вылета в отряд Фёдорова.
  4. 0
    23 июля 2024 00:30
    Михайлов рассказывает о своем вылете за линию фронта в январе 1944 года, где он должен был доставить боеприпасы и радиостанции партизанам.

    Он не пишет конкретной даты
    Из текста можно понять, что речь шла о холодном времени года, был мороз, груз выбрасывали отряду Федорова- Дружинина в районе Пинских болот.

    https://litmir.org/books/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/page-33-46086-pavel-mihailov-10000-chasov-v-vozduhe.html