Россия открывает Латинскую Америку заново

За последнее время внешнеполитические связи России успели приобрести весьма специфический характер. Больший процент договоренностей по развитию товарооборота между Российской Федерацией и зарубежными странами рождается если не в тяжелых муках, то проходит через серию проявляющих себя сложностей. Возможно, такое положение вещей успело стать мировой тенденцией: никаких легких сделок без учета подводных течений политической конъюнктуры. Хочешь торговать – помни о том, что у твоего потенциального торгового партнёра есть свой политический скелет в шкафу, наличие которого нельзя не учитывать.

Политические скелеты и прочие сопутствующие нынешним международным договоренностям факторы проявились и во время визита председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в страны Латинской Америки. Медведев на прошлой неделе побывал в двух государствах региона, и достигнутые в этих странах договорённости стали поводом для дискуссии. Особенно горячо в самой России отреагировали на сообщения о том, что Россия готова уже в этом году пойти на списание большей части кубинского долга, который «висит» еще со времён существования СССР, а также на реструктуризацию оставшейся его части.


Пикантность ситуации заключается в том, что точную сумму долга Кубы перед Российской Федерацией как правопреемницей СССР не называет никто. Точнее – называют все, но названные различными экспертами суммы редко друг с другом совпадают. К примеру, до 2005 года Министерство финансов России говорило о цифре 19,5 миллиардов долларов. В 2005 году Алексей Кудрин, занимавший в то время пост главы Минфина, уже заговорил о новых данных – 25 миллиардов долларов. Казалось бы, всё правильно – сумма долга растёт, ведь проценты по кредитам никто не отменял. Однако уже в 2006 году заместитель господина Кудрина Сергей Сторчак привёл собственные арифметические выкладки и обозначил сумму долга в 22 миллиарда долларов. Почему долг уменьшился на целых $3 млрд. всего за несколько месяцев? Быть может, кубинцы выплатили его часть? Однако кубинцы не только ничего не выплатили, но и вообще факт наличия самого долга перед Москвой более двух десятилетий не признавали. На любые претензии со стороны властей России из Гаваны отвечали примерно следующее: вы нас в 1991 году вообще «кинули», отказавшись сотрудничать по уже подписанным договорённостям, а потому мы вполне могли бы выставить вам и свои и ответные претензии.

В общем, Россия до поры считала проценты, набегающие по кубинскому долгу, Куба в ответ недвусмысленно намекала, что «вы с нами ещё за Лурдес не рассчитались» и сами отказались выполнять торговые обязательства в начале девяностых… Так и бодались вплоть до 2013 года. Все эти заочные споры и взаимные претензии бывших «братьев навек» и приводили к тому, что и в России, и на Кубе каждый считал долг своего, скажем так, партнёра, исключительно по своей методике – кто, во что горазд. Особенно отличились некоторые издания в России, которые в силу некоего собственного финансового анализа и экономической арифметики смогли насчитать долг Кубы перед Россией в размере 35 миллиардов долларов. При этом никто из опубликовавших эту сумму господ не удосужился разъяснить, откуда сумма вообще всплыла. Но, видимо, здесь преследовалась совсем иная цель: мол, Медведев раздаривает наши с вами деньги десятками миллиардов, а мы тут сидим и носами хлюпаем…

Нет – безусловно, многомиллиардные подарки для некогда наших лучшей друзей в Латинской Америке – вещь, как минимум, вызывающая споры. Но ведь, сказав «А», далеко не все издания (особенно относящие себя к стану непримиримо оппозиционных) говорят «Б». Информация большинством российских СМИ пока преподносится в виде: Медведев списывает Кубе 30-миллиардный долг. Списывает, мол, и всё тут…

Но, на самом-то деле, списание и реструктуризация кубинского долга со стороны России при ближайшем рассмотрении этих договоренностей оказывается весьма и весьма перспективной. Списывали мы в последнее время многим, однако в подавляющем большинстве случаев списание, действительно, проводилось от безысходности. Фактически российские власти признавали, что долг нам не отдадут всё равно, а так – хоть есть возможность заявить о дальнейшем курсе на «дружбу и сотрудничество». В случае с Кубой ситуация обстоит несколько иначе.

Во-первых, нужно отметить, что после проведенных переговоров в Гаване, председатель Совмина Острова Свободы Рауль Кастро позволил себе то, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Он признал наличие долга перед Россией, и фактически отказался от самой возможности выдвигать Москве финансовые претензии ответного характера. Кроме того, само подписание предварительных договоренностей с Кубой не свелось к ситуации, которую примерно следующим образом обрисовывает ряд российских СМИ:

Россия: Куба, мы тебе 30 миллиардов баксов прощаем!..
Куба: Спасибо, Дмитрий Анатольевич, до свидания, привет семье…


На самом деле речь идёт о так называемых внушительных двусторонних уступках. Первая «уступка» заключается в том, что именно российские компании могут получить право совместно с компаниями кубинскими вести разработку нефтяных месторождений на кубинском шельфе. Кстати, наличие внушительных запасов углеводородов у берегов Кубы было выявлено ещё советскими специалистами во второй половине восьмидесятых годов. Не нужно забывать и о том, что не так давно российская госкомпания «Зарубежнефть» подписала с кубинской стороной договорённости, согласно которым, если новые исследования на шельфе Острова Свободы приведут к обнаружению больших запасов так называемых коммерческих углеводородов, то именно российская компания получит право совместной добычи нефти с кубинской «Cubapetroleo» на ближайшие 20 лет.

Добыча нефти на шельфе Кубы по российским технологиям сможет привести к определённым преференциям как для Кубы, так и для России. Появится возможность реализовывать добытую нефть в другие страны Карибского бассейна и даже в другие регионы, что, мягко говоря, уже не входит в интересы Соединенных Штатов. Получить в районе собственного юго-восточного подбрюшья помимо Венесуэлы ещё одного крупного добытчика нефти, политика которого, скажем так, не совсем импонирует Вашингтону – это новая головная боль для США.

Однако помимо нефтяной темы есть и ряд других, которые заставляют по-иному взглянуть на реструктуризацию долга Кубы перед Россией. В частности, во время визита премьера Медведева на Остров Свободы удалось достичь поистине прорывных договорённостей в плане взаимной торговли. Федеральная таможенная служба РФ совместно Министерством внешней торговли Кубы подписали договор о сотрудничестве в плане единой системы тарифов, которая сегодня уже более чем продуктивно себя проявляет в рамках Таможенного союза. В этой связи Куба превращается, скажем так, в своеобразного кандидата на вхождение в Таможенный союз, ведь полноценные тарифные преференции на страны, в союз не входящие, сегодня не распространяются. Новые правила торговли между Россией и Кубой, по словам представителей кубинской стороны, могут привести к существенным подвижкам. Одно из направлений сотрудничества – привлечение российских специалистов к модернизации системы железнодорожного сообщения, без которой невозможно развитие добывающего сектора. Получается, что Россия получает в свои руки весьма аппетитный кусок слоёного пирога, в котором – не только нефтедобыча, но и транспортировка добытого сырья в различные порты страны.

Кроме того, Россия и Куба переходят на систему так называемых бестрейдерных торговых сделок. Другими словами, никакого посредничества при проведении товарных операций между Москвой и Гаваной не будет, что позволит снизить стоимость взаимноимпортируемых товаров как для России, так и для Кубы.

Заключены контракты на поставку кубинцам авиационной техники: трёх самолётов Ан-158, двух Ту-204, а также на переоборудование российскими специалистами самолетов Ил-96-400, находящихся на Острове Свободы.

Между Россией и Кубой были подписаны соглашения о взаимодействии в сфере образования, в атомной энергетике, освоении космоса и гидрометеорологии. Было решено подписать протокол об обмене информацией, который многие эксперты связывают с возможным возобновлением со стороны России, скажем так, мониторинга ситуации на территории нашего большого «партнера» - США. Не хочется выдвигать ничем не подтвержденные догадки по поводу того, что на Кубе может возродиться российское военное присутствие (или присутствие двойного назначения), но почему-то именно суть фразы «обмен информацией» не раскрывается пресс-службами в полной мере…


Визит на Кубу премьера Медведева прошёл после посещения им Бразилии, где также удалось подписать серию выгодных контрактов. Одной из обсуждаемых тем стало то, что Бразилия покупает российские ЗРК «Игла-С» и ЗРПК «Панцирь-1», а также то, что в Бразилии российские специалисты приступят к строительству сразу нескольких АЭС и ГЭС, появление которых позволит насытить растущую бразильскую экономику электроэнергией. Другими словами, пока Евросоюз декларирует непременность отказа от атомной энергетики, Южная Америка идёт другим путём, который позволит придать серьезный импульс той же бразильской экономике.

В ходе визита Дмитрия Медведева в Бразилию был утрясён и так называемый «мясной вопрос». Дело в том, что не так давно Россия пригрозила странам, которые экспортируют в РФ мясную продукцию, не отвечающую российским нормам, отказаться от закупок. Пока в США поднималась истерика по поводу того, что Москва оказывает политическое «мясное» давление, бразильцы учли требования России и подписали договор о поставках мяса в Россию на новых условиях.

Подытожив всё выше упомянутое, стоит перефразировать цитату классика: слухи о кончине внешней торговой политики России сильно преувеличены. Остаётся надеяться, что все достигнутые договорённости не останутся исключительно на бумаге…
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти