В США переизобрели ФАУ-1: это может стать новой вехой в создании БПЛА-камикадзе

33 876 58
В США переизобрели ФАУ-1: это может стать новой вехой в создании БПЛА-камикадзе
Изображение wave-engine.com


История вершится по спирали


Российская специальная военная операция (СВО), проводимая на Украине, в очередной раз подтвердила справедливость этого утверждения. Возник позиционный тупик, из которого пока нет выхода – масштабы смещения линии боевого соприкосновения (ЛБС) сопоставимы с теми, что происходили во времена Первой мировой войны.



Так же, как и во времена Первой мировой войны, над Украиной летают лёгкие винтомоторные самолёты, на которых пилоты с ручными пулемётами охотятся на российские «Герани». С той же целью по степям Украины носятся «пулемётные тачанки» – автомобили с пулемётами на станках (в том числе и с пулемётами Максима, которые реально могли застать времена Первой мировой), на ЛБС появились бронированные монстры, отчасти напоминающие «коробки на гусеницах», ползающие по полям сражений на Западном фронте в те времена.

Теперь, похоже, что пришло время вспомнить ещё одну технологию, получившую распространение во времена Второй мировой войны – пульсирующие воздушно-реактивные двигатели (ПуВРД). Именно такие двигатели устанавливались на немецкие крылатые ракеты (КР) ФАУ-1, хотя, может, их правильнее называть беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) - камикадзе?

Недолгая эра ПуВРД


Крылатая ракета или БПЛА-камикадзе ФАУ-1 была создана в нацистской Германии в 1942 году и применялась для обстрелов Великобритании. В те времена было невозможно создать систему наведения, обеспечивающую достаточно высокую точность для того, чтобы КР ФАУ-1 была эффективна – фактически ФАУ-1 имела смысл только при условии оснащения её ядерной боевой частью (ЯБЧ), но у нацистов ЯБЧ не было, да и первые американские ядерные бомбы были такого размера, что в ФАУ-1 никак бы не поместились.


КР ФАУ-1

Так что по сути производство ФАУ-1 было со стороны Германии напрасной тратой времени и ресурсов. Однако куда больший интерес ФАУ-1 представляла с точки зрения развития технологий, послужив в дальнейшем основой для создания куда более совершенных американских и советских ракет.

Как мы уже говорили выше, в качестве двигателя в КР ФАУ-1 использовался ПуВРД. Его основным отличием от других типов реактивных двигателей является практически полное отсутствие движущихся частей. Точнее, реактивный двигатель может быть ещё проще – просто камера сгорания и сопло оптимальной формы, но тогда в баках носителя должно быть не только топливо, но и окислитель, как это реализовано в баллистических ракетах (правда, в жидкостных реактивных двигателях есть ещё турбонасосы или система вытеснения), реактивных снарядах и других подобных конструкциях, а это сразу приводит к потере дальности или увеличению размеров и стоимости.

На «оборотной стороне медали» находятся турбореактивные двигатели (ТРД) различного типа, потребляющие атмосферный кислород, в том числе и максимально экономичные двухконтурные ТРД, однако в ТРД используется турбина – технически сложное и дорогое в изготовлении изделие, поэтому ТРД в основном применяется в многоразовых летательных аппаратах (ЛА), хотя и в крылатых ракетах большой дальности их также практикуют, но и стоят эти КР совсем недёшево.


Наглядное сравнение сложности конструкции ПуВРД и ТРД

Существуют ещё и прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД), в которых турбина отсутствует, но они функционируют только на скоростях от 0,5 М (Мах – скорость звука), то есть вначале ЛА с ПВРД надо как-то до рабочей скорости разогнать, кроме того, чем выше скорость, тем сложнее становится ЛА, например, из-за необходимости создания прочного корпуса, и конструкция ПВРД, способных выдержать тепловые и механические нагрузки, так что ПВРД пока применяют только в «одноразовых», но очень дорогих ЛА, таких как крылатые и противокорабельные ракеты.

А что же ПуВРД?

А ПуВРД остался за бортом – человечество хотело лететь быстрее, выше, дальше, а желательно ещё и экономичнее, поэтому распространение в ЛА получили турбореактивные, турбовентиляторные и турбовинтовые двигатели, в отдельных направлениях остались поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и ПВРД, тем не менее «история вершится по спирали»...

ПуВРД от Wave Engine Corporation


Недавно американская компания Wave Engine Corporation (WAVE) объявила о начале поставок оборонному подрядчику новых ПуВРД J-1 для БПЛА массой до 90 килограмм. По сути компания WAVE планирует реинкарнировать тематику ПуВРД на новом технологическом уровне.


Изображение ПуВРД от компании WAVE. Изображение wave-engine.com

Ранее, в марте этого года компания WAVE показала дистанционный запуск ПуВРД в составе БПЛА Scitor-D массой порядка 50 килограмм, способного нести полезную нагрузку массой до десяти килограмм и развивать скорость порядка 370 километров в час.

Установленный на БПЛА Scitor-D ПуВРД J-1 массой 8,2 килограмма создаёт тягу до 245 Н и способен работать на таких типах жидкого топлива, как бензин, керосин или биоэтанол E85. Заказ БПЛА Scitor-D у компании WAVE осуществляет неназванный подрядчик, не исключено, что в ближайшей перспективе российским силам противовоздушной обороны (ПВО) предстоит противостоять указанным БПЛА Scitor-D в зоне проведения российской специальной военной операции (СВО) на Украине.


БПЛА Scitor-D. Изображение wave-engine.com

В настоящее время в компании WAVE разрабатывают ПуВРД K-1 с тягой до 979 Н, предназначенный для БПЛА массой до 454 кг.


Рабочий цикл ПуВРД от компании WAVE

Впрочем, американская компания WAVE не единственная, в России существуют аналогичные проекты, причём, похоже, что они уже давно обогнали то, что недавно было создано в США.

ПуВРД от АО «Эникс»


В Республике Татарстан, в городе Казань есть такая компания – АО «Эникс». Данная фирма занимается производством БПЛА, а также воздушных мишеней различного типа, в том числе и воздушных мишеней, оснащённых ПуВРД.

Судя по всему, АО «Эникс» занимается ПуВРД значительно дольше, нежели американская компания Wave Engine Corporation, правда, не делает из этого особого шума – что ж, американцы всегда умели играть в маркетинг лучше нас.



Воздушная мишень Е95M. Изображение enics.aero

По факту характеристики ПуВРД от АО «Эникс», исходя из открытых данных, сопоставимы с теми, что предлагает Wave Engine Corporation. Например, воздушная мишень Е95М с ПуВРД М135 с взлётной массой 70 килограмм способна развивать скорость до 400 километров в час, поднимаясь на высоту до 3 000 метров. А воздушная мишень Е17МП с взлётной массой 80 килограмм развивает скорость до 320 километров в час, поднимаясь на высоту до 3 000 метров.


Воздушная мишень Е17МП. Изображение enics.aero

Кроме того, ПуВРД, судя по всему, получают сейчас второе дыхание, так что потенциально их характеристики ещё могут быть улучшены, при сохранении достаточно низкой стоимости по сравнению с другими типами авиационных двигателей – из-за отсутствия сложных движущихся деталей, вопрос лишь в оптимизации рабочего цикла.

Потенциально это направление может быть очень востребовано, поскольку сейчас жизненно важно максимально увеличить тактико-технические характеристики БПЛА-камикадзе, так что у ПуВРД вполне имеется шанс вернуться на сцену.

Причины возврата к ПуВРД


Отличительной особенностью БПЛА-камикадзе является их дешевизна, чаще всего в них применяются электрические двигатели (БПЛА-камикадзе малой дальности) или дешёвые поршневые ДВС с малым ресурсом (БПЛА-камикадзе большой дальности), при этом БПЛА-камикадзе с ТРД являются скорее исключением, хотя и они существуют.

В ходе проведения СВО выяснилось, что из-за малой скорости полёта БПЛА-камикадзе большой дальности, оснащённые ДВС, летящие на малой высоте, являются достаточно уязвимыми для огня из стрелкового оружия и малокалиберных скорострельных автоматических пушек, особенно если в них используются снаряды с дистанционным подрывом на траектории. Более того, на малоскоростные низколетящие БПЛА-камикадзе большой дальности можно охотиться даже с помощью FPV-дронов.


БПЛА-камикадзе «Герань-2»

Правда, здесь возникает вопрос, почему бы не использовать те же БПЛА-камикадзе типа «Герань-2» на максимально возможной для них высоте полёта, с пикированием на цель на завершающем участке траектории?

Да, противник сбивал бы их с помощью дорогих зенитных управляемых ракет (ЗУР), но, по крайней мере, он бы остался без ЗУР, которые возместить не так уж и просто, а не сбивал бы наши БПЛА-камикадзе куда более дешёвыми средствами, тем более что существуют способы повысить выживаемость БПЛА-камикадзе перед ЗУР. По сути, вопрос остаётся открытым, возможно, что поршневой ДВС таких БПЛА просто не вытягивает большие высоты?

И здесь на сцене появляется ПуВРД.

По открытым данным, ПуВРД значительно дешевле в производстве, чем газотурбинный и даже поршневой ДВС, хотя по экономичности он уступает и тому и другому. Однако здесь вопрос лежит в плоскости практического применения – для одноразовых ЛА это не так критично.

Если условный БПЛА-камикадзе типа «Герань-2» с поршневым двигателем будет иметь дальность полёта порядка 1 500 километров и скорость полёта порядка 150 километров в час, а сопоставимый БПЛА-камикадзе, оборудованный ПуВРД, будет иметь скорость полёта порядка 350–400 километров час, при дальности полёта порядка 500 километров, то он более чем имеет право на существование, поскольку поражение таких БПЛА из стрелкового оружия и малокалиберных скорострельных автоматических пушек будет куда сложнее, а с помощью FPV-дронов вообще вряд ли возможно.

Потенциально ПуВРД может быть применён на серийно выпускаемых БПЛА-камикадзе, например, таких, как «Герань-2».


Предполагаемый облик БПЛА-камикадзе «Герань-ПуВРД»

Или же может быть разработан абсолютно новый БПЛА-камикадзе, например, выполненный по схеме «летающее крыло». Это позволит, как увеличить запас топлива в фюзеляже БПЛА, а значит и дальность его полёта, так и снизить заметность в радиолокационном диапазоне длин волн.

Потенциально возможно частично экранировать и тепловую сигнатуру ПуВРД – снизу корпусом «летающего крыла», а с боков некими экранами – резких манёвров по курсу от таких БПЛА не требуется, а может, и просто внешним цилиндрическим экраном из асбестоподобного материала.

Думается, ни для кого не секрет, что у России имеются определённые проблемы с производством маломощных и высокоэкономичных двигателей для малой авиации, БПЛА, в том числе и для БПЛА-камикадзе. В тех же «Геранях», судя по открытым данным, стоят китайские или иранские клоны немецкого поршневого ДВС Limbach L550E). Возможно, что простой для производства ПуВРД позволит импортозаместить зарубежные двигатели, по крайней мере, на некоторых БПЛА-камикадзе – на значительной части.

Выводы


Миллион БПЛА-камикадзе в год – это реально. Вопрос лишь в технологичности изготавливаемого изделия. Первая попытка осмыслить возможность производства значительного количества БПЛА-камикадзе была предпринята автором почти два года назад в материале Проект «Кондор»: смерть с небес, затем мы говорили об этом в материале БПЛА-шторм поднимается.


Концепт планирующего БПЛА-камикадзе «Кондор»

Что мешает производить БПЛА-камикадзе в количестве миллион изделий в год?

Корпус? Нет, его можно массово производить на литьевых машинах или делать из фанеры – резать, клеить, скручивать саморезами с помощью многофункциональных промышленных роботов.

Электроника? Технологии машинного изготовления электронных компонент давно известны, могут здесь применяться и вышеупомянутые роботы, что-то можно заказать и в Китае, оставив в России лишь сборку «закрытых» критических компонент, финальную сборку и прошивку.

Двигатель? Пожалуй, именно двигатель является одной из наиболее сложных в сборке и настройке составных частей БПЛА-камикадзе. Возможно, что именно ПуВРД может стать тем недостающим звеном, которое позволит нам перейти к производству БПЛА-камикадзе миллионными тиражами на роботизированных заводах.

Необходимо лишь волевое политическое решение, а также нужное для реализации этой цели финансирование, и тогда у Украины не останется шансов на сопротивление.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 июля 2024 04:28
    В первую очередь, волевым политическим решением нужно сломать систему волевых политических решений.
  2. Комментарий был удален.
    1. +2
      29 июля 2024 11:44
      У ПуВРД есть большой минус. Из более высокой температуры, его будет брать в захват любой ПЗРК. Гераньку ПЗРК в захват не берет из малой тепловой сигнатуры.
      1. +2
        29 июля 2024 12:42
        Цитата: PROXOR
        У ПуВРД есть большой минус. Из более высокой температуры, его будет брать в захват любой ПЗРК.

        Во-первых, дрон-камикадзе можно программировать на полет на недосягаемой для ПЗРК высоте. Да, сначала ему потребуется израсходовать энное количество топлива на набор этой высоты, но на последней стадии полета он уже может просто планировать.

        Во-вторых, цена. Стингер стоит больше 100 тысяч долларов - по довоенным ценам. Достаточно крупный дрон с ПуВРД можно уложить в несколько тысяч, максимум 10-20 тысяч. Хотят - пусть стреляют по таким дронам Стингерами.
        1. +1
          29 июля 2024 16:54
          В
          о-первых, дрон-камикадзе можно программировать на полет на недосягаемой для ПЗРК высоте. Да, сначала ему потребуется израсходовать энное количество топлива на набор этой высоты, но на последней стадии полета он уже может просто планировать.


          Где его с легкостью достанут уже мобильные ЗРК малой дальности. Тот же Панцирь.

          Во-вторых, цена. Стингер стоит больше 100 тысяч долларов - по довоенным ценам. Достаточно крупный дрон с ПуВРД можно уложить в несколько тысяч, максимум 10-20 тысяч. Хотят - пусть стреляют по таким дронам Стингерами.


          Не дороже нефтехранилища, склада БК или объектов энергоструктуры. Израсходовав 100000 зелени на дрон ценой 3000 зелени, можно спасти объект на несколько миллионов.
          1. 0
            29 июля 2024 18:52
            Цитата: PROXOR
            Где его с легкостью достанут уже мобильные ЗРК малой дальности. Тот же Панцирь.

            Панциря у украинцев нет. А то, что у них теперь есть, стоит от миллиона долларов за ракету.

            Цитата: PROXOR
            Не дороже нефтехранилища, склада БК или объектов энергоструктуры. Израсходовав 100000 зелени на дрон ценой 3000 зелени, можно спасти объект на несколько миллионов.

            Вот только что вы будете делать, если дроны летят сотнями и тысячами, а сбивать их вам приходится ракетами, которые стоят минимум на порядок дороже дрона. Грустная получается бухгалтерия.
          2. 0
            29 июля 2024 20:28
            Где его с легкостью достанут уже мобильные ЗРК малой дальности. Тот же Панцирь.

            Может, наоборот? Панцирь бьёт втрое выше любого ПЗРК.
          3. +1
            30 октября 2024 18:52
            Цитата: PROXOR
            В
            о-первых, дрон-камикадзе можно программировать на полет на недосягаемой для ПЗРК высоте. Да, сначала ему потребуется израсходовать энное количество топлива на набор этой высоты, но на последней стадии полета он уже может просто планировать.


            Где его с легкостью достанут уже мобильные ЗРК малой дальности. Тот же Панцирь.

            Во-вторых, цена. Стингер стоит больше 100 тысяч долларов - по довоенным ценам. Достаточно крупный дрон с ПуВРД можно уложить в несколько тысяч, максимум 10-20 тысяч. Хотят - пусть стреляют по таким дронам Стингерами.


            Не дороже нефтехранилища, склада БК или объектов энергоструктуры. Израсходовав 100000 зелени на дрон ценой 3000 зелени, можно спасти объект на несколько миллионов.

            Согласен с вами на все 100 %!!!!
        2. +3
          30 июля 2024 13:50
          А какие могут быть повышенные риски использования БПДА с ПуВРД на тех же высотах, что и Герань?
          (стесняюсь спросить)

          Ведь малая высота в сочетании со скоростью и есть стандартное решение проблемы уменьшения вероятности дальнего обнаружения и уменьшении располагаемого времени от обнаружения до открытия эффективной прицельной стрельбы.
          (такие мысли всегда роились у меня в голове и ассоциировались с тактикой применения КР)
          Спасибо за развернутый ответ.
          1. 0
            30 июля 2024 14:46
            Цитата: Инж Мех
            А какие могут быть повышенные риски использования БПДА с ПуВРД на тех же высотах, что и Герань?

            Уязвимость для огня МЗА, в основном.
      2. 0
        14 сентября 2024 16:32
        При сравнении стоимости ПЗРК и БПЛА с пврд, то даже расход ракеты на бпла это выгоднее, а при высоте полета от 5 км это вообще не проблема, даже 3 км, вероятность захвата малоконтрастной целью близка к нулю, ну как край можно и ИК ловушки отстреливать
  3. Комментарий был удален.
  4. +7
    29 июля 2024 05:51
    у России имеются определённые проблемы с производством маломощных и высокоэкономичных двигателей для малой авиации, БПЛА,
    ПуВРД смогут разгонять дрон до намного больших скоростей, чем поршневые моторы сравнимой массы, так что тачанкам с Максимами и даже ЗСУ Gepard станет куда сложнее попадать. Но вот в смысле топливной экономичности оно ровно наоборот. ПуВРД жрет топливо как не в себя, так что дальность упадет. Но далеко не все цели тех же Гераней поражались на предельной дальности. А в смысле сложности и цены производства ПуВРД его без напряга может делать любая мастерская по изготовлению кастомных глушителей, обойдется даже дешевле чем глушитель, потому что никакой внутренней начинки нет, да и материал сойдет самый дешевый, поскольку гарантия от ржавчины не нужна.
    1. +1
      29 июля 2024 09:46
      Скорость нужна ? Так сокол просто пикирует почти сложив крылья . И скорость 300 км в час . А на БПЛА даже такая эффективная вещь , как винт изменяемого шага всё ещё не применяется .
      1. +1
        29 июля 2024 18:33
        Цитата: dauria
        А на БПЛА даже такая эффективная вещь , как винт изменяемого шага всё ещё не применяется

        На больших БПЛА многоразового применения такой винт применяют, хоть тот же MQ-9 Reaper. А на более мелких одноразовых, типа шахед-мопед, игра не стоит свеч, это лишнее усложнение и удорожание конструкции, а польза будет невелика.
        1. +1
          29 июля 2024 22:06
          игра не стоит свеч,
          Не стоит , если режим единственный и не меняется. Скорость, обороты , шаг . А если собрались ускоряться на каком-то участке ? Использовать чрезвычайный режим движка или слегка вниз под горку ? Да ещё и крылышки чуток сложить .
      2. 0
        29 июля 2024 22:19
        А почему в 80-х годах не делали дроны-камикадзе с поршневым двигателем? Ведь дроны-камикадзе с ракетным двигателем были (ПТУР).
        1. +1
          30 июля 2024 08:20
          А на какую дальность ( исходя из возможностей разведки и целеуказания ) можно было запустить ПТУР тогда , в 80-х ? Не было спутниковой навигации , телевизионные ГСН помещались только в рактищу Х-29т . Основным видом наведения была подсветка лазером и радиокомандная . Да ПЗС -матрицы только-только вылупились из НИОКР , транзисторы имели граничную частоту 900 мгц , а самой шустрой серией микросхем была 100-я ЭСЛ мелкой логики с частотой 200 мгц . Не было голубых светодиодов и много чего ещё .Эту дальность в единицы км в одну сторону запросто обеспечивал твердотопливный .
          1. 0
            30 июля 2024 10:51
            Эту дальность в единицы км в одну сторону запросто обеспечивал твердотопливный .

            Вот на дальность в единицы км.
            Меня интересует цена, я так понимаю такой дрон был бы сильно дешевле, чем ПТУР.
    2. +2
      29 июля 2024 19:48
      Немецкие fi-103 и челомеевский р-10 летали гораздо быстрее, около 650 км/ч и несли 1 т. взрывчатки. За цену одного калибра можно построить 40 шт. этих изделий. Что гарантированно пробъет любую ПВО. Челомеевская фирма до сих пор существует в подмосковье..
  5. +2
    29 июля 2024 05:56
    . Предполагаемый облик БПЛА-камикадзе «Герань-ПуВРД»

    Мне кажется такие большие крылья для скоростей в 400 км/ч не нужны. Герань с ПуВРД - это практически крылатая ракета. И крылья можно сделать поменьше.
    1. +1
      29 июля 2024 20:01
      Цитата: Stas157
      И крылья можно сделать поменьше.

      Как вариант: Б/Ч или топлива побольше. Выигрыш такого варианта м.б. в том, что не надо заново проектировать планер, с его начинкой в виде навигации и управления. Хотя бОльшая скорость требует другого аэродинамического профиля, по идее.
  6. +3
    29 июля 2024 06:38
    Это позволит, как увеличить запас топлива в фюзеляже БПЛА, а значит и дальность его полёта, так и снизить заметность в радиолокационном диапазоне длин волн
    Насчёт его заметности в радиолокационном диапазоне не согласен совсем. Двигатель, закреплённый над фюзеляжем будет кричать во весь голос: "Вот он я! Я уже лечу к вам!". Да и тепловой след у такой машинки на радость любой ПВО будет весьма и весьма значительным. Такие двигатели вообще бред какой-то. Пережиток
    1. 0
      29 июля 2024 07:07
      Да...движок не "айс" ! Но есть существенный плюс , который может "перечеркнуть" иные минусы ! Это простота и дешевизна ! Хочется верить,что в России производство ПуВРД организовать будет проще. чем ДВС или микроТРД ! Но ПуВРД -движок для "дешёвок"...Для более продвинутых БПЛА нужны турбореактивные микро и мало-габаритные движки ! Если верить последним сообщениям ,в России разработаны
      и постепенно налаживается производство малогабаритных газогенераторов !
    2. -2
      29 июля 2024 11:12
      Михель, вы считаете украинцев тупыми? Они не знают про тепло из сопла ПуВРД? Разве нельзя предположить, что их будут запускать с близкого расстояния, ну скажем, от 10-15 км от ЛБС. Думаю, что и в США и на Украине, думают как снизить тепловой след от этих двигателей.
      1. +1
        29 июля 2024 11:50
        Михель, вы считаете украинцев тупыми?
        Я считаю тупыми тех, кто достает из нафталина ПуВРД и пытается из него вылепить супердвигатель
        1. +4
          29 июля 2024 12:30
          Михель, из него не собираются делать супер двигатель! Из него делают простой и дешёвый!
      2. +2
        29 июля 2024 12:29
        Современные технологии перемещения в сплошных средах основываются на отбросе масс .Вопрос как получить гиперскоростной уровень отброса этих масс и получить опорный поток самого эффективного уровня. Т.е каким должен быть уровень спектра плазмы сгораемого топлива и отбрасываемого как так наз. массы. В общем это вопрос фундаментальной физики и уже не аэродинамики ,а электромагнитных процессов. И тут вопрос не в тупости тех или других ,а в том кто все- таки найдет решение и теоретические обоснования таких процессов.
    3. +2
      29 июля 2024 12:50
      Да и тепловой след у такой машинки на радость любой ПВО будет весьма и весьма значительным.
      ну и пусть стреляют, посмотрим у кого быстрее ракеты кончатся
    4. 0
      29 июля 2024 18:52
      Цитата: Голландец Михель
      заметности в радиолокационном диапазоне не согласен совсем. Двигатель, закреплённый над фюзеляжем будет кричать во весь голос: "Вот он я! Я уже лечу к вам!"
      У такой здоровой приблуды как Фау-1 двигатель размером с ракету "Град", и велика ли от него засветка? Тратить на такую дешевку как "Град" ракету Patriot или даже AIM-120, какой вооружен NASAMS, жаба задушит. А даже если не задушит, тратить миллионную ракету на дрон в пару тысяч баксов, да пусть даже пару десятков тысяч, экономика еще та.
      Цитата: Голландец Михель
      тепловой след у такой машинки на радость любой ПВО будет весьма
      Вот представьте, Вы темной ночью пытаетесь на фоне черного неба увидеть через оптику "Стингера" выкрашенный черной краской дрон, летящий на скорости 600 км/ч (рабочая скорость Фау-1) на высоте 200м, чтоб тепловая головка могла захватить его на сопровождение. Ну и велики шансы? Конечно можно шмальнуть ракетой в сторону звука (кстати, гудели Фау знатно), в надежде что захватит, но вероятность невелика.
      1. +2
        29 июля 2024 19:35
        велика ли от него засветка?
        Велика. И даже очень!
        Вот представьте, Вы темной ночью пытаетесь на фоне черного неба увидеть через оптику "Стингера" выкрашенный черной краской дрон
        Вообще-то, это все пытается увидеть не человек, а теплопеленгатор, который "видит" не только пламя из сопла двигателя, но и тепловое излучение от трения обшивки машины о воздух
    5. 0
      29 июля 2024 19:50
      что мешает запускать миниатюрные ложные цели с таким же минипуврд с простейшим прямолинейным вектором полета прямо с боевых дронов.
      1. 0
        5 августа 2024 02:09
        что мешает запускать миниатюрные ложные цели с таким же минипуврд с простейшим прямолинейным вектором полета прямо с боевых дронов.
        ЦЕНА. По цене он приблизится к стоимости той же ЗУР. Да и найдут средство ПВО подешевле: теплопеленгатор такие дроны за много км увидит.
  7. +7
    29 июля 2024 06:49
    Его основным отличием от других типов реактивных двигателей является практически полное отсутствие движущихся частей.

    С фантазией у автора хорошо, а вот с материальной частью гораздо хуже. У "классического" ПуВРД как раз подвижные узлы есть - это клапан. Бывают ПуВРД с одноклапанной камерой сгорания (клапаны
    на входе), с двухклапанной камерой сгорания (клапаны на входе и выходе из камеры).
    А двигатель, у которого совсем нет подвижных деталей - это импульсный реактивный двигатель. В литературе встречаются и другие названия - бесклапанные ПуВРД, U-образные ПуВРД, ПуВРД с аэродинамическим клапаном. Как раз такой двигатель WAVE и разработала. Судя по доступным фотографиям и описаниям, двигатель представляет собой вариант с эжекторным наддувом - встроенный в камеру сгорания эжектор, осуществляющий наддув за счёт энергии обратного тока выхлопных газов в камеру сгорания для уменьшения потерь в аэродинамическом клапане. На входе двигатель имеет профилированный канал, выполняющий роль аэродинамического клапана, и кольцевой канал эжектора для обратного тока выхлопных газов.
    1. 0
      29 июля 2024 18:57
      Цитата: Frettaskyrandi
      У "классического" ПуВРД как раз подвижные узлы есть - это клапан.
      Флажки чуть не из кровельной жести, подвешенные на осях из проволоки, и никакого привода. Советский пятиклассник на уроке труда справился бы с изготовлением пары-тройки таких флажков.
      1. -1
        29 июля 2024 19:58
        Цитата: Наган
        Флажки чуть не из кровельной жести, подвешенные на осях из проволоки, и никакого привода.

        Насколько помню, как раз с клапанами для ФАУ-1 немцы дольше всего и мучались. Там и нагрузки приличные и работает эта захлопка очень интенсивно. Короче жесть не подойдет. smile
      2. +1
        29 июля 2024 22:35
        Вы, извините, написали откровенную ерунду. Или Вы устройство по "Мурзилке" изучали?
  8. +1
    29 июля 2024 07:23
    Выбирать двигатель следует из конкретных достигнутых характеристик, но...
    Гитлеровский движок выглядит прогрессивнее новейших. Да, клапана, лишняя сложность, но и экономичность выше. А если добавить калильные свечи и электронный впрыск...
    На представленных моделях желательно иметь подключаемый воздухозаборник, открытый вперёд. Когда давление наддува станет выше давления в сопле... На земле он бессмысленный, но чем выше скорость, тем больше будет эффект.
    .
    Пусковой платформой должны быть винтовые самолёты, типа и-16 или чайки. Высокая скорость запуска снизит требования к тяге ракеты на земле, позволит подвозить БПЛА к полю боя в радиусе пары сотен км от аэродрома. Т.е. небольшое количество носителей смогут обеспечить прицельный удар на фронте в полтысячи км.
    Винтовые низколетящие самолёты мало заметны для ПВО. Корректируемый полёт БПЛА снимает требования к точности места и направлению пуска: эти носители можно сделать тоже беспилотными, что исключит потери живых пилотов...
    1. +1
      29 июля 2024 19:00
      Цитата: тоже-врач
      Пусковой платформой должны быть винтовые самолёты
      или невеликая эстакада на автомобильном шасси и пороховой стартовый ускоритель.
      1. +1
        29 июля 2024 19:54
        Цитата: Наган
        или невеликая эстакада на автомобильном шасси и пороховой стартовый ускоритель
        Ускоритель серийный от зур С300, для запуска сойдет и поднимаемый металлический каркас на полуприцепе 40 футовой фуры или ж/д платформы.
        1. 0
          29 июля 2024 20:01
          Слишком жырно от С300, хватит и от урагана
  9. +1
    29 июля 2024 07:24
    Чего гадать, нам остаётся только наблюдать что будет дальше, война хороший пинок в развитии, и по итогу останутся лучшие решения!
  10. +1
    29 июля 2024 07:29
    Жалко не сохранил скан журнала советских моделистов, там проект какого то школьника из 50х или 60х типа с пуврд бпла типа герани.
    1. +2
      29 июля 2024 10:36
      "Моделист-конструктор" 5/97 стр.17-19 https://djvu.online/file/vRjROv419pjDJ?ysclid=lz6nw4l36c971761061 .
      Обзорная статья В.Шпаковского https://topwar.ru/203161-modelizm-i-vojna.html?ysclid=lz6nnowwq2410166781
      1. +2
        29 июля 2024 10:46
        Поправка - год 67 "Моделист-конструктор" 5/67 стр.17-19

        А принцип такого движка известен более века. В детских игрушках патент 1891 года https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0 .

        https://yandex.ru/video/preview/5960146809168345370
  11. 0
    29 июля 2024 08:10
    Увеличивать скорость, с помощью ПуВРД, для БПЛА типа "Герань" - необходимо, так как одним из способов борьбы с ними и с БПЛА "Орлан" стали FPV-дроны. Борьба "снаряда и брони" продолжается.
  12. 0
    29 июля 2024 10:35
    Необходимо лишь волевое политическое решение, а также нужное для реализации этой цели финансирование, и...
    ... роботизиованные заводы.
  13. 0
    29 июля 2024 10:43
    ХПП добилось своего.
    Как Нато не кривилось, как не отлынивало от трат денег и мощностей, а Новою гонку вооружений запустили.

    А Роботизированные заводы..... в новостях иногда мелькает , у кого они уже есть.... увы, не у нас.
  14. +2
    29 июля 2024 12:13
    Интересно наблюдать ,что американцы изыскивают любые знания и быстро их внедряют. А в России десятки лет позиционирует разработки и ноль реакции. И здесь актуально привести пример с соплом Лаваля в котором можно кардинально увеличить скорость потока. А ведь это очень тесно связано с тем о чем говориться в статье.
  15. +1
    29 июля 2024 16:27
    Когда рак свистнет или когда на нас полетят тогда возможно и откроют опытно конструкторские работы по освоению средств для производства таких беспилотников. ИМХО.
  16. 0
    29 июля 2024 17:00
    Надо же, не так давно тоже об этом писал...С рисунками А.Шепса был материал.
  17. 0
    29 июля 2024 20:20
    Существует немалое число всяких разных движков разной степени дешевизны и эффективности. Но если эти движки не сделают какие-нибудь персы и не продадут нам сразу готовый завод, то всё традиционно ограничится опытными образцами. ЦИАМ и прочие лет 15 пытались родить за копейки всякие разные движки для беспилотников, сейчас ни движков, ни беспилотников. Не шибко умные скажут, что хватит и фпв-дронов, но вот ими не поразведываешь издалека, как умеют делать американцы своими глобал хоками
  18. +1
    29 июля 2024 20:43
    Расстояние полёта небольшое, но его можно значительно увеличить, если беспилотник запускать не с земли, а с самолёта целым роем, после набора большой высоты
  19. +1
    29 июля 2024 23:01
    У нас уже есть - ФАБ-250/500/1500/3000 с УМПК . Совместить ПуВРД с любым из этих комплексов и на выходе небольшая крылатая ракета небольшой стоимости с гораздо большей дальностью полета, чем просто с УМПК. Или воткнуть 1-2 разгонных ускорителей, для разгона и набирания высоты после сброса.
    А для малогабаритных,типа Гераней и иже с ними, уже давно нужен новый, более скоростной двигатель - вот малогабаритный ПуВРД им точно не помешает.
  20. 0
    30 июля 2024 16:29
    Это идеальное решение для управляемых планирующих авиабомб класса 1000 кг и выше.
    Аэродинамически совершённый корпус, использующий корпус ФАБ как каркас и ПуВРД "на спине". Получаем в сумме огромную поражающую начинку, максимальную дальность и дешевизну.
  21. 0
    31 июля 2024 06:17
    Цитата: DenVB
    Уязвимость для огня МЗА, в основном.

    Известен ли текущий процент потерь Гераней от МЗА?
    Есть ли вероятность резкого снижения потерь от огня МЗА Гераней с ПуВРД на тех же высотах?

    спасибо.
  22. 0
    9 августа 2024 01:04
    В настоящее время предполагаемый вариант развития событий боевого соприкосновения наших войск с противником, который может приближаться к реальному, можно сформулировать, как тактику атаки с воздуха в виде применения облачного количества БПЛА противником по нашим позициям.

    В данной ситуации, эффективным тактическим противодействия облачной атаки БПЛА может служить роботизированный комплекс проекта «Рубин», способный прикрыть оборонительные или наступательные действий наших войск путем создания бесполётной зоны в пространстве разрушающего типа.

    Возможности роботизированного комплекса проекта «Рубин» достаточно широки, которые меняют тактику ведения современного боя, в частности он сможет на протяжении неограниченного времени в локальном или на протяженном участке воздушного пространства создать тотальную «мертвую» зону разрушающего типа для всех воздушных объектов технологического или биологического вида.
    Роботизированный комплекс проекта «Рубин» может быть размещен на колесной, гусеничной базе, а в зависимости театра военных действий и на воздушно подушке.

    В принципиальной возможности проекта «Рубин» нет ограничений, где создавать мертвую зону, либо на высоте 0-200 м. над данным участком местности, или в заданном участке воздушного пространства со сферой эффективного поражения порядка 500 м протяженностью несколько километров на высоте до 10 000 м.

    В городской обстановке проект «Рубин» в полной мере сможет гарантировать поражение всех активных точек противника с частотой выстрела снайпера.
    В уличных условиях при оперативной динамике целеуказания, потери штурмующих подразделений практически будут сведены к нулю.
    При зачистке населенных пунктов от врага проект «Рубин» представит нашим штурмующим соединениям более широкий простор для маневра и сокращение времени для выполнения поставленных задач.
    И при использовании тактики «Воздушного тоннеля» проект «Рубин» эффективно будет поддерживать наш спецназ от ЛБС до 20 км. вглубь противника, что позволит каждые сутки двигать ЛБС практически от км и более.

    Тактика ведения современного боя с применением проекта «Рубин» будет наиболее результативным средством в борьбе с облачной атакой БПЛА противником, и новым подходом к ведению боевых действий на линии соприкосновения или других в случаях.
  23. 0
    29 августа 2024 11:31
    Сейчас со всей очевидностью можно говорить о том ,что существуют два реальных и фундаментальных решений которые полность меняют архитектуру и алгоритмы процессов в турбине и процесса работы сопла Лаваля.Говорить о модернизации не получается поскольку процессы движения потоков сплошных сред дополнены важнейшим параметром .
  24. 0
    12 сентября 2024 07:22
    Очень шумный и очень горячий! Из преимуществ может стать его надёжность, простота и насыщенность в войсках. Но акустический и инфракрасный сигнал от него может свести на нет его преимущества.
  25. bar
    0
    29 сентября 2024 11:57
    Автор забыл про один существенный недостаток ПуВРД - жуткий шум, издаваемый ими при работе. Для небыстрого беспилотника весьма некстати, если его будет слышно ещё из-за горизонта.