Рынок оружия, «Топ-100» от SIPRI

11
Несколько дней назад Стокгольмский институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute – SIPRI) объявил об окончании работ по анализу рынка вооружений в 2011 году. Результатом этих изысканий стал список из ста с лишним компаний и организаций военно-промышленной отрасли, распределенных по объему продаж. При этом в список вошли компании всего мира, за исключением Китая. Дело в том, что эта страна засекречивает почти все данные о строительстве техники и вооружений для себя, а также о продаже третьим странам. Естественно, в таком случае успехи китайских производителей оборонной продукции просто не могут быть объективно представлены в рейтинге. Кроме собственно рейтинга «Топ-100» также были опубликованы и общие выводы о состоянии международного рынка вооружений и военной техники.

Прежде всего, сотрудники SIPRI отмечают небольшое сокращение рынка. Хотя за период с 2002 года общий объем военно-технического рынка вырос в полтора раза, в 2011-м продажи вооружений в денежном отношении уменьшились примерно на 5%в сравнении с 2010 годом. Причин тому несколько. Это и финансовые проблемы различных стран, не позволяющие наращивать или даже сохранять текущие затраты на оборону, это пересмотр оборонных доктрин и т.д. Кроме того, на сокращении производства и продажи вооружений сказалось изменение обстановки в Афганистане и Ираке. В последние годы, несмотря на регулярные столкновения и бои, обстановка в этих странах медленно, но верно нормализуется. Как результат, уменьшается расход боеприпасов и потери вооружения или техники. Наконец, несколько миллиардов долларов у рынка «украли» санкции в отношении некоторых стран, например, Ливии.

Распределение долей рынка между компаниями различных стран претерпело изменения, но в целом осталось прежним. Так, 44 фирмы из Соединенных Штатов, попавшие в рейтинг, производят порядка 60% от общего количества вооружения, продаваемого всеми компаниями-участниками «Топ-100». Еще 29% приходится на три десятка западноевропейских организаций. Примечательно, что помимо ста самых успешных компаний в рейтинг «вне конкурса» попали еще 19 фирм. Дело в том, что они являются структурными подразделениями более крупных концернов и корпораций, но при этом и сами по себе имеют достаточно большие доходы. Они не имеют собственных мест в рейтинге, а их расположение в сводной таблице определено в соответствии с уровнем доходов.

Первая тройка «Топ-100» от SIPRI уже несколько лет не претерпевает серьезных изменений. В 2011 году больше всех заработала американская корпорация Lockheed Martin, продавшая продукции военного назначения на 36,27 миллиарда американских долларов. Стоит отметить, военные изделия обеспечивают 78% от всех доходов «Локхид-Мартин». На второе место в 2011 году поднялась американская компания Boeing с доходом в 31,83 миллиарда («военные» доходы – 46% от общего числа). Тройку лидеров замыкают англичане из BAE Systems. Этот концерн в 2011 году заработал на три с лишним миллиарда меньше, чем в 2010-м, и в результате доход в 29,15 миллиарда долларов не позволил сохранить второе место. Наиболее успешным структурным подразделением большей фирмы в 2011 году оказалось BAE Systems Inc. – британское отделение международного гиганта с третьего места в общем списке. С доходом в 13,56 миллиарда эта организация могла бы занять девятое место в «Топ-100».

В сотню лучших оборонных предприятий и их структурных подразделений попало лишь восемь российских компаний. Лучшая из них – Объединенная авиастроительная корпорация – поднялась с 21-го (2010 год) на 18-е место, продав за 2011 год продукции на 4,44 миллиарда долларов. Почти на миллиард долларов отстает концерн ПВО «Алмаз-Антей»: с годовым доходом в 3,66 миллиарда он опустился на два места и остановился на 22-й позиции. «Вертолеты России», в свою очередь, увеличивали объемы продаж и с доходом в 2,56 миллиарда поднялись на 40-е место. Объединенная двигателестроительная корпорация, заработав 1,33 миллиарда, прочно занимает 60 место, немного улучшив свою позицию. Самый большой рост из всех российских компаний в 2011 году показал нижнетагильский «Уралвагонзавод». За год его доход увеличился с 730 до 1200 миллионов долларов. Такой скачок помог подняться с 91 на 64-е (!) место в общем рейтинге. Список российских самостоятельных организаций в «Топ-100» от SIPRI замыкает концерн «Радиотехнические и информационные системы». Его доход в 1,05 миллиарда долларов обеспечил 69 место в рейтинге. Стоит отметить, концерн впервые попал в список лучших производителей продукции военного назначения.

Самой успешной из российских компаний, входящих в состав более крупных организаций, оказалась фирма «Сухой». Благодаря продаже авиационной техники общей стоимостью в 2,63 миллиарда долларов, эта компания могла бы быть на 39-м месте рейтинга. Корпорация «Иркут», как и «Сухой» входящая в состав Объединенной авиастроительной корпорации, заработала в 2011 году 1070 миллиардов и могла бы «подвинуть» с 69 места концерн «Радиотехнические и информационные системы».

В общей сложности российские компании, попавшие в «Топ-100», в 2011 году продали вооружения и военной техники на 12,94 миллиарда долларов, что на 1,7 миллиарда больше, чем в предыдущем 2010 году. Как видим, прошлогодние успехи в области продажи вооружения были обусловлены постепенным увеличением как государственных закупок, так и экспортных контрактов. Текущая тенденция еще больше проявится в следующем докладе о ста лучших производителях вооружений, в котором будет описана ситуация на рынке в прошлом 2012 году. Однако этот доклад появится лишь через год, поскольку качество анализа напрямую связано с затратами времени.

Вероятно, в «Топ-100» за 2012 год российские компании улучшат свои позиции, но о вхождении в десятку лидеров пока говорить не приходится. Прежде всего потому что все доходы российских организаций за 2011 год находятся на уровне компаний, занимающих в рейтинге девятое-десятое место. Вряд ли какая-либо из российских объединенных корпораций сможет в течение пары-тройки лет достичь таких же показателей, какие дает почти вся отрасль. Одновременно с этим стоит отметить, что почти все компании с первых 10-20 мест рейтинга имеют контракты с вооруженными силами США и стран НАТО. Несмотря на все сокращения, эти государства до сих пор продолжают вливать в свою оборону большие деньги, из-за чего компании-поставщики сохраняют стабильно высокие доходы. В результате семь компаний из первой десятки базируются в Соединенных Штатах – стране с самым большим военным бюджетом в мире.

К сожалению, в «Топ-100» от SIPRI не учтены достижения китайских оборонных предприятий. По различным оценкам, та же корпорация Norinco могла бы претендовать на место не ниже двадцатого. Однако Китай традиционно засекречивает все подробности своего перевооружения, в том числе и финансовые. Поэтому Norinco, Shenyang Aircraft Corporation или China Shipbuilding Industry Corporation, при всем своем высоком потенциале, не участвуют в общем рейтинге. Помимо Китая в примечаниях к общему рейтингу отмечены и другие страны, в качестве примера которых приводятся Казахстан и Украина. По мнению аналитиков SIPRI, у этих государств есть крупные оборонные предприятия с хорошим доходом. Тем не менее, эти компании не публикуют достаточное количество данных и так же, как и китайские, не могут быть включены в рейтинг ста лучших фирм.

В целом, результаты торговли оружием в 2011 году продолжают имеющуюся тенденцию с отсутствием каких-либо серьезных изменений. Общие цифры продаж растут или падают незначительно, а большим скачком вверх по рейтингу на несколько десятков мест могут похвастаться только две фирмы: российский «Уралвагонзавод» и японская Kawasaki Heavy Industries. Что касается новых игроков на рынке, то в сотню лучших в 2011 году вошло только восемь компаний, в том числе и одна российская. Так что при сокращении общих объемов рынок вооружения и военной техники в 2011 году почти не менялся. При определенных обстоятельствах это явление может превратиться в серьезную тенденцию, которая, в свою очередь, вполне способна помочь производителям той или иной страны увеличить свою долю рынка и доходы.

Сводная таблица: http://www.sipri.org/research/armaments/production/Top100
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    26 февраля 2013 10:49
    оружие и еда-вот 2 вещи,которые всегда пользовались и будут пользоваться спросом
    1. +3
      26 февраля 2013 15:40
      О, Вы забыли медпрепараты. А вообще краеугольным камнем доходов различных корпораций и бизнес-кланов являются оружие, наркотики и проституция.
    2. 0
      26 февраля 2013 15:56
      Топливо надо добавить в любых его проявлениях,а так согласен!
    3. +1
      26 февраля 2013 17:53
      Будь в тройке лидеров Российские компании, то подняли бы шум про агрессивную, милитаризированную Россию продающую смерь по всему миру...
    4. Kir
      0
      26 февраля 2013 18:41
      А продукция лёгкой промышленности. чего не в счёт, конечно согласен без "дубинки" и жратвы никуда. но всё-же в особенности по нашему климату.....
    5. 0
      26 февраля 2013 20:43
      саша 19871987,дык если есть оружие , то будет и еда!!! wink laughing
  2. +2
    26 февраля 2013 12:00
    Судя по всему российские компании прочно засели в топ-100, возможно в будущем мы увидим их в первой десятке.
  3. +1
    26 февраля 2013 20:59
    Как-то не наглядно. Вот списочек бы с цифрами
    1. 0
      26 февраля 2013 22:20
      В конце ссылка.
  4. ko88
    0
    26 февраля 2013 22:54
    В прошлые годы американское правительство открыто оказывала давление на те страны которые оказывали желания купить российское оружие.
    1. 0
      1 марта 2013 12:19
      Слышал что-то подобное. В любом случае продажа оружия государствам - на 90% политический момент. Отсюда и большой объём продаж оружия странами НАТО, ибо маленькой не нужно "насаждение демократии" в случае отказа. А российское(китайское/корейское/японское/африканское в конце концов) оружие закупают страны с сильной экономикой, которые имеют силы послать США куда подальше.
  5. 0
    31 марта 2013 13:14
    Очень рад за нижнетагильский «Уралвагонзавод»!