«Рысь» ВДВ не товарищ

Воздушно-десантные войска подыскали российский аналог бронеавтомобиля «Рысь», который в настоящее время выпускается для нашей армии по итальянской лицензии. Вместо иностранных бронеавтомобилей IVECO военнослужащие ВДВ, скорее всего, перейдут на отечественную боевую технику производства «КамАЗа» – «Тигр» или «Тайфун». При этом «Тигра», который бы полностью удовлетворял потребностям воздушно-десантных войск, пока просто нет (хотя работы по его созданию будут окончены в ближайшее время), а «Тайфун» находится на стадии проведения опытно-конструкторских работ, так что говорить о нем можно лишь как об одном из возможных бронеавтомобилей ВДВ, но в достаточно отдаленной перспективе.

О планах по перевооружению российских военно-воздушных войск командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов рассказывал в рамках пресс-конференции, которая была организована РИА-Новости. Отвечая на вопросы присутствующих журналистов, командующий отметил, что по своим тактико-техническим характеристикам, бронеавтомобиль «Рысь» малопригоден к нашим условиям. Помимо этого генерал-полковник сослался на отсутствие понимания в вопросах эксплуатации, поддержки и ремонта бронемашин компании IVECO.


Переоценку бронеавтомобилей Iveco LMV, которые в российской армии получили наименование «Рысь» Шаманов напрямую связал с изменением в руководстве Минобороны России. По его словам, Сергей Шойгу достаточно ясно обозначил задачу – опираться на российскую оборонную промышленность. Таким образом, интерес ВДВ переместился в сторону «КамАЗа», однако в настоящий момент техника, производимая этим предприятием, военных не устраивает, от производителя ждут новых идей. Десантный вариант нового «Тигра-М» должен будет учитывать подъемные возможности отечественной транспортной авиации.

«Рысь» ВДВ не товарищ
Бронеавтомобиль "Рысь"

При этом Владимир Шаманов подчеркнул, что в воздушно-десантных дивизиях основной боевой единицей будет гусеничная боевая техника. К примеру, та же самая БМД-4М производства Курганмашзавода, которая в настоящее время все еще находится в разработке и не приступила к стадии государственных испытаний. Стоит отметить и тот факт, что требования Генштаба по увеличению живучести техники и безопасности десанта привели к тому, что потенциал БМД-4 практически полностью исчерпан. Так БМД-4М по своей массе находится на пределе возможностей военно-транспортной авиации. Вес данной боевой машины достигает 14,2 тонн. В тяжелый транспортный самолет Ил-76 помещается 3 БМД-4М, которые по габаритам входят впритирку, а десант при этом может находиться только внутри боевых машин. Однако ничего принципиально другого в течение ближайших 7-10 лет российский ОПК предложить просто не сможет, поэтому в случае успешного проведения госиспытаний ВДВ сможет согласиться на приобретение данных машин.

В то же время в десантно-штурмовых соединениях собираются создавать сегмент автомобильной боевой техники, на базе модернизированного «Тигра» или в перспективе «Тайфуна». Также глава ВДВ отметил перспективность работ над двухосной версией автомобиля «КамАЗ», который должен заменить в войсках снятые с вооружения автомобили ГАЗ-66. Речь идет об автомобиле КАМАЗ-43501, который в комплектации для ВДВ является десантируемым. По сравнению со снятым с вооружения ГАЗ-66, новый автомобиль обладает повышенной грузоподъемностью – выше на 1 тонну, а его возможности по буксировке выше сразу на 3 тонны. Надежность машины в 2 раза выше, а установленный дизельный двигатель мощнее, чем на ГАЗ-66. В ближайшие 2 года в интересах ВДВ должны закончиться работы по разработке десантируемой платформы, которая поможет использовать новые грузовые автомобили.

Стоит отметить, что несмотря на развернутую деятельность по отказу от техники иностранного производства Минобороны РФ не стало отменять приобретение вертолетов-«генераловозов» итальянского производства. Военные объясняют это тем, что вертолетов подобного класса в России просто нет. При этом, по оценкам редактора журнала Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, в качестве «генераловоза» итальянский AW139 будет явно предпочтительнее, чем отечественный Ми-8. Особенно при сборке итальянского вертолета в России, тогда его стоимость можно будет считать относительно низкой, а стоимость эксплуатации машины может быть существенно ниже, чем у Ми-8. При этом каких-либо технических рисков у AW139 меньше, чем у перспективного российского вертолета Ка-62, который еще не совершил ни одного полета.
БМД-4М

Но вернемся к «Рыси». Контракт на совместную сборку данного бронеавтомобиля в Воронеже Россия и Италия заключили в декабре 2011 года. Сумма данной сделки составила 1,5 млрд. долларов. До этого военные приобрели 4 подобных автомобиля и провели их испытания на полигоне, сравнивая с российскими аналогами. Тогда в Минобороны России отметили, что характеристики итальянских бронеавтомобилей выше, чем у машин, имеющихся на вооружении российской армии – в частности у отечественного броневика «Тигр», который производится компанией «Русские машины».

Ведомство тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова оценило потребность вооруженных сил в 3000 итальянских бронеавтомобилей. Однако на данном этапе судьба этого проекта во многом остается открытой. Россия уже получила 60 собранных бронеавтомобилей, еще 358 единиц законтрактованы и, по словам российских военных, данный контракт в любом случае будет выполнен. А вот о дальнейшем производстве стоит подумать.

По заявлению замминистра обороны России Юрия Борисова, итальянцы сообщали о том, что из 130 подрывов бронемашин Iveco в Ираке не было ни одного случая с летальным исходом для экипажа машины. По сведениям генерала это далеко не так. В то же время он признал, что в настоящее время именно бронеавтомобиль Iveco LMV является самым массовым бронеавтомобилем НАТО. Около 1300 таких машин эксплуатируется в итальянской армии, по 100-300 единиц имеется в армиях других натовских стран.
КАМАЗ-43501

В конце декабря 2012 года российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, который возглавляет правительственную военно-промышленную комиссию и занимается курированием вопросов ОПК страны, совершил рабочую поездку в Италию, где среди прочего решалась и судьба «Рыси», отверточная сборка которой, больше не устраивает Россию, которая хочет получить доступ к технологиям. По словам Дмитрия Рогозина, производство бронеавтомобиля переносится на Камский автомобильный завод (КамАЗ). При этом за 4 года уровень локализации производства машины должен составить порядка 80%, то есть практически вся бронемашина будет создаваться в России, за исключением ряда отдельных агрегатов и узлов. В настоящее время уровень ее локализации составляет едва 10%. В настоящее время с IVECO обсуждаются возможности по созданию совместного с «КамАЗом» предприятия. Итальянцы готовы к реализации данного проекта, но при минимальном заказе в 900 бронеавтомобилей.

Также Дмитрий Рогозин рассказал журналистам о том, что «Рысь» в российской армии не будет конкурировать с «Тигром». По его словам, бронеавтомобиль «Рысь» более компактный, он не такой широкий и не предназначен для ведения боевых действий – в нем нет бойниц. При этом у машины есть выдающиеся показатели по бронезащищенности экипажа. Смысл «Рыси» в том, чтобы быстро доставить личный состав на поле боя или наоборот – беспрепятственно и без повреждений провести эвакуацию бойцов.

В свою очередь «Тигр» – это бронеавтомобиль уже непосредственно для боевых действий. В нем больше места, он приспособлен для того, чтобы из него можно было вести ответный огонь. При этом Дмитрий Рогозин отметил, что, по крайней мере в нынешнем варианте бронезащита «Тигра» на ступень слабее.
Бронеавтомобиль "Тигр"

В настоящее время ситуация с бронеавтомобилями в России напоминает плохую комедию. В которой чехарда цифр, договоренностей и обещаний сменяет друг друга каждый месяц. В свое время еще при заключении приснопамятного контракта с итальянцами можно было предположить, что покупка иностранных бронеавтомобилей может подстегнуть российских производителей, придать им импульс к развитию, усилить конкуренцию. Сегодня можно констатировать – не очень то удалось. Прошлого начальника Генштаба Николая Макарова часто ругали за критику отечественной военной техники и оборонки. Однако новый начальник Генштаба Александр Герасимов также не стесняется открыто критиковать российскую оборонную промышленность.

Не так давно он высказывался о российском бронеавтомобиле «Волк», который многие называют достаточно перспективным. По словам Герасимова, машина по 12 показателям не соответствует тактико-техническому заданию. «Волк» создавался в рамках ОКР по проекту «Каратель-1». Завершение опытно-конструкторских работ по проекту должно было наступить еще в 2010 году. Однако на дворе 2013 год, а недостатки машины так и не были устранены, бронеавтомобиль не представлен на проведение повторных государственных испытаний. Враги в Минобороны (надо полагать Макаров и Сердюков), которые, по словам производителей, не давали машине пройти госиспытания, исчезли, однако на деле ничего не изменилось.


Источники информации:
-http://www.newsru.com/russia/25feb2013/tigr.html
-http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/novosti_vpk/d_rogozin_rys_i_tigr_ne_konkurirujut_mezhdu_soboj/2-1-0-574
-http://ria.ru/defense_safety/20130222/924189618.html
-http://pressria.ru/media/20130225/601425374.html
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти