Снова здорова

44
Снова здорова

Нашел тут в интернете анонс: в Московском государственном строительном университете Совет Федерации проведет парламентские слушания на предмет государственной политики по подготовке инженерно-технических кадров. Поначалу думал – схожу, послушаю. Отчетливо понимаю: тема-то важнейшая, особенно в области подготовки специалистов для «оборонки». Да и сам я выпускник МГСУ, хотя бы навещу свою alma mater. Но позже решил – не пойду. Потому что уверен: ничего нового для себя не услышу.

Сколько раз на протяжении многих последних лет я читал бодрые отчеты о заседаниях, посвященных этим проблемам на самом высоком уровне, или сам бывал на собраниях такого рода и слышал, что самые важные инвестиции в условиях объявленного в стране модернизационного процесса – это инвестиции в человеческий капитал, в улучшение образовательного процесса, приведение его к современным стандартам. Но слова, с каких бы высоких трибун они не говорились, почему-то расходятся с делом. Говорю это с полным осознанием ответственности за свои слова, говорю, как преподаватель, знающий проблемы образования изнутри.

Что я могу в очередной раз услышать на этих парламентских слушаниях? Отчеты представителей министерств о том, сколько миллиардов выделено на поддержку отдельных образовательных программ в сфере подготовки инженерно-технического персонала и, одновременно, сетования чиновников, что примерно половина выпускников не идет работать по специальности, а кадровый дефицит является основным вызовом отечественной экономики? Слезные выступления ректоров ВУЗов о том, конкурс на инженерные специальности минимальный, что учебным центрам не хватает денег на организацию образовательного процесса, обновление материально-технической базы, а промышленность и деловые круги не проявляют интереса к выпускникам их учебных заведений? Что тут нового, об этом постоянно говорят заинтересованные люди все последние годы.

Сам могу к этому добавить, что и в недавние советские времена профессия инженера особенным престижем не блистала, а уж сегодня и вовсе перестала привлекать массовый интерес молодежи. Понятно почему: и тогда и сейчас все дело в заработке. В советские времена простой рабочий мог заработать больше любого инженера, в этом заключалась идеологическая политика государства. А ныне, когда идеология отсутствует и все потребности регулирует рынок, молодой специалист, выпускник технического ВУЗа элементарно не востребован ни промышленностью, ни бизнесом, так как подготовлен он откровенно плохо, на уровне производства в лучшем случае конца прошлого века, что не отвечает современным требованиям. В реальном секторе экономики этот свежеиспеченный специалист неконкурентоспособен и потому никому не интересен.

Я понимаю, почему нынче федеральная власть так активно взялась обсуждать и даже пытаться решать эту проблему. Есть понимание того, что кому-то придется осуществлять технологический прорыв в условиях объявленной модернизации страны параллельно со вступлением в ВТО. И все это, подчеркну, в условиях признанного дефицита кадров в инженерно-технической сфере. Трудная задача, а уж для решения оборонных вопросов трудная в двойне. Где взять квалифицированных специалистов для ВПК, если их не хватает для гражданской промышленности? В моем понимании в оборонной промышленности должны работать лучшие из лучших. В нашем нынешнем случае выбирать придется лучших из худших. Безрадостный и бесперспективный выбор.

В такой ситуации я мог бы понять ректоров технических ВУЗов, если бы они сами, не дожидаясь указаний «сверху» взялись за модернизацию образовательного процесса, постаравшись максимально приблизить его даже не к потребностям сегодняшнего дня, но заглянув на перспективу, разработав хотя бы те же квалификационные стандарты для будущих инженерно-технических специалистов, о чем сейчас много и скучно говорят. Но вместо этого, я слышу совершенно другие предложения, на мой взгляд, ничего общего с учебным процессом не имеющие.

На минувшей неделе группа ректоров предложила ввести для студентов тех ВУЗов, где есть военная кафедра, прохождение срочной службы в войсках по три месяца в году в течение периода обучения. Ничего не имею против срочной службы, сам служил «срочную» два года и считаю, что для молодого мужчины лучшей школы жизни не найти. Но не понимаю, что ректорская инициатива даст и армии и студентам. В каком качестве они придут в войска и для чего? Если офицерами – это полный бред, потому что студенты к этому не подготовлены, особенно студенты младших курсов. Если экскурсантами, с целью ознакомления с образцами военной техники, - тоже абсурд: для этого не нужно служить, достаточно просто посетить воинскую часть без отрыва от учебного процесса. Для армейских подразделений эти люди тоже станут проблемой. Их надо где-то селить: разместить трехмесячных «срочников» в одной казарме с остальными просто рискованно, да и ни в один боевой расчет их включить невозможно – через три месяца каждого такого бойца придется заменять и заново обучать. Кому нужна такая чехарда!

И, наконец, в чем тогда смысл военной кафедры в институте, которая существует как раз для того, чтобы готовить достойных специалистов военного дела, приносящих пользу своему Отечеству. И если возникла потребность в таковых, то их надо призывать после окончания ВУЗа, но уже офицером, досконально знающим свою специальность.

Мне кажется, что такие предложения идут от безысходности, от непонимания того, куда двигаться дальше, какие решения принимать и чем, вырабатывая их, руководствоваться. Отправить молодых людей в казарму самое простое, что можно было придумать и на порядки сложнее подготовить из них первоклассных, современных специалистов, в которых нуждается страна.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сынок
    +1
    26 февраля 2013 09:35
    Новое - забытое старое...
  2. +6
    26 февраля 2013 09:37
    Статья на злобу дня. Согласен с автором, еще бы добавил, что кроме техн. специальностей в ВУЗах правительству необходимо обратить внимание на техн. сец- ти техникумов и училищ и самое главное наладить наконец-то связь выпускников с реальным производством.
    1. +5
      26 февраля 2013 11:05
      Цитата: Predator-74
      правительству необходимо обратить внимание на техн. сец- ти техникумов и училищ

      токарей-универсалов (фрезеровщиков) не то что нормальных, даже чтоб до 3 разряда на самом деле дотягивали нет вообще, толковые опытные мужики все пристроены и зарабатывают их не переманишь, тоже самое с слесарями-ремонтниками, приводистами. Работать некому............... am
      1. +2
        26 февраля 2013 12:32
        kostella85,
        Как некому? Экономистам и юристам, их наверно больше чем надо в разы и
        это я лично наблюдаю очень часто в последнее время. Вот вам последствия реформ в системе образования.
    2. С_мирнов
      +1
      26 февраля 2013 16:14
      "наладить наконец-то связь выпускников с реальным производством." - дык реального производства то раз, два и обчелся. Строятся только торговые центры и церкви. А не там, не там инженеры не нужны! Сокращаем ВУЗы - экономим деньги бюджета (не так заметна неэффективность госаппарата), уменьшаем количество образованных граждан - получаем толпу потребителей!
      Все сходится!
    3. +2
      26 февраля 2013 19:34
      полностью согласен с Вами . Нас , которые учились и заканчивали техникумы и институты , в советское время распределяли . Конечно сейчас и тогда сравнивать некорректно , но можно сделать проще . Взять к примеру отрасль в которой я работаю : тяжелое машиностроение . есть у нас в городе ВУЗ выпускающий специалистов по нашему профилю , но на завод идти никто не хочет . Получают диплом и в лучшем случае идут очередным менеджером в какую - нибудь фирму по продаже чего - нибудь . Самое страшное то , что процентов 25 учились на бюджетных местах . Получается государство их учило по специальности , а они наплевали . Может сделать так : на бюджетные места принимать только тех , кто еще до поступления в ВУЗ подпишет контракт с предприятием , обязывающий отработать на нем не менее пяти лет . Так будет честнее , чем выпускать специалиста по металлообработке или металлургии , которые будут работать в заборостроительной фирме .
      1. +1
        26 февраля 2013 23:42
        Старшина, проходили у нас в Казахстане контракты с предприятием, кидают выпускники, потом через суд выплачивают согласно решению суда в год по копейке. А качество подготовки такое, что предприятие через год само отказывается от услуг молодого спеца. В конце концов предприятия просто не заключают контрактов, т. К. За плаченные деньги не получают того, что нужно. Проще поискать на рынке труда готового спеца с опытом работы - что- нибудь да найдешь.
        Нужно как-то увязать так, что бы прибыль предприятий сказывалась на доходах ВУЗа, и наоборот. Что бы ВУЗы получали какую- то часть прибыли от дохода, которую приносят спецы предприятию, подготовленные этим вузом.
  3. +14
    26 февраля 2013 09:39
    Как только появилось слово ПЛАТНОЕ исчезло слово ОБРАЗОВАНИЕ...Особенно в московских ВУЗах...Сам когда то искал инженеров строителей для работы...Дипломов насмотрелся...а специалиста пришлось брать из Курска...
    1. +3
      26 февраля 2013 10:17
      Цитата: domokl
      Как только появилось слово ПЛАТНОЕ исчезло слово ОБРАЗОВАНИЕ

      Я не сноб, но, к примеру, к врачам выпуска после 1991 года - не обращаюсь. Здоровье (хоть и с дефектами) лучше. чем его полное добивание. С этого времени как раз и пошли всякие...контрактники...дальше взятки за зачет-экзамен - и пустота в голове в сочетании с руками из нехорошего места. Даже на Западе об этом хорошо знают. Знакомые - семейная пара врачей- поехала на заработки в Чехию. Его взяли с ходу, ей предложили годик подучиться. ВУЗ заканчивали один и тот же, с разницей в два года. У мужа - советский диплом, а у жены -уже украинский....
      1. +5
        26 февраля 2013 12:08
        Хи-хи...
        в советское время сколько крику было - наши дипломы не востребованы за границей.
        Это и была одна из причин - реформирования образования. Введения этой системы..болоневой..
        И что?
        Специалистов еще советского обучения - переманили туда. Сами остались с болонской системой. Как болонки короче - красивые, все в рюшечках - и такие же блондинки.
        Ичто? Дочь..дополнительно обучилась в Германии
        Потому что..дипломы российского образца - не востребованы!!!

        Вопрос - Н А Х Р Е Н А? рушили лучшую в мире систему образования.
        Кто ответит? И когда?
        1. Сынок
          0
          26 февраля 2013 17:50
          "Кто ответит? И когда?"

          Мне, хотелось бы дожить...
  4. +6
    26 февраля 2013 09:41
    А что еще мы могли получить, когда Фурсенки и Сердюковы столько лет не то что не делали ничего хорошего, а просто наглым образом разваливали армию и образование?
  5. негоро
    +1
    26 февраля 2013 09:43
    Похоже происходящее в стране понимает только власть,чем выше сидят тем понятнее.Непонимание же происходящего в стране простым населением только множится и похоже накопление критической массы этого непонимания будет только ускоряться.И можно сколько угодно кричать:"Машинист! Впереди рельса лопнула..."Там похоже "космонавты"
  6. +15
    26 февраля 2013 09:47
    Где взять квалифицированных специалистов для ВПК, если их не хватает для гражданской промышленности?

    У нас и промышленности, собственно, нет. К сожалению... С инженерами вообще - засада... Одни только юристы, экономисты.Одни учатся, чтобы грамотно стырить. Другие, чтобы грамотно отмазать перед законом первых. Вот и вся промышленность с экономикой...
    1. +3
      26 февраля 2013 10:47
      Цитата: IRBIS
      Одни только юристы, экономисты.

      Привет Саша! Что самое парадоксальное 90% из этих "профессионалов" либо безработные,либо работают не по специальности.ТВ сделало свое дело показывая красивых и успешных request
      1. +3
        26 февраля 2013 11:11
        У меня один банкир(специальность банковское и биржевое дело) подсобником все лето на стройке работал, потом решил по специальности работать, ушел в нефтегазовый бизнес - заправщиком на АГЗС!!!! fellow laughing good
      2. Ванёк
        +4
        26 февраля 2013 11:22
        Цитата: Александр романов
        Что самое парадоксальное


        Я по первому - Газоэлектросварщик 4-го разряда. По второму Экономика и Управление на Гос. Предприятии.

        Работаю блин экспедитором. laughing

        Всё путём.
      3. +2
        26 февраля 2013 11:44
        Привет, Александр! Самое интересное то, что никто из этих безработных "гайки крутить" не идет. Все ждут манны небесной...
        1. Ванёк
          +1
          26 февраля 2013 11:48
          Цитата: IRBIS
          Все ждут манны небесной...


          Лучше дома сидеть, чем дворником тем-же за 13-15 тыр. работать. Когда можно работать за 13-15 и в это-же время работу искать.

          Александр hi
      4. +1
        26 февраля 2013 13:47
        Цитата: Александр романов
        Что самое парадоксальное 90% из этих "профессионалов" либо безработные,либо работают не по специальности.

        Так ведь при СССР был госзаказ на специалистов, и обязанность отработать по специальности определенное количество лет. И ПРАВИЛЬНО! Государство за свой счет учило - отработай хоть малую часть! И все трудоустроены были, опыта набирались! И перспективы у молодежи потом были. Так ведь начались вопли "А где свобода и права человека?" Ну вот получили свободу - сидеть без работы!
    2. Ванёк
      +4
      26 февраля 2013 11:06
      Цитата: IRBIS
      Где взять квалифицированных специалистов для ВПК, если их не хватает для гражданской промышленности?


      Отменить в ВУЗах платное образование!

      В ВУЗах сейчас кто? Правильно те кто могут платить. Мама, папа платит - он (она) учится. За вступительные заплатили - прошёл, зачёт - пожалуйста - бабло. А тот кто не может платить не могут учиться в ВУЗе. Он вступительный экзамен сдаст НЕ ДЕНЬГАМИ, а головой. Но не может т.к. дальнейшее обучение платное.

      С головой ребят не так уж и много и учиться они и идут в ПТУ. А кошельков, подавляющее большинство и учатся в ВУЗах.

      Отмени платное в ВУЗе - и пожалуйста инженеры, те которые с головой. А в ПТУ пойдут кошельки, их много. Отсюда слесарь, токари. Так как кошелёк ни за что в жизни не сдаст входной экзамен в ВУЗ.

      В принципе всё просто, НО! Бабло правит бал.
      1. +4
        26 февраля 2013 11:50
        Согласен! Учиться должны те, кто имеет мозги. Деньги не должны определять возможность гражданина страны получать достойное образование. Ввести в технических ВУЗах бесплатное обучение, но с обязательным последующим распределением и отработкой в течении пяти лет. А кто хочет учиться "элитным" профессиям, не имея при этом мозгов, - милости просим за большие деньги!
      2. +1
        26 февраля 2013 16:34
        Ванёк
        Отменить в ВУЗах платное образование!

        Полностью согласен!!! Образование должны получать те, кто способен усвоить знания и применять их на практике. А сегодня только оплата диплома, и не более crying
      3. +1
        26 февраля 2013 19:14
        Цитата: Ванёк
        А в ПТУ пойдут кошельки, их мног
        Не-а,не пойдут.Найдут другую синекуру,но к станкам-ни за что!!!!Но и мы все не правы в том,что говорим своим детям сразу,как в школу начинают ходить-"Учись,а то будешь гайки крутить на заводе"(вариантов масса,но суть такая же) и каждый стремится,чтобы чадо училось,да потом не особо напрягаясь,хорошие денежки зарабатывало...Ну и откуда мы возьмем инженеров или рабочих?
    3. +3
      26 февраля 2013 11:33
      Засада с высококвалифицированными рабочими. Токарей, инструментальщиков сейчас днем с огнем не найдешь. Да и чем их заманит ВПК. Читал объявления о наборе на работу на патронный завод в Туле: там предлагают на рабочих специальностях 10-12 тысяч рубликов в месяц и это если у тебя минимум 5-ый разряд. request
      1. Ванёк
        +1
        26 февраля 2013 11:38
        Цитата: ronin
        предлагают на рабочих специальностях 10-12 тысяч рубликов в месяц


        В этом-то и беда.
      2. +2
        26 февраля 2013 12:15
        Цитата: ronin
        о наборе на работу на патронный завод в Туле: там предлагают на рабочих специальностях 10-12 тысяч рубликов в месяц и это если у тебя минимум 5-ый разряд.

        Про 5 разряд: такие требования потому, что разряды у всех 5-6 (давали на предприятиях всем подряд, чтоб зарплату хоть немного поднять) а по навыкым, знаниям и умениям(согласно требованиям по ЕТКС) отсилы 2-3!

        А про 10-12 тысяч рубликов: даже у нас (самая нищая область в УрФО) нормальные: токаря-универсалы, слесаря-инструментальщики, слесаря-ремонтники, сварщики меньше 25-30 чысяч не зарабатывают !!!
        P.S. Ключевое слово- "зарабатывают"...
  7. +2
    26 февраля 2013 09:50
    "Ректоры" решили заработать очки? Вряд ли это выйдет. Слишком неумная идея.
  8. max-02215
    +2
    26 февраля 2013 10:23
    У нас и промышленности, собственно, нет.

    Но , после "реформ" и образования то же как то нет, то о чём пишет автор, как раз и есть плоды современной школы. Дочь закончила УГНТУ, так с обеих групп по специальности ни кто не смог найти работу. Более того за 5 лет обучения практики, как таковой не было, потому как остаткам промышленности нет желания воспитывать и учить кадры, нужно готового с опытом работы, а они постепенно будут кончаться. Нужно возраждать при сушествующих предприятиях систему ПТУ, ПТУ- завод-ВУЗ - грамотный инженер-специалист
  9. +1
    26 февраля 2013 10:24
    Чего велосипед изобретать,пусть преподаватели учиться начинают,повышают квалификацию.Чтобы новому научить надо это новое знать.Предприятия ,особенно при целевом обучении,могут выставлять требования к выпускникам,участвовать в экзаменах.Иначе производство и вузы будут "с разных планет".
  10. +2
    26 февраля 2013 10:27
    "Где взять квалифицированных специалистов для ВПК, если их не хватает для гражданской промышленности? "... а что у нас что то осталось... от промышленности.Что осталось из ВПК за Уралом... крохи.Все перетянули в Москву... и в какой-то мере мы наблюдаем такой "звездопад" в частности ракетной отрасли.Где стоят новые объекты ВПК только в Европейской части страны,но в Сибири есть и ресурсы и кадры...только кому они нужны...
  11. +4
    26 февраля 2013 10:33
    по своей работе знаю - кадров нет! не то что итров не хватает, простых операторов, слесарей нет! приходится самим обучать непосредственно на производстве.
    думаю самим предприятиям нужно содержать техникумы с последующим наймом выпускников (что то вроде длительного испытательного срока с обучением). Качество и главное современное обучение будет куда выше чем в независимых вузов, в которых зачастую преподают материал 30-50 летней давности, на современных наших производствах и техника иностранная, и методы другие, вузы зачастую не догоняют развитие технологий.
    1. +1
      26 февраля 2013 19:22
      Вот это абсолютно правильно!!!Очень грамотный подход.И кстати так и начинают делать.На моей малой Родине восстановили огромный завод(ВПК) и набирают людей на работу и обучают сами своих специалистов.И очень многие стали возвращаться на завод даже из Москвы(она от нас в ста км).И у людей появился оптимизм.
  12. +2
    26 февраля 2013 10:43
    Цитата: негоро
    И можно сколько угодно кричать:"Машинист! Впереди рельса лопнула..."Там похоже "космонавты"

    Хорошо сказано Андрей, я раньше думал, неужели там наверху не понимают простых и очевидных истин, потом понял, да действительно не понимают. Страшно далеки они от проблем, с которыми народ сталкивается каждый день, а если вдруг, случайно, они эту проблему заметят, то решают по принципу затыкания пробоины на корабле (в смысле сейчас заткнём, а когда придём на базу починим), только вот до базы то, можно не добраться.
  13. Larus
    0
    26 февраля 2013 10:43
    Удивил автор честно говоря.Этой власти умные и подготовленные не нужны,а ещё те,которые думать могут самостоятельно.Поэтому всё только на словах о заботе,а в реале всё закроют и будут выращивать потребителей недоучек.
    1. +2
      26 февраля 2013 12:00
      Цитата: Larus
      Этой власти умные и подготовленные не нужны,а ещё те,которые думать могут самостоятельно.Поэтому всё только на словах о заботе,а в реале всё закроют и будут выращивать потребителей недоучек.

      Дело не в этом. Просто до власти дошло, что технари как воздух нужны, а сделать ничего не может. За год их не нарожаешь, когда рабочий шельмовался последние 25 лет.
  14. +2
    26 февраля 2013 10:44
    проблема в том,что образованность и образование-две разные вещи,а по сути надо вспомнить советскую практику-учишься в вузе-будь добр,отработай потом лет 5 на благо родины,пришел с армии-есть возможность поступить на завод,отучиться там,работать... просто была хорошая система,которую похерили ельцин и прочие ки!!!!!!!!!!!!!!!
    1. UrRRy
      0
      26 февраля 2013 15:23
      советская система послевузовского распределения возможна только при восстановлении всей системы советской власти :)...вырвать лишь "распределение" невозможно: во-первых предприятия должны быть обязанны принимать выпускников - а если предприятие негосударственное и у него частные владельцы которые не хотят "котов в мешке" со стороны? Как заставлять? Ну а во вторых - в СССР студент как бы "учился в долг": бесплатное обучение он не оплачивал - но расплачивался потом "отработкой по распределению". Сейчас если он обучался на платном - он как-бы уже оплатил "товар" и никому за него не должен. Вводить распределение только для бюджетников - несправедливо: получиться более зажиточные и оплатившие учебу сразу - снова в выигрыше относительно тех кто беднее и учился на бюджетном...
  15. Atlon
    +2
    26 февраля 2013 10:53
    Прежде чем писать статью, автору не мешало бы всё таки сходить... А то: пойду, не пойду. А что там мне скажут? Да я и так всё знаю! Несерьёзно, бездоказательно, и глупо. Было бы интереснее почитать репортаж о событии, а не голословные инсинуации автора. Это моё ИМХО.
    1. +2
      26 февраля 2013 11:19
      Вот именно это я и подумал, прочитав пару предложений. Остальной текст просто пробежал глазами .Ничего нового.Все и так известно и понятно. но такая позиция автора ничем не лучше бездействия властей.
  16. +1
    26 февраля 2013 11:05
    В советские времена было много друзей -работали кто где,кто рабочим кто ИТР.
    Теперь на пенсии ,молодежь ни одного знакомого рабочего,-АУ где вы??
    Все менты,охранники,сторожа,в банках деньги считают,пожарники , и трутни (на себя по гаражам работают ,т.е. трудяги) Из знакомых трое от Армии косят,уже лет 10-15 скрываются.Может мне повезло ???? Сам отслужил и честно отработал Итр. Неужто у меня только так ??Может поменять место жительства??? laughing
    1. 0
      26 февраля 2013 19:28
      Цитата: krasin
      Все менты,охранники,сторожа,в банках деньги считают,пожарники , и трутни
      Так они все наши же дети.Или нет?Значит таких вот и вырастили.Это пусть соседский дурачок идет пашет,а мой пусть учится...Или я что-то путаю?Вот и получается,что чем меньше мы сами готовы на жертву,тем яростнее требуем ее от других...
  17. +3
    26 февраля 2013 13:17
    ]. В советские времена простой рабочий мог заработать больше любого инженера, в этом заключалась идеологическая политика государства.------------------------------а кто мешал инженерам заниматься изобретениями и рационализацией?мой дядька на этом нехило зарабатывал и никогда не жаловался.а если вы ,уважаемый аффтор"высидили" свой диплом-это ваша проблема.по-моему глупо в своей бестолковости искать идеологию.
  18. +4
    26 февраля 2013 15:51
    Студент стоит перед поликлиникой и думает
    как представлю каким я стану инженером, мне к врачу идти страшно
  19. Atlon
    +2
    26 февраля 2013 17:27
    Один мой знакомый (инженер) говорил: "Приходишь на защиту диплома, пол часа позора, потом трое суток пьянки, и ты инженер!"
  20. Phoenix Bird
    -2
    26 февраля 2013 18:26
    Цитата: Опасный
    А что еще мы могли получить, когда Фурсенки и Сердюковы столько лет не то что не делали ничего хорошего, а просто наглым образом разваливали армию и образование?

    Если их не уволил президент, значит они его устраивали.
  21. +3
    26 февраля 2013 20:40
    Репортаж о событиях в жизни. Свою военную службу закончил начальником кафедры в 2009г. До расформирования вуза в 2011г. работал на своей же кафедре доцентом. В настоящее время работаю в гражданском вузе доцентом. Следовательно состояние дел в военном образовании и гражданском знаю не по наслышке. Могу утверждать, что высшая школа на гражданке шагает сразу во все стороны одновременно, т.е. стоит на месте и самоликвидируется. Чрезмерное укрупнение гражданских вузов привело к полной потери управляемости учебным процессом. В военном вузе кафедре необходимо было определять место каждого занятия в учебном процессе, согласовывать со смежниками, даже примеры, рассматриваемые в ходе занятия должны были согласовываться. Цель была одна - качественно подготовить специалиста, заказанного командованием.
    В гражданских учреждениях заказа нет ни от кого. Чему хочешь - тому и учи. Главное пробудь в аудитории аудиторные часы вместе со студентами и выстави итоговые оценки. Учебный процесс держится только на чудаках профессорах и доцентах ведущих занятия за жалование (другое слово трудно придумать), например для должности доцента, ктн, доцента по кафедре 10000руб. (должностной оклад 5000р.). Кто ж туда пойдет работать кроме пенсионера или лихоимца?
    Какие могут быть разговоры о какой то реформе, если в качестве кардинальной меры оклад доцента повышен с мая с.г. до 6700р._
  22. +1
    27 февраля 2013 02:36
    Со статьей в целом согласен, но вот на счет казармы автор не прав. Думаю, что само нахождение в мужском коллективе, а так же распорядок дня, пробежки, ответственность, необходимость проявления смекалки и т.д. не повредят никому. А для этого казарма - отличное место.
  23. 0
    27 февраля 2013 08:52
    Тверичанка,Какие жертвы? Рубль во главе угла.Как в рекламе -бери от жизни все,-вот они и берут

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»