Истребительная авиация ПВО СССР в годы Великой Отечественной войны

30
Истребительная авиация ПВО СССР в годы Великой Отечественной войны

Истребительная авиация ПВО СССР времен Великой Отечественной войны сыграла ключевую роль в защите советских городов и стратегических объектов от вражеских авианалетов. Ее создание, развитие и применение стали неотъемлемой частью оборонной стратегии Советского Союза в борьбе против нацистской Германии.

Начало войны показало недостатки существовавшей системы ПВО. В первые месяцы вторжения вермахта немецкие бомбардировщики наносили значительный урон советской инфраструктуре. В этой ситуации потребовалось срочное усиление истребительной авиации, что привело к разработке и внедрению новых самолетов.



Одним из первых истребителей, применявшихся в противовоздушной обороне, стал МиГ-3. Этот самолет, разработанный в конце 1930-х годов, отличался высокой скоростью и способностью подниматься на большие высоты. Однако его маневренность на малых высотах оставляла желать лучшего, что затрудняло борьбу с немецкими истребителями. Тем не менее, МиГ-3 стал важной частью обороны Москвы на первых этапах войны.

Важную роль в развитии истребительной авиации ПВО сыграли самолеты конструкции А. С. Яковлева. В частности, Як-1 и его последующие модификации Як-7 и Як-9 стали основными истребителями, защищавшими советское небо. Як-1 отличался хорошей маневренностью и был относительно прост в производстве, что позволяло быстро наращивать численность истребителей на фронте. Як-7 и Як-9, являясь модернизированными версиями Як-1, имели улучшенные характеристики и вооружение, что делало их грозными противниками для немецких летчиков.

Не менее значимым для ПВО был истребитель ЛаГГ-3, разработанный конструкторским бюро Лавочкина, Горбунова и Гудкова. Этот самолет был одним из первых, полностью выполненных из древесины, что было актуально в условиях дефицита металла. ЛаГГ-3 обладал мощным вооружением, но его летные характеристики не всегда соответствовали требованиям фронта. Тем не менее, он стал основой для дальнейших разработок, таких как Ла-5 и Ла-7.

В свою очередь, Ла-5, созданный в 1942 году, стал настоящим прорывом в истребительной авиации ПВО. Оснащенный мощным двигателем АШ-82, этот самолет показал отличные результаты в боях на Восточном фронте. Ла-5 был способен противостоять немецким истребителям, таким как Bf 109 и Fw 190, на равных. Модификация Ла-5ФН, обладавшая еще большей мощностью и улучшенной маневренностью, стала одной из лучших моделей советской авиации времен ВОВ.

Другим важным для противовоздушной обороны СССР истребителем стал Ла-7, который появился на фронте в 1944 году. Этот самолет, являвшийся дальнейшим развитием Ла-5, отличался повышенной надежностью и улучшенными аэродинамическими характеристиками. Ла-7 активно использовался в завершающие годы войны и показал свою эффективность в многочисленных воздушных боях.

Применение истребительной авиации в Советском Союзе в ходе Великой Отечественной войны включало патрулирование воздушного пространства, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, а также непосредственное участие в воздушных боях. Истребители ПВО защищали крупные города от массированных авианалетов врага. Кроме того, они играли важную роль в поддержке наземных войск, прикрывая их от атак немецкой авиации.

Создание и развитие истребительной авиации в СССР в годы Великой Отечественной войны стали результатом колоссальных усилий советских инженеров, конструкторов и рабочих. Несмотря на сложные условия военного времени, им удалось создать боеспособные истребители, которые смогли противостоять мощной немецкой авиации. Такие самолеты, как Як-1, Як-9, Ла-5 и Ла-7, стали символом героизма и стойкости советских летчиков, внесших огромный вклад в победу над фашизмом.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    30 июля 2024 10:50
    Название темы и та куцая статейка,которая под ней,не соотаетствуют видео, которое приводится в конце. Видео о советском ПВО и вопросах применения американского ядерного оружия.
    А я уж было настроился на серьёзную статью кого-то из авторов...эх :(
    1. +1
      30 июля 2024 11:44
      Ну, это не статейка, это анонс к видое. Если есть видос, то как правило статьи даже и читать не стоит.
  2. 0
    30 июля 2024 11:00
    истребитель ЛаГГ-3
    Лётчики, переводя аббревиатуру ЛаГГ, шутили: "Летающий авиационный Гарантированный Гроб" wink
    1. 0
      30 июля 2024 11:15
      Лётчики, переводя аббревиатуру ЛаГГ, шутили: "Летающий авиационный Гарантированный Гроб"

      не только по ЛаГГу проходились но и по МиГу...
    2. -1
      30 июля 2024 11:32
      Михель, сколько можно нести этот бред про гроб??? Попробовали бы вы это сказать во время ВОВ. Если людей сажали за испорченный портрет в газете! Хватит нести чушь!
      А статья, конечно на 1 с минусом!
      1. +1
        30 июля 2024 11:35
        Попробовали бы вы это сказать во времяВОВ
        Сколько можно нести этот бред про кровавого Сталина и НКВД, немедленно расстреливающее всех тех, кто криво посмотрит на портрет Сталина или хоть как-нибудь пошутит? Я в то время ещё не родился, а вот лётчики говорили такое открыто.
        1. 0
          30 июля 2024 11:46
          Михель, так и хочется сказать "не звезди"! До книги Арлазорова нигде про это не было! За портрет не расстреливали, но в штрафбат мог угодить запросто!
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
        2. +1
          30 июля 2024 11:54
          Про летчиков могут шутить только лётчики, а Вы в их число не входите.. Например среди них ходит шутка "Какая в самолёте осталась последняя деревянная деталь... голова лётчика"(с) Эта шутка только для их внутреннего употребления..а остальным не положено..так и про ЛаГГ.. Опять же с красноносыми лаггами гвардейских полков немецкие асы связываться не рисковали..аналогично и с И-16 .. вся проблема "Между рулём и сиденьем"(с)
          1. 0
            30 июля 2024 14:50
            "Какая в самолёте осталась последняя деревянная деталь... голова лётчика"(с)
            Такая же шутка и про комментаторов, особо не обремененных мозгами. Я вот читаю твои комменты и мне весело wink
        3. +1
          30 июля 2024 12:05
          Цитата: Голландец Михель
          Сколько можно нести этот бред про кровавого Сталина и НКВД, немедленно расстреливающее всех тех, кто криво посмотрит на портрет Сталина или хоть как-нибудь пошутит? Я в то время ещё не родился, а вот лётчики говорили такое открыто.

          Не НКВД, а СМЕРШ. И да, за принижение/критику советского оружия и за восхваление оружия вражеского на фронте вполне можно было угодить под трибунал.
      2. -4
        30 июля 2024 11:50
        Гражданин дипломированный антисоветчик, который как известно 100% русофоб, а моГет даже ЦИПСО-шник... Эту сентенцию впервые толкнули в народ в программе "Взгляд"...сволочи антисоветские..
      3. -1
        30 июля 2024 15:02
        «Попробовали бы вы это сказать во время ВОВ.» - ещё как говорили. Это мне, ещё ребёнку, рассказывал отец летавший с 1945 г.
        1. -2
          30 июля 2024 19:15
          Сергей, где ваш отец видел лакированный ЛАГГ? Лакированной
          была только экспериментальная модель. Техники прозвали его Рояль или Радиола. Врёте вы! Или ваш отец!
          1. +1
            30 июля 2024 21:36
            Отец ЛАГГа не видел, он служил с теми, кто на них летал. А по по воду «врете» - легко быть храбрым в интернете. Я уж про воспитание молчу, его явно нет. Что касается минусов, то мне на них наплевать, на мою пенсию это не влияет laughing
      4. 0
        31 июля 2024 15:49
        Вот по крайней мере два интервью с ветеранами, которые это подтверждают:
        https://iremember.ru/memoirs/letchiki-istrebiteli/gordeev-anatoliy-nikolaevich/
        https://iremember.ru/memoirs/letchiki-istrebiteli/kardopoltsev-benedikt-ilich/
    3. -1
      30 июля 2024 11:46
      Вообще говоря, нет подтвержденной информации или источников, что так говорили. Это уже более поздняя "шутка" разного рода остряков. В советское время народ был "талантлив" на такие остроты.
      1. 0
        31 июля 2024 15:49
        https://iremember.ru/memoirs/letchiki-istrebiteli/gordeev-anatoliy-nikolaevich/
        https://iremember.ru/memoirs/letchiki-istrebiteli/kardopoltsev-benedikt-ilich/
    4. 0
      30 июля 2024 11:51
      ЛаГГ-3 "подвел" мотор, слабенький для деревянного планера, особенно когда дельта древесины не стало. А вот со "звездой" в 1700 лошадей тот же (в целом) планер полетел как надо и даже несколько лучше.
  3. +2
    30 июля 2024 11:31
    Не серьёзная статья: "...могли на равных противостоять истребителям Люфтваффе...": речь идет об истребителях ПВО, о средстве противостояния немецкой бомбардировочной авиации
    1. +1
      30 июля 2024 13:06
      Цитата: Иезекиль 25-17
      Не серьёзная статья:

      Факт, автор как то забыл упомянуть об массовом использовании в авиации ПВО "ленд-лизовских" машин, особенно "Спитфайеров"
  4. +3
    30 июля 2024 11:31
    Где-то читал, что для выполнения некоторого манёвра на Ла-5 надо было нажать/повернуть 7 тумблеров/переключателей, на худом это делалось одним движением РУС. Но тема не моя, не помню. Однако важно сравнивать не просто ТТХ но и удобство управления
    1. +3
      30 июля 2024 12:53
      на худом это делалось одним движением РУС

      РУС - это рычаг управления самолетом.
      Относительно управления Messerschmitt Bf 109 и других немецких самолетов, имелось в виду, что у них РУД (рычаг управления двигателем), был связан с рычагом управления шагом винта и рукояткой управления жалюзи радиатора охлаждения двигателя и при изменении оборотов с помощью РУД автоматически устанавливался оптимальный для этих оборотов шаг винта и оптимальное положение жалюзи радиатора. На советских самолетах все эти операции надо было выполнять тремя разными органами управления.
      1. +1
        30 июля 2024 13:51
        Спасибо за квалифицированный ответ, в этой теме я "слышал звон, да не знаю, где он", к сожалению.
        Собирался поразбираться в ВВС СССР и Люфтваффе 1941-45гг., да видно не судьба. Там ковыряться надо еще круче, чем я в РЯВ.
      2. +1
        10 сентября 2024 13:19
        Проблема практического отсутствия автоматизации на отечественных самолетах периода Отечественной войны была существенной причиной, затруднявшей уверенное владение машиной для молодых пилотов. В то же время, отсутствие этой автоматизации при управлении двигателем позволяло опытному пилоту на Ла-5 и Як-х чувствовать, что в бою "я его всегда догоню, если только он не уйдет пикированием". При том, что номинальная максимальная скорость немецких истребителей заметно превосходила таковую у наших.
    2. +1
      30 июля 2024 13:03
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Где-то читал, что для выполнения некоторого манёвра на Ла-5 надо было нажать/повернуть 7 тумблеров/переключателей,

      "Ла-5" был в нескольких модификациях и от модификации, к модификация автоматизация на них росла, Ла-5ФН был очень достойным самолетом
  5. +1
    30 июля 2024 12:31
    Як-7 - не модификация Як-1. Это две разные линии, Як-1 создан на основе спортивного пилотажного самолета, а Як-7 на основе учебно-тренировочного. Модификация Як-1 - это Як-3 (вначале Як-1м), легкий истребитель, а модификация Як-7 - это Як-9, истребитель сопровождения, в некоторых версиях истребитель-бомбардировщик
    1. -2
      30 июля 2024 14:59
      Не так. На самом деле Як-1 это совершенно новый самолёт. Як-7 создан на базе Як-1 как учебно-тренировочный истребитель впоследствии переделанный в боевой. Як-9 это не модификация, а развитие Як-7, так же как и Як-3 развитие Як-1.
  6. +2
    30 июля 2024 19:16
    Одним из первых истребителей, применявшихся в противовоздушной обороне, стал МиГ-3. Этот самолет, разработанный в конце 1930-х годов, отличался высокой скоростью и способностью подниматься на большие высоты. Однако его маневренность на малых высотах оставляла желать лучшего, что затрудняло борьбу с немецкими истребителями
    Опять - МИГи не очень. А вот например, крайне лестно высказывался об этом истребителе трижды Герой Советского Союза Покрышкин, ас, успешно воевавший на МиГ-3: «На вертикальных фигурах он значительно превосходил прежние самолеты. Он звал летчика на вертикальный маневр, а на виражах был тяжел. Как стороннику вертикального маневра в бою, мне машина была по душе». МИГ делался как высотный перехватчик и с этой задачей он справлялся всё зависело от подготовки пилотов. Покрышкин, смог освоить самолёт перед самой войной. Стратегические бомбардировки производились с больших и средних высот и МИГи на этих высотах успешно с бомберами боролись. Главная задача истребителей - сбивать бомбардировщики прикрывать наземные войска с воздуха. Интересны воспоминания Никола́я Гера́симовича Голодникова (5 декабря 1921, Ейск — 25 мая 2010, Ставрополь[1]) — советского лётчика, генерал-майора авиации из серии < Я помню>, Артёма Драбкина.Задаётся вопрос
    — Уже после войны были указаны следующие основные недостатки предвоенного обучения летчиков-истребителей. 1. Малый налет на боевых машинах. 2. Не умели стрелять по воздушным целям. 3. Не умели осматриваться (не «видели воздуха»). 4. Кое-как умели вести бой «один на один» и совсем не умели вести бой «группа на группу». 5. Совершенно не умели пользоваться радиосвязью, даже если она и была. Насколько это соответствует истине?
    Ответы
    — Налет на боевых машинах был небольшой, это правильно. У меня было 45 часов на боевом истребителе, это немного, но и нельзя сказать, что мало.
    То, что не умели стрелять по воздушным целям — это неправда.

    Что касается осмотрительности, то основным нашим недостатком было неумение «смотреть» вокруг, у нас не было навыка кругового обзора, т. е. мы поздно обнаруживали противника, а значит, давали противнику большой шанс на проведение внезапной атаки.

    Источник: https://statehistory.ru/books/Artyem-Drabkin_YA-dralsya-na-istrebitele--Prinyavshie-pervyy-udar--1941-1942/8
    — Каковы были сильные стороны советского предвоенного обучения летчиков-истребителей, если они были? — Сильная сторона — это то, что технику пилотирования ставили очень хорошую. Хоть и маловат был налет, но почти все это время тратилось на отработку техники пилотирования до автоматизма — чтобы уж если вираж, то приборы «не шелохнулись». Ведь считалось, что «техника пилотирования — это основа победы в бою», и «рациональное зерно» в этом утверждении было. Поверь, на приборы никогда не смотрели, самолет «чувствовали». Шестым чувством, задницей чувствовали, когда и что можно делать. Не боялись, что сорвемся в штопор, ручку «перетянем» и пр. Брали от машины все, на что она способна. Выжимали все что можно и еще чуть-чуть.

    Источник: https://statehistory.ru/books/Artyem-Drabkin_YA-dralsya-na-istrebitele--Prinyavshie-pervyy-udar--1941-1942/8
    А Хартманн в своих воспоминаниях
    "Я никогда не ввязывался в «собачью свалку», считая бой с истребителями потерей времени. Сам он описывал свою тактику следующими словами: «увидел — решил — атаковал — оторвался"
    Кто на что учился. Насчёт самолетов, мнение Николая Герасимовича.
    Я любил И-16, хотя он был самолетом сложным, строгим в технике пилотирования — малейшее «перетягивание» ручки, и он сваливался в штопор. Правда, и выходил быстро, хоть из простого, хоть из перевернутого.

    Источник: https://statehistory.ru/books/Artyem-Drabkin_YA-dralsya-na-istrebitele--Prinyavshie-pervyy-udar--1941-1942/8
    — И-16 «мессершмитту» сильно уступал? — Все основные типы И-16 — 10, 17, 21 типов — по своим ТТХ уступали Ме-109Е, но не очень сильно, старые типы — 4, 5 — конечно, сильнее. А вот И-16 28 и 29 типов Ме-109Е превосходили. Скорость у них с «мессером» была одинаковая, зато по маневренности, в т. ч. и по вертикальной «Е» «ишаку» уступал. — В любом справочнике сказано, что скорость И-16 28-29 типов на 3000м в среднем 440-460 км/час, у Me—109E — 570 км/час, а вы говорите — одинаковая? А уж «превосходство И-16 в вертикальном маневре», это вообще что-то новенькое. — На максимальной скорости в маневренном бою редко кто летает, точнее, редко у кого получается. И-16 в принципе легко и быстро делал до 500 км/час, «Е» летал быстрее, но ненамного, в бою разницы в их скорости практически не ощущалось. Динамика разгона у И-16 была потрясающей, особенно с М-63. Это его второе уникальное качество после горизонтальной маневренности. По динамике он превосходил все тогдашние отечественные истребители, даже новых типов. Тогда ближе всех к нему по динамике разгона Як-1 был, но и он уступал. «Мессер» пикировал хорошо, уходил, И-16 тут был хуже, «лоб» большой, на пикировании больше 530 км/час развить не давал. Но, надо сказать, в бою, если надо было оторваться, что они от нас, что мы от них, всегда отрывались либо на пикировании, либо на вертикали в зависимости от обстановки.

    Источник: https://statehistory.ru/books/Artyem-Drabkin_YA-dralsya-na-istrebitele--Prinyavshie-pervyy-udar--1941-1942/8
    Самолёт играет роль ,но главное как подготовлен пилот.
  7. 0
    1 августа 2024 13:52
    Цитата: Голландец Михель
    "Летающий авиационный Гарантированный Гроб


    Не "летающий", а "лакированный". Кстати, сами немцы относились к этой машине без смеха. Хороший запас живучести и сильное вооружение делало ЛаГГи серьезным противником.
  8. 0
    1 августа 2024 13:55
    Этот самолет, разработанный в конце 1930-х годов, отличался высокой скоростью и способностью подниматься на большие высоты. Однако его маневренность на малых высотах оставляла желать лучшего, что затрудняло борьбу с немецкими истребителями.


    МиГ и разрабатывался как высотный перехватчик и, в первую очередь, для борьбы с бомберами.
    На малых высотах ему делать нечего.
    Недостатки своих машин советские летчики компенсировали тактическими приемами, в частности, эшелонированием по высоте. На малых высотах - "яки", на больших - "миги".