Афанасий Никитин в Индии. Коммерция или разведка

7 154 36
Афанасий Никитин в Индии. Коммерция или разведка
Памятник Афанасию Никитину в Твери

Зададимся вопросом: а с чего вдруг тверской купец Афанасий Никитин, автор нетленного «Хожения за три моря», решил отправиться в Индию?


На Руси, предположительно, с XIII или XIV век получило распространение греческое литературное произведение XII века «Сказание об Индийском царстве», являющееся «посланием» мифического индийского царя-христианина Иоанна византийскому императору Мануилу I Комнину (правил в 1143–1180 гг.).




Отрывок первого русского извода «Сказания» сохранился в составе сербского извода «Александрии»

Сопоставление «Хожения» и «Сказания» говорит о том, что Афанасий был знаком с русским переводом этого греческого произведения, а значит, именно оно могло подвигнуть тверского купца совершить путешествие в эту страну.


Первый лист «Хожения» из Троицкого сборника (конец XV – начало XVI в.)

Сопоставим отрывки из «Сказания» и «Хожения».

Отрывок из «Сказания»:

«Я – Иоанн, царь и поп, над царями царь; под моей властью три тысячи триста царей. [...] Царство же мое таково: в одну сторону нужно идти десять месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что там небо с землею встречается.

И живут у меня в одной области немые люди, а в другой – люди рогатые, а в иной земле – трехногие люди, а другие люди – девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные – с шестью. И есть у меня земля, где у людей половина тела песья, а половина человечья, а у других моих людей очи и рот в груди. В иной же моей земле у людей сверху большие рты, а другие мои люди имеют скотьи ноги. Есть у меня люди – наполовину птица, наполовину человек, а у других людей головы собачьи… [...]

А если идем на войну, когда хотим кого-нибудь покорить, предо мною идут и несут двадцать крестов и двадцать стягов. А кресты те и стяги большие, сделаны из золота с драгоценными камнями и с крупными жемчужинами, ночью же светятся, как и днем. Кресты эти и стяги везут на двадцати шести колесницах, а у каждой колесницы служат по сто тысяч конников и по сто тысяч пешего войска, не считая тех, кто за нами везет пищу».

(Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб., 1997. – Перевод Г. М. Прохорова).

Отрывок из «Хожения»:

«И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много – дивятся белому человеку.

У тамошнего князя – фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних – фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят – фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют. А женщины ходят – голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт. [...]

Правит тут индийский хан – Асад-хан джуннарский, а служит он мелик-ат-туджару. Войска ему дано от мелик-ат-туджара, говорят, семьдесят тысяч. А у мелик-ат-туджара под началом двести тысяч войска, и воюет он с кафарами двадцать лет: и они его не раз побеждали, и он их много раз побеждал.

Ездит же Асад-хан на людях. А слонов у него много, и коней у него много добрых, и воинов, хорасанцев, у него много. А коней привозят из Хорасанской земли, иных из Арабской земли, иных из Туркменской земли, иных из Чаготайской земли, а привозят их все морем в тавах – индийских кораблях. [...]

А когда султан выезжает на прогулку с матерью да с женою, то за ним всадников десять тысяч следует да пеших пятьдесят тысяч, а слонов выводят двести, и все в золоченых доспехах, и перед ним – трубачей сто человек, да плясунов сто человек, да ведут триста коней верховых в золотой сбруе, да сто обезьян, да сто наложниц, гаурыки называются».

(Библиотека литературы Древней Руси. Т. 7. СПб., 1999. – Перевод Л. С. Семенова).

Схожесть отрывков очевидна.

Примечательно, что Афанасий обращает внимание на численность и состав войск правителей, на вооружение воинов, а также на военно-политическую ситуацию в регионе. Особенно это видно в следующем отрывке:

«В Индийской земле княжат все хорасанцы, и бояре все хорасанцы. А гундустанцы все пешие и ходят перед хорасанцами, которые на конях; а остальные все пешие, ходят быстро, все наги да босы, в руке щит, в другой – меч, а иные с большими прямыми луками да со стрелами.

Бой ведут все больше на слонах. Впереди идут пешие воины, за ними – хорасанцы в доспехах на конях, в доспехах и сами и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи, по кентарю весом, да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами.

Бидар – стольный город Гундустана бесерменского. Город большой, и людей в нем очень много. Султан молод, двадцати лет – бояре правят, а княжат хорасанцы и воюют все хорасанцы. Живет здесь боярин-хорасанец, мелик-ат-туджар, так у него двести тысяч своей рати, а у Мелик-хана сто тысяч, а у Фарат-хана двадцать тысяч, и у многих ханов по десять тысяч войска. А с султаном выходит триста тысяч войска его.

Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да дударей десять».


И далее:

«Мелик-ат-туджар со своей ратью выступил из города Бидара против индусов [...] и рати с ним вышло пятьдесят тысяч, да султан послал своей рати пятьдесят тысяч, да пошли с ними три везира и с ними еще тридцать тысяч воинов. И пошли с ними сто слонов в доспехах и с башенками, а на каждом слоне по четыре человека с пищалями.

Мелик-ат-туджар пошел завоевывать Виджаянагар – великое княжество индийское. А у князя виджаянагарского триста слонов да сто тысяч рати, а коней у него – пятьдесят тысяч. Султан выступил из города Бидара на восьмой месяц после Пасхи. С ним выехало двадцать шесть везиров – двадцать бесерменских везиров и шесть везиров индийских.

Выступили с султаном двора его рати сто тысяч конных людей, двести тысяч пеших, триста слонов в доспехах и с башенками да сто лютых зверей на двойных цепях. А с братом султана вышло двора его сто тысяч конных, да сто тысяч пеших, да сто слонов в доспехах.

А с Мал-ханом вышло двора его двадцать тысяч конных, шестьдесят тысяч пеших, да двадцать слонов в доспехах. А с Бедер-ханом и его братом вышло тридцать тысяч конных, да пеших сто тысяч, да двадцать пять слонов, в доспехах и с башенками. А с Сул-ханом вышло двора его десять тысяч конных, да двадцать тысяч пеших, да десять слонов с башенками.

А с Везир-ханом вышло пятнадцать тысяч конных людей, да тридцать тысяч пеших, да пятнадцать слонов в доспехах. А с Кутувал-ханом вышло двора его пятнадцать тысяч конных, да сорок тысяч пеших, да десять слонов. А с каждым везиром вышло по десять тысяч, а с некоторыми и по пятнадцать тысяч конных, а пеших – по двадцать тысяч.

С князем виджаянагарским вышло рати его сорок тысяч конных, а пеших сто тысяч да сорок слонов, в доспехи наряженных, и на них по четыре человека с пищалями. А с султаном вышло двадцать шесть везиров, и с каждым везиром по десять тысяч конной рати, да пеших по двадцать тысяч, а с иным визиром по пятнадцать тысяч конных людей и по тридцать тысяч пеших. А великих индийских везиров четыре, а с ними вышло конной рати сорок тысяч да сто тысяч пеших.

И разгневался султан на индусов, что мало людей с ними вышло, и прибавили еще пеших двадцать тысяч, да две тысячи конных, да двадцать слонов. Такова сила султана индийского, бесерменского. [...]

Султан пришел в Гулбаргу с мелик-ат-туджаром и с ратью своей на пятнадцатый день после улу-байрама. Война им не удалась – один город взяли индийский, а людей много у них погибло и казны много поистратили.

А индийский великий князь могуществен, и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит – удивительное место, для всего пригодное. Та сторона не проходима – путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая.

Стояла рать под городом месяц, и люди гибли от жажды, и очень много людей поумирало от голода да от жажды. Смотрели на воду, да не подойти к ней.

Ходжа мелик-ат-туджар взял другой город индийский, силой взял, день и ночь бился с городом, двадцать дней рать ни пила, ни ела, под городом с пушками стояла. И рати его погибло пять тысяч лучших воинов.

А взял город – вырезали двадцать тысяч мужского полу и женского, а двадцать тысяч – и взрослых, и малых – в плен взяли. Продавали пленных по десять тенек за голову, а иных и по пять, а детей – по две тенки. Казны же совсем не взяли. И стольного города он не взял».

(Там же. – Перевод Л. С. Семенова).

Косвенным подтверждением нашего предположения является установленный литературоведами Пушкинского дома факт, что два самых ранних списка «Сказания» относятся ко второй половине XV века, то есть как раз ко времени жизни Афанасия. Возможно, существовали и более ранние списки.

Значит, не только в силу сложившихся обстоятельств (ограбление татарами в устье Волги и бесполезные переговоры с ширваншахом в Шемахе) Афанасий направился в Индию, но и потому, что об Индии у него было хоть какое-то представление. Возможно, «Сказание» пробудило в нем любопытство и указало ему цель дальнейшего путешествия. Этим же объясняется его длительное пребывание в Индии.

«Хожение» указывает на то, что Афанасий владел персидским языком, однако Афанасий проследовал через Персию, хоть и с продолжительными, до нескольких месяцев, остановками, но без описания этой страны.

«И потому я города не все назвал, что много еще городов больших [в Персии]». Как раз потому, что его целью была Индия. Да и название «Персия» или государства «Ак-Коюнлу», которое существовало в то время на ее территории, Афанасий ни разу не приводит.

Кстати, персидский язык также являлся в то время языком межнационального общения в мусульманской Индии, а именно – в Гуджаратском и Бахманидском султанатах, по которым Афанасий и путешествовал. Афанасий не мог не знать об этом до прибытия в Индию.

Разумеется, владение языком страны пребывания позволило ему быстро освоиться в Индии и чувствовать себя в этой стране уверенно. Главное – знание языка позволило Афанасию собрать сведения об Индии того времени, за что мы ему и благодарны.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 августа 2024 05:51
    Главное – знание языка позволило Афанасию собрать сведения об Индии того времени, за что мы ему и благодарны.
    - а также главное разведывательное управление Посольскаго приказу laughing
    1. +6
      3 августа 2024 06:38
      В народе есть поговорка «кошка гуляла - хвост потеряла». Люди разные, а купеческому сословию сам Бог и рубль (к времени хождения Афанасия правда его еще не было) велел шевелиться. Я уверен, что он не был первым русским в «Индиях», он первый изложил это на бумаге. Не помню кто из иностранцев эпохи Федора Михайловича (старший брат Петра) писал про наше купечество, но в памяти остались следующие строки.
      » Русский купец степенен, нетороплив и разумен, а самое главное быстр в своем деле. Сегодня он на торгу, а завтра уже за сто верст.
      1. +2
        3 августа 2024 21:24
        Просто разведка и торговля всегда шли вместе рука об руку ) Так что тут не "или-или", тут всё сразу.
        1. +1
          5 августа 2024 16:18
          Цитата: Reklastik
          Просто разведка и торговля всегда шли вместе рука об руку ) Так что тут не "или-или", тут всё сразу.

          Торговля - лучшее прикрытие, после дипломатии . В дожурналистскую эпоху.
          1. +1
            6 августа 2024 05:18
            Торговля - лучшее прикрытие, после дипломатии . В дожурналистскую эпоху.
            - так будет всегда )
  2. +5
    3 августа 2024 06:32
    Я несколько раз перечитывал "Хождение" в разных редакциях и у меня сложилось впечатление,что Афанасий посетил эти страны как разведчик.Тверское княжество бодалось с Московским,но силы были неравными.У тверичей не было на тот момент артиллерии.Взятие Константинополя в 1453 году ,где артиллерия сыграла решающую роль впечатлило .Но у тверичей не было сырья для изготовления пороха.И Афанасий должен был разведать и возможно закупить или компоненты или сам порох.То, что он был связан с тогдашним "ГРУ"не вызывает сомнений.Как он подробно описывает армии государств где побывал,его ресурсы население.Скорей всего целью была Персия,зная язык он мог бы договориться о союзе,но что то не срослось.Кстати, я долго не мог понять.Для чего он вёз соколов и кречетов на своих судах.Так вот-соколами и кречетами в то время на Руси называли наёмников.Своего мнения никому не навязываю,но с удовольствием прочту комменты по теме
    1. +3
      3 августа 2024 10:07
      У тверичей не было на тот момент артиллерии.Взятие Константинополя в 1453 году ,где артиллерия сыграла решающую роль впечатлило .Но у тверичей не было сырья для изготовления пороха.

      Для справки, самое первое упоминание об огнестрельном оружии относится к Тверскому великому княжению, а не Московскому. На втором месте - Псков и только третье имеет отношение к Калитичам. Афанасий имел пытливый и наблюдательный взгляд на вещи, был грамотен, знал языки и грамоту. Именно все это в совокупности и сподвигло оставить свои заметки. Волей случая и стечение обстоятельств, а возможно запрос общества того времени сохранило его историю для потомков.
      Противостояние Твери и Москвы выходит за рамки интересов хождения Афанасия. Союзников и оружие против Москвы было проще найти в Литве, а союзников в Орде!
      1. 0
        3 августа 2024 10:24
        Не скажите.Первое упоминание артиллерии в Московии1376 год. Булгарские трофеи.В 1382год пушки защищали Москву от Тохтамыша.Вот как то так
      2. +4
        3 августа 2024 10:43
        Афанасий имел пытливый и наблюдательный взгляд на вещи, был грамотен, знал языки и грамоту.

        Так значит, настоящая фамилия была Никитин, а не Исаев?
        1. ANB
          +4
          3 августа 2024 13:59
          . а не Исаев

          Исаев - тоже имя прикрытия.
          Всеволод Влади́мирович Влади́миров он был.
          1. +4
            3 августа 2024 15:01
            Н
            Андрей hi , ну, я же не всерьёз здесь со своим комментарием. request

            — Сколько будет дважды два? - спросил Мюллер. Штирлиц задумался. Он, конечно, знал, сколько будет дважды два, ему об этом недавно сообщили из центра, но он не знал, знает ли это Мюллер. И если знает, то кто ему сказал. Может быть Кальтенбруннер? Тогда переговоры с Даллесом зашли в тупик.
            1. ANB
              +1
              3 августа 2024 17:31
              Я просто не дописал, что не факт, что Владимиров - точно настоящая фамилия :)
              Хотя в цикле романов Ю. Семенова упоминался отец Штирлица - Владимир Владимиров.
              1. +4
                3 августа 2024 19:16
                Отец Штирлица -- Юлиан Семёнов, тут уж никаких сомнений. wink
    2. +1
      3 августа 2024 10:46
      Для чего он вёз соколов и кречетов на своих судах.Так вот-соколами и кречетами в то время на Руси называли наёмников

      А жеребца он зачем вёз? Кого тогда называли на Руси жеребцами?
      1. -1
        3 августа 2024 23:54
        Цитата: solar
        А жеребца он зачем вёз? Кого тогда называли на Руси жеребцами?
        Может хотел крестить Индию ? Вроде как жеребячьим сословием у нас называли попов и вообще священнослужителей. Правда, позже, но тем не менее.
        1. 0
          4 августа 2024 00:07
          Обманувшись в надеждах относительно торговых выгод, Никитин отправился в Иран, а оттуда через Ормуз и Маскат в Индию, взяв с собой жеребца на продажу. Перепродажа этого жеребца в конце концов обошлась ему в убыток: наложил на нём 68 футунов, то есть «остался в накладе». О других целях поездки он прямо не сообщает

          ...В Чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: «И жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму» — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. Таково Господне чудо на Спасов день! Братья русские христиане! Кто хочет идти в Индейскую землю, тот оставь веру свою на Руси, закричи: Магомет! — и ступай в Индостанскую землю...
    3. +2
      3 августа 2024 12:07
      Напрашивается, что на подарки всяким там ханам, через чьи земли планировался маршрут. Самое то для таких целей; соколиная охота - привелегия ханов, а с кречетом - привелегия только чингизидов.
    4. +1
      3 августа 2024 12:31
      "Соколами и кречетами в то время на Руси называли наёмников" - откуда известно?
    5. 0
      6 августа 2024 23:19
      Кстати, я долго не мог понять.Для чего он вёз соколов и кречетов на своих суда
      Шикарный товар того времени - да и сейчас тоже. Арабы меняют на Мерседесы.
      Товар пользуеться широким спросом, один из главных экспортных живых контрабандных товаров из РФ.
      Так что Афоня как минимум знал что везти на продажу
  3. +2
    3 августа 2024 06:44
    а другие люди – девяти сажен, это великаны,

    Сейчас альтернативщики набегут - вот оно доказательство! wassat

    голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены,

    Какие необычные мусульмане...
    1. +3
      3 августа 2024 07:44
      Какие необычные мусульмане...
      Вероятнее всего, это либо буддисты, либо индуисты
      1. +1
        3 августа 2024 09:21
        Цитата: Голландец Михель
        Вероятнее всего, это либо буддисты, либо индуисты

        в том то и дело, что нет:
        персидский язык также являлся в то время языком межнационального общения в мусульманской Индии, а именно – в Гуджаратском и Бахманидском султанатах, по которым Афанасий и путешествовал.
        1. +3
          3 августа 2024 11:24
          В том то и дело, что да. Вот что он об этом пишет:
          Познакомился я со многими индусами и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жён своих от меня не прятали
          Эта статья вообще ни о чем. Какой-то копипаст из "Хождения за три моря". Автор хотя бы удосужился весь текст сюда влепть, чтобы не было споров wink
          1. 0
            3 августа 2024 11:47
            судя по карте из этой же статьи-он был не только в мусульм районах.....
  4. +4
    3 августа 2024 09:08
    В принципе на Руси и не только, купцы были в том или ином смысле разведчиками. Именно на это сословие опирались власть имущие для получения сведений о других государствах. Это и не удивительно потому как торговля по сути своей одна из сторон получения сведений об экономической мощи государства. Потому не вызывает сомнения что Афанасий Никитин выполнял не только свои торговые функции, но разведывательные.
    Хотят вызывает сомнение сведения о *ста и пятьдесят тысячах воинов* Это скорее слухи на которые опирался Афанасий. То что русские побывали в Индии до и после Никитина тоже не вызывает сомнения.
    Тот же офицер Федор Матвеев из погибшей экспедиции князя Бековича. Раненым попал в плен и был продан в рабство в Индию. Вернулся и оставил записки об Индии.
    1. +2
      3 августа 2024 12:18
      Почему? Что Индия, что Китай испокон веков страдали от перенаселенности. Так что с количеством народа, которое можно поставить в строй проблем там никогда не было. Проблемы были с качеством людского материала.
      1. 0
        4 августа 2024 07:49
        Потом, что один раджа, как бы не был богат, экономически не выдержит содержание такой армии. Тем более,что Индия в это время не было монолитным государством и состояло из княжеств.
        1. 0
          4 августа 2024 12:48
          Там кастовая система, и большинство проблем кшатриев раджу не волнует, а с чем и как воевать, находясь на службе у раджи - проблемы кшатрия.
          На Руси в то время было ровно так же; пока ты на службе - тебе дан в пользование участок территории, с которого ты обязан по первому требованию вышестоящего лица предоставить определенное количество бойцов (пеших и конных) в определенной экипировке и с определенным вооружением. А не сможешь - на твое место на данный участок земли под те же условия поставят другого желающего потомственного воина. Схема работала даже на демографии русских княжеств с их урожайностью, климатом, и детской смертностью, что уж тут говорить про демографию индийскую?
  5. +2
    3 августа 2024 09:09
    Все купцы, в древние века, в средневековье, в наше время - выполняли функции шпиона. Прикрытие идеальное.
    1. +3
      3 августа 2024 10:42
      Все купцы, в древние века, в средневековье, в наше время - выполняли функции шпиона. Прикрытие идеальное.

      Не всегда срабатывало. Ханы Золотой, а позже Большой орды не раз и не два вырезали наших купцов в Сарае перед походами на Русь.
  6. +1
    3 августа 2024 09:10
    Все купцы, в древние века, в средневековье, в наше время - выполняли функции шпиона. Прикрытие идеальное.
  7. -1
    3 августа 2024 12:20
    Удивлен был, когда узнал, что "Хождение..." было написано не только по русски но часть и по арабски. Есть версия, что тогда арабский на Руси был чуть не официальный.
    1. 0
      3 августа 2024 13:46
      Этому есть подтверждения.Шлем русского князя,на коем суры из корана.Но делал его русский мастер.Автограф оставил.Арабица имела хождение на Руси.Документы сохранились..
      1. 0
        7 августа 2024 07:31
        Цитата: Алексей Алексеев_5
        Шлем русского князя,на коем суры из корана.Но делал его русский мастер.Автограф оставил.Арабица имела хождение на Руси.Документы сохранились..


        Приведите, пожалуйста, имя князя, изображение шлема с указанием принадлежности и документы, о которых Вы пишите.
    2. +2
      3 августа 2024 16:18
      Погуглите про пиджины, и их появление; как раз купцы для торговых целей и придумали. Торговый пиджин, на котором частично писал Никитин, это тюркско-персидский с небольшой примесью арабизмов (а куда без них у мусульман?),и, естественно, алфавит у такого пиджина будет арабским. Потому, что на уровне чтения Корана вслух в подлиннике (даже не особо понимая суть написанного, а то и вообще не понимая) мусульманин и должен знать грамоту.
  8. 0
    5 августа 2024 08:05
    Читая книги по истории тех веков, я замечаю, что купец, пират и шпион - часто одно и то же лицо, при этом в некоторых странах за свою деятельность это лицо могло стать даже рыцарем.