Свой бар с блекджеком и… «Еврораптором»

26
Свой бар с блекджеком и… «Еврораптором»

Неуемное желание «иметь свой бар с блекджеком и приколюхами» и тем самым меньше зависеть от США, авиационная продукция которых последнее время стоит на уровне платины, а ценность тянет не более чем на оловянную.

И вот фанфары – глобальная боевая авиационная программа (GCAP), трехсторонний проект Великобритании, Италии и Японии по разработке истребителя-невидимки шестого поколения — фактически пересмотр видения будущего воздушной войны. И, судя по новой концептуальной модели, представленной в зале 5 авиасалона в Фарнборо в этом году, у этого будущего как минимум большие треугольные крылья. Насчет размера перспектив пока стоит помолчать.



Эта новая, более широкая дельта-конфигурация должна позволить самолету летать дальше и быстрее, неся при этом больше вооружения и топлива. Эти преимущества, однако, достигаются за счет маневренности, которая снизилась как по сравнению с оригинальным концептом «лямбда-крыла», который был представлен в 2018 году, так и с официальным японским концепт-артом для своей программы истребителя F-X, который был включен в GCAP.


Свой путь. Американцы сделали ставку на малозаметность (и с ней постепенно пролетают), русские – на маневренность и скорость (хотя надо отдать должное – по сравнению с американскими самолетами у нас все дальние бомбардировщики), евроазиаты решили что летать надо далеко и быстро, а маневренность и незаметность можно принести в жертву.

Руководитель программы BAE Герман Клазан сделал глубокомысленное заявление, сказав: «... Нам нужно далеко уйти, нам нужно пройти долгий путь, нам нужно нести много вещей, и мы должны делать это в малозаметной конфигурации». Однако, ух… Размахнулись от души.

Британский авиационный журналист Гарет Дженнингс сказал, что размах крыльев увеличенной модели сопоставим с выведенным из эксплуатации американским сверхзвуковым дальним бомбардировщиком F-111 Aardvark. Это серьезное заявление, F-111 был полноценным бомбардировщиком с весьма веселой жизнью. И размеры у него были очень душевные.


Но F-111 с крылом изменяемой стреловидности был заточен под полеты на предельно малой высоте для преодоления обороны, GCAP вместо этого будет использовать малозаметные ракеты и ракеты дальнего действия. Таким образом, он больше похож на FB-22 — предполагаемый вариант истребителя-бомбардировщика ближнего радиуса действия на базе истребителя-невидимки F-22A Raptor, который также имел очень широкое треугольное крыло.


Концепт FB-22 от Lockheed-Martin

Чтобы внести ясность, последняя концепция GCAP не завершена. Не факт, что на выходе будет приличный бомбер, однако дизайн указывает на то, что разработчики GCAP склоняются к тому, чтобы заменить некоторую маневренность (используемую в воздушном бою с истребителями противника в пределах видимости) на большую дальность и полезную нагрузку. Вероятно, это связано с тем, что они считают, что эти качества будут иметь большее значение — не только для штурмовых и противокорабельных миссий, но и, возможно, для воздушного боя.

Все партнеры GCAP эксплуатируют малозаметные палубные самолеты F-35B и (за исключением Великобритании) F-35A наземного базирования. Тем не менее, они хотят построить свой собственный стелс-самолет следующего поколения, который сможет летать дальше и нести больше внутреннего вооружения, чем F-35 — тот, который они могут свободно модифицировать и/или экспортировать без ограничений из США. Этот последний фактор может способствовать интеграции ракетного оружия отечественного производства этих стран, такого как MBDA Meteor, SPEAR 3, а также японские противокорабельные ракеты ASM-3 и ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» JNAAM.

В более общем плане, этот самолет должен был сочетать в себе определяющую черту пятого поколения истребителей (низкая заметность на радаре) с набором функций, которые, как ожидается, определят все еще концептуальное шестое поколение:
- сложные, защищенные каналы передачи данных, которые позволяют объединять датчики и оружие в сеть с дружественными силами и дронами;
- шлемы, которые не только отображают данные для пилотов, но и контролируют их физическое и психическое состояния, чтобы обеспечить вмешательство в случае перегрузки или потери сознания;
- интегрированный искусственный интеллект, который будет помогать пилоту во многих задачах, включая выдачу инструкций нескольким боевым дронам в стиле «верного ведомого», которые могут выполнять рискованные миссии;
- усовершенствованные турбовентиляторные двигатели с адаптивным циклом, которые могут перестраиваться во время полета для оптимизации производительности или топливной эффективности;
- улучшенное охлаждение двигателя и безредукторные электрогенераторы, производящие в десять раз больше электроэнергии для питания датчиков и, возможно, в конечном итоге направленного энергетического оружия.

В то время как расходящиеся национальные требования и коммерческие приоритеты подорвали многие прошлые многонациональные программы реактивных истребителей, партнеры, как сообщается, договорились о едином проектном документе.

В конечном счете, Великобритания и Италия хотят, чтобы GCAP в конечном итоге заменил их истребители поколения «4+» Typhoon, в то время как Япония более остро нуждается в новом самолете для замены своих F-2, которые демонстрируют серьезные проблемы с растрескиванием крыльев, что делает продление срока службы нежелательным.

И триумвират может быть расширен: Саудовская Аравия, которой было отказано в продаже F-35, также выразила заинтересованность в присоединении к GCAP, но пока не была приглашена из-за возражений Японии (в конце концов купят Су-57). Швеция также вела переговоры о присоединении к GCAP, но отказалась, заявив, что пересмотрит свое решение в 2031 году.

Намерения участников программы GCAP по-прежнему заключается в том, чтобы начать производство истребителей к 2035 году. Предполагается, что использование новых цифровых инструментов позволит добиться таких быстрых темпов развития.

Между тем, в 2023 году стартовало производство летающего демонстратора, полет которого запланирован на 2027 год. Он будет включать в себя внутренний отсек для полезной нагрузки, катапультируемое кресло Martin-Baker и турбовентиляторные двигатели EJ200, используемые на истребителе Typhoon, а не на двигателях следующего поколения GCAP, хотя, как сообщается, EJ200 будут иметь малозаметные S-образный воздухозаборники.

Кроме того, авиалайнер Boeing 757-200 под названием Excalibur переоборудуется в испытательный стенд авионики для систем GCAP. Он должен быть введен в эксплуатацию в 2026 году и служить испытательным полигоном для радара MFRS, инфракрасного датчика, а также систем связи и самообороны GCAP.

Покажите лица



Глобальная программа боевой авиации (GCAP) – это трехсторонний проект, возглавляемый британской BAE Systems, японской Mitsubishi Heavy Industries и итальянской Leonardo по разработке пилотируемого истребителя-невидимки шестого поколения.

Надзор за совместным проектом осуществляет организация под названием GCAP Intergovernmental Organization (GIGO). Штаб-квартира компании находится в Великобритании, и в настоящее время ее возглавляет японский чиновник.

Успешная программа GCAP приведет к появлению самолета под названием Tempest на вооружении Великобритании, но может иметь другие обозначения в Италии и Японии (возможно, F-3 для последней).


GCAP/Tempest является одним из компонентов более широкой британской программы под названием Future Combat Air System (FCAS), которая также включает в себя разработку сопутствующих боевых беспилотников и авиационных боеприпасов.

Смущает тот факт, что Франция и Германия возглавляют отдельную, но идентично названную программу FCAS с амбициями, схожими с британской FCAS, к которой присоединились Испания и Бельгия. Франко-немецкая программа включает в себя самолет под названием Next Generation Fighter (NGF) и беспилотные летательные аппараты под названием Remote Carriers.

В общем, вроде как все в одной квартире под вывеской НАТО, а на деле у каждого действительно свой бар…

В последнее время британская военная пресса нервничает по поводу будущего GCAP, поскольку новый министр обороны Лукас Поллард отказался участвовать в программе до тех пор, пока министерство не завершит Стратегический обзор обороны, который должен быть опубликован в первой половине 2025 года.

Тем не менее, некоторые британские аналитики говорят, что предполагаемая угроза отмены была преувеличена для прессы (или ею), сработали некие анонимные инсайдеры, которые, возможно, либо антипатизируют новому правительству, либо намерены изменить распределение межведомственного финансирования.

На данный момент официальные лица GCAP настаивают на том, что они получили все необходимое финансирование (около 2 миллиардов фунтов стерлингов или 2,5 миллиарда долларов США) до 2025 года, а еще 9,5 миллиардов фунтов стерлингов будет выделено после этого срока. Тем не менее, окончательная стоимость, вероятно, резко возрастет, если судить по прошлым программам истребителей-невидимок. Более реалистичной угрозой, чем прямая отмена, может быть нехватка финансирования, поскольку обязательство лейбористов увеличить расходы на оборону с 2,2% до 2,5% зависит от финансовых условий, в которых находится экономика Великобритании.

Еще одним препятствием является политика ВВС США в отношении своего якобы прорывного истребителя шестого поколения NGAD, вызванная очень высокими удельными затратами (250-300 миллионов долларов за самолет) и сопутствующим бюджетным кризисом, вызванным модернизацией стратегических ядерных вооружений. Руководство ВВС теперь говорит, что они могут достичь того, чего хотят, используя беспилотники, предназначенные для сопровождения NGAD в бою, без самого NGAD.


Концепт NGAD от Lockheed Martin

Если США (с их огромным оборонным бюджетом) считают, что НИОКР и производство пилотируемого истребителя шестого поколения слишком дороги и не так необходимы, это может поставить под сомнение программы шестого поколения, такие как GCAP в других странах. Возможно, неизбежный переход на более дешевые и расходуемые беспилотные ударные истребители произойдет раньше, чем ожидалось, без необходимости разработки пилотируемых самолетов шестого поколения, как связующего моста.

Некоторые аналитики утверждают, что это не так — ожидается, что GCAP будет стоить значительно меньше, чем NGAD, и команда разработчиков сосредоточена на том, чтобы к середине 2030-х годов был готов «минимально жизнеспособный продукт» с возможностью будущих модернизаций. Более низкие затраты также могут облегчить получение экспортных продаж.

Это довольно логично по нашим временам. Минимальные возможности на выходе с модернизациями и усилениями за отдельную стоимость – почему нет?

Поскольку официальные лица ВВС США сказали, что они могут пересмотреть конструкцию NGAD в сторону удешевления, возможно, NGAD может в конечном итоге снизить стоимость, чтобы быть более сопоставимым с GCAP. Любопытно, однако, что первоначально GCAP был заявлен как использующий передовые двигатели адаптивного цикла — компонент, который является причиной высоких прогнозируемых затрат NGAD.

Однако не все с оптимизмом смотрят на будущее GCAP.


Аналитик Джастин Бронк утверждает, что GCAP потребует такой огромной части оборонного бюджета Великобритании, что Королевские ВВС не смогут восстановить или обновить свою нынешнюю боевую авиацию в ближайшее десятилетие, и что текущие оценки расходов на самом деле дико оптимистичны. Учитывая, что предыдущий Eurofighter Typhoon в конечном итоге превысил бюджет на 50% (с поправкой на инфляцию, от 23 до 34,5 млрд фунтов стерлингов только для Великобритании), программа реально может оказаться неподъемной в финансовом плане.

Примечательно, что как оптимистичные прогнозы по времени на НИОКР, так и по экономической эффективности, достигнутой за счет использования цифровых инструментов, оказались ниже прогнозов (снижение затрат «всего» на 20%) при доведении учебно-тренировочного самолета Boeing T-7 Red Hawk до состояния производственной готовности.

Плюс общая нестабильность в мире, влияющая как на валюты, так и на компоненты для производства – все это может добавить свои десять шиллингов на весы программы GCAP.

Почему дальность, скорость и полезная нагрузка побеждают маневренность



GCAP (как и концепция истребителей шестого поколения в целом) находится под влиянием идеи о том, что малозаметность, более мощные радары и более совершенные ракеты неумолимо превращают воздушную войну в нечто более похожее на противостояние между командами снайперов.

Таким образом, способность избегать обнаружения, то есть, малозаметность, возможность незаметно обнаруживать противника первым (используя мощные радары AESA с низкой вероятностью перехвата) и скрытно маневрировать на позиции для идеального выстрела может определить победителя в большей степени, чем «бой на ножах» на близком расстоянии.

Очевидно, что наличие приличного количества боеприпасов (ракет во внутренних отсеках) и кучи расходуемых дронов-ведомых также является большим преимуществом.

Примечательно, что в течение более чем двухлетней воздушной войны над Украиной российские истребители с более мощными радарами и ракетами Р-37М и Р-77М практически постоянно используют ракеты большой дальности, работая с дальних дистанций, отказываясь от ближнего боя в пределах видимости из-за высоких взаимных рисков с использованием современных ракет малой дальности.


Показательный пример. Зачем устраивать «собачью свалку», если можно достать противника с расстояния в 200 км, когда противник даже не видит самолета, который его уже атакует.

Растущая напряженность в отношениях между западными странами и Китаем также влияет на GCAP. Япония является тихоокеанской страной, и ожидаемо стремится усилить свою роль в регионе. А для этого самолеты должны летать на большие расстояния, особенно для того, чтобы базироваться вне досягаемости дальнобойных китайских ракет для поражения наземных целей. Кроме того, большее количество внутреннего топлива позволяет истребителям сопровождать стелс-бомбардировщики вглубь зоны ПВО противника, куда заправщики просто не смогут безопасно подойти.

Устойчиво высокие скорости также обеспечивают быстрый переход к полю боя и дают большую возможность уклоняться от вражеских ракет дальнего радиуса действия, элементарно убегая из района. «Бей и беги» в лучшем проявлении.

Удобно, что скорость, дальность, датчики, малозаметность и большая полезная нагрузка также являются ключевыми качествами ударного самолета, предназначенного для уклонения от вражеской противовоздушной обороны, потенциального преследования мобильных целей, таких как пусковые установки баллистических ракет или военные корабли, и нанесения максимального ущерба за один вылет.

Хотя преимущество в маневренности по-прежнему полезно, считается, что оно влияет на боевую мощь и живучесть самолета, но не так значительно, чем приведенные качества. Это объясняет, почему дизайн GCAP меньше похож на F-22 Raptor, чем на отмененный бомбардировщик FB-22.


FB-22, предложенный компанией Lockheed-Martin в различных конфигурациях, представлял собой F-22A с более широкими треугольными крыльями, в три раза большей площадью поверхности, большие внутренние отсеки вооружения, способные вместить до 6 800 кг боевой нагрузки, и топливо, которое утроило бы боевой радиус примерно до 3 400 км.

К 2003 году министр ВВС Джеймс Рош заявил, что FB-22 является «очевидным выбором» для замены F-15E, и предложил купить 150 FB-22 в дополнение к запланированному флоту из 500 «Рапторов» (которые предположительно будут иметь 80% унификации по частям). По оценкам, НИОКР для FB-22 обошлись примерно в 6 миллиардов долларов, что намного меньше, чем необходимо для нового бомбардировщика с чистого листа.

В итоге компания Lockheed-Martin представила на рассмотрение шесть концепций проекта FB-22. Тем не менее, бомбардировщик Raptor не соответствовал оборонной концепции 2000-х годов, направленной в основном на борьбу с терроризмом в Ираке и Афганистане, для которой истребители-невидимки не имели никакой пользы.

FB-22 был окончательно отменен в 2006 году, а производство F-22 сократилось с 500 до 187 самолетов. Вместо сверхзвукового бомбардировщика ВВС в конечном итоге обратились к разработке более крупного дозвукового стратегического бомбардировщика-невидимки, который мог бы базироваться на еще более безопасном расстоянии на Гавайях или даже в США — B-21 Raider, который в настоящее время проходит летные испытания.

И поскольку растет неопределенность в отношении того, будет ли NGAD введен в эксплуатацию, стремления блоков Франция-Германия-Бельгия-Испания и Великобритания-Япония-Италия создать свои собственные самолеты завтрашнего дня абсолютно понятны. Если вчерашний гегемон на рынке вооружений начинает сдавать, необходимо напрягаться самим.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    5 августа 2024 04:29
    Эта новая, более широкая дельта-конфигурация должна позволить самолету летать дальше и быстрее, неся при этом больше вооружения и топлива. Эти преимущества, однако, достигаются за счет маневренности,
    belay Перехватчик? Так это вам к Мигу на 50 лет
    назад...... recourse«... Нам нужно далеко уйти, нам нужно пройти долгий путь, нам нужно нести много вещей, и мы должны делать это в малозаметной конфигурации». Однако, ух… Размахнулись от души.
    1. -4
      5 августа 2024 04:37
      «... Нам нужно далеко уйти, нам нужно пройти долгий путь, нам нужно нести много вещей, и мы должны делать это в малозаметной конфигурации». Однако, ух… Размахнулись от души.
      belay кТО ЗА ВСЕ ХОРОШЕЕ И ПРОТИВ ВСЕГО ПЛОХОГО? За мной! fool
  2. +1
    5 августа 2024 04:31
    Недавно прошла информация, что в России разработано «аналогов в мире нет» стелс-покрытие, дающее низкую ЭПР. Разве это плохо, когда ракету противника наш самолёт может обнаруживать заранее, а покрытую этим невидимым материалом российскую ракету класса «воздух-воздух» повышенной дальности противник сможет обнаружить за миг до поражения?
    * * *
    Замечаю, что в мире идёт какая-то кооперация. С кем кооперируется Россия? С какими партнёрами она собирается противостоять супостату?
    1. +3
      5 августа 2024 05:04
      Цитата: ROSS 42
      Замечаю, что в мире идёт какая-то кооперация. С кем кооперируется Россия? С какими партнёрами она собирается противостоять супостату?

      Пока вариант один - КНР\КНДР...
      1. +5
        5 августа 2024 11:33
        Цитата: AllX_VahhaB
        Пока вариант один - КНР\КНДР...

        Насчет КНР сильно сомневаюсь. Гражданский самолет совместно и тот они отказались делать. А военную технику тем более.
      2. 0
        5 августа 2024 14:20
        Цитата: AllX_VahhaB
        С кем кооперируется Россия? С какими партнёрами она собирается противостоять супостату?

        Пока вариант один - КНР\КНДР...

        И Иран . Согласно подготовленному договору о всеобъемлющем сотрудничестве в Иране будут собирать Су-35СЭ из наших машинокомплектов , возможно затем и по Су-75 такое же случится . Передача технологий строительства ПЛА (МАПЛ) и поставка ключевых компонентов для строительства таких в Иране . Из иранских источников вскоре после гибели Сулеймани .
        Что касается "с кем Россия кооперируется" , то в разработке это нам ни к чему (нет партнёров с таким научно-техническим потенциалом , а Китай - попутчик , и это его выбор) . Су-57 уже в серийном производстве (в этом году должны сдать 24 шт. , с будущего по 30 шт. в год) , Су-75 обещают выкатить для первого полёта до конца этого года - раньше прежде заявленного срока . Нам сейчас (на ближнесрочную перспективу) даже новые заказчики на нашу авиатехнику не нужны - самим надо столько , что производства расширяем и заказы на годы вперёд . И в софинансирование разрабатываемых проектов никого брать не следует (пример Индии по ПАК ФА до сих пор икается) , ибо начнутся капризы у малограмотных , начнут крутить и канючить с платежами оговоренными , и проект с уже утверждённым и расписанным бюджетом зависнет . Делать всё надо самим , а союзникам и партнёрам предлагать готовый продукт . Европейцы кооперируют ибо ни денег на собственную разработку не хватает , ни компетенций , да и для расширения серии для окупаемости проекта такое полезно . Но сколько же ср[email protected]а в таком колхозе .
        1. +1
          5 августа 2024 22:36
          Цитата: bayard
          в Иране будут собирать Су-35СЭ из наших машинокомплектов

          Цитата: bayard
          возможно затем и по Су-75 такое же случится

          Цитата: bayard
          Су-57 уже в серийном производстве (в этом году должны сдать 24 шт. , с будущего по 30 шт. в год)

          Цитата: bayard
          Су-75 обещают выкатить для первого полёта до конца этого года - раньше прежде заявленного срока


          Цитата: bayard
          Европейцы кооперируют ибо ни денег на собственную разработку не хватает , ни компетенций , да и для расширения серии для окупаемости проекта такое полезно . Но сколько же ср[email protected]а в таком колхозе

          Вы это всё где берёте? Вряд-ли такое в какой либо серьёзной прессе пишут? Давайте поспорим что все Ваши фантастические планы по иранским Су-35, по сдаче 24!!! Су-57, по вообще когда либо появлению Су-75.., прости Господи, останутся в фантазиях. Хорошо бы несколько Су-35 для СВО сделать смогли, чтобы потери возместить. Одновременно в Европе по Вашему нет ни денег ни компетенций!))) Куда им там всем до ВПК РФ! И тут ещё раз поспорим, что как раз европейцы с японцами к сроку получат свои 6е поколения.
          1. -2
            6 августа 2024 01:05
            Цитата: karabas-barabas
            Давайте поспорим что все Ваши фантастические планы по иранским Су-35

            Не спорьте , проиграетесь . 24 Су-35СЭ уже поставлены . Всего по контракту Иран намерен получить не менее 70 таких самолётов , которые скорей всего будут собираться в самом Иране так же как Су-30МКИ собирались в Индии из наших машинокомплектов . Об этом и многом другом в иранской статье вскоре после гибели Сулеймани , в которой частично названы программы , в которых мы будем сотрудничать с Ираном . Тут и разработки газовых месторождений , строительство завода СПГ на побережье , атомная энергетика , помощ в строительстве Ираном собственной\собственных ПЛА с поставкой реакторов и прочих компонентов , подготовка специалистов , закупки вертолётов и многое другое . Это иранская пресса , и это подтверждается нашим МИДом . Так что не спорьте , проиграетесь .
            Цитата: karabas-barabas
            Су-57, по вообще когда либо появлению Су-75.., прости Господи

            За кощунство и богохульство Кармой накрыть может , Вы осторожней с этим .
            Что за кривляния по Су-57 ? Их уже полковой комплект в войсках , до конца этого года второй полковой комплект (24 шт.) в войска поступят . И в отличии от F-35 и F-22 у Су-57 уже есть победы в воздушных боях (не менее трёх) , Вас именно это коробит ?
            Су-75 совсем недавно пообещали поднять в воздух до конца этого года (по морозцу , как и положено для первого взлёта , по традиции) . Посмотрим как взлетит , но это уже опережение графика на 1 год минимум . Двигатель , БРЭО и многое другое у него от Су-57 , что удешевляет и ускоряет разработку и облегчает запуск в серию .
            Цитата: karabas-barabas
            Хорошо бы несколько Су-35 для СВО сделать смогли, чтобы потери возместить.

            Вам шаровары на уши давят ?
            Су-35С давно выпускается серийно , причём не только для ВКС , но и на экспорт . В строю их более сотни , 12 шт. поставлены в Китай , 24 шт. в Иран . Сейчас темпы их выпуска наращиваются (тут лаг от заказа до сдачи заказчику от 2 до 3 лет , год на стапельную сборку , год для предприятий кооперации для изготовления и поставки на завод комплектующих) . На начало СВО Су-35С поставлялись в ВКС темпом по 8 - 12 шт. в год . Но при этом выполнялся и египетский контракт на 24 Су-35СЭ темпом по 8 шт. в год (сейчас они поставлены в Иран) .
            Цитата: karabas-barabas
            в Европе по Вашему нет ни денег ни компетенций!)))

            Для каждой отдельной страны это слишком дорого и сложно - потребности одной страны невелики , компетенции ограничены , ценник получается астрономический . Посмотрите на ценник "Еврофайтера" по сравнению с однокласниками , на цену "Рафаля" . Вот поэтому и кооперируются . В одиночку не потянет никто . И обязательно нужны внешние заказчики для расширения серии и окупаемости разработки .

            Цитата: karabas-barabas
            Куда им там всем до ВПК РФ!

            Мы всё сами делаем и наши самолёты гораздо дешевле . Хотя у нас истребители тяжелые , а у европейцев все лёгкие . Про эффективность нашего ВПК можно спорить , но наша техника для войны и все самолёты с боевым опытом . Даже МиГ-35С сбивал цели в СВО , хотя их всего 6 шт. в наличии .
            Цитата: karabas-barabas
            И тут ещё раз поспорим, что как раз европейцы с японцами к сроку получат свои 6е поколения.

            Ой маркиз , проиграетесь в дым .
            Самолёт то они скорей всего разработают и даже построят . Может даже в сроки уложатся , но кто Вам сказал , что это будет какое-то мифическое 6-е поколение ? Если отбросить глупости о искуственном интеллекте и иновационном шлемофоне , то они в лучшем случае построят нормальный самолёт поколения 5\5+ . Максимум . Вероятно это получится действительно удачный истребитеь 5-го поколения , избавленный от косяков F-22 и F-35 , но не более того . И вряд ли это будет лучше чем наш Су-57 , для которого уже и двигатель второго этапа готов . Его называют "промежуточный" потому что ради заявленного ресурса несколько понизили температуру на лопатках турбин , поэтому на форсаже он будет давать не 18 000 кг.с. , а 16 500 - 17 000 кг.с. Но и этого с головой хватит , ибо он (Су-57) и с АЛ-41Ф-1С очень даже хорош .
  3. -2
    5 августа 2024 05:08
    Почему дальность, скорость и полезная нагрузка побеждают маневренность

    Этот лозунг уже был в 60-х годах ХХ века. Но вьетнамская война показала его ошибочность. Опять на те же грабли или все-таки попытка придумать что-то принципиально новое?
    1. Eug
      0
      5 августа 2024 06:51
      Как по мне, тогда дальность пуска ракет для гарантированного (хотя бы с вероятностью 0,3-0,6) поражения вынуждала сближаться до дальности ближнего маневренного боя. Сейчас вряд ли так будет, хотя... я бы оценил шансы как 70/30 - 80/20.
      1. +3
        5 августа 2024 12:09
        Цитата: Eug
        Как по мне, тогда дальность пуска ракет для гарантированного (хотя бы с вероятностью 0,3-0,6) поражения вынуждала сближаться до дальности ближнего маневренного боя.

        Так это выяснилось уже в реальном бою. А до этого точно так же считалось, что воздушный бой сведётся к "первому залпу": кто первый обнаружит противника и первым выполнит пуск - тот и победил. Причём всё это - на средних высотах.

        А потом начался Вьетнам - и внезапно оказалось, что работать придётся на малых высотах. Или же по целям на фоне земли. Причём цели эти маневрируют. А все РВВ средней дальности того времени имели полуактивное радиолокационное самонаведение, которое требовало удержания подсветки на цели и крайне плохо работало по маловысотным целям (и вообще по целям на фоне земли). В общем, истребители противника либо срывали захват, либо захват по ним вообще не проходил - после чего следовало сближение и маневренный бой.
  4. +4
    5 августа 2024 05:20
    GCAP/Tempest является одним из компонентов более широкой британской программы под названием Future Combat Air System (FCAS)

    GCAP и FCAS - это две разные программы с разными участниками.
    Global Combat Air Programme ( GCAP ) - это программа Великобритании, Японии и Италии по созданию истребителя шестого поколения, созданная путем объединения британской программы BAE Systems Tempest и японской Mitsubishi FX. Завершение программы планируется в 2035 году.
    Future Combat Air System (FCAS) - это аналогичная программа Франции, Испании и Германии ( Dassault Aviation , Airbus и Indra Sistemas). Завершение программы планируется в 2045 году.
  5. +1
    5 августа 2024 06:28
    Только время покажет кто был прав, у каждого свой путь и по своему хорош!
  6. Eug
    0
    5 августа 2024 06:45
    Надо понимать, "адаптивные" двигатели - с переменной степенью двухконтости?
    1. +1
      5 августа 2024 08:07
      "адаптивные" двигатели - с переменной степенью двухконтости?

      Скорее трехконтурный. Добавляется третий поток воздуха - один внутренний контур с газогенератором и сопловой частью и два внешних. На дозвуковой скорости третий воздушный контур открыт, а двигатель работает как турбовентилятор с большей степенью двухконтурности. На сверхзвуке третий контур полностью закрывается, а объем воздуха, проходящего через второй контур уменьшается.
  7. -3
    5 августа 2024 09:26
    Насколько помню лет 15 назад аргументом в пользу сверхманевренности служили возможные стычки самолета со средством поражения.
    Умной дальнобойной ракетой. Когда ракета обнаруживалась, и перехватывалась контракетой ближнего радиуса. По сути на Су 57, который видит во все стороны это реализовать возможно. Увидел, сбил наведение совершив сложный маневр, перехватил.
  8. -6
    5 августа 2024 10:54
    Распил денег налогоплательщиков никто не отменял. Результат будет ожидаемый- "Ну не шмогла я, не шмогла..."Спасибо за денежные средства, и будем пользоваться надежным проверенным старым.
  9. +1
    5 августа 2024 12:44
    Истребитель-бомбардировщик... Всё больше и больше второго, всё меньше первого.
  10. +3
    5 августа 2024 13:03
    в течение более чем двухлетней воздушной войны над Украиной российские истребители с более мощными радарами и ракетами Р-37М и Р-77М практически постоянно используют ракеты большой дальности, работая с дальних дистанций, отказываясь от ближнего боя в пределах видимости из-за высоких взаимных рисков с использованием современных ракет малой дальности


    Что за бред? Ракеты ближнего боя не используются по другой причине,- противник крайне редко подходит на дистанцию ближе 50 км от линии фронта, плюс старается устраивать засады размещая ЗРК большой дальности поближе к фронту. Таким образом подойдя к самолетам противника даже на дальность в 190 км, наша авиация оказывается в зоне поражения ЗРК противника. Отсюда и бои на большой дальности.
    1. 0
      6 августа 2024 01:04
      Так это и есть реали современной войны, когда на поле боя встречаются примерно равные в технологическом плане противники. Никто не будет подходить к линии фронта на названые вами 50 км. Огромное количество средств обнаружения и поражения исключают возможность ближнего боя. Это не времена вьетнамской войны.
  11. -1
    5 августа 2024 14:55
    Очевидно, что судьба таких самолетов будет зависеть от технологического уровня страны-противника. Если такая страна может позволить себе действительно хорошие средства обнаружения и атаки, эти самолеты обречены. Никакой самолет не может превзойти по скорости ракету (хотя бы уже потому, что гиперзвуковые скорости размажут пилота по кабине при самом аккуратном маневре), так что толку им от высоты? Все равно достанут.
    В общем ныне авиация в схватках примерно равных является всего лишь подкидышем для ракет - взлетел, выстрелил и сел. Маневрировать незачем и негде - опасно. Все ее преимущества реализуются только при схватках с туземцами.
    Русские воины ВОВ были бы потрясены, увидев нынешние схватки за опорники. Им, кого ИЛы поддерживали как надо, все нынешние рукопашные и схватки накоротке были бы дики. Несколько РСов, и вражеский укрепленный пункт остается спокойно зачистить. Но теперешняя авиация на это не способна - моментально собьют.
    Где хотя бы намеки на то, что конструкторы и производство пытаются решить проблему?
  12. -4
    5 августа 2024 15:26
    Что то мне говорит ,что США конкуренты не нужны и до серии самолетов 6 поколения из ЕС ,просто может не дойти.Слишком страны зависимы в политическом плане от американцев .Их задел США потом используют у себя
  13. -2
    5 августа 2024 16:24
    Япония является тихоокеанской страной, и ожидаемо стремится усилить свою роль в регионе. А для этого самолеты должны летать на большие расстояния, особенно для того, чтобы базироваться вне досягаемости дальнобойных китайских ракет для поражения наземных целей.

    Мне кажется, что дальности китайских ракет хватит в двое-трое перекрыть дальности до японских территорий, так что прятаться таким образом бесполезно. what wassat
  14. 0
    6 августа 2024 13:47
    Примечательно, что в течение более чем двухлетней воздушной войны над Украиной российские истребители с более мощными радарами и ракетами Р-37М и Р-77М практически постоянно используют ракеты большой дальности, работая с дальних дистанций, отказываясь от ближнего боя в пределах видимости из-за высоких взаимных рисков с использованием современных ракет малой дальности.


    Вряд ли из-за этого. Просто стреляют не входя в зону ПВО 404...
  15. 0
    6 августа 2024 17:38
    Знатоки, подскажите что за самолёт/прототип/бпла?(Рядом с миг-31)
  16. 0
    4 сентября 2024 14:37
    В результате победит беспилотный концепт с ИИ. Которому надо будет давать команду выносить всё вон в том квадрате... И удирать с перегрузками недоступными человеческой тушке