Проба пера

9 786 47
Проба пера


Закрытость Японии при сёгунах династии Токугава часто преувеличивают. Да, европейцев (кроме некоторого числа голландцев) ступивших на берег страны Восходящего Солнца, согласно императорского указа, следовало убивать «не думая дважды», но... В Японии существовал специальный «Институт по изучению иностранных книг», внимательно изучающий европейскую премудрость. Поэтому, когда коммодор Мэтью Перри под прицелом корабельных орудий «открыл Японию», к удивлению американцев самураи оказались неплохо осведомлены о том, что твориться в мире.



Ну, а когда в 1868 году режим сёгунов был свергнут в ходе «революции Мэйдзи», события и вовсе перешли в галоп. Уже в 1876 году (не прошло и десяти лет!) Япония принуждает Корею к заключению неравноправного договора — в лучших традициях европейских колонизаторов. Король Кореи вассал Китая? Что ж, значит самураям стоит готовиться к войне с Поднебесной — таков Путь! Первые разряды статического электричества начали проскакивать между странами в 1885 году: корейские реформаторы, вдохновлённые успехом японских коллег, организовали переворот с целью сделать также.

Китайский гарнизон в Сеуле переворот подавил, по пути спалив к демонам маогуй японское посольство и убив штук сорок японцев. Собственно говоря, китайцы такой мелочи как 40 трупов и не заметили бы, но японцы подняли бучу, которую удалось погасить только подписанием трактата согласно которому из Кореи выводились и китайские и японские войска, а над королевством объявлялся совместный протекторат. Десять лет прошли не шатко ни валко, а в 1894 году события вновь понеслись галопом!


Японцы в Корее

Сначала корейское правительство попросило китайского императора прислать в страну войска для подавления крестьянского восстания. Японцам это не понравилось, и они также ввели в Корею войска, только в три раза больше чем Китай. А потом в Сеуле случился переворот. И новое правительство, первым делом, попросило китайцев — на выход. Причём попросило Страну Восходящего Солнца помочь в этом сложном деле.

И помощь охотно была оказана. Для начала японская эскадра потопила китайский транспорт «Гаошен» идущий под британским флагом с 1100 китайскими солдатами — 2 батальона с артиллерией! Правда, на этот момент состояния войны между Японией и Китаем не было, но когда это волновало островитян? Англичане, кстати, потопление судна под своим флагом с удовольствием проглотили — война Японии с Китаем была им на руку. Китайские войска Е Чжичао и Не Шичена под натиском превосходящих сил японцев были вынуждены отступить на север, но командиров решили поддержать подкреплениями — и адмирал Дин Жучан повёл к устью реки Ялу конвой из пяти транспортов с манчжурской пехотой в сопровождении всего Бэйянского флота...


"Чженьюань" - сумрачный тевтонский гений на китайской службе (на фото - уже под японским флагом)

Здесь стоит отвлечься на то, что представляли из себя флоты сторон, которым предстоит схватиться в битве у устья реки Ялу. Бэйянский (Северный) флот империи Цинь был одним из сильнейших флотов неевропейских стран. Наиболее мощными кораблями в его составе были два однотипных броненосца: «Динъюань» и «Чжэньюань». Это были достаточно новые корабли немецкой постройки (да, Штеттин на тот момент был Германией, а не Польшей!) — введены в строй в 1885.

Корабли были хорошо бронированы: в середине корабля располагалась цитадель с толщиной стальной брони от 6 до 16 дюймов, над цитаделью были размещены два орудийных барбета для 12-дюймовых орудий главного калибра. Расположены барбеты были по, уже не модной диагональной схеме, но защищались 12-дюймовой бронёй. Между барбетами находилась боевая рубка, причём и рубку, и барбеты сверху прикрывали трёхдюймовые бронеколпаки. Главный калибр броненосцев состоял из крупповских казнозарядных орудий — не так уж и плохо, на английских кораблях в 1885 году орудия ещё с дула заряжали. Но средний и вспомогательный калибры у китайцев были — курам на смех: пара шестидюймовок, пара шлюпочных трёхдюймовок и несколько 37-57-мм скорострелок Гочкиса. Учитывая невысокую скорострельность главного калибра, это было существенным недостатком.


"Чаоюн" - в Китае считался крейсером...

Кроме броненосцев были в составе Бэйянского флота и английской постройки крейсера III класса «Чаоюн» и «Янвэй» - переходной тип корабля от «ренделовской» канонерской лодки к настоящему крейсеру — 1350 тонн водоизмещения, 2 10-дюймовых орудия в носу и на кроме и четыре 5,1- дюймовки по бортам. Броня... А что это такое?


"Пинъюань" - первенец китайского броненосцестроения

Бронепалубные крейсера II ранга «Чжиюань» и «Чжиньюань» также были выстроены в Англии. 2300 тонн, 3 9-дюймовых орудия, 2 6-дюймовки, 8 57-мм противоминных пушек. «Цзиюань», числившийся бронепалубным крейсером II ранга также был построен в Штеттине: 2400 тонн водоизмещения, броня — 76-250 мм, 2 8,2-дюймовых орудия главного калибра в носовом барбете, 1 5,9-дюймовка на корме, 4 75-мм, 4 57-мм орудий и 9 5-ствольных 37-мм митральез — противоминной артиллерии. Броненосные крейсера II ранга «Цзинъюань» и «Лайюань» были германского происхождения и имели 2850 тонн водоизмещения, 2 8,2-дюймовых орудия, 2 5,9-дюймовых, 7 47-37-мм противоминных орудий, броня 76-230 мм. Ещё в состав флота входил крейсер китайской постройки «Кантай» - 2100 тонн водоизмещения, 2 6-дюймовки, 4 — 5-дюймовок, броня — 57 мм. Броненосец китайской постройки «Пинъюань» был, по сути дела бронированной канонерской лодкой, но, поскольку это был первый (и последний) построенный в Китае броненосный корабль, титула «броненосец» его удостоили. Водоизмещение корабля было 2500 тонн, вооружение составляли 1 10,5-дюймовое крупповское орудие, 2 6-дюймовки и 4 47-мм пушки, броня от 37 до 203 мм.

Общими чертами кораблей Бэйянского флота была низкая скорость: даже бронепалубные крейсера, которые по идее, должны быть скоростными больше 18,5 узлов не давали, что для 1894 года уже... Не много. Всё остальное было значительно тихоходнее, рекордсменом в этом плане был «Пинъюань», который не мог выжать из своих машин и 11 узлов. Коррупция в империи Цин была обычным, повседневным явлением, поэтому часть фугасных снарядов во флотских арсеналах оказалась вместо новомодного меленита начинена... цементом или угольной пылью. Тем не менее, сказать, что всё в китайском флоте было плохо — нельзя. Личный состав был неплохо обучен европейскими инструкторами. При каждом китайском командире корабля был прикомандирован в качестве «костыля» европеец.


Вице-адмирал Ито Сукэюки

В Японии, накануне событий, 18 июля 1894 года путём слияния Флота постоянной готовности и Западного флота был образован Объединённый флот, командовать которым назначили вице-адмирала Ито Сукэюки (стоит напомнить, что в японских именах первой идёт фамилия, так что сказать «вице-адмирал Ито» правильно, а «вице-адмирал Сукэюки» - нет). Главной силой Объединённого флота стали «элсвикские крейсера».

В 1867 году компания «Армстронг» спустила на воду первую канонерскую лодку проекта Джорджа Рендела. Это были дешёвые плоскодонные кораблики, вооружённые при малом водоизмещении (180 тонн) одним орудием большого калибра — 229-мм! Продавались ренделовские канонерки успешно, но... Низкая мореходность позволяла использовать их лишь в условиях штиля. Между тем, предприятию требовались стабильные заказы, а канонерки их обеспечить не могли. Выход предложил сам Рендел — если соединить две канонерки кормой — получится значительно более мореходный корабль!


"Цукуси" - переходный этап от канонерки к крейсеру

Получившиеся корабли должны были иметь солидное вооружение из двух 10-дюймовых орудий и, достаточно высокую скорость, позволявшую компенсировать отсутствие брони. Проект предложили Китаю, и он вызвал сдержанный интерес у Ли Хунчжана — канцлера империи, курировавшего Бэйянский флот. Но первым заказчиком стала республика Чили, затеявшая войну с Перу. Крейсер с названием «Артуро Прат» заложили 2 октября 1879 года, но к моменту его достройки чилийцы успели завоевать господство на море и корабль перепродали японцам. «Артуро Прат» получил новое имя - «Цукуси». У прессы новые корабли вызвали восторг, но лорды Адмиралтейства отнеслись к ним с известным скепсисом: отсутствие брони не компенсировалось скоростью — она могла поддерживаться только небольшое время. В общем, коммерческого успеха не намечалось. И тогда Джордж Рендел усовершенствовал проект...

Получившийся на выходе корабль стал родоначальником целого класса - «эльсвикских крейсеров». Построенная для того же Чили в 1884 году «Эсмеральда» была шедевром кораблестроения! Узкий, длинный корабль, полностью лишённый рангоута, две 10-дюймовки и шесть 6-дюймовок при водоизмещении всего в 2800 тонн. Карапасная бронепалуба имела толщину от 13 до 51 мм, причём её скосы уходили на 120 см ниже ватерлинии. И всё это развивало скорость в 18,3 узла: для 1884 года — просто прекрасно! «Эсмеральда» даже успела повоевать в Гражданской войне в Чили, после чего, в 1894 году её продали Японии, где крейсер принял имя «Идзуми».


"Такачихо" - японец англо-саксонского происхождения

К описываемым событиям «Эсмеральда» - «Идзуми» в Японию не успела, но после триумфального дебюта крейсера, на верфях Армстронга были заложены по японскому заказу ещё два «эльсвика» - «Нанива» и «Такачихо». После первой серии последовал заказ на «Ёсино»: улучшенный проект — 5150 тонн водоизмещения, 4 6-дюймовки, 8 120-мм орудий, 22 47-мм противоминные пушки, броня 45-115 мм, а главное, скорость — 23 узла! Ещё одним «эльсвиком» стал «Чиода» введённый в эксплуатацию в 1891 году. Он имел вооружение из 10 скорострельных 120-мм орудия и 14 47-мм пушек Гочкиса, бронепалубу толщиной 25-114 мм и скорость 19 узлов.


"Мацусима" - маленький крейсер с большой пушкой

Кроме того, японцы не складывали все яйца в одну, тем более английскую, корзину. Французскому конструктору Луи-Эмилю Бертену был заказан проект крейсера, но специально заточенного под борьбу с китайскими броненосцами. Луи-Эмиль не подкачал и в Императорском флоте появились три крейсера типа «Мацусима», ставшие костяком объединённого флота. Два первых корпуса «Мацусима» и «Ицукусима» были построены во Франции, на верфи FCM в Ла Сейн-сюр-Мер, третий, «Хасидатэ» - в Йокосуке. Последний из трёх кораблей этого типа был передан Императорскому флоту в июне 1894 года, то есть был новейшим — муха не сидела.

Фишкой этих крейсеров стала 320-мм пушка Кане, максимальная скорострельность её была не велика, но вспомогательный калибр был представлен одиннадцатью скорострельными 120-мм орудиями. Логика постройки крейсеров была следующей: по цене четыре крейсера этого типа равнялись одному броненосцу, вооружение несли — соответствующее, но, при этом, потопить четыре корабля — сложнее, чем один. Правда, на четвёртый крейсер у Японии денег не хватило, так и остался «виртуальный броненосец» без одного орудия главного калибра. На его место «британское лобби» продавило строительство в Англии очередного «эльсвика» - «Акицусима», взявшего за прототип американский «Балтимор». Впрочем, в бою 320-мм пушки Кане показали себя не слишком хорошо — скорострельность «два раза в час» нельзя признать удовлетворительной. Кроме того, бронепалубные крейсера типа «Мацусима» имели проблемы с машинами — котлы регулярно выходили из строя, а текущие трубки японским механикам приходилось залеплять глиной...


Адмирал Дин Жуан, кавалерист на капитанском мостике

17 сентября 1894 года китайский и японский флоты вышли на встречу друг-другу. Адмирал Дин Жучан выстроил свои корабли строем фронта — китайские броненосцы, с их диагональными барбетами, имели сильный носовой залп. Расчёт адмирала был на то, что случится общая свалка и каждый корабль будет действовать сам по себе, либо — однотипными парами, прикрывая друг-друга. Его японский оппонент напротив, решил поставить на слаженный артиллерийский огонь всего флота, поэтому японцы двигались в кильватерном строю.

В центре китайского фронта шли броненосцы, Дин Жучан держал свой флаг на «Динъюане». С боков броненосцы прикрывали броненосные крейсера «Цзинъюань» и «Лайюань», бронепалубные «Чжиюань» и «Цзиюань» прикрывали броненосные крейсера. Остальные корабли сильно отстали и китайский строй представлял собой выгнутый в сторону японцев полумесяц, плетущийся со скоростью 7 узлов.


Бой в устье Ялу на японской гравюре

Японская кильватерная колонна шла на скорости 10 узлов. Возглавлял Объединённый флот «летучий отряд» контр-адмирала Кодзо Цубои, в составе наиболее быстроходных крейсеров «Ёсино», «Такачихо», «Нанива» и «Акицусима». Стоит отметить, что «Нанивой» в бою командовал Того Хэйхатиро, будущий победитель при Цусиме, а «Акицусимой» - Камимура Хиконодзё, чьи крейсера будут сражаться с «Варягом» в Чемульпо. Вице-адмирал Ито вёл главную эскадру: «Мацусима» (флагман), «Чиода», «Ицукусима», «Хасидатэ». Замыкали строй «античные древности» - казематный броненосец «Фусо», броненосный корвет «Хиэй», канонерская лодка «Акаги», штабное судно «Сайкё-мару».

Ито обнаружил китайский флот в 12.00, после чего приказал увеличить ход до 14 узлов. «Летучий отряд» контр-адмирала Цубой выдал 16 узлов и ушёл в отрыв. В 12.50 китайцы открыли огонь. Первый же залп из 12-дюймовых орудий контузил находившихся на мостике броненосца офицеров, включая адмирала Дин Жучана (не зря диагональные барбеты вышли из моды, не зря!). Через 10 минут в перестрелку включились и японцы. Колонна Объединённого флота уклоняясь от таранов броненосцев стала обходить китайский строй с запада, осыпая противника градом фугасных снарядов.

Ближе всего к японцам оказались китайские крейсера III класса «Чаоюн» и «Янвэй», у которых, как вы помните, с бронёй была напряжёнка. Именно на них и обрушился тот самый град из японских фугасов. Корабли были быстро превращены в решето, загорелись, вышли из боя и ушли к берегу. Тем временем китайский центр совершил поворот на зюйд-вест и атаковал «античные древности» отставшие от основных сил Ито. Несколько 12-дюймовых снарядов получил корвет «Хиэй», но, горящий корабль спас смелый маневр — он повернул навстречу противнику и прошёл сквозь его строй. Во время пересечения китайского строя корвет получил ещё пару попаданий 12-дюймовых «чемоданов» с кинжальной дистанции, но смог выйти из боя и остаться на плаву.

Следом за корветом под раздачу попала канонерка «Акаги», на которую накинулся крейсер «Лайюань». На канонерке был убит командир, сбиты труба и мачта, но огонь японских кораблей вынудил крейсер отпустить жертву. Мимо всего китайского строя прошло штабное судно «Сайкё-мару». Пароход получил массу попаданий, но, не иначе как чудом машинное отделение оказалось не тронутым. На «Сайкё-мару» находился прибывший с инспекцией начальник морского штаба вице-адмирал Сукэнори Кабаяма и на его спасение Ито направил «Летучий отряд», между тем, главные силы японцев продолжали огибать китайский строй ведя непрерывный артиллерийский огонь.


Бой в устье Ялу - самурайский пафос

Китайский флот потерял строй, корабли начали закрывать друг-другу обстрел. Английский военный советник Тайлер предложил капитану «Динъюаня» отдать приказ крейсерам отойти, дабы открыть броненосцам сектор обстрела, но марс, на котором располагался сигнальный пост был сбит огнём японской артиллерии. В нараставшем бардаке крейсер «Цзиюань» решил уйти по-английски — не прощаясь, но неудачно налетел на повреждённый «Янвэй» и потопил его. Не повезло и систершипу «Янвэя» - «Чаоюн» был сильно повреждён и затонул возле берега. Пока китайские крейсера дрались с «Летучим отрядом», броненосцы ринулись в погоню за главными силами японского флота. С другой стороны на главные силы вышли задержавшиеся в устье Ялу броненосный крейсер «Пинъюань», минный крейсер «Гуанбин» и пара миноносцев. Ито пришлось бы туго, но он успел проскользнуть между двумя китайскими отрядами, хоть «Мацусима» и получила в борт 10-дюймовый снаряд, который не разорвался.

К 14.00 Ито удалось отделить китайские броненосцы от крейсеров. Главные силы нарезали круги вокруг пары броненосцев, носовые 320-мм орудия Кане оказались полностью бесполезны — сделав по несколько выстрелов они вышли из строя. Зато 120-мм скорострельные пушки били часто, хоть и не слишком метко: над водой стелились клубы дыма из труб, от разрывов и от горевших кораблей, так что видимость была - ниже среднего. Экипажи китайских броненосцев проявили себя с лучшей стороны: паники на борту кораблей не было, дисциплина сохранялась, огонь велся губительный для японцев. Один 12-дюймовый снаряд пробил «Мацусиму» насквозь, но не взорвался, зато второй попал более удачно, вызвав детонацию боеприпасов на палубе японского крейсера. Одномоментно из строя вышло более сотни японцев, флагман лишился хода, вице-адмирал Ито перенёс свой флаг на «Хасидатэ». Получил свою пару 12-дюймовых снарядов и «Ицукусима», но, видимо снаряды были из тех, что китайские коррупционеры снарядили цементом, так что японский корабль остался на плаву.


"Чжиюань" и его командир

Тем не менее, положение китайских броненосцев было тяжёлым: в «Динъюань» попало 159 японских снарядов, в «Чжёэньюань» - 220. Пожар на китайском флагмане вывел из строя оба барбета главного калибра, горел и второй броненосец. Гораздо хуже пришлось китайским крейсерам. Это были канонерки-переростки и новейшие японские «эльсвики» расстреливали их практически безнаказанно. Дэн Шичан, командир «Чжиюаня» попытался таранить «Ёсино», но лишь вызвал на себя огонь всего японского флота и погиб вместе с кораблём. Та же судьба постигла и «Цзинъюань» - попытавшийся пойти на таран корабль расстреляли «Ёсино» и «Такачихо». На «Лайюане» из-за пожаров пришлось затопить носовой погреб, на «Чингъюане» с пожарами удалось справиться.

Через четыре часа сражения на кораблях стали подходить к концу боеприпасы. Китайские броненосцы сумели соединиться с крейсерами и Бэйянский флот выстроился в кильватерную колонну. Ито был вынужден прекратить бой и отозвать «Летучий отряд». Флоты разошлись по своим базам. Формально победа осталась за китайцами — транспортам удалось разгрузиться и подкрепления войскам Е Чжичао и Не Шичена были доставлены. Но в долгую выиграли японцы. Бэйянский флот потерял пять кораблей, остальные были сильно повреждены.


Памятник адмиралу Дин Жучену
Таким образом Страна Восходящего Солнца получила господство на море, которым грамотно воспользовалась. Был захвачен Люйшунь (Порт-Артур), оттуда морем под Вэйхайвэй были переправлены две дивизии, высадившиеся в бухте Жунчэн. 12 февраля Вэйхайвэй пал. Адмирал Дин Жучан отдал все необходимые распоряжения и, несмотря на предложение эмиграции в Японию, покончил жизнь самоубийством - принял смертельную дозу опиума. Застрелились и ещё несколько китайских командиров. 17 апреля 1895 года в Симоносеки был подписан мирный договор: Китай терял Тайвань, Ляодунский полуостров и острова Пэнху. Впоследствии договор был оспорен Россией, Францией и Германией, но это уже — другая история.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. +2
      6 августа 2024 20:27
      Странное рассуждение. А что здесь только об СВО можно говорить? Да, статьи об СВО сейчас более многочисленные. Но тему истории вооружения никто не отменял. Именно это место на сайте и предусмотрено для таких статей. Тема СВО на сайте отдельно не вынесена.
      1. Комментарий был удален.
        1. 0
          6 августа 2024 20:44
          Там я "-" не ставил, но здесь первый "+" вам - это мой.
  2. +6
    6 августа 2024 06:32
    Броненосец «Чжэньюань» 鎮遠 был захвачен японцами и под именем «Чин-Иен» (даже иероглифы менять не пришлось, просто сменили прочтение с мандаринского на японское) принял участие в основных сражениях Русско-Японской войны.
    1. +2
      6 августа 2024 08:58
      Похоже,что флотское руководство РИ не сделала для себя выводов.
      1. +1
        6 августа 2024 10:44
        Не то что бы не сделало совсем: после него появилась серия крейсеров 6-тысячников: "Варяг", "Баян", "Аскольд", "Аврора" с сестрёнками и ещё несколько штук. На них не было артиллерии калибром больше 6 дюймов, и хорошая мореходность. Правда, были проблемы: у "Варяга" скорость теоретически - 24 узла, на практике - больше 10 он не делал - новомодные котлы Николса (которые на мерной миле и дали супер-скорость) оказались дерьмом редкостным...
        1. +1
          6 августа 2024 12:53
          Вроде котлы Варяга запороли в Средиземном море
        2. 0
          6 августа 2024 13:10
          Цитата: Летучий_Голландец
          Правда, были проблемы: у "Варяга" скорость теоретически - 24 узла, на практике - больше 10 он не делал - новомодные котлы Николса (которые на мерной миле и дали супер-скорость) оказались дерьмом редкостным..

          У броненосца "Ретвизан" с котлами Николса проблем не было, может быть "руки не из того места росли" у механиков "Варяга".
          1. +1
            6 августа 2024 14:43
            Да что Вы! Так говорить о механиках! Это же святые люди! Что бы они технику запороли? Быть такого не может! Это наверняка всё гадские американские инженеры подгадили...)))
          2. 0
            6 августа 2024 22:19
            Цитата: 27091965i
            У броненосца "Ретвизан" с котлами Николса проблем не было

            да неужели?!
            а где на первом переходе случилось ЧП со смертельным исходом?
            При СССР за такую беспроблемныую эксплуатацию кэп и дед по-любому схватили бы НСС!
            1. 0
              7 августа 2024 06:52
              Цитата: Старший матрос
              да неужели?!
              а где на первом переходе случилось ЧП со смертельным исходом?

              Разорвало трубку и Вы считаете, что это единственный случай в истории флотов разных стран? Брак при производстве существовал, существует и будет существовать. Разве в дальнейшем, при эксплуатации котлов на "Ретвизане" были проблемы?
              1. 0
                7 августа 2024 11:33
                Цитата: 27091965i
                Разве в дальнейшем, при эксплуатации котлов на "Ретвизане" были проблемы?

                Потому что эксплуатанты в полной мере осознали ненадежность КМУ и старались их беречь. В "гонке броненосцев" он не участвовал, в единственное сражение пошел с пробоиной в носу, не позволявшей развить полный ход. А японцы просто заменили котлы. При том, что Никлосы в общем-то эксплуатировать умели и продолжали
                1. 0
                  7 августа 2024 12:50
                  Цитата: Старший матрос
                  А японцы просто заменили котлы. При том, что Никлосы в общем-то эксплуатировать умели и продолжали

                  Честно говоря это не аргумент, в РИФ после Русско-Японской войны изменили систему крепления бронированных плит, но это не говорит о том, что корабли были не бронированы. В то время недостатки были у всех типов, с улучшением характеристик выбирали лучший тип. К тому же эти котлы были установлены на кораблях разных стран, но критика в основном исходит из наших источников, да и то только из-за "Варяга".
                  1. +1
                    7 августа 2024 13:31
                    Цитата: 27091965i
                    К тому же эти котлы были установлены на кораблях разных стран, но критика в основном исходит из наших источников, да и то только из-за "Варяга".

                    Ну не только feel
                    В 1902 году в строй вступил родной брат "Ретвизана" - "Мэн" с практически идентичной КМУ. И уже в 1910 на нем заменили котлы. Ибо те зарекомендовали себя как ненадежные и неэкономичные.
                    Цитата: 27091965i
                    К тому же эти котлы были установлены на кораблях разных стран

                    Мы говорим не о "кораблях разных стран", а конкретно про силовую установку "Ретвизана". То что японцы ставили Никлосы ЕМНИПна "Катори", а франки даже на дредноуты не делает КМУ "Ретвизана" надежной
                    Цитата: 27091965i
                    Честно говоря это не аргумент

                    Потому что он не вписывается в Вашу картину мира?
                    Цитата: 27091965i
                    после Русско-Японской войны изменили систему крепления бронированных плит, но это не говорит о том, что корабли были не бронированы.

                    Нет. Это говорит о том, что прежняя система крепления была ненадежна.
                    Как и КМУ "Ретвизана")))
                    1. 0
                      7 августа 2024 13:39
                      Цитата: Старший матрос
                      Потому что он не вписывается в Вашу картину мира?

                      Уважаемый Иван, вписывается он в мою картину мира. Чтобы "не толочь воду в ступе" посмотрите "Report of the committee on naval boilers" 1904 год, там расписаны все достоинства и недостатки четырёх типов котлов, в сравнении. В том числе и Niclausse.
                      1. 0
                        7 августа 2024 17:36
                        Цитата: 27091965i
                        расписаны все достоинства и недостатки четырёх типов котлов, в сравнении. В том числе и Niclausse.

                        Уважаемый Игорь. Еще раз. Я нисколько не оспариваю, что у котлов конструкции братьев Никлос имелись определенные достоинства. Более того, вполне допускаю, что на каких-то кораблях они могли работать вполне пристойно.
                        Но фишка в том, что это никак не доказывает, что
                        Цитата: 27091965i
                        У броненосца "Ретвизан" с котлами Николса проблем не было

                        request
                        Вы написали
                        Цитата: 27091965i
                        "руки не из того места росли" у механиков "Варяга".

                        Но, может, проблема с руками была у американцев, изготавливавших котлы для верфи Крампа? feel
                        А вот французы, поставлявшие котлы тем же японцам, работали более качественно... wink
                      2. +1
                        7 августа 2024 19:03
                        Цитата: Старший матрос
                        Вы написали
                        Цитата: 27091965i
                        "руки не из того места росли" у механиков "Варяга".

                        Но, может, проблема с руками была у американцев, изготавливавших котлы для верфи Крампа?
                        А вот французы, поставлявшие котлы тем же японцам, работали более качественно..

                        Справедливы оба утверждения, опреснители, морская вода, при долгой эксплуатации, при высокой паропроизводительности, для достижения высоких скоростей, происходил постепенный "загиб" трубок. "Загиб" допускался до одного дюйма, после достижения этой величины, трубку необходимо менять. При этом в США в связи с выпуском новой модификации, производство трубок и замков для закрепления, старой модификации "свернули". Американцы сами, с большим количеством нецензурных выражений, заставили, частично возобновить производство, что-бы произвести замену трубок на нескольких мониторах. Если не ошибаюсь в 1903 году. Ну, а "фанатом" котлов Niclausse я не являюсь.
        3. 0
          6 августа 2024 15:05
          Цитата: Летучий_Голландец
          Не то что бы не сделало совсем: после него появилась серия крейсеров 6-тысячников: "Варяг", "Баян", "Аскольд", "Аврора" с сестрёнками и ещё несколько штук. На них не было артиллерии калибром больше 6 дюймов, и хорошая мореходность. Правда, были проблемы: у "Варяга" скорость теоретически - 24 узла, на практике - больше 10 он не делал - новомодные котлы Николса (которые на мерной миле и дали супер-скорость) оказались дерьмом редкостным...


          "Богини отечественного производства", насколько я знаю. были недопустимо тихоходны.
        4. 0
          6 августа 2024 20:31
          С 10-тью узлами вы, кончено, погорячились. В сражении "Варяг" развивал 17 узлов и не потому, что у него что-то было с котлами. Его просто "тормозила" канонерская лодка "Кореец" со своими 10-ю узлами.
  3. +1
    6 августа 2024 07:40
    ...больше 18,5 узлов не давали, что для 1894 года уже... Не много Это о китайских кораблях, и ниже И всё это развивало скорость в 18,3 узла: для 1884 года — просто прекрасно! О крейсере Эсмеральда по образу и подобию которого построены японские корабли. Как говорится "Ета шта?" Почему одним это не хорошо, а другим отлично? Недочитал, расхотелось.
    1. 0
      6 августа 2024 08:45
      Корабли на тот момент быстро устаревали морально, к началу войны 20 узлов для крейсера уже было нормой...
      1. -1
        6 августа 2024 11:27
        Цитата: Летучий_Голландец
        Корабли на тот момент быстро устаревали морально, к началу войны 20 узлов для крейсера уже было нормой...

        И почему сразу "сонные богини" вспомнились? Отличные были бы крейсера... для 1884 года. smile
        1. -2
          6 августа 2024 14:44
          Полностью согласен! "Аврора" с сестричками те ещё пароходы были...
        2. 0
          6 августа 2024 20:45
          Цитата: Alexey RA
          И почему сразу "сонные богини" вспомнились? Отличные были бы крейсера... для 1884 года.

          А потом япы "разкочегарили" трофей до 20 узлов.
          1. 0
            6 августа 2024 22:20
            Цитата: Адрей
            А потом япы "разкочегарили" трофей до 20 узлов.

            Ага, в справочнике))
            1. 0
              6 августа 2024 22:21
              Цитата: Старший матрос
              Ага, в справочнике))

              Не спорю request, сам не видел laughing
              1. 0
                6 августа 2024 22:29
                Цитата: Адрей
                Не спорю , сам не видел

                Так и я это справочник не видел request
                Но коллегам верю, ка родным. Что "Тсугару" до 21 разогнался. Что "Сойя" 22 смог.
                Правда, когда он снова стал "Варягом" получились все те же 17. Наверное имя проклятое request
                1. 0
                  6 августа 2024 22:35
                  Цитата: Старший матрос
                  Наверное имя проклятое

                  Типун Вам на язык! Крайний "Варяг" еще на ходу, а судьба "Москвы" тот еще пример (тоже имя "такое"?) laughing
                  А если серьезно, то поделитесь информацией, что справочники хм... "преувеличивают". Мне на самом деле интересно hi
                  1. 0
                    6 августа 2024 22:38
                    Коллега, фишка в том, что кроме тех справочников, такая скорость нигде не зафиксирована request
                    А видел эти справочники коллега Земляк (он же Товарищ))
                    1. 0
                      6 августа 2024 22:42
                      Цитата: Старший матрос
                      Коллега, фишка в том, что кроме тех справочников, такая скорость нигде не зафиксирована

                      Так и я видел. Придется верить написанному, раз другой информации нет. "Что написано пером, не вырубишь топором". Хотя... судя по современной писанине... recourse
                      1. 0
                        6 августа 2024 22:46
                        Проблема в том, что сие может быть банальной опечаткой request
                      2. 0
                        6 августа 2024 22:48
                        Цитата: Старший матрос
                        Проблема в том, что сие может быть банальной опечаткой

                        Недоказуемо request. А может и не быть. Приходим к той блондинке с 50/50 request
                      3. 0
                        6 августа 2024 22:57
                        Цитата: Адрей
                        Недоказуемо

                        Есть три крейсера, которые несмотря на превышения мощности, показавшие при испытаниях примерно равную скорость. Потом один из них внезапно разогнался...
                        есть четвертый крейсер (Варяг) который при проверке (во Владике) скорость из того же справочника не показал
                        Что общего у "Варяга" и "Паллады"? принадлежность к одному классу и склонность второго хозяина к пиз ... преувеличению))) feel
                      4. 0
                        6 августа 2024 23:07
                        Цитата: Старший матрос
                        склонность второго хозяина к пиз ... преувеличению)))

                        Тут конечно согласен, те еще азияты (в плане секретности и пускания пыли в глаза). Но касательно "Варяга" - сдавал же он "экзамен" на мерной миле на отлично request. А уж как там дальше было... на руки кривые списывать, головы квадратные...
                        С другой стороны, смогли же "римляне" разогнать "Джулио Чезаре". Скажете, что там глобальная перестройка была? Так и скорость не на 2 узла подняли request
    2. 0
      6 августа 2024 11:25
      Цитата: Алексей 1970
      Почему одним это не хорошо, а другим отлично?

      Потому что прошло 10 лет.
      Цитата: Алексей 1970
      ...больше 18,5 узлов не давали, что для 1894 года уже... Не много Это о китайских кораблях, и ниже И всё это развивало скорость в 18,3 узла: для 1884 года — просто прекрасно!

      Для 1884 года 18 с лишним узлов у КР - это хорошо и даже отлично. Для 1894 года та же скорость для крейсера уже недостаточна - появились "эльсвикские" скороходы.
      1. 0
        6 августа 2024 14:47
        У "Ёсино" - 23 узла, на его фоне китайцы смотрелись грустно...
        1. 0
          6 августа 2024 22:21
          Еще бы знать, мог он развить такую скорость после испытаний, или нет...
      2. 0
        6 августа 2024 22:35
        Цитата: Alexey RA
        Для 1894 года та же скорость для крейсера уже недостаточна

        1898 крейсера типа "Виктория Луизе" 18.5 узлов
        1898 "Газелле" 19.5
        1894 "Астрея" 18 узлов....
        Цитата: Alexey RA
        появились "эльсвикские" скороходы.

        На которые всем нормальным морским державам было плевать)
  4. 0
    6 августа 2024 07:56
    Спасибо Автору, интересный материал и хорошо подан.

    Узнаваемые имена кораблей и людей, которые потом приняли участие в войне с нами.
  5. -2
    6 августа 2024 09:55
    Спасибо автору за статью.
    Не хватает разбора сражения и выводов.
  6. 0
    6 августа 2024 12:46
    Поправка - "Чиода" все-таки не эльсвик.
    1. 0
      6 августа 2024 14:45
      Согласен, комплекс вооружения не эльсвикский...
      1. 0
        6 августа 2024 15:35
        Нет. Он вообще не армстронговского проекта и постройки. Даже близко не родня что крейсерам Ренделла, что Уоттса.
  7. 0
    6 августа 2024 15:07
    Неплохо бы схемы выкладывать для наглядности. На будущее
  8. 0
    6 августа 2024 15:25
    ...с 1100 китайскими солдатами — 2 батальона с артиллерией!

    1000 человек - это в описываемый период один батальон, а не два.
    1. 0
      6 августа 2024 20:20
      Русский батальон - один, китайских - два...
  9. 0
    6 августа 2024 22:25
    На его место «британское лобби» продавило строительство в Англии очередного «эльсвика» - «Акицусима»,

    Чтоб Вы были здоровы, но "Акицусима" - первый крейсер построенный непосредственно в Японии. В Йокосуке.
  10. 0
    7 августа 2024 12:24
    В то время бытовала легенда, что Адмирал Дин Жучан покончил собой проглотив слиток золота. Восток...))