Об эффективности дизельного топлива против кумулятивных боеприпасов

44
Об эффективности дизельного топлива против кумулятивных боеприпасов

Не секрет, что дизельное топливо – штука в известной степени многогранная и, если так можно выразиться, даже многофункциональная. С одной стороны, это всего лишь горючее, предназначенное для обеспечения работы двигателя боевой машины. С другой – ещё и тот элемент, который даёт защиту от некоторых поражающих факторов на поле боя.

Например, из-за высокого содержания водорода данное топливо ощутимо ослабляет поток проникающих в танк (или любой другой объект БТТ) нейтронов при близком ядерном взрыве. Но, что самое главное, оно способно снижать бронепробиваемость кумулятивных струй противотанковых боеприпасов, о чем наверняка слышал каждый, кто хоть немного интересовался тематикой бронетанковой техники.



Да, факт этот неоспорим, однако возникает резонный вопрос: если дизтопливо обладает таким свойством, то можно ли применять ёмкости с ним в качестве противокумулятивных экранов или компонента комбинированной брони? Об этом мы и поговорим сегодня.

Немного о вводных


Для начала нужно подметить один немаловажный момент, который, возможно, разочарует некоторых читателей. Он заключается в том, что в сегодняшнем материале мы не будем рассматривать внутренние топливные баки танков и другой боевой техники, хотя некоторые эквиваленты, обозначенные в тексте, к ним применимы.

Причина проста: в классическом исполнении они не могут считаться надёжным и самостоятельным средством защиты, и сами по себе считаются объектами повышенной опасности, требующими полной изоляции от обитаемых отделений боевой машины. Поэтому высчитывать какие-то миллиметры стойкости слоя топлива, которое при пробитии брони может обдать экипаж и внутреннее оборудование техники высокотемпературным пламенем, попросту бессмысленно.

Лобовая часть корпуса индийского танка Arjun, в котором топливный бак является одним из компонентов защиты
Лобовая часть корпуса индийского танка Arjun, в котором топливный бак является одним из компонентов защиты

Другое дело, если ёмкости с дизельным топливом, имеющие достаточно толстые стенки, дабы минимизировать фугасное воздействие взрыва боеприпаса, используются в качестве внешних экранов снаружи основной брони, либо вовсе внедрены в неё в качестве одного из защитных элементов.

В таких условиях их противокумулятивные свойства куда более интересны, поскольку не сводятся к нулю в связи с невозможностью сжечь своего носителя дотла. Так что именно о таком исполнении баков с горючим в дальнейшем и пойдёт речь.

Поведение кумулятивной струи в топливе


Каким же образом дизельное топливо снижает бронепробиваемость кумулятивных боеприпасов?

Зачастую ответы на этот вопрос бывают самые фантастические. И торможение кумулятивной струи, как недеформируемой «спицы», в толще жидкости, а также её охлаждение и неспособность «прожечь» броню – далеко не самые безумные из всего списка.

На деле же топливные баки, во-первых, выполняют функцию своеобразной разнесённой брони, инициируя подрыв снаряда на удалении от брони и заставляя кумулятивную струю двигаться в средах с переменной плотностью (слой топлива + основная броня), что само по себе негативно влияет на бронепробиваемость, мешая установлению процесса нормального проникания струи в преграду.

Во-вторых, если бак имеет небольшой объём и прочную конструкцию, то некоторый эффект (зачастую незначительный или вовсе нулевой) может оказать сформированная в топливе ударная волна, отражающаяся от стенок ёмкости и пересекающая траекторию кумулятивной струи.

Ну а в-третьих, топливо – это та штуковина, которая обладает струегасящей способностью. И на этом стоит остановиться подробнее.

Как известно, кумулятивная струя, образованная в результате схлопывания металлической облицовки в ходе подрыва заряда, движется с огромной скоростью. Так, скорость её головных элементов может достигать 7–9 км/с, средних – 4–6 км/с, и хвостовых (песта) – 1,5–3 км/с.

Всё это приводит к тому, что в зоне контакта струи и брони (например, стальной) давление вырастает до таких величин, что начинает многократно превосходить прочностные характеристики их материалов. Из-за этого кумулятивная струя и броня взаимодействуют друг с другом по законам гидродинамики, то есть как жидкости.


В результате части кумулятивной струи, взаимодействующие с бронёй, тормозятся и в буквальном смысле «растекаются» в стороны из зоны высокого давления, образуя пелену. Похожий процесс можно наблюдать, если пустить струю воды под большим напором в толщу песка: внедряясь в него, вода, потерявшая свою кинетическую энергию, будет выметаться из канала образованной в песке «пробоины».

Но струя воды из шланга – элемент, если можно выразиться, бесконечный. А вот кумулятивная струя имеет весьма ограниченную длину (пока не разорвётся на совсем уж слабые с точки зрения бронепробития фрагменты). Поэтому, чем глубже она внедряется в броню, тем больше теряет в своей длине – то есть срабатывается.

С топливом ситуация схожая. Поскольку оно является сжимающейся жидкостью, как, впрочем, и вода, в зоне контакта его толщи и кумулятивной струи также образуются зоны высокого давления, которые заставляют последнюю срабатываться. Хотя, разумеется, не с такой скоростью, как в стальной броне.

Тем не менее в случае установки топливных ёмкостей на броне или внутри неё (как компонента комбинированной защиты), эффект от этого вполне ощутим: срабатываясь, кумулятивная струя частично лишается высокоскоростных лидирующих элементов, что вкупе с уменьшением её длины означает, что пробить она сможет меньший, чем изначально, массив брони.

Слева направо деформация железного стержня кумулятивной струи при проникании в воду
Слева направо: деформация железного стержня кумулятивной струи при проникании в воду

Испытания


Для того, чтобы проверить, насколько эффективно дизельное топливо в качестве противокумулятивной защиты, в начале 1980-х годов в Советском Союзе был проведён соответствующий эксперимент. Но, конечно, далеко не с простыми канистрами – от них пользы не так уж и много.

Для этого был построен специальный макет. Конструктивно он состоял из двух стальных плит, соединённых упорами и установленных под углом 68 градусов от вертикали. А уже между ними располагались полиэтиленовые ёмкости с дизельным топливом, что позволяло как предохранить их от излишнего фугасного воздействия кумулятивных снарядов, так и сымитировать комбинированную трёхслойную броню.


При этом толщина лицевой стальной плиты с учётом угла наклона составляла 107 миллиметров, слоя топлива – 267 мм. Толщина тыльной стальной плиты подбиралась таким образом, чтобы кумулятивная струя не могла её пробить – так можно было оценить остаточную пробиваемость после преодоления топлива.

К слову, в ходе обстрелов пожаров так и не случилось. Ёмкости с топливом разрывало в клочья, само оно разбрызгивалось в радиусе шести метров, а над мишенью образовывалось сизое облако после подрыва снаряда (топливо частично испарялось и превращалось в аэрозоль), но горения не наблюдали.

Что же по самим результатам, то было проведено девять опытов. В каждом из них сначала оценивалась бронепробиваемость кумулятивной струи без топлива, а затем – с топливом.


Как можно заметить из представленной выше таблицы, от опыта к опыту показатели радикально менялись. Однако, если взглянуть на усреднённые значения, то всё становится на свои места: без топлива кумулятивная струя имела среднюю бронепробиваемость на уровне 222 миллиметров.

С присутствием дизельного топлива средняя остаточная бронепробиваемость снижалась до 134 мм. То есть в среднем слой топлива толщиной 267 миллиметров уменьшал пробиваемость кумулятивной струи на 88 мм.

На основании этих данных даже был вычислен габаритный коэффициент по кумулятивным боеприпасам, который даёт понять, насколько хуже или лучше тот или иной элемент защиты, чем эталонная броневая сталь средней твёрдости. У стали он, соответственно, равен единице, а у дизельного топлива в подобных преградах – 2,7.

Если что, то данный коэффициент выступает делителем. Поэтому, чтобы узнать, сколько стального эквивалента выдаёт слой топлива, скажем, толщиной 500 миллиметров, нужно поделить эти самые 500 мм на 2,7, что даст 185 миллиметров. Приблизительно, конечно.

Много это или мало?

Учитывая, что топливо даёт значительный выигрыш по массе по сравнению с аналогичной по эквиваленту стальной броней, вроде бы может показаться, что много. Но в качестве компонента комбинированной брони лобовой части корпуса танка использовать его нерационально.

По противокумулятивной стойкости дизельное топливо значительно отстаёт даже от старинного стеклотекстолита, применявшегося на советских танках – у него габаритный коэффициент равен 1,3. Да и керамика, например, известный всем корунд, кратно превосходит его с коэффициентом 0,8. Поэтому никакого чуда в увеличении стойкости к кумулятивным снарядам дизельное топливо не даст.

А вот для дополнительной защиты бортов танков или другой техники от маломощных боеприпасов баки с топливом теоретически могут пригодиться. Если, конечно, они имеют достаточно толстые стенки, дабы не разорваться в клочья при контакте со снарядом.

Источники:
В. А. Григорян, А. Н. Белобородько, Н. С. Дорохов и др. «Частные вопросы конечной баллистики».
С. Г. Андреев, А. В. Бабкин, Ф. А. Баум и др. «Физика взрыва» (изд. 2002 г.).
Г. Гаджибалаев, Э. О. Луберг, Э. К. Фененко и др. «Дизельное топливо как наполнитель комбинированной брони».
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 августа 2024 05:30
    Все это, конечно, любопытно. А почему именно дизельное топливо так стойко к кумулятивной струе? А почему не простая вода? Или отработанное машинное масло? Или не отработанное?
    1. +8
      7 августа 2024 06:37
      Наверное потому что именно ДТ используется в качестве топлива для танка и его стойкость к кумулятивной струе представляет интерес, топливные баки пока полные это и броня и запас топлива, а баки с водой или отработкой - только броня,т.е. это просто балласт увеличивающий вес машины.
      1. +3
        7 августа 2024 06:57
        Цитата: Голландец Михель
        А почему именно дизельное топливо так стойко к кумулятивной струе?
        Цитата: tarabar
        Наверное потому что именно ДТ используется в качестве топлива для танка

        В своё время, по поводу топлива в задних дверках БМП-1-2 столько критики было ...., а оказывается, какая-никакая, а дополнительная защита.
      2. +2
        7 августа 2024 07:22
        Наверное потому что именно ДТ используется в качестве топлива для танка
        Речь идёт не о внутренних ёмкостях с ДТ, а о навесных, которые буду служить именно для защиты брони, цитирую Автора:
        в сегодняшнем материале мы не будем рассматривать внутренние топливные баки танков
        1. +4
          7 августа 2024 07:41
          Речь идёт не о внутренних ёмкостях с ДТ, а о навесных, которые буду служить именно для защиты брони, цитирую Автора:

          Я думал, что не сложно догадаться - топливо не является исключительно балластом для защиты, его можно и для питания двигателя использовать.
      3. 0
        7 августа 2024 10:32
        Цитата: tarabar
        Наверное потому что именно ДТ используется в качестве топлива для танка и его стойкость к кумулятивной струе представляет интерес, топливные баки пока полные это и броня и запас топлива, а баки с водой или отработкой - только броня,т.е. это просто балласт увеличивающий вес машины.

        Только баки с топливом пожароопасны, а если топлива мало будет, то и взрывоопасны из-за паров топлива. Вода же наоборот как средство тушения. Для повышения устойчивости бака к воздействию кумулятивной струи можно использовать бак с большим количеством перегородок, ибо каждая будет на границе сред значительнее ослаблять это воздействие.
        Не стоит и забывать про стоимость топлива и обычной воды, практически не сопоставимы. request
        1. 0
          10 августа 2024 11:04
          Не стоит и забывать про стоимость топлива и обычной воды, практически не сопоставимы

          Поведение дизеля при взаимодействии с кумулятивной струёй вероятно будет отличаться от такового с водой. Если допустить, что за премия прожигания слоя часть дизельного топлива превратится в паробразную субстанцию с резким повышением давления в области контакта и в ближайшей полости, что вероятно приведёт к взрыву и отбрасыванию снаряда от брони. Если так называемый защитный дизель-слой имеет перегородки в виде сот, то взрыв будет ограничен локальной областью - в пределах соты. В целом идея жизнеспособная.
          При использовании воды в качестве альтернативы дизелю, эффект будет немного иной. Микровзрыва в этом случае не будет, но противодействие кумулятивной струе всё равно будет присутствовать за счёт паров воды стремящихся вырваться из зоны контакта.
          Толщина сот на вскидку 15-20 см для дизеля, 25-35 для воды, длинна-нирина 25*25.
    2. +2
      7 августа 2024 06:55
      Например, из-за высокого содержания водорода данное топливо ощутимо ослабляет поток проникающих в танк (или любой другой объект БТТ) нейтронов при близком ядерном взрыве. Но, что самое главное, оно способно снижать бронепробиваемость кумулятивных струй противотанковых боеприпасов, о чем наверняка слышал каждый, кто хоть немного интересовался тематикой бронетанковой техники.

      Как написано в статье - в дизеле водорода больше чем в воде. И вероятно азота. По химии трояк если что.
      1. +1
        7 августа 2024 07:42
        Как написано в статье - в дизеле водорода больше чем в воде. И вероятно азота. По химии трояк если что.

        Хоть одно сравнение "в дизеле больше чем в воде" в тексте найдите. А то пока только по вашей фантазии трояк, если что. smile
        1. 0
          7 августа 2024 07:56
          Ну так я и написал что по химии трояк у меня. Ну про воду естественно отсебятина. А вот при чем тут водород - все равно не понятно. Водород же по факту везде - и в сжиженном пропане и сжатом метане - ток давление там поболее уже как на взрыв напряг идет. С чего дизельному топливу тормозить кумулятивную струю ?! Там же резкое видоизменение под давлением металлического конуса в иглу идет, или скорее в тоненькую струю жидкого метала - по сути гидрорез. Далее тема уже за гранью понимания и знания у меня. Вода с одной стороны не сжимаема с другой при замерзании сама взрываем - ломается лед проще. Ну и как там водород - не помогает ни чему ?!
          1. +1
            7 августа 2024 08:05
            Водород помогает при защите от нейтронов. В свое время даже предлагали секционные топливные баки на наших танках. Их суть: оставление части топлива при общем расходе, дабы защитить мехвода, окруженного баками, от нейтронного потока.

            От кумулятивов топливо играет роль, как и вода, поскольку является сжимающейся жидкостью. За счёт сжатия в зоне контакта топлива и струи на последнюю оказывается высокое давление. Так работает и с полиуретаном, и с песком, и с ослиной мочой smile
            1. +1
              7 августа 2024 10:38
              Цитата: Эдуард Перов
              как и вода, поскольку является сжимающейся жидкостью

              А меня в школе всю жизнь учили, что вода не сжимается... парадокс recourse winked laughing
              1. +2
                7 августа 2024 12:02
                "ёжики летают, только низенько-низенько"
                Сжимаемость воды и бензина, (дизтоплива наверное) примерно одинакова 5*10^(10) 1/Па.
                Если верить Вики, то давление в кумулятивной струе того же порядка. Исходя из этого локальное изменение объема воды(топлива) буде в несколько раз. Это очень грубая оценка.
                1. +1
                  7 августа 2024 12:58
                  Век живи - век учись! (с) hi
                  Поэтому лучше авиационным спиртом тогда заменить! Будет чем роту штурмовую после боя благодарить drinks soldier laughing
            2. 0
              8 августа 2024 16:01
              Цитата: Эдуард Перов
              Так работает и с полиуретаном, и с песком, и с ослиной мочой

              Зря выходит Василия Алибабаевича на нары отправили. laughing
          2. -1
            7 августа 2024 15:01
            Цитата: Виктор Чужой
            Вода с одной стороны не сжимаема с другой при замерзании сама взрываем - ломается лед проще.

            Ну вода очень интересный феномен. Минимальный объём она занимает при 0 градусов цельсия и начинает расширяться в обе стороны, что при повышении температуры (пар - основа для работы паровых машин и турбин), что при замерзании. Отсюда и "взрывы" льда, когда ему некуда расширяться, с боков тоже лёд, снизу не сжимаемая вода, вот его вверх и "пучит".
            1. +1
              7 августа 2024 16:30
              Цитата: К-50
              Минимальный объём она занимает при 0 градусов цельсия
              У воды минимальный объём при +4 градусов цельсия (+3,98°C при одной атмосфере), а далее, при понижении температуры свой объём увеличивает, поэтому замёрзшая в бутылке вода раскалывает бутылку. Да и лёд плавает по той же причине.
            2. +1
              8 августа 2024 23:07
              зная физику - 4 градуса ...
      2. 0
        12 августа 2024 15:21
        Как написано в статье - в дизеле водорода больше чем в воде.

        В статье написано "в дизельном топливе". Хватит уже вражескую wink терминологию обезьянничать! По-русски всю дорогу "дизель" = "дизельный двигатель". А для тех, кто не в состоянии выговорить "дизтопливо", есть ещё замечательное слово "соляр", "солярка".
  2. -2
    7 августа 2024 06:51
    Например, из-за высокого содержания водорода данное топливо ощутимо ослабляет поток проникающих в танк (или любой другой объект БТТ) нейтронов при близком ядерном взрыве. Но, что самое главное, оно способно снижать бронепробиваемость кумулятивных струй противотанковых боеприпасов, о чем наверняка слышал каждый, кто хоть немного интересовался тематикой бронетанковой техники.
    Прикольно водород как топливо сам по себе горюч не хило так. А в коктейле в дизельном топливе типа фиг зажгешь. Бред какой то. А пробовать воду под давлением в спец емкости использовать ?! Но опять же только лето и на одно пробития только внешнего листа. Битум или смазку густую, что типа баллистического геля попробовать ?! Идеально жидкий горячий металл - вопрос какой ?! Один черт все в размеры и вес упирается.
    1. +2
      7 августа 2024 08:03
      Цитата: Виктор Чужой
      А в коктейле в дизельном топливе типа фиг зажгешь.

      Не в коктейле, а в составе. В смысле водород не растворён в соляре, а идёт в связке с другими химическимы элементами.
      1. -1
        7 августа 2024 08:06
        Состав, коктейль - суть одна. Я не химик - сказано в третий раз.
        1. 0
          7 августа 2024 08:23
          Нет не одна. Тут химиком быть не обязательно, всё в рамках курса химии средней школы. Про химические формулы слыхали?
          1. 0
            7 августа 2024 10:17
            Слыхали лет 25 назад. Мне уже все равно - разжевывать не надо, это как некоторым запятых то мало том много. Когда учился на водительские права на вечерке в ПТУ один видно жутко умный препод тоже спрашивал с какого материала сделан термостат - я его что изобретать должен заново ?! Зачем мне это. Главное понять как проверить и если надо заменить. Закончил.
  3. +1
    7 августа 2024 07:27
    Цитата: Bad_gr
    В своё время, по поводу топлива в задних дверках БМП-1-2 столько критики было ...., а оказывается, какая-никакая, а дополнительная защита
    От кумулятивной струи защита. А от фугаса? Или осколка, разорвавшегося снаряда рядом с дверкой БМП?
    1. 0
      7 августа 2024 14:06
      Цитата: Голландец Михель
      А от фугаса? Или осколка, разорвавшегося снаряда рядом с дверкой БМП?
      В начале статьи фото швецкого танка STRV-103 у которого весь борт увешан канистрами с топливом - для чего ?
  4. +2
    7 августа 2024 07:55
    Шведы, разрабатывая свои кумулятивные боеприпасы для Густава и АТ4, специально озаботились тем, чтобы они зажигали дизтопливо
    1. -2
      7 августа 2024 09:49
      Шведы, разрабатывая свои кумулятивные боеприпасы для Густава и АТ4, специально озаботились тем, чтобы они зажигали дизтопливо

      Что в конструкции кумулятивных выстрелов этих гранатометов дает такой эффект?
      Потому что конструктивно они ничем не отличаются от большинства других представителей своей ниши.
      1. 0
        7 августа 2024 10:25
        Не знаю. Секрет фирмы. Шведы вообще много экспериментируют с формой раствора кум воронки, толщиной и материалами облицовки, ВВ и т. д. Их вообще больше интересует не максимальная глубина пробития, а заброневой эффект.
        Возгорание и пожар - один из приоритетов
    2. 0
      7 августа 2024 12:08
      Температура как классической кумулятивной струи, так и ударного ядра значительно выше температуры воспламенения топлива. Не вдаваясь в термодинамику легко можно убедится в нагреве гвоздя если его плющить молотком.
  5. +3
    7 августа 2024 09:48
    А вот для дополнительной защиты бортов танков или другой техники от маломощных боеприпасов баки с топливом теоретически могут пригодиться. Если, конечно, они имеют достаточно толстые стенки, дабы не разорваться в клочья при контакте со снарядом.

    Дизельное топливо в дополнительных баках интересно только в плане повышения дальности хода, и, желательно, эти баки опустошать первыми, а затем от них избавляться к месту боя. Так баки использовались в авиации. Использовать же дизельное топливо специально для защиты довольно проблематично. В случае какой-либо течи в контейнере с дизельным топливом (или изъятия части топлива для дозаправки), создаст условия для накопления топливных паров, именно которые провоцируют взрыв. Срыв контейнера при попадании фугасного или бронебойного снаряда, будут провоцировать разлив и воспламенение топлива, то есть появится подобие "коктейля Молотова". Топливо, как жидкость, в которой гасится эффект кумулятивной струи, ничем не лучше простой воды, гораздо более в этом безопасной. К этому, есть более эффективные способы навесной защиты, чем ёмкости с дизельным топливом (или иной жидкостью) по бортам танка.

    Если подытожить, то повышение живучести танка на поле боя может быть осуществлено только комплексом мероприятий, объединяющих разработку более эффективных средств и способов надежного подавления противотанковой обороны, поражения подлетающих снарядов, маскировки с техническим совершенствованием танка путем усиления броневой защиты, повышения ударостойкости его оборудования, локализации заброневого действия боеприпасов при пробитии брони, защиты экипажа, топлива и боекомплекта от осколочного потока, оптимизации функциональной схемы танка.
    Нельзя создать полностью неуязвимый танк, но можно повысить его живучесть. Если мы говорили про топливо, то нужно как защищать запас топлива на танке, так и сам танк от возможного возгорания (или взрыва) топлива. Другой вопрос, как это сделать наиболее эффективно и рационально.
  6. 0
    7 августа 2024 10:00
    Благодарю автора за этот цикл статей, посвященный защите танков. Я всегда их читаю с удовольствием.
  7. +1
    7 августа 2024 12:58
    Вероятно, более эффективной будет комбинированная защита из контейнеров с песком, хорошенько смоченного водой.
    Либо в контейнерах с водой устанавливать дополнительно наклонные пластины из жести (как в глушителях), чтобы за счёт переотражения волн давления раздербанить кумулятивную струю.
    Третий вариант - заполнять контейнеры гранулированными кристаллогидратами, при прохождении через которые, кумулятивная струя будет со всех сторон разбиваться микровзрывами (физическими) за счёт мгновенного испарения высвобожденной воды.
    1. +1
      7 августа 2024 14:53
      комбинированная защита из контейнеров с песком, хорошенько смоченного водой
      Вода быстро испаряется, особенно жарким летом. В жарком африканском климате это будет происходить ещё быстрее
      1. -2
        7 августа 2024 15:01
        Крышечку можно и закрыть.... :)
  8. 0
    7 августа 2024 13:07
    Пробовали с полными емкостями и без, а с полупустыми не пробовали. Несколько раз наблюдал разрыв бмп на фрагменты в результате попадания Птур в корпус. Бк бмп таких разрушений нанести не могло, единственная версия, детонация баков. Естественно не полных.
  9. 0
    7 августа 2024 16:02
    Удивила таблица опытов своей неравномерностью. Чем последняя обусловлена ? Либо пространственными условиями опыта (угол наклона струи, центр/край пробиваемого контейнера) , либо неоднородностью передней стенки, что кажется маловероятным.
    Если принять первое, то можно попытаться повторить наилучшие результаты из таблицы опыта под номером 2. М.б. такой эффект был достигнут в углу резервуара, близко к боковым стенкам, или к открытой поверхности жидкости ? Картина деформации струи в воде тоже впечатлила. Что, если правильно рассчитанная внутренняя ячейка/полость, заполненная жидкостью, даст такое переотражение ударной волны, что оно будет эффективнее твёрдых наполнителей ? М.б. всё дело в разности скорости распространения УВ в стали и жидкости , и нужно подобрать подходящие параметры под конкретную геометрию внутреннего объёма ?
  10. -1
    7 августа 2024 22:36
    Насколько я понимаю никто толком не исследовал эффект. Как именно происходит гашение кумулятивной струи - это больше догадки, ведь скорость слишком большая и снять на видео не получается. Кто-то когда-то попал в канистру с топливом и увидел, что с другой стороны почти нет пробития. А как с другими жидкостями? Будто и не проверяли. Вдруг кисель, холодец или желе лучше? А может лучше неньютоновская жидкость? А может силиконовая смазка? А может бензин? А может обложиться газовыми баллончиками эффективнее? Либо данные закрытые, либо ограничились парой экспериментов с солярой и на этом всё
    1. -1
      16 августа 2024 17:41
      Жидкость практически не сжимаема поэтому ,чтобы избежать гидроудара необходимо использовать пороговые свойства различных жидкостей.
  11. 0
    8 августа 2024 17:28
    Это что за абракадабра с водой?
    Как это вода сжимается?
    Пишите про гидроудар, и тут же про то что вода сжимаема, вроде как абсурд!
    Вода является несжимаемой, в отличие от газов допустим, и именно из за этого свойства, может возникнуть гидроудар в потоке/жидкости.
    1. 0
      10 августа 2024 10:40
      Существует промежуточная степень сжимаемости, так сказать между твердым веществом и упругим. Поясняю. В привычном нам понятии упругие вещества типа газов имеют, условно говоря, четвёртый порядок сжимаемости, резина и тому подобное - третий, жидкости - второй, металлы - первый. Существует даже понятие - коэффициент упругости второго рода в технической документации, и описан уравнением. Иногда применяется в моделировании поведения металлов в разных процессах. Ну вот, как-то так
  12. 0
    9 августа 2024 10:07
    На анонсе материала фото Т-80, который использует в основном керосин. Жаль, что это в редакции не всем известно.
  13. 0
    11 августа 2024 13:58
    Есть видео у Крупнокалиберного переполоха, из РПГ по танку под трак. Но на пути кумулятивного заряда поставили пластиковую 10 литровую канистру с соляркой. Фантастика. На броне лёгкие царапины.
  14. 0
    16 августа 2024 16:50
    Жидкостная защита и вопросы ее обеспечения я предлагал достаточно давно и решения состоят в обеспечении перетока жидкости по некоторым алгоритмам процесса .