Q-корабли: назад, в будущее

21 895 38
Q-корабли: назад, в будущее

Волею командования военно-морских сил Ирана и КСИР на водах Мирового океана появилось судно, которое можно охарактеризовать принципом «Новое – это хорошо забытое старое».

Вообще о чем-то таком мы еще году в 2015-м рассуждали с коллегой Ставером, рисуя вариант с пожарным понтоном посреди Псковского или Чудского озера с размешенным на нем контейнером с «Калибрами». Как замена ракетам средней дальности наземного базирования, который тогда опять оказались в центе внимания по договору ограничений РСМД. И с этого озера можно было совершенно ничего не нарушая, отвесить плюху почти всей Европе.



Принцип «Используй все, что под рукою» как есть. И вот в Иране тоже пришли к выводу, что можно и нужно использовать если не современные разработки, то вполне пойдут и те, что были довольно эффективны несколько десятилетий тому назад.

То, что сделали иранцы, многие аналитики уже вовсю сравнивают с так называемыми «Q-ships» времен Первой и Второй мировых войн.


Q-корабли – это вооруженные коммерческие суда, главной задачей которых было устраивать засады на торговые корабли и подводные лодки.

Они даже делились на несколько классов:
- знаменитые немецкие вспомогательные крейсера, они же рейдеры, наводившие ужас на торговые корабли по всему миру;
- корабли-ловушки, охотники за подводными лодками;
- гидроавиатранспорты, носители гидросамолетов для спецопераций;
- минные заградители, переоборудованные из рыболовецких сейнеров.

И Q-корабли нельзя путать с «честными» вспомогательными крейсерами и корветами, переоборудованными из рыболовецких траулеров. В отличие от них, Q-корабли не несли военно-морских флагов и изо всех сил маскировались под гражданские суда. Что, кстати, у них вполне получалось. Q-корабли должны были сливаться с местным судоходством, выдавая себя за обычные коммерческие суда, прежде чем ввести в дело свое оружие и открыть огонь.

Что же происходит через 110 или 80 лет соответственно?

А происходит следующее: кому-то пришло в голову. Что современные коммерческие суда, особенно гигантские контейнеровозы или танкеры, могут нести на себе большое количество скрытого вооружения, и их на удивление трудно потопить. Доказано хуситами.

И вот на суд общественности сегодня выносится новейшее пополнение военно-морских сил Ирана, «Шахид Махдави». Внешне это коммерческое судно, но вооруженное баллистическими ракетами. Аналитики описали это как возвращение Q-кораблей, и, по сути, они во многом правы.


«Шахид Махдави» изначально строился как гражданский контейнеровоз, предназначенный для перевозки грузов по всему миру в морских контейнерах. Корабль имеет длину около 250 метров и имеет водоизмещение 35 000 тонн. И, учитывая контейнеровозное прошлое, взять на борт полезной нагрузки этот корабль может прилично. Оценочно более 30 тысяч тонн, так что есть поле для размышлений.

Все это вполне нормально для контейнеровоза. Что определенно ненормально для этого корабля, так это то, что «Шахид Махдави» был оснащен всем необходимым оборудованием для запуска баллистических ракет. Это в наше время не очень характерно для кораблей такого класса, но, возможно, что только пока.

Вообще этот корабль "упакован" по полной программе: на нем установлены комплексы РЭБ, артиллерийские установки, он оснащен радаром с фазированной антенной решеткой, противокорабельными, зенитными и крылатыми ракетами класса «поверхность-поверхность» с дальностью до 180 км, способен нести различные легкие лодки и катера, БПЛА и вертолеты.

Корабль создан в соответствии с концепцией корабля-арсенала, согласно которой, с учетом отсутствия у большинства современных кораблей какого-либо бронирования, для боевого корабля имеет значение лишь количество вооружения, которым он способен управлять. А его как раз более чем достаточно.

Кроме того, «Шахид Махдави» отлично защищен от нападения новомодных БПЛА и БЭКов многочисленной скорострельной артиллерией. Создатели разместили по бортам полтора десятка 20-мм трехствольных орудий с дистанционным управлением, способным вести огонь на 360 градусов и концентрировать его по быстродвижущейся маневрирующей цели по показаниям корабельных радаров через БИУС.



В этом году корабль уже произвел пробный пуск двух баллистических ракет средней дальности «Дезфул».


«Дезфул» — это дальнейшая работа над баллистической ракетой «Зольфагар», имеет дальность до 1000 км, КВО около 5 метров благодаря спутниковым системам наведения и боеголовку с 600-700 кг взрывчатки. Как любая баллистическая ракета, «Дезфул» на конечном участке траектории имеет гиперзвуковую скорость около 7М.

Интересно, но «Шахид Махдави» на самом деле не является частью военно-морских сил Ирана, а принадлежит военно-морскому флоту Корпуса стражей исламской революции (КСИР-Н). Это весьма логично: КСИР контролирует производство, испытание и применение баллистических ракет Ирана, а флот КСИР отвечает за западную половину Персидского залива. Военно-морской флот Ирана в свою очередь отвечает за восточную половину Залива, Индийский океан и дальше до окончания сферы интересов Ирана.

Справедливо ли применение к «Шахиду Махдави» термина Q-корабль? Вообще здесь неплохо будет совершить более подробный экскурс в историю.

Концепция Q-кораблей уходит корнями во времена Первой мировой войны. Военно-морской флот Германии использовал подводные лодки, для пресечения судоходства между Британией и остальным миром.

Согласно рыцарским законам той войны, все выглядело следующим образом: подводные лодки обнаруживали гражданские суда, которые, как они подозревали, перевозили военное снаряжение союзников, приказывали им остановиться, а затем спецкоманды поднимались на борт и осматривали грузы. Если бы корабли действительно перевозили военные припасы, экипажу корабля приказывали сесть в спасательные шлюпки, а затем лодки топили корабли. Кстати, из-за ненадежности торпед того времени предписывалось делать это с помощью подрывных зарядов или артиллерии. В общем, все выглядело довольно гуманно по сравнению с тем, что произойдет дальше, во времена Второй Мировой войны.


Военно-морские силы союзников отреагировали на подводную угрозу, построив небольшие по размеру и более быстрые боевые корабли-охотники за подводными лодками и организовав конвои. Они также изобрели Q-корабли, переоборудуя гражданские торговые суда в так называемые корабли-ловушки, оснащая их скорострельными палубными орудиями, способными быстро и качественно уничтожать подводные лодки.

Q-ship максимально маскировали свои орудия брезентом или фанерой, а затем патрулировали в районах предполагаемого появления подводных лодок противника. Если немецкая подводная лодка подходила к Q-кораблю с намерением осмотреть его, экипаж снимал маскировку и открывал огонь.

В общей сложности, проведя около 150 боев, британские корабли-ловушки в Первую Мировую войну уничтожили 14 немецких подводных лодок и повредили 60, собственные потери составили 27 из 200 кораблей. На долю кораблей-ловушек приходится около 10 % всех потопленных немецких подводных лодок, что в целом ниже эффективности обычных минных полей.

Вторая Мировая велась уже не по столь рыцарским правилам, принцип «Топи их всех» реализовывался по полной программе, поэтому корабли-ловушки уже не применялись столь же эффективно.

Зато и в Первую, и во Вторую Мировую немцы очень эффективно реализовывали свое видение идеи Q-кораблей. Их вспомогательные крейсера-рейдеры, переоборудованные из обычных пароходов, тиранили торговое судоходство во всех океанах.


«Пингвин» потопил 28 судов общим водоизмещением 136 000 тонн плюс четыре судна (18 000 тонн) подорвались на выставленных рейдером минах.


«Тор» потопил 17 торговых судов, вспомогательный крейсер «Вольтер» (152 000 тонн) и еще 4 судна были отправлены в Германию в качестве призовых.


«Корморан» потопил 11 судов (70 000 тонн), в том числе вполне боевой корабль, легкий крейсер «Сидней» ВМС Австралии.

Q -корабли были вооружены вполне достаточно, чтобы представлять угрозу для других кораблей, надводных или подводных. Потому во время Второй мировой войны Q-корабли также получили распространение, пусть и не роли кораблей-ловушек, а в роли рейдеров, вспомогательных крейсеров, корветов противолодочной обороны. пошли немного другим курсом. Крупнейшие морские державы — Германия, Великобритания с сателлитами, Япония и Соединенные Штаты — все использовали Q-корабли. С разной степенью эффективности, корабли боролись с подводными лодками, рейдерами и судами снабжения.

После войны, естественно, Q-корабли вполне ожидаемо, ушли в историю. Но теперь появление «Шахида Махдави» позволяет многим сделать вывод о том, что Q-корабли в 21 веке возрождаются как класс.


«Шахид Махдави» соответствует основным критериям для Q-кораблей: внешне это гражданское судно, превращенное в вооруженный корабль. С баллистическими ракетами и находящийся посреди Красного моря, этот корабль запросто может атаковать ракетами столицу Израиля, то есть, совершить то, на что способны не все иранские ракеты наземного базирования. Плюс «стрельба в упор» с максимально коротких расстояний тоже имеет свои преимущества.

Конечно, в современном мире с проведением такой операции возникнет много проблем именно современного характера. Любое судно сегодня отследить проще простого по сигналу транспондера, но подделать сигнал транспондера AIS — части всемирной системы морского слежения и определения местоположения, которая ежедневно отслеживает десятки тысяч судов и выдать себя за гражданское судно для специалистов не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Визуальный осмотр тоже не составит больших проблем, корабли запросто перекрашиваются, на них устанавливаются фальш-элементы, меняющие облик кораблей, впрочем, это было еще во Вторую Мировую войну, когда немцы очень успешно маскировали свои блокадопрорыватели под норвежские, греческие и прочие суда нейтральных стран. И вполне прокатывало.

Почему Иран превратил «Шахид Махдави» в Q-корабль? Одна из причин в том, что это дешево — ряд источников указывает на то, что приобретение корабля обошлось менее чем в 20 миллионов долларов. Но Ирану также не хватает мощностей и технологий для строительства больших военных кораблей, и он ограничивается кораблями водоизмещением 1500 тонн или меньше.

В иранском ВМФ их называют фрегатами или даже эсминцами, но это, скорее, корветы: корабли проекта «Алванд», построенные в Великобритании, имеют полное водоизмещение 1350 тонн, корабли иранского производства проекта «Мудж» имеют полное водоизмещение 1370 тонн.


Для сравнения, российский фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» имеет полное водоизмещение 5400 тонн и намного более впечатляющий набор вооружений.

Контейнеровоз спроектирован так, чтобы перевозить одновременно сотни контейнеров длиной 20 футов, что дает ему достаточно места на палубе для вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и пусковых установок баллистических ракет. Плюс приличная автономность, позволяющая либо далеко уплыть, либо весьма длительное время находиться на патрулировании какого-либо района.

Вообще американцы считают, что в роли ракетоносца в региональном конфликте, а особенно против противника, у которого наличествуют проблемы в плане систем наблюдения и обнаружения, «Шахид Махдави» может быть полезен для нанесения внезапного удара с неожиданного направления. В таком оживленном для судоходства месте, как Персидский залив или Красное море, замаскировать такой корабль не очень сложно. Как внешне, так и при помощи электроники.

Но для ВМС США этот корабль не может представлять опасности, потому что американцы считают, что легко вычислят его, отделив от коммерческих кораблей и нейтрализуют. «Шахиду Махдави» суждено стать чьей-то проблемой, но это не будет проблемой Пентагона.

Здесь, конечно, все звучит очень оптимистично. Конечно, в годы Второй Мировой войны союзники худо-бедно, но вычисляли немецкие рейдеры и топили их, но сделать это было не просто. Сегодня, когда все полагаются на транспондеры, сделать это ничуть не легче. Подделать транспондер – и вместо «Шахида Махдави» будет какой-то другой корабль. Который. При желании, может оказаться где-нибудь в Карибском бассейне, на расстоянии пуска ракет по территории США.

Да и в Персидском заливе шарашить ракетами по кораблям – это очень непростое занятие. Более сложное – найти нужный корабль в той толпе, которая обычно находится в Заливе.








Топить – это вообще сложно. Все помнят, какой кошмар организовал экипаж контейнеровоза, севшего на мель в неудобном месте? В какой позе находилось судоходство в Суэцком канале?

Сухогруз-контейнеровоз в толпе себе подобных – а это идея весьма неплохая. Конечно, практика покажет эффективность такой идеи, но добивается результатов тот, кто идет вперед. Конечно, стелс-эсминец «Замволт» тоже был неплохой идеей, но вот как-то не срослось, добра не вышло. Не знаю, как получится с баллистическими ракетами, а вот ПУ крылатых ракет в контейнерах – это интересно.

В общем, то, что сделал Иран, как минимум, интересно. Эффективность покажет время, но уже сегодня понятно, что КСИР признает, что получилось то, что они хотели и есть перспектива. Иначе чем объяснить строительство второго корабля, «Шахид Багери», также на основе гражданского судна, но с полноценной полетной палубой?

В общем, у Q-кораблей Второй Мировой войны и универсальных советских кораблей проекта 1143 появляются преемники?
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 августа 2024 07:55
    А помнится года два назад нираз были статьи что подобные арсеналы не жизнеспособны, уязвимы и дороги, и не будет их никто делать! Л
    Так что личные мнения икспертов по сути ничего не значат. Жизнь заставляет расставлять всё как есть.
    1. +5
      8 августа 2024 09:33
      А помнится года два назад нираз были статьи что подобные арсеналы не жизнеспособны, уязвимы и дороги, и не будет их никто делать!

      Иранцы это делают не от хорошей жизни.
    2. +3
      8 августа 2024 22:51
      Цитата: Вадим С
      А помнится года два назад нираз были статьи что подобные арсеналы не жизнеспособны, уязвимы и дороги, и не будет их никто делать!

      Советский Союз в своё время планировал строительства большого количества рыболовецких траулеров с вертикальными шахтами для БРПЛ , и патрулировать в международных водах на дистанции удара от побережий США . И проект был готов , и как бы строить не начали , но ... то ли США прознали о планах , то ли наши прознали про подобные планы у них ... Короче договорились что такого делать никто не будет - маскировать ударные корабли под гражданские .
      Но когда же англосаксы соблюдали невыгодные для них договора ?
      ДРСМД ?
      Договор по ПРО ?
      Договорённости о нерасширении НАТО на Восток ?
      О неразмещении БРСД в Европе и в зоне досягаемости СССР ? Достигнутые в результате Карибского кризиса ? Когда "Першинг-2" и "Томагавки" в Европе разместили после провокации с южно-корейским Боингом ?
      Так может долг платежом покрыть ?
      Контейнерные пусковые у нас опробованы и испытаны , для любых типов ракет , входящих в морской контейнер . Ракетные шахты для БРПЛ вполне можно устанавливать на любые надводные суда гражданского извода . Можно и УКСК в гражданские суда вставлять . Сейчас уже не "конфетно-букетный роман" с западом , а вполне себе Холодная война с элементами горячей . Так почему не пошалить ? На вторичном рынке судов много - покупай и дерзай .
    3. +1
      10 августа 2024 22:43
      Тоже самое было про беспилотники и безэкипажные суда. Каких только доводов не было. И эмоций через край.
  2. +6
    8 августа 2024 07:59
    Так называемые Q корабли появились тогда не от хорошей жизни. Ими заменяли выбывающие боевые корабли и использовали для охраны своих вод и как рейдеры на коммуникациях противника. По эффективности ничего выдающегося, выигрыш только в скорости перделки, стоить не надо. Ну может еще в массовости, если взяли за основу большую гражданскую серию. Про минусы даже писать не стоит. hi
    1. +4
      8 августа 2024 08:45
      Цитата: jonht
      в скорости перделки
      А это зависит от рациона, горох действует сильнее, чем, скажем, перловка.lol
    2. +9
      8 августа 2024 09:17
      Цитата: jonht
      Так называемые Q корабли появились тогда не от хорошей жизни.

      Как бы там ни было, но в советское время, все рыболовные суда советской постройки, оборудовались уже на верфях, для использования их в военное время. Их оборудовали под тральщики, минзаги и госпитальные суда.
      1. +1
        8 августа 2024 22:53
        Сейчас мы строим слишком мало и медленно . проще купить на вторичном рынке и переоборудовать .
      2. 0
        9 августа 2024 01:33
        В Советское время была унификация по многим вещам. Траулер и тральщики могли работать минными тралами, вот только по контактным минам, те же магнитные и акустические для них смерть. А с годов 60х простых контактных уже и нет, еще фашисты ВОВ стали использовать массово магнитные мины. Так что траулеры хоть и могут минтралы использовать, но скорее всего проведут разминирование собой.
  3. +6
    8 августа 2024 08:36
    А зачем что-то переделывать? Берётся практически ЛЮБОЙ корабль подходящей конфигурации, загружается ракетными пусковыми установками в исполнении морских контейнеров, в контейнерах же все системы управления и алле-оп в очень неожиданном месте в очень неожиданное время имеем оружейную платформу (к сожалению скорее всего одноразовую). Но...
    1. +3
      8 августа 2024 12:19
      По сути, ЛЮБОЙ корабль в военном конфликте с более-менее серьезным противником , выпустив весь главный боекомплект, превращается в мишень.
  4. +4
    8 августа 2024 09:13
    Насколько я помню, размещать вооружение на гражданских судах запрещено какой-то морской конвенцией. Не является ли создание такого корабля поводом для его уничтожения или даже казусом белли?
    1. 0
      8 августа 2024 10:56
      Цитата: народник
      Не является ли создание такого корабля поводом для его уничтожения или даже казусом белли?

      Казус белли для Ирана не важен - он и так с Израилем в состоянии войны находится.
      А уничтожение судна после осуществлённой атаки с него может быть и просчитанным ходом.
      ps: минусы не мои , если что.
      1. +3
        8 августа 2024 12:21
        Уверен, что уйти потом на этой посудине никто не сможет и потому, пока отстреливается боекомплект, экипаж уже прыгает в шлюпки))
    2. +1
      9 августа 2024 05:50
      Цитата: народник
      Насколько я помню, размещать вооружение на гражданских судах запрещено какой-то морской конвенцией. Не является ли создание такого корабля поводом для его уничтожения или даже казусом белли?

      Нет. Весь вопрос в том, под каким флагом ходит пароход. Если на нем поднят военно-морской флаг или флаг вспомогательного флота, то самый распоследний "купец" уже боевой корабль.
  5. +3
    8 августа 2024 09:32
    «Шахид Махдави» соответствует основным критериям для Q-кораблей: внешне это гражданское судно, превращенное в вооруженный корабль.

    Неважно как выглядит снаружи судно. Если оно идет под военно- морским флагом, то это либо военное судно, либо боевой корабль, например, вспомогательный крейсер.
    Автор сам же подробно в статье объясняет эту разницу.
    «Шахид Махдави» на самом деле ... принадлежит военно-морскому флоту Корпуса стражей исламской революции (КСИР-Н).

    То есть «Шахид Махдави»- это вспомогательный крейсер ВМФ Ирана.
  6. +1
    8 августа 2024 09:41
    Club-k. все давно придумано. обычный морской контейнер с интересной начинкой.
  7. -1
    8 августа 2024 09:52
    Q-ship максимально маскировали свои орудия брезентом или фанерой
    Q-ships... ! -------------------------------------------------------------------------------
  8. -1
    8 августа 2024 10:16
    Гоняться за Q - судами по " Маринтрафику " та ещё веселнькая затея.Первое - АИС можно просто отключить .И из последнего ,связано с Новатэком.Запад очень нервировала отметка танкера " Pioneer LNG " по середине Баренцева моря ,в дрейфе.Блюмберг заказывает две космических съёмки этого района и района Арктик СПГ 1 ,расстояние между ними 1300 км.В Баренцевом море ,где метка танкера - пусто / пусто. laughing В районе Арктик СПГ обнаруживается танкер ,стоящий под погрузкой.Блюмберг ,натягивает на глобус сову и орёт мы нашли " Рioneer LNG" Hoватэк создал теневой флот. lol На что знающие люди ответили - блюмберг пусть не верит глазам своим,единственное правда что Арктик СПГ работает,вопреки санкциям.Вроде это по научному называется " спуфингом". hi США переделываю гражданские самотопы в Q- корабли и это им обходится ,как флотилия таких гражданских судов - вроде 300- 400 млн за штуку( это у них суда снабженцы,практически без вооружения).
    1. +4
      8 августа 2024 10:46
      Цитата: tralflot1832
      Вроде это по научному называется " спуфингом". .

      С самолётами такие вещи ещё в прошлом веке проворачивали. Трагедия с корейским Боингом над Сахалином - яркий пример. Можно особо и не камуфлировать "подозрительное" судно, но свести его недалеко от точки залпа с судном подмены, и на последнем рывке под чужим транспондером выполнить задачу. Противодействие такой тактике может занять огромный разведывательный ресурс и трепать нервы долго. Но настоящая внезапность удара может быть достигнута только с помощью использования действительно торгового судна , с автономной ПУ в контейнере, как здесь уже заметил " Дмитрий22(Дмитрий)Сегодня, 08:36"
  9. +5
    8 августа 2024 10:21
    Автор попутал теплое с мягким))) Q - шипы, суда ловушки за подводными лодками, замаскированные под гражданские суда, довольно широко применялись англичанами в ПМВ, не сказать, чтобы очень эффективно, но некоторых успехов достигли. Командиры некоторых из них, даже получили Крест Виктории. Вооруженные теплоходы, рейдеры, замаскированные под гражданских, широко применялись немцами во ВМВ. Но это совсем разные вещи, в разное время и по назначению.
    1. 0
      8 августа 2024 15:51
      Цитата: ТермиНахТер
      . Вооруженные теплоходы, рейдеры, замаскированные под гражданских, широко применялись немцами во ВМВ.

      Вспомогательный крейсер же. Ему даже маскироваться под гражданского не надо, орудия закрывали деревянными щитами раскрашенными под элементы надстройки. А маскарад с фальштрубами флагами и названиями устраивался для нейтралов.
      1. +1
        8 августа 2024 17:11
        Ну, вообще процесс переоборудования и маскировки был гораздо глубже. Оборудовались погреба для боезапаса, устанавливались замаскированные торпедные аппараты, дальномеры. Кроме того, фальшивые трубы. В целом процесс сложный и творческий.
        1. 0
          8 августа 2024 17:30
          Цитата: ТермиНахТер
          Ну, вообще процесс переоборудования и маскировки был гораздо глубже. Оборудовались погреба для боезапаса, устанавливались замаскированные торпедные аппараты, дальномеры. Кроме того, фальшивые трубы. В целом процесс сложный и творческий.

          И ещё дополнительные кубрики для призовых команд и места содержания для снятых экипажей противника. В общем - самое сложноеэто подпалубные подкрепления под орудия/ТА.

          Цитата: ТермиНахТер
          Автор попутал теплое с мягким
          Сложно не согласиться. drinks

          1. 0
            8 августа 2024 19:04
            В целом да, если почитать немецкие источники, то процесс переоборудования занимал до полугода и это на судоверфи, где имелось все необходимое оборудование и квалифицированные рабочие. А вообще, тема рейдеров и блокадопрорывателей, достойна отдельной книги.
  10. +1
    8 августа 2024 12:29
    А что там такого Иран изобрел ,просто повторил американский класс кораблей MLP/ESB
    Корабль USNS Lewis B. Puller класса "Expeditionary Sea Base"
    1. 0
      8 августа 2024 13:03
      Цитата: APASUS
      А что там такого Иран изобрел ,просто повторил американский класс кораблей MLP/ESB
      Корабль USNS Lewis B. Puller класса "Expeditionary Sea Base"

      И с каких пор на борту MLP/ESB размещаются БР и ЗРК?
      ESB - это "бюджетная" плавбаза для тыловой поддержки операций на земле и на море в войнах малой интенсивности - от работы СпН на берегу до траления мин.
      А у иранцев это вспомогательный крейсер - ударный корабль.
      1. 0
        8 августа 2024 14:18
        Цитата: Alexey RA
        И с каких пор на борту MLP/ESB размещаются БР и ЗРК?
        ESB - это "бюджетная" плавбаза для тыловой поддержки операций на земле и на море в войнах малой интенсивности - от работы СпН на берегу до траления мин.
        А у иранцев это вспомогательный крейсер - ударный корабль.

        Используется принцип применения кораблей .Когда гражданское судно перепрофилируют в военное .А MLP/ESB используют для старка десанта ,вертолетов ,высадки пловцов ,запуска БПЛА,поставят на палубу танки и береговую линию будут обстреливать.Иранские суда чисто условно можно назвать боевыми
        1. 0
          8 августа 2024 19:06
          Ну, так и американские тоже. Вообще, термин корабль, сейчас имеет расплывчатый смысл. Можно взять обычный теплоход и за полгода нашпиговать его вооружением и РЭО. что и кораблям не снилось.
  11. +2
    8 августа 2024 12:57
    «Шахид Махдави» соответствует основным критериям для Q-кораблей: внешне это гражданское судно, превращенное в вооруженный корабль.

    Он не соответствует главному критерию Q-Ship - секретность. О том, что данное судно является ловушкой, должен был знать максимально ограниченный круг людей.
    А о переоборудовании иранского контейнеровоза и его вводе в состав ВМС КСИР раструбили в СМИ. Так что это - вспомогательный крейсер.
  12. +6
    8 августа 2024 13:10
    Бедная иранская сова, ее так натягивают на глобус, что у нее глаза из орбит от изумления лезут.
    «Дезфул» — это дальнейшая работа над баллистической ракетой «Зольфагар», имеет дальность до 1000 км, КВО около 5 метров благодаря спутниковым системам наведения

    У Ирана нет спутниковой группировки, которая могла бы выполнять такие функции. За прошедшие 19 лет (первый спутник Иран запустил в 2005 году), на орбиту выведено всего 10 объектов разного назначения.
    В общем, то, что сделал Иран, как минимум, интересно.

    Shahid Mahdavi - это исключительно местечковая погремушка. Так как Иран ракетами наземного базирования до столицы своего регионального противника Эр-Рияда достать не может, была сляпана на коленке такая вот "пусковая установка морского базирования". которая со средины Персидского залива до Эр-Рияда достанет.
    1. -1
      10 августа 2024 01:31
      Цитата: Frettaskyrandi
      Since Iran cannot reach the capital of its regional enemy, Riyadh, with ground-based missiles, such a “sea-based launcher” was put together on its knees. which will reach Riyadh from the middle of the Persian Gulf.

      are you fucking serious? Iran can't reach Riyadh?The same Iran that accurately targeted the Israeli airbase 2000 km away? even if iran attacks from tehran is 1269 km to riyadh
      i wonder why upvoted you nonsense
  13. 0
    8 августа 2024 15:55
    Сразу вспомнил ныне ограниченное Хинштейном
    https://www.youtube.com/watch?v=FGyk2Ee389M
  14. +1
    8 августа 2024 23:06
    Лично на мой взгляд, это тупо одноразовая платформа для опережающего удара. В других случаях это просто очень большая мишень, и гораздо разумнее иметь вместо него, скажем, 10 псевдо-сейнеров с 1/10 его загрузки, поскольку они смогут быть сразу в нескольких местах, а не в одном, и потерять их не так больно.
  15. 0
    9 августа 2024 04:11
    Добрый день. С интересом прочитал статью и с еще большим интересом комментарии. У меня сложилось впечатление, что у большинства комментаторов стереотип, что современные боевые корабли превосходят в плане живучести коммерческие суда. Ошибка. Современный боевой корабль-это алюминиевая скорлупка с очень плотной компоновкой. Попадание ракеты в любую точку современного боевого корабля ведет к фатальным последствиям. Крейсер "Москва" не даст соврать. На данном этапе контейнеровоз или танкер гораздо более живучее судно. Забавно но факт. Так, что это скорее «Шахид Махдави» боевое судно, чем современные российские или американские боевые корабли.
  16. +3
    9 августа 2024 23:10
    Цитата: bayard
    Советский Союз в своё время планировал строительства большого количества рыболовецких траулеров с вертикальными шахтами для БРПЛ , и патрулировать в международных водах на дистанции удара от побережий США

    Господи! Откуда ты взял такую дичь? Ведь полнейшая бредятина!
    Начнем с того что легче зайца в утку "запихнуть", чем БРПЛ в рыболовный сейнер.
  17. +1
    17 августа 2024 20:57
    Зависть берет! У нас это не приживется. Слишком дешево, слишком просто. На таком много "не напилишь".... масштаб не тот! Может в Иране чиновничий аппарат более прозрачный и менее коррумпированный?
    Тут турели уже стоят. И совсем не ДШК. БПЛАшки понатыканы. У нас чтоб пулеметы поставить и учения по отражению беспилотников проводить сколько кораблей потерять пришлось? сколько адмиралов пинком под зад наладить? чуть не личное внимание Путина к ситуации и приезд Шойгу на ЧФ ! Сидят, ни хрена не делают и ... боятся, боятся буквально всего, особенно что-то сделать. Это ж ответственность брать на себя надо! А кому начальник нужен, если он не берет ответственности? Это ж его основная работа! Саботаж у нас получается?
    А теперь по поводу уязвимости.
    Такую посудину, перекрасив в гражданский цвет, от обычного "торгаша" за километр не отличишь. А развернется и даст залп она за несколько минут. Учитывая размеры одновременно стартуют до 8 ракет. Про их возможное количество на борту говорить ничего не надо надеюсь? Облако ракет то еще получится. А после можно и на дно. К стати, это участь всех судов в современной войне, как их не бронируй, как не защищай. Выстрелил, обнаружил себя - на дно!
  18. 0
    10 октября 2024 13:48
    Блин...
    Ну что за очередные фантазии ???
    1.Невозможно спрятать подготовку 1-2 подобных кораблей к выходу в море.
    2. Невозможно скрыть сбор экипажа.
    3. Невозможно скрыть выход корабля и выключение/замена транспондеров тут не причем.
    Невозможно его потерять даже в океане, если его не хотят терять и есть ресурсы его контролировать.
    Контролировать мировой океан, имея сотни самолётов ПЛО и ДРЛО, десятки стратегических БПЛА, десятки эсминцев и подводных лодок, спутниковую систему РТР и видовой разведки - достаточно несложно.
    Так что будут заране знать, когда выходит и куда пойдет.
    И будут не просто наблюдать, но и пасти так, что все по телевизору будут знать каждое движение этого корабля.

    Те фото, что публикуются как загруженность Персидского Залива и Ормузского пролива, суть фото рейдовые, где корабли стоят.
    Реальность совсем другая

    В общем такая очередная поделка на тему:"неимеюшееаналоговвмире", только от региональной страны арабского мира. С таким же эффектом пустышки, как и другие "неимеюшееаналоговвмире".