Актуальные проекты экспериментальной авиационной техники X-серии

39
Актуальные проекты экспериментальной авиационной техники X-серии
Ракетоплан X-1 — первый самолёт X-серии. Фото Минобороны США


Наука и промышленность США находятся в постоянном поиске новых решений и технологий в сфере авиации. Для проверки и отработки перспективных идей разрабатываются, строятся и испытываются экспериментальные летательные аппараты с литерой «X» в индексе. Очередные представители этой серии проходят летные и иные испытания прямо сейчас. Удастся ли им повлиять на дальнейшее развитие авиации, покажет время.



Долгая история


Первым в серии «X» был экспериментальный самолёт-ракетоплан X-1, разработанный и построенный компанией Bell по заказу ВВС США и авиационного управления NACA. В январе 1946 г. он выполнил первый полёт, а в октябре впервые в истории авиации превысил скорость звука.

Вскоре ВВС и NACA запустили разработку новых проектов с литерой «X». Вначале речь шла только о самолётах с теми или иными особенностями. Затем начались опыты в сфере боевых ракет. В шестидесятых годах экспериментальная серия впервые пополнилась проектами ракетно-космической и т.п. техники. В последние десятилетия под обозначением «X» всё чаще появляются опытные БПЛА.

По открытым данным, к настоящему времени ВВС США, NACA / NASA и их подрядчики разработали порядка 70 проектов серии «X». Около 60 таких образцов построили и провели через полноценные испытания.

В рамках экспериментальной серии проверялись различные компоновки и архитектуры летательных аппаратов. Строились самолёты нестандартных схем, вертолёты, различные конвертопланы и т.д. Проводились опыты с новыми вариантами двигательных установок, опробовалось новое оборудование и т.д.


Опытный самолёт X-58 QUESST. Фото NASA

Часть экспериментов ВВС и НАСА закончилась успехом. Новые решения показали свой потенциал, и их начали внедрять в реальных проектах. Другие изделия «X» не оправдали ожиданий, и их основные идеи не получили развития.

Хотя X-серия и развивалась с переменным успехом, в целом её опыт считается положительным. Многочисленные летающие лаборатории позволили ещё на стадии экспериментов оценить реальный потенциал различных идей. Благодаря этому удалось своевременно отказаться от бесперспективных решений и сосредоточиться на удачных.

Работы продолжаются


Экспериментальные летательные аппараты с литерой «X» создаются и испытываются до сих пор. С их помощью прорабатывают разные вопросы развития авиации и космической техники. Регулярно появляются сообщения о запуске новых подобных проектов или о работах по существующим. Также, предсказуемо, появляются и новости о закрытии некоторых работ.

На данный момент известно всего о нескольких актуальных проектах «X». В них реализуются новые идеи в области конструкции и аэродинамики летательного аппарата, а также в сфере перспективных систем управления. Ещё одна разработка помогает проверить потенциал беспилотных космических систем.

Следует отметить, что до недавнего времени НАСА и ВВС вели несколько других экспериментов в тех же областях. Все они к настоящему времени были прекращены по разным причинам, в т.ч. в связи с успешным решением поставленных задач.

Будущее самолётов


В начале 2024 г. компания Lockheed Martin представила экспериментальный самолёт X-58 QUESST (Quiet SuperSonic Technology — «Тихая сверхзвуковая технология»), созданный по заказу NASA. В ближайшие месяцы состоится его первый полёт.


БПЛА X-61A в полёте. Фото Dynetics

Цель программы QUESST — поиск технологий снижения шума сверхзвукового самолёта. Для этого был разработан планер большого удлинения с оптимизированным обтеканием, который создаёт минимальные ударные волны и не позволяет им усиливать друг друга.

В NASA рассчитывают, что характерный облик экспериментального самолёта найдет применение в гражданской авиации. В будущем это может привести к появлению сверхзвуковых лайнеров, достаточно тихих для использования над сушей, в т.ч. над населёнными районами.

Беспилотные эксперименты


С середины десятых годов агентство перспективных разработок DARPA проводит программу Gremlins. Её цель — создание боевого БПЛА типа «верный ведомый». В 2018 г. контракт на полноценную разработку такого беспилотника получила компания Dynetics. Её проекту присвоили индекс X-61A.

В ноябре 2019 г. опытный «Гремлин» совершил первый полёт на внешней подвеске самолёта-носителя. Через два месяца состоялся первый сброс, но бортовые приборы отработали неправильно, и X-61A разбился. Только в августе удалось провести первый полёт по полной программе. БПЛА отсоединился от носителя, решил учебную задачу и вернулся обратно.

По известным данным, сейчас ВВС и DARPA отрабатывают вопросы одиночного и группового применения беспилотников. Носителем такой техники стал переоборудованный военно-транспортный самолёт C-130.

Сроки завершения проекта X-61A, даже примерные, пока остаются неизвестными. Кроме того, неясно, какую технику в итоге закажет Пентагон. Он может закупать беспилотники от «Дайнетикс» в их нынешнем виде или заказать разработку новой конструкции на базе накопленных решений.


X-61A в процессе возвращения на борт носителя. Фото Dynetics

Эксперименты в области БПЛА также проводятся с помощью самолёта X-62 VISTA (Variable Stability In-flight Simulator Test Aircraft – «Тестовый самолёт с имитацией изменения стабильности в полёте»). Ранее это был учебно-тренировочный вариант серийного F-16, но в 2021 г. его перестроили и модернизировали.

После замены оснащения X-62 получил возможность взаимодействовать с «верными ведомыми». Он может обмениваться данными с БПЛА, отдавать им указания, а также следить за их работой. По известным данным, самолёт VISTA уже участвует в испытаниях с применением тех или иных экспериментальных беспилотников.

Неизвестно, когда и как закончатся такие работы, но их цели вполне понятны. Пентагон давно объявил о намерении широко внедрять в будущем «ведомые» БПЛА, а также давать пилотируемым самолётам возможность управлять беспилотниками.

Опыты в космосе


Рекорд продолжительности в рамках X-серии удерживает проект орбитального самолёта X-37. Первый вариант этого изделия разработала компания Boeing в середине двухтысячных годов, и в 2006 г. начались летные испытания в атмосфере с применением самолёта-носителя.

В 2010 г. опытный X-37 впервые отправился в космос. С тех пор два опытных образца совершили шесть космических полётов длительностью от 224 до 908 суток. Седьмая по счёту миссия стартовала в декабре 2023 г. и пока продолжается. Сроки её завершения неизвестны.


Космический самолёт X-37 после возвращения с орбиты, ноябрь 2022 г. Фото Минобороны США

X-37 является одной из наиболее закрытых программ Пентагона и NASA. Цели и задачи полётов, полезная нагрузка аппаратов и другие аспекты остаются тайной. Поступают сообщения о различных эпизодах деятельности аппаратов на орбите, но точные данные отсутствуют.

Предполагается, что наработки по X-37 могут лечь в основу перспективных проектов в области военной космонавтики. Однако неизвестно, какие именно идеи проверяются, и как их будут применять на практике.

Прошлое и будущее


Все проекты серии «X» фактически объединяет только литера в индексе и стремление их создателей искать и проверять новые решения. Подобная деятельность авиационной и ракетно-космической отрасли продолжается с середины прошлого века и имеет хорошо известные последствия.

Пентагон и НАСА не прекращают поиск новых технологий и идей. В связи с этим регулярно запускаются новые проекты X-серии с теми или иными особенностями. Так, сейчас аппараты экспериментальной серии помогают отрабатывать вопросы применения БПЛА и оптимизации облика сверхзвуковой авиационной техники. Чем закончатся эти проекты и как повлияют на дальнейшее развитие американской авиации, покажет время.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    31 августа 2024 05:05
    Что бы не говорили про " резаную бумагу с мертвыми президентами" ,а от финансирования ею есть реальные результаты.Даже отрицательные ,Замволт ,к примеру,несут положительный опыт!
    1. +4
      31 августа 2024 06:22
      Что бы не говорили про " резаную бумагу с мертвыми президентами"
      Американские банки очень внимательно следят за тем, чтобы часть этой резаной бумаги не попадало из третьих стран на территорию США и не генерировало своей массой инфляцию. Есть мнение, что эта "резаная бумага" каким-то образом метится и не допускается для использования в США
    2. -10
      31 августа 2024 06:37
      Что бы не говорили про " резаную бумагу с мертвыми президентами" ,а от финансирования ею есть реальные результаты.

      Ну да... Конечно есть, но только для Штатов и их ближайших сателлитов... Всех остальных просто насильно уже заставляют хранит сбережения в этой "резаной бумаге" и продавать сырьё за неё же... Никто и не возражает, что Штаты хорошо устроились, но нравится это далеко не всем... Вот поэтому и появился БРИКС и надеюсь что скоро появится и его валюта... Ну а там посмотрим... Доллар конечно ещё поживёт, но жить ему станет труднее и возможно когда-нибудь он действительно превратится в " резаную бумагу с мертвыми президентами" ...
      1. +5
        31 августа 2024 10:35
        Правда в том что миру нужна одна мировая валюта чтобы люди за неё торговали а государства со слабыми экономиками держали в ней свой сбережения на случай девальваций и еды с ними.
        А сместить доллар сможет лиш валюта с большим рынком сбыта всего. От ширпотреба до высоких технологии со стабильной политической системой чтобы курс не болтало туда сюда.
        Не рубль ни юани ни что другое на это не способен. Ближе всех был евро но и он не смог. Хоть и долю рынка завоевал.
        1. -6
          31 августа 2024 10:43
          Правда в том что миру нужна одна мировая валюта чтобы люди за неё торговали а государства со слабыми экономиками держали в ней свой сбережения на случай девальваций и еды с ними.

          Серьёзно...??? И как это человечество тысячи лет без доллара своими национальными валютами обходилось, а тут вдруг без доллара, которому меньше двухсот лет обойтись не может... Не смешите...
          1. +7
            31 августа 2024 11:01
            И как это человечество тысячи лет без доллара своими национальными валютами обходилось

            национальные символы наносились на кусок золота или серебра и при желании можно было переплавить одну валюту в другую
          2. +2
            31 августа 2024 11:18
            когда валюта была золотом/серебром было все просто, но вот когда валюта стала резаной бумагой стало непонятно почему бумага вообще чего то стоит в то же время обемы валютооборота возроСли и оперировать тоннами золота тоже мягко говоря неудобно да и золото нужно и в других областях и нет такова количества золота чтобы обеспечить тот товарооборот который начался, по идее на то количество долларов которое гуляет, у сша должен быть запас золота серебра брильянтов и тд... нефти в конце концов, то что в любой момент можно обменять на доллары, не знаю, возможно так оно и есть
          3. +3
            31 августа 2024 13:18
            С большими трудностями. Вы по пытайтесь поехать куда-нибудь в Балканы или в Юго-Восточной Азию или центральную Америку с рублями и поймёте как сложно там торговать. Вы может и найдете общий язык. Но с вас сдерут в три дорого если и сможете договорится.
            Вы правы мир как-то жыл и до доллар и до фунта и до реала и до римских систэрцыев но мир всегда выбирал одну более оптимальную валюту.
            А хотите потеснить доллар флаг вам в руки. Фронт работы я обозначил выше. Делов то hi
            1. -5
              31 августа 2024 13:24
              А хотите потеснить доллар флаг вам в руки. Фронт работы я обозначил выше. Делов то

              Ничто на Земле в этом мире не вечно... Читайте книги по мировой истории и Вы осознаете это... hi
              1. +5
                31 августа 2024 15:07
                Мне ли учителю историй не знать что всё в этом мире временно. hi
  2. +3
    31 августа 2024 05:31
    Экспериментальные летательные аппараты с литерой «X» создаются и испытываются до сих пор.

    Не аппараты с литерой "Х", а экспериментальным летательным аппаратам в США присваивается литера "Х".
    Например ХВ-70 "Валькирия" - американский экспериментальный бомбардировщик с М=3
  3. -3
    31 августа 2024 06:28
    У нас же был опытный проект "Буря". Американский Х-37 это современное развитие этого проекта, в отличие от гигантских "Челленджеров" и "Буранов". Вот в какую сторону нужно нам развиваться. Возвращаемые ступени это один путь развития, а космолёта другой. Например ИЛ-76 берёт космолёт наверх фюзеляжа подымается на высоту набирает необходимую скорость и космолёт стартует в космос, используя импульс разгона от самолёта. После выполнения миссии в космосе садится по самолётному. soldier
    1. -4
      31 августа 2024 08:50
      Вот так надо запускать самолёт-снаряд на базе ФАБ-9000 со "спины" Ил-76. Если надо - до Жешува и Бескидского тоннеля.
    2. +6
      31 августа 2024 13:31
      У нас же был опытный проект "Буря". Американский Х-37 это современное развитие этого проекта

      Проект "Буря" - это крылатая ракета, не выходящая за пределы атмосферы. А Х-37 - это орбитальный самолет, развитие X-20 Dyna Soar. В СССР существовали аналогичные программы ("Спираль ОКБ Микояна и т.п.)
      1. -3
        31 августа 2024 14:45
        Спасибо что указали на мою ошибку, Написал " Буря" а в голове была "Спираль". Жаль что прекратили работы по "Спирали". Представляете сейчас имели бы космолёт который летал бы на МКС два раза в месяц меняя космонавтов как такси. Четыре- шесть пассажиров.
        По большому счёту в принципе "Буря" Лавочкина" дала толчок " Челленджерам" и "Буранам".
        И наибольший успех был бы если бы скрестили "Бурю" и "Спираль". На службе разговаривал с офицером который работал с "Бурей". Отзывы только положительные. Спрашивал почему не взяли на вооружение? Слишком дорого тянуть две системы Королёва и Лавочкина. А сейчас развитие идёт по пути Лавочкина, "Буря тогда в опытном образце летала на 7 тысяч км. Потом был план вывести её на около земную орбиту. soldier
        1. +1
          31 августа 2024 14:52
          Спасибо

          Gern geschehen!
  4. 0
    31 августа 2024 06:31
    Цитата: Рябов Кирилл
    экспериментальный самолёт X-58 QUESST (Quiet SuperSonic Technology — «Тихая сверхзвуковая технология»), созданный по заказу NASA
    Вся эта программа QUESST призвана бороться со звуковыми ударами в момент преодоления сверхзвукового барьера. При чем здесь НАСА?
    1. +3
      31 августа 2024 06:51
      Как минимум в деньгах.
      Как максимум, в технологии, которая снижает нагрузку на планер при переходе через барьер.
      Что ещё исследуется спросите у NASA. smile
      1. +2
        31 августа 2024 06:54
        в технологии, которая снижает нагрузку на планер при переходе через барьер
        В программе QUESST речь идёт именно о снижении звукового удара при переходе барьера
        1. -1
          31 августа 2024 06:56
          А звуковой удар не отражается на планере и внутренностях аппарата?
          1. +2
            31 августа 2024 07:00
            А звуковой удар не отражается на планере
            Разумеется, отражается. Повторяю, что программа QUESST создана для для уменьшения звукового удара и направлена именно на самолёты гражданские. Нагрузка на элементы конструкции, это уже другая песня
    2. +1
      31 августа 2024 12:29
      Вся эта программа QUESST призвана бороться со звуковыми ударами в момент преодоления сверхзвукового барьера.
      Михель, конус Маха образуется про преодолении скорости звука, а потом аппарат тащит его за собой всё время, пока не снизит скорость до дозвуковой. Так что слово "момент" тут лишнее.
      1. 0
        31 августа 2024 15:33
        а потом аппарат тащит его за собой всё время
        По-моему, аппарат, наоборот, тащит его перед собой, создавая бо́льшее давление в самой передней точке фюзеляжа. Что-то похожее явление на артснаряд
        1. +1
          31 августа 2024 16:14
          Пред собой аппарат ничего не тащит, поскольку скорость аппарата самая большая. Ситуация полностью аналогична движению снаряда, тем более, что "число Маха" в период борьбы с космополитизмом (конец 40-х) у нас хотели заменить на "Число Маевского", который в одно время с Махом ввёл этот критерий подобия для обтекания снарядов. Можно сказать "аппарат тащит с собою".
    3. 0
      1 сентября 2024 22:10
      При чем здесь НАСА

      А кто платит за этот банкет?
      1. +1
        2 сентября 2024 06:05
        А кто платит за этот банкет?
        Банкет обычно оплачивают те, кому это выгодно
  5. -1
    31 августа 2024 09:15
    Проект со сверхзвуком явно с прицелом на крылатки, с такими формами гражданка непрокатит от слова вообще и никак. И да, имея читкод на деньги чтобы не эксперементировать на всё подрят то, почему нет,когда да!
  6. -1
    31 августа 2024 11:57
    Цитата: Голландец Михель
    Есть мнение, что эта "резаная бумага" каким-то образом метится и не допускается для использования в США

    Да ее и метить не надо-этож просто запись на серваке федрезерва.
    1. 0
      31 августа 2024 12:07
      Да ее и метить не надо-этож просто запись на серваке федрезерва
      Доллары, которые предназначены для хождения в разных Никарагуах, Угандах и прочих Берегах Слоновой Кости, имеют свои номера и серии и в случае какого-либо кризиса, будут мгновенно отсечены от долларов, имеющих хождение в США. Во всяком случае, так говорят злые языки wink
  7. 0
    31 августа 2024 12:38
    Насчёт "Тихого сверхзвука". Действительно, у Boom Supersonic весной полетел первый демонстратор XB-1. Это одноместная машина с двигателем от Фантома. Самолёт достиг высоты 3.170 м и скорости 450 км/ч. Такие успехи.
  8. -11
    31 августа 2024 12:39
    Меня больше прикольнул костюм пилота в сапогах резиновых в них капец как удобно пилотировать laughing а так эпоха пилотируемой космонавтики приходит к закату и это доказывает, что диби.лов в наса не могут забрать с мкс, так пусть они от туда десантируются drinks
    При СССР Союз стартонул бы через несколько часов soldier
    1. +8
      31 августа 2024 13:31
      Во-первых, это не "костюм пилота", потому что X-37, кхм, беспилотный. Это СИЗ наземного персонала, которые носят из-за риска утечки компонента топливной пары - гидразина или его производных. У нас такое, кстати, тоже носят, когда работают с этим топливом.
      Во-вторых, сапоги аварийно-спасательного скафандра "Сокол" для "Союзов" передают вам большой привет (см. фото) laughing
      В-третьих, когда возникла авария в системе терморегулирования "Союза МС-22", наши космонавты тоже застряли на МКС, кто бы мог подумать, не только "у диби.лов в наса" такое бывает! И вернулись они со станции спустя год после запуска. И астронавтов "Старлайнера" также вернёт американский корабль - Crew Dragon. Только если нам приходилось запускать "Союз МС-23" полностью пустым, на Crew-9 ещё будет верху 2 члена экипажа, в том числе и Александр Владимирович Горбунов. Кстати, это уже 5 россиянин на Crew Dragon, но просто в "Роскосмосе", видимо, Ваш комментарий не читали и не знают, что низя на их кораблях летать laughing
      1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
    3. +1
      1 сентября 2024 04:27
      Я так понимаю вы эксперт, раз человека в защитном костюме приняли за "пилота" X-37B. Раз вы эксперт, то покажите пожалуйста, где и как сидит "пилот" и управляет X-37B.
  9. +3
    31 августа 2024 13:54
    Для проверки и отработки перспективных идей разрабатываются, строятся и испытываются экспериментальные летательные аппараты с литерой «X» в индексе.

    Не все американские экспериментальные летательные аппараты имели обозначение "Х" в соответствии с United States Department of Defense aerospace vehicle designation. До 1971 года некоторые обозначались в соответствии с List of United States Tri-Service aircraft designations, например - Douglas D-558-1 Skystreak, некоторые, в целях секретности - только индексом разработчика (Piasecki PA-97).
  10. 0
    31 августа 2024 20:12
    Отработка космической разведки и беспилотного космического бомбардировщика.
  11. +4
    31 августа 2024 20:16
    Буквально, на днях, в ВО, с "энтузиазмом" и решительностью "обсасывалась" статья о кризисе авиационной мысли у нашего "забугорного партнёра"... И, даже, с пафосом, предполагалось появление на американском небосклоне копии отечественного "Су - 35", не больше - ни меньше... А сегодня новая печатная "вкусняшка"от Кирилла Рябова о "Пентагоне и НАСА не прекращающих поиск новых технологий и идей, в авиации"... В связи с чем, там,регулярно, запускаются новые проекты X-серии (экспериментальные авиационно - космические платформы) с теми или иными особенностями и не одного слова об организации копирования "Су - 35"... Как. там, у них, в общих чертах, без корреспондентских обзоров технических "вкусняшек", от Кирилла Рябова, понятно... Повторюсь, процитировав из Ф.Д. Рузвельта, что большие идеи, при огромных деньгах , приводят к грандиозным результатам... А, как у нас, "сердешных" с авиационными платформами Х-серии? По дилетантски, полюбопытствую, что ждёт нас, в ближайшее десятилетие на авиационно - космической ниве? Похоже, что с "заделом", от социализма, из СССР - всё идёт к окончанию или технической невозможности всё ЭТО воплотить в летающее и удивляющее, по причине упадка авиационных школ и нынешней несерьёзной технической готовности ИТР и развала сложной коммуникации, (в прошлой, "совковой жизни") КБ, НИИ, экспериментальных производств и авиационно - космической отрасли, в целом...
  12. 0
    2 сентября 2024 11:01
    Самый (из известных) примечательный проект Х-серии это X-37.
    Насчет данных о его грузоподъемности и.т.д автор несколько не в курсе - 900 кило п.м . В той же самой Вики есть ссылки на подтверждение этих данных, по кр. мере это цифры ,от которых можно отталкиваться . Хотя лично у меня и возникает некоторый скепсис ,учитывая размах крыльев в 4.5 метра и взлетную массу в 5 тонн почти . Но, допустим реально 900 к.г. Такая масса ,вероятно, позволяет брать на борт 2-3 мощных ЯБЧ ,специализированных под атаку с орбиты. И это могло бы быть весьма сладкой вишенкой на самой верхушке БГУ-торта . Хотя,вероятнее всего , это один из возможных функционалов аппарата, не самый ходовой. Спутников у амеров много и их эксплуатация жрет оч. приличные суммы - конечно же их будет волновать вопрос их заправки-ремонта .
    1. 0
      4 сентября 2024 21:15
      Насчет данных о его грузоподъемности и.т.д автор несколько не в курсе - 900 кило п.м . В той же самой Вики есть ссылки на подтверждение этих данных, по кр. мере это цифры ,от которых можно отталкиваться

      Вообще-то поменьше, почти в 4 раза:
      https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_X-37#Specifications
      Capacity: 227 kg
      1. 0
        4 сентября 2024 21:47
        Там речь идет об аппарате с литерой B - как я понимаю это дооснащение оного какой-то доп.аппаратурой или манипуляторами. Изначальный аппарат не имел этой доп.аппаратуры ,что не мешало ему летать - видимо они выбрали ему спецификацию. Что ,однако,не отменяет его возможности эти 900 кг свободного веса тягать -в случае ,если это модульная спецификация.
        Хотя все мей би , может у нас просто перевели через Ж ,что не удивительно , модерация русского сегмента даже по актуальным технологиям откровенно отвратительная -им куда приятнее писать статейки на политические темы ..