Экспедиция к предкам. Просто когг. Сначала немного истории

26
Экспедиция к предкам. Просто когг. Сначала немного истории
Средневековый когг. Иллюстрация В. Королькова из книги автора «Рыцари. Замки. Оружие» (Росмэн»), 2005 г.


И, подняв якоря,
пошли по морю и,
развязав рули и
подняв малый
парус по ветру,
держали к берегу.
Деяния апостолов, 27:40

Артефакты истории. После гибели Западной Римской империи в Европе наступили сложные времена, которые были названы «Темными веками». Многое из того, что являлось достижениями в области искусства и культуры, инженерии и архитектуры, оказалось невостребованным и либо забылось за ненадобностью, либо сохранилось лишь на Востоке, в Византии. В том числе и искусство строить большие многопарусные корабли.




700-летний ког, найденный на дне моря. Морской музей, Таллин

В Западной Европе довольствовались долблеными челнами, с наращенными досками бортами и даже просто лодками-долбленками, благо дерева тогда здесь хватало всякого.

Лишь на севере, в Скандинавии, развитие мореплавания привело к появлению знаменитых драккаров и менее знаменитых кнорров, имевших все элементы современного судна – киль, шпангоуты и обшивку. Такие корабли в Норвегии появились уже к 750 г. н. э.

Дошел до нас и знаменитый осебергский корабль, построенный где-то в 800–850 гг. и использовавшийся в ритуальных целях.

Пятый найденный норманнский корабль – гокстадский, относится также к 850 году. У него прочный киль, полный набор шпангоутов, и широкий, большой парус. Кнорры были меньше и использовались для перевозки грузов.

Историки обращают внимание на то обстоятельство, что начиная с IX века длинные и стройные драккары морских королей всё чаще появляются в сопровождении куда более массивных парусно-вёсельных «кнорров», игравших важную роль судов обеспечения.

Но и они были не очень-то подходящими кораблями для каботажных плаваний в Балтийском и Северном морях, от которых требовалась максимально возможная грузоподъемность, поскольку контроль феодалов за сухопутными путями сильно повышал убыточность сухопутной торговли. Вот так и появился торговый когг, причем происхождение этого судна до сих пор является спорным.


«Бременский когг» (1380 г.). Бремерхафен


Ещё одно музейное фото «Бременского когга»


Таким был на нем туалет!

Обратившись к этимологии слова «когг», мы можем узнать, что оно родственно немецкому «кугель», причем не в значении «пуля», естественно, а в значении – шар, шароподобный. Есть и древнегерманское слово «kugg» – выпуклый. Видимо, оно же перешло в другие европейские языки: старофранцузский, староскандинавский и т. д.

В наречии фризов слово Kogge уже напрямую связано с водой, поскольку означает «бочка», «шайка», «посудина». Считается, что именно фризы как раз и изобрели когг, на что указывают и изложенные письменно рассуждения Альфреда Великого, из которых можно сделать вывод о том, что при нем фризские корабли очень сильно отличались от английских и скандинавских.


Реконструкция «Бременского когга» в Киле. Фотография Вольфганга Фрика

Но уже в 988 году когги были и плавали, о чем также имеется письменный источник. А потом век за веком когги не только строились, но и постоянно совершенствовались, а их конструкция постепенно изменялась.

Для перевозки товаров эти суда подходили идеально, и неудивительно, что в XII–XIV веках, то есть более 200 лет, именно когги были главными морскими судами Ганзейского торгового союза. Но о Ганзе мы расскажем как-нибудь в следующий раз, а пока что давайте посмотрим на сам когг – что собой представляло это торговое судно (причем не всегда торговое, были также и боевые когги) с точки зрения корабельной архитектуры.

Прежде всего это было «круглое судно» с небольшим отношением длины к ширине (соотношение длины киля и ширины корпуса у коггов примерно равнялось 3:1), но с высокими бортами, прочным корпусом и клинкерной обшивкой, то есть обшивкой «внакрой». Доски в этом случае, подобно черепице, заходят своими краями одна на другую. Такая обшивка тяжелее гладкой, но при этом и значительно прочнее.

Весел на коггах не предусматривалось изначально. Это было исключительно парусное судно с одной-единственной мачтой, установленной посредине палубы, и прямым парусом площадью 150–200 м². Длина могла составлять 15–25 м, ширина – от 5 до 8 м, высота мачты около 25 м.

Осадка достигала 2.5 м, а грузоподъемность – 200 и более тонн. То есть два судна могли привести сразу 400 тонн, скажем, того же зерна. О чем, кстати, и сообщает ливонский хронист Генрих Латвийский, указавший, что в 1206 году прибытие всего лишь двух коггов с зерном в Ригу спасло весь город от голода!

Экипаж такому судну требовался относительно небольшой – 10–18 человек, что удешевляло стоимость перевозки груза на коггах.

Важной особенностью когга были прямые штевни – оконечности, выпиливавшиеся из толстых балок. На ахтерштевень навешивался руль, управлявшийся с помощью румпеля. Сделано это техническое усовершенствование в XII веке, до этого в качестве руля, как и на судах викингов, использовалось рулевое весло.

Когги имели несколько якорей вполне адмиралтейского типа и часто якорь-кошку с 6–8 зубчатыми лапами и без штока.


Новодел когга в Клайпеде. Фогография Дмитрия Пургалвиса

Но самым характерным в облике коггов являлись высокие зубчатые площадки на баке (форкастль) и юте (ахтеркастль) – (кастли – «замки»), на которых располагалась вооружённая команда корабля, состоявшая из пращников и стрелков из луков и арбалетов.

Иногда на мачте располагалось «воронье гнездо» – «корзина» для наблюдателя и стрелков. Здесь же обычно размещалась и крановая балка, служившая для крепления блока с подачей по тросу коробов со стрелами наверх. В XV веке в этой «корзине» начали устанавливать и простейшие артиллерийские орудия, заряжающиеся с казенной части.

Ганзейские когги, как правило, имели одну мачту, но во второй половине XIV века рост их грузоподъемности привел к увеличению их размеров и водоизмещения, тогда одной мачты и одного паруса стало уже недостаточно. Так возник тип трёхмачтового когга – хольк, или халк, от которого можно рукой подать и до каракки, и до каравеллы.

Ганзейские когги в хорошем состоянии удается обнаружить очень редко. Пожалуй, самым известным образцом такой находки является «Бременский когг», найденный в Германии в 1962 году. Но археолог Михкель Таммет заявил, что недавно обнаруженный корабль сохранился даже лучше, чем его знаменитый родственник.

Очень интересный когг был найден во время земляных работ в центре Таллина. Корабль имеет 24 метра в длину и девять в ширину, а построен он был из массивных дубовых бревен и досок. Обшивка клинкерная, в один слой, доски соединены гвоздями, а проконопачен шерстью смешанной со смолой. Проведенный дендрохронологический анализ древесины показал, что судно потерпело крушение в 1298 году – то есть за 82 года до гибели «Бременского когга».


Так называемая «церковная модель» коки XV века – испанской разновидности когга с обшивкой «вгладь». Такие модели служили вотивным целям, то есть представляли собой различные дары, приносимые в дар Богу по обету ради исцеления или спасения, в данном случае на водах. «Церковный стиль» отличается определенной гротескностью, но очень точен в деталях. Данная модель представляет собой «коку из Матаро»– поселка неподалеку от Барселоны, а находится она в Музее истории Каталонии в Берселоне. Фотография Хосе Луиса Бернадеса Рибейро

А в Швеции есть даже Коггмюзит (Музей когга), который расположен недалеко от центра города Мальмё, откуда раньше отправлялся скоростной паром в Копенгаген. С 2000 года, когда через Эресунн был построен мост, эта паромная гавань оказалась больше не нужна, отчего движение между Швецией и Данией стало обильным.

С 2003 здесь был музей, посвященный позднесредневековым кораблям и судоходству, точнее – успешной Ганзейской ассоциации торговых городов, которая возникла в Германии, но имела и сеть в глубине Европы. И значительная часть успехов Ганзы была связана именно с её грузовыми судами-коггами (по-шведски – kogg), одно из которых длиной 30 метров было раскопано в 1990-х годах, в 20 километрах к югу от Мальмё в Сканёре. Судно датируется примерно 1390 годом.

Муниципалитет Мальмё решил реконструировать «Сканёре когг» и еще один корабль, голландское небольшое судно XV века из Алмере. Так что теперь в Музее когга можно увидеть сразу два реконструированных судна, причем разрешается подниматься на борт хотя бы одного из них.

А когда ветер набирает силу и имеет направление, посетителей приглашают совершить захватывающее путешествие на реплике самого настоящего ганзейского корабля!

Продолжение следует…
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    8 августа 2024 07:09
    Очень интересный когг был найден во время земляных работ в центре Таллина.

    Кроме всего прочего, на корабле были найдены затонувшие вместе с ним крысы. То есть или корабль затонул внезапно и быстро, или легенда о том, что крысы покидают корабль, предчуствуя катастрофу не подтверждается.
    1. +2
      9 августа 2024 21:49
      Цитата: Frettaskyrandi
      или легенда о том, что крысы покидают корабль, предчуствуя катастрофу не подтверждается.

      Они почувствовали! Но было поздно. wassat
  2. +7
    8 августа 2024 07:19
    что в 1206 году прибытие всего лишь двух коггов с зерном в Ригу спасло весь город от голода!
    Учитывая то, что Рига была основана в 1201 году, вряд ли ее население спустя 5 лет было больше 2-3 тысяч человек.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +5
      8 августа 2024 14:13
      Привет, Антон!
      Присоединяюсь к твоей благодарности! smile
      А про Ригу не знал, спасибо за информацию. yes
  3. +6
    8 августа 2024 07:26
    А в Швеции есть даже Коггмюзит (Музей когга), который расположен недалеко от центра города Мальмё
    ...
    Так что теперь в Музее когга можно увидеть сразу два реконструированных судна, причем разрешается подниматься на борт хотя бы одного из них.

    Нет давно уже этого музея. Закрыли в 2010 году. А корабли перевезли в Västerås historiska skeppsmuseum (Музей исторических кораблей) в городе Вестерос, в шестистах километрах от Мальмё. Там, на пристани Фрёсокера, их и можно посмотреть.
  4. +1
    8 августа 2024 07:30
    Очень интересный когг был найден во время земляных работ в центре Таллина. Проведенный дендрохронологический анализ древесины показал, что судно потерпело крушение в 1298 году

    Как он оказался в центре города?

    Когги несколько напоминают испанские галионы...
    1. +3
      8 августа 2024 07:49
      Может, по реке поднялся? В Таллине есть река?
      В Кордове, Испания, драккары находят, а это далеко от моря
    2. +6
      8 августа 2024 08:08
      Как он оказался в центре города?

      В то время, когда он затонул, это был не центр города, а гавань, устье реки Харьяпеа. В 1923 году реку "загнали в трубу", как в Москве Неглинную.
    3. +6
      8 августа 2024 08:31
      Когги несколько напоминают испанские галионы...

      Скорее, средиземноморские нефы...
      1. +2
        8 августа 2024 11:18
        Вы , конечно, правы, а я имел ввиду площадки на баке и юте
  5. +4
    8 августа 2024 07:35
    Интересно на таком прокатиться, или побродить внутри! Сейчас много реплик времён Колумба и около. Красиво, когда по морю бежит старинный корабль
    1. +4
      8 августа 2024 08:48
      Фауст
      Что там белеет? говори.
      Мефистофель
      Корабль испанский трехмачтовый,
      Пристать в Голландию готовый:
      На нем мерзавцев сотни три,
      Две обезьяны, бочки злата,
      Да груз богатый шоколата,
      Да модная болезнь: она
      Недавно вам подарена.
      Фауст
      Все утопить
  6. +6
    8 августа 2024 07:49
    Спасибо Автору, парусные корабли почему-то всегда вызывают у меня интерес.

    Изображения и также очень интересные.

    Ну, разве что там не "туалет", а "гальюн" :)
    1. +4
      8 августа 2024 08:37
      Ну, разве что там не "туалет", а "гальюн" :)

      Этимология этого слова имеет голландское происхождения, а они в то время ещё не были такими крутыми мореходами, чтобы передавать названия корабельной оснастки в другие языки...
      1. +2
        8 августа 2024 11:21
        Цитата: Luminman
        Ну, разве что там не "туалет", а "гальюн" :)

        Этимология этого слова имеет голландское происхождения, а они в то время ещё не были такими крутыми мореходами, чтобы передавать названия корабельной оснастки в другие языки...


        Голландцы голландцами, палуба не была полом даже и тогда.
        1. +4
          8 августа 2024 11:54
          палуба не была полом даже и тогда

          Палуба - чисто славянское название перекрытия корабля. Deck - название английское. Примерно так же она звучит и на других германских языках. В каждом языке свое название...
          1. +3
            8 августа 2024 12:50
            Цитата: Luminman
            палуба не была полом даже и тогда

            Палуба - чисто славянское название перекрытия корабля. Deck - название английское. Примерно так же она звучит и на других германских языках. В каждом языке свое название...


            Ну, если не "гальюн", то уж и не "туалет". Не знаю, как это по славянски - может, сральник...
            1. +2
              8 августа 2024 16:14
              Цитата: С.З.
              Не знаю, как это по славянски - может, сральник...

              Об этом надо спрашивать у поморов...
              1. +5
                8 августа 2024 18:02
                Цитата: Luminman
                Цитата: С.З.
                Не знаю, как это по славянски - может, сральник...

                Об этом надо спрашивать у поморов...

                Я хоть и не помор, но предполагаю, что " по славянски" это будет - "нужник" или "нужник"(от слов - нужно, нужда)
  7. +6
    8 августа 2024 07:55
    Осадка достигала 25 м

    Запятую забыли поставить?
  8. +4
    8 августа 2024 08:03
    в детстве клеил модель такую, из польского журнала Моделяр...
  9. +2
    8 августа 2024 09:37
    Осадка достигала 25 м

    Понятно, что опечатка. Поправьте. Такой даже у современных атомных авианосцев нет.
  10. +1
    8 августа 2024 22:58
    Люди, корабли, океаны

    Х.Ханке

    БЕЛЫЕ ПАРУСА С ЧЕРНЫМИ КРЕСТАМИ

    Торговое судно Ганзы

    На рейде у Висмара прогремели якорные цепи. Два центнера железа упали на песчаный грунт и впились в него острыми когтями. Плавучее чудище рыскнуло, как конь на привязи, качнулось нессколько раз и замерло, послушное воле кормчего.

    Из Новгорода пришло грузовое судно, до краев набитое пушниной! К месту якорной стоянки устремилось из гавани множество суденышек, спешащих начать разгрузку «купца». Было это в те времена, когда меховое и кожаное платье считалось повседневной одеждой дворян; более дешевую одежду из меха носили иной раз и крестьяне.

    Что же это, однако, было за судно, которое из-за своей величины и осадки не могло войти в гавань?

    Высокобортный корпус его состоял из развалистого шпангоутного остова, обшитого находившими одна на другую дубовыми досками толщиной в 5 см. Посередине судна, между двух высоких надстроек, стояла мачта, которую удерживали прочные тросы (фока-штаг, два бакштага и несколько вант), крепившиеся к бортам. Поперек мачты, примерно на половине ее высоты, качался рей, к которому был привязан большой четырехугольный парус площадью в 120 м2. Матросы потравили фал, скатали парус и снова подняли рей вверх.

    Под свисавшей с кормы надстройкой находилась тяжелая, окованная железными полосами, деревянная плита — руль, которым управляли с помощью горизонтального бруса — румпеля.

    Но вот на судне начались разгрузочные работы. На тросах, наматываемых лебедкой, закачались поднятые из трюма связки мехов. На какое-то мгновение они повисали в воздухе и исчезали затем в чреве одного из лихтеров, облепивших судно со всех сторон. Возле каждого люка стоит учетчик и, произведя беглый осмотр содержимого, старательно записывает номер каждой связки . . .

    Всеми морскими путями, берущими начало от гаваней Балтийского и Северного морей, свыше 300 лет безраздельно владели к о г г и.*
  11. +1
    9 августа 2024 07:31
    Осадка всё-таки не 25м, а 2,5м
  12. +1
    9 августа 2024 19:47
    Вячеслав Олегович, очевидно при наборе текста вкралась опечатка, точнее пропала запятая в данных по осадке. 2,5 м это серьёзная осадка... Но ведь не 25. А сама статья хороша. И читаю Вас с удовольствием.
  13. 0
    9 августа 2024 22:18
    Но и они были не очень-то подходящими кораблями для каботажных плаваний в Балтийском и Северном морях, от которых требовалась максимально возможная грузоподъемность, поскольку контроль феодалов за сухопутными путями сильно повышал убыточность сухопутной торговли.

    И не говорите! Платные дороги, платные мосты, поборы на каждой границе! Увы, как все знакомо. request