Как бездарное высшее командование погубило Порт-Артур и Тихоокеанский флот

46
Как бездарное высшее командование погубило Порт-Артур и Тихоокеанский флот
Эскадренный броненосец «Севастополь». 5 мая 1904 г.


Предыстория


13 (26) мая 1904 года состоялся бой у Цзиньчжоу, в котором один русский полк под началом полковника Третьякова (3,8 тыс. человек при 77 орудиях и 10 пулемётах) в течение двенадцати часов отражал атаки трёх японских дивизий 2-й армии Оку (35 тыс. человек при 216 орудиях и 48 пулемётах). Оборона была прорвана только к вечеру, после того как японцы при поддержке флота подавили левый фланг русских (Как полк сибирских стрелков стоял насмерть против 2-й японской армии).



В результате успеха во время боя у Цзиньчжоу японцами была преодолена главная естественная преграда на пути к порт-артурской крепости. 29 мая японскими войсками был без боя занят порт Дальний, причём его верфи, доки и железнодорожная станция достались японцам практически неповреждёнными, что значительно облегчило им снабжение осадной армии.

После занятия Дальнего японские силы разделились: началось формирование 3-й японской армии под командованием генерала Марэсукэ Ноги, которой была поставлена задача взятия Порт-Артура, в то время как 2-я японская армия начала выдвижение на север.


Японская 11-дюймовая мортира, использовавшаяся при осаде крепости, 1904

Автор японской стратегии во время войны с Россией Кодама Гэнтаро считал, что японская армия должна наступать на главную русскую операционную базу – Ляоян. Здесь должно произойти главное, возможно, генеральное сражение войны. Для этого нужно пренебречь «малыми» опорными пунктами противника в тылу и на флангах.

Однако японский генштаб считал иначе. Здесь полагали, что русский Порт-Артур слишком опасен для всего стратегического замысла войны. Здесь русские могли отремонтировать корабли, русская эскадра могла сделать попытку перехватить инициативу в море. Японцам нужен был контроль над морскими коммуникациями, через которые шло пополнение и снабжение армии в Корее и Маньчжурии. Поэтому часть сил армии нужно было отвлечь на захват Порт-Артура.


Кодама Гэнтаро (16 марта 1852 – 23 июня 1906) – генерал японской императорской армии и министр армии. Он сыграл важную роль в создании современной японской императорской армии и начальник генштаба Маньчжурской армии. В Русско-японской войне он руководил стратегией всей кампании

3-я армия Ноги


В результате японское командование разделяет свои силы. Новая 3-я японская армия генерала Ноги в составе двух дивизий приступает к решению задачи взятия Порт-Артура. Для этого у 2-й армии Оку забрали 1-ю дивизию и передали 10-ю дивизию, высаженную на континенте 19 мая 1904 года.

Ноги Марэсукэ родился в самурайской семье в 1849 году. В гражданской войне воевал на стороне императора против клана Сацума. В одном из тяжелых боёв Ноги потерял знамя своего 14-го пехотного полка. По самурайскому кодексу он должен был покончить с собой. Его вылечили, но этот позор преследовал его всю жизнь, и в дальнейшем он назвал его одной из причин своего последующего самоубийства.

В 1879 году уезжает в Европу для изучения военного опыта Германии. Стоит отметить, что японская военная школа в целом основывалась на германской (прусской). Ноги считал, что слабость европейских армий – мягкость в обращении, плохая дисциплина. Сам он слыл весьма жестким командиром. Соратники отмечали его холодность и жестокость.

Во время войны с Китаем 1894–1895 гг. в чине генерал-майора командовал 1-й бригадой, которая осаждала и взяла Порт-Артур. Затем получил звание генерал-лейтенанта и возглавлял 2-ю бригаду, с которой оккупировал Формозу (нынешний Тайвань). После победы получил титул барона, был губернатором Формозы.

В 1900 году вышел в отставку и жил тихой семейной жизнью, занимался поэзией и цветами. С началом новой войны призван в армию, ему поручили 3-ю армию. При этом 3-я армия не считалась «острием» японской армии. Японцы считали, что Порт-Артур возьмут быстро. Когда Ноги прибыл в Дальний, он узнал, что его старший сын пал в Наншане. Позднее погиб и его второй сын.

Осада сильно затянулась, потери были огромными, что вызвало вал критики в Японии. Но император Мацухито не стал менять командарма. После падения Порт-Артура Ноги стал национальным героем Японии. После окончания войны генерал доложил о своих действиях лично императору. Читая доклад об осаде Порт-Артура, он внезапно осёкся, заплакал и стал просить разрешения совершить ритуальное самоубийство, чтобы искупить свою вину.

Император взял паузу для обдумывания, а затем сказал: «Я прекрасно понимаю чувства, которые заставляют Вас совершить сэппуку и тем самым принести извинения, но сейчас не время умирать. Если Вы настаиваете на том, чтобы совершить самоубийство, пусть это случится после того, как я покину этот мир».

Ноги получил графский титул, руководил элитарной школой для детей аристократии, воспитывал сына императора Хирохито. Ноги потратил большую часть своего личного состояния на больницы для раненых на войне, стал основателем скаутского движения в Японии. Ноги покончил с собой после смерти императора в 1912 году.

Вот такие самоотверженные, дисциплинированные и сильные противники были у России в этой войне. Настоящий самурай.


Ноги Марэсукэ (1 ноября 1849, Эдо – 13 сентября 1912, Токио) – генерал Японской империи. Во время Русско-японской войны командовал 3-й армией, которая брала Порт-Артур

Час Порт-Артура пробил


Тем временем в рядах русского командования по-прежнему был беспорядок, преобладало отсутствие инициативы и плохая организация. В Порт-Артуре власть делили комендант крепости, генерал-лейтенант Константин Смирнов и начальник Квантунского укреплённого района Анатолий Стессель.

Генерал Стессель, в сущности, завалил подготовку обороны полуострова, сдал без боя порт Дальний со всеми его запасами и оборудованием, что облегчило японцам начало осады и заметно ухудшило положение Порт-Артура.

Также имелся ещё и командующий сухопутными силами крепости генерал-майор Роман Кондратенко, который уже в ходе осады многое сделал, чтобы удержать Порт-Артур. Кондратенко стал настоящим героем обороны Порт-Артура, отличительным свойством полководца было поднимать дух войск. Под его началом защитники отразили несколько вражеских атак и штурмов. Герой пал 15 декабря 1904 года на форте № 2 от прямого попадания в каземат форта гаубичного снаряда. По мнению ряда исследователей, смерть Кондратенко предопределила сдачу крепости.

Царь Николай Второй запросил главнокомандующего Куропаткина о возможности деблокады Порт-Артура. Куропаткин ответил, что это невозможно, и он не оставит Ляоян ради опасной операции на юге. Куропаткин ждал сильных подкреплений из Центральной России, только после этого можно было дать врагу серьёзный бой («Отступать настолько медленно, насколько это возможно»).

Следует отметить, что японцы лучше подготовились к войне, создали агентурную сеть в регионе. Поэтому японская разведка действовала эффективнее, и генштаб лучше знал состояние дел на театре военных действий, чем русский. А Ноги располагал детальными сведениями о положении дел в Порт-Артуре.

Куропаткин и царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Алексеев также не могли договориться об общей стратегии. Алексеев считал, что армия должна наступать из Ляояна на Ялу или Порт-Артур. Куропаткин считал такую операцию опасной, армия не была готова. Надо было ждать прибытия войск из европейской части России.

А подкрепления шли медленно, так как перед войной о форсированном развитии железной дороги в Сибири не позаботились. Теперь железнодорожники прилагали отчаянные усилия, чтобы решить проблему «обхода» Байкала. Строители совершили буквально подвиг, пробивая южнее Байкала тоннели. Но эшелоны двигались медленно, дорога была сложной и дальней. В некоторых местах поезда шли не быстрее 10 км в час.

Поэтому осторожный Куропаткин возражал против наступления на 1-ю армию Куроки, чтобы загнать её обратно в Корею, и против атаки на 2-ю армию Оки на порт-артурском направлении. Куропаткин хотел выиграть не битву, а войну.

Командующий Маньчжурской армии хотел использовать преимущество людских ресурсов России: 130 млн человек против 46 млн японцев. Считал, что нужно ждать прибытия новых дивизий и бригад, чтобы в армии было 12 дивизий против 4–5 японских. Очевидно, в этой ситуации, когда в Русской армии не оказалось Румянцевых, Суворовых, Багратионов, он был прав.

Под давлением высшего командования Куропаткин направил 1-й Восточно-Сибирский корпус Штакельберга в сторону Порт-Артура. 1–2 (14–15) июня в бою у Вафангоу 2-я японская армия опрокинула русский корпус (Поражение 1-го Сибирского корпуса Штакельберга у Вафангоу).


3-я японская армия при Порт-Артуре, 1904

Самоубийственная пассивность Порт-Артурской эскадры


Русский контр-адмирал Вильгельм Витгефт, который исполнял обязанности старшего флагмана и командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой, не воспользовался ослаблением японского флота, когда в мае на дно пошли линкоры «Хатсусе» и «Ясима» (Чёрные дни японского флота).

Русская эскадра заперлась в бухте Порт-Артура, опасаясь мин и мнимых подлодок противника. Русский флот застыл в тот момент, когда была реальная возможность прорыва на север, во Владивосток, на соединение с отрядом крейсеров. Это позволяло активно воздействовать на морские коммуникации, побережье Японии и Кореи, и при успехе создать угрозу переброске и снабжению японской армии. Что срывало и успешную осаду Порт-Артура.

Тем временем японцы, увидев, что русские не собираются выходить в море, сосредоточили усилия на минировании главных мореходных участков. Японское командование очень опасалось, что Порт-Артурская эскадра либо её основная часть сможет прорваться во Владивосток. Наблюдатели в Порт-Артуре почти каждый день видели, как японские корабли расставляют мины, либо делают вид, что их ставят.

В Петербурге высшее военно-морское командование вместе с императором Николаем принимают заведомо слабое решение – направить на помощь Дальневосточному флоту корабли Балтфлота, усиленные купленными за границей крейсерами (переговоры об этом велись), под началом контр-адмирала Зиновия Рожественского. Решение это было запоздалым – корабли надо было отправлять до начала войны. Да и сама организация похода, его подготовка была крайне неудовлетворительной.

Японцы по своим каналам узнали, что русские отправляют Балтийский флот на помощь Порт-Артуру, и что гарнизону Порт-Артура приказали стоять до конца. Также стало ясно, что с ходу крепость не взять. Адмирал Того лишь запросил ещё тысячу мин, чтобы поставить на пути 2-й Тихоокеанской эскадры. Японцы сосредоточили усилия на захвате Порт-Артура и ликвидации 1-й Тихоокеанской эскадры, чтобы она не соединилась со 2-й Тихоокеанской эскадрой.

Адмирал Витгефт, как считали современники, панически боялся активных самостоятельных действий. Один из самых решительных наших морских офицеров, капитан эскадренного броненосца «Севастополь» Николай фон Эссен отмечал:

«Витгефт был честнейшим и благонамереннейшим человеком, неутомимый работник, но, к сожалению, работа его всегда была бестолковой, и всегда все его распоряжения вели ко всякого рода недоразумениям и даже несчастиям. Прослужив уже много лет во флоте, адмирал Витгефт не был вовсе моряком, а тем более военным человеком.

В детстве, как он сам рассказывал, отец предназначал его к миссионерской деятельности, и, пожалуй, к этому он был бы более способен, чем к морской службе, так как ему нельзя было отказать в обладании даром слова и пером. В морскую службу Витгефт попал как бы по недоразумению, и все прохождение им службы было каким-то сплошным недоразумением».



Лишь под давлением наместника Алексеева и царя он сделал попытку прорыва на Дальний Восток. Выход в море был намечен на 13 июня 1904 года, когда завершался ремонт поврежденных кораблей. Но, потеряв миноукладчик «Амур» (герой потопления японских линкоров), который вышел из строя и находился в ремонте, Витгефт отложил прорыв. Но приказ царя обязывал, и Витгефт сообщил флоту о приближении похода. Печать также об этом сообщила, поэтому японцы об этом знали.

20 июня задымили трубы боевых кораблей. Витгефт собрал морских офицеров, но флот не вышел, ждали ответных действий противника. 21 июня вышел приказ о прорыве 22-го. Затем вышел приказ об отмене прежнего указания. 23 июня (10 июля по старому стилю) утром тральщики проложили путь. После обеда 1-я Тихоокеанская эскадра начала поход. Вечером обнаружили японский флот.

У Того было четыре первоклассных броненосца против шести русских. Также часть японского флота сопровождала десантные суда. Для японцев эта встреча была неожиданной. Корабли начали сходиться. Витгефт не выдержал первым: в 7 часов он приказал «Цесаревичу» повернуть назад, ссылаясь на отсутствие у многих русских кораблей значительной части артиллерии среднего калибра, снятой для усиления береговой обороны.

Но Того также боялся решительного боя, он не приказал преследовать противника. В темноте броненосец «Севастополь» отклонился от протраленного фарватера и носовой частью наткнулся на мину, но повреждение не стало фатальным. Потери команды ограничились одиннадцатью ранеными. Корабль вскоре отремонтировали.

Британец Пакенхем писал: «Друг против друга стояли Того и русский адмирал. Как личность, Витгефт уступал личности по имени Того».

Эта неудачная операция в очередной раз деморализовала Русский флот, который ощущал себя бессильным даже уйти во Владивосток. А Того и капитаны снова почувствовали себя победителями. Однако это дело показало, что Того опасается шести русских эскадренных броненосцев и не желает решительного сражения, в котором всё возможно, и японцы могут понести тяжелые потери. 2 июля Того приказал капитанам торпедной флотилии массированно атаковать днем и ночью. Однако успеха японцы не добились, в гавань они пробиться не могли.


Командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой, контр-адмирал В. К. Витгефт (1847–1904), погибший 28 июля на броненосце «Цесаревич» при попытке прорыва эскадры из Порт-Артура во Владивосток. С февраля 1903 года – начальник морского штаба наместника на Дальнем Востоке. На этом посту по указанию наместника Е. И. Алексеева разработал план морской войны с Японией, который оказался крайне неудачен и совершенно не учитывал реальной обстановки.

Продолжение следует…
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    10 августа 2024 06:28
    Интересно, увидим ли мы когда-нибудь подобные разборы СВО? Кто чем командовал, у кого сколько войск и техники было, кто как воевал, кого повысили, а кого понизили?
    1. +5
      10 августа 2024 06:34
      Мы, нет... По крайне мере, официальных... Хотя при смене режима у нас любят поливать грязью предыдущих, smile Но вот как интересно переплетается история и современность.
    2. +7
      10 августа 2024 06:36
      Интересно, увидим ли мы когда-нибудь подобные разборы СВО?
      Мы, возможно, и не увидим. А вот наши дети и уж точно внуки, да!
    3. 0
      10 августа 2024 08:36
      Русские историки разобрались в войне 1812 г через 50 лет. В событиях ВОВ разобрались через 50-60 лет. Возможно, и в СВО разберутся с таким же временным лагом, если не произойдёт политических катаклизмов.
      1. -7
        10 августа 2024 08:53
        Никто не будет разбираться . Враги СССР просто выкидывают из истории своего антисоветского периода правления их "вождей ". Уже выкинули из своей истории и правление Горбачева ,и правление Ельцина ,как будто их и не было .
        1. +1
          10 августа 2024 22:28
          Так "выкидывают", что аж целый Ельцин-центр отгрохали.
          Вы иногда поразительно непоследовательны...
    4. -6
      10 августа 2024 12:13
      У Михаила Онуфриенко и Юрия Подоляки и сейчас есть прекрасные разборы БД, в том числе, и с оценками действий высших руководителей. У обоих есть каналы в Телеге, подпишитесь.
      1. +1
        10 августа 2024 22:29
        Этот трёп лично для меня давно не актуален. Еще когда Подоляка вещал о танковых клиньях на оперативном просторе года 2 назад.
        1. +1
          11 августа 2024 11:03
          Цитата: Jager
          Еще когда Подоляка вещал о танковых клиньях на оперативном просторе года 2 назад.

          Да... Мы с парнями, пока была связь, сильно ржали в апреле-мае 22-го, над его вещаниями о встречном танковым сражением на Павлоградской дуге. :)
    5. 0
      14 августа 2024 13:45
      да, через 120 лет))) точно так же и как по русско-японской войне
    6. 0
      19 августа 2024 09:45
      Шойга был повышен до секретаря совбеза.
  2. +6
    10 августа 2024 06:44
    Следует с горечью констатировать, что на всем протяжении СВО мы имеем дело с реинкарнацией Стесселя и Куропаткина во главе российской армии.
    1. +6
      10 августа 2024 07:37
      Вы еще про самодержца забыли... wink
    2. +8
      10 августа 2024 13:28
      Но-но! Куропаткин по результатам своих провалов сам попросил себя понизить в должности! Вы себе такое нынче представляете?
  3. Eug
    +10
    10 августа 2024 07:03
    Как по мне, в современных реалиях вместо "Тихоокеанский" вполне можно написать "Черноморский"...
    1. +1
      10 августа 2024 12:13
      Согласен целиком и полностью.
  4. +7
    10 августа 2024 08:11
    Каждый мнит себя стратегом - видя бой со стороны. Вдумчивый разбор одного только сражения у мыса Шантунг - это книга, немалого объема. А тут, автор всю войну "втиснул" в небольшую статью, большая часть которой посвящена самурайским сказкам. Большие потери японцев под Артуром - это как раз последствия "мясных штурмов" Ноги.
    1. +1
      10 августа 2024 22:22
      Так ведь оно так просто,:это Ляля это кака. Все ведь понятно
  5. +1
    10 августа 2024 08:27
    Ничто ее ново род луной. Сейчас такая же петрушка. Выжигают инициативу. В фаворе соглашатели. Даже удивительно, что хоть что то удается. Все держится на героизме простого солдата. И генералы миллиардеры и миллионеры. Дальше одни эпитеты. Вертикаль, одним словом.
  6. +10
    10 августа 2024 09:18
    Тихоокеанской эскадрой, не воспользовался ослаблением японского флота, когда в мае на дно пошли линкоры «Хатсусе» и «Ясима»

    Автор мог бы написать сколько кораблей 1ТОЭ было на "ходу", когда подорвались «Хатсусе» и «Ясима». За одно и объяснить как с такими силами уничтожить Японский флот.
    1. 0
      10 августа 2024 12:18
      Вот то, что "не на ходу", и говорит о готовности к войне. А задачу уничтожения флота никто и не ставил. Но они его даже хоть как-то его ослабить не пытались от слова совсем. Потери? Да, были бы. Но вот какие и с каким результатом - производная от таланта флотоводцев. А так по факту - флота нет, война проиграна, в стране революция... Ну и дальше по списку.
      1. +2
        10 августа 2024 22:35
        Как раз попытка погасить зреющую революцию, недовольство народа и экономические проблемы "маленькой победоносной войной" и была одной из главных причин Русско-японской войны.
        Да и вообще, Русско-японская война до боли напоминает некоторые современные события. Местами до дежавю...
    2. +2
      10 августа 2024 23:34
      автор не практик, он теоретик))) привык считать по вымпелам)))
  7. +9
    10 августа 2024 09:37
    А подкрепления шли медленно, так как перед войной о форсированном развитии железной дороги в Сибири не позаботились

    это просто ложь-более быстрых темпов постройки ж. дороги , да в в ТАКИХ условиях, мир еще не знал-это общепризнанный факт.

    И дорога была построена ДО РЯВ- в 1903 г прибыл первый поезд СПетербург-Владивосток, в 1904 г проложена ветка к Порт-Артуру.

    Главная причина поражения-Россия воевала за несколько тыс км от основной территории, в отличие от Японии
    1. 0
      10 августа 2024 11:58
      Главная причина поражения-Россия воевала за несколько тыс км от основной территории, в отличие от Японии

      Утро доброе Олегович!
      Возможно (мое личное мнение) - это одна из основных причин поражения России, но не самая главная. Самое важное в противостоянии России и Японии не до понимание народа за, что он воюет.
      Со всем уважением, Влад!
      1. +1
        10 августа 2024 12:18
        Утро доброе,Влвдислав!

        Так народу там русского в те времена было с гулькин нос. Зверья дикого, наверное, больше, чем людей: всего 40 лет назад Приморье стало русским.

        А армия сражалась, в целом, храбро-это факт. Руководство, да, не суворовы. Мой прадед там получил солдатский Георгиевский крест за храбрость.

        Думаю, что будь ТВД поближе к материковой-России-ситуация была бы другой. hi

        ПС суворовские богатыри в Альпах понимали , думаю, намного меньше....
    2. -2
      10 августа 2024 12:45
      Цитата: Ольгович
      это просто ложь-более быстрых темпов постройки ж. дороги , да в в ТАКИХ условиях, мир еще не знал-это общепризнанный факт.
      Поинтересуйтесь историей строительства железных дорог в США. И это в 19 веке.
      1. 0
        10 августа 2024 12:59
        Цитата: bk0010
        Поинтересуйтесь историей строительства железных дорог в США. И это в 19 веке.

        выучите сначала историею и УСЛОВИЯ стр-ва СВОЕГО Транссиба (напр, вечная мерзлота и пр.), потом поговорим о США
        1. -2
          10 августа 2024 14:03
          Цитата: Ольгович

          выучите сначала историею и УСЛОВИЯ стр-ва СВОЕГО Транссиба (напр, вечная мерзлота и пр.), потом поговорим о США
          То есть по поводу темпов строительства вопрос снят.
          1. +3
            10 августа 2024 17:00
            Цитата: bk0010
            о есть по поводу темпов строительства вопрос снят.

            belay fool
            для танкиста:
            выучите сначала историею и УСЛОВИЯ стр-ва СВОЕГО Транссиба (напр, вечная мерзлота и пр.), потом поговорим о США
            .
            ОПЯТЬ....не дошло?
            иначе задам вопрос: какие темпы прокладки в США в условиях прокладки транссиба- вечной мерзоты, тайги и тп в 19 веке7
            1. -4
              10 августа 2024 19:35
              Цитата: Ольгович
              ОПЯТЬ....не дошло?
              То есть до вас так и не дошло. Печалька.
            2. +4
              10 августа 2024 22:43
              Там в голове только "а вооот в США..."
              Без рассмотрения экономической базы и без рассмотрения географических условий этого самого строительства...
              Чудо, что Транссиб вообще построили!
      2. +1
        10 августа 2024 21:23
        Хохлятская логика. (короткий комментарий)
  8. -2
    10 августа 2024 12:10
    Конечно, сидя на диване, все мы стратеги ранга Македонского или Суворова. Но, читая о том, что тогда было (и не было секретом в то время), начинаешь задумываться - а все ладно было в королевстве Российском? Ведь уязвимость островной империи, вынужденной вести войну на континенте и полностью зависимой от морских перевозок, была очевидной. И роль флота, как противодействующей силы, была более чем очевидной. Так в чьей же светлой голове зародились идеи по назначению на высшие командные посты таких бездарей? А, имея полуторакратное превосходство в ЭБР-ах, просто струсить?.. И ведь не погибни, то, наверняка, даже не судили бы.
    1. +7
      10 августа 2024 18:06
      Цитата: БМ-13
      А, имея полуторакратное превосходство в ЭБР-ах, просто струсить?

      Где Вы там его увидели?:))))) Из того, что Пересвет и Победа числились ЭБР-ами, они сильнее не стали. А по факту они занимали промежуточное положение между броненосцем и броненосным крейсером.После возвращения в строй Цесаревича и Ретвизана мы имели 4 против 4 броненосцев с 305-мм орудиями, но наши были слабее, а на два наших Пересвета у японцев было под Артуром 4 БРКР. И подавляющее преимущество в легких силах - за японцами.
      Цитата: БМ-13
      И роль флота, как противодействующей силы, была более чем очевидной.

      Потому и готовили флот. Но Витте настоял, что японцы не будут готовы раньше 1905 г, на это финанисрование программ и рассчитали. Адмиралы правильно указали время готовности к войне - конец 1903 г, только кто их слушал...
      Цитата: БМ-13
      Так в чьей же светлой голове зародились идеи по назначению на высшие командные посты таких бездарей?

      В ЖМ "не флотоводец" Витгефт вчистую переиграл Того по маневрированию отчего последний вторую часть боя вынужден был вести в крайне невыгодной для себя конфигурации. По поводу панической боязни самостоятельных действий - ну, как Макаров на Новике полетел миноносец выручать, помнят все, а вот как Витгефт едва не то же самое на миноносце сделал - почти никто. Рожественский уже за одно то, что сумел свою эскадру протащить через полмира не потеряв ни одного корабля в условиях, когда порты давали ему от ворот поворот не заслуживает звания "бездарь". Так-то вообще-то это был первый в мире поход эскадры таких размеров на подобные расстояния. Да еще и в таких условиях.
      1. +5
        10 августа 2024 19:51
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Где Вы там его увидели?:)))))

        Добрый вечер. Если изучать историю Русско-Японской войны по Степанову А., и Новикову-Прибою А., то можно и не только это увидеть.
        1. +2
          10 августа 2024 22:26
          И взгляд баталлера, причём через обязательную призму "дать пинка проклятому царизму и его приспешникам" , естественно является истинной в последней инстанции.
  9. 0
    10 августа 2024 17:36
    Мелочи нашей жизни...

    Наше общество вообще славится на весь мир способностью выдвинуть на высшие посты абсолютно непригодных, но современники поставили рекорд всех времен и народов, выдвинув Ельцина.

    Поэтому осуждать не очень умных генералов начала 20 века-все равно, что горевать по волосам столетней давности или прошловековому снегу, снявши свою собственную голову.
  10. +5
    10 августа 2024 19:33
    На 25 комментов всего с полдесятка по теме статьи . Остальные .... ну все поняли . Люди , вы здесь все таки на тематическом разделе , вам новостного раздела мало дерьма на вентилятор покидать ?
  11. +3
    10 августа 2024 21:19
    Сплошные заезженные штампы из политпросвета.
  12. +1
    11 августа 2024 11:55
    миноукладчик «Амур», торпедной флотилии

    Такие ляпы появляются только при переводе иностранных источников.
  13. +1
    11 августа 2024 12:49
    Цитата: Коте пане Коханка
    Самое важное в противостоянии России и Японии не до понимание народа за, что он воюет.


    Народ мало понимал, в свое время, зачем Суворов в Италию поперся с французами воевать. Но Суворову это "непонимание народа" воевать не мешало.
    Самое важное в данном противостоянии, что оно было инспирировано извне "западными партнерами", которым объективно выгодно было ослабление России. Россия оказалась в положении, когда у неё не оказалось союзников и даже сочувствующих, в то время как Япония получала от Англии и США помощь по многим направлениям (от технологического до дипломатического).

    П.С. Пресловутое "понимание народа" имеет значение исключительно в войне отечественной, прямом вторжении неприятеля. В войне империалистической этот фактор (понимание) вообще остается за скобками.
    1. +1
      11 августа 2024 14:10
      Что народу Государство прикажет, то он и сделает.
      Что именно-пофиг абсолютно.

      Приказали построить великую страну-построили. Приказали уничтожить-уничтожили. Разделить-разделят. Вернуть земли-вернут. Национализация-за!
      Приватизация-за!
      Какое к чертям собачьим ещё "понимание"?
      Хуже всего, если народу не приказано ничего. Тогда он вымрет...просто потому, что "рожать детей Государство вас не просило.." . .чиновники это прекрасно понимают. У них-то понимание есть. .
  14. 0
    11 августа 2024 12:51
    Цитата: Jager
    Чудо, что Транссиб вообще построили!


    Чудо не чудо, но изрядное достижение. Но вот строить БАМ при царизме уже не решились, хотя вопрос о такой магистрали уже тогда рассматривался.
  15. 0
    12 августа 2024 07:46
    Цитата: иван2022
    Хуже всего, если народу не приказано ничего.


    А такого и не было и не будет никогда.
    И складывается впечатление, что вы судите о всем народе по своей скромной персоне. Может поделитесь сокровенным знанием, в чем вы лично инициативу проявили? Просто интересно (возможно, не только мне).

    П.С. Критиковать народ в целом имеет моральное право лишь тот, кто своим личным примером показал народу свои достоинства в том, в чем критикует остальных.
  16. +1
    12 августа 2024 10:51
    Очень спорная статья. Эдакое перечисление фактов без привязки к положению дел на флоте и в армии. О том что на русских минах помимо "Хатсусе" погиб и "Ясима" Витгефт не знал, так как последний затонул вне видимости с русских наблюдательных постов. И таких нестыковок еще вагон...