«Геоскан» и «Гонец»: управление беспилотником через спутник

13
«Геоскан» и «Гонец»: управление беспилотником через спутник
«Гонец-Д1М»


«Гонец» всему голова


Для всех скептиков – в России есть все возможности для полноценного запуска в эксплуатацию аналога американской Starlink. Необходимы только деньги и политическая воля. Это доказали на образовательном интенсиве «Архипелаг-2024» в Сахалинской области. Но обо всём по порядку.



Начать стоит с суверенной спутниковой системы связи «Гонец», работы над которой идут с конца 80-х годов прошлого столетия. Это один из сотен или даже тысяч примеров разрушения элементов технологической империи Советского Союза. Здесь многое можно озаглавить частью речи «если бы». Если бы СССР не рухнул, то над нами бы сейчас кружились сотни спутников группировки «Гонец». Но история сослагательного наклонения не имеет, и на низкой околоземной орбите всего 16 спутников этой серии. «Гонец» разрабатывали в целях осуществления специальной связи и позиционирования наземных объектов. Конечно, сравнивать скорость и объёмы трафика между терминалами Starlink и системой «Гонец» бессмысленно, но это и не особо важно. Сейчас на первый план выходит принципиальная возможность двухсторонней связи через спутник в прямом эфире.

У большинства современных автомобилей в России присутствует аварийная система «ЭРА-Глонасс». Если дорожная авария происходит вне покрытия GPS, то электроника позволяет связаться со службами экстренного реагирования через спутники «Гонец». Орбиты группировки проходят на сравнительно небольшой высоте в 1400 км, что не требует громоздкой аппаратуры связи на Земле. «ЭРА-Глонасс» объявляет тревогу даже без обращения водителя – достаточно сработать одной из бортовых подушек безопасности, и сигнал о бедствии с точными координатами аварии отправится в службу спасения. Анекдотично и одновременно печально выглядит механизм внедрения «ЭРА-Глонасс» в конструкцию заслуженной «Нивы». Технические ограничения не позволяют в рулевой колонке установить подушку безопасности, поэтому узел безопасности поставили… в спинку водительского кресла. Первый и единственный в мире автомобиль с одной боковой подушкой безопасности, которая никак от последствий удара не защищает, а призвана лишь активировать «ЭРА-Глонасс». Но не будем отвлекаться и вернёмся к теме «Гонца».


«Гонец-Автономный» – самый современный из комплексов портативной связи системы «Гонец». Источник: gonets.ru

Можно говорить о том, что в России задолго до начала СВО была система, обеспечивающая двухстороннюю связь с отечественными спутниками. Только обрасти соответствующей инфраструктурой «Гонец» смог только к 2024 году. Терминал «Гонец-Автономный» практически полностью повторяет по функционалу столь любимый на Украине Starlink. Здесь заложена возможность организации канала Wi-Fi для работы со смартфонами и ноутбуками, а размеры даже компактнее американского изделия. В компании «Спутниковая система «Гонец» комментируют разработку:

«Гонец-Автономный» – новый терминал в нашей линейке устройств для персональной связи. Мы разрабатываем его специально для потребителей, находящихся на открытой местности в удаленных районах. Именно поэтому мы решили разместить абонентский комплект в компактном рюкзаке. Это очень удобно для тех, кому одновременно нужна мобильность и возможность связаться по спутниковому каналу. Также мы закладываем использование выносной антенны. Это может быть актуально при эксплуатации терминала на мобильных объектах, например, в кунге вездехода. Мы тщательно поработали и над форм-фактором антенны. Теперь она почти в 2 раза меньше прежнего мобильного образца. За счет использования новой элементной базы и оптимизации процессов изготовления, мы ожидаем, что сможем предложить потребителям привлекательную цену на новый абонентский терминал.»

Испытания должны пройти (или уже состоялись) текущим летом.


Источник: gonets.ru

Ещё раз повторимся, что полноценно вести диалог через спутники «Гонец», словно по сотовому телефону, нельзя. Прежде всего, из-за специфики спутников. Они с самого начала не ориентировались на широкополосный двухсторонний канал связи. «Гонцы» в различных вариантах разрабатывались для отслеживания удалённых транспортов (например, на Северном морском пути), связи с контрольной аппаратурой на инфраструктурных объектах вне сотовой связи. Интересно, что спутниковая система «Гонец», по данным разработчика, позволяет организовывать избирательные кампании в удалённых регионах. Через спутники можно передавать протоколы голосования, заверенные электронными подписями, и прочую атрибутику. И никаких вертолётов или снегоходов для доставки бюллетеней. По всем озвученным причинам в арсенале «Гонца» только обмен текстовыми и голосовыми сообщениями, а также небольшими файлами. Но это почти полностью защищённый от вражеской РЭБ агрегат, чем он и ценен в современных конфликтах.

Полёты через спутник


В середине июля «Гонец» стал причиной уникального события – впервые посредством низкоорбитальной группировки удалось наладить управление беспилотником. Базовым стал гражданский дрон «Геоскан 201 Геодезия». В описании к машине фигурирует следующее:

«Комплекс для аэрофотосъемки и моделирования обширных территорий и протяженных объектов с фотограмметрической камерой и GNSS-приемником.»

За 3 часа полёта над вражескими позициями он может отснять до 42 квадратных километров территории. Сбить «Геоскан» очень проблематично – это двухметровое летающее крыло с электромотором и воздушным винтом в хвосте. Спутники «Гонец» добавляют «Геоскану» ещё один бонус – 100-процентную защиту от перехвата и подавления. Но это всё в теории, а практически воплотить идею удалось только летом 2024 года. Случилось это на сахалинском аэродроме «Пушистый» в ходе упоминаемого выше интенсива «Архипелаг-2024» с 13 по 16 июля. В официальном релизе упоминается о шести полётах беспилотника, управление которым организовали через систему «Гонец». Логика следующая: дрон передаёт данные о своём местоположении и прочую телеметрию напрямую на ближайший спутник, он ретранслирует информацию службам через одну из семи наземных станций приёма спутникового сигнала. Ближайшей к месту испытаний был станция в Южно-Сахалинске. Оператор теоретически в этот момент может находиться на другом конце света – главное, чтобы была устойчивая связь с ретранслятором. Управляющие команды доходят для летящего «Геоскана» через три узла связи, отчего, наверняка, присутствуют заметные задержки. Но для разведывательного дрона это некритично. Другой вопрос в миниатюризации техники. Даже самая новая аппаратура связи «Гонец-Автономный» без особого запаса помещается в среднем по размерам рюкзаке. А что будет, если таковую взгромоздить на «Геоскан»? С его максимальной полезной нагрузкой в 1,5 кг он вообще не поднимется в воздух. Пришлось адаптировать некий малогабаритный модем для приёма-передачи спутникового сигнала, а также монтировать компьютерный модуль управления на платформе Raspberry. Только тогда удалось войти в требования по массе и габаритам изделия.


Источник: roscosmos.ru

Со спутниковым управлением «Геоскана» вроде бы всё понятно. Но как быть с логикой передачи видеосигнала? Каналы передачи данных «Гонца» не рассчитаны на видеосигнал любого, даже самого примитивного разрешения. Только файлы пакетами размером в несколько сотен килобайт. В сообщении Роскосмоса относительно испытаний в Южно-Сахалинске есть следующее:

«Получено 218 информационных сообщений с телеметрией беспилотника на FTP-сервере системы «Гонец» и переданы три информационных сообщения с командами управления в полёте по обратной связи.»

То есть никакого видеосигнала с дрона не было. Управление осуществлялось на основании координат, передаваемых с «Геоскана» и наложенных на карту местности. Что, впрочем, не отменяет его разведывательную функцию – всю необходимую информацию можно получить после парашютного приземления «Геоскана» и расшифровки записи видео/фото с бортовой камеры. Это серьёзно снижает оперативность и доступность данных с фронта. Но сейчас военные готовы многое простить разведчику, нечувствительному к украинской радиоэлектронной борьбе. Впрочем, есть ещё один вариант видеосвязи – через спутниковую систему «Сфера». Но это немного другая история.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 августа 2024 08:49
    Терминал «Гонец-Автономный» практически полностью повторяет по функционалу столь любимый на Украине Starlink.

    Традиционно уже в технических вопросах авторы "плавают". "Гонец" - это система спутниковой связи, позволяющая в настоящее время только передачу текстовых сообщений. Притом только на территории России. На данном этапе это система передачи данных.
    Что касается таких функций, как транкинговая связь, мобильная телефонная связь с использованием терминалов типа "трубка", сервисы мобильного спутникового IoT, то они заложены в проект "Гонец 2.0", первые спутники которого планируется вывести на орбиту в 2027 году, а полностью развернуть систему в 2030 году.
    А Starlink - это глобальная спутниковая система высокоскоростного доступа к интернету, позволяющая иметь полноценный доступ к этому самому интернету в любой точке земного шара.
    В России была попытка разработать что-то подобное, система РСС-ВСД, но она так попыткой и осталась.
    Поэтому ни о каком "повторении функционала терминалов" речи быть не может - это совсем разные системы.
    1. +4
      13 августа 2024 10:22
      Нет ну конечно можно сравнивать Гонец и Старлинк и даже натягивать сову на глобус можно тем что обе системы спутниковые. С таким же успехом можно сравнивать советскую мобильную связь Алтай, запущенную в 80-м на олимпиаде в Москве и мобильную связь Билайн с 5G, ведь и то и то мобильная связь wassat .
      Только управлять БПЛА и тем более поддерживать армейскую связь через Гонец нельзя, для этого нужны совсем другие спутники в совсем другом количестве, которые с нашем уровнем развития сделать нереально. А уровень Старлинк даже Китай пока осилить не может!
      1. +2
        13 августа 2024 10:49
        Цитата: ramzay21
        А уровень Старлинк даже Китай пока осилить не может!

        Причём уровень Старлинк очень быстро и стремительно растёт верх. Спутники получают всё новые улучшения и возможности, терминалы так же модернизируются, как и наземная компонента.
      2. 0
        13 августа 2024 16:03
        Цитата: ramzay21
        Только управлять БПЛА и тем более поддерживать армейскую связь через Гонец нельзя, для этого нужны совсем другие спутники в совсем другом количестве, которые с нашем уровнем развития сделать нереально.

        Сейчас как раз идёт работа в этом направлении. Как раз для управления БПЛА и военной связи. Но гражданское применение пока даже не рассматривается.
    2. +1
      13 августа 2024 16:01
      Цитата: Frettaskyrandi
      Поэтому ни о каком "повторении функционала терминалов" речи быть не может - это совсем разные системы.

      Причём под совсем разные задачи. В том смысле, что Гонец, даже во второй версии сможет нести только часть функций Старлинка. И о всеобщем доступе к этой системе речи вообще не идёт.
      1. 0
        13 августа 2024 18:43
        Так и надо пользоваться нам самим Старлинком, их по миру сотни тысяч продано, там и не разберешь чей и кому принадлежит. Если уж так чето засекретить надо при передачи потока данных, зашифровать 256 битным ключом.
        1. 0
          13 августа 2024 20:56

          Так и надо пользоваться нам самим Старлинком, их по миру сотни тысяч продано, там и не разберешь чей и кому принадлежит

          Если бы могли, давно бы пользовались.
          1. 0
            14 августа 2024 21:14
            Цитата: Zoer
            Если бы могли, давно бы пользовались.

            Так ведь и пользовались , и не только трофейными .
            1. 0
              14 августа 2024 21:55
              Только не в тех количествах и не в тех качествах. И почему то перестали, в отличии от хинзир.
              1. 0
                15 августа 2024 00:45
                Цитата: Zoer
                И почему то перестали, в отличии от хинзир.

                Может затаились ? Шифруются ? На войне такое бывает . wink
                1. 0
                  15 августа 2024 08:50
                  Цитата: bayard
                  Может затаились ? Шифруются ? На войне такое бывает

                  laughing Самому то не смешно?
  2. 0
    14 августа 2024 07:49
    Как уже верно подметили, Гонец - это даже близко не Старлинк по своим возможностям использования как в интересах коммерческих организаций, так и военной техники. Но справедливости ради аналог Старлинк разрабатывается коммерческой компанией без лишнего пропагандистского шума. Работы находятся в хорошей стадии тестирования и отработки технологий связи в космосе. То что я читаю о проекте, внушает осторожный оптимизм.
    1. 0
      26 августа 2024 01:15
      Не sputnix ли имеется ввиду?