Подлодки "Амур 950", перспективы на рынке вооружений

62
Подлодки "Амур 950", перспективы на рынке вооружений

Те самые японские станки, с которых всё началось...


В 1985 году мир потряс скандал: как выяснилось, с 1981 по 1983 годы японская фирма Toshiba Machine продала СССР восемь фрезерных станков с ЧПУ МВР-110. Небольшое количество станков никого смущать не должно: каждый из них имел 10 метров в высоту, 22 метра в ширину и весил 220 тонн. Серьёзная машина! Что же так возмутило американцев, раздувших из обычной сделки скандал мирового уровня? Дело в том, что закупленные станки предназначались для высокоточной обработки винтов новых советских подлодок...




"Вихри враждебные веют над нами...", "Варшавянка" - не только песня!

Высокая шумность советских субмарин была их серьёзным недостатком. Особенно заметен он стал после того, как США развернули в Мировом океане огромные антенны гидроакустической системы SOSUS, которые позволяли отслеживать подлодки. И задача начала решаться. Одним из результатов работы советских инженеров над её решением стали начавшие поступать на вооружение в 1982 году дизельные подлодки проекта 877 «Палтус», которые предполагалось ставить на вооружение ВМС стран Варшавского договора, и поэтому получивших неофициальное прозвище «Варшавянка». В НАТО эти лодки также получили неофициальное прозвище - «Чёрная дыра», поскольку их шумность снизилась на порядок и обнаружить подобную лодку стало делом чрезвычайно сложным даже с применением системы SOSUS...


Юрий Николаевич Кормилицин, отец проекта

Разработало лодку КБ «Рубин» под руководством конструктора Юрия Кормилицина. Результат вполне устроил советских адмиралов: по своим характеристикам «Варшавянка» гарантированно выигрывала торпедную дуэль у любой другой подлодки. Эти субмарины стали представителями третьего поколения ДЭПЛ в отечественном флоте. Но почивать на лаврах кораблестроители не стали и «Палтус» был изрядно модернизирован. Подстёгивало работу то обстоятельство, что лодки предполагалось строить на экспорт — в «лихие 90-е» работа над такими проектами оплачивалась в твёрдой валюте и была крайне престижна.


"Санкт-Петербург" - головная ПЛ серии

Получившиеся на выходе ДЭПЛ получили название проект 677 «Лада», а экспортный вариант — проект 677Э «Амур». Разрабатывала лодку та же команда из КБ «Рубин» под руководством того же Юрия Кормилицина. Был разработан целый «модельный ряд»: «Амур 550», «Амур 750», «Амур 950», «Амур 1450», «Амур 1650», «Амур 1850»...

Различались подлодки водоизмещением, варьировавшимся от 550/700 тонн до 1850/2600 тонн, скоростью, дальностью плавания, автономностью и глубиной погружения. Наиболее популярными стали модели «Амур 950» и «Амур 1650». Сегодня стоит остановиться на первой из них...


"Проект 677" - анатомия

Как указано на сайте Объединённой Судостроительной Корпорации, подлодка предназначена для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей, судов, наземных целей противника и ведения разведки. Нормальное водоизмещение субмарины — 1065 тонн, длина — 56,8 метра, ширина -5,65 метра. Глубина погружения у «Амура 950» - 300 метров, скорость полного подводного хода — 20 узлов, дальность плавания экономической скоростью — 300 миль, автономность — 30 суток. Особенно удивляет численность экипажа — всего 19 человек, что говорит о высокой степени автоматизации (собственно говоря, и на сайте «Рубина» об этом сказано: «комплексная автоматизированная система боевого управления, обеспечивающая высокую степень автоматизации при управлении ПЛ и использовании оружия»).


Модель карманного ракетоносца

На самая главная фишка подлодки — её вооружение. Число торпедных аппаратов уменьшено с 6 до 4, зато!.. За рубкой подлодки установлены 10 ячеек установки вертикального пуска, делающих ДЭПЛ настоящим подводным ракетоносцем. Хотя и маленьким. До того, подобное вооружение имели исключительно атомные подлодки. Какие ракеты можно заряжать в ячейки УВП? В варианте для отечественного флота - «Калибры», в вариантах для зарубежных флотов — российско-индийские «Брамос». Это даёт возможность лодке стрелять на дистанцию до 1600 километров по сухопутным целям и до 800 километров — по морским.


Мы вышли в море, служить народу...

Но это — сейчас. А в перспективе в ячейки могут быть загружены и гиперзвуковые «Ониксы». Наличие УВП позволяет варьировать вооружение подлодки в зависимости от задачи. Стреляем по сухопутным целям вглубь континента? Грузим в ячейки и торпедные аппараты «Калибры» - 14 штук, больше только атомные лодки могут выстрелить! Нужно разобраться с авианосной ударной группировкой - «Ониксы» (или «Брамосы») отлично управятся...

В чём преимущество ДЭПЛ перед атомоходом? Да в той же малошумности! Дело в том, что ядерные реакторы, турбины, парогенераторы и всё прочее, связанное с ядерным двигателем оборудование — шумит. Кроме того, сама лодка, на которой всё это добро установлено не может быть маленькой, а чем больше субмарина, тем больше она шумит. В проекте «Амур 950» предусмотрен ряд решений позволяющих снизить и без того невысокую шумность подлодки.


ПЛ проекта 677 на стапеле

Во-первых — лодка, впервые после 40-х годов прошлого века, построена по однокорпусной схеме. Поскольку связка «прочный корпус + лёгкий корпус» гудит как гитара, однокорпусные лодки куда малошумнее. Скорее всего с этой же целью на «Амур 950» вместо горизонтальных рулей на носу, они установлены на рубке.

Во-вторых, в качестве опции предосмотрена возможность использования воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Что будет использоваться в качестве ВНЭУ? Официальные источники хранят молчание, но в сети встречается упоминание об электрохимических генераторах, смонтированных в едином модуле-отсеке с ёмкостями для реагентов. В любом случае, применение ВНЭУ позволит лодке не всплывать неделями, а это ещё сильнее повысит скрытность — одну из главных характеристик субмарины. И, да, расположение в специальном модуле-отсеке даст возможность установить ВНЭУ даже на лодку прежде оной не оснащённую — во время ремонта в корпус просто врежут дополнительный отсек...

Впрочем, осторожность отечественных конструкторов по отношению к ВНЭУ можно понять. Данные установки во всём мире не пользуются излишней популярностью из-за своей невысокой надёжности. Поэтому надёжная связка «дизель + аккумуляторная батарея и электромотор», которую по желанию заказчика можно поменять на ВНЭУ даёт подлодкам существенное преимущество на рынке вооружений.


Лодка проекта 677 в доке

Каково состояние ПЛ проекта 677 в ВМФ России? Первый корпус - «Санкт-Петербург», принят на вооружение в 2010 году, но в данный момент выведен из состава флота, по сообщению ТАСС его планируют списать - модернизация требует слишком больших затрат. Второй корпус, «Кронштадт» - вошёл в строй 31 января 2024 года, проходит службу на Северном флоте. «Великие Луки» - проходит заводские испытания и будет передана в состав ВМФ в этом году. На Адмиралтейских верфях строятся «Вологда» и «Ярославль». Собственно говоря, успешная служба подлодок в ВМФ России станет лучшей рекламой на внешнем рынке, для которого подлодки «Амур 950» и предназначены.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 августа 2024 06:43
    Нам и самим нужны хорошие ДЭПЛ.
  2. +14
    10 августа 2024 06:48
    Амуры давно и безуспешно существуют в качестве концепта. Вряд ли инозаказчик будет покупать корабль, существующий лишь на бумаге.
    Поскольку связка «прочный корпус + лёгкий корпус» гудит как гитара, однокорпусные лодки куда малошумнее. Скорее всего с этой же целью на «Амур 950» вместо горизонтальных рулей на носу, они установлены на рубке.

    Каким образом рубочные рули (РГР) будут малошумнее НГР?

    в качестве опции предосмотрена возможность использования воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ).

    Ни одной пл с ВНЭУ пока в нашем ВМФ нет и появятся ли - не ясно.

    А в перспективе в ячейки могут быть загружены и гиперзвуковые «Ониксы».

    Автор абсолютно не представляет, что при размещении таких тяжёлых ракет на ПЛ потребуется система компенсации плавучести с цистернами замещения остаточной плавучести, наличие которых в однокорпусной пл заберёт и без того малый объём отсеков.
    Это только первое, что бросилось в глаза при беглом прочтении статьи неведомого автора.
    1. +5
      10 августа 2024 12:13
      Цитата: 955535
      Амуры давно и безуспешно существуют в качестве концепта. Вряд ли инозаказчик будет покупать корабль, существующий лишь на бумаге.

      Да вы шутите! 677 проект -- тот же Амур, только для "нашего ВМФ", а не на продажу. На продажу -- Амур (в нескольких итерациях) в зависимости от запроса заказчика -- водоизмещение и набот ТС и оружия.
      Каким образом рубочные рули (РГР) будут малошумнее НГР?
      Справедливый вопрос. Перенос НГР на ограждение выдвижных -- экономит объем 1-го отсека для более рационального размещения Р/ТО. И, второе, создает более лучшие условия для работы основной антенны ГАК (условия обтекания корпуса, не создаются шумы от потока, поток более ламинарен).
      Ни одной пл с ВНЭУ пока в нашем ВМФ нет и появятся ли - не ясно.
      Коллега, вы неправы! ВНЭУ Кристал-27 стоит на Сарове, и обеспечивает до 90 суток непрерывного пребывания ПЛ СН под водой. А вот с "боевыми" единичками, чтой-то не сложилось. АГА.
      Автор абсолютно не представляет...
      Автору просительно: он по образованию (специальности?) -- химик. И он пишет о флоте, в то время как "флотские" молчат, "как рыа об лед!" А те, которые комментируют, сами не далеко ушли от "тонкостей процесса", иначе бы не повторяли за автором, что 677 проект -- "однокорпусная" единичка.
      С ком приветом, hi
      1. 0
        10 августа 2024 15:05
        677 проект 677му рознь. Взять тот же головной "СПб" и "Кронштадт", несколько разные по своим характеристикам корабли. Тут же и вовсе предлагают ракетоносец с отсеком - вставкой, что потянет за собой.....
        Про ВНЭУ "Сарова" нет никаких сведений. Сам корабль передан "Звёздочке" и судьба его не ясна.

        Флотским сейчас писать что-либо несколько легкомысленно.
        1. +1
          10 августа 2024 15:19
          Цитата: 955535
          Про ВНЭУ "Сарова" нет никаких сведений.

          Вы не любознательны... Это -- плохо.
          Двигатели и энергетика:
          1 х дизель-генератор; 1 х гребной электродвигатель.
          Дополнительная энергетическая установка «Кристалл-27» разработки ОАО СКБК на базе топливных элементов, позволяющая увеличить срок автономного подводного плавания до 60-90 суток. Установка отличается интерметаллидным и криогенным хранением водорода и кислорода, а также низкотемпературным электрохимическим генератором со щелочным матричным электролитом.
          http://militaryrussia.ru/blog...
          Цитата: 955535
          Тут же и вовсе предлагают ракетоносец с отсеком - вставкой, что потянет за собой.....
          Перестаньте швыряться "литературными" терминами, не предусмотренными ТРПЛ. На большую ракетную ПЛ с КР она может еще и потянет. Но КРБД стреляют из ТА и 677, без литеры. Так что, у нас и 636.3 -- "ракетоносец", хотя ракетного отсека не имеет.
          И дружеский совет: не разбрасывайтесь "-" в отношении колег, имеющих бОльший рейтинг, чем вы. Это -- заранее проигрышная тактика спора. АГА. yes
          1. 0
            10 августа 2024 15:35
            Минус не мой. Не имею такой привычки минусить без аргументации.

            Я не претендую на изменение в классификации пл. ТРПЛ читал давно, в пору сдачи зачетов, документ не совсем по моему ВУСу, пусть люксы его штудируют.
          2. +1
            10 августа 2024 16:28
            Источник - сайт Милитарираша, такой себе по уровню достоверности. В данной Вами ссылке нашёл несколько несоответствий, что снизило мой уровень доверия к нему.

            По результатам опроса людей, ходивших в море на вышеуказанном корабле, ЭУ у него классическая - ДЭУ. Никаких вспомогательных установок не было и нет.
  3. +7
    10 августа 2024 07:00
    Инозаказчиков не предвидится.
    Кто?
    Вьетнам балансирующий между США и дружественным нам Китаем?
    Венесуэла, которой не до подлодок в конфликте за Гайяну.
    Алжир? Который саксы при случае, могут разнести по ливийскому шаблону?
    Индия? Которая уже выбрала 212 проект фрицев..
    Иран, который пошел по концепции "дешево и сердито" ?

    Строить себе надо, и желательно снова из титана. Дабы Верхняя Салда не скучала в отсутствии Боингов и Аирбасов.
    1. +3
      10 августа 2024 11:34
      В 2005 году пытались протолкнуть Индонезии (и я там был Black Label пил...), но ответ был: "слишком дорого". Тут надо понять, что странам которым предлагаются "Амуры" не до высоких ТТХ: им конфликтовать не с НАТОй, а с себе подобными - для Индонезийцев стоит задача не от американских эсминцев прятаться, а от малайских фрегатов с корветами... В общем, им желательно что-то подешевле, пусть и с ТТХ пожиже.
      1. +1
        11 августа 2024 21:01
        Цитата: Летучий_Голландец
        В общем, им желательно что-то подешевле, пусть и с ТТХ пожиже.

        636, но все равно не купят. Ибо санкции
    2. -1
      15 августа 2024 20:00
      Цитата: Feodor13


      Строить себе надо, и желательно снова из титана. Дабы Верхняя Салда не скучала в отсутствии Боингов и Аирбасов.

      Че уж там, давайте сразу из адамантия.
      Смысл строить очередные Золотые рыбки из титана, если все остальное не является чем то выдающимся и на порядок превосходящих все остальные технологии.
      Может мы добились ккого то скачка в технологиях электродвигателей?
      Нет. В этом сегменте скачок продвинули производители электромобилей, и серьезнейший скачок.
      И это технологии уже сродни производству процессоров.
      Наших там нет.
      Может мы добились скачка в производстве батарей?
      Нет. Опять же тут производители батарей для электромобилей.
      И это совсем не 18650, которые были 10 лет назад, там сейчас совершенно другие технологии в ходу.
      Наших там нет.

      Может у нас качественный скачок с системах обработки сигналов? в Сигнальных процессорах? В торпедах?
      Тоже нет.

      Так зачем делать из титана?
  4. +1
    10 августа 2024 07:44
    Какая ещё ВНЭУ? Такой штуки в России не случилось.
    1. +3
      10 августа 2024 11:41
      На мой взгляд, тема с ВНЭУ тухлая изначально: ещё немцы пытались турбину Вальтера на лодки ставить, не вышло, а у тогдашних немцев технологическая культура была на высшем уровне (выше чем у нынешних). Пока не допилят надёжность этого безобразия смысла тратиться не вижу: лучше на надёжной дизель-электрической схеме сидеть под водой сутки, чем сидеть две недели с ВНЭУ и скопытиться при пожаре от используемого в стерлинге жидкого кислорода, перекиси водорода из турбины Вальтера или ещё какой химии.ПЛ с ВНЭУ это - эрзац-атомоходы для бедных стран, заявления об установке оных на "Амуры" - попытка залезть на данный рынок.
      1. +3
        10 августа 2024 20:44
        ВНЭУ это - эрзац-атомоходы для бедных стран

        Хорошее определение для данной действительности good
        Но вот в будущем....?
        1. +3
          10 августа 2024 20:58
          В будущем будет зависеть от доведённости технологий. Лично у меня возникают сомнения. Тут ведь как с дирижаблями: в 80-е годы журнал "Техника Молодёжи" пестрил статьями о том, что хоть они и безвременно почили, но вот с новыми технологиями!.. Даже опытные экземпляры летали. Лет сорок прошло, а воз и ныне там. Не выстрелила технология... Та же фишка, в чём-то с ВНЭУ: Стирлингу 200 лет в обед, турбина Вальтера - почти сто лет. Элеменнты на кислороде с водородом - ещё на "Аполлонах" использовались. Если за все прошедшие годы это всё не выстрелило, значит данные технологии имеют трудноустранимые изъяны, которые мешают их массовому внедрению.
          1. 0
            10 августа 2024 21:25
            Если за все прошедшие годы это всё не выстрелило, значит данные технологии имеют трудноустранимые изъяны, которые мешают их массовому внедрению.

            Я понимаю Вас, мы сейчас стоим на перекрёстке, и мы не знаем сколько впереди дорог, три (ДЭПЛ, АПЛ или ВНЭУ) или больше, а может и все четыре будут иметь право на существование.
      2. -1
        15 августа 2024 20:03
        Цитата: Летучий_Голландец
        ПЛ с ВНЭУ это - эрзац-атомоходы для бедных стран, заявления об установке оных на "Амуры" - попытка залезть на данный рынок.

        Надо же...
        Немцы, швецы, японцы - бедные страны, раз для себя строили...
    2. +4
      10 августа 2024 12:27
      Цитата: Алексей 1970
      Какая ещё ВНЭУ? Такой штуки в России не случилось.

      Случилось, однако. Но чтой-то не вытанцовывается. К примеру. Газовая турбина замкнутого цикла лазуритовская . Ну очень перспективная машина -- единый двигун для Лодки с ВНЭУ. Но, видать, -- "не до грибов, Петька!" (с). Двиглов для авиации не хватает, куда там сиволапым в калашный ряд со своими НАПЛ! Опять же (по слухам) на выходе установка прямого преобразования хим реакции в эл. энергию. Но мощи маловато: не тянет тяжелую ПЛ... Ну, и видимо, сердце новыми сверхъемкими АБ (накопителями эл.энергии) успокоится. А атомном флоте скорее всего таки придут к термо-электрическим преобразователям: ЯЭУ -- ТЭЛ -- станция управления -- ГЭД. Это идеал, но путь лежит к нему, ибо это самое малошумное, что можно придумать.
      АГА.
  5. +2
    10 августа 2024 08:33
    Статья не о чем... с випедиии
    1. +4
      10 августа 2024 11:34
      А Вам инсайды с "Рубина" предоставить? За это 20 лет дают)))
  6. +3
    10 августа 2024 08:39
    В принципе, можно было скопипастить статью 20-тилетней давности, да и всё. Только год переставить
  7. -3
    10 августа 2024 09:28
    Собственно говоря, успешная служба подлодок в ВМФ России станет лучшей рекламой на внешнем рынке, для которого подлодки «Амур 950» и предназначены.

    Собственно говоря, именно таких известий мы и ждём - хочется гордиться российской армией и флотом.
    1. 0
      10 августа 2024 11:43
      "Великие Луки ввели в состав ВМФ, если не ошибаюсь. "Кронштадт" - уже служит. Ещё две - на стапелях. По-моему, достаточно хорошие новости.
      1. +1
        10 августа 2024 19:16
        "В. Луки" ещё проводит ЗХИ.
        Минус не от меня.
  8. +9
    10 августа 2024 09:41
    К большому сожалению, у этого автора, начавшего своее творчество на сайте с достаточно интересных публикаций, качество статей стремительно деградирует.
    В 1985 году мир потряс скандал: как выяснилось, с 1981 по 1983 годы японская фирма Toshiba Machine продала СССР восемь фрезерных станков с ЧПУ МВР-110.

    Авто, урежьте осетра, станков было четыре.
    Что же так возмутило американцев, раздувших из обычной сделки скандал мирового уровня?

    Это была совсем не обычная сделка, а самая настоящая контрабанда. Корпорация Toshiba и норвежская компания Kongsberg продали станки, не смотря на то, что существовал запрет на экспорт подобного оборудования в СССР. Сделка готовилась четыре года, продажа осуществлена была "через пятые руки", поэтому каждый станок для СССР был реально золотым. При расследовании выяснилось, что такая сделка не первая, станки поставлялись не только для кораблестроения, но и для производства ядерных реакторов.
    Наиболее популярными стали модели «Амур 950» и «Амур 1650».

    У кого популярные? Единственна подводная заложенная по проекту 677Э «Амур-1650» на Адмиралтейских верфях в 1997 году, по состоянию на 2023 год ржавеет на территории Адмиралтейских верфей в состоянии 47 процентов готовности (на фотографии в статье - "на стапеле".
    Индия от этих лодок отказалась, как и Марокко с Аргентиной.
    Скорее всего с этой же целью на «Амур 950» вместо горизонтальных рулей на носу, они установлены на рубке.

    Установка рубочных горизонтальных рулей вместо носовых позволяет увеличить их площадь (следовательно - эффективность) без увеличения сопротивления. Кроме того, так как они являются источником шума, установка их на рубке уменьшает помехи для гидролокаторов подводной лодки.
    1. +2
      10 августа 2024 19:07
      Цитата: Frettaskyrandi
      Сделка готовилась четыре года, продажа осуществлена была "через пятые руки", поэтому каждый станок для СССР был реально золотым. При расследовании выяснилось, что такая сделка не первая, станки поставлялись не только для кораблестроения, но и для производства ядерных реакторов.

      Насколько известно по слухам, сам факт сделки всплыл после того как японская корпорация кинула с бонусами топ-менеджера непосредственно занимающегося этими сделками. Чувак обозлился не на шутку и заделался ронином заместо самурая. Что характерно, его заявы никто даже принимать в Японии не хотел, больно серьезные люди под ударом.. Однако обозленный ронин переехал в Штаты и там через прессу и спецслужбы вынудил таки заняться расследованием. С итогом в виде штрафов и отставок. В общем жадность она всегда аукнется. wassat
    2. 0
      15 августа 2024 20:22
      Цитата: Frettaskyrandi

      Установка рубочных горизонтальных рулей вместо носовых позволяет увеличить их площадь (следовательно - эффективность) без увеличения сопротивления. Кроме того, так как они являются источником шума, установка их на рубке уменьшает помехи для гидролокаторов подводной лодки.

      Конструкторы одних из самых лучших лодок-охотников, которым ГАС нужен идеальным, в виде СиВулфа, Асьтюта, Сюффрена - не согласны с вами в том, что бы ради повышения чувствительности и помехозазизенности убирать НГР на рубку.
      Может просто ГАС надо иметь хорошую и просчитывать корпуса?
  9. -1
    10 августа 2024 11:15
    Ну кому нужна лодка 3 поколения.
    1. +1
      10 августа 2024 11:53
      Почему третьего? ВНЭУ не главное. Борт имеет высокую автоматизацию и ракетный отсек. Конечно ГАС и прочее оборудование не сравнить с советскими образцами 80-х годов. СССР имел наработки по ЯЭУ которая в "капсуле" устанавливалась "за бортом" бывшей ДЭПЛ. С ядерными реакторами у нас всё просто отлично. Дорого? Да. Но куда дешевле классической АПЛ. Лучше всего подходит для морей со сложной ледовой обстановкой. Чёрное и Балтийское море являются закрытыми, прорваться через проливы можно и не мечтать. Тут конечно нужны ПЛ поменьше, подешевле, и раз уж им судьба действовать в закрытой акватории у наших берегов, то шумность и автономность уходит на второй план. По сути нужны просто самодвижущиеся подводные платформы для Циркона. С другой стороны, в связи с преждевременной кончиной договора о РСМД, имеет смысл развивать наземные мобильные ПУ. Но всё же для ТОФ и СФ одних АПЛ не напасёшься. Там нужны и ракетные платформы, которые позволят выдвинуть пусковые рубежи и увеличить таким образом зону поражения, так и ПЛ с ВНЭУ. У нас работают над установкой которая кушает водород, который будет добываться непосредственно из забортной воды, как и кислород. Похоже штабные Флота слишком перестраховываются как для нашего времени, когда риск войны слишком высок. Да и ретроградов там хватает.
      1. -3
        11 августа 2024 10:41
        Лодка отслежвается спутником на раз.
  10. +1
    10 августа 2024 11:43
    в «лихие 90-е»

    Наиболее популярными стали модели «Амур 950» и «Амур 1650».

    и...
    Первый корпус - «Санкт-Петербург», принят на вооружение в 2010 году, но в данный момент выведен из состава флота, по сообщению ТАСС его планируют списать - модернизация требует слишком больших затрат. Второй корпус, «Кронштадт» - вошёл в строй 31 января 2024 года,

    Зашкаливающая популярность)))
    А что ждет 950ю? да такая же эпическая со знаком минус популярность без оснащения ВНЭУ. Которой нет. А у конкурентов давно есть. Как есть уже и новые аккумуляторы. А у нас технологии в двигательных и энергетических установках середины прошлого века. И наличие ВПУ лодку не спасет.
    Тем временем за бугром:
    Достоверные данные о режимах плавания современных зарубежных НАПЛ под ВНЭУ по понятным причинам не стали достоянием гласности, поэтому к их оценке следует подходить с осторожностью.

    Согласно публикациям в открытых источниках, японская НАПЛ типа "Сорю" при плавании с ВНЭУ мощностью 300 кВт (двигатели Стирлинга V4-275RIII) может развивать максимальный подводный ход 7 уз, движение 5-узловым ходом возможно в течение 440 ч, что соответствует дальности плавания 2 200 миль.

    Германская НАПЛ проекта 212A может идти 8-узловым подводным ходом 45 ч, а 4-узловым – 440. Запас 4-узлового подводного хода составляет до 1 250 миль (312 ч).

    В рекламных материалах китайской НАПЛ проекта S26T сообщается, что она будет способна развивать максимальный подводный ход 22 уз, запас хода при 80-проц. зарядке АБ – 260 миль, при движении под ВНЭУ – 768 миль (20 сут).

    ист.: https://factmil.com/publ/vooruzhenie/podvodnye_lodki/ehnergeticheskie_ustanovki_neatomnykh_podvodnykh_lodok_zarubezhnykh_stran_2023/120-1-0-2115
    1. -3
      10 августа 2024 13:14
      У конкурентов пока только единичные, по сути дела - опытные модели с ВНЭУ. Более того, на мой взгляд сама тема ВНЭУ - тухлая, по крайней мере до тех пор, пока не будет достигнута надёжность дизель-электрических или атомных ПЛ. Пока до этого - как от Владивостока до Москвы раком...
      1. +4
        10 августа 2024 13:55
        Цитата: Летучий_Голландец
        У конкурентов пока только единичные, по сути дела - опытные модели с ВНЭУ.

        У конкурентов ПЛ с ВНЭУ служат уже четверть века, если считать от шведского "Готланда",
        1. -1
          15 августа 2024 20:25
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Цитата: Летучий_Голландец
          У конкурентов пока только единичные, по сути дела - опытные модели с ВНЭУ.

          У конкурентов ПЛ с ВНЭУ служат уже четверть века, если считать от шведского "Готланда",


          Готланд , то может и служит.
          Только вот японцы свои лодки с ВНЭУ загоняли на порядок-два больше шведов.
          И опыта эксплуатации ВНЭУ у них больше, чем во всем мире, вместе взятом.
          И именно на основании своего опыта , они НАФИГ ВЫКИНУЛИ ВНЭУ, поставили литийевые батареи и более мощные, но обычные дизель-генераторы.
          И я верю в это больше, чем в сказки про ВНЭУ.
          1. 0
            15 августа 2024 21:36
            Цитата: SovAr238A
            И именно на основании своего опыта , они НАФИГ ВЫКИНУЛИ ВНЭУ, поставили литийевые батареи и более мощные, но обычные дизель-генераторы.

            Так вот по некоторым данным на 2-ой ДЭПЛ проекта 677 как раз ЛИАБ и стоят, но это не проверено
      2. +1
        10 августа 2024 14:09
        Цитата: Летучий_Голландец
        У конкурентов пока только единичные,

        А какая потребность у стран конкурентов в ПЛ вообще?))) Не думаю что той же Швеции нужен флот сопоставимый по численности флоту РФ или США))) Так что аргумент провальный.
        Цитата: Летучий_Голландец
        пока не будет достигнута надёжность дизель-электрических или атомных ПЛ

        Тут мы не знаем тоже почти ничего, статистика шифруется у всех, узнаем только что-то крупное, да и то не всегда, а ЧП мелкого или среднего масштаба остаются только в служебных документах.
        Мое мнение, что не мытьем так катанием, будущее за ВНЭУ + Li (или другие высокоемкие) аккумуляторы.
        1. +1
          10 августа 2024 21:04
          Выводы делать можно на основании того, что технологии ВНЭУ не масштабируются. Если бы "Готланды" были удачными подлодками, то шведы ими во всю торговали бы уже. Однако ж... На рынке их не видать. На мой взгляд, перспективы есть, разве что у литиевых аккумуляторных батарей, но, тут я не специалист, надо у электриков интересоваться. Вроде как, там высоких напряжений сложно достичь...
          1. -1
            15 августа 2024 20:30
            Цитата: Летучий_Голландец
            Вроде как, там высоких напряжений сложно достичь...


            Легковые автомобили последних вариаций имеют 800 вольтовую архитектуру.
            Электрические грузовики и автобусы - 1600 вольтовую архитектуру.
            рхитектура 800\1600 Вольт означает, что батарея, двигатели, инверторы и другие основные компоненты электромобиля работают при соответствующем уровне напряжения.
    2. +2
      10 августа 2024 14:00
      Цитата: JD1979
      А что ждет 950ю? да такая же эпическая со знаком минус популярность без оснащения ВНЭУ.

      А вот это Вы зря. ВНЭУ имеет свои проблемы, и не всем нужно. Те же японцы отказались от ВНЭУ в пользу ЛИАБ, но, по некоторым данным, на 677 последние тоже ставят.
      Головная подлодка проекта "Санкт-Петербург" успешно обнаруживала малошумные атомные и неатомные субмарины других проектов, а также надводные цели, скрытно следила за ними в течение продолжительного времени.
      1. 0
        10 августа 2024 14:29
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Головная подлодка проекта "Санкт-Петербург" успешно обнаруживала малошумные атомные и неатомные субмарины других проектов, а также надводные цели, скрытно следила за ними в течение продолжительного времени.

        То, что про нее написано и высказано, заставляет усомниться в ее рекламных ТТХ. Основные претензии заказчика как раз были к силовой установке и ГАКу. Ну и по факту "кактус" уже списан за бесперпективностью модернизации, т.к. дешевле построить новую 636.3. Да полуторный корпус, это шаг вперед или в сторону, кто уж как оценивает это, но без всего остального это мертвороженный проект. Что собственно и подтверждается реальностью - количеством строящихся/построенных 636-х и 677-х, пусть даже в версии М.
        1. 0
          10 августа 2024 14:46
          Цитата: JD1979
          То, что про нее написано и высказано, заставляет усомниться в ее рекламных ТТХ.

          Об этом говорят не только конструкторы, но и моряки
          Цитата: JD1979
          Основные претензии заказчика как раз были к силовой установке и ГАКу.

          Это было давно. ГАК довели до ума. А по ходовой - понятно, что брать обычные ДЭПЛ флоту не хотелось, но 636.3 тут ничем не лучше. Если верна инфа про ЛИАБ, считайте этот вопрос закрыт тоже.
          Вал критики был по Санкт-Петербургу, дело в том, что лодка имела высокий коэффициент новизны, а дорабатывали/внедряли в 90-е, вот и пошло все не так, как хотелось бы. Однако со временем "фарш" корабля допилили до готовности к эксплуатации
          Цитата: JD1979
          но без всего остального это мертвороженный проект

          Да в общем-то нет. СПб-то показал, что в противолодочной борьбе проект имеет реальное преимущество над кем угодно.
          Цитата: JD1979
          Что собственно и подтверждается реальностью - количеством строящихся/построенных 636-х и 677-х, пусть даже в версии М.

          Согласен, но у нас сейчас в постройке 3 667 и 5 636.3
    3. 0
      10 августа 2024 20:51
      Как есть уже и новые аккумуляторы.

      Как есть новые пожары этих новых аккумуляторов.
  11. +2
    10 августа 2024 11:45
    А в перспективе в ячейки могут быть загружены и гиперзвуковые «Ониксы
    Ооо ! Сверхзвуковые "Ониксы " магической волей автора стали "гиперзвуковыми" ! Круто !
    (или «Брамосы»)
    Как-то читал разъяснение генерального конструктора... Правильно пишется " БраМос" /"BrahMos" ! По другому-ошибка в диктанте с понижением оценки ! yes
    1. 0
      10 августа 2024 18:18
      Ну да, гиперзвуковые у нас Цирконы. Их пока только на больших кораблях и подлодках ставят, но имея универсальные пусковые ячейки никто не помешает запихнуть их и сюда
  12. +5
    10 августа 2024 14:11
    Подлодки "Амур 950", перспективы на рынке вооружений
    Никакие перспективы.
    Индийский (даже пакистанский) конкурсы прошли, Китай сам теперь делает хорошие ПЛ, в том числе на экспорт. Да и ВНЭУ в эксплуатации нет. И с батареями вопрос большой. И с вооружением.
    Потенциально среди пользователей остаются страны (без денег), которые могут приехать в Сочи, что-нибудь поклянчить в долг, который потом надо будет списать. Все.
  13. 0
    10 августа 2024 14:30
    Оникс это сверхзвуковая ракета. Ну да ладно уже поправили. А вообще раньше испытывали модульный атомный реактор в помощь акб.
  14. +2
    10 августа 2024 14:33
    Хм, некоторые страны делают ВНЭУ уже второго, что-ли, поколения, рабочих вариантов ВНЭУ несколько.
    Но у некоторых еще есть сомнения...
    "...модуль MESMA в целом отличался достаточной компактностью, смонтированный в секции прочного корпуса длиной 9,6 метров, шириной 7,8 метров и массой 305 тонн. Жидкий кислород хранился в вертикальных баллонах на специальных амортизационных креплениях внутри прочного корпуса. ВНЭУ имела мощность 198 кВт, обеспечивая ПЛ подводную скорость хода 4-5 узлов. Продолжительность плавания зависит от проекта лодки, но не менее 21 суток (иногда пишут, что до 50), а дальность плавания при этом соответственно возрастает в 3-4 раза.
    ....
    Naval Group планирует не только уйти от концепции MESMA, но и совершить существенный шаг вперед по сравнению с модной технологией ЭХГ на топливных элементах 1-го поколения – то есть именно от того направления, признанным лидером которого сейчас считается германская tKMS, выступающая конкурентом в голландском конкурсе.
    При этом французы попытались избавиться от известных узких мест немецких ВНЭУ. Например, очевидным их недостатком является необходимость установки внутри ПЛ топливных резервуаров – массивных и объемных из-за двойной оболочки баллонов. В них хранятся от 130 до 160 тонн гидридов, которые содержат не более 1,9% полезного водорода H₂ (то есть менее 26-32 тонн). Кроме того, для пополнения запасов гидридов на ПЛ у причала требуется соответствующая береговая инфраструктура. Это жёстко привязывает районы плавания лодок к определённым пунктам базирования, количество которых не может быть многочисленным в силу сложности и дороговизны необходимого оборудования. При этом известные противнику пункты дозаправки весьма уязвимы в военное время.
    В отличие от технологии немецких конкурентов, у французов в FC-2G водород производится прямо на борту ПЛ путем химического риформинга обычного дизельного топлива (ДТ)."

    И далее по тексту.
    https://andrej-kraft.livejournal.com/305226.html
  15. +1
    10 августа 2024 19:19
    Цитата: Frettaskyrandi
    Установка рубочных горизонтальных рулей вместо носовых позволяет увеличить их площадь (следовательно - эффективность) без увеличения сопротивления. Кроме того, так как они являются источником шума, установка их на рубке уменьшает помехи для гидролокаторов подводной лодки.

    Странно, если это так, то почему на ПЛА 4го поколения РГР не применены? Вместо них втяжные НГР.
  16. +5
    10 августа 2024 19:20
    В чём преимущество ДЭПЛ перед атомоходом?

    Нет у ДЭПЛ преимуществ перед АПЛ. Малошумность достигается ценой мизерной скорости и дальности на электроходе. Если в "Маркизовой луже" от этого можно найти какую то пользу, то в океанах такая малошумность ниочем. Лодка многократно вынуждена будет всплыть для подзарядки и засветиться в всех акустических сетках прежде чем выйдет в свой позиционный район. И уйти, после того как засветилась, от противника - уже никаких шансов.
    1. +2
      10 августа 2024 21:07
      Ну, так с самого начала было ясно, что ДЭПЛ для внутренних морей. Смысла гонять их в Океан нет.
      1. 0
        15 августа 2024 20:32
        Цитата: Летучий_Голландец
        Ну, так с самого начала было ясно, что ДЭПЛ для внутренних морей. Смысла гонять их в Океан нет.

        Сорю? Нет? Не слышали?
    2. +3
      10 августа 2024 21:09
      Насчёт "засветится во всех акустических сетках" - она засветит дизель, а под дизелем ни у какой лодки говорить о малошумности не приходится. А на электромоторах она тише атомоходов, причём сильно тише...
      1. 0
        15 августа 2024 20:36
        Цитата: Летучий_Голландец
        Насчёт "засветится во всех акустических сетках" - она засветит дизель, а под дизелем ни у какой лодки говорить о малошумности не приходится. А на электромоторах она тише атомоходов, причём сильно тише...

        Старых атомоходов.
        не думаю, что атомоходы на полном электродвижении будут громче.
        А пара будущих Дредноут и Колумбия получат безвальные системы движения, в которых электромоторы будут интегрированы в винтовую группу.

        Недаром СиВулф считается очень тихой лодкой, у который малошумный ход 20 узлов, а шума при этом он дает столько, сколько другие - на 3-5 узлах.
  17. 0
    10 августа 2024 20:44
    Статя больше пхожа на ректамный буклет. И с каких пор Оникс стал гипрзвуковым?
  18. 0
    10 августа 2024 22:49
    ядерные реакторы
    , турбины, парогенераторы и всё прочее, связанное с ядерным двигателем оборудование — шумит.
    В атомном котле шуметь особенно нечему. Есть очень горячие ТВЭЛы и никаких подвижных частей. Там одна из бед в тепловой сигнатуре. Тепло надо куда-то сбрасывать
  19. 0
    11 августа 2024 02:40
    Писатель-фантаст Patrick Robinson написал серию книг про подлодки. В одной из них "bad guys" покупают такую подлодку, приваривают к ней сверху установку ПВО, и в один прекрасный день сбивают Air Force One, летящий над Атлантикой. Интересный сюжет...
  20. kig
    +2
    11 августа 2024 03:57
    Данные установки во всём мире не пользуются излишней популярностью
    беглое турне по интернету показало, что в мире насчитывается около 60 штук лодок с ВНЭУ различного типа - и это без учета неизвестного количества китайских.
  21. +1
    11 августа 2024 20:21
    Цитата: Удав КАА
    А атомном флоте скорее всего таки придут к термо-электрическим преобразователям: ЯЭУ -- ТЭЛ -- станция управления -- ГЭД. Это идеал, но путь лежит к нему, ибо это самое малошумное, что можно придумать.
    АГА.


    Не самый эффективный способ преобразования тепловой энергии в механическую. Низкий КПД, невозможно быстро развить нужную мощность,наличие сети преобразователей постоянного тока в переменный, сетевые фильтры, необходимость экранирования кабелей и т д.
    Опять же, для поддержания микроклимата в отсеках и шахтах (контейнерах) придётся электроэнергию снова преобразовать в тепловую.
    Что касается гребных электродвигателей, то для достижения спецификационной скорости (не ниже 30) нужен просто огромный ГЭД,габариты которого могут не вписаться в отсек с учётом зоны обслуживания.
    Это так, навскидку.
    Можно ещё привести кучу аргументов против.
  22. +1
    19 августа 2024 13:40
    А в перспективе в ячейки могут быть загружены и гиперзвуковые «Ониксы».

    Ониксы не гиперзвуковые, а сверхзвуковые.
    Цирконы гиперзвуковые.
  23. 0
    19 августа 2024 20:52
    Чего я не могу понять. У лодки высота 6 метров, а ракета брамос почти 8 метров. Чтобы запихнуть такую ракету вовнутрь, у лодки должна быть высота 9 метров. Ибо крышка, фундамент пусковой, дно круглое - на это метр точно уйдет. Или она берет какие то минибрамосы длиной 5 метров? Я такую версию не нашел…
  24. Eug
    0
    1 сентября 2024 11:16
    Про ВНЭУ. По Харькову в 1975-76 годах ездил такой Москвич-412 с надписью на дверях -ВОДОРОД. Да, его двигатель работал на водороде, получаемом переработкой (умно называемой "риформингом") диз.топлива. Вся установка легко помещалась под капот серийного автомобиля. Сие чудо (насколько я знаю, могу ошибиться) сотворили три харьковских института- НИИ Проблем машиностроения АН УССР им.Н.В.Подгорного (того самого), Физико-Технического Института Низких Температур и Харьковского АвтоДорожного Института (учебный ВУЗ). Интересно, где эти разработки сейчас?
  25. 0
    Вчера, 09:58
    Цитата: 955535
    Амуры давно и безуспешно существуют в качестве концепта. Вряд ли инозаказчик будет покупать корабль, существующий лишь на бумаге.
    Поскольку связка «прочный корпус + лёгкий корпус» гудит как гитара, однокорпусные лодки куда малошумнее. Скорее всего с этой же целью на «Амур 950» вместо горизонтальных рулей на носу, они установлены на рубке.

    Каким образом рубочные рули (РГР) будут малошумнее НГР?

    в качестве опции предосмотрена возможность использования воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ).

    Ни одной пл с ВНЭУ пока в нашем ВМФ нет и появятся ли - не ясно.

    А в перспективе в ячейки могут быть загружены и гиперзвуковые «Ониксы».

    Автор абсолютно не представляет, что при размещении таких тяжёлых ракет на ПЛ потребуется система компенсации плавучести с цистернами замещения остаточной плавучести, наличие которых в однокорпусной пл заберёт и без того малый объём отсеков.
    Это только первое, что бросилось в глаза при беглом прочтении статьи неведомого автора.

    Разработчики давно предлагают установать на неатомные лодки вертикальные шахты . МО не проявляло интерес к таким проектам.