Экспедиция к предкам. Ганзейский когг на печатях и на «картинках»

4 000 56
Экспедиция к предкам. Ганзейский когг на печатях и на «картинках»
Морской бой между двумя коггами. Миниатюра из манускрипта «Декреталии Григория IX». Датировка 1275-1325 гг. Юг Франции. Британская библиотека, Лондон


«И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.»
Книга пророка Ионы, 1:5

Артефакты истории. Сегодня мы продолжим знакомиться с историей такого корабля, как когг, причём знакомиться на основе его изображений на печатях и на иллюстрациях в средневековых манускриптах. И сразу отметим одно интересное обстоятельство, а именно то, что кораблям на страницах средневековых книг можно сказать «не повезло». Почему-то иллюстраторы обычно не стремились изображать их точно, хотя одежды людей рисовали куда более тщательно. Чаще всего они изображали корабль в виде… «полулуния» и этим довольствовались. То есть использовали очень условную манеру изображения кораблей своего времени и коггов в том числе. Те когги, что изображены на приведённых в данной статье иллюстрациях, не более, чем приятное исключение из этого «правила» или, вернее сказать, «живописной традиции». То есть раз в тексте написано «корабль», то внешний его вид был для художника в целом не важен. Лишь изредка мы видим на средневековых иллюстрациях действительно тот же когг или неф. Но это не правило, а именно исключение из него!




Здесь мы видим достаточно проработанное изображение когга. На парусе показана дощатая обшивка корпуса, риф-штерты на парусе; форкастль и ахтеркастль разного размера. На последнем иллюстратор изобразил характерный узор и даже показал крепление руля. Правда, сам руль на миниатюре уже не поместился! Миниатюра из стихотворного манускрипта «Роман де Брут». Ок. 1325 и 1350 гг. Размеры иллюстрации: высота 12 см, ширина 20 см. Британская библиотека, Лондон

Сегодня трудно сказать, все ли когги были устроены одинаково. Скорее всего, нет – и в их конструкции, и во внешнем виде существовали серьёзные различия, причём как региональные, так и временные.

Например, на некоторых коггах очень точно показаны руль и румпель, но нет кормового «кастля», только лишь тот, что находился на носу. И вот как верить подобной иллюстрации? Так было, так могло было быть, или же это исключительно выдумка художника, стремившегося таким образом освободить место для экипажа и рулевого? Такой когг изображён, например, на миниатюре из «Кодекса Вильгельма».


Иллюстрация из «Кодекса Вильгельма», 1334 г. Библиотека Кассельского университета


Миниатюра из этого же манускрипта. Здесь практически тот же самый когг, что и на предыдущей миниатюре, вот только румпель почему-то выведен на площадку ахтеркастля. «Кодекс Вильгельма», 1334 г. Библиотека Кассельского университета


На одной из иллюстраций из книги «Правдивая история доброго короля Александра» почему-то не нарисовано перо руля, а на другой иллюстрации, где Александр Македонский опускается под воду, когг изображён очень условно. Правда, художник не забыл нарисовать верёвочную лестницу, ведущую на марс


Столь же примитивны и когги в манускрипте «Хроника Бургоса». Но здесь художник не забыл нарисовать риф-штерты на парусе. Ок. 1400 г. Муниципальная библиотека Безансона

Некоторые изображения когга, видимо, были широко известны среди художников, работавших над иллюстрированием книг, и они использовали их в качестве образцов для своих собственных рисунков. Подобные похожие изображения встречаются в средневековых манускриптах сплошь и рядом.


Примитивный когг на миниатюре «Нептун, защищающий корабль», «Эпитр д’Отея» Кристины Пизанской. Колоньи – коммуна в Швейцарии. Фонд Мартина Бодмера


Опять обращаемся к иллюстрациям из манускрипта «Правдивая история доброго короля Александра». И на одной из них видим вот это – вместо руля боковое весло, причём слева, хотя обычно их устанавливали справа. Что это может быть? Иллюстратор начала XV в. где-то мог видеть такой корабль? Или это зачатки исторического мышления? То есть он знал, что в прошлом вместо руля использовались вёсла, и этим самым хотел подчеркнуть древность происходящего? Кто знает… Ок. 1400-1425 гг. Париж, Франция. Британская библиотека, Лондон


Ещё один «древний когг» эпохи… Троянской войны! «Троянская война». Датировка: 1445-1455 гг. Агенау, Франция. Берлинская государственная библиотека

Интересно, что даже в знаменитых хрониках Фруассара, иллюстрированных просто прекрасно, корабли, и те же когги в частности, изображены не совсем точно. Хотя опять-таки отдельные детали художник нарисовал. Например, это верёвочные ванты, по которым можно было забираться в «воронье гнездо» на мачте и блоки управления парусами. Однако зубцы на кастлях у него отсутствуют. Их что, не было на французских или английских кораблях того времени?


«Хроники» Жана Фруассара (1337–1410). Изабелла Французская с лордом Мортимером и графом Эно возвращается в Англию. Художник Луазе Льеде. «Рукопись Грутхузе»*. Национальная библиотека Франции, Париж


Ричард II встречается с повстанцами в 1381 году. Художник Луазе Льеде. «Хроники» Жана Фруассара (1337–1410). «Рукопись Грутхузе». Национальная библиотека Франции, Париж


В несколько условной манере изображены и корабли на миниатюре «Битва при Слейсе». Художник Луазе Льеде. «Рукопись Грутхузе». Национальная библиотека Франции, Париж


Очень хорошее изображение когга со всеми его характерными особенностями встречается в одном из манускриптов из Бодлеанской библиотеки Оксфордского университета


А это миниатюра из собрания библиотеки Гейдельбергского университета. Мастерская Понта и Сидонии Людвига Генффлина, ок. 1475 г. На ней мы можем увидеть довольно странный по устройству когг, оснащённый вёслами…

Интересно, что когги, изображённые на печатях, при всей своей условности и миниатюрности, гораздо больше похожи на известные нам современные их изображения. Можно даже сказать, что как раз их современные изображения по старинным печатям и сделаны!


Печати ганзейских городов XIII–XIV в. Рис. А Шепса


Когг с печати города Штральзунда (1329). Здесь показаны мельчайшие детали конструкции когга, вплоть до рисунков на флагах и парусе. Рис. А Шепса


Когг на печати города Элбинга (1350) также показан с изображением даже самых мелких деталей, включая выступающие по бортам бимсы и бортовые крепления обшивки. В отличие от предыдущего когга, здесь есть крепления на борту для бак-штагов, удерживающих мачту, так называемые бортовые кнехты. Вот только штаги к ним не подходят! Художник явно не знал, для чего служат эти три «штуки» на борту. Но всё равно их изобразил. Рис. А Шепса


Корпус когга с печати Амстердама бортовых кнехтов не имеет, но зато на нём мы видим чрезвычайно декоративные «кастли» на носу и на корме… Рис. А. Шепса

Так что становится очевидным, что достаточно хорошо знакомый нам сегодня внешний облик средневекового когга сформировался на основании множества изобразительных источников, в том числе миниатюр из рукописей и изображений на печатях. Причём последние, как это и ни странно, отличаются большей деталировкой и точностью в передаче деталей их конструкции по сравнению с художественными изображениями, для которых характерна значительная доля условности. Только начиная где-то с 1500 года художники-иллюстраторы начитают всё точнее и точнее рисовать корабли, а до этого чаще всего они служили в качестве «декоративного элемента» оформления, и не более того!

Кстати говоря, модель средневекового когга обладает массой достоинств по сравнению с любой другой. Во-первых, в любом случае она будет невелика по размеру, а значит, и много места в наших тесных квартирах она не займёт. Во-вторых, она не потребует большого количества материалов, но в то же время будет выглядеть весьма впечатляюще. В-третьих, её совсем нетрудно сделать плавающей, а детям такие модели очень нравятся. Это и сувенир отличный, и подарок оригинальный, если вы хорошо знаете того, кому собираетесь дарить. Ну и, наконец, модель когга – это отличное пособие для уроков истории в 6-ом классе.


Модель средневекового когга, сделанная автором в качестве подарочного сувенира

Ну а о моделях средневекового когга и о том, как сделать такую модель своими руками для детей и с детьми (а первое сентября уже не за горами, об этом не следует забывать!), мы расскажем в нашем следующем материале.

*Манускрипт «Людовика из Груутхузе» («Рукопись Груутхузе») представляет собой роскошную иллюминированную рукопись в четырёх томах с французским текстом Фруассара, написанных и иллюстрированных в первой половине 1470-х годов в Брюгге, во Фландрии (современная Бельгия). Текст «Хроник» Фруассара сохранился в более чем 150 рукописных копиях, но это одна из самых богато иллюстрированных, которую создали по заказу Людовика из Груутхузе, фламандского дворянина и библиофила.

Продолжение следует…
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    13 августа 2024 06:19
    Спасибо Вячеслав Олегович, прекрасная статья о коггах!
    И все доброе утро!
    1. +7
      13 августа 2024 06:27
      Здравствуйте, Эдуард!
      Не то чтобы я давлю на Вас... Но где обещанная статья в стиле "Пешком по Стамбулу"? feel
      1. +9
        13 августа 2024 06:28
        Антон, доброе утро!
        Вы совершенно правы! drinks
        Замотался+отпуск. Все...на чердачок и работать , работать. работать.
        hi
        1. +4
          13 августа 2024 06:34
          Анекдот вспомнил, оценил! good
    2. +6
      13 августа 2024 06:28
      И Вас, Эдуард, с добрым (хотя у меня и дождливым) утром! И пусть у Вас будет солнечно, но не жарко. И не холодно. А то у меня "ощущается как +4". Совсем осень.
      1. +3
        13 августа 2024 06:31
        Вячеслав Олегович,
        только приехал с Кипра, после него все дождливо и холодно.
        Но...все время тянет в НАШЕ ДОЖДЛИВОЕ.
        hi
        1. +3
          13 августа 2024 06:34
          Цитата: Эдуард Ващенко
          только приехал с Кипра,

          Завидоваю. А в каком месте Кипра были?
          1. +4
            13 августа 2024 06:38
            Протарас. Мы второй раз сюда.
            В этом году съездили в Археологический музей в Никосию, может подготовлю материал...но после того, как Антона требования выполню.
            На обратном пути даже на пирамиды в Каире съездили, большое время пересадки, ребенок в восторге.
            1. +4
              13 августа 2024 06:54
              но после того, как Антона требования выполню.
              Я не требую, просто напоминаю.
              1. +5
                13 августа 2024 07:02
                Я не требую, просто напоминаю.

                Я шучу good
                1. +4
                  13 августа 2024 07:05
                  Я шучу
                  Таки я тоже пытаюсь... drinks
        2. +1
          13 августа 2024 07:50
          Но...все время тянет в НАШЕ ДОЖДЛИВОЕ.
          "In rain we trust"
      2. +2
        13 августа 2024 08:42
        Цитата: kalibr
        (хотя у меня и дождливым) утром! И пусть у Вас будет солнечно, но не жарко. И не холодно. А то у меня "ощущается как +4". Совсем осень.

        Доброе утро, Вячеслав Олегович!
        Эх,с нашими +32-34 о дождике и прохладе только и мечтаем....
        1. +3
          13 августа 2024 08:44
          Цитата: Ольгович
          с нашими +32-34

          У нас тоже так было. Но вот уже две недели - солнце - дождь, прямо как в Калининграде, стало прохладно и комфортно. И поливать на даче не надо.
  2. +8
    13 августа 2024 06:20
    Чаще всего они изображали корабль в виде… «полулуния» и этим довольствовались.
    Это, кстати, легко объяснимо. Большинство миниатюр создавалось вдали от портовых городов, а как известно, средневековые иллюминаторы, те еще "певцы "акын""...
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +4
      13 августа 2024 06:29
      Цитата: 3x3zsave
      Большинство миниатюр создавалось вдали от портовых городов

      Спасибо, Антон! Очень дельная мысль. Воспользуюсь.
      1. +4
        13 августа 2024 06:48
        К слову, родилась конспирологическая мысль, почему средневековые иллюминаторы изображали корабли в виде "опрокинутого полумесяца". Обращаясь к геральдике можно понять, что это символ "младшего сына", бездольного...
        1. +4
          13 августа 2024 07:08
          Цитата: 3x3zsave
          Обращаясь к геральдике можно понять, что это символ "младшего сына", бездольного...

          И вдобавок... опять же обращаясь к геральдике... это же колыбель Христова!
          1. +3
            13 августа 2024 07:17
            Возможно. Здесь мы вступаем на зыбкую почву "тсторической психологии".
  3. +6
    13 августа 2024 07:29
    Отличная иллюстрация женских причесок середины XV века!
    1. +2
      13 августа 2024 08:46
      Цитата: 3x3zsave
      Отличная иллюстрация женских причесок середины XV века!

      и все-блондинки.

      А обесцвечивали тогда волосы лошадиной мочой....
      1. +1
        13 августа 2024 10:53
        А обесцвечивали тогда волосы лошадиной мочой....
        Тогда вся Европа была по большей части блондинистой. Не то что сейчас wink
        1. +2
          13 августа 2024 11:48
          венецианки, генузки и т.п.-нет.
          Это их рецепт-обесчвечивние лош. мочой , затем они волосы полоскали в растворе шафрана-для легкой рыжевизны.
          1. +1
            13 августа 2024 14:44
            венецианки, генузки и т.п.-нет
            Ганза, это территория Северной Европы, где блондинистость естественное состояние для женщин
            1. 0
              13 августа 2024 16:22
              Цитата: Голландец Михель
              Ганза,

              Генуя это не Ганза
              1. +1
                13 августа 2024 17:53
                Генуя это не Ганза
                Мне об этом известно
                1. 0
                  14 августа 2024 08:53
                  какая же связь между генуззками и Ганзой?
                  1. +1
                    14 августа 2024 09:16
                    какая же связь между генуззками и Ганзой?
                    Эту связь видите только вы
                    1. 0
                      14 августа 2024 09:21
                      Да?

                      Голландец Михель
                      (михель)
                      0

                      Вчера, 14:44
                      венецианки, генузки и т.п.-нет
                      Ганза, это территория Северной Европы, где блондинистость естественное состояние для женщин
                      1. +1
                        14 августа 2024 09:24
                        По-моему, Геную с Венецией, которые не имели никакого отношения к Ганзе, приплели вы, указав, что они красят волосы для того чтобы стать блондинками. Не?
                      2. 0
                        14 августа 2024 12:34
                        У Антона (начало ветки)-ни слова о Ганзе, а иллюстрация "Троянская война":

                        Отличная иллюстрация женских причесок середины XV века!

                        Ответить
                        Цитата
                        Жалоба

                        Ольгович

                        Ольгович
                        8
                        (Андрей)
                        +2

                        Вчера, 08:46
                        Новый
                        Цитата: 3x3zsave
                        Отличная иллюстрация женских причесок середины XV века!

                        и все-блондинки.

                        Вы приплели вся европа блндинистая.
                        на что вам указано-нет.
  4. +4
    13 августа 2024 07:30
    Здравствуйте, Вячеслав Олегович, коллеги. Получился отличный обзор. Хорошо, что в одном месте изрядное количество изображений, с хорошими комментариями к ним. Атмосферно получилось и лаконично. Заметна эволюция иллюстраций от условных до более реальных А на печатях когги уже весьма детальные. Это здорово.. Спасибо.
    Осталось посмотреть на модели))))
    С Уважением.
    1. +2
      13 августа 2024 08:45
      Цитата: Толстый
      Осталось посмотреть на модели))))

      Следующий материал на тему о кораблях будет об этом...
      1. +2
        13 августа 2024 09:30
        Как раз нужна модель невысокой сложности, С которой в состоянии справиться 10 летний.... Надо научить внука не только математике, но и творчеству и работе своими руками)))
        1. +2
          13 августа 2024 15:34
          Цитата: Толстый
          в состоянии справиться 10 летний.

          Замечательно! Именно этот возраст и предусмотрен.
  5. +4
    13 августа 2024 08:36
    Хорошая вещь книга good особенно с картинками! А хорошая книга ещё лучше!
    Люблю старые картинки, особенно гравюры и рисунки участников великих географических открытий.
  6. +2
    13 августа 2024 09:58
    Очень хорошее изображение когга со всеми его характерными особенностями встречается в одном из манускриптов из Бодлеанской библиотеки Оксфордского университета

    На форкасле полноценная мачта с парусом, единственный раз когда я это увидел. Так оно и было или "я художник, я так вижу"?
    1. +3
      13 августа 2024 10:46
      На форкасле полноценная мачта с парусом, единственный раз когда я это увидел. Так оно и было или "я художник, я так вижу"?

      На корме тоже парус вставили.
      А вообще - странный рисунок. Обшивка со швами, нехарактерная для коггов. Ранняя конструкция кастлей, но с более поздним рулем. Три мачты с парусами. В общем - много вопросов.
      Может автор прояснит датировку этого манускрипта?
      1. +1
        13 августа 2024 15:38
        Цитата: ИванИванычИванов
        Может автор прояснит датировку этого манускрипта?

        Если Вы об этом: "Изабелла Французская с лордом Мортимером и графом Эно возвращается в Англию. Художник Луазе Льеде. «Рукопись Грутхузе»*, о это где-то 1470 год.
        1. +1
          13 августа 2024 16:13
          Если Вы об этом: "Изабелла Французская с лордом Мортимером и графом Эно возвращается в Англию. Художник Луазе Льеде. «Рукопись Грутхузе»*, о это где-то 1470 год.

          Нет, с этим понятно. Там все более-менее соответствует и парус на форкастле примерно в то время нормален.
          А вот эта картинка вызывает вопросы с датой.
          Очень хорошее изображение когга со всеми его характерными особенностями встречается в одном из манускриптов из Бодлеанской библиотеки Оксфордского университета
          1. +1
            13 августа 2024 17:27
            Да,уж... Три мачты... Искал, но рукопись найти не сумел. Только картинку. И ведь там еще и негров полно! Вот что удивительно.
            1. +1
              13 августа 2024 18:57
              Средиземка,Алжир Мавры, Берберские пираты, негров было достаточно.
        2. +1
          13 августа 2024 16:43
          «Рукопись Грутхузе»
          Нашел интересный ресурс, где представлены все миниатюры этого манускрипта.
          https://gallerix.ru/storeroom/3998/
      2. 0
        14 августа 2024 06:56
        Когги довольно крупные суда. Нам известно, как крепили обшивку? Гвоздями (дорого по тем временам)? Или шили? Если на этой картинке шов, то многое понятно. Даже планочку сделали полукруглую, чтобы шов хорошо обтягивался и не перетирался на углах.
    2. +2
      13 августа 2024 15:35
      Цитата: Не_боец
      Так оно и было или "я художник, я так вижу"?

      Увы, не могу ответить ни "да" ни "нет".
  7. +3
    13 августа 2024 10:17
    И на одной из них видим вот это – вместо руля боковое весло, причём слева, хотя обычно их устанавливали справа.

    По опыту реконструкторских походов на драккарах выяснилось, что если ставить только правое весло, то частенько возникают проблемы при ходьбе на некоторых галсах - из-за крена и волнения весло плохо "цепляет" воду и перестает рулить. Поэтому для ходьбы на веслах хватает одного рулевого весла, а под парусом обязательны и левое и правое.
    Так что художник изобразил правильно, хотя и коряво изобразил крепление весла. Судя по соседним кораблям с рулями, художник действительно хотел выделить этот корабль.
    1. 0
      14 августа 2024 06:59
      При ходе под парусами это элементарная вещь. Причем не на некоторых галсах, а на правом))). Весло, установленное справа, выходит из воды и теряет эффективность.
      1. 0
        14 августа 2024 08:10
        При ходе под парусами это элементарная вещь. Причем не на некоторых галсах, а на правом))). Весло, установленное справа, выходит из воды и теряет эффективность.

        Иногда и на левом - при косой волне.
        1. 0
          14 августа 2024 08:31
          Причем не на некоторых галсах, а на правом))). Весло, установленное справа, выходит из воды и теряет эффективность.

          Да неграмотно написал. Надо было - в некоторых случаях. Потому как не всегда и на правом выходит - много зависит от курса ветра, крена, волны. Но в любом случае - 2 весла обязательны.
  8. +3
    13 августа 2024 12:48
    Хорошая статья со множеством красивых картинок, хотя читать ее поначалу было сложнее, потому что переводчик написал "Когг" вместо "Кокка", но потом после поиска я понял, что это за корабль. Тогда все ок, даже если на улице 36-38 градусов и почти африканская жара.
    1. +3
      13 августа 2024 15:39
      Рад, что Вам понравилось. Будет продолжение...
  9. 0
    13 августа 2024 18:55
    Моностырские же сухопутные, откуда им знать,да и незачем тонкости кораблей то! А чаще перерисовывали одно изображение какждый в меру своих художественных способностей и часто вживую никогда кораблей не видовав вжизни ниразу. Ну чтото наподобии я рисую как умею, а часто перерисовываю,дай бог если по памяти)))
    1. +1
      13 августа 2024 19:15
      Моностырские же
      Многие иллюминаторы были светскими людьми, некоторые даже дворянами.
  10. 0
    13 августа 2024 21:17
    Вопрос возник: они постоянно переполнены? На всех картинах народу там набито...
    1. 0
      14 августа 2024 07:01
      С одной стороны - это усорвность. А с другой - набивали много. Надо же ехать всем. И так было всегда.
      1. 0
        14 августа 2024 07:17
        А с другой - набивали много. Надо же ехать всем. И так было всегда.

        При такой "плотной посадке" экипаж не сможет работать. Да и десанту не развернуться. Тут что-то другое.... Разные картинки, разные художники..