Обоюдная выгода от патрулирования

В середине февраля американские средства массовой информации сообщили, что в непосредственной близости от острова Гуам пролетели два российских стратегических бомбардировщика Ту-95. Они находились над нейтральными водами, но, тем не менее, с авиабазы Андерсен были подняты истребители. Бомбардировщики и истребители в течение некоторого времени летели рядом и потом разошлись. Российские летчики улетели на север, домой, а американские вернулись на свою базу. В целом, ничем не примечательный случай, когда одна из стран проводит патрулирование района, одновременно повышая уровень подготовки своих летчиков. Вторая сторона при этом выполняет учебный перехват целей, что также идет на пользу пилотам. Однако каждый раз после подобных «встреч» над нейтральными водами начинается различного рода недружелюбная риторика.




Приятно, что в последние годы российские летчики все чаще и чаще дают зарубежным журналистам и экспертам повод поупражняться в недружелюбных высказываниях. Только в феврале-месяце текущего года российские летчики совершили два продолжительных патрулирования. Это уже упоминавшийся полет над Тихим океаном и двадцатичасовое дежурство в акватории Северного Ледовитого океана. Несколько подобных операций прошло в прошлом году. Наиболее известными из них и вызвавшими больше всего шума стали полеты в районе Японии. В начале февраля прошлого года сразу несколько российских самолетов пролетели недалеко от территориальных вод Японии. В составе авиационной группы, участвовавшей в том патрулировании, были собственно бомбардировщики Ту-95, истребители, самолет дальнего радиолокационного обнаружения, а также разведчики и танкеры. Примечательно, что накануне того полета японцы отмечали т.н. День северных территорий, посвященный возвращению Курильских островов. Все эти факты сложились вместе и в результате стали причиной бурной реакции с японской стороны.

Тем не менее, даже самые воинственные заявления зарубежных политиков не имеют никаких последствий. Все маршруты полетов планируются заранее, с учетом государственных границ на суше и на море. Кроме того, страны, рядом с которыми планируется пролетать, получают соответствующие уведомления. В результате иностранные дипломаты выказывают озабоченность и требуют прекратить полеты, а российские военные корректно ссылаются на международное право и продолжают планировать новые маршруты патрулирования. Как следствие, с завидной регулярностью появляются одинаковые новости: российские бомбардировщики пролетели в близости от границ какой-либо страны и на их перехват поднялись истребители. Примечательно, что в этих новостях меняются исключительно место действия и истребители, поднятые по тревоге.

Стоит отметить, недавний проход недалеко от острова Гуам, где находятся две американские военные базы, или чуть более старый выход на тоже американскую авианосную ударную группу с пролетом на минимальном расстоянии от нее фактически является серьезным достижением. Дело в том, что основное вооружение бомбардировщика Ту-95 – крылатые ракеты Х-55 – могут лететь на дальность порядка двух с половиной тысяч километров. Поэтому такие самолеты в боевой обстановке не должны приближаться вплотную к атакуемому объекту. Этот факт является одной из главных причин специфической реакции некоторых зарубежных стран. Из-за особенностей своей системы наведения ракета Х-55 не может атаковать подвижные надводные цели, однако проход бомбардировщика на небольшом расстоянии от корабельной группы вскрывает другой аспект боевой работы. Если самолеты могут приблизиться или хотя бы выйти в район нахождения кораблей вероятного противника, это значит, что они обладают должной информацией, поступающей от различных разведывательных соединений. В таком случае не важно, какой именно бомбардировщик вышел на корабельную группу, ведь при подходе на расстояние в несколько километров можно применять даже бомбы.

Конечно, в условиях реальной войны противник не станет сидеть сложа руки и ждать, когда его корабли будут уничтожены. В состав стандартной американской авианосной ударной группы входит несколько эсминцев и крейсеров, на которые, среди прочего, возлагается защита соединения от воздушного нападения. Прорваться для удара по авианосной группе будет непросто, но сам факт ее обнаружения уже облегчает задачу. Поэтому за разными заявлениями политиков и дипломатов скрывается беспокойство за своих моряков и свои корабли. Потеря любого боевого корабля, а тем более авианосца, в свете нынешних стратегических тенденций очень сильно бьет по ударному потенциалу военно-морских сил, а в ряде случаев способна полностью изменить расклад сил на театре военных действий.

В общем, простые, на первый взгляд, полеты имеют очень большое значение как для каждого отдельного летчика, так и для всей стратегической авиации в целом. Экипажи восстанавливают и улучшают свои навыки пилотирования, а страна получает возможность своевременно реагировать на угрозы. Примечательно, что вероятный противник, на авианосцах или базах которого «отрабатывается» обнаружение различных целей, тоже не в проигрыше, ведь полеты российских самолетов – прекрасный повод для тренировки своих пилотов-истребителей, расчетов противовоздушной обороны и т.п. Можно сказать, что одним из главных последствий регулярного патрулирования оказывается военная и политическая стабильность в мире. Бомбардировщики представляют прямую угрозу наземным базам и боевым кораблям, что является отличным сдерживающим фактором.


По материалам сайтов:
http://rg.ru/
http://golos-ameriki.ru/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://strategypage.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

107 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти