Новые вездеходы линейки «Пластун»

17
Новые вездеходы линейки «Пластун»
«Пластун-2» с корпусом типа «универсал» на «Армии-2024»


На военно-техническом форуме «Армия-2024» широко представлены различные транспортные средства военного назначения. Например, в экспозицию вошли два новых вездехода из уже известного семейства «Пластун». Один из них является дальнейшим развитием предыдущих машин этой линейки, а второй разработан на основе совершенно новых решений и идей.



Новые модели


Разработкой и производством машин высокой проходимости занимается компания «Русские вездеходы «Пластун» из. г. Санкт-Петербург. В последние годы она представила целую линейку гусеничных вездеходов под общим названием «Пластун», и теперь дополняет её новыми моделями.

На военно-техническом форуме «Армия-2024» впервые демонстрируются два новых изделия линейки — гусеничный вездеход «Пластун-2» и колёсный «Пластун-ТТ». Гусеничная машина представлена в двух экземплярах с разным исполнением корпуса.

Обе новые модели «Пластунов» предлагаются для использования в разных подразделениях в качестве многоцелевого транспорта с высокой подвижностью и проходимостью. Вездеходы могут перевозить личный состав, нести специальное оборудование, а также заниматься доставкой грузов на передовую и эвакуацией в тыл.

Компания-разработчик намерена поставлять свою технику министерству обороны. Сообщается, что уже ведутся переговоры на эту тему. Когда и чем они завершатся, пока неясно, но компания надеется на положительный результат.


Рабочее место водителя

Гусеничные образцы


«Пластун-2» — новый гусеничный вездеход, который продолжает существующую линейку гусеничной техники. С технической точки зрения он похож на своих предшественников, но имеет некоторые отличия и улучшения.

В основе «Пластуна-2» лежит готовое гусеничное шасси, доработанное с учётом новых требований. На это шасси устанавливается лёгкий алюминиевый корпус нужной конфигурации, вмещающий отсек длялюдей или грузов.

На «Армии-2024» представили две версии корпуса. Первая версия напоминает автомобильный кузов типа «универсал». Это алюминиевая коробчатая конструкция с мягкими элементами, которые заменяют двери и часть крыши. Такой корпус вмещает два ряда кресел и багажное отделение, где также можно установить два дополнительных кресла. Обитаемый отсек отапливается.

Вторая версия «Пластуна-2» — это грузовик-пикап. В этом случае корпус имеет однорядную кабину с местом для водителя и пассажира, а за ней расположена открытая грузовая площадка длиной 2,65 м и шириной более 2 м.

Обе модификации «Пластуна-2» оснащены дизельным двигателем мощностью 115 л.с. Двигатель расположен в передней части шасси и связан с шестиступенчатой механической коробкой передач. Ведущие колёса находятся в корме корпуса.


Обитаемый отсек гусеничного вездехода

Гусеничное шасси «Пластуна-2» взято из предыдущих проектов семейства и немного изменено. Ходовая часть включает шесть сдвоенных опорных катков на каждом борту. Каждый из них закреплён на балансире с вертикальной пружиной. Также есть набор поддерживающих роликов. Гусеница — цельная резиновая.

Для увеличения клиренса агрегаты шасси крепятся не к корпусу, а к горизонтальной балке, которая соединена с бортом машины.

Общая длина «Пластуна-2» составляет 5,45 м при ширине 2,45 м и высоте 2,35 м. Снаряжённая масса для обеих модификаций составляет 4,5 т, а полная — 6 т.

На шоссе «Пластун-2» может развивать скорость до 60 км/ч. Он также обладает высокой проходимостью на разных грунтах. В зависимости от загрузки, по удельному давлению на грунт машина сопоставима с человеком.

Первый колесный


Впервые в своей истории компания «Русские вездеходы «Пластун» разработала и представила колёсную машину. Ее обозначают как тактический транспортер, что отражено в названии «Пластун-ТТ».

Это двухосная машина с шарнирно-сочлененной конструкцией корпуса. Её особая архитектура и характерное шасси обеспечивают высокие характеристики подвижности и проходимости на различных ландшафтах. Предусматривается перевозка людей и грузов. Возможно, вездеход сделают носителем некоторых специальных нагрузок.


Тактический транспорт «Пластун-ТТ»

Конструктивно «Пластун-ТТ» состоит из двух агрегатов. Передний агрегат включает в себя раму с силовой установкой, коробкой передач, мостом и двухместной кабиной для водителя и командира (штурмана). На заднем агрегате установлен второй мост с приводом, а также кузов с местами для груза или пассажиров.

Два агрегата соединены механизмом сочленения. Гидравлический привод позволяет им перемещаться друг относительно друга в горизонтальной плоскости. Это обеспечивает гибкость и маневренность машины, а также помогает ей самовытаскиваться на сложных ландшафтах.

В конструкции «Пластуна-ТТ» использованы готовые агрегаты. Например, двигатель и коробку передач взяли от автомобиля «Нива», а мосты заимствовали у грузовых «Газелей». Трансмиссия обеспечивает постоянный полный привод, а подвеска обоих мостов выполнена на продольных рессорах.

Передний корпус автомобиля имеет легкий капот над моторным отсеком и каркас безопасности над кабиной. Предусмотрена возможность установки тента для защиты от внешних воздействий.

Задний корпус выполнен в виде бортового кузова с лавками на шесть человек и одним дополнительным сиденьем. Он также имеет дуги безопасности.

Габариты вездехода «Пластун-ТТ»: длина — 5,15 м, ширина — 1,99 м, высота — 2,3 м. Снаряженная масса составляет 1,85 т, а полная — 2,85 т.


Механизм сочленения

Максимальная скорость автомобиля — 100 км/ч. Угол изгиба сочлененной рамы достигает 30°, что обеспечивает высокую маневренность в различных условиях.

Практический потенциал


Два новых вездехода серии «Пластун» позиционируются как универсальные транспортные средства для нужд армии. Они предназначены для перевозки личного состава, вооружения и других грузов и должны дополнить уже имеющуюся автомобильную и специальную технику.

Компания-разработчик сообщает, что в настоящее время ведутся переговоры с Минобороны о возможном заключении контракта на поставку одного из этих образцов. Такой исход событий выглядит вполне вероятным, и этому способствуют несколько факторов.

Различные подразделения российской армии, участвующие в Спецоперации, нуждаются в лёгкой автомобильной технике с высокими характеристиками подвижности и проходимости. Это разведчики, штурмовики, расчёты некоторых систем вооружений и другие специалисты.

В настоящее время их потребности частично удовлетворяются доступными образцами с коммерческого рынка, включая импортные. Минобороны может рассмотреть два новых «Пластуна» как дополнение или альтернативу коммерческим образцам. К каким выводам придёт ведомство и появится ли реальный заказ, станет ясно позже.


Вездеход с пассажирами

Два новых «Пластуна» представляют интерес с технической точки зрения. Например, гусеничный «Пластун-2» показывает, как можно развить существующую конструкцию и получить новые результаты без радикальных переделок.

В свою очередь, проект «Пластун-ТТ» демонстрирует способность компании-разработчика создавать принципиально новые для неё проекты. Она отошла от привычной гусеничной техники и разработала колёсную машину особой конструкции.

Оба новых вездехода обладают достаточно высокими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками. Их можно использовать в различных миссиях для решения широкого круга задач. Конечно, существуют и объективные ограничения, но правильная организация применения позволяет уменьшить их влияние на итоговый результат.

В ожидании заказа


Российская промышленность продолжает создавать технику, необходимую вооружённым силам. Некоторые из предложенных образцов доходят до серийного производства и поступают в войска.

Недавно появились новости о переговорах между разработчиком и Минобороны относительно двух новых вездеходов марки «Пластун». По итогам этих переговоров может быть сделан заказ и определены его условия. Возможно, контракт на поставку такой техники выдадут в самое ближайшее время.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    13 августа 2024 05:53
    Гусеничная версия хороша, как базовое шасси, для самоходного миномета калибра 82-мм. Но боюсь, что пройти наши бюрократические преграды, эта машина не сможет
    1. -1
      13 августа 2024 06:03
      Гусеничная версия хороша, как базовое шасси, для самоходного миномета калибра 120-мм.
      Вы произвели все необходимые расчёты и проработали черновой проект? Или главной была фраза:
      Но боюсь, что пройти наши бюрократические преграды, эта машина не сможет
      ?
      1. +3
        13 августа 2024 06:08
        Цитата: ИВЗ
        Вы произвели все необходимые расчёты и проработали черновой проект?

        Подобные самоходные минометы уже есть на вооружении стран противника и я не вижу особой сложности, учитывая ТТХ и конструкцию, данной машины, создать на её основе самоходный миномет, по образцу западных или нашего "Дрока"
        Снаряжённая масса для обеих модификаций составляет 4,5 т, а полная — 6 т.
        То есть полезная нагрузка 1,5 тонн. Вполне достаточно
        1. +2
          13 августа 2024 06:38
          То есть полезная нагрузка 1,5 тонн. Вполне достаточно
          Грузоподъёмность в таких случаях далеко не всё. Под ударные нагрузки от выстрела скорее всего придётся модифицировать ходовку и силовую структуру платформы, а возможно и шасси в целом. Не имея данных о конструкции машины невозможно предсказать во что это выльется.
          1. +4
            13 августа 2024 06:46
            Цитата: ИВЗ
            Под ударные нагрузки от выстрела скорее всего придётся модифицировать ходовку и силовую структуру платформы, а возможно и шасси в целом.

            Нет, ничего это под ударную нагрузку не ставиться, сам миномет размещается в корме машины, имеет свою опорную плиту, перед выстрелом миномет принимает боевое положение с упором в грунт, через плиту, в походном, подымается гидроподъемниками и размещается в кузове.
            По типу Барс-8 (Украина),"Меомари" (Грузия), NTGS Alakran (Испания), "Визель-2" (ФРГ)
            1. +1
              13 августа 2024 07:04
              Да, если речь о таком варианте, то без проблем.
    2. +1
      13 августа 2024 13:39
      Не любит МО производителей частников. СР10 тоже той серии. Но, "Пластун ТТ" мне б подошёл в хозяйстве.)
      1. -1
        13 августа 2024 13:52
        И чем Пластун -ТТ будет лучше УАЗа? Та же самая простейшая конструкция на неразрезных мостах, с теми же самыми врожденными недостатками.
        Надеюсь хоть поставили дополнительные амортизаторы, или по недоброй традиции даже кронштейны под них не предусмотрели?
        1. +2
          13 августа 2024 14:00
          Ну вот когда найдёте ответы на ваши вопросы, тогда и утверждаете про аналогию с УАЗиком.)
        2. +2
          13 августа 2024 14:06
          Вот кое что накопал: коробка передач от "Нивы" , мосты от "Газели". Про движок пока молчёк.
          1. +1
            18 августа 2024 10:50
            Мотор, КПП и раздатка от Нивы, мосты и рессоры, амортизаторы от Газели, два задних моста. Карданы Уаз, Нива, рулевое МТЗ, гидрообъемное. Рама сочлененная, в одной плоскости, только для поворотов. Вертикальные перемещения отрабатывает подвеска мостов.
        3. +1
          17 августа 2024 10:23
          На Уазе передний мост поворотный, на ТТ шарнирно-сочлененная рама. Мосты Газели крепче уазовских. И амортизаторы тоже газельные, грузовые фактически, не нужно там дополнительные ставить.
    3. 0
      13 августа 2024 15:32
      Вряд ли есть смысл в самоходном 82-мм миномете на гусеничном шасси. Если и делать, то на шасси Урала от Флокс и ставить автоматический Василек. Там и плотность огня выше и можно герметизированные ящики под кассеты соорудить.
      Ошибка была совершена при выборе вооружения для БМП-1, там надо было в башню 82-мм пушку- миномет ставить, на основе безоткатки Б-10, а не 73-мм СПГ-9. Тогда БМП-1 смогла бы сейчас минами кидаться с закрытых позиций.
    4. 0
      13 августа 2024 23:55
      Ее с того года начали закупать - Пашалок в своем блоге о ней в 23 писал.
  2. +1
    13 августа 2024 06:19
    Интересно бы узнать, а какой у этих машин расход топлива?
  3. Eug
    0
    13 августа 2024 06:32
    Странно, что у колесного не дизель. И опять-таки - если дизель, то чей - китайский или минский?
  4. +1
    13 августа 2024 10:34
    А что то не видно про платформы на гусеницах с верхней частью от Соболя и Уазов. Заволжские гусянки где ?! Они ж вроде как давно серийные хоть и малой серией. Есть еще варианты просто платформ Егоза с Челябинска вроде - там плюс один что можно авто сверху поставить почти любое и минус катки обычные колеса от авто. Заменить колеса на катки от мотолыги и убирать ходовку с гражданского авто и было бы больше плюсов. Самодельщиков в стране больше чем умных руководителей заводов.