Простейшая конструкция: беспилотник-камикадзе «Молния-1»
БПЛА «Молния-1» и операторы на позиции
Недавно в подразделения, участвующие в Спецоперации, поступили новые ударные беспилотные летательные аппараты «Молния-1».
Эти БПЛА отличаются простотой конструкции и низкой стоимостью производства, но при этом обладают высокими тактико-техническими характеристиками и способны нести значительную боевую нагрузку. Они должны стать хорошим дополнением к уже имеющимся беспилотникам-камикадзе.
Новая модель
Первые сообщения о появлении на фронте ударного беспилотника «Молния-1» поступили в середине мая 2024 г. Затем стали появляться новые сообщения о его использовании, а также первые видео боевого применения. В этот период также были раскрыты некоторые технические характеристики.
В конце июля Министерство обороны впервые показало новый беспилотник в своих официальных материалах. Система «Молния-1» и её расчёт из соединения морской пехоты Тихоокеанского флота стали героями очередного репортажа Минобороны. В этом материале была показана подготовка беспилотника к вылету. Бойцы, использующие эту технику, рассказали об особенностях своей работы и достигнутых успехах.
Ещё одно видео о «Молнии» и её эксплуатантах было опубликовано 7 августа. На этот раз в кадр попали операторы беспилотников из состава 110-й гвардейской мотострелковой бригады, действующей в составе Южной группировки на Донецком направлении. В этом видео особый интерес представляли кадры поражения целей, снятые непосредственно беспилотниками-камикадзе.
Очевидно, что эти репортажи Минобороны о «Молнии-1» и её расчётах не будут последними. Беспилотники и их операторы ещё не раз попадут в новости и продемонстрируют все свои возможности.
Сборка планера и установка других компонентов
Вопросы применения
Уже в первых опубликованных видео было показано, как применяется новый тип беспилотника-камикадзе и что он может делать. В целом этот беспилотник предназначен для поражения различных наземных или, вероятно, надводных целей. Он может использоваться как против стационарных, так и против движущихся объектов.
Вне зависимости от типа цели боевое применение БПЛА «Молния-1» идёт по одному алгоритму. Беспилотник выводится в район местонахождения цели и начинает её поиск. Найдя нужный объект, оператор направляет на него беспилотник. Лётные и маневренные характеристики «Молнии» достаточны для точного поражения различных целей.
В нескольких первых опубликованных видео была продемонстрирована работа «Молнии-1» по стационарным целям — пунктам временной дислокации или складам противника. Прилетев в район цели, беспилотник искал её и начинал атаку. Удары производятся в пологом пикировании. Кадры со взрывами указывали на применение достаточно мощной боевой части.
Также «Молнии» успешно работают по малоразмерным целям, включая движущиеся. К моменту съёмки репортажа операторы подразделения морской пехоты уже успели уничтожить самоходную артиллерийскую установку, а также несколько буксируемых орудий и автомобилей.
Простейшая конструкция
К сожалению, точная информация о создателях проекта «Молния-1» и сроках его появления неизвестна. Однако стоит отметить, что разработчикам удалось создать весьма интересную конструкцию БПЛА, сочетающую простоту и эффективность.
Установка киля
Основная масса деталей БПЛА представляет собой готовые изделия. Оставшиеся элементы производятся из доступных материалов простым способом, например, из фанеры с раскроем на лазерном станке.
«Молния-1» — беспилотный самолёт традиционной схемы, использующий электрическую тягу и оснащённый средствами дистанционного и автономного управления. На борту присутствуют видеокамера разведки и наведения, а также боевая часть.
Размах крыла и длину БПЛА можно оценить в 1,2-1,3 м. Взлётная масса неизвестна, однако в открытых публикациях упоминается, что аппарат несёт боевую нагрузку массой ок. 3–5 кг. Соответственно, общая масса беспилотника превышает 7–8 кг.
Фюзеляж «Молнии-1» образуют две продольные металлические трубы и поперечные элементы из фанеры. Из фанеры также выполнен центроплан, на котором находятся электроника управления, аккумуляторы и крепления для плоскостей.
БПЛА получил прямое крыло на деревянном каркасе с полимерной обшивкой и стабилизатор аналогичной конструкции. Киль выполнен из фанеры. На крыле размещены элероны, на стабилизаторе — руль высоты. Руль направления отсутствует.
«Молния-1» оснащается носовым электродвигателем неизвестной модели с тянущим воздушным винтом. На показанных беспилотниках для его питания использовалась пара батарей ёмкостью по 7500 мАч.
«Молния-1» с кумулятивной БЧ готова к запуску
Точные лётные характеристики неизвестны. По некоторым данным, дальность полёта превышает 30–35 километров.
Аппарат имеет систему дистанционного управления и летает по командам оператора. На борту присутствует FPV-камера для управления, разведки, поиска целей и наведения. Камера и система управления соединены с системой двусторонней связи.
Сообщается, что «Молния-1» может преодолевать зоны действия РЭБ противника. В таком случае дистанционное управление отключается, и БПЛА следует по заданному маршруту. После восстановления связи оператор может вновь взять управление.
В носовой части импровизированного фюзеляжа устанавливается боевая часть. На «Молниях» используются боеприпасы разного рода. Например, для поражения бронетехники применяются кумулятивные инженерные заряды, а для поражения «мягких» целей — осколочно-фугасные боеприпасы.
БПЛА поставляются в разобранном виде. Расчёт должен закрепить на фюзеляже крылья, установить аккумуляторы и боевую часть. После этого изделие помещается на рельсовую пусковую установку для старта.
Боевой расчёт системы «Молния-1» состоит из трёх человек: командир управляет работой бойцов и поддерживает связь с другими подразделениями, оператор непосредственно контролирует БПЛА, а сапёр готовит боевые части.
Оператор за работой
С очевидными преимуществами
О беспилотнике-камикадзе «Молния-1» известно пока немного, но даже имеющаяся информация позволяет оценить его достоинства и преимущества.
Прежде всего, это простота конструкции. Отказ от дорогостоящих материалов и сложных в изготовлении деталей позволяет снизить стоимость и трудоёмкость производства. Это, в свою очередь, увеличивает возможные темпы производства и снижает требования к предприятию-изготовителю. При правильном подходе «Молнии» могут производиться множеством организаций в больших количествах.
Несмотря на свою простоту, БПЛА обладает достаточно высокими лётными характеристиками и способен работать на значительном удалении от места старта. Кроме того, он несёт достаточно тяжёлую боевую часть, способную поражать даже танки.
FPV-управление уже доказало свою эффективность на примере лёгких квадрокоптеров. Теперь его успешно внедрили на БПЛА самолётного типа. «Молния-1» с курсовой камерой хорошо справляется с разведкой, поиском и поражением целей.
По всей видимости, подготовка операторов для таких систем также не является сложной. Она не должна существенно отличаться от обучения пилотов для коптеров, что значительно упростит процессы подготовки операторов в целом.
Беспилотник-камикадзе на подлёте к цели
«Молния» может быть оснащена боеприпасами различных моделей и типов. Боевая часть монтируется открыто, что устраняет ограничения по форме или размеру, хотя и сохраняются требования по массе. Всё это делает «Молнию» более гибким ударным средством.
Элемент системы
Важно отметить, что помимо «Молнии-1» в российской армии используются и другие типы беспилотников-камикадзе. Они активно применяются на всех направлениях и наносят противнику значительный урон. Кроме того, регулярно появляются новые модели такой техники.
Каждый из одноразовых ударных беспилотников имеет свои особенности и преимущества, которые делают его наиболее подходящим инструментом для выполнения конкретного круга задач. Новейшее изделие «Молния-1» тоже обладает рядом преимуществ и способно внести свой вклад в общий успех. И российская армия не отказывается от таких возможностей.
Информация