"Вы должны сокрушить противника, даже если у вас разбиты тело и кости"

45
"Вы должны сокрушить противника, даже если у вас разбиты тело и кости"
«Цесаревич» в Циндао после сражения в Жёлтом море (вид на корму), 10 августа 1904 г.

Перед нами не только военное поражение, а полный военный крах самодержавия
В. Ленин


120 лет назад русская Порт-Артурская эскадра проиграла битву в Жёлтом море и практически перестала существовать как организованная боевая сила.



Предыстория


В конце июля - начале августа 1904 г. японская армия прорвалась на ближние подступы к Порт-Артуру. Японская тяжелая артиллерия получила возможность обстрела Порт-Артурской гавани и уничтожения русского Тихоокеанского флота. Русское верховное командование пришло к выводу, что флот пока он сохраняет боеспособность, надо уводить во Владивосток (Как бездарное высшее командование погубило Порт-Артур и Тихоокеанский флот).

Русское морское командование во главе с контр-адмиралом Вильгельмом Витгефтом было полностью пассивным, отдав противнику всю инициативу на море, хотя возможности изменить ситуации были. Но их не использовали. Под давлением Петербурга и царского наместника на Дальнем Востоке адмирала Евгения Алексеева Тихоокеанский флот всё же вышел в море.

10 (23) июня 1904 г. русская эскадра в полном составе (шесть броненосцев и пять крейсеров, в том числе один броненосный, а также миноносцы) вышла в море, намереваясь прорываться во Владивосток. Но, отойдя недалеко от Порт-Артура, встретилась со всем японским флотом адмирала Того в составе четырёх броненосцев, четырёх броненосных и восьми бронепалубных крейсеров, не считая устаревших кораблей и миноносцев. Витгефт не решился принять бой и отвёл корабли назад. Хотя для японцев эта встреча была неожиданной, и ядро русского флота имело все шансы на прорыв.

Эта операция оказала гнетущее моральное воздействие на русский флот. А Того и его капитаны снова почувствовали себя победителями. Однако японцы ещё опасались шести русских эскадренных броненосцев, поэтому снова попытались повредить или уничтожить русское корабли с помощью торпедных катеров. Но эти атаки не привели к успеху. Пробиться в гавань Порт-Артура катера не могли.

Наместник Алексеев снова приказывает Витгефту постараться пробиться во Владивосток. Витгефт собрал командиров кораблей, и было решено дожидаться прибытия 2-я Тихоокеанской эскадры (ядро – корабли Балтийского флота). Витгефт писал Алексееву: «Либо мы будем защищать Порт-Артур совместно с подкреплениями, либо погибнем; момент выхода во Владивосток возникнет только тогда, когда смерть будет смотреть нам в глаза одновременно и впереди и позади».

Алексеев, которого поддерживал царь Николай Второй, продолжал настаивать. Он шлёт новый приказ о выводе эскадры в море.


Флагман Тихоокеанского флота броненосец «Цесаревич» в начале 1904 г.

Положение Порт-Артура


В Дальний к японцам прибывали подкрепления. К середине июля 1904 г. у генерала Ноги в 3-й армии было уже 60 тыс. солдат.

Постройка укреплений в Порт-Артуре (проект К. И. Величко) из-за нехватки средств началась только в 1901 г. и производилась медленно. К 1904 на приморском фронте из 25 батарей было построено 9 долговременных и 12 временных; на сухопутном фронте из 6 фортов, 5 укреплений и 5 батарей был полностью построен 1 форт и строились 4 форта, 3 укрепления и 3 батареи. С началом войны строительство укрепления форсировали, но было уже поздно. Полуостров не успели превратить в неприступный укрепрайон, хотя все возможности для этого имелись.

В ходе боев 13-20 июня (26 июня - 3 июля) 1904 г. японцы захватили две высоты и вынудили русские войска отойти на западный берег бухты Лунвантан к Зеленым горам. 13(26) июля 3-я японская армия (до 40 тыс. штыков и более 200 орудий) начала наступление на русские позиции на Зеленых горах, обороняемые 16 тыс. солдат при 100 орудиях. 15(28) июля генерал Фок, преждевременно оставив позиции, отвел войска к позиции на Волчьих горах. Русские части сражались исключительно упорно, японцы несли серьёзные потери, потеряв в этих боях до 6 тыс. человек убитыми и ранеными.

17(30) июля японцы возобновили наступление, и Фок снова поспешил начать отход, вследствие чего противник в тот же день вышел к главной линии обороны крепости. Японцы подошли к городу на расстояние выстрела главного калибра броненосцев, и русские корабли провели первую стрельбу по противнику из гавани.

К этому времени гарнизон Порт-Артура насчитывал 42,5 тыс. сухопутных войск, до 8 тыс. моряков, 646 орудий и 62 пулемета. В японской армии было 3 дивизии и 2 бригады - до 70 тыс. человек, около 400 орудий (в том числе 198 осадных), 72 пулемета.

25 июля (7 августа) 1904 года японцы произвели первую бомбардировку города и порта. Японские войска открыли ожесточённый огонь по передовой позиции Восточного фронта — редутам Дагушань и Сяогушань — и к вечеру их атаковали. Весь день 26 июля (8 августа) 1904 года там шёл упорный бой, и в ночь на 27 июля (9 августа) 1904 года оба редута были оставлены русскими войсками. Русские потеряли в боях 450 солдат и офицеров. Потери японцев, по их данным, составили 1280 человек.



Источник: https://dic.academic.ru/

Флоту грозит гибель


После долгий колебаний русское командование в Порт-Артуре принимает тяжелое решение: разоружить Тихоокеанский флот и поставить морские орудия на форты крепости. Осуществить это решение было крайне сложной задачей: поднимать тяжелейшие орудия приходилось вверх, на холмы и сопки, по крутым склонам. Японцы били по городу с суши и моря, производя разрушения и вызывая пожары. Моряки с глухим ропотом воспринимали свою новую роль в виде пехоты.

Ежедневно японская артиллерия обстреливала город, крепость и корабли. Очевидцы отмечали, что на территории Порт-Артура не было клочка территории больше носового платка, который не был бы пристрелян противником. Сухопутные войска зарывались в землю.

Но было очевидно, что флот в такой ситуации будет разбит осадной артиллерией и потоплен. А огонь корабельной артиллерии не мог остановить японскую армию. В июле броненосный крейсер «Баян» нарвался на мину, получив пробоину длиной почти 10 метров у бокового киля. Чтобы ввести корабль в док, его пришлось почти полностью разоружить.

27 июля в линкор «Пересвет» попало два японских 120-мм снаряда. Корабль удалось возвратить в строй. В этот же день эскадренный броненосец «Ретвизан» получил семь прямых попаданий 120-мм снарядов, из которых одно привело к возникновению подводной пробоины площадью около 2,1 м² в районе 26-го шпангоута под броневым поясом. Корабль принял 400 т воды, возник крен 1°. Также была пробита первая дымовая труба и повреждена одна 75-мм пушка, а 15 человек, включая командира корабля Э. Н. Щенсновича, получили ранения. Пробоину смогли заделать.

Адмирал Витгефт, который к этому времени был ранен осколком, получает приказ царя пробиться во Владивосток. Орудия снова снимают с фортов и устанавливают на корабли. Часть орудий погибла вместе с баржами под огнем вражеской артиллерии. Часть пушек и канониров осталась в крепости. Но главное не было веры в победу. Витгефт не мог вдохновить флот, как это делали Ушаков, Нахимов или Макаров. Он только махнул платком и сказал: «Господа, мы встретимся в другом мире».


«Баян» — броненосный крейсер российского императорского флота.

Силы сторон


На рассвете 28 июля (10 августа) 1904 г. эскадра пошла в море. Флагман» «Цесаревич» впереди, за ним пять линкоров, четыре бронепалубных крейсера («Аскольд», «Паллада», «Диана» и «Новик». Крейсер «Новик» возглавлял 14 эскадренных миноносцев и торпедных катеров: 8 эсминцев должны были идти с эскадрой во Владивосток, остальные – вернуться после проведения основных сил через минные поля. Минные тральщики очищали фарватер от мин: сначала от своих, затем от японских. Эскадру сопровождало госпитальное судно «Монголия».

Корабли 1-й Тихоокеанской эскадры были укомплектованы личным составом и боеприпасами, но имели некоторый некомплект артиллерии среднего калибра (10 — 152-мм и 12 — 75-мм орудий). Впрочем, существенной роли в этом сражении средняя артиллерия не сыграла, так как бой вёлся в основном на дистанциях около 40-50 кабельтовых, на которых огонь орудий среднего калибра был малоэффективен.

Бой вёлся в основном между отрядом броненосцев Порт-Артурской эскадры и 1-м боевым отрядом Объединённого флота Того, которые были примерно равны по своим боевым возможностям. Основные корабли адмирала Того имели небольшое преимущество в скорости хода: 16 узлов против 13-15 узлов у русского броненосного отряда.

В 1-й японский отряд входили 4 эскадренных броненосца («Микаса», «Асахи», «Фудзи», «Сикисима») и 2 броненосных крейсера («Касуга» и «Ниссин»). Также имелся 3-й отряд – 1 броненосный и 3 бронепалубных крейсера; 5-й отряд - 2 бронепалубных крейсера и 1 броненосец 2-го класса и 6-й отряд - 1 броненосный и 4 бронепалубных крейсера. Плюс эсминцы и миноносцы – 48 вымпелов. В малых кораблях японцы имели серьёзное преимущество, но всё решал бой бронированных гигантов – линкоров.

С начала августа японский флот ждал появления русских к югу от Порт-Артура. Японские корабли имели полный запас угля, воды и боеприпасов. По ночам японцы тихо перемещались. До Порт-Артура было примерно 70 км.


Японские броненосцы в бою 10 августа 1904. На переднем плане — «Сикисима»

Битва


В 8 час. 30 мин. русские корабли вышли в море за тральщиками. В 10 час. 30 мин. тральщики получили приказ вернуться в гавань, а флот пошёл на юго-восток. Русский флот успешно преодолел опасный минный пояс. Русская эскадра была построена в одну кильватерную колонну: головным шёл «Цесаревич», за ним броненосцы, крейсера.

Огонь был открыт в 12час. 20 мин. японцами с предельной дистанции в 80 кабельтовых (14,8 км). Главные силы японцев (1-й боевой отряд) перереза́ли курс русской эскадры слева на расстоянии около 75 кабельтовых; 3-й и 5-й боевые отряды шли параллельными курсами с русскими кораблями южнее и севернее на дистанциях около 70 и 80 — 85 кабельтовых соответственно. Крейсеры 6-го боевого отряда находились к северо-востоку на дистанции до 100 кабельтовых.

Обе стороны активно маневрировали. Японцы пытались и уничтожить отрезать голову русской эскадры. Русские уклонялись, пытаясь прорваться в открытое море. Вскоре после открытия огня русская эскадра повернула влево, а японская — вправо, после чего противники разошлись на встречных курсах. Средняя дистанция боя составляла 45 — 50 кабельтовых (8,3 — 9,3 км). Около 13 час. японцы перенесли огонь на русские крейсеры, которые увеличили ход вышли из линии влево, укрывшись за броненосцами и образовав параллельную кильватерную колонну крейсеров. В 13 час. 25 мин.перестрелка главных сил прекратилась. 3-й боевой отряд японцев ещё некоторое время вёл огонь по «Полтаве».

В ходе первой фазы боя у русских от огня противника в незначительно пострадали «Цесаревич», «Полтава» (не менее 8 попаданий снарядов крупного калибра и 3-4 попаданий снарядов среднего калибра), «Севастополь» (12 или 13 попаданий снарядов всех калибров) и «Аскольд» (снаряд попал в дымовую трубу, что привело к временному снижению тяги).

В японском флоте получили повреждения «Микаса» и «Ниссин». Британский наблюдатель Пакенхэм, который находился на броненосце «Асахи», отмечал меткость стрельцы русских артиллеристов.


Боевая летопись русского флота

«Вы должны сокрушить противника»


Пользуясь преимуществом в скорости, японцы снова сблизились с нашими кораблями. Второй бой начался в 16 час. 45 мин. Дистанция постепенно сократилась с 40 до 23 кабельтовых. Бой шёл на равных. Артиллеристы «Полтавы» накрыли вражеский флагман «Микаса». Пробоины, много погибших. На корабле началась паника. Того лично успокаивал людей: «Эта битва держит ключи к победе или поражению. Вы должны сокрушить противника, даже если у вас разбиты тело и кости».

В 17 час. «Пересвет» потерял переднюю и центральную мачты. Много попаданий было в «Полтаву», которая замыкала строй русских кораблей. Однако русские артиллеристы стреляли более метко, чем японцы. Материальные потери японского флота были больше. Так, «Микаса» имела неисправными 100 % орудий главного калибра и 50 % среднекалиберных. В конце сражения «Микасой», в связи с гибелью или ранением командиров, командовал уже третий по счету капитан.

Японский офицер лейтенант Сакура, участник сражения, впоследствии писал: «В этом генеральном бою, если можно так назвать его, наши суда пострадали весьма серьёзно; не было ни одного, которое не имело бы пробоины, а следствием их — и крена».

Ещё немного, и Витгефт, возможно, бы выиграл смертельную гонку. Закат и прорыв. Но всё сложилось иначе. Около 17 час. 30 мин. 305-мм снарядом, попавшим в фок-мачту «Цесаревича», были убиты находившиеся на мостике контр-адмирал Витгефт, флагманский штурман лейтенант Н. Н. Азарьев, младший флаг-офицер О. Н. Эллис и 3 матроса, тяжело ранен начальник штаба контр-адмирал Н. А. Матусевич и старший флаг-офицер М. А. Кедров, младший флаг-офицер мичман В. В. Кушинников и несколько моряков были ранены и отравлены газами.


Командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой, контр-адмирал В. К. Витгефт, погибший 28 июля (10 августа) 1904 г. на броненосце "Цесаревич" при попытке прорыва эскадры из Порт-Артура во Владивосток

Сигнал о гибели командующего передан не был, и эскадру фактически возглавил командир «Цесаревича» капитан 1-го ранга Н. М. Иванов. Приблизительно в 17час 45 мин во флагман попал второй 305-мм снаряд. От попавших в рубку осколков получили ранения и отравления газами все находившиеся в рубке: командир корабля Иванов и другие офицеры. Броненосец потерял управление.

Потеря руководства лишила эскадру порядка. Броненосцы сбились в кучу. После продолжительного перерыва в командование «Цесаревичем вступил старший офицер капитан 2-го ранга Д. П. Шумов, и давший сигнал «Адмирал передает командование «Пересвету»» (то есть младшему флагману контр-адмиралу князю П. П. Ухтомскому). Ухтомский выбросил сигнал: «Следуйте за мной». И двинулся в сторону Порт-Артура.


Отступление


В этот время японцы сосредоточили огонь на «Ретвизане». Один из самых храбрых и толковых русских командиров, капитан «Ретвизана» Эдуард Щенснович направил свой корабль прямо на неприятеля, намереваясь таранить один из концевых кораблей вражеской эскадры. Щенснович так описывает этот момент: «Образовалось скопление и, сознавая, что неприятельский снаряд, попавший в эту кучу будет зловреден для кого-либо из нас, громко произнес: «Я в куче не буду, лево на борт…"». Далее там же: «Решил использовать «Ретвизан» таранным ударом. … объявил громко: «Иду таранить»».

Помешало «Ретвизану» попадание снаряда, в результате которого Щенснович был ранен осколком в живот и потерял управление кораблем. «Ретвизан», находившийся в этот момент в 17 кабельтовых от противника, лёг на обратный курс и также пошёл в Порт-Артур. Тем не менее, манёвр «Ретвизана» отвлек японцев и несколько облегчил положение русской эскадры.

Отважный командир «Севастополя» Н. О. Эссен также решил таранить противника, однако корабль в этот момент получил повреждение, и его ход упал до 8 узлов. Броненосец вместе с эскадрой вернулся в Порт-Артур.

В ходе второй фазы боя русские крейсера прикрывали броненосцы слева от торпедных атак миноносцев и легких крейсеров противника. Когда линкоры начали в беспорядке отступать к Порт-Артуру, крейсера вначале повернули в том же направлении. При этом они прикрыли «Ретвизан».

В 18 час. 50 мин. начальник отряды крейсеров контр-адмирал Н. К. Рейценштейн принял решение прорвать кольцо окружения, повернул на юг, форсировал ход до 21 узлов и, подняв сигнал «Всем крейсерам следовать за мной», а затем «Всем кораблям следовать за мной», атаковал броненосный крейсер «Асама». Фактически сигнал разобрали только на «Новике» и на 2-м отделении миноносцев. К 19 час. 40 мин. оба крейсера прорвались мимо 3, 5 и 6 боевых отрядов японцев, получив повреждения средней тяжести. Крейсера «Диана» и «Паллада» последовали за броненосцами.

К 20 час. 20 мин. бой прекратился из-за наступившей темноты. Того не решился рисковать линейными кораблями и преследовать противника. В темноте можно было нарваться на русские миноносцы. Он уже завоевал господство в море и линкоры были ему нужны для противостояния со 2-й Тихоокеанской эскадрой. Того знал, что Балтийский флот будет направлен в Тихий океан.


Броненосец "Пересвет", участвовавший в бою 28 июля с японцами. Фото 1904 г.

Итоги


Не один русский корабль не погиб в бою. Большая часть русских кораблей — броненосцы «Пересвет», «Ретвизан», «Победа», «Севастополь» и «Полтава», крейсер «Паллада», миноносцы 1-го отделения «Выносливый», «Властный» и «Бойкий», а также госпитальное судно «Монголия» — благополучно вернулись в Порт-Артур.

«Цесаревич» во главе с капитаном Ивановым отстал от эскадры, который оценив повреждения, увёл корабль в Циндао (под контролем немцев). В германский порт прибыли три эсминца – «Бесшумный», Бесстрашный» и «Беспощадный». Миноносец «Грозовой» ушёл вместе с «Аскольдом» в китайский Шанхай. Миноносец «Бурный» рано утром налетел в тумане на камни у мыса Шаньдун и был взорван экипажем, который пешим порядком прибыл в британский Вэйхайвэй.

Крейсер «Диана», также отставший от эскадры из-за подводной пробоины, повернул на юг, отбил атаки миноносцев противника и, рассчитав, что не выдержит повторного боя (корабль был сильно поврежден), ушёл во французский Сайгон. Крейсер «Аскольд», оценив на следующий день повреждения, имея две подводные пробоины и половину 6-дм артиллерии вышедшей из строя, отказался от прорыва во Владивосток и ушёл на юг, в Шанхай.


«Аскольд» — бронепалубный крейсер 1-го ранга. Порт-Артур. 1904 г.

Крейсер «Новик» продержался больше всех. Разоружаться в нейтральном порту экипаж не желал. Вскоре после боя отстал от «Аскольда», заправился углем в Циндао и пошёл во Владивосток, огибая Японские острова с востока. 7 (20) августа 1904 зашёл на пост Корсакова (Сахалин) для дозаправки углем, где его обнаружили японские крейсера «Цусима» и «Читосэ». После боя крейсер был затоплен экипажем. Капитан Штеер был тяжело ранен. После 45-дневного марша герои-моряки прибыли во Владивосток.

Все корабли, прибывшие в иностранные порты, были интернированы (разоружены) до конца войны.

В ходе битвы в Жёлтом море 1-я Тихоокеанская эскадра утратила боеспособность как организованное боевое соединение. Оставшиеся корабли были обречены под огнем японской артиллерии, экипажи, пушки и боеприпасы перебрасывали на сухопутный фронт. 2-я Тихоокеанская эскадра утратила возможное подкрепление.

Японцы завоевали господство на море. Японский флот временно утратил часть своих боевых возможностей (ремонт «Микасы», «Асахи»), но у них было время для их восстановления.


Бронепалубный крейсер «Новик» в Порт-Артуре, 1904 год


Затопленный "Новик"
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    13 августа 2024 06:47
    Ляпы перевода иностранного источника лезут из всех щелей.
    торпедные катера.

    Не было, в те времена, торпедных катеров как класса. Были миноносцы и минные катера. Впрочем, как и с линкорами. Были эскадренные броненосцы.
    «Пересвет» потерял переднюю и центральную мачты

    На "Пересвете" их было всего две. О какой "центральной" мачте речь?
    1. 0
      13 августа 2024 07:23
      Не было, в те времена, торпедных катеров как класса. Были миноносцы и минные катера

      Торпеда - самоходная мина. Минный катер, то же самое, что и катер торпедный...
      1. +1
        13 августа 2024 08:16
        Верно, торпеда - самоходная мина. Да вот только минные катера вооружались метательными минами.
        метательными минами еще в 1905 году вооружались все без исключения минные катера, носителями которых являлись эскадренные броненосцы и крейсера 1-го ранга (во всех случаях — по два катера на корабль) Российского Императорского Флота.[

        А других катеров, в то время, в составе флотов не существовало.
        1. 0
          13 августа 2024 19:27
          Цитата: Ermak_Timofeich
          Верно, торпеда - самоходная мина. Да вот только минные катера вооружались метательными минами.
          метательными минами еще в 1905 году вооружались все без исключения минные катера, носителями которых являлись эскадренные броненосцы и крейсера 1-го ранга (во всех случаях — по два катера на корабль) Российского Императорского Флота.[

          Всё верно - все минные катера несли метательные мины. Вот только это было не единственным их вооружением.
          45-футовые, 50-футовые и 56-футовые минные катера также несли аппараты под укороченные мины Уайтхеда.
          Вот чертёж 50-футового катера "Осляби":

          Что касается 50-футового бездейдвудного минного катера броненосца, то он обладал следующими характеристиками. Корпус катера был сделан из стали Сименс-Мартин с отделкой внутри тиком. Катер вооружался минным аппаратом для пуска 15-футовых мин Уайтхеда и двумя 37-мм пушками системы Гочкиса.

          Причём катера с минами Уайтхеда несли не только ЭБР, но и БРКР.
          Большие возможности катеров, далеко выхо­дящие за рамки обычно возлагавшейся на них (по концепции сэра Джерарда Ноэля и адмирала Е.И.Алексеева) сторожевой службы обнаружил опыт маневров эскадры Тихого океана в 1901 г. Иг­равший тогда за противника крейсер "Адмирал На­химов" в ночь с 18 на 19 октября отправил для ата­ки стоянки эскадры два своих минных катера. Ка­тер N 1 под командованием мичмана графа В. Н. Игнатьева сумел незамеченным миновать охрану внешнего рейда, так как "боевые фонари нашей эс­кадры, освещавшие временами неприятельскую, давали полную возможность ориентироваться".
          Обойдя крейсер "Адмирал Корнилов", катер с расстояния 50 сажен "нормально к борту у право­го миделя" беспрепятственно, не обнаруженный с корабля (это было около 19 часов 18 октября), выпустил мину Уайтхеда. Оставшийся необнаружен­ным и после выстрела, катер с 30-саженного рассто­яния столь же успешно атаковал крейсер "Дмитрий Донской".
          © P.M.Мельников. Первые русские миноносцы.
        2. 0
          13 августа 2024 20:22
          Тут вы не правы. На минных катерах фирмы "Крейтон" что состояли на вооружении были установлены именно мирные (торпедные) аппараты но под облегченные самоходные мины(торпеды). Но с точки зрения терминологии вы правы.
      2. +1
        13 августа 2024 19:05
        Цитата: Luminman
        Минный катер, то же самое, что и катер торпедный...

        Тут может быть одно тонкое различие. ТКА - это самостоятельный корабль (точнее, катер). А минный катер - лишь часть вооружения крупного корабля (обычно пишут "минный катер с такого-то корабля").
    2. 0
      14 августа 2024 18:14
      Цитата: Ermak_Timofeich
      Были миноносцы и минные катера.

      Миноноски куда дели?
  2. +6
    13 августа 2024 07:45
    Командиром "Новика" вроде Шульц был, откуда какой-то Штеер взялся?
    1. +2
      13 августа 2024 07:54
      Ну, ошибся малёхо - бывает)))
    2. 0
      14 августа 2024 10:52
      Вообще-то не Штеер,а лейтенант Штер.
      1. 0
        14 августа 2024 12:48
        Так в тексте написано, еще и капитан, хотя, как вы указали, он был лейтенантом.
        1. 0
          15 августа 2024 02:01
          Так он и погиб лейтенантом, в 1907-м году, во Владивостоке.
  3. +10
    13 августа 2024 07:52
    М-дя... Зачем писать о том, чего совершенно не знаешь?
    1. +4
      13 августа 2024 10:09
      Цитата: Андрей из Челябинска
      М-дя... Зачем писать о том, чего совершенно не знаешь?


      Расчет на читателей, которые знают еще меньше.
    2. +4
      13 августа 2024 18:37
      Андрей, после Ваших разборов, сие творение выглядит как реферат пятикласника на фоне исторических трудов уважаемых мужей. Лично моё мнение: публикация подобных надёрганных переписок с википедии - деградация сайта
      1. +4
        13 августа 2024 18:50
        Так то же Самсонов, пропагандист по другому не умеет, скопировать-вставить, максимум интелектуальных способностей.
      2. +5
        13 августа 2024 19:57
        Александр, большое спасибо за столь высокую оценку моих работ. Со своей стороны замечу, что я вовсе не жду, что автор, не увлеченный историей РЯВ, будет разбираться во всех нюансах тех сражений. Для того, чтобы написать хорошую обзорную статью, этого и не требуется. Но писать статью на основе публикаций (не документов, а именно публикаций) пятидесятилетней давности - это уже совсем чересчур. Берешься за такие темы - обязательно надо глянуть современные трактовки боя.
        Ведь сведения о попаданиях русских снарядов в японские корабли известны из японских документальных источников. Можно, конечно, поставить и их под сомнения, но не посредством баек из того времени, когда японские документы были для нас за семью печатями! Да, когда единственными источниками для нас были "сведения, почерпнутые из французских газет, описывавший данный бой", подобные трактовки вполне извинительны, но сейчас-то?!
  4. +2
    13 августа 2024 07:53
    Автор сильно "перебарщивает"))) корабли получили в бою некоторые повреждения, но говорить о полной потере боеспособности - некорректно.
  5. +1
    13 августа 2024 08:22
    Поражение, конечно, тяжелое, но сражались экипажи храбро и заслужили память и благодарность потомков.
  6. +2
    13 августа 2024 09:57
    Шо, опять? (ц)
    автор никак не успокоится?
  7. +5
    13 августа 2024 11:43
    Оставив в стороне эти попытки прорыва из Порт-Артура, хочется понять. У нас был какой-нибудь план войны с Японией, или наличествовали только импровизации "независимых" Генералов и Адмиралов.
    Где эта самая стратегия, которая должна была минимум выбить Японцев из Кореи, а максимум - просить мира после потери Хоккайдо?
    Всё, включая действия Витгефта, Рожественского да и Макарова впридачу - абсолютная суета перед поражением. Про "сухопутов" - вообще говорить не о чем. Те мыслили по Кутузовски - отступать можно до Москвы, лишь бы армию сберечь.
    Вот был у нас то ли страстотерпец, то ли святой - он что, на всё это просто в перерыве между охотой на ворон и кошек поглядывал из любопытства.
    Откуда это пораженческие настроение всего командования сверху до низу? Так впечатлились успехами самураев в Японо-китайской войне?
    Ну хорошо, первый тайм мы уже проиграли...
    Но дальше то со Второй Тихоокеанской эскадрой можно же было не горячиться, а, отложив поход подготовить все современные корабли Балтийского флота к походу, даже разоружив для этого Черноморский флот. Да и прикупить было можно. Уж не говорю про армию, которая к середине 1905 г. была куда как больше чем у противника.
    Такое впечатление, что речь шла не о потере Тихоокеанского будущего России, а о пограничном происшествии с хунхузами.
    1. +4
      13 августа 2024 18:05
      Цитата: Виктор Ленинградец
      У нас был какой-нибудь план войны с Японией, или наличествовали только импровизации "независимых" Генералов и Адмиралов.

      Был, конечно. И штабные игры проводились. Но только есть нюанс - так как адмиралам ответственно заявили, что до 1905 г войны не будет и соответствующего финансирования флота не дали, то...
      А так - стратегия разделения эскадр между ПА и Владивостоком имелась и была вполне успешна. Кто виноват, что Старку не дали убрать флот во внутренний бассейн? Не подбей у нас в самом начале Ретвизан и Цесаревич, ничто бы не помешало генеральному сражению в январе/феврале, и с учетом того, что японцы в то время стреляли еще не так хорошо, а наши не были так растренированы стоянием в Артуре результаты могли бы получиться вполне интересными.
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Всё, включая действия Витгефта, Рожественского да и Макарова впридачу - абсолютная суета перед поражением.

      Макаров сюда точно не вписывается
      1. +6
        13 августа 2024 19:45
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Макаров сюда точно не вписывается

        По части суеты - как раз вписывается. Неуёмное желание лично заниматься всем привело к тому, что 1 ТОЭ начала вместо планомерной работы рефлекторно реагировать на раздражения и "зевать" то, на что адмирал не обратил внимания.
        Кто-то ночью шарится в районе маневрирования ЭБР? Наверное, это свои миноносцы - надо бы проверить, но приказа не отдано. Утром оказывается, что свои только-только подходят к гавани - но уже всё, нет приказа - не будет траления.
        Противник преследует миноносцы - давайте пошлём "Баян". Который был назначен им в помощь, но стоял на внутреннем рейде. А на внешнем рейде так и кукует дежурная "сонная богиня".
        Пока "Баян" вытягивался и шёл к месту боя противник подтащил подкрепления? Нужно срочно бросить на помощь всё, что есть. Плевать, что эскадра ещё не вышла - давайте рванём на супостата с парой тихоходных ЭБР. И вылетим прямо на главные силы Того. А потом будем уходить от него, имея дистанцию от концевого в строю до противника всего около 40 кбт.
        А дальше Того сопроводил Макарова к крепости и сделал всё, чтобы адмирал начал строить восьмёрку. Аккурат через минную банку. Минус один ЭБР безвозвратно и ещё один - в ремонт.
        Всё, можно высаживать десант - у 1 ТОЭ осталось 2 ЭБР.
        1. +2
          13 августа 2024 20:01
          Алексей, все это разбиралось здесь, и уже неоднократно. И Баян был вполне оправдан, и 40 кабельтов - должен ли я напоминать, что совсем незадолго до, японский флот всем составом три наших крейсера с 30 кабельтов размотать не мог?
          Цитата: Alexey RA
          Неуёмное желание лично заниматься всем привело к тому, что 1 ТОЭ начала вместо планомерной работы рефлекторно реагировать на раздражения

          Можно подумать, что у Макарова был там штаб, который он проигнорировал. Уровень офицеров в его распоряжении был такой, что пришлось тасовать их на командные должности броненосцев, где ему нормальных на штабную работу подобрать? Семенова он звал вот, например.
      2. -3
        13 августа 2024 22:30
        Цитата: Андрей из Челябинска
        А так - стратегия разделения эскадр между ПА и Владивостоком имелась и была вполне успешна.

        Очевидный грубый ляп эта "стратегия". Разделить и без того недостаточные главные силы на две части которые заведомо не смогут помочь друг-другу явная глупость. Макаров кстати тут же потребовал присоединить владивостокские БрКР к эскадре в П-А, но тут уже начальники эскадры не рвались выполнить такой приказ.
        1. +1
          14 августа 2024 10:51
          Цитата: Saxahorse
          Очевидный грубый ляп эта "стратегия". Разделить и без того недостаточные главные силы на две части которые заведомо не смогут помочь друг-другу явная глупость.

          Чем могут океанские рейдеры помочь эскадре? Отвлечь на себя огонь противника?
          Это ж не асамоиды - "Рюриковичей" не то что в строй не поставишь, а вообще близко к ЭБР подводить страшно.
          1. 0
            14 августа 2024 22:03
            Цитата: Alexey RA
            Это ж не асамоиды - "Рюриковичей" не то что в строй не поставишь, а вообще близко к ЭБР подводить страшно.

            Чего это не поставишь? Устарели конечно, но в Японском море дрались против Камимуры вполне уверенно. Даже самый слабый из них, Рюрик, японцы утопить не сумели, сами открыли кингстоны после отказа рулевого управления. А вот рейдеры из них как раз так себе, потому как толпой, а тем более при поддержке броненосцев вполне себя показать могут а вот один против двух-трех вряд ли.

            Под рейдеры вспомогательные крейсера планировались, Москва и Ангара. Но Москву в штабное судно переделали сразу же, больно каюты роскошные а Ангару никак в море выгнать не могли. Когда выгнали она сразу на ремонт в нейтральный порт убежала, где и интернировалась. Аж в Сан-Франциско! Вот это рейдер так рейдер! wassat
    2. 0
      13 августа 2024 22:37
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Откуда это пораженческие настроение всего командования сверху до низу? Так впечатлились успехами самураев в Японо-китайской войне?

      Вообще, последней убедительно выигранной Российской империей войной, была Отечественная 1812 года. Последующие сто лет или явные сливы или неубедительные победы по очкам тут же слитые на дипломатическом поприще Романовыми. Даже последняя, кое-как вымученная армией типа победа над турками в 1878г. тот же ушла псу под хвост на Берлинском конгрессе. Неудивительно что армия не умела и боялась воевать.
  8. +2
    13 августа 2024 12:45
    Благодарю автора за подробный очерк событий, все это очень актуально. Дополню интересными фактами из мемуаров А.И.Деникина "Путь русского офицера", которые недавно читала. Написано простым понятным языком. и ,особенно учитывая его непосредственное участие в тех событиях. Он прекрасно анализирует причины начала японской экспансии( поддержка Англии с 1900г, поддержка США), без этого Япония ,навряд ли начала бы этот конфликт.И причины поражения России.
    "Японии обещана была экономическая помощь и оказана в широких размерах".
    Кроме того Россия недооценила состояние японских войск.
    "Более определенными были сведения о японском флоте.К 1904 году в водах Дальнего востока наша броненосная эскадра была равносильной японской,но состояла из судов разных систем;минные же и крейсерские суда уступали японским и в количестве, и в качестве."
    И вот что пишет Деникин о конце Русско-Японской войны, ""Россия отнюдь не была побеждена.Армия могла бороться дальше.Но...Петербург "устал" от войны более, чем армия."
    Вечная память нашим доблестным солдатам и морякам погибшим в этой войне.
    1. +2
      13 августа 2024 18:08
      Цитата: двейра63
      К 1904 году в водах Дальнего востока наша броненосная эскадра была равносильной японской

      Не была. Деникину простительно, он не флотский, но 5 наших броненосцев с 305-мм орудиями никак не были ровней 6-и японским, которые индивидуально были сильнее, 2 "Пересвета" + "Баян" еще можно записать в ровню 4-ем японским БРКР у Артура, но 3 крейсера ВОК не ровня 4 БРКР Камимуры.
      1. 0
        13 августа 2024 18:28
        Спасибо за то что пояснили, да , он в основном пишет про сухопутные операции, про обстановку в целом.Причины, обстановку, взаимоотношения и прочее.
  9. +5
    13 августа 2024 12:58
    Описать как-то по-новому историю, чтобы это было не только интересно,но и полезно всегда крайне сложно. Но вот представленная работа хороша исключительно, только для подростка или для мигранта, изучающего историю России. Читаешь такую работу и сначала понимаешь, что ну ничего нового автор не раскрыл, т.е. налицо торжество Очевидности. Единственную "отраду" доставляет поиск фактических ошибок и их "смакование" - впрочем удовольствие тоже на двоечку. Возможно такие статье и нужны, но тогда предлагаю редакции ВО сделать раздел "Для самых маленьких 12+", тогда и целевая аудитория понятна и относительно искушённые читатели не будут тратить время. Собственно и автору не так неприятно будет читать язвительные комментарии спецов.
  10. -3
    13 августа 2024 13:27
    Какой-то рок нависал над нашим флотом.
    Если поражения на суше ещё можно было было объяснить низкой инициативой среднего звена и крайней осторожностью высшего звена управления; объективными трудностями связанными с логистикой, откровенным отсутствием контрразведки, полным провалом разведки, то с флотом всё иначе.
    Идеальные, героические исполнители, высочайшая интеллигентность технического состава, героизм моряков, весьма неплохие корабли, множество технических новинок.
    Из объективных проблем - дальность огня. Всего немного мы уступали по дальности.
    Всего немного мы уступали по скорости.
    Качество снарядов - у нас лучше пробивающая способность, у противника принципиально другое действие - разрушение палубных конструкций.
    Вот эти три мельчайших фактора японцы умудрились идеально сбалансировать, и нашли оптимальную тактику по разгрому российского флота.
    Глубочайшая печаль. Погибла элита российского общества, элита вооруженных сил. До сих пор это ужасное потрясение.
  11. -3
    13 августа 2024 13:41
    Цитата: Ermak_Timofeich
    Впрочем, как и с линкорами.

    А вот тут Вы ошибаетесь. Слово "линейный" в те времена означало назначение боевого судна. Так же как несколько раньше слово "крейсер".
    Линейными кораблями, т.е. кораблями предназначенными для боя в линии, в то время являлись эскадренные броненосцы. В русском флоте эти два понятия, назначение боевого судна и его тип слились воедино в 1907-м, если память не отказывает, году.
    У нагличан, кстати, как было "боевое судно" так им и осталось.
  12. 0
    13 августа 2024 13:48
    Цитата: Kuziming
    До сих пор это ужасное потрясение

    Влияние РЯВ на Российскую, а точнее, мировую историю до сих пор недооценено. Фактически, и ПМВ в той конфигурации которую мы имеем, стала возможна в результате этой войны.
    Это первое, как минимум с Петровских времён, не просто поражение, а полный и безоговорочный разгром Российских армии и флота. Это разгром показал, что Россию, как противника, можно не бояться.
    В отличии от Крымской войны у России были все козыри на руках. По уровню своего экономического и промышленного развития Россия намного опережала Японию.
    И да, я согласен с Вами, в неудачах Русского флота есть что то мистическое. Из всех возможных вариантов развития событий, судьба всегда выбирала самый худший.
    1. 0
      13 августа 2024 14:50
      Ну да. Зато потом эта невероятная удача аукнулась японцам в ВМВ.
  13. 0
    13 августа 2024 16:39
    Цитата: Luminman
    Минный катер, то же самое, что и катер торпедный...

    Торпедный катер отличается от мирного в первую очередь типом силовой установки. На торпедном катере ДВС, минный паровой.
  14. -2
    13 августа 2024 16:43
    Цитата: двейра63
    Армия могла бороться дальше.

    Вот только вопрос- зачем? Война, если не принимать во внимание личные шкурные интересы царской семейки, шла за возможность дёшево вывозить зерно на экспорт. Для этого строился коммерческий порт Дальний охраняемый ПА эскадрой. С потерей флота военного, остальное потеряло всяческий смысл.
  15. +1
    13 августа 2024 16:47
    Цитата: Виктор Ленинградец
    Макарова впридачу

    Макаров в отличии от Вас хорошо понимал, что ключ к победе в войне заключался если уж не в господстве на море, то как минимум в недопущении господства противника. Научив эскадру выскакивать в море за одну большую воду, он сделал крайне затруднительной перевозку японской армии.
    1. 0
      13 августа 2024 21:12
      Я с японцами не воевал.
      А ключ к победе был для Макарова в быстром ремонте кораблей и боевом слаживание, включая работу штаба.
      Остальное - дело командоров на дистанции боя. Витгефт 28.07.1904 маневрировал вполне удачно, но победы это не принесло.
      Не мог наш флот навязать японскому генеральное сражение на выгодных условиях, будучи в фактической блокаде. И не сорвали мы японскую высадку, а она - главная причина гибели Первой Тихоокеанской эскадры. Так что не отменяю своего утверждения о суете перед поражением. Да Макаров был боевым адмиралом, учёным, патриотом, но Спасителя из него делать - труд не благодарный.
      В роли Спасителя смотрелся Зиновий Петрович. Этот, как ни странно, более сильный организатор, чем Макаров. Менее увлекающийся и более последовательный. Но мужества в лицо Государю сказать, что в сложившихся обстоятельствах выход Второй Тихоокеанской эскадры осенью 1904 г. - авантюра без шансов на успех - не хватило.
      Япония неизбежно проиграла бы войну в долгую. И Великобритании пришлось бы прилагать великие усилия для заключения приемлемого для её интересов мира. Но такая война требовала от руководства Российской Империи слаженной работы всех ведомств, а не внутренней войны кланов.
  16. +2
    14 августа 2024 06:20
    Отсутствие инициативы всегда ведёт к поражению.
  17. 0
    14 августа 2024 17:33
    Да уж, линкоры тут появились...
  18. 0
    14 августа 2024 19:57
    Цитата: Александр Требунцев
    Да уж, линкоры тут появились...

    А что, разве в то время не было боевых судов предназначенных для ведения боя в линии?
  19. 0
    14 августа 2024 20:00
    Цитата: Виктор Ленинградец
    Япония неизбежно проиграла бы войну в долгую.

    Мда?! А Россия, потерявшая флот и ведущая боевые действия по тоненькой ниточке железной дороги прям таки выиграла? А зачем, стесняюсь спросить?
    В чем смысл такой, с позволения сказать, победы?
  20. 0
    14 августа 2024 20:49
    Я вот не знаток военно-морской истории, но как-то интересно по автору получается.
    Мы вроде бы почти победили (если бы не смерть Витгефта) и японские корабли уже еле на плаву держались... Но тут же, по описанию боевых повреждений, получается, что у нас из-за них ни один корабль до Владивостока дойти не мог и либо разоружился в нейтральном порту, либо самоуничтожился, а у японцев лишь два корабля на ремонт отправились...