Индия и Италия. VIP-вертолеты, взятки и следствие

8
Часто приходится слышать, что в отношении взяток наша страна впереди планеты всей. Тем не менее, за рубежом тоже умеют давать и брать взятки, причем очень часто в скандальных новостях фигурируют огромнейшие суммы. На этот раз скандал получился международным: в нем замешаны высокопоставленные чиновники и топ-менеджеры Италии и Индии. Предполагаемый следствием объем взяток – не менее 50 миллионов евро.





Нынешний коррупционный скандал уходит своими корнями в 2010 год, когда министерство обороны Индии и итальянский холдинг Finmeccanica подписали контракт на поставку 12 вертолетов AgustaWestland AW-101 в варианте для перевозки важных персон. В то время итальянская компания переживала нелегкие времена и отбивалась от различных претензий, но все же смогла продвинуть свою продукцию. За исполнение заказа Finmeccanica должна была получить 556 миллионов евро. Почти через три года после подписания контракта, в феврале 2013 года, Центральное бюро расследований Италии опубликовало предварительные сведения, согласно которым сделка произошла только благодаря взятке. Имеются неподтвержденные сведения, что еще до объявления конкурсных требований некие итальянские коммерсанты и чиновники провели тайные переговоры с индийскими военными. Якобы после этого некоторые пункты технических требований к новой технике были изменены, чтобы вертолеты AW-101 соответствовали им и могли принять участие в тендере.

По данным следователей, индийские высокопоставленные чиновники за соответствующий выбор техники получили около 50-51 миллиона евро. Всего через несколько дней после публикации этих данных следователи Центрального бюро расследований добились ареста нынешнего генерального директора компании Finmeccanica Джузеппе Орси. Во времена подписания контракта на поставку вертолетов он уже занимал один из ключевых постов в своей фирме. Также под домашний арест поместили главного управляющего фирмы Бруно Спаньолини. Сейчас идет предварительное расследование дела. Помимо арестов первых лиц, фирма Finmeccanica получила дополнительные проблемы в виде падения акций. Всего за пару дней после ареста Орси и Спаньолини бумаги компании подешевели на десять с лишним процентов, после чего итальянская Национальная комиссия по компаниям и биржам была вынуждена на некоторое время запретить быстрые продажи ее акций.

Вскоре после поступления новостей из Италии на ситуацию отреагировали индийские политики. Депутаты парламента Индии из оппозиционной партии Бхаратия Джаната Парти требуют от итальянского Бюро расследований проверить деятельность нескольких руководителей правящей партии Индийский национальный конгресс (ИНК). По мнению оппозиционеров, именно руководство правящей партии получило деньги от итальянских коммерсантов и после этого надавило на министерство обороны. Примечательно, что предварительное внутреннее расследование министерства обороны Индии пока не дало никаких результатов относительно причастности к скандалу руководства партии ИНК. Тем не менее, по мнению ряда аналитиков, последующие события вокруг скандального контракта могут привести к самым масштабным последствиям, в том числе и к смене власти.

Стоит отметить, на фоне основного коррупционного скандала могут появиться другие неприятные ситуации не меньшего масштаба. К примеру, из-за того, что итальянское расследование находится на самой ранней стадии, Центральное бюро расследований пока не может предоставить полную информацию индийским коллегам. Во-первых, это не позволяет правоохранительным органам Индии своевременно предпринять меры и не дать виновным уничтожить доказательства или сбежать, а во-вторых, из-за отсутствия четкой информации о ситуации Минобороны не знает, что дальше делать с контрактом. Если единственной мотивацией выбора именно итальянских вертолетов была взятка, то такой выбор нельзя признать объективным, справедливым и подходящим в плане экономики или эксплуатации. Поэтому, если расследование выявит факты взяточничества, контракт расторгнут. К настоящему времени компания AgustaWestland, являющаяся структурным подразделением холдинга Finmeccanica, успела выполнить четверть заказа и поставить в Индию три новых вертолета AW-101 в VIP-конфигурации.



В случае если контракт будет разорван, перед индийскими военными встанет серьезный вопрос. Вероятно, три полученные вертолета останутся Индии, а их стоимость будет учтена при возвращении выплаченных денег. Тем не менее, индийское министерство обороны желает получить дюжину вертолетов, а не три. Соответственно, возникает другой вопрос: как укомплектовать парк винтокрылых машин для перевозки командования? Вполне понятно, что начало нового тендера является одним из самых худших вариантов. На объявление конкурса, рассылку приглашений, составление списка участников и т.п. бюрократические моменты уйдет слишком много времени. В результате, уже сейчас индийские военные вынуждены искать более быстрый и простой способ закрыть потребность в VIP-транспорте.

Одним из наиболее вероятных и удобных вариантов этого является внесение дополнительных условий в имеющиеся договоры между Индией и Россией. Наша страна в течение ближайших лет поставит индийским военно-воздушным силам несколько десятков средних многоцелевых вертолетов Ми-17 разных модификаций. Фактически ничто не мешает дополнительно договориться о переоборудовании некоторого количества этих машин в соответствии с новыми требованиями, либо провести такую доработку самостоятельно. В финансовом отношении такое решение проблемы, вероятно, не будет ощутимо отличаться от имеющегося сомнительного контракта. В вертолетах для перевозки командования большая часть конечной стоимости относится к оборудованию, как то системы связи, специальная аппаратура или соответствующий «интерьер». Поэтому создание специального борта на базе немного более дешевого вертолета Ми-17 может в конечном итоге оказаться дешевле аналогичного действия с итальянским AW-101. Кроме того, необходимо учитывать и коррупционную составляющую. Вряд ли итальянские коммерсанты – если они действительно давали взятки – стали бы отдавать, что называется, на откаты около восьми-девяти процентов от всей суммы контракта.

Индия и Италия. VIP-вертолеты, взятки и следствие


В настоящее время итальянские следователи завершают предварительное расследование. Под подозрением уже находится около десятка высокопоставленных итальянских чиновников и коммерсантов. Индийская сторона также готова начать свое следствие, но пока ждет результаты работы итальянского Центрального бюро расследований. Первые результаты следствия могут быть опубликованы в самое ближайшее время и они, вероятно, будут очень интересны. Можно предположить, что по результатам предварительного расследования еще раз расширится список подозреваемых, а Индия сможет присоединиться к следствию.


По материалам сайтов:
http://rus.ruvr.ru/
http://itar-tass.com/
http://ria.ru/
http://pravda.ru/
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    28 февраля 2013 10:23
    У нас без бакшиша, вся ВПК разорится в один день)
    1. +1
      1 марта 2013 06:24
      Цитата: Гражданский
      У нас без бакшиша, вся ВПК разорится в один день)

      Чем отличается бакшиш от дажбаш? Ну что за смехотворная сумма 50 млн евро. У нас в России на это не обратили бы и внимание, а дело было прекращено бы за малозначительностью
  2. broker
    0
    28 февраля 2013 10:33
    Это Итальянский СК своей стране в карман срёт!?
  3. +2
    28 февраля 2013 11:15
    а кто нибудь может объяснить - НАХРЕНА военным ТАКИЕ вертолёты?????
    1. 0
      28 февраля 2013 13:38
      Командование возить.
      1. rubber_duck
        +1
        28 февраля 2013 20:25
        В проклятом, насквозь недемократичном СССР для этих целей существовали воздушные командные пункты на базе серийных вертолетов. Так в них был смысл. А теперь, я так понимаю, в РФ будут отверточно собирать этакие воздушные "шестисотые мерсы" для поездок полетов в сауну с девками?
    2. +2
      28 февраля 2013 14:10
      Цитата: Krilion
      а кто нибудь может объяснить - НАХРЕНА военным ТАКИЕ вертолёты?????


      Паркетных на проверки возить, Пусть на МИ-8 летают, ибо не хрен, пока на 100% к 2020 году армию на новую технику не переведут, тогда пусть и об Августах думают.
      1. rubber_duck
        0
        28 февраля 2013 20:26
        Цитата: Аскет
        на 100% к 2020 году армию на новую технику не переведут


        Вы же не всерьез, да?..
  4. niknik
    0
    28 февраля 2013 16:07
    А у нас AgustaWestland совместно с Оборонпромом построила завод по произодству AW139 за четыре года. МО уже закупает 7 AW139 в этом году. Россия вперед!

    http://ria.ru/arms/20130128/920059047.html?ria=kmsgj3mj9j4v9ov2bcmfk6v13er4qna0
  5. WS
    0
    2 марта 2013 19:00
    Причём завод построен прямо в "сердце"(колыбели) вертолётов Миля. Удар ниже пояса.