Центральноазиатская пятерка — трансформация в отдельный экономический субъект

33
Центральноазиатская пятерка — трансформация в отдельный экономический субъект


9-го августа в столице Казахстана состоялась «Шестая консультативная встреча глав государств Центральной Азии». Новостные ресурсы этот форум традиционно пропускают, поскольку это действительно консультации внутри региона.



Больше внимания обычно уделяется внешнеполитическим переговорам так называемой «Центральноазиатской пятерки» или «С5+1». Осенью в качестве «+1» будет выступать Япония, скорее всего, уже с новым премьер-министром.

На самом деле именно на консультативных встречах обычно обсуждается то, с чем «Пятерка» будет работать в течение года. На «Военном обозрении» вышло немало материалов, где показана взаимосвязь между консультациями, внутренней политикой и далее шагами в рамках уже «С5+».

Шестая консультативная встреча в этом году определенно выбивается в плане подачи в России из общего ряда, поскольку ее заметили практически все, вернее, не саму встречу, а заявления президента Казахстана К.-Ж. Токаева.

Дело в том, что перед переговорами К.-Ж. Токаев выпустил большую программную статью в издании «Казахстанская правда», которая идет под заголовком «Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию» (https://www.akorda.kz/ru/renessans-centralnoy-azii-na-puti-k-ustoychivomu-razvitiyu-i-procvetaniyu-1272135).

Из довольно объемного материала особое внимание привлек следующий текст:

«На фоне сохранения сложной военно-политической обстановки по периметру Центральной Азии возникает необходимость кооперации в сфере оборонной политики и безопасности.

Особую актуальность приобретает создание региональной архитектуры безопасности, в том числе посредством разработки Каталога рисков безопасности для Центральной Азии и мер их предупреждения.

Ключевыми приоритетами государств региона являются формирование неделимого пространства безопасности в Центральной Азии, поиск комплексных подходов к решению узловых вопросов в борьбе с традиционными и новыми угрозами, выработка мер реагирования и предупреждения, а также активное взаимодействие с ООН и другими международными, региональными организациями в данной сфере»

Что это еще за новая региональная архитектура безопасности, да еще без упоминания одного из важнейших ее не номинальных, а реальных факторов — России? Постановка вопроса в общем логична, а еще логичней она становится в контексте происходящих у нас событий. В Казахстане как стране-участнице ОДКБ, которая от ОДКБ получила как раз реальную и конкретную помощь, могли бы составить текст иначе.

Формулировка К.-Ж. Токаева в данном случае еще не самая яркая. Яркими (даже слишком) были выступления на ПМЭФ-2022. В данном же случае, сосредотачиваясь только на данной части его статьи, мы рискуем упустить из вида более важные смыслы, которыми изобилует этот материал. Впрочем, уже хорошо то, что к нему привлечено повышенное внимание, заодно наконец-то обратят у нас внимание и на сам формат консультативных встреч.

Статья К.-Ж. Токаева хороша тем, что он в ней сделал работу за аналитиков и обозревателей, собрав пошагово все основные вехи ежегодных консультативных встреч и связав их с внешнеполитической работой «С5+».

На самом деле вопрос об архитектуре региональной безопасности был поднят не сегодня, а еще в июле 2022 г. на четвертой по счету консультативной встрече в Киргизии (Чолпон-Ата). Там и был подписан трехсторонний (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке.

Договор содержал вполне себе знаковые формулировки:

- «воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях между собой»
- «не вступать в военные союзы, блоки либо в иные объединения государств, направленные против договаривающихся сторон»,
- «не допускать использования своих территорий, систем коммуникаций и другой инфраструктуры третьими странами в ущерб суверенитету, безопасности, стабильности и территориальной целостности друг друга»

Тогда у нас в России (как и сегодня) тоже поудивлялись этим тезисам, тоже в СМИ поворчали относительно связи с ОДКБ и т. п. Ну и забыли.

Однако сам договор обсуждался еще раньше, в 2021 г., на третьей консультативной встрече, просто тогда он именно обсуждался (хорошо бы согласовать и подписать). В 2022 г. его уже подписывают три страны из пяти (Казахстан, Киргизия, Узбекистан), Душанбе и Ашхабад, как обычно, берут паузу, но процесс-то идет.

Проходит полгода и в декабре 2022г. Астана и Ташкент подписывают уже стратегический документ: «Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о союзнических отношениях» («Союзный договор Казахстана и Узбекистана. Второй шаг к реализации большого проекта»).

Так там записана ровно та самая формулировка: «Стороны подтверждают обязательство не участвовать в каких-либо блоках или союзах, а также воздерживаются от участия в каких-либо действиях, направленных против другой Стороны».

Это к тому, что все эти встречи, при всей вроде бы внешней декларативности, как вода точат камень и ситуацию в регионе постепенно меняют. Они не дискретны — это часть одного процесса.

У нас обычно акценты делают именно на тезисах, связанных с безопасностью, а также событиях, связанных с ней: какие учения прошли, участвовали США, не участвовали и т. д.

Но в данном случае все-таки главная задача этих консультаций, договоров, соглашений — создание экономико-политического блока, а военная часть, вроде совместных учений, закрепляет эти позиции. Просто военные учения всегда на виду, как и пиар-ходы США, которые традиционно стараются обозначить присутствие.

А ведь есть другие знаковые и важные моменты. Вот на 4-й консультативной встрече Азербайджан не присутствовал, а на 5-й и 6-й встречах присутствовал. Сейчас И. Алиев уже предлагает новый формат «С5+1».

«Азербайджан и страны Центральной Азии являются единым историко-культурным и геополитическим пространством, которое имеет возрастающее стратегическое значение. Наши народы объединяют многовековая история, культура, религия и общие ценности».

Так можно сделать и «С5+2», «С5+3», «С5+N». В общее историческое пространство можно с успехом ввести Иран, Сирию, даже постаравшись Египет и Монголию, не говоря уже про Турцию.

Понятно, что речь идет не о культурных оболочках-нарративах. Мы видим, что за прошедшие четыре года пусть и с некоторым скрипом, но формирование в Центральной Азии отдельного экономического и политического объединения идет. «С5» уже опробовали себя как консолидированный переговорщик с внешним миром, о чем К.-Ж. Токаев и говорит в статье, перечисляя переговорные «треки».

За последние два года проведены первые саммиты «ЦА – РФ» (Астана), «ЦА – КНР» (Сиань), «ЦА – США» (Нью-Йорк), «ЦА – ФРГ» (Берлин), две встречи глав государств ЦА и Европейского Союза (Астана, Чолпон-Ата), первый саммит «ЦА – ССАГЗ» (Джидда), а также «ЦА – Индия» (в онлайн-формате). В этом году в Астане пройдет первый саммит «ЦА – Япония».

На самом деле, девять крупных форумов, где пять стран выступают как один участник, это очень много. В одном формате проводят максимум два мероприятия в год. А здесь четыре-пять. Это крайне высокая активность. Пятерка Центральной Азии, конечно, ощущает востребованность со всех сторон, и дальнейшее объединение позволит эту востребованность в прямом и переносном смысле монетизировать.

настало время для позиционирования Центральной Азии не только в качестве связующего звена между Азией и Европой, но и как отдельного регионального актора международных отношений

Чем и хороша статья К.-Ж. Токаева, там он буквально раскладывает все эти аспекты, просто именно военно-политический аспект у нас традиционно сразу выводят на передний план.

С каждым разом С5 проходит один или несколько шагов от форума к отдельному международному институту. В 2010-х, к примеру, такая региональная вовлеченность обеспечивалась через другие, более крупные форматы — ШОС, ЕАЭС-ЕвразЭС, СВМДА.

Здесь можно особо отметить два момента.

Первое — это предложение о создании Международного водно-энергетического консорциума, в рамках которого рассматривается вопрос продовольственной безопасности. Всё логично, без воды и энергии продовольствия не получить, но есть нюанс.

Консорциум идейно формируется вокруг тематики климата и проблем Аральского моря, тоже логично, но там нет одного параметра — газовое сырье и газогенерация. Это означает, что кооперация с Россией тут будет идти опосредованно.

Очевидно, что без газа из России энергобаланса в регионе не достичь, но вода — это отдельно, с международными структурами и в рамках С5, а газ — отдельно.

Второй момент, который также относится к т. н. нюансам, — это предложение от Узбекистана о рассмотрении возможности взаимного доступа к государственным закупкам в рамках региональной кооперации С5.

Дело в том, что именно этот вопрос является одним из давних предметов дискуссии по линии ЕАЭС. На последнем саммите в мае А. Лукашенко уже почти не сдерживал себя, говоря, что странно за столько лет это не решить.

Понятно, что на встрече говорилось и о транспортных коридорах, логистических хабах, цифровизации инфраструктуры, но ставшее постоянным участие Азербайджана, которое переводит формат из С5 в С5+1, показывает, что именно т. н. Срединный торговый коридор рассматривается как один из главных приоритетов.

Сосредоточившись на тезисах вокруг безопасности, упускается то, что указанные нюансы в совокупности с остальными традиционными обсуждениями логистики ставят предел возможностям в рамках ЕАЭС. Ведь С5 по сути дела обсуждает создание аналога ЕАЭС. Но развивать одновременно одно и другое не получится.

Это не означает, что от ЕАЭС кто-то откажется, выйдет из него, просто это именно организационный предел. Далее ЕАЭС будет двигаться сам по себе, новые проекты будут отдельно проходить как переговоры С5 и Москвы. Это уже не хорошо или плохо, это данность.

У этой данности будут свои особенности, которые лучше проанализировать заранее.

Во-первых, из С5 наиболее проблемным государством в плане как раз безопасности является Таджикистан, вернее позиция его лидера относительно Афганистана.

Практически все в С5 уже так или иначе нормализовали отношения с Талибаном (запрещено в РФ), Китай и Иран это также сделали. Душанбе тут выпадает из общего настроя, а это будет неизбежно создавать массу проблем и разногласий.

Во-вторых, в С5 есть фактор Туркменистана как страны, категорически настроенной к сохранению нейтралитета в любых формах. Это касается не только военной сферы, и тут понимание Ашхабада своеобразно.

В частности, на этой встрече глава Туркменистана отметил

как инициатор организации встреч на высшем уровне в этом формате Туркменистан исходит из того, что они должны носить консультативный характер, быть площадкой для политического общения без строго регламентированных правил и процедур.

А ведь и Казахстан, и Узбекистан как раз и выступают за окончательное превращение С5 в полноценный институт и формализованного международного игрока с правилами, процедурами, регламентом и структурой. Вот как раз полноценной институционализации Туркменистан и будет стараться избежать.

В-третьих, в России часто подчеркивают рост влияния Турции в Центральной Азии, в том числе через Организацию тюркских государств (ОТГ). В этом плане может сложиться мнение, что Азербайджан выступает в регионе как фронтмен Анкары.

Однако все гораздо прозаичнее и поэтому реалистичнее: Баку намерен получить максимум от обходного маршрута по природному газу Туркмения-Иран-Азербайджан и одновременно получить максимум от Срединного коридора через Каспий.

Это более предметная и поэтому выполнимая задача, чем содействие политическому влиянию Турции. Тем более, что в реальности ОТГ в Центральной Азии страны не ставят на первое место в плане международного сотрудничества. Турция имеет потенциал, только взаимодействуя по отдельности со странами С5, но именно с объединением в формате С5 Анкара с лидерских позиций работать не сможет.

России тут придется сделать выбор. Первый вариант — пробовать и дальше работать через ЕАЭС и базу прошлых двусторонних соглашений, т. е. оставить все как есть. Второй вариант — сохранить ЕАЭС, но не делать на его развитии акценты, при этом постепенно смещая приоритеты в работе от ЕАЭС и двусторонних договоров к взаимодействию именно с центральноазиатской пятеркой как отдельным игроком.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    15 августа 2024 05:25
    в России часто подчеркивают рост влияния Турции в Центральной Азии,

    "Нищая" Турция никакого реального влияния в Центральной Азии не имеет. Как и Япония, Корея или Бангладеж. Потому что все давно и прочно "скупил" Китай.
    1. +9
      15 августа 2024 05:54
      "Нищая" Турция никакого реального влияния в Центральной Азии не имеет
      Культурное влияние Турции на регион огромное, особенно на тюркоязычные государства
    2. +2
      15 августа 2024 11:59
      Нищая как вы говорите Турция строит беспилотники, корабли, пытается в свой танк и истребитель пятого поколения. Вот такое закидывание шапками в итоге приводит к проблемам
      1. +1
        15 августа 2024 14:58
        Вообще то он поставил кавычки. hi """""
    3. +4
      15 августа 2024 13:26
      Турция не нищая, конечно. У нас просто их инфляционную модель распиарили в стиле "всем в Турции накрыться простыней". Так примерно всякий раз, когда у них скачки инфляции. Зачем эту шарманку подхватила, к примеру, К.Геворгян, сие мне не ведомо.На мой взгляд, зря.
      Модель у них своеобразна, но довольно живуча.
      1. +1
        15 августа 2024 21:30
        Турция не нищая, конечно. У нас просто их инфляционную модель распиарили в стиле "всем в Турции накрыться простыней". Так примерно всякий раз, когда у них скачки инфляции. Зачем эту шарманку подхватила, к примеру, К.Геворгян, сие мне не ведомо.
        Ну это как раз легко объяснимо smile
  2. +1
    15 августа 2024 05:31
    Очередные метания и томление духа... Слишком много противоречий между фигурантами и амбиций каждого на "первородство" и " белую кошму ", хотя внешне всё пристойно. В любом формате, хоть С5, хоть СN - рулить там будут интересы КНР, Россия постольку поскольку.... упустили шанс.
    1. +6
      15 августа 2024 09:55
      Если взять такое издание как, к примеру, The Diplomat, то в 21-22гг они писали примерно также как и вы. В этом году уже в том плане, что надо присмотреться внимательно к С5, они действительно мол переходят на институциональный уровень, даже с учетом позиции Туркмении.
      The Diplomat это весьма приличный аналитический источник "с той стороны", не Блумберг какой или Politico. За С5 кому надо поглядывают и выводы делают. Надо чтобы и у нас тоже делали. 9 саммитов за два года - это очень много. И еще десятый готовится осенью.
      1. +4
        15 августа 2024 10:14
        Формально они ведут независимую политику, на самом деле следуют в фарватере политики Запада и в большей степени Китая... Ковидобесие это наглядно показало smile И они на перепутье - вроде бы западные плюшки вкуснее, а за Китаем геополитическое будущее.
        1. +2
          15 августа 2024 10:29
          Ковидобесие в равной степени прямо затронуло все страны большой экономической тридцатки, остальные следовали в фарватере. В Белоруссия не следовала в фарватере и никто ей ничего не говорил, но возбудилась Швеция - там вынесли всех еретиков. Ковид в Африке никого вообще не интересовал, почему то кроме ЮАР, а вот в Индии весьма и весьма.

          Пока С5 смотрят на предложения от "женихов". Китайское, кстати, пока не самое лучшее, просто хорошо проработанное относительно ЕС. Зато "под ковром" в Киргизии и Казахстане Британия работает по элитам очень плотно и по активам тоже. В Узбекистане дочь Мерзиеева выраженная американистка, хотя сам Мирзиеев лучше всех работает именно в рамках многовекторности.
          1. +1
            15 августа 2024 10:46
            Согласен. Насчет "элит" верно, полностью прозападные( США и Британия). Расчет на собственные силы, в экономике, себя не оправдывает, в Казахстане и Киргизии... Узбекистан еще так-сяк. Но перспективы у всех не очень - в экономике разброд и шатание.
        2. +1
          15 августа 2024 21:35
          И они на перепутье - вроде бы западные плюшки вкуснее, а за Китаем геополитическое будущее.
          И главное, Китай рядом
  3. 0
    15 августа 2024 05:32
    России тут придется сделать выбор.

    Это само собой. Тут собрались такие «партнёры» и «друзья», с которыми нужно держать ухо востро.
    Особенно в отношении прибывающих в Россию представителей.
    Разумеется, верить в то, что наша ГД примет действенный закон о мигрантах, опрометчиво. Пока эта азиатская «элита» напрягает рядовых граждан России, организует свои анклавы и собирает продажных и коррумпированных чиновников, которые смогут «прикрыть» любое преступление.
    Впечатление, что наша страна оккупирована самыми алчными, циничными и лживыми представителями, приватизировавшими власть и ресурсы страны, не исчезает. Для полного счастья нам не хватает разборок с этой пятёркой.
    * * *
    Вчера ходил в магазин и стал свидетелем ситуации, когда шедшие по тротуару брат с сестрой просто взяли пластиковые бутылки, из которых пили, и пнули их на газон. Бежать за ними, догонять, чтобы сделать замечание я не стал...Чтобы не обвинили в какой-нибудь гадости...
  4. +4
    15 августа 2024 05:50
    Первый вариант — пробовать и дальше работать через ЕАЭС и базу прошлых двусторонних соглашений, т. е. оставить все как есть. Второй вариант — сохранить ЕАЭС, но не делать на его развитии акценты, при этом постепенно смещая приоритеты в работе от ЕАЭС и двусторонних договоров к взаимодействию именно с центральноазиатской пятеркой как отдельным игроком.

    А СНГ,на свалку истории, мавр(СНГ) своего дела не сделал, может сваливать.Не получилось из СНГ, каменного цветка.По ходу тож самое ждет и ЕАЭС,со временем.
  5. 0
    15 августа 2024 05:53
    Россия вне Империи существовать не может . Вот потому Ельцин , что бы осуществить уничтожение России и начал с уничтожения Красной Империи СССР . После его приказавнутри СССР брать "суверенитетов" сколько проглотите , последовал доклад Ельцина англо-саксам,главным среди желающих гибели России уже несколько столетий , что Красная Империя СССР уничтожена .
    Безусловно , не предавшие своего кумира Ельцина , нынешние у власти ельцинисты для невозможности возрождения Империи России , с первых дней у власти после Ельцина, начали объявившие себя суверенными страны Средней Азии таскать и впихивать , за руки вводить во всякие международные организации и структуры . Более того , власть ельцинистов создавала сама международные структуры под эти "суверенные" страны Средней Азии . Частично для них и придумана ельцинистами концепция многополярного суверенного мира . То есть будьте вы навечно вне Империи России , и не будет в перспективе и самой России . Заветы Ельцина живы !
  6. +1
    15 августа 2024 07:40
    ЕврАзийский проект, с которым так долго возились Путин и Назарбаев, медленно умирает.

    НазарБАЯ уже нет, а Путину сейчас не до местечковых азиатов.

    То что эта мелочь всегда прилеплялась к сильному не секрет. Вот потому сегодня они ложатся и под Китай, и под англосаксов.
  7. -2
    15 августа 2024 07:54
    Россия должна осознать свое место в мире с учетом реалий.
    Реально мы - вовсе не центр силы, к которому стремятся более слабые в поисках защиты и покровительства.

    Пока что мы еще даже не доказали, что можем защитить самих себя.
  8. +3
    15 августа 2024 09:52
    Второй вариант — сохранить ЕАЭС, но не делать на его развитии акценты
    На развитии СНГ не делали акценты, теперь СНГ "помирает,ухи просит"(с)..Так же уху просить перед смертью и ЕАЭС станет,если его не развивать.
    1. 0
      15 августа 2024 09:59
      СНГ как раз не помирает, это ЕАЭС достиг предела "компетенций", как сегодня любят говорить на новоязе. Возможностей у ЕАЭС больше, с компетенциями проблема (способность получить из имеющихся возможностей и ресурсов максимум).
      1. +2
        15 августа 2024 10:27
        СНГ как раз не помирает

        Помирает.Два учредителя схватились в схватке,кровушку ,пускают.
        1. -1
          15 августа 2024 10:32
          Кому надо, тех нормативная база по СНГ устраивает как дублирующая базу ЕАЭС, можно на стульях посидеть разных. Ну а то, что схватились, так на стульях сидящие со стороны и смотрят, это же повод отменять полезную для них нормативную базу.
          1. +3
            15 августа 2024 10:34
            Ага и СНГ в этом случае окрепнет встанет на ноги.. laughing
            1. 0
              15 августа 2024 10:37
              Нет, просто эта нормативная база частично дублирует ЕАЭС. Отказываться от этого остальные участники не собираются. Те же киевские за счет режима "торговли с третьими странами" плюшки собирали до упора. Там не так все просто. Но база по СНГ это как раз один из камней преткновения по ЕАЭС.
              1. +2
                15 августа 2024 10:39
                база по СНГ это как раз один из камней преткновения по ЕАЭС.
                Все верно умирает один,издыхает другой..А пока в реанимации врачи бьются за жизнь пациента,не могут понять, пациент жив или скорее мертв? Или мертв ,чем жив?
                1. +1
                  15 августа 2024 15:00
                  Скорее совсем мертв, чем мертв, а врачи уже пытаются лавры некромантов на себя примерить. hi
        2. -2
          15 августа 2024 10:41
          Цитата: kor1vet1974
          СНГ как раз не помирает

          Помирает.Два учредителя схватились в схватке,кровушку ,пускают.


          Обычное дело, Акелла промахнулся.
          1. 0
            15 августа 2024 11:08
            СНГ это часть "мира, основанного на правилах", пока борьба идет за правила, а не за собственно мироустройство СНГ будет тянуть лямку. Может даже в другом формате лет через пять, но с одинаковой сутью. Мы же боремся выходит по большому счету не против мира на правилах, а за то, чтобы правила подрихтовали.
  9. -1
    15 августа 2024 12:35
    Большое спасибо автору за статью!
    С исторической точки зрения, это действительно восстановление древнего культурно-политического наследия.
    И нам стоит иметь теорию, и понимание истории.
    На мой взгляд, в первую очередь, это восстановление древней Согдианы - торговой и земледельческой области в пределах Великого Шёлкового Пути.
    Чем больше будет звучать эта мысль - тем лучше. Согдиана имела эллинистическую культуру, и зороастризм, как главную религию.
    Таджикистан расположен ближе к землям древней Бактрии - буддийской земли с культурным влиянием эпохи Александра Македонского.
    Ну, а Казахстан расположен на землях древнего Тюркского каганата, ближе всего по границам своим сравнимого с СССР.
    Чем быстрее мы примем такую схему за основу, тем легче нам будет устроиться в течение этого процесса, и не оказаться на окраине.
    Автору напишу в личное сообщение более развернуто.
    1. 0
      15 августа 2024 13:23
      Добрый день! Благодарю за оценку работы hi
      Да, пишите соображения
  10. +1
    15 августа 2024 12:59
    России тут придется сделать выбор. Первый вариант — пробовать и дальше работать через ЕАЭС и базу прошлых двусторонних соглашений, т. е. оставить все как есть. Второй вариант — сохранить ЕАЭС, но не делать на его развитии акценты, при этом постепенно смещая приоритеты в работе от ЕАЭС и двусторонних договоров к взаимодействию именно с центральноазиатской пятеркой как отдельным игроком

    В любом случае структура новых отношений России с Центрально-Азиатскими странами будет усложняться, независимо от того или иного формата. Конечно, объединение этих стран в своеобразный блок придаёт им геополитическую силу и значимость, экономические выгоды и так далее. Ну что в этом плохого!? Если данное объединение позволит улучшить стабильность в данном регионе, то это только плюс для России. Кроме того, насколько мы будем необходимы и важны для участников этого Объединения будет зависеть только от нас самих. Насколько я для себя понимаю концепцию взаимодействия всех и вся - главным является баланс (концепция в мировоззренческих традициях Китая).
    Ps: вместе с тем, я понимаю, что нам бы хотелось быть центром этого взаимодействия и т.д. Но во многом всё будет зависеть от степени интеграции России, её гибкости в отношениях с новым Объединением в целом, и с каждым её участником в отдельности. И не важно как будут называться эти формы и союзы.
    1. 0
      15 августа 2024 13:30
      Плохого ничего, как и хорошего. Объективные процессы не могут быть хорошими или плохими, они становятся такими от степени нашей приспосабливаемости и гибкости, как вы верно заметили.
      Наша проблема - колоссальная, просто чудовищная инертность системы.Запоздание с реакцией в 6-8 лет, это для нынешних темпов развития просто что-то уникальное.
      1. +1
        15 августа 2024 13:51
        Да, но это не замечали во власти до наступления СВО. За последний год ВПР России осознало это. Движение наконец то появилось, понимание тоже. Не думайте так, что поезд ушёл. Мы в целом набираем импульс. Соглашусь, что если бы такими темпами мы развивались предыдущие 22 года, то всё было бы иначе. Но история не терпит сослагательных наклонений.
        Ps: просто мы русские, как медведи - были в зимней спячке.
  11. 0
    17 августа 2024 12:16
    Не думаю, что что то из этого выйдет. Туркмены сами по себе, изоляционистская страна в чистом виде, никуда не делся таджикско-киргизский конфликт, велика клановость власти, без России, Турции и Китая подлинной безопасности не достичь. Даже самый развитый и частично влиятельный Казахстан без русских из ОДКБ сил мог пару лет назад крякнуть в гражданскую войну. Нет, тут ничего серьезного своими силами они не смогут. А вот что они могут, и частично уже делают - это разыгрывать Турецко-Российскую-Китайскую карту на фоне Американского прикупа.