Гусеничный бронетранспортер К-75

Опыт Великой Отечественной войны со всей очевидностью показал — войскам необходимы бронетранспортеры, способные доставлять пехотные подразделения к полю боя, обеспечивающие защиту от пуль и осколков и обладавшие высокой подвижностью. На вооружении Советской Армии в годы войны и после ее окончания состояли только американские БТР, полученные по ленд-лизу и хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации. Не остался без внимания и немецкий опыт использования таких машин.

Гусеничный бронетранспортер К-75
Бронетранспортер К-75 в первоначальной конфигурации. Над десантным отделением установлен тент


Сразу после создания в 1947 г. Конструкторского бюро инженерно-танковой техники в составе ЦПИИ СВ им. Д.М. Карбышева (впоследствии — ОКБ Инженерного комитета СА, или ОКБ ИВ) под руководством А.Ф. Кравцева был спроектирован ряд боевых гусеничных амфибий — бронетранспортер К-75, самоходная плавающая установка К-73 (АСУ-57П), плавающий танк К-90 и бронетранспортер К-78. Эти работы шли почти одновременно с созданием К-50, К-61 иК-71.


Гусеничный бронетранспортер К-75
Размещение силовой установки и агрегатов трансмиссии в корпусе К-75


При разработке новых образцов бронетанковой техники А.Ф. Кравцеву очень пригодился богатый опыт, приобретенный во время эксплуатации и совершенствования бронетанковой и автомобильной техники в условиях ОКДВА. На Дальнем Востоке особые сложности возникали при восстановлении техники — сказывался недостаток специальных, зачастую недолговечных, танковых узлов и агрегатов. Поэтому А.Ф. Кравцев и его конструкторы старались широко использовать узлы и агрегаты, уже освоенные отечественной автотракторной промышленностью, проверенные в эксплуатации и выпускающиеся в массовом количестве. Большое внимание уделялось дешевизне и простоте конструкции, а также удобству ее эксплуатации.

В конструкции гусеничного бронетранспортера открытого типа К-75 были широко использованы узлы и агрегаты артиллерийского тягача М-2, а также грузовых автомобилей.

Гусеничный бронетранспортер К-75
Бронетранспортер К-75 в первоначальной конфигурации. Хорошо видны съемные крепления для тента на бортах корпуса


Опытный образец бронетранспортера изготовили в 1949 г. на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ (г. Москва) по конструкторской документации ОКБ Инженерного комитета СА, разработанной в соответствии с ТТТ, утвержденными 31 декабря 1948 г. маршалом Инженерных войск М.П.Воробьевым.

Корпус К-75 был выполнен водонепроницаемым, что давало ему возможность держаться на воде и переправляться через реки с помощью дополнительной тяги (средств моторизации, шестов, весел и по канату).

Бронетранспортер был разделен на три отделения: моторно-трансмиссионное (МТО), управления и десантное.

Гусеничный бронетранспортер К-75

Гусеничный бронетранспортер К-75
Бронетранспортер К-75 в первоначальной конфигурации


Гусеничный бронетранспортер К-75
К-75. Вид на десантное отделение. Для посадки личного состава служили две двери в кормовом листе корпуса


Гусеничный бронетранспортер К-75
Испытания К-75 на плаву


В МТО, расположенном в носовой части корпуса у правого борта, размещались двигатель, его системы и агрегаты трансмиссии. На бронетранспортере был установлен двухтактный, четырехцилиндровый бескомпрессорный дизель ЯАЗ-204Б жидкостного охлаждения мощностью 140 л.с. (по данным завода) [1], заимствованный у тягача М-2. Система питания состояла из двух топливных баков (расположенных вдоль правого борта МТО), распределительных кранов, ручной топливоподкачивающей помпы, фильтров грубой и тонкой очистки, топливопод-качивающего насоса и насосов — форсунок цилиндров двигателя. Общая емкость топливных баков составляла 220 л. Питание воздухом осуществлялось через два инерционно-масляных воздухоочистителя, последовательно соединенных с фильтром типа мультициклон. Система охлаждения включала радиатор, центробежный насос, двенадцатилопастный вентилятор, термостат, бачок с паровоздушным клапаном и трубопровод.

Гусеничный бронетранспортер К-75
Схема управления БТР К-75


Трансмиссия бронетранспортера состояла из следующих агрегатов: сухого однодискового сцепления грузового автомобиля ЯАЗ-200; трехходовой пятискоростной (с одной передачей заднего хода) коробки передач ЯАЗ-200; главной передачи, представляющей собой пару конических шестерен с передаточным отношением 1,07; бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами одностороннего действия и бортовых передач. Соединение ведущего вала главной передачи со вторичным валом коробки передач осуществлялось при помощи зубчатой муфты.

На концах ведомого вала главной передачи размещались бортовые фрикционы с ленточными тормозами, являвшимися механизмами управления бронетранспортером.Управление ими производилось с помощью рычагов и системы тяг таким образом, что при выключении рычагов сначала выключается фрикцион, а затем затягивался тормоз.

Гусеничный бронетранспортер К-75
К-75 с грузом 2 т форсирует р. Вуокси шириной 350 м


Гусеничный бронетранспортер К-75
Транспортер К-61 выходит на берег с К-75 на буксире


Ведущая шестерня соединялась с полуосью через зубчатые муфты, а ведомая была посажена на один вал с ведущим колесом гусеницы.

Над отделением управления и МТО имелась броневая* крыша с двумя люками, которые закрывались броневыми крышками.

В отделении управления, находившемся в носовой части корпуса у левого борта, располагались сиденья механика-водителя и стрелка-радиста, смотровой лючок, приборы наблюдения, приводы управления, контрольно-измерительные приборы, аккумуляторные батареи, радиостанция и боекомплект к пулемету.

Десантное отделение обеспечивало размещение десанта в количестве 16—20 человек или груза весом 2 т. Для десантников имелись перекладины с мягкими сиденьями, которые при перевозке грузов убирались. Спешивание мотострелков и их посадка в бронетранспортер К-75 осуществлялись через открытый сверху корпус и кормовую дверь. Для защиты личного состава от воздействия атмосферных осадков на десантное отделение мог монтироваться тент.

Гусеничный бронетранспортер К-75
Бронетранспортер К-75 преодолевает ров


Гусеничный бронетранспортер К-75
Движение по косогору


Гусеничный бронетранспортер К-75
Разворот на месте на 360"


Гусеничный бронетранспортер К-75
Преодоление рва шириной 2 м


Гусеничный бронетранспортер К-75
Преодоление подъема 38' с грузом 2 т


Гусеничный бронетранспортер К-75
Спуск с подъема 38' с грузом 2 т


Гусеничный бронетранспортер К-75
Движение по пашне


Гусеничный бронетранспортер К-75
Преодоление вертикальной стенки высотой 0,7 м


Основным оружием бронетранспортера был 7,62-мм пулемет СГ (СГ-43), который устанавливался в гнезда, имевшиеся на корпусе машины и обеспечивавшие круговой обстрел. Основным местом размещения пулемета являлся вертлюг штатного полевого станка обр. 1943 г. К вертлюгу справа была прикреплена корзина для коробки с лентой, а слева — корпус гильзоотвода, к которому снизу присоединялся гильзоулавли-ватель. Боекомплект пулемета составлял 1000 патронов, снаряженных в четыре ленты. Кроме того, в бронетранспортере размещались 12 гранат Ф-1 в двух укладах (по шесть в каждой).

Броневая защита бронетранспортера К-75 была противопульной. Верхний и нижний лобовые листы корпуса изготавливались из броневых плит толщиной 13 мм, имеющих угол наклона 50°, и толщиной 6 мм, расположенных под углом 70°. 12-мм бортовые и 10-мм кормовой броневые листы были установлены вертикально. Толщина днища составляла 3 мм.

Гусеничный бронетранспортер К-75
Небольшая высота (1,5 м) облегчала маскировку К-75 на местности


Ходовая часть бронетранспортера К-75 включала ведущие колеса с литыми зубчатыми венцами, гусеничные цепи, состоявшие из 95 мелкозвенчатых траков шириной 300 мм. Траки соединялись между собой при помощи плавающих пальцев, работавших без смазки. Верхние ветви гусеничных цепей поддерживались направляющими полозами. Натяжение гусеничной цепи осуществлялось поворотом кривошипа направляющего колеса (ленивца). Каток ленивца был взаимозаменяем с опорными катками и закреплен на цапфе кривошипа. Бронетранспортер имел десять сварных опорных катков с обрезиненными ободами, по пять с каждой стороны. Задние опорные катки дополнительно поддерживались амортизаторами от автобуса ЗИС-154. Торсионная подвеска состояла из торсионных валов и их кронштейнов.

В машине использовалась однопроводная электропроводка (за исключением приборов аварийного освещения). Номинальное напряжение в сети составляло 12 В. Электрооборудование машины включало аккумуляторные батареи 6-СТ-128, электрогенератор Г-500 и стартер — СТ-25.

Для радиосвязи БТР К-75 оснащался радиостанцией 10РТ-12.

Гусеничный бронетранспортер К-75
Бронетранспортер К-75 движется по целине


В период с 9 по 28 сентября 1950 г. (в соответствии с приказом военного министра СССР №00172 от 19 августа 1950 г.) в районе г. Брова-ры Киевской области состоялись сравнительные заводские испытания опытного образца гусеничного бронированного транспортера К-75. Они проходили по программе, утвержденной заместителем военного министра Маршалом Советского Союза В.Д. Соколовским и министром Транспортного машиностроения Ю.Е. Максаревым. Комиссию по испытаниям возглавлял генерал-полковник танковых войск П.П. Полубояров. ОКБ ИКСА представлял инженер-полковник А.Ф. Кравцев.

Целью испытаний являлось определение соответствия тактико-технических характеристик опытного образца заданным требованиям, надежности работы всех механизмов, удобства обслуживания и ремонта агрегатов и узлов в полевых условиях силами экипажа, размещения десанта, других военных грузов, а также обслуживания пулемета и прицельных приспособлений.

За время испытаний опытный образец бронетранспортера К-75 прошел 1997 км, а пробег в ночное время суток составил 796 км.

Гусеничный бронетранспортер К-75

Гусеничный бронетранспортер К-75
Транспортировка 16 бойцов


На основании результатов испытаний опытного образца бронетранспортера комиссия констатировала, что по основным показателям он соответствует тактико-техническим требованиям, утвержденным начальником Инженерных войск 31 декабря 1948 г. При этом отмечались следующие положительные качества К-75:
- Броневые листы корпуса опытного образца гусеничного бронетранспортера К-75 в соответствии с распоряжением министра Вооруженных Сил СССР были заменены при изготовлении листовой сталью марки СТ-3.
- бронетранспортер изготовлен с использованием серийных агрегатов автотракторной промышленности, что значительно упрощает его конструкцию и удешевляет серийное производство и ремонт;
- благодаря малой высоте (1,55 м) бронетранспортер может быть легко замаскирован на местности;
- в лесистой местности, вследствие небольшой ширины,бронетранспортер отличается хорошей маневренностью и скоростью;
- машина имеет противопульную броню (борт — 12 мм) при сравнительно небольшом весе (7,8 т без десанта и груза);
- бронетранспортер, обладая плавучестью, может переправляться через водные преграды, с применением дополнительной тяги.

В то же время опытный образец имел и ряд конструктивных недостатков, основными из которых являлись:
- недостаточная скорость движения по булыжному шоссе и грунтовым дорогам;
- недостаточная удельная мощность;
- недостаточная вместимость десантного отделения.

Гусеничный бронетранспортер К-75

Гусеничный бронетранспортер К-75
Бронетранспортер К-75 в окончательной конфигурации с вооружением. 1950 г


По мнению комиссии, из-за наличия указанных недостатков бронетранспортер К-75 в существующем виде не может быть принят на вооружения Советской Армии.

Одним из важных выводов по результатам испытаний опытного образца К-75 явилось то, что подтвердилась возможность создания простого в устройстве, дешевого и массового в изготовлении, надежного в эксплуатации гусеничного бронетранспортера с использованием агрегатов автотракторной промышленности.

Поэтому, учитывая важность разработки такой машины и принятия ее на вооружение, комиссия рекомендовала изготовить два усовершенствованных опытных образца гусеничного бронетранспортера К-75 с выполнением следующих основных требований:
- увеличение максимальной и средней скоростей движения;
- увеличение вместимости десантного отделения до 24 чел.;
- обеспечение удобства размещения десанта и его вооружения.
- увеличение надежности бронетранспортера—с гарантийным сроком службы до 3000 км:
- возможность самостоятельной переправы через водные преграды с помощью упрощенного водяного движителя.

Гусеничный бронетранспортер К-75

Гусеничный бронетранспортер К-75
В ходе доработки К-75 по результатам испытаний была изменена конструкция кормового бронелиста корпуса. Вместо двух дверей для посадки личного состава ввели одну


Однако по неизвестным причинам постройка двух доработанных образцов бронетранспортера не состоялась. Но опыт, полученный разработчиками К-75, не пропал даром. Он был использован в последующих машинах, созданных в ОКБ Инженерного комитета СА под руководством А.Ф. Кравцева.

В дальнейшем гусеничный бронетранспортер К-75 был передан в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники (п. Кубинка), где и хранится в настоящее время.

Характеристики опытного БТР К-75

Длина, мм.......................................................5370
Ширина, мм....................................................2756
Высота по корпусу, мм....................................1550
Вес без груза и десанта, кг..............................7820

Удельное давление на грунт, кгс/см2:
-без груза...................................................0,415
-с грузом....................................................0,528
Колея, мм........................................................2425
Дорожный просвет по днищу, мм.....................400
Макс, преодолеваемые подъем и спуск............34'
Макс, бортовой крен.........................................27'

Высота преодолеваемой вертикальной
стенки, м...........................................................0,7

Скорость, км/ч:
- по шоссе...................................................до 40
-по грунту................................................до 36,6

Минимальный радиус поворота
(по переднему краю наружного крыла), м............4
Ширина преодолеваемого рва, м...................2,25

Запас хода по топливу, км:
- по шоссе среднего качества.......................216
-по грунтовым проселочным дорогам.......... 170
Автор: К. Янбеков, "Техника и вооружение"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Жека 28 февраля 2013 08:46
    А ведь во время войны можно было бы сделать транспортёр на основе СУ-76, благо конструкция позволила бы, плюс массовое производство СУ-76 (второе место после Т-34).
    Жека
  2. АлНиколаич 28 февраля 2013 10:04
    Статье +. Очень интересный технический обзор с фотографиями . Во время ВОВ была бы незаменима. Для 50-х годов несколько морально устаревшая машина.
    1. Mikhado 28 февраля 2013 10:57
      АлНиколаич,
      Увы, как и многое другое - опоздала машинка. С учетом появления ЯО нужна была уже другая техника - неизбежно более крупная и дорогая, а главное - герметичная.
      А так для 40-х - отличная, дитя тотальной неядерной войны.
      1. bask 28 февраля 2013 13:20
        Цитата: Mikhado
        учетом появления ЯО нужна была уже другая техника - неизбежно более крупная

        .Не опоздала ,а опередила свое время лет на 50-т МТО в носу десант 16 человек.
        Кормовой вход. Единственный недостаток отсутствия ,бронированной крыши в десантном отсеке.
        bask
  3. rubber_duck 28 февраля 2013 21:01
    Автору - плюс, хороший обзор! А машинка - красавица, можете упрекать меня за плохой вкус. Этакая мотолыга пятидесятых. laughing И полтора метра в высоту - делали же когда-то технику для войны! soldier А крышу ей, да решетками обвешать... good
    rubber_duck
  4. spok 2 марта 2013 01:22
    ага и провезти личный состав по лесной узкой дороге что бы у них головы низко расположенными ветками поотрывало
    недоделка однозначно
    spok

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня