Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12

В 1960-х годах Китай приобрел у СССР несколько военно-транспортных самолетов Ан-12, а затем и лицензию на их производство. Серийный выпуск данных самолетов в Поднебесной был налажен под обозначением Shaanxi Y-8, но из-за разрыва советско-китайских отношений, к выпуску самолета в КНР приступили только в 1981 году. Выпуск данного самолета в КНР продолжается по сей день, при этом Китай также занимается его экспортом, покупателем данных самолетов является, к примеру, Венесуэла. Также в 2012 году на вооружении китайской народной армии был принят самолет Shaanxi Y-9, являющийся глубокой модернизацией Shaanxi Y-8.

Shaanxi Y-8, как и его советский аналог – это цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, однокилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси. Силовая установка самолета включает в себя 4-е турбовинтовых двигателя китайского или импортного производства (на экспортных версиях машины). Самолет в состоянии перевозить грузы массой до 20 тонн или 96 человек десанта. Y-8 развивает скорость до 660 км/ч и в состоянии преодолеть до 5600 км.

Первые серийные самолеты в КНР собирались из советских деталей, которые были переданы в 1960-х годах или на основе советской оснастки, данные самолеты были почти полностью идентичны Ан-12. Но в дальнейшем самолет подвергся модернизации. В частности китайская версия получила новое, более вытянутое и заостренное остекление кабины штурмана, которое было унифицировано с бомбардировщиком Н-6 (аналог советского Ту-16), который строился в Шанхае. Экспортная гражданская версия самолета Y-8 получила обозначение Y-8D.
Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12


Параллельно с началом выпуска самолета в КНР на заводе компании SMPMC занялись освоением двигателей АИ-20, которые получили китайское обозначение WJ6, а также воздушных винтов J17-G13. Выпуск вспомогательных силовых установок мощностью 24 л.с. был налажен в Хиане. В результате работы китайских специалистов им удалось существенно увеличить ресурс двигателей WJ6, доведя его с 300 до 2000 часов. В 1986 году максимальную взлетную массу транспортника Y-8 удалось довести до 61 тонны. При этом характеристики китайского самолета, в целом, полностью соответствовали характеристикам советского военно-транспортного Ан-12Б, который в сравнении с Shaanxi Y-8 имел меньший пробег и больший разбег.

В 1986 году в Китае была начата разработка гражданской версии самолета, которая получила обозначение Y-8B. За счет отказа от специализированного военного оборудования массу самолета удалось уменьшить на 1720 кг. Первый полет гражданская версия самолета совершила 17 декабря 1993 года. Экспортный гражданский вариант самолета получил обозначение Y-8D. Этот самолет оснащался оборудованием западного производства. Первый полет он совершил в 1987 году, всего на экспорт было продано около 8 таких машин. Среди других гражданских версий самолета можно выделить необычный Y-8F c трехъярусной грузовой кабиной, предназначенной для транспортировки домашнего скота (можно было перевезти до 350 овец), а также пассажирский Y-8K на 120 мест. Вариант самолета Y-8F-100 получил более мощные двигатели, системы GPS, радары погоды. На модификации самолета Y-8F-200 фюзеляж был удлинен на 2,2 метра.

При непосредственном техническом содействии американской компании Lockheed в конце 1980-х годов была создана новая версия транспортника Y-8C. Этот самолет оснащался двухсекционной рампой, которая была аналогична той, что устанавливалась на С-130, а также герметизированной грузовой кабиной, новыми системами кондиционирования воздуха и кислородной системой, а также дополнительными аварийными люками. Предполагалось, что на этой версии самолета будут установлены американские двигатели General Electric CT7, но из-за жестокого подавления студенческих волнений в Пекине в 1989 году американо-китайское техническое сотрудничество было остановлено.
Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12

В 2001 году КНР совместно с украинской авиастроительной компанией Антонов начал работы по проекту нового варианта самолета Y-8F-600 под канадские турбовинтовые моторы Pratt-Whitney. Благодаря оснащению данной модели самолета новым приборным оборудованием по типу «стеклянная кабина», его экипаж был сокращен до 2-х человек. В других версиях экипаж самолета составляет от 3 до 5 человек.

Для замены 10 самолетов-носителей БПЛА на базе Ту-4, в 1989 году в КНР был построен вариант Y-8E. Под крылом данного самолета на специальных трапециевидных пилонах устанавливались 2 разведывательных БПЛА BUAA ChangHong-1, которые управлялись с поста, находящегося в передней герметизированной кабине.

Также Shaanxi Y-8 стал основой для первого китайского патрульного самолета наземного базирования Y-8X. Данный самолет был оснащен специальным и навигационным оборудованием западного производства, в частности обзорной БРЛС Litton APSO-504, антенна которой была помещена в цилиндрический обтекатель, расположенный под носовой частью самолета. При этом на месте створок грузового люка были смонтированы окна разведаппартуры, которые включали в себя фотоаппараты инфракрасного и оптического диапазона, радиогидроакустические буи и ИК-систему обнаружения погруженных подводных лодок. Патрульный самолет Y-8X в состоянии совершать длительные и дальние перелеты в любое время суток. Во внутренних отсеках самолета может быть установлено различное противокорабельное или противолодочное оборудование. Первый Y-8X был построен в 1984 году. На вооружении ВМС КНР находится до 8 таких самолетов.
Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12

До начала 1990-х годов в Китае для осуществления морской радиоэлектронной разведки применялись модернизированные бомбардировщики Ту-4, которые оснащались советскими турбовинтовыми двигателями АИ-20. Для замены этих самолетов был создан Y-8G, который оснащался более мощной БРЛС и оборудованием западной сборки. Однако после студенческих волнений в Пекине поставки с Запада были остановлены, и проект был свернут. По некоторым данным оставшиеся без оборудования Y-8G были переделаны в самолеты заправщики. При этом в конце 1990-х годов на базе Y-8 было создано несколько разновидностей самолетов радиоэлектронной разведки и электронного противодействия, объединенных общим названием «проект Gaoxin», но имеющих разный комплект оборудования.

Наиболее интересным и одним из последних вариантов самолета созданного на базе Shaanxi Y-8 стал самолет ДЛРО KJ-200. Работы над самолетом дальнего радиолокационного наблюдения и контроля для ВВС НОАК были начаты еще в 2000 году. Первый прототип самолета был создан на базе Y-8F200 и выполнил свой полет еще в ноябре 2001 года. Самолет ДЛРО оснащался радаром типа Ericsson Erieye AESA, который обладает дальностью обнаружения воздушных целей от 300 до 450 км.

Второй прототип самолета KJ-200, построенный на базе Y-8F-600, совершил первый полет в январе 2005 года, а 3 июня 2006 года он разбился. Как было установлено в дальнейшем, причиной катастрофы стало обледенения поверхности крыла. Для того чтобы решить проблему с безопасностью полетов китайские военные привлекли к модернизации самолета украинских специалистов из КБ им. Антонова. В процессе модернизации на самолете была заменена система предотвращения обледенения, а также аппаратура быстрого оповещения экипажа о возникновении на борту аварийных ситуаций. В последствии сообщалось, что предпринятые меры позволили существенно повысить надежность самолета.
Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12
самолет ДРЛО KJ-200

Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12

Предполагается, что на самолет KJ-200 были установлены канадские турбовинтовые двигатели Pratt and Whitney Canada PW150B с шестилопостными пропеллерами British Dodi R-408. Он получил современную авионику, в том числе навигационную систему компании Honeywell. Помимо этого самолет оснащен специальными контейнерами для оборудования, установленными на верхушке хвостовой части, законцовках крыла и в носовой части фюзеляжа.

Самолет KJ-200 обладает ограниченными возможности, поэтому планируется применять его совместно с самолетом ДРЛО KJ-2000, который представляет собой адаптацию российского самолета А-50 с РЛС китайской разработки. Предполагается, что основной схемой патрулирования будет следующая – 2-3 самолета KJ-200 будут барражировать на большом удалении от своего «старшего брата» KJ-2000, передавая на борт последнего всю поступающую им информации в режиме реального времени.

По замыслам китайских военных, самолет ДЛРОиУ KJ-2000, обладающий значительно большими возможностями и мощным электронным оборудованием, будет обрабатывать поступающую информацию и осуществлять функцию непосредственного управления авиационными соединениями. Такая двухступенчатая схема патрулирования воздушного пространства еще более повысит дальность обнаружения целей и боевую устойчивость всей воздушной радиолокационной системы КНР.

Летно-технические характеристики Y-8:

Размеры: размах крыла – 38,00 м., длина – 34,02 м., высота – 11,6 м.
Площадь крыла – 121,86 кв. м.
Масса самолета пустого – 35 500 кг., максимальная взлетная – 61 000 кг.
Полезная нагрузка – 20 000 кг.
Тип двигателя – 4 ТВД WJ-6, мощностью 4250 л.с. каждый.
Максимальная скорость – 660 км/ч, крейсерская скорость – 550 км/ч.
Практическая дальность – 5615 км.
Практический потолок – 10 400 м.
Экипаж – 5, 3 или 2 человека на Y-8F-600

Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12

Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12

Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12

Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12

Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12

Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12


Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/spy/kj200.html
http://ru-aviation.livejournal.com/2527943.html
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2000_01/p9.php
http://aerosvitva.aero/base/?mode=3&id=9070:Y-8
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. gregor6549 28 февраля 2013 09:48
    О самом самолете. Копия есть копия и насколько удачно она у Китая получилась сказать трудно. А вот антенна РЛС вполне современная и очень напоминает аналогичную антенну с фазированной антенной решеткой фирмы Эрикссон , установленную на шведских ДРЛОиУ. Такая антенна выгодно отличается по многим ТТХ от вращающихся антенн установленных на американском и российском самолетах ДРЛОиУ. Т.е. китайцы хоть и копируют но не тупо, а с умом
    1. vaf 28 февраля 2013 11:21
      Цитата: gregor6549
      Копия есть копия и насколько удачно она у Китая получилась сказать трудно.


      Григорий,приветствую! Здесь не много не верно,т.к. это уже не копия...а лицензионная сборка по ТУ изготовителя, с последующей глубокой модернизацией, опять же по согласованию и тех.сопровождению самого Изготовителя.
      Так что самолёт получился...шикарнейший! good

      Единственное замечание к автору насчёт полезной нагрузки...забудьте про 20 тонн раз и навсегда их ни на Ан-12 ни на китайской 8-ке и 9-ке не было никогда нет и не будет.

      И если наш ещё мог взлетать с максимальным весом в 64 тонны, то и китайца только 61!
      И вес пустого сильно занижен стандарт это 37 тонн, тем более на китайце столько "доработок" связанных с увеличением веса.
      Заправка топливом ( с подпольем) 21 тонна..вот и считайте ..сколько можно "впихнуть" полезного груза!+! wink

      А про РЛС..всё верно! drinks
      vaf
      1. djon3volta 28 февраля 2013 11:42
        Цитата: vaf
        это уже не копия...а лицензионная сборка по ТУ изготовителя

        а почему тогда похож один в один на АН-12?сборка хоть и лицензионная,но это же не их разработка с чистого листа!
        в Китае вообще есть что нибудь разработанного с чистого листа в своих КБ?или они только по картинкам и лицензиям производят?у низ все товары на чьи то похожи подозрительно,я вот не видел иностранных товаров похожих на китайские изделия,которые китайцы сами придумали и произвели.куда не ткни,или копия или по лицензии. wassat
        djon3volta
        1. vaf 28 февраля 2013 12:08
          Цитата: djon3volta
          а почему тогда похож один в один на АН-12?


          Вроде бы так подробно всё написал, что даже для.."не авиационных" людей должно быть понятно request

          Ладно,ещё раз ,....не обременительно... wink

          Сборка и выпуск лицензионного самолёта по Тех.документации и ТУ....... РАЗРАБОТЧИКА!!!!

          У нас эта документация до сих пор на заводах лежит и украинцы нам первым предлогали начать производство по -новой АН-12М, но нашим ..как всегда...нах..ен это не надо! wassat

          Цитата: djon3volta
          в Китае вообще есть что нибудь разработанного с чистого листа в своих КБ?


          Это только мы..учимся на своих ошибках......все стараются учится на чужих!

          Посмотрите на Китай 10-15 лет назад и на сегодняшний...какие могут быть ещё вопросы?
          vaf
          1. djon3volta 28 февраля 2013 12:25
            Цитата: vaf
            Посмотрите на Китай 10-15 лет назад и на сегодняшний...какие могут быть ещё вопросы?

            как понять какие могут быть вопросы?всё что мы видем в Китае,придумано за пределами Китая.
            вот наши новый ПАК ДА разрабатывают,и уверен сделают и он полетит.и этот ПАК ДА будет сделан с чистого листа и на наших старых разработках в том числе,а вот Китай сможет с НУЛЯ хотя бы что то?или так и будет по чужим лицензиям клепать?у нас есть школа авиастроения которой больше 100 лет,а у китая есть школа копирования.это не значит что китайцы умные,это значит что своих мозгов нет что бы с НУЛЯ придумать и довести до готового образца,вот в этом вся фишка.
            djon3volta
            1. Guun 28 февраля 2013 17:25
              Китай недура, они пытаются сделать свой копий максимально качественными и поэтому берут жизненноважные детали с Россий и ОГРОМНЫЙ ПЛЮС там работают конструкторы,инженеры и тд кого Китай переманил,уж поверьте деньги они непожалеют им нужно НОАК подтянуть нужно до такого уровня что бы ни один агрессор даже неподумал бы напасть на нее, у Китая свежа память о Японской оккупаций и они на свойх ошибках учатся.
              Цитата: djon3volta
              а у китая есть школа копирования.это не значит что китайцы умные,это значит что своих мозгов нет что бы с НУЛЯ придумать и довести до готового образца,вот в этом вся фишка.

              СССР и сша друг у друга копировали и совершенствовали свое, нет ничего плохого в этом, только бизнес и ничего личного. Почти вся техника НОАК СССР/Россия - думают они получше остальных и поэтому берут лучшее со всего мира и сейчас они строят качественные вещи,это к нам привозят торгаши подделку и выдают якобы за оригинал, вы небыли в Китае сразу видно, у них два завода по пройзводству часов - один подделку делают - второй оригинал и по ценам и качеству которые не чем неуступают европейским - плохо сделал работу - уволят- желающих устройтся на работу там валом и поэтому китайцы делают ВСЕ чтобы сделать свою работу качественно даже если делают подделку.
              Guun
      2. Устин 28 февраля 2013 15:30
        Привет Ветеран! Ан -12 в Авиации это "Калаш".У меня таких 3 штуки и нет расстояния от Москвы до Иркутска. Планер за 50 лет" вылизали" до идеала, меняй моторы и авионику и получай супер машину в своей категории. Китай это " просек" .а мы снова велосипед изобретаем!Наш завод в свое время выпускал эти машины. До сих пор вспоминают ветераны насколько технологичен был самолет, да и по характеристикам "Геркулес" рядом бы не стоял, если бы занялись совместно с КБ Антонова модернизацией.Дальше просто промолчу,т.к в последнее время только неформальная лексика. Может в отпуск сходить?
        1. Комодо 28 февраля 2013 15:43
          Был у меня самосвал -Shaanxi .
          Редкостное гомно. Выглядел как нормальный.
          Но вот работать на нем невозможно.
          Ломается. В конце концов поменяли его на старый добрый Камаз.
          Так вот не знаю как эта фирма делает самолеты,
          но их автотехника -это ППЦ.
          Комодо
          1. Guun 28 февраля 2013 17:29
            У них по пройзводству машин стоят ДВА завода, один делает дешевыйе авто по низким ценам и неочень качественные а второй собирает оригинал и стоят они в разы дороже,вот пример Infiniti хорошая машина если вы купили не подделку. А нам везут сюда копеечное гомно и продают под видом оригинала.
            Guun
            1. ленивый 2 марта 2013 17:54
              у них два завода по пройзводству часов - один подделку делают - второй оригинал и по ценам и качеству которые не чем неуступают европейским ,У них по пройзводству машин стоят ДВА завода, один делает дешевыйе авто по низким ценам и неочень качественные а второй собирает оригинал и стоят они в разы дороже,вот пример Infiniti хорошая машина если вы купили не подделку. а у них на всё по 2 завода? а самолёты на каких делают где подешевли или где подороже? laughing
        2. vaf 28 февраля 2013 15:52
          Цитата: Устин
          Ан -12 в Авиации это "Калаш"


          Категорически приветствую+! fellow Это даже не обсуждается..а помнишь ещё был Ан-8'й? То же..красавец!
          В своё время бодались с Нерадько по.."взрослому"..и насчёт "продлёнки" и модернизации,но.....увы и ахх.

          а я у Вас только один видел, но красивый...ухоженный! good

          vaf
          1. Устин 28 февраля 2013 17:06
            Ну , Ан 8 , это что - то! Один " бачок" чего стоит!В свое время ,в начале 90-х ,мы такой же бак провели на заводской Ту134, по согласованию с ОКБ,типа "винты чтобы не обледенели"-уважаемые были во всех портах! Да и сам в качестве пассажира летел на одном моторе около 2- х часов на Ан -8,после чего с командиром ,после удачной посадки в Братске , долго говорили " за жизнь" , используя антиоблединитель...А окраску Ан -12 , когда утвердил, все говорили что снимут с работы,но ничего все обошлось, а в прошлом году даже в Фарнборо " засветились"
          2. Устин 28 февраля 2013 17:41
            За Нерадько отдельная тема. У себя на "фабрике" я стараюсь довести до л/с, одну аксиому: " Есть категория людей, которых нужно использовать ни где они принесут больше пользы, а там где от них будет меньше вреда."
            1. vaf 28 февраля 2013 20:03
              Цитата: Устин
              Есть категория людей, которых нужно использовать ни где они принесут больше пользы, а там где от них будет меньше вреда."


              Золотые слова,+! Вот поэтому твоя "фабрика" и работает..как надо good

              И нга экспорт и для себя и ,на всякий случай...3-ти типа "выдаёт" (это я для народа, который не в курсе".

              На статье про наше патрулирование "вывесил" комент о том, что МС-21 возят уже в Жуковский на.."трубу"!

              Так дело пойдёт так в следующем году уже .."собирать" будете?
              vaf
              1. Устин 1 марта 2013 03:06
                Собрали опытный отсек и переправили в Жуковский.Там его "заценят" как они умеют.А мы сейчас в стадии "Запуск" по МС21.Площади под новое оборудование освободили(планируется поставить ряд станций для автоматизированной клепки в "агрегатке")Перерабатываем документацию и ждем заключения.А собирать "СИ" начнем уже в этом году, надеюсь.
  2. gregor6549 28 февраля 2013 12:21
    Вообще то китайцам глубоко наплевать на всяческую этику. У них задача простая. Любой ценой оснастить свои ВС вооружением и военной техникой, позволяющей китайским ВС конкурировать на равных с ВС любой другой страны или группы стран. И они добиваются выполнения этой задачи всеми праведными и неправедными путями. При этом они не ставят задачу сделать очередной образец вооружения самым лучшим в мире. Достаточно если он будет соответствовать некому среднему на данный момент общемировому уровню и сможет выпускаться в требуемом количестве при приемлемом качестве. При "огромнешной" численности ВС КНР последний фактор далеко не последний. Тем более, что в КНР прекрасно понимают что то, что успели сделать в мирное время то их., т.к. шансов что то производить в военное время может и не быть. Кстати и этот подход скопирован с советского. Да и у американцев не зря на консервации множество образцов вооружения и военной техники, которые по своим ТТХ ни в какие современные "ворота" не вписываются. Это в СССР сначала массово строили затем не менее массово ломали, пуская коту под хвост миллиарды рублей и миллионы часов труда своих самых лучших ученых инженеров и рабочих. Выводы делать не хочу, они на поверхности
  3. crambol 28 февраля 2013 12:36
    Цитата: vaf
    Так что самолёт получился...шикарнейший!


    Пора забыть о паршивой китайской технике. Некачественное - это ширпотреб ДЛЯ северного соседа! (А качественное - ПРОТИВ него!)
  4. Algor73 28 февраля 2013 16:35
    Статье плюс. Изложено четко и ясно. Но ясно и другое - китайцы устаревшего Ан-12 модернизируют, переделывают, переоснащают, и он летает не хуже за новые разработки. А у нас (и в Украине, и в России) все списывают, устарел мол. И закуповывают иностранную технику. А делать свою уже разучились. Спецов нету. Разработать ещё ума хватает, а от до серии довести, уже нет. Что-то здесь не то...
    Algor73
  5. SPIRITofFREEDOM 28 февраля 2013 16:56
    У китайцев то туда ваще куча народу поместится , особенно если штабелями их складировать
    Они же маааааааааааааааленькие !
    SPIRITofFREEDOM
  6. super-vitek 28 февраля 2013 21:42
    Помимо модернизации,если я правильно понял,они его производят до сих пор.То есть у них в парке имеются новые машины у которых приличный ресурс как по планеру так и по агрегатам,а нам уже в принципе модернизировать не чего.Не знаю когда выпустили крайнюю машину этого класса,но точно лет 20-ть,назад.Не берусь спорить насчёт качества,так как в это понятие входит много компонентов от культуры производства до качества руды из которой получают металл.Думается мне что нам надо обратить внимание на АН-70.Машина очень перспективная во всех смыслах.кооперация по этому вопросу пойдёт на пользу всем нам.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня