Как резались зубы у «Серых волков»

14 720 45
Как резались зубы у «Серых волков»
U-31 в 1915 году её экипаж мог бы рассказать, как опасно не закрывать кислородные клапана. Если бы выжил...


Немецкие подлодки настолько сильно пощипали флоты союзников в ходе Первой мировой войны, что в Версальском договоре послевоенной Германии строить этот тип боевых кораблей запрещалось категорически. Если надводные корабли ограничивали по вооружению и водоизмещению, то на лодки был наложен полный запрет. Но, как известно, охота пуще неволи, а ограничения нужны лишь для того, чтобы их обходить...




Карл Дёниц, ещё не гроссадмирал, а вахтенный офицер на U-39

Война закончилась в ноябре 1918 года, а уже в 1919 году у будущего гросс-адмирала Карла Дёница, согласно его мемуарам, состоялся любопытный разговор с начальником отделения личного состава корветтен-капитаном Отто Шульцем, ранее командовавшим флотилией подлодок в Северном море:

- Вы собираетесь остаться с нами, Дёниц?
- А Вы думаете, что у нас снова будут подводные лодки?
- Конечно, я так думаю. Версальский запрет не продлится вечно. Через два года, я надеюсь, у нас снова будут подводные лодки...

И нужно отдать должное немцам: они не стали откладывать дело в долгий ящик. Уже в 1924 году капитан 3 ранга Канарис (тот самый!) отправился в Японию с целью организовать там строительство подлодок для Германии. Не срослось — Дальний Восток слишком далеко, нужно было искать места поближе.

Правда, прежде чем начать строительство, надо было спроектировать субмарины, что также было запрещено, но... В 1922 году в Голландии самоорганизовалась новая судостроительная компания — IvS. Аббревиатура расшифровывалась как «инженерное бюро по судостроению». Фирма занялась разработкой проектов подлодок, а также наблюдением за строительством немецких подлодок в разных странах мира.


U-99 Отто Кречмера, самого результативного подводника Второй Мировой войны

А следить было за чем! Немцы строили подлодки в Испании и Турции, Финляндии и Голландии. Сами лодки шли служить во флоты других стран, а немцам доставались опыт и готовые проекты. К 1934 году у связанного с IVS «инженерного бюро по экономике и технике» (умели же шифроваться!) были готовы проекты малой и средней подлодок, водоизмещением 250 и 750 тонн. Вскоре они станут подлодками II и VII серии... Детали подлодок производились за границей и контрабандой, по фальшивым документам доставлялись в Германию. Дело оставалось за малым: собрать и испытать!


У экипажа гвардейской краснознамённой "С-56" приключений на двух капитанов Немо хватит!

Отдельно стоит остановиться и на сотрудничестве Рейхсмарине с РККФ. В июле 1926 года две немецкие военно-морские миссии были отправлены в СССР. Одной из них руководил адмирал в отставке Шпиндлер. В РГВА сохранился документ, в котором обговариваются вопросы сотрудничества СССР и Германии в вопросах военного кораблестроения, в частности, есть интересная цитата Шпиндлера с переговоров между советской и германской сторонами:

«Мы заинтересованы в том, чтобы Россия имела хорошие подводные лодки. Для этого с удовольствием поделимся своим богатейшим опытом по подлодкам, с тем, однако, чтобы мы смогли в дальнейшем воспользоваться вашими достижениями. Сейчас нам невозможно, при всём желании, выпросить из бюджета необходимые для заказов подлодок суммы, т. к. наш бюджет не секретный, а проходит публично через «Рейхстаг»... Поэтому ещё 1 ½ года тому назад мы отказались от идеи заказывать подлодки в России».

Впрочем, по результатам переговоров советской стороной было отмечено:

«...Немецкие технические силы: а) Могут дать свои проекты, разрабатываемые объединением трёх крупных верфей «I.V.S», наход. в Гааге. Официально они остаются здесь в стороне, чтобы не вызывать подозрений Антанты. б) Могут послать в Научн. техн. комитет и Констр. бюро своих спецов, но находящихся в резерве, т. к. личный состав флота очень малый. в) Возможен обмен подводниками. г) Тех. силы могут работать только периодически...».
(РГВА. Ф. 33988. Оп. 3а. Д. 78. Л. 68).

В итоге, строить подлодки в СССР немцы не стали, но научно-техническое сотрудничество велось весьма активно. Это привело к появлению в СССР подлодок типа «С» — «Сталинец» (или «Средняя»), имевших крайне небольшие отличия от немецкой VII серии.

Возможно ли было столь тщательно соблюсти секретность, чтобы ничего не всплыло на поверхность? Нет, конечно! Оно и всплыло: в 1927 году в Рейхстаге расследовали «скандал Лотмана», в ходе расследования всплыли факты строительства немецких подлодок на турецких верфях. Главу военно-морского командования Веймарской республики Ганса Адольфа Ценкера сделали крайним и отправили в отставку. Слетели с постов министр обороны и несколько высших офицеров, главкомом Рейхсмарине стал адмирал Эрих Редер. Впрочем, он был в курсе всех секретных разработок и всецело им содействовал.


Ну, сегодня 50-60, а завтра - 500-600...

Как не странно, подыграли немцам те, кто впоследствии сильнее всего пострадает от действий «волков Дёница» - англичане. В 1935 году между Англией и Германией было подписано двустороннее соглашение, позволявшее немцам иметь подводный флот равный английскому. Почему? Как указывалось в меморандуме британского Адмиралтейства: «В этом случае Германия будет обладать 50-60 субмаринами: ситуация, которая может вызвать некоторые опасения, но совершенно очевидно из отношения немецких представителей, что это вопрос «равноправия», то есть является скорее тренировкой их воображения, нежели реальным желанием завести столь большой подводный флот»...

Что ж, вскоре активно тренировать своё воображение стал ведущий руководящий чиновник ВМС, впоследствии «министериальдиректор» Фридрих Шюрер. Плодом его бурного воображения стала самая знаменитая подлодка Второй Мировой войны, выпущенная в количестве 703 корпусов — U-boot VII серии. Задание на проектирование было утверждено 10 января 1935 года.


Серые волки возвращаются с охоты

Если брать голые цифры, то новая подлодка не сильно отличалась от своих товарок времён Первой Мировой войны, в частности, типа UB III, который был взят за основу нового проекта. ТТД лодок VII серии различаются в зависимости от модификации, коих было семь: надводное водоизмещение — 626-769 тонн, подводное водоизмещение — 745-871 тонна, длина по ватерлинии — 64,5-67,1 метра, ширина по миделю — 5,85-6,2 метра. Энергетическая установка — два дизеля F46 фирмы F. Krupp Germaniawerft AG мощностью 1160 л. с. на типе А и 1400 л. с. на всех последующих типах, или аналогичные двигатели М6V 40/46 с турбонаддувом Бюхи фирмы MAN и два 375-сильных электродвигателя от Siemens, AEG или Brown-Bavery. Вооружение — четыре торпедных аппарата в носу, один — в корме, пушка SKC/35 — 88-мм/L45. Лодка могла погружаться на глубину 230-260 метров (рабочая 220-250 метров), ходила со скоростью 16,7-18,7 узла под дизелями и 7,3-8 узлов — на электромоторах. Экипаж 48-52 человека, автономность — 45 суток.

Но это — лишь цифры! В реальности боевые возможности новых лодок были гораздо выше, чем у субмарин Первой Мировой войны. Калибр торпед вырос с 450-500 мм до 533-550 мм, запас торпед — с 6-8 до 10-16, число мин, которые можно было принять на борт, с 12-16 до 32-40 (в особо тяжёлых случаях и до 75!). Калибр орудия — с 32-65 мм до 88 мм. Но главное — время погружения стало меньше в 1,5-2 раза и составило около минуты. В три раза выросла и глубина погружения. В общем, «мальчики Дёница» получили пусть и не идеальную, но надёжную, мореходную и скрытную подлодку. Главным же достоинством данных субмарин было оптимальное соотношение «цена-качество»: они были пригодны для массового строительства в ходе войны.


В этой версии от 88-мм пушки уже отказались...

Лодки регулярно модернизировались. Главным нововведением стал «шнорхель» — устройство для работы дизеля под водой, позволявшее подлодкам заряжать аккумуляторные батареи без всплытия на поверхность. Появился и радар, и система, позволяющая пеленговать вражеские радары, от 88-мм пушки отказались в пользу скорострельных 20-мм зениток — авиация союзников стала пить слишком много крови «серым волкам».

Впрочем, в морской стратегии Третьего Рейха основная тяжесть борьбы на коммуникациях противника должна была лечь на надводные корабли. Опыт подводников Первой Мировой войны считался нетипичным и случайным. Известный морской теоретик вице-адмирал Вольфганг Вегенер писал: «Лишь благодаря тому, что план операций немцев выключал флот из войны, как бы заморозил его, подводная лодка смогла... продвинуться на передний план и стать единственным оружием против Англии». Впрочем, герр Вольфганг в этом был не оригинален — в Великобритании подлодки также многими считались устаревшим оружием. Понятна ошибочность данных воззрений стала только после начала Войны...


U-995 повезло - стала памятником!

Перед войной Дёниц доказывал, что для победы над Англией ему нужно 300 подводных лодок — 100 на позициях, 100 — в базе и 100 на переходе. В реальности Германия вступила в Войну имея 57 подводных лодок, из которых 30 — малые, II серии, для действий в Атлантике не предназначенные и 9 — большие, IX серии. 18 подлодок VII серии стали главной ударной силой Кригсмарине и основой для строительства ещё 685, взваливших на себя основную тяжесть Битвы за Атлантику. «Семёрки» отправили на дно 6 авианосцев (ещё два были повреждены), 2 линкора, 5 крейсеров, 52 эсминца, тысячи транспортов общим водоизмещением 13 миллионов тонн. 546 подлодок этого типа погибли: U-27 серии VIIA стала первой погибшей подлодкой III Рейха, U-287 серии VIIC — последней, подорвавшейся на мине 16 мая 1945 года — уже после того, как Война Германией была проиграна...

P. S. У четырёх подлодок VII серии судьба оказалось счастливой: U-1057, U-1058, U-1064, и U-1305 попали в состав ВМФ СССР и служили на Балтийском флоте до декабря 1955 года.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 августа 2024 05:17
    Цитата: Герхард фон Цвишен
    Сами лодки шли служить во флоты других стран, а немцам доставались опыт и готовые проекты
    Часть построенных на иностранных верфях лодок в разобранном состоянии хранилось на немецких складах. Но только тайно. Кажется, в мемуарах к Дёница это было
  2. G17
    +13
    18 августа 2024 05:50
    На заглавной фотографии лодка типа UB-I. Поэтому U-31 она быть не может в принципе. И не надо пересказывать журналистские байки об отравлении экипажа кислородом. Лодка погибла на мине у берегов Восточной Англии. Её остов был обнаружен в 2012 году и спустя три года идентифицирован.
    1. +7
      18 августа 2024 08:29
      На заглавной фотографии лодка типа UB-I.

      Это известная германская лодка UB-14 типа UB-I 1915 года постройки. Затоплена в Севастополе вместе с подлодками Гагара, Нарвал, Кашалот, Скат в 1919 году союзниками. Как попала в Севастополь - точных данных нет, очевидно была захвачена англичанами. Все лодки обнаружены в 2018 году археологами на глубине 80 м. Там в настоящее время и находятся.
      К сожалению, в своих статьях автор слишком вольно обращается с информацией, что сильно портит впечатление от статей.
  3. +4
    18 августа 2024 06:09
    В 1922 году в Голландии самоорганизовалась новая судостроительная компания — IvS.

    «Инженерная судостроительная контора» (нидерл. NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw, IvS) — голландская подставная компания, основанная немецкими Рейхсмарине после Первой мировой войны, для создания новых разработок по проектам подводных лодок, в связи с запретами, установленными Версальским Мирным договором.
    ...
    Компания являлась совместным предприятием немецких судостроительных заводов «AG Vulcan», «Germaniawerft» из Киля и «AG Weser» из Бремена. Проектные работы проводились на территории этих компаний в Германии.
    1. +3
      18 августа 2024 07:44
      Проектные работы проводились на территории этих компаний в Германии
      В Германии было запрещено производить не только оружие, но даже и его проектирование. Возможно, все это делалось втайне, так как, например, фирма "Маннесманн" перед войной тайно проектировала артиллерийскую установку (орудие, башня, прицелы и лифты) на будущие линкоры и крейсера, которых ещё и даже не было в проекте
      1. +1
        18 августа 2024 11:01
        Цитата: Голландец Михель
        Проектные работы проводились на территории этих компаний в Германии
        В Германии было запрещено производить не только оружие, но даже и его проектирование. Возможно, все это делалось втайне, так как, например, фирма "Маннесманн" перед войной тайно проектировала артиллерийскую установку (орудие, башня, прицелы и лифты) на будущие линкоры и крейсера, которых ещё и даже не было в проекте

        Да ладно... :)
        Немцы могли проектировать всё что угодно в рамках ограничений, прописанных в Версальском договоре.
        Иначе откуда тогда взялись орудия и башни для крейсеров типа К или карманных линкоров?
        А с отказом Гитлера от исполнения Версаля все ограничения отпали (вернее не совсем все, но это уже история других договоров).
        1. +2
          18 августа 2024 11:10
          Иначе откуда тогда взялись орудия и башни для крейсеров типа К или карманных линкоров?
          Под тот ограниченный лимит, который разрешал строить, они проектировали открыто. А на будущее, проектировали тайно и все это складывали под ковер до лучших времён. В 1935 году, после заключения англо-германского морского соглашения, эти лучшие времена настали и закладка кораблей уже пошла полным ходом
  4. +2
    18 августа 2024 06:59
    Жду статью про легендарную лодку 21проекта
    1. +5
      18 августа 2024 11:58
      Зачем ждать ? Есть неплохая книга с кучей фото, чертежей и фактов . Давайте электронку в личку , скину . Когда-то делал РУ -модель этой лодки , вот и осталось.
      Ivanov_Voyna_na_more_36_Germanskie_submarinyi_Tip_XXI_Krupnyim_planom.299696.fb2
  5. +1
    18 августа 2024 07:27
    Дальний Восток слишком далеко, нужно было искать места поближе.

    А северная Европа почему не рассматривалась изначально? Ведь довоенная обстановка вполне позволяла делать машинокомплекты в этом центре машиностроения и отправлять их на внутренние германские склады.
    1. +1
      18 августа 2024 07:40
      А северная Европа почему не рассматривалась изначально?
      В Финляндии строили лодки
  6. +13
    18 августа 2024 08:05
    Ага интересная статья.
    Занимательно вот что,-ограничение в ресурсах привело к серьезному прогрессу в области строительства ПЛА.
    Судите,сами- в то время когда дегенераты в лампасах вырисовывали всяких уродов типа подводных мониторов,Сюркуфов,подводных авианосцев-немцы вынуждено пошли другим путем,а именно:
    -выбрали минимальное количество типов ПЛ-II,VII,IX-сосредоточились на их совершенствовании;
    -создали систему поточной сборки из готовых блоков;
    Все это создало предпосылки для реализации масштабного строительства ПЛ и нанесения колоссального ущерба противнику,-не только путем прямых боевых потерь, но экономического ущерба вызванного необходимостью тратить огромное количество ресурсов на создание системы ПЛО, а также на строительство нового тоннажа ,взамен потопленного.
    Удивительный пример рационального расходования ресурсов.
    1. +1
      18 августа 2024 12:20
      нанесения колоссального ущерба противнику,

      Да ущерб то был только в самом начале . Когда и лодок во всей атлантике было одновременно не больше десятка на позиции . И объяснялся он полной неготовностью ПЛО . И лодки были всего лишь ночными миноносцами , атакующими конвои из надводного положения . Тактика Деница - использование радиосвязи из общего центра управления . Основывалось на завесе из кольца лодок по пути конвоев . Кто обнаружил - сообщал в штаб . И следовал за конвоем , давая наводку остальным . Собирались и ночью атаковали. Как только появились радиолокаторы - лодка стала бесполезным корытом . Над водой её шугал простенький "китобой" с 100 мм пушкой , локатором и ходом всего в 16 узлов . А погружённая она никому не страшна со своими 4-мя узлам . К 43-му никаких успехов уже и не было . Именно стальные гробы
      1. +1
        19 августа 2024 11:25
        Цитата: dauria
        Как только появились радиолокаторы - лодка стала бесполезным корытом . Над водой её шугал простенький "китобой" с 100 мм пушкой , локатором и ходом всего в 16 узлов .

        Не только РЛС. Другим страшным противником ПЛ был пеленгатор HF-DF, он же "Хафф-Дафф", благодаря которому корабли ПЛО имели возможность обнаружить выход ПЛ в эфир и получить направление на источник. А вся тактика группового применения ПЛ основывалась на радиосвязи, плюс ПЛ должны были поддерживать связь с берегом.
  7. +6
    18 августа 2024 08:40
    U-31 в 1915 году её экипаж мог бы рассказать, как опасно не закрывать кислородные клапана. Если бы выжил...

    Подлодки типа U-31 выглядит совсем иначе (фото внизу). История об отравлении экипажа кислородом - городская легенда.
  8. +2
    18 августа 2024 09:01
    Главным нововведением стал «шнорхель»

    При имеющихся недостатках шнорхеля, все же странно, что только треть немецких подлодок была оборудована этим устройством...
    1. +4
      18 августа 2024 11:03
      Цитата: Luminman
      что только треть немецких подлодок была оборудована этим устройством...

      Просто не успевали по времени и возможностям: война стремительно шла к завершению.
      1. +2
        18 августа 2024 16:26
        Цитата: Macsen_Wledig
        Просто не успевали по времени и возможностям

        Это относительно примитивная конструкция, включающая в себя трубу с клапаном. Уж их-то наклепать было можно на каждую лодку...
        1. +1
          18 августа 2024 19:08
          Да толку ? Шнорхель ничего не давал "семёрке" по большому счёту . Ну, зарядил аккумуляторы . Но скорость подводного хода не позволяла даже просто следовать за конвоем , не то что выйти в атаку . У конвоя охранение не даёт высунуться , на каждом паршивеньком корвете радиолокатор и пушка 100 мм . Над башкой береговые самолёты патрулируют не только выходы из Биская , но и весь маршрут от Канады до Англии ко времени появления шнорхеля . Кстати - и его головка обнаруживалась локатором . Надежда была на 21-й тип лодок со скоростью под водой в 16 узлов ( да и то на час ) , но единственный боевой поход был в самом конце войны U-2511 . Одними лодками без авиации и надводных кораблей войну даже против транспортов не выиграть
        2. +3
          18 августа 2024 21:04
          Цитата: Luminman
          Это относительно примитивная конструкция, включающая в себя трубу с клапаном. Уж их-то наклепать было можно на каждую лодку...

          Наклепать-то можно. Но их ещё нужно установить, попутно переделав магистрали подачи воздуха на ПЛ. Нужно было обучить команду, а самое главное - механиков.
          Как было с необученными механиками, можете почитать в "Стальных гробах".
  9. +4
    18 августа 2024 09:42
    В 1922 году в Голландии самоорганизовалась новая судостроительная компания — IvS.

    Интересно, что автор вкладывает в понятие "саморганизовалась"?
    Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw NV INKAVOS или IVS) было основано соглашением, подписанным между Reichsmarineamt (государственный орган, выполнявший функции бывшего министерства Имперского флота) и Friedrich Krupp AG.
  10. +6
    18 августа 2024 11:12
    Немцы строили подлодки в Испании и Турции, Финляндии и Голландии.

    В Турции лодки не строились.
    17.08 на "ВО" была опубликована моя статья-перевод из немецкоих изданий "Schiffe-Menschen-Schicksale" и «Sciff Classic», где рассказывалось главным образом о Флотилии подлодок "Фландрия"
    https://topwar.ru/248257-morskoj-korpus-flandrija-germanskie-morjaki-na-suhoputnyh-frontah-pervoj-mirovoj-vojny.html
    В "SMS" рассказывается в том числе и о послевоеном развитии нем. подлодок и о деятельности IvS.
    В 1925 году роттердамская верфь Fijenoord получила заказ Турции на постройку двух подлодок по проекту IvS. Главный конструктор Ханс Техель. От турецкой стороны в постройке участвовали некоторые рабочие.
    29.01.1927 со стапеля сошла "Биринчи Инёню", 12.03.27 за ней последловала "Икинчи Инёню".
    В мае 1928 года они были включны в состав турецкого флота. Переход осуществлял смешанный немецко турецкий экипаж. Капитаном был Вернер Фюрбрингер , бывший командир UB-110.
    Строительство подлодок для Финляндии , по проектам IvS осуществляла верфь Chrihton-Vulcan в Турку.
    Интересный факт- из за отсутствия собственных подлодок в Германии, съемки художественного фильма "Morgenrot" (Рассвет) в 1932 году, рассказывающего о немецких подводниках в 2МВ, проводились на борту финской подлодки CV 707.
    ПС. IvS также спроектировала броненосцы береговой обороны для Финляндии
  11. +4
    18 августа 2024 11:22
    Немцы строили подлодки в Испании и Турции, Финляндии и Голландии.

    В Турции лодки не строились.
    17.08 на "ВО" была опубликована моя статья-перевод из немецкоих изданий "Schiffe-Menschen-Schicksale" и «Sciff Classic», где рассказывалось главным образом о Флотилии подлодок "Фландрия"
    https://topwar.ru/248257-morskoj-korpus-flandrija-germanskie-morjaki-na-suhoputnyh-fhttp://rontah-pervoj-mirovoj-vojny.html
    В "SMS" рассказывается в том числе и о послевоеном развитии нем. подлодок и о деятельности IvS.
    В 1925 году роттердамская верфь Fijenoord получила заказ Турции на постройку двух подлодок по проекту IvS. Главный конструктор Ханс Техель. От турецкой стороны в постройке участвовали некоторые рабочие.
    29.01.1927 со стапеля сошла "Биринчи Инёню", 12.03.27 за ней последловала "Икинчи Инёню".
    [media=https://i0.wp.com/naval-encyclopedia.com/wp-content/uploads/2022/11/Birindji-In-Uni_DzKK.jpg?w=700&ssl=1]

    В мае 1928 года они были включны в состав турецкого флота. Переход осуществлял смешанный немецко турецкий экипаж. Капитаном был Вернер Фюрбрингер , бывший командир UB-110.
    Строительство подлодок для Финляндии , по проектам IvS осуществляла верфь Chrihton-Vulcan в Турку.
    Интересный факт- из за отсутствия собственных подлодок в Германии, съемки художественного фильма "Morgenrot" (Рассвет) в 1932 году, рассказывающего о немецких подводниках в 2МВ, проводились на борту финской подлодки CV 707.
    ПС. IvS также спроектировала броненосцы береговой обороны для Финляндии
    ППС. Кстати немцы клевещут, что и "Декабриста" тоже они спроектировали
  12. +4
    18 августа 2024 11:27
    Блин, почему я не могу ни удалить, ни отредактировать собственный комментарий !?
    1. +4
      18 августа 2024 11:57
      Время для корректировки комментария составляет около 5 минут.
      1. +2
        18 августа 2024 12:05
        Я получил это уведомление, но теперь не могу удалить первый комментарий
        1. +4
          18 августа 2024 12:24
          Попробуйте обратиться к администрации, других способов я, увы, не знаю.
    2. +2
      18 августа 2024 20:21
      Цитата: Slug_BDMP
      Блин, почему я не могу ни удалить, ни отредактировать собственный комментарий !?

      Я еще и войти в Комментарии не могу...
      1. +2
        18 августа 2024 20:27
        Но сейчас-то Вы вошли? Уже достижение, значит - не забанены!
        1. +4
          18 августа 2024 20:28
          Цитата: 3x3zsave
          Но сейчас-то Вы вошли? Уже достижение, значит - не забанены!

          Самой статьи нет. Наверно, торпедировали серые волки...
    3. +1
      18 августа 2024 20:23
      Цитата: Slug_BDMP
      Блин, почему я не могу ни удалить, ни отредактировать собственный комментарий !?

      Скажу больше, самой статьи Тупые когти нет.
      1. +2
        18 августа 2024 20:36
        Мы с этим можем что-то сделать? Увы, нет...
        Остается искать альтернатиаву. У меня она есть. Пусть плохонькая, нарождающаяся, но она есть.
        1. +2
          18 августа 2024 20:37
          Цитата: 3x3zsave
          У меня она есть. Пусть плохонькая, нарождающаяся, но она есть.

          Колитесь !
          1. +2
            18 августа 2024 20:40
            Колитесь !
            Позже и в личку.
            1. +2
              18 августа 2024 20:41
              Enter. Да, да, коротко.
              1. +2
                18 августа 2024 21:00
                Хотели коротко, будет коротко.
                https://fialcogol.ru/
                Нравится- не нравится... Ну что есть...
                1. +1
                  18 августа 2024 21:06
                  Цитата: 3x3zsave
                  Хотели коротко, будет коротко.
                  https://fialcogol.ru/
                  Нравится- не нравится... Ну что есть...

                  "Коротко" в смысле "Ваш комментарий слишком короток и не несет информации". Спасибо.
                2. +2
                  18 августа 2024 21:32
                  Привет, Антон! smile
                  Читал Гарольда Буша?
                  4 «Из 39000 немецких подводников, участвовавших в походах, 32 000 человек погибло.»
                  Подробнее на livelib.ru:
                  https://www.livelib.ru/book/1000501822-takoj-byla-podvodnaya-vojna-garald-bush
                  1. +1
                    18 августа 2024 21:45
                    Не читал. Но немецкие подводники сами выбрали себе судьбу.
                    1. +3
                      18 августа 2024 21:57
                      немецкие подводники сами выбрали себе судьбу.


                      А я и не спорю. Просто книга интересно написана и хорошо переведена.
                      Подумал, что тебе, быть может, интересно будет её почитать. Взгляд изнутри, так сказать. drinks
                      1. +1
                        18 августа 2024 22:01
                        Возможно, но позже. Пока мне впечатлений от "Das Boot" хватает.
                      2. 0
                        18 августа 2024 22:12
                        Ты имеешь в виду фильм или сериал. Фильм я видел -- хороша картина.
                        Сериал не видел.
                        Фильм о походе подлодки U-96, которой на тот момент командовал капитан-лейтенант Ге́нрих Ле́манн-Ви́лленброк.
                        На фото Вилленброк (справа) консультирует актёра исполнявшего его роль.
  13. +3
    18 августа 2024 12:53
    Цитата: dauria
    К 43-му никаких успехов уже и не было . Именно стальные гробы

    Об этом мною и писано,-но успехов то не было потому что союзники нарастили силы ПЛО,а это чудовищные расходы-об этом и был пост.
  14. +5
    18 августа 2024 16:14
    Куда-то пропала предыдущаяя статья, поэтому продолжу здесь
    Почему нельзя? Нельзя получить точный результат сравнения, но прикинуть порядок - вполне... Тем более, что, повторюсь: в русско-японскую стреляли неуправляемыми и достаточно примитивными торпедами, а "крапивник" - самонаводящаяся...

    Нельзя, ибо подобное сравнивают с подобным. Взять ту же русско-японскую. У японцев при стрельбе из крупнокалиберных орудий точность в сражении в Желтом море превысила 8%, а в Цусиме была еще выше. Прошли годы, случилась первая мировая война. Пушки к тому времени стали куда совершеннее, системы управления огнем сделали грандиознейший шаг вперед, дальномеры и проч - то же самое. То есть матчасть была много совершеннее той, которой располагали японцы в 1904-05 гг. И вот случилось Ютландское сражение, сошлись лучшие из лучших....
    Вот только если оценить результативность огня эскадр, участвовавших там, то получается что точность их стрельбы колебалась от 0,92% до 4,56% - та же 1-ая разведгруппа Хиппера, угробившая 3 ЛКР британцев, показала примерно 4,19%.
    И что тут прикажете сравнивать? Получается, что в РЯВ японцы стреляли втрое лучше чем те же немцы в Ютланде, такой вывод делать надо?
    Но если примем во внимание то, что дистанции боя увеличились примерно вдвое, и сделаем поправку на то, что точность стрельбы с увеличением дистанции существенно падает, то все встанет на свои места. То же и с торпедами
  15. 0
    19 августа 2024 04:51
    Это привело к появлению в СССР подлодок типа «С» — «Сталинец» (или «Средняя»), имевших крайне небольшие отличия от немецкой VII серии.
    Вот только тип «С» создан на базе не VII, а I серии. Коих сами немцы построили аж две штуки: U-25 и U-26. Проект признали неудачным, по сравнению с «семёрками».