Тупые когти «серых волков»

61
Тупые когти «серых волков»
ТV «Zaunkonig» - чудо оружие Кригсмарине


30 июля 1944 года у острова Руонти погиб морской охотник МО-105. В живых осталось лишь семь человек из 26 членов экипажа. Когда находившийся поблизости МО-103 подобрал из воды советских моряков, они рассказали командиру катера, старшему лейтенанту Александру Коленко, что взрыв, уничтоживший катер, произошёл внезапно, следа от торпеды замечено не было, да и мин в данном районе не наблюдалось... «Морской охотник» стал первой на Балтике жертвой немецкой самонаводящейся торпеды ТV «Zaunkonig» («Крапивник»)...



Электрические самонаводящиеся торпеды «Цаукениг» калибром 533 мм немцы приняли на вооружение в 1943 году. Дело в том, что к этому времени союзники довели противолодочную оборону до уровня точной науки, и «волки Дёница» стали гибнуть — массово, но главное — безрезультатно. В результате было решено создать оружие, позволяющее подлодкам сначала уничтожать корабли конвоя, после чего — спокойно заниматься транспортами. Торпеды были доставлены подлодкам, действовавшим в Бискайском заливе, в августе 1943 года. Первой жертвой «крапивника» стал английский фрегат «Lagan», получивший в корму торпеду 20 сентября 1943 года.


"Морской охотник" - мал, да удал!

...Через четыре с половиной часа акустик МО-103 установил контакт с подводной лодкой. Первая серия из пяти глубинных бомб не потопила немецкую субмарину, но на поверхность стали подниматься пузыри, демаскирующие лодку и позволяющие прицелиться точнее. Вторая серия отправила U-boot на дно. На поверхность всплыли шесть членов экипажа во главе с командиром корветтен-капитаном Вернером-Карлом Шмидтом: когда лодка пошла ко дну, они впустили в рубку воздух высокого давления, открыли верхний рубочный люк и всплыли вместе с образовавшимся пузырём.


Экипаж на палубе U-250

Как выяснилось из допроса пленных, подлодкой, потопившей МО-105, была U-250. Субмарина вошла в строй 12 декабря 1943 года и по 1 июля входила в состав 5-й (учебной) флотилии Кригсмарине. Но самое главное, что советским следователям удалось узнать от немецкого подводника, так это то, что на вооружении U-boot'а стояли секретные самонаводящиеся торпеды. Стало ясно — лодку нужно поднимать!

Первое советское подразделение боевых пловцов — «рота особого назначения Балтийского флота» — установила положение затонувшей субмарины. U-250 лежала на глубине 36 метров, на ровном киле, с креном 14 градусов на правый борт. Над дизельным отсеком зияла большая пробоина, ставшая причиной гибели подлодки. Глубина вполне позволяла поднять «утопленницу».


Все кто остался в живых из экипажа U-250 (один из спасённых, по-видимому в госпитале)

Впрочем, это понимало не только советское командование, но и «оппоненты». Немцы попытались заминировать место гибели подлодки, но лишь потеряли при этом торпедный катер S-80, подорвавшийся на собственной мине. Люфтваффе бомбило район днём и ночью, артиллерия мешала работам на месте затопления U-250. Тем не менее, уникальная спецоперация была проведена! Под прикрытием дымовой завесы под лодку подвели два 200-тонных понтона. Делать это пришлось, отбивая атаки немецких торпедных катеров и под огнём финских береговых батарей. Когда водолазы закрепили под лодкой стальные тросы, в понтоны начали подавать воздух, и лодка вновь закачалась на волнах. Операции едва не помешал шторм: лодку на понтонах ветер отнес к финскому берегу, где она села на мель. Советские моряки ночью, незаметно, сняли всю конструкцию с мели и отбуксировали в безопасное место.


Советские специалисты изучают U-250 в кронштадтском доке

14 сентября U-250 была доставлена в Кронштадт. Добыча оказалась воистину царская! На борту подлодки обнаружили секретные документы, карты минных полей, шифровальную машинку «Энигма», но главное — неповреждённую торпеду ТV «Zaunkonig». Впрочем, и сама подлодка вызвала интерес у советских инженеров-кораблестроителей: лодки серии VIIC новыми к тому времени не были, но постоянно модернизировались. Главком ВМФ, адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, даже распорядился прервать разработку нового проекта советской средней подводной лодки — 608, и начать разработку проекта 613 — с учётом немецкого опыта. Интерес вызвало даже обмундирование и довольствие немецких подводников, а также 20-мм автоматические зенитки, установленные на лодке.


20-мм автоматические зенитки U-250. Для советских подводников такой комплект артиллерийского вооружения был в новинку

U-250 ввели в состав ВМФ СССР под именем ТС-14 и назначили «опытовым судном», а «крапивник» тщательно изучили. Впрочем, изучили торпеду не только советские специалисты: Черчиль написал личное письмо Сталину с просьбой передать ТV «Zaunkonig» в Англию для изучения и выработки мер противодействия. Британский премьер даже выразил готовность отправить за торпедой самолёт в любое время и место, которое лучший друг советских физкультурников сочтет приемлемым. Понять потомка герцогов Мальборо можно: к осени 1944 года «крапивник» основательно проредил ряды английских конвойных кораблей.

Иосиф Виссарионович отказывать союзнику не стал, но «свой» экземпляр «лайми» не получили: Сталин ответил, что перевозить такой ценный груз через океан слишком опасно, поэтому лучше британским специалистам приехать в СССР. На основании их работы был создан буй-имитатор, прозванный английским моряками «фоксер» — «хитрец» (канадцы предпочитали называть его «кэт»). «Хитреца» тащили за кормой корабля, а он издавал при этом все те шумы, которые издавали корабельные винты и машина, только громче. Свои недостатки у «фоксера» были — его нельзя было использовать на скорости более 15 узлов, а издаваемый им шум глушил не только шум корабельных винтов, но и корабельную гидроакустику. Но, учитывая, что до того единственным способом борьбы с «крапивником» было сбросить ход до нуля — прогресс налицо!

[
Старший лейтенант Александр Петрович Коленко, командир МО-103, чьими трудами U-250 отправилась кормить балтийских миног

Что же из себя представляла торпеда ТV «Zaunkonig»? Это была модернизация электрической торпеды G7e, снабжённая акустической головкой самонаведения. Головка состояла из двух разнесённых гидрофонов, захватывающих цель в секторе 30 градусов. Всего в составе головки было 26 реле, 11 ламп, 1760 контактов и 330 метров проводки. Дальность самонаведения зависела от уровня шума, издаваемого целью, но обычно составляла 300–450 метров. Существенным недостатком была возможность наведения «крапивника» на винты самой подлодки, а также невысокая надёжность слишком сложной для элементарной базы 40-х годов ХХ века торпеды. За время войны немцами было применено 640 подобных торпед, но в цель попали только 58...
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 августа 2024 05:42
    но «свой» экземпляр «лайми» не получили

    Интересный вопрос. Кузнецов и Трибуц впоследствии были обвинены именно в передаче торпеды англичанам.
    был создан буй-имитатор

    В прежние времена писали про две металлические трубы с дырками, буксируемые за кормой корабля. Про буй не упоминалось.
    1. -3
      17 августа 2024 08:32
      "Кукурузник" тогда топил всех. Что расхлебываем до сих пор.
    2. +4
      17 августа 2024 10:05
      Нет Трибуца не обвиняли. Обвинили адмиралов Кузнецова, Алафузова, Галлера и Степанова. И за передачу чертежей другой торпеды - парашютной.
      1. 0
        17 августа 2024 15:54
        Да, Вы абсолютно правы.
  2. +6
    17 августа 2024 05:58
    58 из 640 - нормальный результат. Тем более, для первых в своём классе. Современные тогда вообще мимо цели не должны проходить.
    1. +2
      17 августа 2024 09:28
      При этом значительная часть из 58 -ми сработали по "Фоксерам".
      Да,первые пуски нанесли некоторый урон,но потом,когда некоторые немецкие подводники попали к англичанам в плен и рассказали про Т-Vбританцы и приняли на вооружение " Фоксер".
    2. +2
      17 августа 2024 12:15
      Цитата: Прокоп_Свинин
      58 из 640 - нормальный результат.

      Для того, чтобы понять, нормален он или нет, надо знать, какой процент обычных, несамонаводящихся торпед попадал в цель.
      1. -1
        17 августа 2024 12:37
        Эти данные в ходу. Процент выше раза в полтора. Но плата за это - риск для подводной лодки, а часто её гибель.
    3. +1
      17 августа 2024 15:47
      Для сравнения: процент попаданий торпедами в русско-японской войне - 18% у нас и 8% у японцев. У немцев процент попадания самонаводящимися торпедами - 9 %...
      1. +7
        17 августа 2024 18:00
        Цитата: Летучий_Голландец
        Для сравнения: процент попаданий торпедами в русско-японской войне - 18% у нас и 8% у японцев.

        Это не сравнение. Вы сравниваете условия стрельбы в упор (так попадали и наши, стреляя с 200-300 м по стоящим японским транспортам) и в ряде случаев - японцы. Торпеды ВМВ - это совершенно иное оружие и в лоб проценты сравнивать нельзя
        1. -2
          18 августа 2024 13:40
          Почему нельзя? Нельзя получить точный результат сравнения, но прикинуть порядок - вполне... Тем более, что, повторюсь: в русско-японскую стреляли неуправляемыми и достаточно примитивными торпедами, а "крапивник" - самонаводящаяся...
  3. +1
    17 августа 2024 06:05
    Тупые когти «серых волков» - к осени 1944 года «крапивник» основательно проредил ряды английских конвойных кораблей.
    перевозить такой ценный груз через океан слишком опасно, поэтому лучше британским специалистам приехать в СССР. ???
    лодки серии VIIC новыми к тому времени не были, но постоянно модернизировались. Главком ВМФ, адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, даже распорядился прервать разработку нового проекта советской средней подводной лодки — 608, и начать разработку проекта 613 — с учётом немецкого опыта. - "Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной подлодки" (Вики)
  4. +5
    17 августа 2024 06:09
    А давайте про Кёниг,у Вас неплохо получалось.
    1. +5
      17 августа 2024 06:24
      Кстати!Расскажите про город Ладушкин,плиз.Он того стоит,право. hi
      1. +2
        17 августа 2024 17:26
        город Ладушкин


        Симпатичный городок. smile
        Привет, Серёжа! drinks
  5. +7
    17 августа 2024 09:12
    На основании их работы был создан буй-имитатор, прозванный английским моряками «фоксер» — «хитрец» (канадцы предпочитали называть его «кэт»).

    Британский Foxer и канадский CAAT - это две разных самостоятельных разработки.
    На первой фотографии британский Foxer, на второй - канадский CAAT (Canadian Anti-Acoustic Torpedo).
  6. +6
    17 августа 2024 09:19
    Что же из себя представляла торпеда ТV «Zaunkonig»? Это была модернизация электрической торпеды G7e, снабжённая акустической головкой самонаведения. Головка состояла из двух разнесённых гидрофонов, захватывающих цель в секторе 30 градусов

    Было два варианта торпеды - с двумя и четырьмя гидрофонами.
    В 1944 году появились модификации Zaunkönig II (на фотографии в начале статьи как раз эта торпеда) с более чуствительными гидрофонами и „Geier“ с активной системой наведения.
  7. +1
    17 августа 2024 09:47
    У специалистов (выше) есть претензии к статье.
    Это норм.
    Но впервые статья данного автора читалась с интересом. И была инфа, которую не знал.
    Спс).
    Статье +.
  8. +2
    17 августа 2024 10:02
    Пётр Денисович Грищенко описывает данный эпизод в книге "Схватки пол водой", там он упоминает, что торпеда потраченная на сторожевик стоила дороже корабля, и Вернер-Карл
    Шмидт потопил его за халатное отношение к службе, экипаж ловил рыбу, а после попадания в плен капитан лодки помог обезвредить механизм ликвидации. Сам Грищенко был самым результативным подводником, по числу потопленных кораблей.
  9. -3
    17 августа 2024 10:23
    Так подумаешь, процентов 80 современных военных разработок имеют корни в нацистской Германии. К чему бы это... wink
    1. +2
      17 августа 2024 13:04
      Цитата: Arzt
      Так подумаешь, процентов 80 современных военных разработок имеют корни в нацистской Германии.

      Если забыть, что кроме Германии такое оружие было много где еще - то да. Те же прототипы ЗРК в США были куда более продвинутыми
    2. 0
      17 августа 2024 19:30
      Цитата: Arzt
      Так подумаешь, процентов 80 современных военных разработок имеют корни в нацистской Германии. К чему бы это... wink

      Когда поднимается эта тема, обычно восхвалители тевтонского военного гения кричат о ИК-приборах для вождения танков, но когда им рассказываешь о "Шипе" и "Дудке", сразу сливаются.
      1. 0
        17 августа 2024 20:26
        Когда поднимается эта тема, обычно восхвалители тевтонского военного гения кричат о ИК-приборах для вождения танков, но когда им рассказываешь о "Шипе" и "Дудке", сразу сливаются.

        Какие дудки, это частности. Речь о целых направлениях развития. Промежуточный патрон, торпеды эти, управляемые бомбы (!!!), подлодки те же, ядерка почти.
        Про ракеты вообще молчим, до сих пор летают. wink:
        1. 0
          17 августа 2024 20:40
          Цитата: Arzt
          ядерка почти.

          Именно. Хиросима и Нагасаки не дадут соврать.
          И радиовзрыватели в ту же степь.
          Это с Той стороны океана.
          А с Этой мины Бекаури.
  10. +5
    17 августа 2024 10:42
    Откуда-то запомнилось, что "рота пловцов особого назначания балтфлота", которая поднимала лодку с Т-5 на борту, называлась ЭПРОН.
    Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения.
    1. +2
      17 августа 2024 16:28
      ЭПРОН занималась подъёмом лодки, а обнаружила её на дне рота пловов особого назначения.
  11. +1
    17 августа 2024 10:47
    Существенным недостатком была возможность наведения «крапивника» на винты самой подлодки
    Были прецеденты? Не верится

    1760 контактов и 330 метров проводки
    Внушительные числа
    1. 0
      17 августа 2024 11:46
      Цитата: Ольгович
      Были прецеденты? Не верится

      Там ситуация чисто дедуктивная...
      С началом применения "цаункёнигов" несколько ПЛ, несших их, пропало без вести (т.е., не было никаких данных о их гибели ни с британской, ни с немецкой стороны (от ПЛ)). В штабах пришли к выводу, что наиболее вероятная причина - наведение торпеды на саму лодку и начали вырабатывать рекомендации по стрельбе такими торпедами.
      1. -1
        17 августа 2024 12:02
        Цитата: Macsen_Wledig
        Там ситуация чисто дедуктивная...
        С началом применения "цаункёнигов" несколько ПЛ, несших их, пропало без вести (т.е., не было никаких данных о их гибели ни с британской, ни с немецкой стороны (от ПЛ)). В штабах пришли к выводу, что наиболее вероятная причина - наведение торпеды на саму лодку

        странно, что применяя торпеду на шум, капитаны не подумали о своих шумах. Не верится.

        Или дождаться взрыва или считать время , пока отойдет на безопасное расстяние. Вообще вещь явно капризная, сложная и новая и саботать могла где угодно, эхоть в ПЛ

        Самоликвидации, думаю, там не было.
        1. +1
          17 августа 2024 12:27
          Цитата: Ольгович
          Не верится.

          Рассказать-то не кому...

          Цитата: Ольгович
          Самоликвидации, думаю, там не было.

          Как правило торпеды имели отрицательную плавучесть и глубину держали динамически: рулями, а после выработки заряда АКБ просто тонули.
          1. 0
            17 августа 2024 12:41
            Цитата: Macsen_Wledig
            Рассказать-то не кому...

            Думаю, что и Вы и я поразмыслили бы об этом....
            Цитата: Macsen_Wledig
            Как правило торпеды имели отрицательную плавучесть и глубину держали динамически: рулями, а после выработки заряда АКБ просто тонули.

            логично.Т.е. капитаны могли выждать это время
        2. +2
          17 августа 2024 16:27
          Опять же, насколько помню, в советских источниках по вопросу указывалось, что Т-5 игнорировала тихоходные суда, со скоростью меньше 9 узлов в час.
      2. 0
        17 августа 2024 19:33
        Цитата: Macsen_Wledig
        В штабах пришли к выводу, что наиболее вероятная причина - наведение торпеды на саму лодку

        Если мне не изменяет память, в годы 2МВ подобная проблема была и у американских самонаводящихся торпед. Были случаи, когда торпеда в режиме поиска захватывала шум винтов своей же лодки с понятными последствиями...
    2. +3
      17 августа 2024 13:10
      Были прецеденты?

      Одной из вероятных причин гибели U 972 считается торпеда G7es (T5) "Zaunkönig". После ее гибели подлодкам предписывалось для стрельбы этими торпедами использовать кормовые ТА и после пуска производить срочное погружение на глубину не менее 60 м с установлением режима полной тишины. Такой маневр спас U-862.
      1. 0
        17 августа 2024 13:16
        Цитата: Frettaskyrandi
        Одной из вероятных причин гибели U 972 считается торпеда G7es (T5) "Zaunkönig". После ее гибели подлодкам предписывалось для стрельбы этими торпедами использовать кормовые ТА и после пуска производить срочное погружение на глубину не менее 60 м с установлением режима полной тишины. Такой маневр спас U-862

        исчерпывающе, спасибо
  12. +7
    17 августа 2024 11:17
    Над дизельным отсеком зияла большая пробоина, ставшая причиной гибели подлодки
  13. +2
    17 августа 2024 11:20
    Чтобы иметь выход на морские коммуникации врага фашистская неметчина оккупировала Францию и Норвегию.
    Выйти из Норвегии в атлантику через т.н. “датские пороги” расположенные по обе стороны Исландии было сложно, а потому стала оплотом с северными конвоями и советских коммуникациях Баренцева и Карского морей.
    Атлантическое побережье Франции стало главной базой подводного флота, но располагалась в зоне досягаемости британской авиации.
    В послевоенное время, бывшие фашистские подводники в своих мемуарах отмечали многочисленные случаи несрабатывания торпед даже при попадании в цель – удар слышали, а взрыва нет. Решить проблему фашистам удалось токмо в середине войны, кода британо-сшасовцы имели полное преимущество в атлантике.
    Фашистские семёрки были лучшими в мире на тот период, но британо-сшасовцы превосходили в авиации которая контролировала всю северную атлантику. В противолодочных кораблях и главное, в радиотехнических средствах обнаружения подлодок – стоило подлодке всплыть для подзарядки или выйти в эфир, она тут же обнаруживалась и, как правило, топилась. Потому несмотря на лучшее вооружение подводный флот за всю войну понёс самые большие потери в процентном выражении среди всех видов вооружённых сил фашистской неметчины, а пришедшие на смену семёркам новейшие подлодки, которые не обнаруживались тогдашними радиотехническими средствами противника и в боях не участвовали, но подняли послевоенный уровень проектирования новых подводных лодок США, Британии, СССР.
    1. +1
      17 августа 2024 11:58
      Цитата: Jacques Sekavar
      Выйти из Норвегии в атлантику через т.н. “датские пороги” расположенные по обе стороны Исландии было сложно

      Лодки из портов западной Норвегии вполне себе ходили в Атлантику через и Фареро-Исландский и через Фареро-Шетландский проходы, через последний меньше, так как он был ближе к британским авиабазам.
      Датский пролив не использовали из-за сложной минной и ледовой обстановки.
      Из фиордов северного побережья немцы ходили на коммуникации полярных конвоев и на советские коммуникации.

      Цитата: Jacques Sekavar
      В послевоенное время, бывшие фашистские подводники в своих мемуарах отмечали многочисленные случаи несрабатывания торпед даже при попадании в цель – удар слышали, а взрыва нет.

      Тем же страдали и американцы года до 43-го.

      Цитата: Jacques Sekavar
      Фашистские семёрки были лучшими в мире на тот период

      Они просто жертвы PR-a и не более того...
      Сугубое ИМХО: лучшими серийными ПЛ Второй мировой была американские ПЛ серии "Гэтоу"-"Балао"-Тренч".
      1. 0
        17 августа 2024 16:31
        "Семёрки" были оптимальным вариантом в плане "цена-качество"...
        1. 0
          17 августа 2024 16:37
          Цитата: Летучий_Голландец
          "Семёрки" были оптимальным вариантом в плане "цена-качество"...

          Они оказались оптимальным вариантом в виду отсутствия альтернатив: модернизация существующего проекта в соответствии с текущими требованиями более проста, чем разработка нового.
          21-я серия - хороший пример мертворождённого проекта в рамках текущей реальности Второй мировой.
          1. -1
            18 августа 2024 13:47
            21 серия была бы хороша в 1940 году, а появилась в 1945-м. Впрочем, даже начни их массово строить в 1944-м году толку бы уже не было: Англия + США фрегатов строили много больше чем немцы лодок (а 21 серии строили бы ещё меньше!). Но самое смешное то, что в 1940 году 21 серия была на фиг не нужна! Её возможности в той ситуации были избыточны. Так что - да, мертворожденный проект, который выстрелил только после войны и не у немцев)))
      2. 0
        17 августа 2024 19:39
        Цитата: Macsen_Wledig
        Сугубое ИМХО: лучшими серийными ПЛ Второй мировой была американские ПЛ серии "Гэтоу"-"Балао"-Тренч".

        Глубину погружения Семерок привести ?
        1. 0
          17 августа 2024 20:00
          Цитата: Альф
          Глубину погружения Семерок привести ?

          Вы путаете паспортные (90 м) и незадокументированные возможности техники.
          То что запасы прочности прочного корпуса "семёрок" позволяли им "проваливаться" на глубину 200+ метров, а потом при надлежащей подготовке экипажа всплывать никак не говорит, о её "лучшести".
          Любое оружие - это комплекс характеристик.
          1. 0
            17 августа 2024 20:03
            В любых источниках указано, что паспортная глубина погружения Тип 7 200 метров. Если мне не изменяет память, Прин нырнул аж на 265 метров и тем спасся. Какая Балао там может ?
            1. 0
              17 августа 2024 20:20
              Цитата: Альф
              В любых источниках указано, что паспортная глубина погружения Тип 7 200 метров.

              Не знаю как в любых, а о VIIC в немецких пишут:
              Проектная глубина погружения - 100 м
              Максимальная - 165 м
              Глубина разрушения прочного корпуса - 250...280 м.

              Цитата: Альф
              Если мне не изменяет память, Прин нырнул аж на 265 метров и тем спасся.

              Это когда?

              Цитата: Альф
              Какая Балао там может ?

              У "Балао" проектная глубина погружения - 120 м
              По поводу остальных данных американцы молчат.
              1. 0
                17 августа 2024 20:34
                Скажу честно, подтверждения не нашел. Но найду и выложу. Просто из вредности.
                Теперь по глубине Семерок.
                1. +1
                  17 августа 2024 20:56
                  Цитата: Альф
                  Теперь по глубине Семерок.

                  Алаверды, как говорится (см. аттач )

                  Цитата: Альф
                  Скажу честно, подтверждения не нашел. Но найду и выложу. Просто из вредности.

                  Подскажу, где можете поискать (на память не вспомню кто проваливался): или U-331 Тизенгаузена после атаки на "Бархэм" или U-73 Розенбаума после атаки на "Игл".
                  1. 0
                    17 августа 2024 20:58
                    Цитата: Macsen_Wledig
                    Подскажу,

                    Спасибо, благодаря Вам вспомнил. Атака на Бархэм. Вряд ли Балао всплыла бы, да и нырнула на столько же, акустик на берегу бы услышал "звук лопающейся лампочки".
                    1. 0
                      17 августа 2024 21:01
                      Цитата: Альф
                      Вряд ли Балао всплыла бы, да и нырнула на столько же, акустик на берегу бы услышал "звук лопающейся лампочки".

                      Кто знает...
                      Тут нужно американские ЖБД читать: мемуаристики по американским ПЛ довльно мало.
            2. 0
              18 августа 2024 14:28
              У Малютки и вовсе, насколько я помню из мемуаров советских подводников, 60 метров была, но для условий войны на Балтике и Чёрном море этого вполне хватало...
    2. +1
      17 августа 2024 13:12
      Литературным, нормальным языком не владеете?
    3. +1
      17 августа 2024 16:02
      в своих мемуарах отмечали многочисленные случаи несрабатывания торпед даже при попадании в цель

      Это о магнитных. Дениц об этом писал. Аналогичные проблемы с магнитным взрывателем были у американцев. Вплоть до самостоятельного, досрочного возвращения, по этой причине, командиров подводных лодок из боевых походов.
  14. +2
    17 августа 2024 11:20
    Старший лейтенант Александр Петрович Коленко, командир МО-103, чьими трудами U-250

    ,,,представлялся за потопленную лодку к ордену Ленина, но наградили БКЗ.
  15. +2
    17 августа 2024 13:34
    В описании статьи на главной странице сайта используется смешной термин "вундеркинд-ваффе".) Вы бы исправили.
    1. +1
      17 августа 2024 16:32
      Уже Исправил - долбаный Т9...
      1. 0
        17 августа 2024 20:11
        Уважаемый Летучий_Голландец
        В 20:09 в В описании статьи все еще "вундеркинд-ваффе"
  16. +3
    17 августа 2024 19:41
    лучший друг советских физкультурников

    Может, не стоит ерничать над Великим Человеком ? Такое отношение на Т9 уже не свалить...
  17. 0
    18 августа 2024 10:49
    когда лодка пошла ко дну, они впустили в рубку воздух высокого давления, открыли верхний рубочный люк и всплыли вместе с образовавшимся пузырём.
    Стальные яйца надо иметь
  18. 0
    19 августа 2024 13:03
    Никогда не слышал об этом случае. Достойно экранизации!
  19. 0
    20 августа 2024 11:02
    640 подобных торпед, но в цель попали только 58

    Совсем неплохо! Не понимаю использования слова "только".
  20. +1
    21 августа 2024 07:32
    лучший друг советских физкультурников

    Вот неужели нельзя было этого не писать?
    В комплекте с ироничным стилем изложения вообще то интеллект должен прилагаться...