«Колониализм» и «оккупация»: в учебниках по истории Таджикистана и Узбекистана процветает русофобия

23 753 143
«Колониализм» и «оккупация»: в учебниках по истории Таджикистана и Узбекистана процветает русофобия

Ещё в марте этого года историк Александр Дюков обратил внимание на то, что в официальной программе учебного курса истории Таджикистана, на которую выделялись средства из российского бюджета, говорится о «российской оккупации» Средней Азии и «русской колонизации». В частности, в содержании курса за 9 класс говорится о «конце российской оккупации Средней Азии» и «превращении Хивинского ханства в русскую колонию».

После того как отрывки из данных школьных программ по истории оказались в Сети, Министерство просвещения РФ быстро их засекретило, о чём автор уже упоминал в материале Дружба крепкая, не расклеится… О странностях дружбы со странами Средней Азии. Однако не только в таджикских учебниках есть такие пассажи. Впоследствии выяснилось, что подобное сплошь и рядом встречается и в учебниках Узбекистана и Киргизии.



В информационном поле ранее много внимания уделялось русофобии в украинских учебниках и школьных программах, но почему же никто не обращает внимание на то, что происходит в якобы дружественных России республиках Средней Азии?

Миф о «дружбе народов»


Следует отметить, что миф «дружбы народов» был неотъемлемой частью советской реальности и сохраняется и по сей день, поскольку Россия проводит, по сути, ту же национальную политику, что и СССР.

Интернационалистический СССР создавал себе образ безоговорочного оплота межнационального мира и равенства. Однако, несмотря на заверения советского руководства о торжестве дружбы народов и ленинской национальной политики, об успешном завершении создания в СССР «советского народа – новой исторической общности людей», об отсутствии межнациональных противоречий в стране, на деле всё обстояло совсем по-другому.

Проблемы межнациональных отношений в советский период по-прежнему существовали. Национально ориентированная интеллигенция в советских республиках (существование которой всячески поощрялось из Москвы в рамках той самой дружбонародной политики) уже в 60-х годах проводила активную антирусскую политику, на что Москва закрывала глаза. Ситуация серьёзно усугубилась во время перестройки, когда обострилось множество межнациональных конфликтов.

Развернулось армяно-азербайджанское противостояние из-за Нагорного Карабаха, межэтнические конфликты разворачивались в Абхазии, Южной Осетии, Азербайджане. «Нерушимая дружба народов» оказалась фантомом. Во многих союзных республиках обретало силу движение за выход из СССР [1].

Применительно к рассматриваемому периоду можно с уверенностью говорить о росте антирусских настроений в национальных республиках и выделять данный процесс в особого рода межэтнический конфликт. Власть была осведомлена о широком распространении русофобии на местах. Посредником между властью и этносами в данном случае зачастую выступала печать, прежде всего центральная партийная пресса. Газета «Правда», к примеру, составляла регулярные сводки писем из национальных регионов и под грифом «совершенно секретно» направляла в ЦК КПСС.

Из Еревана сообщали о нежелании молодых людей армянской национальности работать, «аргументирующих» своё поведение заявлениями о том, что «пусть русские работают». В письмах из Узбекистана встречаются упоминания о фактах открытого призыва к русским: «Убирайтесь в свою Россию». Кульминацией русофобских настроений можно считать взрывы трёх бомб в Москве, осуществлённые членами подпольной армянской националистической группы – Степаняном, Багдасаряном, Затикяном, которые признали на следствии, что приехали в Москву бороться с русскими людьми [2].

В 70-е и первой половине 80-х гг. XX в. практически завершился процесс национального обособления союзных республик и сформировалось несколько линий межэтнических противоречий: между титульными нациями и национальными меньшинствами, между русскими и русскоязычными с одной стороны и «коренным населением» – с другой.

К середине 1980-х гг. в СССР существовали все те межэтнические конфликты, которые в большинстве своём вскоре (после распада Союза) переросли в вооружённые столкновения и даже войны.

Историк и социолог Игорь Бестужев-Лада ещё в 2015 году писал:

«Когда СССР исчез, а национальная Россия не появилась, возникла чудовищная русофобия, и это естественно, ибо нигде не было никаких сдерживающих центров. В Москве на ключевых постах сидели люди, которые боялись «русского фашизма» и были оголтелыми западниками, в бывших республиках к власти пришли этнократии, за счет русофобии решавшие свои проблемы [3].»

Русофобия в учебниках Узбекистана и Таджикистана


Как справедливо отмечает депутат Михаил Матвеев, «дружбы народов» на самом деле никогда не существовало.

«Согласитесь, что «дружба народов» не может быть с одной стороны. Когда ты с ним «дружишь» в рамках своих «горизонтальных связей», а он с тобой нет? Читаем учебники истории любой из бывших республик СССР, образовавших свои независимые от России национальные государства: везде почти Россия – «оккупант». Какая же это с их стороны дружба? Так как самое массовое переселение по «мостам дружбы» к нам идет из Средней Азии, почитаем казахские, узбекские, таджикские учебники… В учебниках истории этих стран период, когда наши народы начинают «дружить», найти не предоставилось возможным».

Действительно, если говорить о периоде Российской империи, то она позиционируется как «колонизатор» и «оккупант». Вот, например, что говорится в учебнике «История Узбекистана» для учащихся 1 курса академических лицеев и профессиональных колледжей:

«Царская Россия, превратив Туркестан в свою колонию, установила на этой территории систему управления, основанную на насилии. С этого времени местное население потеряло свою независимость… Однако одаренный и гордый узбекский народ никогда не падал духом, героически боролся за национальную независимость и свободу [4]».

В рабочей программе учебного предмета «История таджикского народа», в свою очередь, говорится об «оккупация Джизака, Ходжента и Ура-тюбе (Истаравшана) российскими войсками». Таким образом, Российская империя представляется этакой «империей зла».

Далее идёт советский период, в котором, как уже было указано выше, было якобы торжество дружбы народов. Что же говорится об этом периоде в учебниках по истории дружественных стран Средней Азии? Благодарны ли они России за развитие их республики? Ответ во всё том же учебнике по истории Узбекистана.


«Народ Узбекистана в советский период фактически был в зависимом положении. От прежней системы нам досталось тяжелое социально-политическое, экономическое и культурно-нравственное наследство… Узбекистан в период зависимости не был хозяином своих природных богатств, земли и воды, лесных и других ресурсов, существовавшие в республике предприятия были подчинены Центру и его интересам. Финансово-кредитная, банковская политика были также подчинены Центру, в республике не было своей валюты и валютного фонда. Республика выполняла роль сырьевого придатка бывшего Союза, производившего дешевое сырье и стратегические минеральные ресурсы».

То есть СССР якобы превратил Узбекистан в «сырьевой придаток», в то время как на самом деле если посмотреть уровень реального производства и потребления союзными республиками, то Узбекистан и Таджикистан потребляли в три раза больше, чем производили.

Опять-таки сложно не согласиться с Михаилом Матвеевым в том, что:

«В учебниках «дружеских» стран Средней Азии «дружбы народов» с Россией не обнаружено. Ни до 1917 года, ни после. А если одна сторона её отрицает, то какова цена такой «дружбы»?

Возникает вопрос – почему Россия не обращает внимание на русофобию в республиках Средней Азии, откуда прибывает огромное количество мигрантов? Почему закрывает глаза на то, что русофобии учат в школьных программах, на которые выделяются деньги из российского бюджета? Ведь никаких официальных комментариев по этому поводу нет.

При этом, что интересно, совсем недавно МИД России раскритиковал армянский учебник из-за искажения истории – речь, в частности, идёт об одной из глав под названием «Насильственное присоединение Восточной Армении к России». Почему же МИД не обращает внимания на русофобские формулировки таджикских и узбекских учебников?

Использованная литература:
[1]. Яковенко И. Г. «Нерушимая дружба советских народов»: создание, бытование и деконструкция одного советского мифа // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 8. С. 27-39.
[2]. А. П. Мякшев. Власть и межэтнические конфликты в СССР в период «развитого социализма». – Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Право. Международные отношения, Том 5, Выпуск 1/2, 2005.
[3]. Бестужев-Лада И. В. Дружба народов: миф или реальность? // Экономические стратегии. 2015. № 7. С. 146-153.
[4]. См. Усманов К., Садиков М. История Узбекистана (1917—1991 годн): Учебник для учашихся 1 курса академ. лицеев и проф. колледжей. – Т.: «Sharq», 2011.
143 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +38
    19 августа 2024 03:51
    Я застал распад советского союза в Узбекистане, в Андижане. И знаю как эти умели дружить. Что ж они сейчас не процветают, если советский союз у них только брал??
    1. +27
      19 августа 2024 05:57
      Если брать нынешних узбеков,то они еще неплохо смотрятся по сравнению с соседями.Той же Киргизией или Таджикистаном.Но опять же-используя советский задел.И еще,замечу,мы так же постоянно в поисках внешнего врага.Может поэтому у нас и нет союзников?Только попутчики.До первого крупного шухера.А эти соседи видят прекрасно,что с России можно вить веревки(власть позволяет,даже защищает их в самой России).Почему бы себя так и не аести,воспитывать к ненависти к русским,но имея с них навар?
      1. +8
        19 августа 2024 06:37
        это у вас дружбы нет )))а всем кому надо знают как карточку фридом финанс или каспи казахского получить чтоб баблишко из под санкций выводить в валюте)))азия-инвест с приветом горячим
      2. +1
        19 августа 2024 12:36
        И еще,замечу,мы так же постоянно в поисках внешнего врага.
        Не мы а пятая колонна.
    2. +26
      19 августа 2024 08:03
      Кстати сегодня день лебединого озера. 33 года ГКЧП. Когда коммунисты оказались слишком мягкотелыми. чтобы сохранить Союз.
      1. Комментарий был удален.
      2. +9
        19 августа 2024 08:12
        Посмотрите материалы последнего съезда КПСС увидите, что на съезде коммунистов,присутствовало с гулькин нос, а остальные представляли далеко не коммунистов,но под маской.. smile
        1. +10
          19 августа 2024 08:16
          Просто из этих пяти ни одного не нашось. чтобы взять власть. А вот Ельцин в 1993 запросто расстреливал народ.
          1. +6
            19 августа 2024 08:30
            Вообще все глядя на это спустя...По указке он делал,в пьяном угаре.Впрочем,сейчас это уже и не важно
            1. +1
              19 августа 2024 08:48
              Как выяснилось, в расстрелах 1993 года в Москве участвовали израильские боевики во главе с другом Владимира Соловьёва, двойным агентом Яковом Кедми
              1. -1
                19 августа 2024 19:51
                Антисемитизм — это один из самых уродливых общественных психологических феноменов, который окрашивал и продолжает окрашивать собой человеческую историю.
                1. +2
                  20 августа 2024 14:12
                  Антисемитизм-выдумка евреев.Арабы тоже семиты.
                  Есть антисионизм.
                  Что касается переворота,то не последнюю негативную роль сыграл КГБ.Управление контрразведки которого смогло нейтрализовать ВС СССР.
                  Таджики и киргизы быстро забыли ,как их спасли русские от гнета Кокандского ханства.
                  Перед нами картина того,как бай вдруг стал ханом.
                2. 0
                  20 августа 2024 14:13
                  Цитата: 61-й
                  Антисемитизм — это один из самых уродливых общественных психологических феноменов
                  а русофобия это менее гадкое проявление чем антисемитизм?!
                  подобными высказываниями и порождается антисемитизм
                3. 0
                  21 августа 2024 01:46
                  61-й
                  Вы скажите это евреям, ибо арабы тоже семиты. Убийство евреями арабов, впрочем, как и в целом отношение евреев к арабов - это и есть самый уродливый антисемитизм
                  1. 0
                    22 августа 2024 14:31
                    " Убийство евреями арабов, впрочем, как и в целом отношение евреев к арабов - это и есть самый уродливый антисемитизм"
                    Вам бы неплохо почитать историю образавания Израиля, кто там начал вражду и нетерпимость, кто первым нападал и развязывал войны.
                    Кстати, я не еврей laughing
                4. +1
                  22 августа 2024 15:59
                  Самые большие в мире националисты это евреи, появился термин-еврейский фашизм.
                  1. +1
                    23 августа 2024 00:18
                    23ronin
                    Ну, так и есть, евреи ещё в древности заложили основы нацизма. Гитлер именно у них взял идею избранного народа. Только нацизм, а не фашизм. Нацизм = национализм + фашизм
              2. 0
                19 августа 2024 22:44
                Давно пора всех некоренных сионистов выслать в Израиль. Даёшь национальные кадры. Все должны проживать на своей этнической родине
              3. +1
                20 августа 2024 13:09
                Цитата: futurohunter
                Как выяснилось, в расстрелах 1993 года в Москве участвовали израильские боевики во главе с другом Владимира Соловьёва, двойным агентом Яковом Кедми

                эт которые из танка по белому дому стреляли? Соловьев наводчик, Кедми командир, а ктож мехвод? все хорошо в меру и не должно доходить до абсурда.. эт я и про юдофобию тоже..
                1. 0
                  21 августа 2024 01:41
                  Нет, снайперы с крыш зданий. Юдофобия здесь не причем. Среди евреев, впрочем, как и среди других наций, мерзавцев тоже хватает
              4. +1
                20 августа 2024 14:09
                Цитата: futurohunter
                Как выяснилось, в расстрелах 1993 года в Москве участвовали израильские боевики во главе с другом Владимира Соловьёва, двойным агентом Яковом Кедми
                кем выяснилось?
                1. -1
                  21 августа 2024 01:40
                  Вам прям источник и цитату. Но я не фиксирую всё, что вижу и слышу, со всеми подробоостями, звиняйте))) Была инфа. Кому надо - тот найдёт)
                  1. +1
                    21 августа 2024 09:13
                    Цитата: futurohunter
                    что вижу и слышу

                    прям акын?!
                    Цитата: futurohunter
                    Была инфа. Кому надо - тот найдёт)

                    попросту сплетни распространяется
          2. +5
            19 августа 2024 08:48
            Просто из этих пяти ни одного не нашлось. чтобы взять власть.
            Не про пятерых, про съезд и его участников,где коммунистов от партийных организаций,почти не было."Партия - рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак"(с). А на последнем съезде,это был уже не кулак, и даже не ладонь, а не понятно, что
      3. +16
        19 августа 2024 08:55
        Цитата: Гардамир
        Когда коммунисты оказались слишком мягкотелыми. чтобы сохранить Союз.

        Вместо того, чтобы оперативно арестовать предателя ЕБН, вместе с подельниками по Беловежской Пуще, надо было нагнать в Москву армейские части, спровоцировать московский "майдан", с сакральными жертвами. Только всё дискредитировали, товарищи из ГКЧП, бездарно испортили. Вот так и активировали прозападный антиконституционный государственный переворот в 1991 году. "Узник Фороса" умыл руки и позорно спустил красный флаг в Кремле. Так пала великая страна, а обманутый народ, вместо "демократии" получил капитализм, грабительскую приватизацию, легализацию во власти воров, бандитов и предателей-ренегатов, подкаблучных своим хозяевам на Западе. В этом, Россия заполучила агентов иностранного влияния и сомнительные для суверенитета акценты в новой Конституции.
        1. +1
          19 августа 2024 11:42
          Не забывайте и распад(принудительный) СЭВ, оттуда много чего "проросло".
        2. 0
          20 августа 2024 06:39
          Какой особый смысл после драки кулаками махать? Хотя жанр альтернативной истории имеет большой успех, самый распространенный сюжет -- попаданец советует (а по сути руководит) Сталиным во время ВОВ.
          1. 0
            21 августа 2024 09:51
            Цитата: Sensor
            Какой особый смысл после драки кулаками махать?
            Иронизируете? Смысл в том, что, как минимум, из истории надо делать выводы. Ещё, по вашей логике, все суды над преступниками, это жанр "альтернативной истории", так как наказание "после драки". То, что над предателями будет суд, вряд ли стоит сомневаться. С буржуями России не выстоять, да и с их "клакёров" и идейных "адвокатов", надо думать, спросится.
            1. +1
              21 августа 2024 10:07
              Иронизируете?

              А что еще остается, на моей жизни история СССР(России) трижды менялась. Неладно почуял когда преподаватель истории КПСС в 1974 г настоятельно не рекомендовал использовать учебники изданные до 1965 года.
  2. +29
    19 августа 2024 03:53
    Почему же МИД не обращает внимания на русофобские формулировки таджикских и узбекских учебников?

    Потому что МИД действует по указанию президента и буржуйской партии, где интересы населения не учитываются, а по большому счёту временщикам-спекулянтам всё равно, какие народы сегодня заселяют пространство приносящей огромные доходы территории.
    Это номинально в России власть и всё, что к ней прилагается, принадлежит народу. А на деле народ оказался заложником хитрых планов и многоходовок. Что касается природных ресурсов и прочих активов России:
    В России полным ходом идёт самый масштабный передел собственности со времён приватизации 1990-х. Однако в отличие от событий 30-летней давности государство не разбазаривает казённое добро (доля активов в собственности государства и так не превышает 18%). Правительство использует механизмы национализации для изъятия предприятий у "неправильных" олигархов в пользу тех, кто доказал свою преданность идеалам суверенной демократии и умеренного консерватизма

    Разобрались теперь, почему мы живём в стране постоянно растущих цен на товары и услуги?
  3. +23
    19 августа 2024 04:06
    Да все понятно с этой "дружбой", а если мы тут все такие оккупанты, то что же они к нам едут со всех щелей. Работать? Вот не надо мне сказки рассказывать, поколение мигрантов которые ехали сюда за работой уже давно прошли. Они теперь работать не хотят, а красиво жить хотят. Мы не богатая страна, а эти из своих аулов приехали и удивляются тому что у нас есть, то есть за 30 лет своей "независимости" без русских ничего сделать так и не смогли. А без СССР так и жили бы в средневековье, при свечах в лучшем случае. На счет "просветительства" за наши же деньги тоже не удивлен. Эти люди миграцию остановить не хотят, поэтому это часть ихнего плана, по уничтожению нашей страны чужими руками. Страшно что эти люди во власти, и рассказывают нам сказки о патриотизме, и печенегах......
    1. +18
      19 августа 2024 06:43
      Цитата: turembo
      Вот не надо мне сказки рассказывать, поколение мигрантов которые ехали сюда за работой уже давно прошли. Они теперь работать не хотят, а красиво жить хотят.
      Они и раньше ехали сюда не за работой, а за деньгами. То, что они якобы "трудолюбивые" - это миф. Как только они зарабатывали денег достаточно на калым, так сразу ехали домой и покупали невесту. Потом привозили ее сюда и картина маслом: ходит новоявленный Бай руки в брюки, а метлой машет уже жена. Причем машет бестолково, просто из стороны в сторону мусор туда-сюда гоняет ибо смысл этого действия тем, у кого на родине полы земляные вообще непонятен.
      P.S. у меня два таких таджика - дворника было, сначала пришлось уволить первого, но он попросил взять на работу его брата. Брат тоже работал до тех пор, пока не скопил на калым, а потом все, и он стал баем и началось тоже самое. Как только они покупали себе жен, то сразу же считали что всего в этой жизни уже достигли и больше уже не работали становясь эксплуататорами женщин.
      P.P.S. давно таджиков дворниками не берем, работает наш русский парень.
  4. +19
    19 августа 2024 04:08
    В принципе все написано верно. Проблема в том, что пишут они эти учебники давно, а во-вторых, вся их творческая интеллигенция существует на гранты NED и USAID. Там 250 НКО, которые это курируют.

    В России сами мы определиться не можем - одни кричат, что Империя Романовых это великое добро, а СССР зло, а другие, что СССР добро, а Империя мрак и отжившее регрессивное нечто и туда ей мол и дорога.

    Какой у нас учебник для таджиков? Нет своего, ну так им USAID напишет и денег на тираж даст. Эти учебники там пишут с 90х.

    А у нас своя была Тамара Эйдельман, которая аж была типа учитель года, премии собирала, теперь за расчленение и поражение наше выступает. Сначала у себя мы либерду прозападную вычистить должны, а то и таджикам будет учебник писать очередная Эйдельман
    1. +7
      19 августа 2024 06:51
      Враги СССР восхваляют не всю Российскую Империю ,а только Николая II. Они сфальсифицировали его правление ,выкинув из него все те же факты ,которые они выставили за преступления Сталина ,чтобы создать их антисоветский миф "как до коммунистов всё было расчудесно ,Россия весь мир кормила "
      1. +3
        19 августа 2024 09:00
        Напомню, что основоположником писаний про ужасы русского колониализма на национальных окраинах России был некто Ленин и компания. Эта информация впоследствии не подтвердилась и больше того, выяснилось, что никакого русского колониализма никогда не существовало, а термин колониализм применим только к западноевропейским странам. Позиция нынешних правители национальных окраин, ставших государствами ничем не отличаются от ленинской риторики и подходов к русской нации. Они ничего своего не выдумывают, а берут на вооружение придуманное до них большевиками. Только и всего.
        1. +2
          19 августа 2024 09:03
          Ну вот именно то ,что я о врагах СССР уже здесь написала . Они сваливают вину за всё плохое на советских коммунистов , и все проблемы сразу "решены ", и им ничего делать не надо .
          1. -2
            19 августа 2024 09:58
            Сейчас речь идет не о врагах ушедшего в историю СССР как временной формы государственного устройства России, а о русофобии как идеологии, основоположниками которой были сами большевики. Эту большевистскую идеологию взяли на вооружение местные национальные элиты нацокраин Российской Империи. Русофобия национальных элит основана на большевистском подходе к национальному вопросу и искоренении пресловутого "великорусского шовинизма", в котором большевики так преуспели за 70 лет советской власти.
            1. -2
              19 августа 2024 11:01
              От врагов СССР бесполезно ждать не только правды ,но и логики и здравого смысла . Это ВЫ создали не только антисоветские ,но и русофобские Государства на территории захваченного вами СССР . Это ВЫ уничтожили процентов 80 того российского /русского ,что было в РИ и СССР .
              Но как всегда ,вы трусливо свалили вину на других .
              1. +4
                20 августа 2024 02:03
                А кто рассказывал про великодержавный шовинизм? что Россия это тюрьма народов? Это был Ленин. И коренизацию начал он, отделив малороссов от русских. Просто цитаты из малой советской энциклопедий 1929 года:

                "Россия - бывшее название страны, на территории которой образовался Союз Советских Социалистических Республик.

                Употребляемые в таком смысле выражения "История России", "русская история" кроме того прикрывают и оправдывают колониальную политику угнетения и насилия российского самодержавия над нерусскими народностями.

                Термин "русская история" есть контрреволюционный термин, одного издания с трехцветным флагом".
              2. 0
                20 августа 2024 14:17
                Цитата: tatra
                Это ВЫ уничтожили процентов 80 того российского /русского ,что было в РИ и СССР .
                Но как всегда ,вы трусливо свалили вину на других .

                при всем моем уважении к большевикам, уточните какой смыл был в том что бы уничтожить понятие великороссов и подменить его понятием русские ведь русские было более обширное понятие и включало в себя малороссов и белорусов
              3. 0
                22 августа 2024 16:08
                У ортодоксальных коммунистов, к коим безусловно относитесь вы tatra, понятия "логика" и "здравый смысл", быть не могут априори ! Более того, на лицо маниакальная зацикленность на "врагах СССР". Симптомы очень тревожные !
      2. -1
        19 августа 2024 12:36
        Татра, историю подтягивают, переписывают и подчищают все. Это точная наука только для самих историков, но поскольку история философична и гуманитарна, то она всегда часть идеологии. Профессиональным историкам это не нравится, поскольку они все-таки ученые, а не идеологи, но из песни слова не выкинешь. Профессиональному историку не хочется обслуживать идеолога, но он вынужден, в отличие от математика, всегда соприкасаться с идеологом. Таким образом пытаться доказать, что в СССР все было исторически точно, а современное описание нет или дискуссии при РИ, бесполезно. Подтягивали и подчищали везде и всегда.
    2. +5
      19 августа 2024 08:57
      Раз отделились , значит живите своим трудом . И почему Россия им оплачивает еще учебники ? Российское руководство все еще думает и руководит по « советски» .
      1. +8
        19 августа 2024 09:07
        Вообще-то ,никто из врагов СССР ,захвативших республики СССР ,не живет своим трудом ,везде одно и то же -паразитирование за счет результатов труда советских коммунистов и их сторонников ,включая ,советский сырьевой и промышленные сектора ,советские основные фонды ,за счет импорта ,работы иностранных фирм .
        И это не заслуга врагов СССР в том ,что им досталась самая богатая и самая развитая республика СССР .
      2. +1
        19 августа 2024 12:30
        Там ВЕЗДЕ так. Вот главная книга Туркменистана (без шуток - это там надо зубрить) "Рухнама" авт первый президент Сапармурат Ниязов

        С новой силой вспыхивают неурядицы с приходом на берега Хазара русских. В российско-иранских отношениях туркменам отводится второстепенная роль, они унижены, им урезают площади оседлого проживания, из-за земли и воды начинаются внутренние споры, разгорается вражда с соседними государствами.
        Геоктепинская война 1879-1881 годов наносит сокрушительный, непоправимый урон всему политическому, экономическому, социальному укладу жизни туркмен. Рушатся последние устои туркменской государственности. Россия ввела на туркменской земле зависимое управление, развернула религиозную пропаганду, стала проводить свою культурную политику.

        Чего греха таить – все годы, что мы провели в составе СССР, мы мирились с подобными характеристиками, точнее сказать, ярлыками. Тех же, кто имел иное
        мнение, объявляли врагами народа, подвергали унижениям, дискриминации. Сотни тысяч наших сограждан были по этой причине репрессированы, расстреляны, а миллионы, снявшись с насиженных мест, были унесены ветрами далеко от родного дома. Оставшиеся на своей земле (около трех миллионов), забыв о своем происхождении, влились в общность под названием советский народ и начали подзабывать и
        свой родной язык, и религию, утрачивать национальные чувства. В таком состоянии мы пребывали 74 года. 74 года тоски, уныния, безверия в свой завтрашний день!

        1. +3
          19 августа 2024 13:06
          74 года тоски , уныния , безверия ! За 74 года построена было русскими вся промышленность , которой до этого не было совсем . Было в Туркмении средневековье . И без России жили бы как в Афганистане . Вот такое уныние и тоска . Слов нет .
          1. +3
            19 августа 2024 13:08
            Я же говорю, что это уныние, тоска там в книжках образовательных везде. СССР забрал у среднеазиатов главное - мечту быть баем. Нельзя отбирать у людей мечту, ибо быть баем это хорошо good
        2. 0
          19 августа 2024 14:32
          https://www.hronikatm.com/2015/01/geoktepinskaya-bitva-i-indiyskiy-sindrom/
          вот что нашёл практически сразу на просторах интернета am
          1. 0
            19 августа 2024 14:46
            Ну одна из многочисленных версий, причем еще не самая терминальная, надо отметить.
    3. 0
      19 августа 2024 17:52
      nikolaevskiy78. (Михаил). Сегодня, 04:08. ваше - «…В России сами мы определиться не можем - одни кричат, что Империя Романовых это великое добро, а СССР зло, а другие, что СССР добро, а Империя мрак и отжившее регрессивное нечто и туда ей мол и дорога….»

      С вами не поспоришь. но …кому действительно важен вопрос России. feel тот «вдруг» обнаружит. что при всём похоже непонимании важности самой НЫНЕШНЕЙ России. а не её формы в прошломчто важно выбрать оптимальное и из РИ и СССР..
      Но одно. как «близнецы - братья» это вопрос содержания в ущерб СЕБЕ окраин. как при РИ. так и при СССР. bully Сейчас пик. содержание только ТАМ. уже в самой РФ умножилось содержанием с девизом - «Рауфик. нэ виновуат. Саувсэм! Простит и отпустыт». Повезло детям кочевий и тикменя. ИХ до них не дотянулась рука цивилизованной Англии. А могли бы жить как в Афганистане с заботливым воспитание английской короны. am crying
      Основание для почесываний затылка - например:
      - книга из серии автор Сергей Сергеев- «Русская нация и рассказы об её отсутствии» и др.
      - статистика. кто и сколько вносил в бюджет СССР и кто «зажигал. за его счёт».
      - во сколько обходится семья гостя (высоко одухотворенных и с дипломом «Кембрижда» топ- специалистов метлы. лопаты. шуармы и незаконной торговли без налогов. распространителей наркоты и просто от этнобанд до этнотеррора и его сэмьи зависших на наших льготах. пенсиях. жилье. д. садах и школах( жена. возможно не одна и дети мин -3. пенсии -родители и дедушки с бабушками). Статистика в интернете. спроите кто в новосторойках. кто начем ездт- авто и др.
      hi
  5. +11
    19 августа 2024 04:36
    я уже давно тут пишу про то , что неужели послам РФ в республиках Средней Азии и Армении запрещено посмотреть тамошние телешоу на политические и исторические темы , тамошние новостные телепередачи и полистать местные ихние школьные учебники по истории . Давно от послов РФ в этих странах должен был поступить доклад Лаврову и Думе , что после такого "воспитания" на дрожжах неприкрытой русофобии и фальсификации истории , блефом является ОДКБ и СНГ. Что , при беде из вне для России , на такой русофобии в Средней Азии , Казахстане и в Армении воспитанные местные солдаты , по "тревоге" от ОДКБ или СНГ пойдут защищать Россию ? Не смешите ! Они быстрее поднимут бунт против своих властей под лозунги ПОЧЕМУ ВЫ НАС ПОСЫЛАЕТЕ ЗАЩИЩАТЬ НАС ВЕЧНО ГНОБИВШИХ И ОКУПИРОВАВШИХ РУССКИХ , чем станут вместе с солдатами России в один строй защитить Россию . От сюда и вопрос к конторе Лаврова .- или наши послы там "мышей не ловят", или контора не докладывает "на верх" ,или "на верху" контору посылает "идти лесом" не мешая комфортным посиделкам с банкетами и шашлыками заседаний штабов и структур ОДКБ и СНГ. Так я уже не говорю про то , что такой доклад Президенту и Думе ,помимо конторы Лаврова , должны бы сделать и конторы внешней и военной разведки РФ . Ну те самые , которые рекомендовали в начале СВО армии России стрелять только по украинским батальонам нацистов-бандеровцев , но не трогать солдат и офицеров ВСУ , потому что те бросят оружия или повернёт оружия против бандеровцев и с цветами встретят армию России .
    Так я вас хочу спросить ,- если в тех республиках такая страшная и не прикрытая русофобия , если там такая на всех уровнях фальсификация истории , если там против "русских поработителей и оккупантов" воспитали уже азиатам свойственное чувство мести , то какой контингент от туда лице десятков миллионов мигрантов , перебрасывается в Россию ? Они у себя на родине не удосужились даже русский язык выучить , ведь их там так учили , что это язык поработителей и оккупантов .
    1. +18
      19 августа 2024 04:43
      Они у себя на родине не удосужились даже русский язык выучить

      Справедливости ради, они у себя на родине не обязаны чужой язык учить, хоть оккупанта, хоть благодетеля. Другой вопрос, что без языка они не должны к нам ехать на работу. Но ведь их принимают? Принимают. Тогда, тем более, зачем учить-то?

      Пусть у себя в учебниках пишут, что хотят, это вы еще не видели, как они описывают отношения в Средней Азии между собой. Например казахи и киргизы. От вы бы удивились wassat .
    2. +3
      19 августа 2024 06:43
      Цитата: север 2
      давно от послов РФ в этих странах должен был поступить доклад Лаврову и Думе


      Думаете послы на местах, не знают ситуацию ? Вот даже в концовке статьи:

      совсем недавно МИД России раскритиковал армянский учебник из-за искажения истории…почему же МИД не обращает внимания на русофобские формулировки таджикских и узбекских учебников?


      И правда почему же тут видят, а там нет ? Может быть дело в политике (с) когда Россия закрывает глаза на русофобию, на искажение истории, и ущемления прав Русских людей в странах бывшего СССР ?

      Даже взять Казахстан, сколько было истории про ущемления наших соотечественников за рубежом, начиная с вопросами языка, заканчивая откровенно русофобией… и что наш МИД или Госдума как то озаботилась этими вопросами ? Всё спускается на тормозах, чтобы не расшатывать «дружбу» и бизнес интересы Газпрома/Роснефти и прочих наших ресурсных «гигантов» в этих странах.

      Поэтому проблема не в том, что мы не видим, а в том что нет сигнала сверху на обострение этих вопросов…
    3. -1
      22 августа 2024 10:45
      "Ну те самые , которые рекомендовали в начале СВО армии России стрелять только по украинским батальонам нацистов-бандеровцев , но не трогать солдат и офицеров ВСУ , потому что те бросят оружия или повернёт оружия против бандеровцев и с цветами встретят армию России ."
      22 июня Сталин не хотел верить, что Германия напала на СССР. Потом советские пропагандисты убеждали себя, что обманутый немецкий пролетариат вот-вот повернет оружие против своей буржуазии, и мы вместе с немцами быстро победим Третий рейх. По их представлениям, немцы были хорошими, вот только Гитлер их обманул. Только когда немцы дошли до Москвы, в Кремле, наконец, поняли, что фантазии советской пропаганды не имеют никакого отношения к действительности.
      Не находите аналогий ?
  6. Комментарий был удален.
    1. +6
      19 августа 2024 09:46
      видел в свое время людей покинувших родные дома от "дружбы народов" которая царила в 90х.

      Как один из тех, кто пытался вернуться на Родину, скажу, что большего унижения я никогда в жизни не испытывал. Мне просто ответили, что российская сторона не заинтересована в возвращении моей семьи. По простому это прозвучало так - мы "нахлебники", хотим отнять у граждан РФ часть их собственности, потому что начиналась ваучерная приватизация и все станут миллионерами. Вот у меня и вопрос, а здесь много собралось миллионеров?
  7. +4
    19 августа 2024 05:09
    Сталинская власть и сталинские методы раскрыли действительно возможный потенциал сейчас так называемой дружбы народов . Но на это нужна власть на подобия сталинской власти . Как результат тогда , народы Ср.Азии ,Казахстана , Грузии , Армении , Азербайджана , Украины вместе с народами России во время ВОВ грудью встали на пути фашистов. А сколько миллионов эвакуированных русских семей из Москвы и Ленинграда приняла тогда Узбекская ССР! А вы что , думаете что правители этих Среднеазиатских республик потом не увидели , что Хрущёв из лагерей выпустил тех, которые, если бы в руки во время ВОВ им попали бы те миллионы русских семей которых спас во время ВОВ Узбекистан , то они их просто вырезали бы , расстреляли бы , сожгли бы заживо , или отправили бы рабами в Германию . А их Хрущёв выпустил из лагерей и очень многих даже и вовсе реабилитировал . Вот так Хрущёвым и был уничтожен сталинской властью посаженный и прижившийся цветок дружбы народов .
    1. +2
      19 августа 2024 07:32
      Раньше тоже веровал в братство по оружию, но без промытых мозгов этот вариант сотрудничества наций отпадает напрочь. Смотрите на украинцев с их заградотрядами, руки выкрутили под разными предлогами и в окопы. А вот дрались те русские до последнего за понимание своей правды происходящего. Ему всё-же доказали, что мы - русня-оккупанты, а он украинец-защитник. О промывке мозгов эта статья как раз. Что-уж говорить про этнических не русских! Проект "советского человека" закрыт и мечтать о возрождении его более не желаю, платить сотни лет жизнями русских не хочу более!!!
    2. 0
      22 августа 2024 17:30
      Николай 2 за развал РИ причислен к лику святых, интересно а Сталин за сохранение РИ будет причислен к лику святых?
  8. 0
    19 августа 2024 05:20
    Не следует забывать, что в советские времена поливали грязью национальную политику РИ как могли. Все сводилось к тому, что царизм проводил политику разделяй и властвуй и поощрял русский шовинизм. Вот советский человек с идеологией коммунизма и исповедующий интернационализм это другое дело. Нет теперь советского человека, нет и идеи для скрепления дружбы народов. А вот ненависть к «русской оккупации» осталась.
    1. -2
      19 августа 2024 05:47
      с Вами согласен. Вспомните в советское время "толщину" школьного учебника по истории России и Российской Империи ,которым соответственно тысяча и почти триста лет ,с "толщиной "учебника по истории СССР и КПСС , которым соответственно лет только по пятьдесят всего то... Так быстро себя лично "любимых и навечных" заносить в Историю , тоже надо совести и такта иметь только минимум. Вот поэтому то что простояло тысячу лет и перешло от Российской Империи в метафизическое наследство коммунистам , коммунисты это наследство профукали за семьдесят лет , хотя учебники-оды по истории о себе "любимых и навечных" ,писали толщенные толщеные книги ...
      1. +1
        19 августа 2024 07:10
        Толщину книг помню. Например Тарле " Нашествие Наполеона" изд. 1938.или трехтомник Богдановского о войне 1812 изд 1959.....

        Так что г-н хороший, размахивать тут своим невежеством как знаменем - - не надо. У вас представления-дубовый стереотип СМИ из "святых 90 х".
      2. 0
        20 августа 2024 14:44
        Цитата: север 2
        Вспомните в советское время "толщину" школьного учебника по истории России и Российской Империи ,которым соответственно тысяча и почти триста лет ,с "толщиной "учебника по истории СССР и КПСС

        редкую глупость написали, во первых, в школе НЕ ИЗУЧАЛИ историю КПСС это предмет высшего образования
        теперь по истории СССР в школе, судя по всему вы либо прогуливали урок истории либо учились в школе значительно позже советского периода
        в советской школе не было отдельных учебников по истории России и СССР
        был учебник истории СССР для различных классов

        4 класс период с древних славян, по Великую отечественную включительно
        5-6 класс общемировая история древний мир и средние века
        7 класс Первобытнообщинный и рабовладельческий строй - 2 половина VIII века
        8 класс Россия IХ век
        9 класс Россия конец IX века революция и до 20 годов ХХ века
        10 класс новейшая история СССР
    2. -6
      19 августа 2024 06:56
      Ненависть у врагов СССР ,захвативших республики СССР -не только к истории нашей страны ,но и друг к другу ,поэтому и они после захвата СССР не захотели жить дальше в одной стране ,поэтому и стали стравливать народы между собой ,и развязывать войны друг с другом .
      Ну а у врагов СССР все 33 годы всё просто "а мы ни при чем ,это всё коммунисты виноваты ", и всё ,все проблемы сразу "решены ", и ничего делать не надо .
      1. -1
        19 августа 2024 08:26
        Ивану2022.
        Во-первых , я не господин. Ни вам , ни другому здешнему комментатору .
        Во вторых , я вас в невежестве не обвиняю за то , что вы историю изучали в школе в РСФСР в советское время . Я же историю в советское время изучал в другой республике СССР , и до сих пор прекрасно помню тонкие учебники по истории России и российского государства , и толстенные учебники по истории СССР и по истории КПСС. По истории национальной республики до образования СССР , учебник по её истории был ещё тоньше .
        Так что ещё можно сильно поспорить , у которого тут из нас дубовый стереотип, как вы тут другим его клеите , не замечая собственного ...
        1. -1
          20 августа 2024 14:46
          Цитата: север 2
          Я же историю в советское время изучал в другой республике СССР , и до сих пор прекрасно помню тонкие учебники по истории
          тонкий бвл только учебник в 4 классе, вы либо простите врете, либо придумываете, молчу уже про бред с историей КПСС в школе
    3. +2
      19 августа 2024 08:58
      в советские времена поливали грязью национальную политику РИ как могли. Все сводилось к тому, что царизм проводил политику разделяй и властвуй и поощрял русский шовинизм
      .Если национальная политика РИ была такая идеальная,то почему же,прибалты,белорусы,украинцы,закавказцы и среднеазиаты,не объединились с Колчаком,Деникиным,Юденичем и т.д.в годы революций и гражданской под лозунгом За единую и неделимую, и в интернациональном порыве ,вместе не пошли свергать большевиков? А разбежались по национальным квартирам? На местах решив локальные задачи с большевиками,Бакинская коммуна,свержение Эстляндской трудовой коммуны и т.д.? А белые финны расправившись с красными,мечтали у России земли до Урала оттяпать,да , еще тогда в 1918-1922
      1. -1
        19 августа 2024 09:24
        Я не говорил, что национальная политика РИ была идеальная, но она была вполне приемлемой для своего времени. Смысл моего комментария в том, что не нужно очернять свою историю даже если имеются идеологические расхождения. В белом движении были разные национальности. Единого антибольшевистского движения не было потому, что большевиков на первое время никто не воспринимал серьезной силой. Интервенция со стороны союзников подтолкнула многих офицеров вступить в Красную Армию. Причины поражения белого движения можно перечислять долго.
        1. +1
          19 августа 2024 09:51
          Белогрузины ,воевали и с красными и белыми.Демократические Закавказские республики между собой.Белолатыши,против Белой армии Бермонда Авалова,Маннергейм ,царский генерал,(бывший) на предложение бывшего царского адмирала Колчака,взять Петроград, попросил Кольский полуостров, с Карелией,это наверное потому, что большевиков всерьез не принимали.Восстание в Архангельске ,организовал русский офицер,на английские деньги и так удачно, что и интервенты подоспели.Т.е.национальная политика РИ для своего времени была приемлема,национальная политика большевиков для нового времени не приемлема.Национализм,развили большевики интернационалисты smile
          1. 0
            19 августа 2024 10:05
            Большевики построили страну на идеологии коммунизма как объединяющего фактора. Национализм никуда не делся, а ушел в подполье. Как только рухнула идеология коммунизма, джин вышел из бутылки с новой силой. Теперь у него стало два врага: русский шовинизм и коммунизм. И конечно во всем виноваты русские хоть и идеология коммунизма далеко не русского происхождения, а большинство членов ревкома не являлись этнически русскими людьми .
            1. +1
              19 августа 2024 10:52
              большинство членов ревкома не являлись этнически русскими людьми
              Разумеется, если в кране нет воды..понятно кто ее выпил. smile И все таки вы не ответили на главный вопрос, почему националисты всех окраин не объединились с русскими националистами тогда против большевиков и главное, почему объединиться не могут сейчас с Россией,которая борется против коллективного Запада и неоколониализма, цели то благие?
              1. 0
                19 августа 2024 11:17
                Объединяются всегда с сильным. В Гражданской войне националисты окраин метались то к белым, то к красным. Башкирский национальный корпус в пример. Если бы Колчак или Деникин взяли Москву, то желающих к ним присоединиться было бы немерено. Если бы Россия взяла Киев за 3 дня, то и союзников было бы у ней больше. А вот борется ли Россия с коллективным Западом или вымаливает переговоры, это вопрос.
                1. +1
                  19 августа 2024 11:43
                  националисты окраин метались то к белым, то к красным
                  Закавказцы, не метались,прибалтика не металась ни к белым ни к красным,НР Беларусь не металась,УНР не металась,среднеазиаты были сами себе на уме.Главное почему они не объединились, не захотели жить в новой единой демократической России,под триколором, вместе? И сейчас не хотят.Каждый заявляет, у вас свое, у нас свое.Не хотят, слиться в экстазе с Россией,под лозунгом дружбы народов.Я государства имею ввиду и правящую элиту.
                  Объединяются всегда с сильным.
                  Советская Россия, в 1922 году, офигенно сильной была, в санкциях по уши,не признанное государство,как ЛНДР,однако, такие же объединились с ним.А сейчас? Получается,РФ, слабая,если никто к ней ,добровольно в объятия не лезет.Беларусь и та себе на уме,в рамках союзного государства,не признает,территориальных приращений союзного государства.
                  1. -1
                    19 августа 2024 19:04
                    В 1922 Гражданская война уже закончилась и большевики закрепились во власти. Сопротивление если и было, то разрозненным. Европа устала от ПМВ и ей было не до России, а без внешней поддержки у антиболшевистского движения не было никаких шансов. Объединение России под названием СССР свершилось «железом и кровью» на 70 лет.
                    Вы считаете, что потеря уже исконно русских территории современной России и постоянные разговоры о переговорах это признак силы? Ядерное оружие не в счет.
              2. +1
                19 августа 2024 18:17
                почему националисты всех окраин не объединились с русскими националистами
                - странная постановка вопроса об объединении националистов. laughing Тут не националисты объединиться в одной стране не могут, а вы об этом...
  9. 0
    19 августа 2024 05:49
    Это хорошо,что один человек просветил на о русофобии в Средней Азии. А то бы мы про это не знали? Те элиты,которые правят на постсоветском пространстве, взяли национализм как верное оружие. Деловые отношения еще не означают дружбы между людьми.А кстати,если нет дружбы между народами,то мы обязательно придем к дружбе между двумя и более товарищей.Все обособились. И при этом хотят,чтобы были хорошие отношения.Идет ломка не только советской идеологии,а всего того,что связывало нас веками.В войну ведь были нетолько мобилизованные,но и добровольцы со всей Средней Азии.Нас разделяет национализм и религия.Именно из этих источников идет взаимное недоверие.
    1. -2
      19 августа 2024 09:08
      Цитата: Николай Малюгин
      В войну ведь были нетолько мобилизованные,но и добровольцы со всей Средней Азии.

      Эти добровольцы со всей Средней Азии были русскими или из смешанных семей.
  10. +7
    19 августа 2024 06:20
    Новость то не свежая,они уже переписали учебники ,уже несколько лет назад и даже не два и не три года назад.А вот свежей новости, автор не стал уделять внимание.Под редакцией Мединского, в этом году , был составлен новый учебник по Истории России,проекты разосланы главам субъектов, и глава одного субъекта РФ, возмутился содержанию учебника, а конкретно, главе покорения Кавказа, фамилия главы субъекта слишком известна , чтобы ее называть.Это академик ,герой России и близкий товарищ,чуть ли не сын, сами знаете кого.И потребовал исправить содержимое и что вы думали ? Исправили.Но это автором не обсуждаемо, как и избиение русскими мажорами , русского парня в Феодосии, не таджики же избили, а представители местного правящего класса. Или вот новость,в Ярославской области, директор бройлерного завода,праздновал день рождения.Виновник торжества , предстал перед приглашенными,на колеснице, в костюме фараона, которая была запряжена рабочими предприятия, в костюмах египетских рабов,Погуглите ,найдете, но писать обо всем этом ,неудобно как-то,"Титаник",не стоит раскачивать, крыс на верхних палубах тошнит.Но лучше писать про СССР, как там было гадко и мерзко.Не то что сейчас.Дружба между народами в России, цветет и пахнет, а именно к ней призывает автор статьи. smile
  11. +2
    19 августа 2024 06:34
    Развернулось армяно-азербайджанское противостояние из-за Нагорного Карабаха,

    Ну тут тоже свой острый язычок приложили либералы, та же Старовойтова, рассказывая армянам исторические этюды про Карабах
  12. -1
    19 августа 2024 06:46
    Во-первых , антисоветизм всегда равно русофобия ,и все враги СССР ,захватившие республики СССР -русофобы . Они доказали ,что ненавидят и советскую историю нашей страны ,и дореволюционную ,всех великих людей в истории нашей страны .
    Во-вторых ,их идеология -строить из себя "ни в чем не виновных жертв ".
    1. -3
      19 августа 2024 09:19
      Цитата: tatra
      Во-первых , антисоветизм всегда равно русофобия

      Во-первых, это чушь полная. Зиновьев был антикоммунистом и антисоветчиком, но никак не был русофобом. Не замечал я русофобии и у Солженицына, Ильина, Милюкова и многих других.
      Во-вторых, это излюбленный прием сионистов, которые таким же образом утверждают , что антисионизм равнозначен антисемитизму. Демагогия в чистом виде.
      1. -1
        19 августа 2024 11:07
        Зиновьев исключение из врагов СССР . Вы ,враги СССР , ВСЁ сделали хуже для России и российского/русского народа ,чем было при СССР .
        А враги СССР на территории СССР ,включая ,этих ваших кумиров доказали ,что только за за всё худшее для своей страны и народа по сравнению с СССР ..
        Так что ,враги СССР на территории СССР не только русофобы ,но и вообще враги своей страны и народа .
        1. 0
          20 августа 2024 10:59
          враги СССР

          Кто такие враги СССР? У вас это словосочетание и к месту, и не к месту и местами совсем не понятно к чему. Судя по всему вы живете не в России и совсем оторвались от действительности, если не хуже ... .
  13. +5
    19 августа 2024 06:59
    «превращении Хивинского ханства в русскую колонию»
    Лёгкая, непринужденная и веселая жизнь в среднеазиатских ханствах до прихода на эту территорию русских "оккупантов" wink
    1. 0
      19 августа 2024 14:25
      И замечу! Это еще не полный комплект, без бачей.
  14. +4
    19 августа 2024 07:15
    Все просто:русофобию распространяют власти этих государств,чтобы население не задавало вопросов,почему они так хреново живут.
    1. 0
      19 августа 2024 08:44
      Цитата: Million
      русофобию распространяют власти этих государств,чтобы население не задавало вопросов,почему они так хреново живут

      Да это же не только их приём
      Обычная практика многих правительств - кругом враги, мы - луч света в тёмном царстве, нас за это ненавидят, хотят уничтожить.
  15. +3
    19 августа 2024 07:38
    Вперед,в Средневековье!
  16. +5
    19 августа 2024 07:49
    Дружба народов будет тогда,когда закончится массовая миграция.
    В гости будем ездить в качестве туристов.
    Пусть живут как хотят.
  17. 0
    19 августа 2024 07:58
    Есть у меня знакомый узбек. Так вот он рассказывал. что у них есть праздник, когда они рвут русские книги.
  18. +4
    19 августа 2024 08:09
    Вы картину Верещагина про солдата который бежит умирать , не помните . Это было написано когда Росийская империя присоединяло Среднию Азию . И там между прочем была война .
    1. -4
      19 августа 2024 08:34
      У России в этом вопросе и выбора особо не было. В этом регионе в первую очередь столкнулись интересы с Англией, крупнейшим геополитическим соперником на то время. Хивинское ханство активно занималось грабежами торговых караванов на пути в Россию. Взятие Хивы немногочисленным войском из оренбургских и уральских казаками было величайшим величайшим подвигом.
    2. -4
      19 августа 2024 09:23
      Цитата: dimon642
      Вы картину Верещагина про солдата который бежит умирать , не помните . Это было написано когда Росийская империя присоединяло Среднию Азию . И там между прочем была война .

      Вы вообще ничего не понимаете ни в истории ни в живописи. На этой картине солдат бежит не умирать, а в атаку на врага. И до того как туда пришли русские, там такая война между средними азиатами была, что мама не горюй. Резали друг друга как баранов. Россия прекратила все эти межплеменные войны. Понятно?
      1. +4
        19 августа 2024 09:31
        Вы хотите сказать , что колонизации не было .
        1. -2
          19 августа 2024 10:07
          Колонизация была у Европейских стран в обоих Америках, индии, Африке, Австралии, и т.д. У нее есть свои законы, общие черты. Россия шла другим путем вовлечения в свою имперскую цивилизационную орбиту. И этот процесс в корне отличается от того пути, по которому шла Западная Европа. Так же как отличается греческий путь колонизации от западноевропейского. Западная историография всячески пытается приравнять русский путь и западноевропейский, но это в корне не так.
  19. +3
    19 августа 2024 08:17
    в официальной программе учебного курса истории Таджикистана, на которую выделялись средства из российского бюджета, говорится о «российской оккупации» Средней Азии и «русской колонизации»

    Наверное, и террористы из Крокуса по таким или похожим на такие учебникам учились?
  20. +2
    19 августа 2024 08:18
    "Почему же МИД не обращает внимания на русофобские формулировки таджикских и узбекских учебников?" Потому что придется проводить СВО и на территориях вышеуказанных бывших советских республиках!
    1. +3
      19 августа 2024 08:25
      Потому что придется проводить СВО и на территориях вышеуказанных бывших советских республиках!

      А не проще ли и дешевле построить на южной границе высокую стену и ввести визовый режим? Это выйдет гораздо дешевле, чем финансировать в этих республиках лояльность к России...
      1. +2
        19 августа 2024 09:10
        Цитата: Luminman
        А не проще ли и дешевле построить на южной границе высокую стену и ввести визовый режим? Это выйдет гораздо дешевле, чем финансировать в этих республиках лояльность к России...

        А с Таджикистаном и Узбекистаном границы у РФ нету.
        1. +1
          19 августа 2024 16:28
          Цитата: BlackMokona
          А с Таджикистаном и Узбекистаном границы у РФ нету.

          Я слыхал...
  21. 0
    19 августа 2024 08:32
    "Почему же МИД не обращает внимания на русофобские формулировки таджикских и узбекских учебников?"

    А какое отношение имеет МИД России к учебникам чужой страны?

    Если мыслить логически, то МИД России должен вмешиваться также в учебники истории США, Британии, Японии (там вообще ужас, что написано, с учетом Курил) и других стран.

    Вряд ли такой логичный подход имеет практическое значение.
    1. +1
      19 августа 2024 09:10
      А какое отношение имеет МИД России к учебникам чужой страны?

      На Европейском же направлении обращает и крайне активно. winked
      1. -3
        19 августа 2024 09:47
        Цитата: BlackMokona
        А какое отношение имеет МИД России к учебникам чужой страны?

        На Европейском же направлении обращает и крайне активно. winked


        Каким образом?

        В США хоть один исторический труд переписали под воздействием нашего МИД? Где переписали?

        В основном все протесты МИД РФ направлены на внутреннего зрителя.
  22. +5
    19 августа 2024 08:44
    Да ,"дружбы народов" в СССР не было, со слов автора.Но как тесно дружили в РФ, с одним субъектом на Кавказе с 1994 по 2009,до сих пор русские беженцы,граждане РФ изгнанные из субъекта РФ, проживающие на территории,других субъектов,у нас в станице несколько семей живет оттуда, возвращаться не хотят ,да их собственно не зовут, а про возмещение ущерба и речи нет.Из статьи понятно, что межнациональную рознь в СССР,разжигали интернационалисты и они же ее разжигают в РФ smile Окраинный(среднеазиатский,кавказский,закавказский и т.д.) национализм плохо,русский национализм хорошо,мы же типо арийцы, как и немцы,а остальные так,второй сорт.Но вот что интересно,второй сорт,так не считает. И в этом его убеждают местные буржуи,объясняя,кто виноват почему их рабы,живут так плохо.Вот россияне,плохо живут, из-за происков коллективного Запада и понаехавших мигрантов.Бей,мигрантов спасай Россию..,что то напоминает...Мигрантов бьем буржуев,не трогаем..Они свои,Фридманы,ватманы,кулеры,рейсфедеры laughing
  23. -3
    19 августа 2024 08:49
    Только тотальный запрет на въезд в Россию граждан среднеазиатских государств, до полного приведения трактования истории к российскому знаменателю, поможет решить эту проблему. И другие проблемы тоже.
  24. +4
    19 августа 2024 08:57
    Не всё так однозначно. Помню, как в армии, ещё на излете СССР, было засилье национальных землячеств, ну так не только из будущих новоявленных "республик", но и из Чечни и Дагестана.
    Год назад был в Самарканде. Хотя это Узбекистан, но преобладают там таджики, узьеков мало было. Люди по-русски говорят лучше, чем в Москве. Народ был крайне гостеприимный, и нахамил внезапно... русский охранник. Помню мальчика, который неважно говорил по-русски, но встретив русских, прямо жаждал пообщаться именно по-русски. Но, с другой стороны, на каждом шагу центры по изучению английского языка, и все говорят по-английски.
    Это я к тому, что ещё есть там "наши" люди. РАБОТАТЬ с ними надо, а не пускать всё на самотёк, и уж тем более не объявлять "чужими". Ещё пару-тройку лет, и это тоже будет "це Европа", увы...(((
    1. 0
      19 августа 2024 09:33
      Если самый большой народ СССР оказался беззащитен перед "землячествами" и перед собственными ворами и предателями, это позор. Это народу чести не прибавляет. hi
      1. -1
        19 августа 2024 09:43
        Добавлю, что постоянные вопли о том, что их обманули и изнасиловали, могут найти сочувствие только для слабых и малых.

        Но если в этом "хоре опущенных" громче свех голосит самый большой бывший народ СССР, это вызывает естественное отвращение.
      2. +2
        19 августа 2024 11:12
        Вот и меня в армии поражало, почему для узбека любой другой узбек - земляк, а для русского, другой русский из соседнего города уже не земляк? Сами виноваты в своей раздробленности. Я так полагаю, что "у них" стенка на стенку соседние микрорайоны не ходят. Только не говорите мне про войну вовчиков и юрчиков в Таджикистане - это другая история
        1. -2
          19 августа 2024 12:22
          Раз тут речь про историю, то уместно вспомнить, что и таджики и узбеки, гордо относят себя к древней Согдиане времен Александра Македонского, что географически в целом верно. Однако при погружении в детали, обычно скромно признают, что реальные согдийцы это остатки обществ в горах, которые не совсем таджики и не совсем не узбеки. Так чья тогда историческая Согдиана (а это претензия ни много, ни мало, а на контроль аж Ферганской долины)? Таких примеров там сотни, когда они сами у себя свою чересполосицу описать и обосновать не могут.
  25. 0
    19 августа 2024 10:38
    Почему наше правительство допускает такое отношение к России??? Правительство боится обидеть азиатов? Почему наши мужчины гибнут на СВО, а азиаты блаженствуют на нашей земле???
    1. +1
      19 августа 2024 11:22
      Как показал пример Казахстана перед началом СВО, вот эти самые бывшие "братские республики" могут легко переметнуться во вражеский лагерь. "Дружба народов" означает и совместную борьбу с отребьем. Надо вести очень четкую и обдуманную политику по отношению к республикам Средней Азии - не верю, чтобы у нас не было рычагов влияния на них. Завинтил гайки по поводу той же трудовой миграции - и куда они денутся? Кому нужны их безработные из аулов? Они сами "гарачых джигитов" пересажают.
      Ещё раз подчеркну - несмотря на всё, "там" ещё очень много людей, которые симпатизируют нам. Умных, грамотных, образованных и предприимчивых. Вот с ними и нужно работать, реализовывать совместные проекты, делать всё, чтобы их было больше. Пусть лучше к нам едут узбеки и таджики в военной форме и костюмах с галстуками, чем в тюбетейках и робах.
      Россия должна стать привлекательной для тех стран не как место для слива сброда и источник наличности, а как сильная и культурная держава, которая помогает расти и развиваться
      1. -1
        21 августа 2024 07:06
        Дружбы народов нет в пещерном диком мире. Она воспитывается и поддерживается в большом государстве. Как рациональные отношения для ведения хозяйства.

        Еклмн.... Если разорить свой дом и раздолбать собственную печку, то нечего жаловаться, что нет огня и негде согреться. Кретинам- кретиново, хамью - - хамово..... ,по заслугам!!
  26. +1
    19 августа 2024 11:05
    Слушайте Валю-стакан. Она фигни не скажет. Свежие цитаты великой:
    1. «У нас дружба народов. Мы не можем пойти по пути запрещения миграции. Это понятно и очевидно. Мы будем продолжать совершенствование законодательства во взаимодействии с нашими коллегами из тех стран, которые направляют к нам миграционные потоки»

    2. «Не надо масштабировать отдельные эпизоды. Это не полезно. Я считаю, что очень полезно укреплять горизонтальные связи. Это продолжение той дружбы народов России и стран СНГ. Мы жили в одном государстве. У нас есть общие традиции и интересы. Это серьезный фактор стабильности в регионе».

    Даже союз муфтиев России несколько озадачен словами престарелой вождицы:
    https://www.muslim.ru/articles/287/41157/
    Спикер верхней палаты российского парламента сказала, что Россия крайне заинтересована в миграции из Средней Азии, и государство иначе не понимает, как решить проблему кадрового голода.

    Переформатировать рынок труда, создать рабочую систему внутренней миграции — это пока сложнее, легче просто открыть ворота для таджиков и узбеков. Политик пообещала, что мигранты с нами уже навсегда, и приезжать их будет только больше.
  27. -1
    19 августа 2024 11:06
    Кстати, Солженицын, которого большинство наших диванных экспертов мочит, писал, что у мусульманского востока свой путь, а у православных свой. И не нужно от них что то требовать, а тем более давать им необоснованные льготы. А что касается русских, то они должны быть приняты Россией, как свои, а не так как сейчас - почти чужие. Хотя большинство уже и так переехало. И началось это ещё в СССР. Встречал таких.
    1. +1
      19 августа 2024 11:09
      Не надо упоминать недочеловека, у которого уже в фамилие определено, что он лжёт. Геббельс тоже иногда говорил правду
    2. +2
      19 августа 2024 11:25
      Добавлю. Немалая часть "мусульманского Востока" была в СССР, а сейчас в России. И это не приезжие бородачи, а самые, что ни на есть наши татары, башкиры и внезапно... чеченцы, дагестанцы и прочие кабардино-балкарцы и адыгейцы.
      Поскреби русского - найдёшь татарина. Сам таких знаю, и немало. Кстати, целая куча вроде русских писателей и поэтов-классиков, и других знаменитостей, имеет явно татарские фамилии.
      Не разжигайте национальную рознь!
      1. 0
        21 августа 2024 12:42
        Не разжигайте национальную рознь!

        А с чего вы взяли, что я разжигаю! По моему тексту этого не скажешь. А что касается моего отношения к разным народам, то, например, многие обычаи кавказских народов такие, что неплохо бы их заимствовать и русским. Конечно, лучше всего, если бы все бывшие советские республики приняли, как данность ситуацию на момент распада и не гробили межнациональные отношения. Было бы всем лучше. Однако народ тёмный.
    3. -1
      21 августа 2024 06:59
      Когда на улице маленькие обижают больших, это вызывает смех. А когда большой народ десятилетиями ноет, что его обижают малые, это вызывает презрение. При любой власти
  28. +6
    19 августа 2024 11:44
    Опять образчик антисоветизма. Чем хуже идут дела в буржуазно-олигархической России тем все больше и больше виноваты именно большевики с их национальной политикой. Автор из кожи вон лезет что бы лизнуть власти которая довела до нынешнего бардака и хаоса в межэтническом вопросе. Ну ладно, критикуешь ты большевиков /хотя точнее будет льеш грязь/ так похвастайся своими достижениями и успехами! А этого то и нет. Вот и приходится изворачиваться и вертеться что бы хоть как-то запудрить мозги.
  29. -4
    19 августа 2024 11:51
    классика, чтобы элите оставаться на плаву, она и пишет такие учебники для своих граждан, а иначе как - никаких достижений Узбекистан и Таджикистан не имеет за время независимости, а кто в этом виноват - конечно русские! Такие учебники практически во всех странах бывшего СССР.
  30. -2
    19 августа 2024 12:21
    И позвольте спросить . Какога рожна все эти окупированные прутся к акупанту. Что здесь забыли средневековые дехкане?
    1. 0
      21 августа 2024 06:55
      Такого они прутся, что вы эту политику 30 лет поддерживаете и за свой счёт кормите.
  31. 0
    19 августа 2024 12:42
    Предательство интересов страны некоторых представителей элит России на лицо .Печально ,мы ждем пока Запад переформатирует Узбекистан и Таджикистан ?
  32. 0
    19 августа 2024 12:53
    А потому, что 700 тысяч детишек выпускают в среднем из школ ежегодно, через 70 лет это 49 лямов "россиян" + пенсионеры дожившие!
  33. +2
    19 августа 2024 14:06
    Справедливости ради, в советских учебниках истории в республиках Средней Азии имперский период характеризовался примерно так же.
    1. 0
      19 августа 2024 19:02
      Вот и я о том же. Россия-тюрьма народов придумали большевики. Нынешние окраинные элиты всего лишь развили и уточнили эту мысль.
  34. 0
    19 августа 2024 14:36
    Наде же-гусские патриоты вдруг опомнились-учебники плохие,а кто оплачивает их выпуск?Кто платит муллам из бюджета и строит мечети на территории РФ,кто поддерживает тюркского фашиста Эрдогана,кто содержит русофобскую прибалтику?
    Отсюда вывод-тем больше ругаешь СССР и русских тем больше тебе отваливается ништяков из бюджета РФ.
  35. 0
    19 августа 2024 16:08
    Автор неумело подменяет причинно-следственные связи.
    Следует отметить, что миф «дружбы народов» был неотъемлемой частью советской реальности и сохраняется и по сей день, поскольку Россия проводит, по сути, ту же национальную политику, что и СССР.

    Может и дружба народов в СССР и была мифом, да вот только нынешняя политика принципиально хуже для России и русского народа чем советская. И уж точно в советское время в учебниках отпечатанных за счёт русского народа не было такой свинцовой мрaзи что есть сейчас...
    1. +1
      19 августа 2024 16:22
      Цитата: Владимир_2У
      Может и дружба народов в СССР и была мифом, да вот только нынешняя политика принципиально хуже для России и русского народа чем советская.


      Не знаю, была ли дружба народов в СССР, или нет, но вот вражды народов точно не было. Я вырос в русской среде и в русском городе, но потом, на учебе, на работе и в армии я встречался с представителями разных национальностей и не помню, чтобы национальность имела какое-то значения. Это не обсуждалось ни официально, ни за "рюмкой чая".

      Хотя анекдоты про разные национальности были. Возможно, анекдоты были единственным зримым признаком межнациональных проблем.

      А вот в конце 80-х вдруг на сцену полезли национальные проблемы - вслед за крахом экономики.
  36. 0
    19 августа 2024 17:02
    А нынешнюю Москву волнуют только газопроводы.
  37. 0
    19 августа 2024 19:51
    Русских вывезти. А "национальности " вынести" изучать " историю " на Родину.
  38. 0
    19 августа 2024 20:59
    В учебниках 13 бывших республик СССР есть русофобия. Пока держится Беларусь. Остальные разыгрывают эту карту, кто то по полной, это 404-ая и прибалты, кто то по меньше - Азербайджан, Казахстан…
  39. +1
    19 августа 2024 21:38
    Уши растут из Британии и США. Британия всегда мутила воду в Средней Азии. Сейчас расчёт на молодое поколение. Старое ещё помнит "золотое время" при СССР, когда Россия в ущерб себе содержала все эти республики, строя там инфраструктуру, предприятия, школы, больницы, санатории, пионерлагеря, жилые здания и снабжала их широким ассортиментом товаров. Сам же родившись и прожив энное количество лет в Таджикистане, был шокирован приехав в Россию и сравнив состояние например тех же дорог, зданий, инфраструктуры в 90е годы не в пользу России. Сейчас же зарплата на алюминиевом заводе в Таджикистане мешок муки в месяц специалисту (завод принадлежит клану Рахмонова). Ну а Узбекистан... Что там с авиационным заводом в Ташкенте, который производил например такие самолёты как Ил-76 и который построили оккупанты? Перешёл на производство рельс? Ну, ну, "прогресс" налицо. Но опять таки вся эта русофобия всего лишь вопрос денег занесённых западными "партнёрами" местным бессменным баям и бекам.
  40. +1
    19 августа 2024 22:36
    Фу. Спорите о пустом.
    Там насаждают русофобию. Здесь - Ильина и Дудина.
    Оборотные стороны капитализма.

    Както, лет 7 назад читал статью, что в министерстве образования рулят родственики "успешных бизнесменов", а на учебниках делают бизнес уже другие родственники и "дочки фирм" успешных бизнесменов. С примерами фамилий и родственных связей.
    Все самобытные авторские методики ,что остались от СССР ,что успели возникнуть на рубеже эпох - тихонько ,незаметненько прикрываются...(несколько примеров знакомых есть)

    Так что ему удивляться. Насаждается то, что поддерживает местных капиталистов и разъединяет людей.
    Ну а валят, вон, как обычно - на либералов, запад, ЦРУ и госдеп , лиш бы не вспоминать имен олигархов и их ставлеников, в образовании....
  41. 0
    20 августа 2024 07:49
    Мы возмущаемся теми учебниками. А кто их написал? И на каком они языке? А написали их московские коммунисты. Последователи дела Ленина. Который и считал, что русские, как народ-угнетатель по своей сути (вот именно русский, а никакой другой) и должны оплачивать благополучие "угнетаемых", именно им, народам. Чего не так-то?
    Очень бы хотелось, чтобу какой-нибудь современный марксист - Клим Жуков, Реми Майснер, дедулька есть там такой прикольный .. фамилию забыл объяснили, что и к чему. Как вот мои предки, которые не видели нифига, кроме каторжного труда, полуголода и войн во многом с этими угнетенными народами стали угнетателями.
    Вот зачем РИ залезла в Среднюю Азию? Какие там по марксизму материальнын блага там заимела? И чего там наугнетала?
    1. 0
      23 августа 2024 01:55
      Ну вот и необразованные подтянулись. Опять у них Ленин и коммунисты во всем виновны. Чем моложе "гений", тем он больше "пострадал" от коммунизма и от Ленина лично. Книжки для очернения русских написаны по заказу правящих кругов Узбекистана, Таджикистана и прочих с целью разжигания животных националистических настроений в обществе, разобщения и создания условий для сохранения их полуфеодальной, полубуржуйской власти в этих "станах". Кем они там были написаны - Предателями, идейными дегенератами или на аутсорсе какой нибудь НКО Сороса, это не важно. Русофобов-антисоветчиков, готовых взяться за такую писанину пруд пруди.
      1. 0
        23 августа 2024 06:35
        Проснись! Это все из учебников истории советского периода.
        И я там закончил школу и почти закончил ВУЗ.
        И по образованию типичный марксист. Потому как знал всë на 5. И не только знал, но и воспринимал сердцем.
        И потому считаю, что, как там у классика?: "Марксизм не догма, а руководство к действию". И не видеть того, что марксизм разваливается, как только сталкивается с жизнью может только упоротый догматик.
        Вы, например, не думали, что то, что сейчас идет на западе типичный марксизм. Разве только, что тамошние социалисты (последователи учения Маркса, не?) пошли немного дальше по части ЛГБТ. А ликвидацию национальных государств, семьи и ответственности угнетателей перед угнетенными - это чистый марксизм. Чистее некуда. Манифест не читали? Советую. Книжка маленькая, осилите.
        1. 0
          25 августа 2024 10:33
          Не было ни в каких советских учебниках ничего про кровавых грабителей русских и "угнетенные" народы Туркестана. Про басмачей немного было. Про отношение в Российской империи к региону тоже было. Никакого вы ВУЗа в СССР не кончали, ибо наврали с три короба уже с порога. ЛГБТ это не Марксизм. Плохо в своей шараге вы учились.
          1. 0
            25 августа 2024 11:57
            Карл Маркс "Манифест коммунистической партии". Найди и почитай. Да, весь изначальный классический марксизм пронизан стиранием наций, национальностей, национальных государств, ликвидацией семейных отношений и прочего. Во благо борьбы пролетариата. Это чтобы была чистая классовая борьба. Соединенные Штаты Европы слышал? Ленина почитай. Статья есть. И Россию основоположники ненавидели из-за отсталости. Наций много, семья и прочее. Никак не укладывается в марксистские догмы. И мешает прогрессу.
            Есть еще один любопытный документ "Декларация прав ребенка". Которую мы с энтузтазмом подписали в 90-х.
            Прочитай. Пахнет прямо таки "Манифестом". В Европе давно у власти социал-демократия. Аууу!? Не видишь? И идеи соответствующие.
            А уж "О национальной гордости великороссов" - это самая лучшая статейка. В. И. Ленин. В основе ее все учебники истории в республиках.
            А уж сканы учебников истории найти тоже можно. Там и про колониализм и про угнетение. Только вот перенесли темы с Западной Европы на Россию.
            И подогнали под марксистские шаблоны.
          2. 0
            25 августа 2024 12:06
            А меня не надо было и учить)). Конспекты писал исправно и сам. По 2-4 тетради общих за семестр. Да, еще и сам читать успевал. Для общего развития. Очень уж мне например "Анти Дюринг" нравился. Цитаток оттуда надергали. А читать стал - бред полный. Какая-то сиюминутная хре но тень. "Материализм и эмпириокритицизм" выкинул не так давно. А то места много занимает. Надоела мне Ленинская ругань. Все равно читать не буду, хватит одного раза. "Манифест" тож выкинул. А то бы прямо пальцем натыкал.
  42. 0
    20 августа 2024 12:44
    Цитата: MCmaximus
    Вот зачем РИ залезла в Среднюю Азию? Какие там по марксизму материальнын блага там заимела? И чего там наугнетала?

    Хлопок...сырье для текстильной промышленности и порохов...
    1. 0
      23 августа 2024 06:38
      Не было тогда там никакого хлопка.
      А политических интересов было много. И еще был один интерес, у окрестного народа. Задолбали народ набеги и работорговля.
  43. 0
    20 августа 2024 16:06
    Абсолютно любой нац.миф держится на противопоставлении, обособлении и эпической борьбе. Вы ж не можете запилить мелодраму без влюбленных мужиков и бaбья ? Не можете зпилить фильм о животных без животных , фильм о войне без стрельбы,взрывов и смерти - это все законы жанра .Также вы не сможете запилить нац.миф без героических подвижников - казахов,узбеков,тркмен и.т.д ,которые борются не щадя живота своего с русскими,марсианами, оковами международной плутократии , короче говоря чем-либо. В красках и по законам жанра - подвижники сплошь святые,провидцы,герои . Их противники -сплошь садисты-бюрократы. Вся эта фигня - это суть "Нетфликс" до "Нетфликса", только без голубцов и 50 оттенков чёрного. Любого адекватного человека от подобной клюквы будет плющить - но штука в том, что государства держатся не на самых умных людях. И им просто надо что-то такое-этакое запихать в их 8ми битный процессор ,чтобы он был занят этим , а не какими-то чужими "идейками".

    Что мы можем с этим сделать ? А ничего. Выбирая хоббитское прошлое с полями хлопка ,баями и халупами из самана и героическо-мифической борьбой со здравым смыслом 90% выберут второе.
    Нам следует прежде всего определиться в какой форме мы видим эти гос-ва для нас в обозримой перспективе. Чем бы мы хотели,чтобы они были ,так сказать. И уже исходя из этого надо продвигать-с эту модель. Я не думаю что нам больно интересна дружба и респект этих ребяток - нам нужен их рынок ,их ресурсы . Пусть они там хоть на г изойдут в националистическом угаре - мы можем иметь то, что нам будет интересно , мы можем иметь меркантильный взгляд на вещи и гешефт. Или ,в противовес этой модели - некая "сферическая дружба в вакууме". Когда они "на пол шишечки" будут с нами ,а на другую половину не с нами. И это будет называться на птичьем языке "многовекторность". В зависимости от качания чаш весов это будет всегда диапазон -в котором нас либо будут откровенно слать (а-ля Пашинян сейчас) , либо "вроде как ничотак" типа наших отношений с Грузией или Казами сейчас. Такую иллюзию мы всегда будем поддерживать какими-то гешефтами ,какими-то моделями не самых удачных компромиссов. Это будет порочная модель ,она будет абсолютно неустойчива. Но есть и третий путь - мы признаем необходимость более жесткого вплетания этих гос-в в зону наших интересов, с дальнейшей поэтапной ассимиляцией. Выбираем этот путь, лепим дорожную карту и далее чешем как каток ,не выбирая полумер ,не заигрывая с нац. элитами и.т.д. Рука дающая всегда забирает часть суверинитета за гешефты и удобства ,покуда суверинитета не останется совсем.

    Мы должны увидеть эту проблему именно так - а не через "обидные писульки" в грошевых книжонках. Это проблема нашего дальнейшего выбора а не их недовольного нытья .
  44. Комментарий был удален.
  45. 0
    30 сентября 2024 14:15
    В таком случае - это ещё одна причина для введения визового режима . Визовый режим нужен для запрета въезда в страну преступного контингента ( ин агенты , шпионы , диверсанты , рейдеры , рэкетиры , наркоторговцы , насильники ...) , запретна на преступный транзит через страну ( наркотрафик , продажа органов , контрабанда , продажа людей в рабство ... ) . Визовый режим никак не запрещает дружеские отношения между странами , не запрещает совместные военные действия или ОДКБ , не запрещает экономические отношения между странами , а только лишь оберегает народ страны от нежелательных посещений в страну , безцельной миграции способной порождать преступные мотивы . Визовый режим и выдача виз может быть : деловой ( деловые поездки для заключения договоров , по каким-то юридическим обязательствам и т.п. ) , туристической , ученической ( для студентов ), семейной ( для посещения родственников ) , рабочей ( через запрос от предприятия квалифицированных кадров с одобрения МИД и министерства труда ) .