Показаны кадры пожара на проданном РФ в 1990-е годы Китаю авианесущем крейсере «Минск»

В Китае практически полностью выгорел бывший советский тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Минск». Корабль был построен в первой половине 70-х годов прошлого века, спущен на воду в сентябре 1975 года. Это второй авианесущий крейсер проекта 1143.2 «Кречет» ВМФ СССР, а позже — ВМФ РФ.
В 1993 году было принято решение о разоружении корабля, его исключении из состава ВМФ РФ с передачей в ОФИ (отдел фондового имущества) для демонтажа и реализации. 30 июня 1993 года крейсер был исключен из состава Военно-морского флота России.
В октябре 1994 года Минобороны России заключило контракт с южнокорейской компанией «Янг Дистрибьюшн Компани» (Young Distribution Corp) на продажу списанного на тот момент из состава ТОФ ВМФ РФ авианесущего крейсера «Минск» за 4,583 миллиона долларов. Одновременно этой же компании был продан за 4,314 миллионов долларов и ТАВКР «Новороссийск». Планировалось, что в Южной Корее оба корабля будут пущены на металлолом.
Однако в 1998 году ТАВКР «Минск» был выкуплен китайской компанией Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd за пять миллионов долларов и в 1998-м отбуксирован в порт Шэньчжэнь, где прошел ремонт и переоборудование. В 2000 году на корабле состоялось торжественное открытие музейного комплекса Minsk World. После этого крейсер пару раз пытались продать с аукциона, но желающих приобрести его не нашлось.
В 2016 году созданный на базе бывшего советско-российского авианосца тематический парк Minsk World был закрыт, после чего ТАВКР отбуксировали в Чжоушань. После проведенных здесь ремонтно-восстановительных работ «Минск» был перемещен в новый тематический парк в Наньтуне провинции Цзянсу на востоке Китая. Похоже, это плавание в непростой судьбе судна, которое, к слову, первое время входило в состав Черноморского флота ВМФ СССР, а затем было передано Тихоокеанскому флоту, может оказаться последним.
Китайский новостной сайт Guancha сообщает, что сегодня ночью ТАВКР «Минск» загорелся во время проведения ремонтных работ. Возгорание подтвердили в местной пожарной службе, хотя пожар виден и без официальных заявлений. В сети опубликованы кадры, на которых видно, что сильный пожар вспыхнул на корабле ночью и вскоре охватил большую часть крейсера. На утро дым продолжал валить из рубки корабля.


Всего во времена СССР было построено шесть авианесущих крейсеров проекта 1143.2 «Кречет». В строю в настоящее время остаются два из них — один на вооружении ВМФ России («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») и один на вооружении ВМС Китая («Ляонин», бывший «Варяг»), заложенный в Николаеве в 1985 году и проданный Китаю в 1998 году.
С 2018 года «Адмирал Кузнецов» стоит на ремонте на 35-м судоремонтном заводе, куда он прибыл после участия в операции ВС РФ в Сирии. В декабре 2019 года на судне произошел пожар. Мурманский гарнизонный военный суд установил, что причиной стали летевшие от сварки искры и окалины. В результате пожара погибли два человека, еще более десяти пострадали. Сроки окончания ремонта данного ТАВКР уже неоднократно переносились.
Похоже, эпоха очень дорогих в строительстве и обслуживании огромных авианесущих кораблей естественным образом уходит в прошлое. Особенно это актуально с учетом появления у ряда стран, в первую очередь РФ и КНР, новых сверхзвуковых противокорабельных ракет, способных преодолевать практически любой заслон ПВО. Для них авианосец — довольно легкая мишень, в том числе благодаря размерам и малой маневренности.
Кроме того, даже при наличии большого количества кораблей сопровождения в составе АУГ, корабельные ЗРК могут не справиться с многотысячным роем ударных беспилотников. Как показывает операция британо-американской коалиции в Красном море, даже довольно простенькие ракеты и БПЛА йеменских хуситов корабельная ПВО сбивает с большим трудом, зачастую уже на подлете к цели.
Информация