Тупые когти «серых волков»

20
Тупые когти «серых волков»

30 июля 1944 года у острова Руонти погиб морской охотник МО-105. В живых осталось лишь семь человек из 26 членов экипажа. Когда находившийся поблизости МО-103 подобрал из воды советских моряков, они рассказали командиру катера, старшему лейтенанту Александру Коленко, что взрыв, уничтоживший катер, произошёл внезапно, следа от торпеды замечено не было, да и мин в данном районе не наблюдалось... «Морской охотник» стал первой на Балтике жертвой немецкой самонаводящейся торпеды ТV «Zaunkonig» – «Крапивник»...


ТV «Zaunkonig» – чудо-оружие Кригсмарине

Электрические самонаводящиеся торпеды «Цаукениг» калибром 533 мм немцы приняли на вооружение в 1943 году. Дело в том, что к этому времени союзники довели противолодочную оборону до уровня точной науки, и «волки Дёница» стали гибнуть — массово, но главное — безрезультатно. В результате было решено создать оружие, позволяющее подлодкам сначала уничтожать корабли конвоя, после чего — спокойно заниматься транспортами. Торпеды были доставлены подлодкам, действовавшим в Бискайском заливе в августе 1943 года. Первой жертвой «крапивника» стал английский фрегат «Lagan», получивший в корму торпеду 20 сентября 1943 года.




«Морской охотник» – мал, да удал!

Через четыре с половиной часа акустик МО-103 установил контакт с подводной лодкой. Первая серия из пяти глубинных бомб не потопила немецкую субмарину, но на поверхность стали подниматься пузыри, демаскирующие лодку и позволяющие прицелиться точнее. Вторая серия отправила U-boot на дно. На поверхность всплыли шесть членов экипажа во главе с командиром корветтен-капитаном Вернером-Карлом Шмидтом: когда лодка пошла ко дну, они впустили в рубку воздух высокого давления, открыли верхний рубочный люк и всплыли вместе с образовавшимся пузырём.


Экипаж на палубе U-250

Как выяснилось из допроса пленных, подлодкой, потопившей МО-105, была U-250. Субмарина вошла в строй 12 декабря 1943 года и по 1 июля входила в состав 5-й (учебной) флотилии Кригсмарине. Но самое главное, что советским следователям удалось узнать от немецкого подводника, так это то, что на вооружении U-boot'а стояли секретные самонаводящиеся торпеды. Стало ясно — лодку нужно поднимать!

Первое советское подразделение боевых пловцов — «рота особого назначения Балтийского флота» установила положение затонувшей субмарины. U-250 лежала на глубине 36 метров, на ровном киле, с креном 14 градусов на правый борт. Над дизельным отсеком зияла большая пробоина, и ставшая причиной гибели подлодки. Глубина вполне позволяла поднять «утопленницу».


Все, кто остался в живых из экипажа U-250 (один из спасённых, по-видимому, в госпитале)

Впрочем, это понимало не только советское командование, но и «оппоненты». Немцы попытались заминировать место гибели подлодки, но лишь потеряли при этом торпедный катер S-80, подорвавшийся на собственной мине. Люфтваффе бомбило район днём и ночью, артиллерия мешала работам на месте затопления U-250. Тем не менее уникальная спецоперация была проведена! Под прикрытием дымовой завесы под лодку подвели два 200-тонных понтона. Делать это пришлось, отбивая атаки немецких торпедных катеров и под огнём финских береговых батарей. Когда водолазы закрепили под лодкой стальные тросы, в понтоны начали подавать воздух, и лодка вновь закачалась на волнах. Операции едва не помешал шторм: лодку на понтонах ветер отнёс к финскому берегу, где она села на мель. Советские моряки ночью незаметно сняли всю конструкцию с мели и отбуксировали в безопасное место.


Советские специалисты изучают U-250 в кронштадтском доке

14 сентября U-250 была доставлена в Кронштадт. Добыча оказалась воистину царская! На борту подлодки обнаружили секретные документы, карты минных полей, шифровальную машинку «Энигма», но главное — неповреждённую торпеду ТV «Zaunkonig». Впрочем, и сама подлодка вызвала интерес у советских инженеров-кораблестроителей: лодки серии VIIC новыми к тому времени не были, но постоянно модернизировались. Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов даже распорядился прервать разработку нового проекта советской средней подводной лодки — 608, и начать разработку проекта 613 — с учётом немецкого опыта. Интерес вызвало даже обмундирование и довольствие немецких подводников, а также 20-мм автоматические зенитки, установленные на лодке.


20-мм автоматические зенитки U-250. Для советских подводников такой комплект артиллерийского вооружения был в новинку

U-250 ввели в состав ВМФ СССР под именем ТС-14 и назначили «опытовым судном», а «крапивник» тщательно изучили. Впрочем, изучили торпеду не только советские специалисты: Черчилль написал личное письмо Сталину с просьбой передать ТV «Zaunkonig» в Англию для изучения и выработки мер противодействия. Британский премьер даже выразил готовность отправить за торпедой самолёт, в любое время и место, которое лучший друг советских физкультурников сочтёт приемлемым. Понять потомка герцогов Мальборо можно: к осени 1944 года «крапивник» основательно проредил ряды английских конвойных кораблей.

Иосиф Виссарионович отказывать союзнику не стал, но «свой» экземпляр «лайми» не получили: Сталин ответил, что перевозить такой ценный груз через океан слишком опасно, поэтому лучше британским специалистам приехать в СССР. На основании их работы был создан буй-имитатор, прозванный английскими моряками «фоксер» – «хитрец» (канадцы предпочитали называть его «кэт»). «Хитреца» тащили за кормой корабля, а он издавал при этом все те шумы, которые издавали корабельные винты и машина, только громче. Свои недостатки у «фоксера» были — его нельзя было использовать на скорости более 15 узлов, а издаваемый им шум глушил не только шум корабельных винтов, но и корабельную гидроакустику. Но учитывая, что до того единственным способом борьбы с «крапивником» было сбросить ход до нуля — прогресс налицо!


Старший лейтенант Александр Петрович Коленко, командир МО-103, чьими трудами U-250 отправилась кормить балтийских миног

Что же из себя представляла торпеда ТV «Zaunkonig»? Это была модернизация электрической торпеды G7e, снабжённая акустической головкой самонаведения. Головка состояла из двух разнесённых гидрофонов, захватывающих цель в секторе 30 градусов. Всего в составе головки было 26 реле, 11 ламп, 1760 контактов и 330 метров проводки. Дальность самонаведения зависела от уровня шума, издаваемого целью, но обычно составляла 300-450 метров. Существенным недостатком была возможность наведения «крапивника» на винты самой подлодки, а также невысокая надёжность слишком сложной, для элементарной базы 40-х годов ХХ века, торпеды. За время войны немцами было применено 640 подобных торпед, но в цель попали только 58...
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 августа 2024 05:42
    Сегдня "День сурка" и мы вернулись в 17 августа 2024 года?
    1. +3
      19 августа 2024 07:45
      С языка сняли! laughing
      На позапрошлой неделе был в Питере, где в исключительно доброй компании получил возможность посетить два подводные лодки: довоенную Д-2 «Народоволец» (тип Декабрист спроектирована по лейтмотивам британской L55 и послевоенную - С-189 (проекта 613 - на базе немецких разработок). В ходе обсуждения увиденного пришли к однозначному выводу, что обитаемость «Добровольцев» непорядок выше, чем более поздней С-189.
      1. 0
        19 августа 2024 14:21
        "Декабристы" вряд ли проектировали "по мотивам L-55". Они двухкорпусные вообще-то. И поначалу "средними лодками" не считались. Что до пр.613, то лодки советской IX-й серии и так были немецким проектом. Но у пр.613 подводная скорость хода достигала 13 узл., у Декабристов не превышала 9 узл., у "немки" - 8 узл. Дальность плавания под водой у пр.613 - 353 мили, Декабристы - в лучшем случае 135 миль, немецкие - 90 миль.
        1. +4
          19 августа 2024 17:04
          Еще раз прочитайте мой комментарий, я не сравниваю ТТХ подводных лодок разных поколений, а пишу об обитаемости в них экипажей! По сути Вы сами придумали проблему, но на качественном уровне ее на разрешили. Это как сравнить проект 612 с Варшавянкой и надувать пузырь осевиднлсти!
          1. 0
            20 августа 2024 11:12
            Она и не может на 613 не быть хуже, чем на Д. Ибо батареи нужно куда-то деть, электродвигатели тоже мощнее и больше по размеру.
            1. +2
              20 августа 2024 11:47
              Как не удивительно, но хуже. Причем значительно. Например «койко-места» в Декабристах в два яруса, а в 613 - три. Кайют-компания меньше. Хотя однозначно лучше чем на Лос-Анжелисах, где предусмотрена система «теплых мест»!
              1. 0
                20 августа 2024 12:23
                Цитата: Коте пане Коханка
                Лос-Анжелисах, где предусмотрена система «теплых мест»!

                А что за места такие? А то сходу не гуглится...
                1. +2
                  20 августа 2024 13:13
                  Подвесные койки на цепях.
                  1. 0
                    20 августа 2024 15:34
                    Цитата: Коте пане Коханка
                    Подвесные койки на цепях.

                    А гамаки не предусмотрены? laughing
                    1. +1
                      20 августа 2024 15:58
                      Жалко, что фотографии на другом телефоне. Если на пальцах то узкие панцирные рамки прикрепленные к потолку цепями. С верху матрас, подушка и все такое. Спальные места офицеров кубрик 2 на 1,2 метра (на Декабристе даже не кровати полки как в купе) Для старшин оборудованы места в кают компании и рубке. Интересная тема. жалк, что не стал делать фотографии специально.
  2. +6
    19 августа 2024 11:13
    Через четыре с половиной часа акустик МО-103 установил контакт с подводной лодкой.

    Точнее, подтвердил контакт с ПЛ, установленный катером-дымзавесчиком КМ-910 из группы прикрытия траления. Немцы обнаружили МО-103, ушли от охотника на мелководье (глубины около 30 м) и легли на грунт. С наступлением сумерек ПЛ малым ходом стала уходить от МО... и прошла прямо под "каэмкой", сигнальщик которой разглядел движущуюся под катером рубку ПЛ, а затем и ей корпус. Катер ракетами привлёк внимание МО-103, который, пройдя по предполагаемому курсу ПЛ, установил с ней ГА-контакт и уничтожил ПЛ.
  3. +2
    19 августа 2024 12:14
    Делать это пришлось, отбивая атаки немецких торпедных катеров и под огнём финских береговых батарей

    Насколько мне известно прекращение огня против Финляндии 5 сентября 1944. Так что после етого не должен бить огонь финских батарей.
    1. 0
      20 августа 2024 12:29
      Цитата: Костадинов
      Насколько мне известно прекращение огня против Финляндии 5 сентября 1944. Так что после етого не должен бить огонь финских батарей.

      Так операция по подъёму 1 сентября проводилась...
  4. +2
    19 августа 2024 13:55
    Существенным недостатком была возможность наведения «крапивника» на винты самой подлодки

    С большой долей вероятности так погибла U-869 найденная и идентифицированная американскими дайверами у атлантического побережья США.
  5. 0
    19 августа 2024 15:21
    послевоенную - С-189 (проекта 613 - на базе немецких разработок)

    Что из немецких разработок вошло в проект 613? К примеру шнорхел сами немци взяли от голландцев.
    Советский проект 613 - 1000 тон морская лодка, а немецие проект 23 - 300 тон крайбрежная лодка и 21 - 1800 тон океанская лодка.
    1. +2
      19 августа 2024 19:17
      ну у Вас и ..из проекта XXI судострой ВМФ СССР взял СТОЛЬКО всякого разного что только перечисляя..а вот например шпангоуты снаружи(а не внутри)а корпус в виде 8(причём у дойчей нижняя часть была меньше верхней а у наших наоборот и знаеете почему..нет ?)а шнохель не в виде подьёмной трубы а видвижной регулируемый а обтекаемая форма корпуса(да и сниженный запас плавучести)а гидроакустика(та самая сис-ма балкон)а гидравлика в перезарядке торпед(да и сами торпеды_уже не итальянские как довоенные)..да и металл корпусов УЖЕ позволял нырять за 200 метров..увы всё ЭТО оттуда из проектов XXI & XXIII
      1. 0
        19 августа 2024 19:47
        Цитата: WapentakeLokki
        .а вот например шпангоуты снаружи(а не внутри)а

        В СССР это решение впервые было применено на ПЛ IV-й серии (тип П), так что это ни разу не было новостью

        Цитата: WapentakeLokki
        а обтекаемая форма корпуса

        Вот это пассаж не совсем понял.
        1. +1
          20 августа 2024 22:19
          ну да Россия Родина(и слонов то-же)..РПД ещё на Акуле применял Гудыма в далёком 1915 ну и..всё да и Правда была ..ну очень неудачная..и возможно что да с наружными шпангоутами и опять ..и что..ЭТО нашло на ВМФ РККА применение до момента затрофеивания XXI ???..а насчёт обтекаемого корпуса..сравните внешний вид до и после..сколько лишнего с палубя поубирали дойчи(хотя в ВМФ РККА по инерции ставили палубные зенитки видел первоначальный проект 613 с пушками)и да именно после XXI лодки стали более подводными..или нет..и ЭТО всё фигня и ВСЁ это уже изобртали в России_СССР..
  6. +2
    19 августа 2024 18:02
    Автор статьи, видимо, по этическим соображениям, не стал вставлять в неё фото извлечения и выноса тел германских подводников, а я эти фото видел. Приятного мало...
  7. 0
    21 августа 2024 13:24
    Герхард фон Цвишен, тебе не очень сложно размещать такие статьи?
    Когда
    подлодка всплыла, командир ее и скажи: "Мой "Летучий Голландец" стоит трех
    танковых армий". А второй офицер тут же сподхалимничал. "О да! - говорит.
    - Где появляется Гергардт фон Цвишен, там война получает новый толчок!"