Стальные акулы Гельмута Вальтера

11 296 46
Стальные акулы Гельмута Вальтера
Луи-Жак Тенар, отец перекиси водорода


Как известно, ничто так не красит женщину, как перекись водорода! Поскольку, открыл данное соединение француз Луи-Жак Тенар в 1818 году, с середины XIX века перекись практически только для этого и использовалась. Ну и по мелочи — для антисептики, отбеливания тканей и всего такого прочего, неинтересного. Но в 20-е годы ХХ века этой самой «аш два о два» заинтересовался сумрачный тевтонский гений...




Сумрачный тевтонский гений Гельмут Вальтер

Звали гения — Гельмут Вальтер. В 1923 году он окончил техническую школу в Шарлоттенбурге, пригороде Берлина (впоследствии ставшую Техническим университетом Берлина) и отправился работать в поте лица на верфь «Вулкан» в Гамбурге. В 1930 году, поднабравшись опыта, инженер перебрался в Киль, на верфь Germaniawerft — место рождения подавляющего большинства немецких подлодок Первой мировой войны.

Именно здесь герр Вальтер принялся экспериментировать с воплощением в железо своей гениальной идеи — газовой турбины на перекиси водорода. Дело в том, что ещё в 1905 году компания «Консортиум фюр Электрохимише Верке» взяла патент на получение перекиси водорода электролитическим методом, что позволило производить данное соединение в промышленных масштабах, и открытие французского химика стало обогащать немецких фабрикантов.

Идея Вальтера была проста и красива: при разложении перекиси водорода выделяется водяной пар, кислород и тепло. Поскольку всего этого выделяется много (из литра перекиси выделяется 250 литров только кислорода), в замкнутом объёме будет резко повышаться давление продуктов реакции, которое можно использовать для вращения турбины. Красота идеи была в том, что всё вышеуказанное происходит без горения, а следовательно, может быть применено для приведения в движение подводной лодки, на борту которой с кислородом, необходимым для горения, всё как-то печально...


Двигатель Вальтера

Что представлял из себя двигатель Вальтера? Перекись водорода выступала в нём в роли окислителя и энергоносителя одновременно. Концентрированная до 80-85 % перекись получила название T-stoff — «топливо Т», «аурол» или «пергидроль». Раствор катализатора (обычно водный раствор перманганата кальция или натрия) — Z-stoff. Впрочем, иногда в двигателях Вальтера применялось в качестве катализатора и чистое пористое серебро. Перекись водорода — не самая стабильная жидкость, а в присутствии катализатора она разлагалась на воду и кислород с большим выделением тепла. Поскольку температура реакции была градусов 700-800, то вода мгновенно превращалась в пар, а в смеси с кислородом образовывался «парогаз». Давление резко вырастало, и парогаз поступал в турбину. Впоследствии Вальтер усовершенствовал схему, добавив второй компонент топлива (Z-stoff — не в счёт, он — катализатор и в реакции не участвовал) — C-stoff — смесь гидразина, метанола и воды. Температура реакции в таких двигателях была куда выше и достигала 3000 градусов в камере сгорания ЖРД. Если в качестве добавки использовался соляр (а были и такие двигатели), то пар после использования поступал в конденсатор, а углекислый газ выбрасывался за борт методом барботирования — дробления на меленькие пузырьки, которые не было видно с поверхности.

Уже в 1935 году Гельмут Вальтер открывает свою компанию: «Инженерная фирма Гельмут Вальтер» (кстати, она и сегодня существует под названием Walter KG). Если первоначально в числе сотрудников компании числился только сам герр Вальтер, то уже в 1936 году в ней пахало наподобие папы Карло 300 человек! В следующем году даже придётся переводить разросшуюся фирму из Киля в Танненберг, где заинтересованные военные моряки выделили изобретателю производственные площади.


Подлодка XVII серии

Лодки с турбинами Вальтера показывали рекордные результаты в плане скорости. В 1939 году он заключил контракт на постройку экспериментальной подлодки V-80 водоизмещением 80 тонн. Во время испытаний в 1940 году лодка под водой развила скорость 28,1 узла! Само собой, командующий подводными силами Рейха за номером III, Карл Дёниц, отнёсся к опыту с невиданным энтузиазмом и заказал четыре боевых U-boot'а. Построенная в 1943 году серия XVIIА из двух корпусов (U-792, U-793) имела надводное водоизмещение 277 и 236 тонн, подводное соответственно — 309 и 259 тонн. Экипаж лодок составил 12 человек, вооружение — 2 торпедных аппарата и 4 торпеды. Не впечатляет. Зато скорость! В марте 1944 года, с гросс-адмиралом Дёницем на борту U-793 развила под водой 22 узла. А в июне того же года, но уже без адмирала, U-792 дала под водой 25 узлов. Это была просто фантастика!

Правда, вылезли и детские болезни: лодки были трудны в управлении, при погружении на большую глубину теряли часть своей мощности, и вообще механических косяков хватало. Тем не менее Дёниц заказал фирме Blohm & Voss серию из 24 лодок этого проекта. Правда, фирма была загружена выше головы строительством подлодок традиционной схемы, и осетра пришлось урезать до 6 корпусов. Построить же удалось только три. U-1405 достроили в декабре 1944 года, U-1406 — в феврале 1945-го, U-1407 — в марте. В общем, глядя на календарь, можно понять: всё, что смогли сделать экипажи со своими сверхскоростными лодками — это затопить их самостоятельно, не дожидаясь английских, советских или американских бомб.

Применение двигатели Вальтера нашли не только в подводных лодках: герр доктор экспериментировал и с ЖРД для самолётов. 20 июня 1939 года первый полёт совершил экспериментальный самолёт Не-176 с ЖРД Вальтера, пилотируемый Эрихом Варзицем. Интересен он только историкам авиации, поскольку стал если не первым, то одним из первых реактивных самолётов. Но впоследствии двигатели Вальтера стояли на Ме-163 «Комета», управляемых авиационных бомбах и ракетах. Впрочем, долго рассказывать о них я не стану — подобные проекты стали тупиковыми и дальнейшего продолжения не получили. А вот подлодки...

Помимо малых подлодок XVII серии, Вальтер спроектировал океанскую субмарину XVIII серии — 1600 тонн водоизмещением и с ожидаемой подводной скоростью 24 узла. Лодка была заложена в количестве двух корпусов, но достроить их не успели — к доктору с его покровителями постучался северный пушной зверёк цвета качественного антрацита. Проекты XXVI, XXVIB и XXXVI не успели даже заложить. Зато успели произвести малые серии торпед с турбинами Вальтера: Stein Brash, Stein Butte и Stein Wal — всех по 100 штук. И всё это добро после Победы досталось союзникам!


С-99 ВНЭУ made in USSR

После войны сам Вальтер перебрался в США (в составе группы небезызвестного Вернера фон Брауна), а вот его заместитель, Франц Статецки, изъявил желание поехать в СССР. С его помощью советская техническая разведка разыскала фирму «Брюнер-Канис-Рейдер» — одного из смежников Вальтера в изготовлении турбин. В общем, после долгой и тщательной работы удалось полностью восстановить документацию и воссоздать парогазотурбинную установку для непостроенных лодок XXVI серии. На её основе был создан проект советских подлодок 617. Первая лодка этого проекта получила название С-99 и прошла государственные испытания в 1956 году. Результаты испытаний впечатлили как инженеров, так и адмиралов — лодка преодолела под водой рубеж в 20 узлов, а на 18 узлах шла 6 часов!

В 1956-1958 годах в СССР спроектировали подлодки проекта 643 с двумя турбинами Вальтера. Кроме того, с подачи будущего отца русской демократии — академика Сахарова, проектировалась гигантская (24 метра длиной!) атомная торпеда Т-15, на которую также планировалось установить двигатель Вальтера. Но если с Т-15 не срослось, то торпеды Вальтера стали прототипом успешно принятых на вооружение ВМФ СССР парогазовых торпед 53-57, стоявших на вооружении до 80-х годов прошлого века. Тот же принцип использовался и в торпеде 65-76 «Кит» — самом мощном боеприпасе отечественного флота (снятом с вооружения после трагедии с АПЛ «Курск»). Лодки же с турбинами на перекиси водорода не были построены по той причине, что появился более перспективный атомный двигатель. В проектировании первых советских атомных субмарин широко использовался опыт, полученный при проектировании лодок с турбинами Вальтера.


«Эскалибур» ВНЭУ made in UK

Использовали подлодки с двигателями Вальтера и англичане. U-1407 они подняли, отремонтировали и ввели в строй под названием HMS «Meteorite». Впоследствии построили и свои парогазовые лодки «Эскалибур» и «Эксплорер», прослужившие аж до 1965 года. Опыт посчитали неудачным: постоянные взрывы да пожары. «Лучшее, что можно сделать с перекисью водорода — заинтересовать ей потенциальных противников», — шутили подводники Royal Navy.


П-750Б «Сервал» ВНЭУ made in Russia?

Казалось бы, после появления атомных подлодок двигатели Вальтера остались в прошлом. Но... Дело в том, что атомный флот — для богатых. А развивающимся странам также хочется подлодку с ТТД получше, чем у стандартной «дизелюхи». Поэтому последние годы идут слухи о возрождении интереса к субмаринам с ВНЭУ. О китайских опытах с двигателем Стирлинга я уже писал, но с 2019 года появляются новости об отечественном проекте подлодки с ВНЭУ — П-750Б «Сервал». Что за двигатель стоит на этой лодке?

Промышленный директор Санкт-Петербургского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев в интервью еженедельнику «Звезда» от 13 августа 2020 года отмечает:

«Основным элементом ВНЭУ является газотурбинный двигатель, который позволяет получить значительную мощность при небольших массогабаритных характеристиках. Такой двигатель быстро и просто вводится в действие, обладает высокой маневренностью, хорошей взрывопожаробезопасностью — в силу отсутствия водорода в рабочих контурах, а также позволяет достигать достаточно высоких ресурсных показателей оборудования, что снижает стоимость эксплуатации.»

Только мне кажется, что в обтекаемых словах Владимира Юрьевича неплохо читается именно турбина Вальтера? В конце концов, водорода в рабочих контурах у неё нет, а значительная мощность при небольших массогабаритных показателях — явно не про маломощный Стирлинг! Кроме того, он категорически отказывается признать проектируемую лодку первой субмариной с подобной установкой, что и логично — первой была С-99.

Конечно, двигатель Вальтера в середине прошлого века показал себя достаточно взрывопожароопасным, но... За 80 лет сильно изменилась культура производства, точные металлообрабатывающие станки позволяют делать продукцию с более высокими допусками, так что... Возможно, нам и в самом деле предстоит увидеть возрождение подводных лодок с турбинами Вальтера в качестве ГЭУ. Потенциал у неё, на мой взгляд, куда выше, чем у двигателя Стирлинга.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    21 августа 2024 04:43
    Уважаемый автор не припомнит какие подводные лодки советского производства у нас на флоте прозвали "Зажигалками" и какого типа подлодки, выведенные из состава флота, стояли на мёртвом приколе на Ладоге?

    За статью спасибо! good
    Про идеи Сахарова как уничтожать морские порты и базы уже когда-то, где-то читал. smile
    1. +3
      21 августа 2024 08:39
      Привет Дядя Костя, давно не заглядывал, как твое здоровье!
      Теперь к статье. В принципе интересная для меня тема, по которой имел только обобщенные представления и не более. Так что однозначно- «плюс»!
      1. +4
        21 августа 2024 09:20
        Так что однозначно- «плюс»!

        Автору хорошо бы определиться с амплуа - статьи по истории техники или сатирические рассказы с техническими элементами. Пока сатира автору сильно мешает сосредоточиться на технических вопросах и он читателям вместо объективной информации начинает "гнать пургу" типа
        в обтекаемых словах Владимира Юрьевича неплохо читается именно турбина Вальтера

        Газотурбинная установка замкнутого цикла, используемая в настоящее время в качестве ВНЭУ на подводных лодках, в том числе и на П-750Б, к турбине Вальтера никакого отношения не имеют.
      2. +1
        21 августа 2024 16:42
        Добрый день, Влад! smile
        Да жив пока и относительно здоров. Держусь как умею.
        Удачи тебе и здоровья. drinks
        1. +2
          21 августа 2024 18:04
          Береги себя! Встречались в Питере, вспоминали тебя добрым словом. Не постесняюсь скажу от лица всей шайки с исторической ветки - здоровья, хорошего настояния и капельку оптимизма, ну и не забывай нас баловать котами и женщинами! Держи хвост пистолетом!
          1. +2
            21 августа 2024 18:46
            Спасибо, Влад!
            Жаль, что не могу добраться до Питера и пообщаться с вами вживую. drinks soldier
            1. +2
              21 августа 2024 21:17
              Дядя Костя, наша встреча - это заслуга твоего Племянника (Антона)! Именно он собрал нас со всей Матушки России!!!
              1. +2
                21 августа 2024 21:53
                Да, я это помню и благодарен ему. drinks smile
    2. +10
      21 августа 2024 09:48
      Уважаемый автор не припомнит какие подводные лодки советского производства у нас на флоте прозвали "Зажигалками"

      "Зажигалками" в советском ВМФ называли подводные лодки проекта 615 с "единым" двигателем. В качестве такого и для надводного, и для подводного хода использовался дизель. Под водой в качестве окислителя для дизелей использовался жидкий кислород. Было бы удивительно, если бы они не горели.
      1. +3
        21 августа 2024 16:49
        Спасибо. smile
        Только проект-то был неудачным.
        1. +3
          21 августа 2024 17:08
          Только проект-то был неудачным.

          Подводные лодки с "единым двигателем" начали проектировать и строить с 1900 года. Первопроходцами были французы (Georg F. Jaubert). Но ни один из проектов не был удачным.
          1. +3
            21 августа 2024 17:38
            Подводные лодки с "единым двигателем" начали проектировать и строить с 1900 года.


            Порочная система?
            1. +4
              21 августа 2024 17:46
              Нет система не порочная, просто требовалось достичь определенного технического уровня для реализации. Проблему решил ядерный реактор. По сути ведь атомная подводная лодка тоже с "единым двигателем" - паровой турбиной. Пока это самая эффективная "единая двигательная установка". Что будет дальше - время покажет. Может обойдут квантовый запрет на клонирование и разработают метод телепортации.
              1. +3
                21 августа 2024 20:03
                Нет система не порочная,


                Я имел в виду водород и использование жидкого кислорода
    3. +5
      21 августа 2024 09:51
      какого типа подлодки, выведенные из состава флота, стояли на мёртвом приколе на Ладоге?

      На ладоге во время Великой отечественной использовались лодки типа "М".
      1. +3
        21 августа 2024 11:15
        Цитата: Frettaskyrandi
        На ладоге во время Великой отечественной использовались лодки типа "М".

        Это в войну. На Ладоге в 1944 г. ещё несколько "Щук" было - использовали озеро как полигон для БП.

        А в 70-х на Ладоге в отстое стояли те самые "зажигалки" пр. А615.
        88-й дивизион консервации подводных лодок
        Базирование: г. Лахденпохья, Ладога.
        История: в составе 177-й бригады опытовых кораблей. После списания всех подводных лодок и передачи их на разделку и на КОЛМЗ расформирован.
        Состав: 12 пл пр. А615.
        1. +5
          21 августа 2024 12:53
          Кстати - интересная тема - переходы подводных лодок по рекам и каналам.
      2. +3
        21 августа 2024 16:50
        Так и 615 тоже был серии "М".
    4. +3
      21 августа 2024 11:08
      Цитата: Морской Кот
      Уважаемый автор не припомнит какие подводные лодки советского производства у нас на флоте прозвали "Зажигалками"

      Проект А615. У них другой тип ГЭУ - единый дизельный двигатель надводного и подводного хода + запас жидкого кислорода и поглотителя.
  2. +2
    21 августа 2024 06:12
    А пополнять запас пергидроля как? Только на базе? Или установка гидролиза на борту?
  3. +2
    21 августа 2024 07:19
    Цитата: Морской Кот
    Уважаемый автор не припомнит какие подводные лодки советского производства у нас на флоте прозвали "Зажигалками"

    зажигалки вроде как были с дизельными двигательными установками... вроде как не они...
  4. +3
    21 августа 2024 07:39
    Спасибо Автору за интересную статью.

    До этой статья я почему-то считал, что лодки Вальтера совсем не получились и немцы лучше бы ресурсы направили на создание электролодок - появись они раньше, союзникам пришлось бы туго. Не помню, у кого читал - может, и у Деница (а может и у Пиллара, Тараса или еше кого). Автор меня переубедил - похоже, эти два направления развивались независимо и друг другу не мешали. Да и сам двигатель Вальтера имел продолжение.
    1. 0
      21 августа 2024 13:49
      Кое -что от лодок Вальтера использовали в электролодке 21-го типа . А именно прочный корпус "восьмёркой" в сечении . Да и сама идея электролодки была предложена на совещании в ноябре 42-го года инженерами Шюрером и Брюкингом . Вместо перекиси в нижней части "восьмёрки" корпуса разместить большую по тем временам аккумуляторную батарею . На этом и порешили, а Вальтеровские перешли в разряд " ну ладно , вдруг получится . Пусть возится с ними "
      1. +2
        21 августа 2024 18:47
        Цитата: dauria
        А именно прочный корпус "восьмёркой" в сечении .

        Положа руку на сердце можно сказать, что "восьмёрка" на ПЛ XVII серии была только в районе центрального поста.
    2. +1
      21 августа 2024 13:58
      А вообще вот тут есть книга "Иванов С. - Германские субмарины Тип XVII Крупным планом "
      https://royallib.com/book/ivanov_s/germanskie_submarini_tip_xvii_krupnim_planom.html
      1. +1
        21 августа 2024 18:50
        Цитата: dauria
        А вообще вот тут есть книга "Иванов С.

        Все книги этого "Иванова" - суть весьма хренового качества переводы книг Э. Рёсслера и Ф. Кёля из серии Vom Original Zum Modell
        1. +1
          21 августа 2024 18:54
          Главное - книги качественно написаны. Куча фотографий , оригинальных немецких чертежей , описания особенностей механизмов нормальным техническим языком. Я для себя по всем типам лодок скачал выпуски. От двойки до двадцать третьей .
          1. +2
            21 августа 2024 19:11
            Цитата: dauria
            Главное - книги качественно написаны.

            Оригиналы - само собой... :)
  5. +8
    21 августа 2024 07:54
    Еще этот двухтопливный холодный двигатель, запущенный в массовое производство и развивающий тягу до 600 кгс, мог работать в паре с первой в мире управляемой авиабомбой (УАБ) Henschel, приводя ее в движение и давая ей первоначальный импульс. Сам двигатель размещался в гондоле, подвешенной под корпусом УАБа таким образом, что вектор ее тяги пересекался с центром тяжести бомбы.

    После того, как самолет выходил на цель, двигатель Вальтера создавал тягу примерно 10 секунд, после чего бомба, получившая разгон и направление, скользила к цели на дальность равную примерно 8-8,5 километров.

    Этот разработанный специально для этих целей двигатель, был одноразовым и уничтожался естественной детонацией после попадания бомбы в цель. А учитывая его одноразовость, двигатель был разработан из недорогих материалов с минимальным количеством сложных деталей. Так, например, топливо подавалось в камеру смешения не насосами, а простым сжатым воздухом, что упрощало и удешевляло его конструкцию.

    УАБ, для которой использовался этот двигатель, предназначалась в первую очередь для борьбы с морскими целями и доставляла немало хлопот британскому Адмиралтейству, а к моменту окончания войны ее применяли уже для уничтожения мостов на Одере при наступлении Красной армии.
    На фото: управляемая бомба Henschel и эта же бомба в связке с двигателем Вальтера...
  6. +1
    21 августа 2024 08:19
    Как известно, ничто так не красит женщину, как перекись водорода! Поскольку, открыл данное соединение француз Луи-Жак Тенар в 1818 году, с середины XIX века перекись практически только для этого и использовалась.

    Опять автора "понесло". В более менее промышленных масштабах перекись водорода стала производиться с 1867 года. В этом же году на Парижской выставке впервые продемонстрировали peroxide blonde. До этого перекись водорода применялась как дезинфекцирующее средство в медицине.
  7. +4
    21 августа 2024 08:42
    Ну Камрады, Вы меня удивили! 5 комментариев к статье и ни одного плюса! Неужели до такой степени очерствели? Или опять набег хомячков из новостей!!!
  8. +3
    21 августа 2024 08:51
    Статье +, как и комментариям. Узнал много нового).
    В далёком светлом детстве (СССР)) читал художественную книгу(морская тема) о молодых изобретателях(инженерах) и там, в довольно юморной подаче, отмечалось внезапное отсутствие научных статей о применении перекиси водорода и внимании к этой теме спецслужб.
    1. 0
      29 октября 2024 21:43
      Дес, кстати о " молодых специалистах" и спецслужбах: Был у меня друган на срочной- Санька. Сам он родом из Омской области,деревенский. Рассказал одну интересную историю. У них в деревне был мальчишка- вундеркинд. Вечно он в отцовском сарае что то химичил, поджигал,смешивал и взрывал и вся деревня дружно,терпела.. Надеялись что этот " Менделеев" прославит всю деревню. Уж больно умен был в хими.. В один прекрасный день, что то он там нахимичил да так,что разнес и сарай и пол избы.. А самый прикол в том,что на этот взрыв первыми,прехали комитетчики.. А потом уж,пожарные и все остальные.. Вообщем, после этого поступил этот парень в МХТИ и работал в Москве... Так что " око государево всегда зорко".)))
      1. +1
        30 октября 2024 08:11
        Такие "изобретатели" были в СССР везде)), время было такое. Насчёт "всегда" зоркого - в те времена - соглашусь.
  9. +4
    21 августа 2024 09:39
    Результаты испытаний впечатлили как инженеров, так и адмиралов — лодка преодолела под водой рубеж в 20 узлов, а на 18 узлах шла 6 часов!

    Результаты взрыва в пятом турбинном отсеке с разрушением прочного корпуса в мае 1959 года их впечатлили еще больше. Только грамотные действия командира лодки предотвратили катастрофу, но ремонту лодка не подлежала.
  10. +1
    21 августа 2024 11:14
    В дополнении к вышесказанному, еще были зенитные радиоуправляемые ракеты с двигателем Вальтера, специально созданные им в Киле. Ещё использовались как разгонный модуль у истребителей Me.262. Кажется читал это давно в "Науке и жизнь" в 80-х
  11. +2
    21 августа 2024 11:16
    Эксперименты с перекисью на лодках в СССР включали также проекты 626, 635, 643 и 647. Там стоял "единый" дизель, который в подводном положении должен был работать по т.н. "циклу Чудакова": когда парогаз (полученный разложением перекиси водорода) подаётся в цилиндры дизеля, а выхлоп барботируется за борт. Ни одной даже не заложили. Хотя энергоустановка испытывалась на стенде (и вроде бы даже успешно).

    Из-за скверного поведения перекиси при хранении её пытались заменить твёрдым веществом - надперекисью натрия (NaO2) - проекты 637, 660. Развитие атомных технологий их похоронило. Но 637 успели построить 1 корпус (М-361). Ненамного лучше зажигалок получилось.
    1. +2
      21 августа 2024 13:28
      Эксперименты с перекисью на лодках в СССР включали также проекты 626, 635, 643 и 647.

      "Фишка" проекта 626 не ВНЭУ. а назначение - подледно-транспортная. Предназначалась для перевозки грузов под ледовым покровом в арктические пункты, расположенные на материках, островах и льдах Северного Ледовитого океана и прилегаемых к нему морей, а также для обеспечения воздушного наблюдения, оповещения и связи при нахождении лодки в полярном бассейне. Должна была перевозить 3-4 танка и топливо для них, или 165 человек десанта с вооружением, или технику и снаряжение для оборудования искусственных полярных аэродромов, или боеприпасы и продовольствие. В качестве энергетических установок были рассмотрены дизель-электрическая и комбинированная - дизель-электрическая с двигателем экономического хода, работающая по циклу академика Чудакова.
  12. -2
    21 августа 2024 12:04
    Заменить химические процессы создающие высокое давление ,а затем преобразовать это турбиной в импульс силы на валу ротора можно и иным способом . Простая забортная вода является источником энергии если построить и согласовать алгоритмы ее трансформации с работой некоторого очень простого устройства. При этом это же устройство способно работать и как их называют ядерный или атомный двигатель. И при этом как я уже неоднократно говорил ,что такое устройство совмещает в себе и генератор тока и движитель . Опять - таки это и новый вид силового устройства для авиации .
    1. +4
      21 августа 2024 12:56
      Гридасов, тут и без Вашей нейросети мозги есть кому загаживать всяким информационным навозом. Переключите ее на генерацию чего либо полезного.
    2. 0
      22 августа 2024 04:28
      Простая забортная вода является источником энергии если построить и согласовать алгоритмы ее трансформации с работой некоторого очень простого устройства.


      Что это за устройство?
      1. 0
        22 августа 2024 14:35
        Так это простой перпетуум мобиле, ему уж не одна сотня лет в различных выриациях.
        Если серьёзно, огромное спасибо грамотным комментаторам, благодаря которым информации набирается ещё на одну статью)
  13. 0
    22 августа 2024 09:00
    Цитата: Frettaskyrandi
    Гридасов, тут и без Вашей нейросети мозги есть кому загаживать всяким информационным навозом. Переключите ее на генерацию чего либо полезного.

    Тут Вы неправы. Каждый комментарий товарища Гридасова, как глоток свежего воздуха - Военное обозрение всё ещё то ВО, к которому мы привыкли.
    Так что, товарищ Гридасов пишите ещё. Вдруг встретиться единомышленник с таким же складом ума.
    1. 0
      23 августа 2024 09:26
      Так что, товарищ Гридасов пишите ещё. Вдруг встретиться единомышленник с таким же складом ума.

      Да не дай Бог. Ещё одного такого я не вывезу....
  14. 0
    29 октября 2024 21:27
    Спасибо автору. Очень интересная статья. Технический прогресс- безграничен.
  15. 0
    8 ноября 2024 23:56
    когда то читал в литературе о двигателях Вальтера и связаных с ними "летающими тарелками". За относительной простотой самой идеи выше описанного двигателя лежат сложнейшие инженерные расчёты и решения.Впрочем так наверно и должно быть.Статье однозначно плюс.