Юбиляр-неудачник: пятьдесят лет «Торнадо»

23 495 86
Юбиляр-неудачник: пятьдесят лет «Торнадо»


Panavia Tornado, он же MRA-75, он же Panavia 200. Плод совместной работы концернов British Aircraft Corporation (Великобритания), Messerschmitt-Bölkow-Blohm (Германия), и Aeritalia (Италия).



Эти три кита образовали в 1971 году консорциум Panavia Aircraft GmbH, доли в котором принадлежали British Aircraft Corporation (42,5%), Messerschmitt-Bölkow-Blohm (42,5%), Aeritalia (15%).

Были разработаны две модификации: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Самолеты прошли долгий путь, но перехватчик ADV закончил свою карьеру в 2010 году, а вот истребитель IDS служит и по сей день, дотянув до своего юбилея.


Этот самолет можно и нужно считать символом возрождения европейской авиационной конструкторской школы и промышленности, поистине на Западе Европы смогли преодолеть все: полный упадок после войны, финансовый кризис шестидесятых, зависимость от США. И был создан действительно превосходный боевой самолет третьего поколения, ставший к тому же первым европейским самолетом с крылом изменяемой стреловидности и первым в мире серийным самолетом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

История работы над проектом самолета была непростой и долгой, и в итоге от евроконсорциума из 8 стран остались три страны, которые и начали реализацию проекта, который получил название MRCA-75 (Multi Role Combat Aircraft - многоцелевой боевой самолет 1975 года).


Самолет действительно получился «всеобщим» («Панавиа» - «Всеобщая авиация» с греческого): кроме заявленных концернов в разработках приняли участие:
- «Турбо Унион» («Роллс-Ройс», «Фиат», MTU) создал двигатели;
- «Маузер» создал пушки;
- «Авионика» работала над БРЭО.

Интересно, но страны-создатели видели роль самолета по-разному: в Королевских ВВС Великобритании MRCA-75 должен был заменить бомбардировщики «Вулкан» и «Канберра», совершенно не смущаясь, что «Вулкан» был весьма стратегическим бомбардировщиком, который по планам должен был наносить удары в том числе и по территории СССР.

В немецких Люфтваффе новый самолет должен был заменить откровенно неудачный F-104G в качестве как истребителя, так и ударного самолета, способного действовать против морских целей на Балтике.


Итальянские ВВС в MRCA-75 тоже видели охотника за советскими кораблями в Средиземном море вместо «Старфайтера».

В итоге, после длительных дискуссий и согласований, основными задачами MRCA-75 были определены:
- удары по аэродромам противника;
- нанесение ударов по районам сосредоточения войск, штабам и коммуникациям;
- непосредственная всепогодная и круглосуточная поддержка наземных войск на поле боя;
- удары по надводным морским целям;
- ведение воздушной разведки.

Ну и плюс ко всему, самолет должен был уметь в маневренный бой. Понятное дело, с советскими истребителями, что само по себе было задачей сложновыполнимой, особенно если учесть небольшую высотность самолета. По сути, получился такой многоцелевой ударный бомбардировщик-штурмовик. Все-таки как истребитель это был корм для советских Су и МиГ.

Изначально Германия и Великобритания хотели получить на вооружение двухместный самолет («Панавиа-200»), а итальянцев устраивал одноместный («Панавиа-100»). В итоге стороны сошлись на двухместной модели из соображений экономии.

14 августа 1974 года первая машина поднялась в воздух. В сентябре 1974 года новому истребителю-бомбардировщику было присвоено имя «Tornado». В 1980 году Британские ВВС получили первый самолет «Tornado», через год эти машины стали поступать на вооружение ВВС Италии и ФРГ.


Германия приобрела 359 самолетов.
Люфтваффе получили:
- 157 истребителей-бомбардировщиков;
- 55 учебно-боевых самолетов с двойным управлением;
- 35 самолетов РЭБ «Tornado» ECR.
Бундесмарине для своей авиации получили 100 истребителей-бомбардировщиков и 12 самолетов с двойным управлением.

Италия закупила 100 истребителей-бомбардировщиков, из них 12 - с двойным управлением.

Великобритания в общей сложности получила 229 самолетов, из них 51 - с двойным управлением). Кроме того, в 1984 году часть британских самолетов была модернизирована для доставки британской ядерной бомбы WE177B или американской ядерной бомбы В61. Эта модификация получила обозначение Tornado GR.1.

«Торнадо» встал в строй и… практически моментально устарел. Несмотря на то, что работы были проведены достаточно быстро во второй части, к девяностым годам самолет откровенно требовал усовершенствований. И когда началась подготовка к войне с Ираком, за «Торнадо» взялись более чем конкретно.

На передние части воздухозаборников, крыльев и хвостового оперения было нанесено специальное радиопоглощающее покрытие, которое, правда, оказалось неэффективным и даже более того, имели место случаи отрыва и попадания в воздухозаборники. В итоге после войны покрытие было удалено со всех самолетов.

Но были добавлены и более полезные вещи:
- шифрованное оборудование для связи;
- специальное освещение кабины, позволяющее пилоту пользоваться очками ночного видения;
- блок спутниковой навигации;
- новые ПТБ увеличенной до 2250 л емкости;
- подвесной контейнер (2 шт.) с лазерно-тепловизионной обзорно-прицельной системой TIALD.

Вооружение было дополнено американскими корректируемыми авиабомбами «Paveway II», ракетами AIM-9 «Sidewinder» и опытными противорадиолокационными ракетами ALARM, которые по факту проходили полевые испытания в Ираке.


С течением времени ассортимент вооружений, которые мог нести «Торандо» увеличивался. В 90-х «Торнадо» получил на вооружение противокорабельные ракеты «Sea Eagle», немцы вооружились ПРК «Корморан» и «Корморан-2», итальянцы освоили ракеты AGM-65D «Maverick», AGM-88 HARM, ПКР «Корморан», AIM-9L и бомбы GBU-16. Плюс итальянцам досталась контейнерная система лазерного целеуказания Tomson-TRT CDLP.

В итоге, после всех доработок, на выходе появился весьма неплохой по ЛТХ и очень навороченный по вооружению, самолет. Замаячили неплохие варианты по экспорту, но… увы, цена «Торнадо» оказалась очень высокой. Да, сегодня, после «успехов» на этом поприще F-22 и F-35, «жалкие» 30 миллионов долларов у «Торнадо» выглядят смешно, но в 90-е годы это были очень большие деньги, и желающие обновить свой авиапарк как-то очень быстро закончились.

Купить «Торнадо» для своих ВВС смогли только реальные мужчины из династии Сауди, и ВВС Саудовской Аравии приобрели для себя 90 самолетов, в том числе 14 с двойным управлением и 6 разведывательных модификаций.


К началу нового тысячелетия «Торнадо» находился в рядах так называемых «крепких старичков», то есть, самолетов устаревших и требовавших капитальной модернизации. Однако члены триумвирата не смогли между собой договориться и в итоге организовать совместные работы по модернизации «Торнадо» не получилось. Британцы предпочли снять «Торнадо» с вооружения, немцы и итальянцы начали работать над собственными модернизациями порознь.

Боевым горнилом для «Торнадо» стала война с Ираком. Самолет активно применялся участниками из всех трех стран-обладательниц. «Торнадо» за время боевых действий сбросили 950 корректируемых бомб «Paveway II» и 4250 обычных свободнопадающих бомб 450 и 900 кг, выпустили по РЛС противника 123 противорадиолокационных ракеты ALARM, использовали 100 комплектов бомбовых кассет JP233. Потери составили 11 машин, при этом погибло восемь членов экипажей и семь попало в плен.

Многие эксперты сошлись во мнении, что использование «Торнадо» в реальных боевых действиях было не очень эффективным. Очень странно, что столь сложный и нашпигованный оборудованием самолет вдруг оказался малопригодным для боевого применения.

Виной тому было поставлено несоответствие между формацией комплексов атаки и защиты (при том, что комплекс обеспечения боевой живучести был очень слабым) и условий, в которых использовался самолет.

Использование «Торнадо» практически в качестве штурмовика, наносящего удары по аэродромам и командным центрам с небольшой высоты, повлекло за собой приличные потери. Во время испытаний для применения на Европейском ТВД (естественно, против советских войск) основным методом применения «Торнадо» предусматривался полет на малых и сверхмалых высотах для атаки войск противника. Однако при планировании был неправильно просчитан эффект противодействия противником. И в Ираке выяснилось, что режимы, в которых «Торнадо» выходили на цель, очень выгодны и для многочисленной иракской малокалиберной зенитной артиллерии.


А для «Торнадо» было бы выгоднее наносить удары с больших дистанций, вдали от зоны ближней ПВО противника, используя высокоточное оружие большой дальности. Но «Торнадо» работали «в упор», что и повлекло потери и повреждения практически всех задействованных в операции самолетов.

ЛТХ модификации Tornado GR.Mk.1
Размах крыла, м - 13,92
Длина, м - 16,72
Высота, м - 5,95
Площадь крыла, м2 - 31,00
Масса, кг
- пустого - 14 090
- нормальная взлетная - 20 410
- максимальная взлетная - 27 950

Топливо, кг
- во внутренних баках – 5 090
- в ПТБ 4 x 1 500 л или 2 х 1500 + 2 х 2250 л

Двигатель: 2 х ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.101 х 4 180 кгс

Максимальная скорость, км/ч
- на высоте – 2 338 (2,2М)
- у земли – 1 480
Крейсерская скорость, км/ч – 1 010 (0,92М)
Перегоночная дальность, км – 3 890
Боевой радиус действия, км – 1 390
Практический потолок, м – 15 240
Экипаж, чел - 2
Вооружение:
Две 27-мм пушки Mauser BK27 c 180 патронами на пушку
Боевая нагрузка - 9000 кг на 7 узлах подвески:
- 3 ядерные бомбы WE.177;
- 2 УР воздух-воздух AIM-9B/L Sidewinder;
- 7 противорадиолокационных УР ALARM;
- 4 ПКР Sea Eagle;
До 3 бомб разных типов:
- GBU-15 c оптическим наведением;
- Paveway с лазерным наведением;
- 454-кг, 340-кг, 227-кг, 113-кг обычные бомбы;
- BL775 кластерные бомбы;
- напалмовые баки и специальные подвесные контейнеры.


Сегодня немецкие ВВС являются одним из последних эксплуатантов «Торнадо», наряду с Италией и Саудовской Аравией. Менее известен тот факт, что именно ВМС Германии были первым немецким эксплуатантом, получившим в свои руки «Торнадо». Но последние «морские» «Торнадо» были списаны в 2005 году, после чего ВМС Германии вообще отказались от использования скоростных самолетов. А ведь были времена, когда «Торнадо» летали бок о бок с советскими и российскими Су-27 над водами Балтики…

Еще одной интересной особенностью «Торнадо» была способность дозаправки самолетов в воздухе. В ВВС Германии и Италии «Торнадо» могли оснащался заправочной капсулой «Sargent Fletcher», емкостью 1400 литров которая размещалась под фюзеляжем, при использовании которой можно было существенно увеличить и без того неплохой радиус действия «Торнадо» или заправить любой другой самолет, имеющий соответствующее оборудование.


Британцы тоже оборудовали несколько своих самолетов для выполнения роли заправщика перед операцией в Заливе в 1991 году, но использовать самолеты не спешили.

Ну и вишенка на торте: «Торнадо» вполне мог оказаться на службе в ВВС США!

Идея того, что ВВС США купят боевой самолет европейской разработки и производства, сейчас кажется почти немыслимой, но на самом деле соответствующая служба ВВС не раз рассматривала возможность покупки «Торнадо».

«Торнадо» версии IDS рассматривался в качестве потенциального кандидата на создание усовершенствованного тактического истребителя (ETF), но так вышло, что кандидат так и остался кандидатом, а его место в ВВС занял F-15E Strike Eagle, который как раз был создан для выполнения таких задач.

Еще один потенциальный экспортный оператор для «Торнадо» - Япония. Там Воздушные силы самообороны Японии (JASDF) уже с середины 80-х годов искали преемника своего штурмовика Mitsubishi F-1, который в основном нес нагрузку самолета противокорабельной обороны.

Тоже не срослось, японцы немного переборщили с хотелками: по мнению JASDF, «Торнадо» японских ВВС должен был летать дальше, что потребовало удлинения фюзеляжа или чтобы в разработке взяли более длинный фюзеляж перехватчика «Торнадо» ADV, а возможности оставили от «Торнадо» IDS и частично от модели ECR.


Производители смогли построить такое. Но по предъявлению японские военные от самолета отказались и предпочти доделать под свои требования Mitsubishi F-2.

В целом, мир отказался от «Торнадо». И даже с учетом многочисленных модернизаций, сегодняшний «Торнадо» IDS быстро движется к уходу на пенсию. Ситуация могла бы быть иной, если бы страны-партнеры реализовали планы по созданию усовершенствованной версии, известной как «Торнадо-2000».

Планы по «Торнадо-2000» были сформулированы вскоре после войны в Персидском заливе 1991 года, в которой базовый «Торнадо» IDS совершил большое количество боевых вылетов, с успешными результатами, но также и с болезненными потерями.

Планировалось, что «Торандо-2000» поступит на вооружение на рубеже веков, будет дополнительно оптимизирован для преодоления современных средств ПВО на малых высотах. Отличительными особенностями новой конструкции станут удлиненный фюзеляж, вмещающий больший запас топлива и более современная авионика.

Чтобы лучше преодолевать противовоздушную оборону противника, носовая часть фюзеляжа должна была быть подвергнута изрядной реконструкции по уменьшению поперечного сечения радара и изменению конструкции воздухозаборников. Вместо перевозки дополнительного топлива в громоздких сбрасываемых баках с изрядным радиолокационным отражением, под фюзеляжем должен был быть установлен полуконформный топливный пакет. По сравнению с базовым «Торандо», радиус действия нового самолета планировалось увеличить на 25 процентов.

С появлением на горизонте более продвинутых проектов, в том числе программы Joint Strike Fighter, в которую вскоре включились британцы, от планов по созданию оптимизированной ударно-ударной версии «Торнадо» отказались. Так F-35 сбил на взлете «Торнадо-2000».

Несостоявшийся убийца радаров


Одним из самых интригующих эпизодов в истории службы «Торнадо» британской короне является решение модифицировать партию перехватчиков «Торнадо» F3 для выполнения миссии по подавлению обороны. Неофициально получившая название «Торнадо» EF3, эта версия была вооружена теми же противорадиолокационными ракетами ALARM, которые были предоставлены части самолетов британского флота «Торнадо» GR1.


В отличие от «Торнадо» ECR, например, «Торнадо» GR1 и GR4 имели очень ограниченные возможности по обнаружению и локализации вражеских излучателей автономно. С другой стороны, «Торнадо» F3 имел гораздо более мощную радиолокационную систему самонаведения и предупреждения (RHAWS) с антеннами на хвостовом оперении и в крыльях. Эти антенны обеспечили гораздо более точную систему определения местоположения излучателей (ELS).

«Торнадо» EF3 был быстро разработан и готов к развертыванию на Ближнем Востоке в 2003 году для участия в операции по вторжению США в Ирак. Принимая во внимание улучшенные возможности, которые предлагал «Торнадо» EF3, несколько удивительно, что было принято решение не отправлять этот самолет в Персидский залив, и вскоре после этого программа была свернута.

Второй взлет так и не случился, и теперь «Торнадо», вставший в строй в 1979 году (Великобритания окончательно вывела из использования самолеты в 2019-м), в настоящее время фактически доживает свои последние дни. Да, 14 августа 2024 года «Торнадо» отметил 50 лет с момента своего первого полета. Но отсутствие полноценного плана модернизации свело на нет карьеру этого в принципе весьма хорошего самолета.


Для сравнения наш Су-27 совершил первый полет чуть позже, в 1981 году, на вооружение был принят в 1985-м, и на службе до сих пор. Но – имея 12 модификаций. И более того, последние эволюции самолета в лице Су-34 и Су-35 – это общепринятые шедевры, являющиеся весьма опасными противниками и для тех, кто в небе, и для тех, кто на земле.

Развитие, то есть, его полное отсутствие из-за того, что в «товарищах согласья не было» поставило крест на довольно неплохом самолете. И теперь, спустя полвека с момента первого полета, «Торнадо» доживает свои дни в ВВС Германии, Италии и Саудовской Аравии, ожидая замены на более современные машины.
86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    19 августа 2024 04:29
    У семи нянек дитя без глаза. А ЛТХ очень неплохие. У Су-34 при той же боевой нагрузке взлётная масса в полтора раза больше.
    1. +5
      19 августа 2024 06:30
      Двигатели никогда не были сильной стороной нашей авиации
    2. +3
      19 августа 2024 09:43
      Вообще то, у утконоса БН Макс. вовсе не 8 т.
    3. +25
      19 августа 2024 09:59
      Очередной бред политолога Ромы в плане выводов и умозаключений.
      Юбиляр-неудачник: пятьдесят лет «Торнадо»
      Самолёт с СДУ , с цветными мониторами, с нашлемной индикацией , ...
      А что тогда такое Су-24 и Су-24М ?
      Сарай со стрелочными приборами , с качалками и механическими тягами, со слабыми не экономичными двигателями и малыми боевой нагрузкой и боевым радиусом... Он с двумя баками по 1500 и 4 ОФАБ-250 ШН еле взлетает, а это всего 4 т ? Которых числится около 250 штук в передовых ВКС ?
      Ну хоть немного объективности !!!
      1. +6
        19 августа 2024 14:21
        Цитата: Витов
        Очередной бред политолога Ромы в плане выводов и умозаключений.

        Полностью с вами согласен.
        1. +3
          20 августа 2024 18:56
          Рому понесло не туда. Торнадо достаточно серьёзная машина как истребитель - бомбардировщик. И в Заливе показали хорошую живучесть. Но как перехватчик слаб. Когда нашими пятнашки сменили на 27 издавались над Ганса ми на Торнадо жёстко и с извращением. И убили Торнадо не эфки а еврейский файтер.
      2. 0
        21 августа 2024 10:47
        Объективно Су-24М вполне достойный самолет. Радиус маловат, но и не надо его гонять за три моря. Если он с Гефестом и летчик хороший, мало не покажется.
    4. +10
      19 августа 2024 10:17
      У нас мизерное количество Су-34. Перед СВО было всего 120 штук - это 4 полноценных полка. Когда 7 лет назад, я говорил, что нам нужно хотя бы 500 Су-34 - надо мной смеялись и меня банили... 500 Су-34 это всего 6 дивизий. В СССР только в 14 ВА, которая базировалась в Западной части было столько Су-24... 120 таких ударных самолётов на всю страну и СВО ? НЕ СМЕШНО !
      1. +1
        21 августа 2024 10:52
        Придет время - и их будет еще меньше. С развитием авиации и ПВО новые модели будут все дороже, сложнее и эффективнее. 120 Су-34 - это не много, но есть еще около 50 Су-24М/М2, а также Су-35, Су-30… А насчет 500 шт Су-34, все бы и не против, но это только мечты… 250 было бы уже круто. А вообще, НАПО может физически выпускать 16-18 шт в год.
        1. +1
          21 августа 2024 11:27
          Вот обзорные цифры наличия самолётов и темпы поставок за последние годы:
          https://aviation21.ru/sostav-boevoj-aviacii-vks-rossii-na-2023-god/
          Гефестом оборудованы чуть больше десятка Су-24М... А модификация Су-24М2 - это просто распил бабла...
    5. +1
      19 августа 2024 11:53
      Боевую нагрузку надо всегда смотреть конкретно. Мало ли что там написали, сколько кг самолет может поднять. Во-первых, при каком запасе топлива. А потом каждый узел (как правило, парой) могут нести определенный груз. Там и прочность и пр. Если даже прочность позволяет, а туда нечего повесить такой массы, то ой. Например, пара ракет ВВ с переходной балкой одно, бомба какая-то - другое, а другая бомба - уже вешать нельзя. Что-то вешается только с двух бортов, что-то только в одном экземпляре.
  2. +17
    19 августа 2024 04:33
    Неимоверно красивый самолет!
    Еще студентом, читал книжку из тех, что не продаются в магазинах с рассмотрением тогдашней авиации. "Торнадо" оценивался, как самый совершенный западный самолет. В своем размере и массе, он имел наилучшие характеристики и возможности.
    Но вот наступила война в Ираке и всë. Оказалось, что желание выжать из самолета всë, что можно вышло боком. Очень плотная компоновка всего. Внутренности самолета использованы до 1 куб. мм. Любой осколок или пуля выводили что-то из стоя. Из-за плотности систем ремонт в поле был крайне сложен или невозможен вообще. Самолет стал летать много, и все многочисленное оборудование стало отказывать. Ремонт, опять же, см. выше.
    Американские самолеты крупные, сделанные посвободнее и не такие универсальные оказались намного лучше. А самым лучшим европейским самолетом оказался деревянный "Ягуар". В нем нечему было отказывать.
    Как-то так.
    1. -6
      19 августа 2024 06:38
      Это не самолёт был плох. Это техника российского пво была хорошА. На весах истины всегда две чаши.
      Как не странно, но даже во времена ракетного пво основное поражение наносилось огнестрельным оружием разного калибра.. Его дешевизна и количество давало эффективность.
      Точно как и сегодня на земле на Украине . Основное поражение, его подавляющее количество идёт от артиллерии. Она остаётся царицей полей..
      1. +1
        19 августа 2024 11:49
        Почему-то при той же самой ПВО остальные самолеты выполняли задачи нормально. Их не надо было от единственной дыры тащить на завод.
        А "Торнадо" отличился.
        1. 0
          19 августа 2024 11:52
          Высокая, эффективность за счёт сложности выливаться, в низкую ремонтопригодность.
          Например, известный танк Тигр.
          Реже всего ломаеться каменный топор. Но от него почему то отказались.))
          Спасибо.
          1. 0
            19 августа 2024 11:59
            Так не было у "Торнадо" эффективности. Надоело летчикам возвращаться назад, не выполнив боевую задачу. Вылетает 4-5, возвращается 1 или 2. Точное соотношение не помню, но как-то так. А "Ягуар" летает и летает. И что выбрать? Ведро с болтами или супер-пупер? И Ф-16 летает. И Ф-15.
            1. +1
              19 августа 2024 12:19
              Уважаемый Максимум, вы идёте против прогресса.
              Каждая новая модель военной техники эффективнее предыдущей, но сложнее в конструкции, в обслуживании.
              Требует более высокой квалификации оператора на случай не стандартных ситуаций.
              В то же время, стандартные операции максимально автоматизированы.
              Например , заряжание в нашем, танке. Поиск, уничтожение целей наших зрк последних моделей Панцирь, С400, все автоматизировано.
              Но всегда есть возможность и ручного управления. 100% надежности не бывает.
              1. +2
                19 августа 2024 13:10
                Я-то тут причем? Я завсегда за весь прогресс. Но "Торнадо" явно получился неудачным в части прямого назначения - войны. По крайней мере, в Ираке. Со всеми ее проблемами. Я же ничего не придумал. Просто почитывал всякие материалы по применению авиации в той войне. Давно это было. Американцы - американцами, но у европейцев самым эффективным самолетом оказался "Ягуар". А для "Торнадо" хороших слов не нашлось. Его оттуда убрали до завершения операции. Задрал он всех.
                Почему я это так запомнил? Да, потому что помню ту книгу из ранней молодости. Названия не помню. Чтобы в СССР спецы отдали дань уважения зарубежным машинам, этого в широких кругах не было никогда. Но книга-то была для ВУЗов. Помню, что еще отдавалась дань хорошей оптимизации по всем параметрам для воздушного боя, особенно по аэродинамике, F-15. Эти два самолета выделялись особо. В остальном, всё по всякому. Оценивалось всё грамотно, что и почему. Уж поверьте. Писали ее, если не изменяет память, кто-то из МАИ. Были это в годы 88-90. Книга более ранняя.
                А потом была "Буря в пустыне". Трали-вали. И еще попозже вал статей по всему подряд. Запад же выиграл. Хвастали напропалую. Нам все с удовольствием переводили. Все же издавать стало можно. И были статьи. Что в "Крыльях Родины", что в "Технике и вооружении". И всё. Здрасьте! Хваленый теоретиками "Торнадо" оказался фуфлом. Просто фуфлом. Хотя, как самолет, он прекрасен. Почти уверен, что там для схемы с изменяемой стреловидностью довели всё до ума. И всё остальное тоже. Самый лучший самолет с изменяемой стреловидностью. Только уже никому не нужный. Но летать он мог только с европейских аэродромов и в Европе, а также выполнять обычные рутинные задачи мирного времени. И всё. Ведь "Торнадо"-то всего и надо было, - это быть летающей платформой для того оружия, которое надо было донести по задаче. И он с этим не справился. В силу низкой надежности и крайне сложного ремонта в условиях аэродрома.
                Вот, из-за этих малых размеров лично я с таким же прищуром смотрю и на "Еврофайтер". Что-то в этом прекрасном самолете не то. Вот понимаю: семейство Су-27, F-15,-16,-18, даже МиГ-29. А европейцы, они какие-то другие. Всё хотят пинту в галлон залить.
                1. 0
                  19 августа 2024 13:22
                  Максимус , уважаю таких любителей патации таких как вы. Приятно читать. Все по теме.
                  1. -1
                    19 августа 2024 13:31
                    Спасибо! drinks drinks
                    Но я все же не любитель. Профессионал, но немного не в том. Не в части летать и всё такое. В части делать. Остальное по интересу.
                    1. 0
                      19 августа 2024 13:38
                      Нередко любители разбираются в вопросах лучше профессионалов, если любят свое дело. ) Буду читать ваши посты.
    2. +3
      19 августа 2024 06:40
      Абсолютно согласен - очень красивый самолет! но даже сборная модель Торнадо у меня была в три раза дороже, чем немного горбатый Ягуар.
      1. +4
        19 августа 2024 11:11
        Не хватило фотки торнадо с системой минирования, прикольный там контейнер
        1. +2
          19 августа 2024 13:13
          Эх, была фота в "Зарубежном военном обозрении", где "Торнадо" с немецкими крестами сыпет этими минами из контейнера. Умели буржуи свою технику рекламировать.
          1. +2
            19 августа 2024 13:40
            В " Авиации и космонавтике", кажись, тоже
            1. +1
              19 августа 2024 13:50
              Я ее как-то не почитывал. Всё не перечитаешь. Поэтому я сам видел именно в "ЗВО". Может и было в "АиК". Почему нет-то? Там такой плоский ящик длинный под фюзеляжем.
              1. +1
                19 августа 2024 14:46
                Похоже, как будто самолёт на гусенице
        2. +1
          23 августа 2024 03:26
          Роман, приветствую!
          Вот эта фотка, а также несколько статей про "Торнадо" опубликованных на ВО в 2017 году.
          https://topwar.ru/106584-sovmestnye-poslevoennye-evropeyskie-proekty-boevyh-samoletov-chast-4.html

          https://topwar.ru/106618-sovmestnye-poslevoennye-evropeyskie-proekty-boevyh-samoletov-chast-5.html

          https://topwar.ru/106638-sovmestnye-poslevoennye-evropeyskie-proekty-boevyh-samoletov-chast-6.html
          1. +1
            26 августа 2024 13:12
            Большое спасибо, hi а то я так и не нашел
        3. 0
          26 августа 2024 09:25
          https://youtube.com/shorts/bbye16D9m1w?si=MtRf-p7dcgdkeWZj
          Нарвался на ролик. Перевод - ахтунг. Но картинка - вот она.
  3. +6
    19 августа 2024 04:37
    Большие масштабы производства, длительный срок эксплуатации, зарубежные поставки , неплохой модернизационный потенциал никак не позволяет назвать Торнадо самолётом неудачником.
    В те же времена , СССР не жалевший средств на оборону, создал два самолёта того же класса: истребитель - бомбардировщик Су 24 и штурмовик Су25 , по сути альтернативы универсальному Торнадо. Сегодня наши новые Су 30, 35 вернулись к теме универсальности.
    1. -4
      19 августа 2024 04:44
      Перефразируя, сказанное про танки: самый лучший самолет для службы в мирное время.
      1. +2
        19 августа 2024 05:00
        Военная наука оперирует цифрами, статистикой. А не идеологическими аргументами, или пусть даже удачными шутками.
        1. -3
          19 августа 2024 05:38
          Дык..., "военная наука" и определила место этого самолета - дома на аэродроме.
          Сколь их таких систем? Красивое и отличное, но только воевать на нем нельзя. От войны оно ломается.
          1. 0
            19 августа 2024 06:52
            Исход ,задача любого боя- уничтожение , пленение противника, либо оставлением своих позиций.
            Во время ВОВ самая высокая смертность была у пилотов. Больше всего Героев СССР - пилоты. Чаще посмертно.
            И только потом шли солдаты пехотных подразделений. Исключения не в счёт.
            Пилотов провоевааших всю войну - единицы.
          2. 0
            19 августа 2024 07:10
            Хочу развить вашу мысль. Европа, еще со времен "Европейского рынка" норовила создавать что-то общеевропейское - корабли, танки, самолеты, но на каком-то этапе, все разбегались по своим песочницам. Делали общий танк - не вышло, делали общий самолет - французы "спрыгнули в сторону", получились "торнадо" и "тайфун", делали общий корабль "Горизонт" - немцы с англичанами отчалили)))
            1. 0
              19 августа 2024 11:17
              Делать вместе - гораздо дешевле, но качественнее.
              Только благодаря глобализации выпускаются, товары, автомобили самолёты высшего качества.
              Комплектующие для них делают многие и многие страны.
              Сравни авто АВТОВАЗ и аналогичные модели этого класса других стране вот вам и ответ.
              1. -1
                19 августа 2024 11:56
                Ага, только почему-то в Европе конца прошлого века этого не понимали.
  4. +3
    19 августа 2024 05:50
    При появлении Торнадо его рекламировали как суперпупер прогрессивный самолёт с электродистанционной системой управления. До него классикой была система механических тяг от ручки лётчика до бустерной системы и рулей. Цифровую СДУ, как на современных самолётах, тогда, естественно, сделать даже не пытались.
    Довольно быстро выяснилось, что у аналоговой системы управления при полётах вблизи от высоковольтных линий электропередач (ЛЭП) возникают наводки, и СДУ перестаёт работать. Дело давнее, подробностей не помню, но вроде даже катастрофы были. Поэтому у Торнадо было уникальное, единственное в мировой авиации лётное ограничение. На нём были запрещены полёты вблизи ЛЭП. Информации о том, что это ограничение снято я не встречал.
    1. +1
      19 августа 2024 06:06
      !! Очень подходящий вашему нику комментарий! drinks Не знал про такое. Забавныйфакт.
    2. +2
      19 августа 2024 06:11
      На нём были запрещены полёты вблизи ЛЭП
      Чудеса! Я тоже никогда о таком не слышал!
    3. +3
      19 августа 2024 07:01
      Напряжённость магнитного поля уменьшается квадрату расстоянии от источника. Металлический фюзеляж экранирует системы от внешнего воздействия.
      Мощность исполнительных устройств самолёта высокая , а потому требует 27? Вольт напряжения.
      Самолет набит приборами с сильными эл м полями разных частот.
      Выражу сомнения в версии про лэп.
      1. 0
        19 августа 2024 07:54
        ЭМ совместимость у самолета - вещь загадочная. Могут быть самые странные варианты
        1. +1
          19 августа 2024 08:08
          На каких частотах возникнут отражения, интерференция, резонанс волн не знает никто. Длина волн маленькая сантиметры, Даже небольшое смещение источника волн в пространстве может изменить всю картину.
      2. +3
        19 августа 2024 08:45
        Самолет набит приборами с сильными эл м полями разных частот.
        Выражу сомнения в версии про лэп...

        Вдоль любой ЛЭП идёт линия отчуждения, где запрещена какая-либо хоздеятельность. Однако дачные участки в этой зоне и вблизи от неё вовсе не редкость. Россия страна непобедимого креатива. Поэтому ушлые дачники в этой зоне кладут два провода параллельно линии ЛЭП и подключают к ним холодильник на 220 В. Работает безотказно, длину проводов подбирают опытным путём. Это иллюстрация масштабов электромагнитных помех. В учебниках про такое не пишут. Теперь об ЭСДУ. Такая система немыслима без обратных связей. Для этого и на джойстике, и на рулевой поверхности стоят датчики. Если эти датчики согласованы, то разность их сигналов равна нулю. Если датчики рассогласованы, то ЭСДУ поворачивает рули до согласования с джойстиком и обнуления сигнала. Это классика систем автоматического управления. Сигналы с датчиков поступают на компаратор – устройство для сравнения сигналов. Чтобы обеспечить точность управления в состав компаратора входит электронный усилитель. Т.е. речь идёт не о 36 В переменного тока самолётной бортсети, от которых работает ЭСДУ, а о сотых долях вольт сигнала рассогласования. От кабины до рулей 10-15 м. Достаточно того, чтобы электромагнитная наводка в этих проводах составила доли вольт, и рули будут отработаны в положение независящее от джойстика. Полный рот земли после этого гарантирован. Торнадо на своём примере показал, что экранировка проводов защиту от помех не гарантирует. В цифровых ЭСДУ тоже могут быть наводки, но там другой принцип связи.
        1. +3
          19 августа 2024 11:43
          Фантастические, антинаучные вещи рассказываете уважаемый Старый электрик.
          Для создания, напряжения, нужна разность потенциалов.
          На ЛЭП это обычно 110-220 киловольт.
          Для работы холодильника есть требования : жесткая граница - 240- 190 вольт.
          Сила тока в пусковом режиме несколько ампер.
          И это будет работать? Не смешите.
          В лучшем случае вы зажгите маленькую лампу накаливания 2 ,5 В , 0, 1 А. Да , она зажжётся.

          Про датчики на обтекаемых поверхностях самолета еще смешнее. А как же статическое электричество, разряды молнии, обледенение, дождь, работа радара...
          1. 0
            19 августа 2024 13:40
            Для создания, напряжения, нужна разность потенциалов. На ЛЭП это обычно 110-220 киловольт. Для работы холодильника есть требования: жесткая граница - 240- 190 вольт…
            – вы удивитесь, но существует такая волшебная штука, называемая понижающим трансформатором. Подаёте на первичную обмотку 220 вольт и снимете со вторичной обмотки, к примеру, 5 вольт. Знаете как в детском анекдоте:
            А мой папа работает понижающим трансформатором! Получает 380 и гудит на 220!

            Разница в напряжениях регулируется отношением длины провода первичной обмотки, к длине провода вторичной обмотки. Чтобы трансформатор был приемлемых размеров, обмотки наматывают в виде катушек. В данном случае первичной обмоткой является провод ЛЭП, а вторичной - провод, протянутый по дачному участку. Сворачивать их в трубочку нет необходимости. Поскольку в этом трансформаторе железа нет, постольку подобные трансформаторы называются воздушными. Очень популярная вещь в радиотехнике. В данном случае этот воздушный трансформатор тока понижает, к примеру 330 кВ, до 220 В. Ничего сверхъестественного в этом нет, кроме креативного способа кражи электроэнергии.
            Про датчики на обтекаемых поверхностях самолета еще смешнее. А как же статическое электричество, разряды молнии, обледенение, дождь, работа радара...
            – вы удивитесь ещё больше, но весь самолёт облеплен датчиками самого различного назначения, принадлежащими всевозможным самолётным системам. ЭСДУ только одна из них. При этом все они (датчики) утоплены в поверхность крыла и фюзеляжа. Ни один из не находится на обтекаемых поверхностях самолета. В то же время следует добавить, что нет правил без исключения. Поэтому датчики воздушного давления расположены непосредственно в воздушном потоке. Если не дай бог, к примеру, все их выбьет молнией, то к самолёту прямо в полёте приходит маленькая полярная лисичка. Забыл, как она называется. После этого от самолёта остаётся то, что в простонародье называется «ямой».
            Всё, что я могу сказать в заключение, так это только то, что с такими идеями быть авиационным конструктором вам явно не суждено.
    4. +3
      19 августа 2024 18:55
      Я живу в зоне, закрытой для гражданских рейсов (только зона военных учений).
      Во время "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" я часто видел имитацию воздушных боев между Смерчами или Смерчами > F16/18.
      «Торнадо» (по крайней мере, для Италии) был отличным самолетом (возможно, даже лучше, чем F15) и прекрасно себя чувствовал на гористой местности, с долинами, горами и узкими ущельями.
      Они появлялись из ниоткуда (из-за вершины горы или из русла реки) и имели впечатляющее ускорение, чтобы преследовать цель.
      Было действительно здорово наблюдать за этими боями.
      Однако в пустыне «Торнадо» был «Айроном», и его легко было опознать по зенитному огню.
      Но в своей среде (топография Италии) он был практически малозаметен благодаря способности спокойно летать на высоте от 15 до 30 метров.
      P.S. В моих районах полно линий высокого напряжения.
  5. +2
    19 августа 2024 06:19
    Занятно, но в это же время проходил окончательные испытания и наш МиГ-29. И если говорить о поколениях, то МиГ-29 относился все же к четвертому поколению, а "Торнадо" к третьему
    1. +3
      19 августа 2024 06:36
      Да всегда относился к "поколениям", как к какой-то нелепости . Причём появилось это деление на 20 лет поздней создания Торнадо и Миг-29 .. А F-15 получается каким ? Он раньше МиГ-29 создан , и чуть позже МиГ-23 . Вот и приходится теперь "извращаться" 4+++ и пять с минусом .
      1. +1
        19 августа 2024 06:38
        Да всегда относился к "поколениям", как к какой-то нелепости
        Я тоже так считаю. Поколения, это всего лишь какие-то точки отсчёта для оружия, на них удобнее ориентироваться и представлять себе возможности машины. Хотя бы возможности теоретические
        1. -3
          19 августа 2024 09:46
          Первое поколение это самолёты с поршневыми двигателями.
          Второе поколение это самолёты с турбореактивными двигателями.
          Третье поколение — это сверхзвуковые самолёты.
          Начиная с четвёртого поколения сам смысл слова «поколение» потерялся и стал рекламным слоганом, под которым может подразумеваться всё, что угодно. Например. Американский бомбардировщик Northrop B-2 Spirit имеет максимальную скорость 1010 км/ч (М=0,95). Скажите американцам, что это самолёт второго поколения (реактивный, дозвуковой) и вы оскорбите их до самой глубины ранимой американской души.
          1. 0
            23 августа 2024 00:20
            Вы заблуждаетесь. Поколения применимы только для реактивных машин.
            0 поколение - "поршневая" аэродинамика с реактивными двигателями (МиГ-9, F-80),
            1 поколение - машины с уже "реактивной" аэродинамикой (стреловидные крылья и т.п.), но с ещё пушечным вооружением (МиГ-15, Сейбр).
            2 поколение - в основе ракетное вооружение и сверхзвуковая аэродинамика для прорыва ПВО противника (МиГ-21, F-104),
            3 поколение - многорежимные самолеты, приспособленные для прорыва ПВО противника на сверхмалых высотах (МиГ-23, F-14).
            4 поколение - универсальные самолёты с самонаводящимися оружием типа "выстрелил - забыл" (МиГ-29, F-15).
            5 поколение - малозаметные самолёты с крейсерском сверхзвуком и дальнобойным оружием, применяемым до обнаружения самолёта локаторами противника (Су-57, F-22).
            6 поколение - самолёты с автономным управлением (т.е. не требующие не только экипажа, но и оператора на земле), в остальном соответствующие 5-му поколению.
            1. -1
              5 сентября 2024 15:54
              Поколения - это тока журналюги напридумывали для красоты словца и не более.
              Те кто знает - им эти поколения вааще до лампочки.
              Ща поколения и в истребителях и в танках начали рожать.
              Как будто что-то зависит от этих поколений.
              Кретинимз растёт.
              1. 0
                11 сентября 2024 12:33
                Придумали эти поколения как раз военные. Ибо как раз для них различия в поколениях играют значительную роль (меняют тактику применения и средства противодействия).
      2. +1
        19 августа 2024 07:15
        Соглашусь с вами. Современный самолёт - черезвычано сложный механизм. Упрощённые оценки типа плюс - минус придумали для бестолковых людей.
    2. 0
      19 августа 2024 10:37
      Ага
      на МИг-29 гидравлика, а на Торнадо ЭСУД....
      гидравлика современнее???
      1. 0
        19 августа 2024 11:01
        на МИг-29 гидравлика, а на Торнадо ЭСУД....
        гидравлика современнее???
        Гидравлика, это рабочий агент, который управляет двигателем. Команду же даёт ЭСУД. На МиГах это называлось
        "Блоком автоматического регулирования и контроля двигателями"
        1. 0
          19 августа 2024 11:15
          А причём тут двигатель???
          Я о рабочих поверхностях, которыми "рулит пилот" - на Миг-29 стояла гидравлика, со всеми баками, трубками, цилиндрами и бустерами. От ручки управления самолетом и педалями и до управляющих устройств имеется прямая связь посредством гидравлической системы.
          А Торнадо имеет ЭСУД - без прямой связи, всё через контакты и провода с электромоторами.
          1. 0
            19 августа 2024 11:24
            А Торнадо имеет ЭСУД - без прямой связи
            Главная сила, например для выпуска закрылков или шасси, это гидравлика. ЭСУД, это всего лишь мозговой центр
  6. +8
    19 августа 2024 06:33
    Начало 90ых наш " рыбонесущий траулер" тогда ещё " Леонид Гальченко" принимал рыбу у шотландских рыбаков рыбу - вроде скумбрию по 150 тонн ежедневно и замораживал.Я это к чему,стояли у городка Уллапул.А в бухте и в округе пилотажная зона какой-то англицкой базыВВС.Красиво летали на Торнадо англичане, даже ниже нашей палубы.Как то раз в одних из дней они лучше ни чего не придумали как заходить на наш пароход парой и с горкой уходить в ущелье ,раз зашли - пароход ходуном,второй раз опять тоже самое .На третий раз из каюты выскакивает механик - наладчик с криком : Из русского литературного только летуны англичане.И полёты прекратились.С ночи шухер в небе и в море.К утру мы уже на общем плане в англицких новостях.Последняя пара Торнадо не справилась с управлением и оба врезались в гору.Наладчику я посоветовал нарисовать на двух " Баадерах" ( рыборазделочные машины) по звёздочке.Русский мат он такой и с небес может сбросить.Чёрный юмор,пилотов было жаль .Красиво летали ,как на фото к статье,часть фото ,вроде Англия( Шотландия).
    1. +5
      19 августа 2024 06:45
      Да , интересно совпало . А на деле сработало старое правило авиации : После фразы "смотри , как я умею " готовь поминки .
      1. +7
        19 августа 2024 10:45
        После фразы "смотри , как я умею "

        Немного не так, 70% пациентов травматологии попадают после фразы
        - Смотри , как я умею
        Остальные 30%, после фразы
        - Смотри, как надо
        laughing
    2. +3
      19 августа 2024 07:21
      Зона тренировок боевого применения самолётов находилась в морском порту, приморском городке, в горной прибрежной местности , на предельно низких высотах раскачивающих корабль?
      Уважаемый морской волк, не верю. ) Так не бывает.
      1. -1
        19 августа 2024 07:28
        А вы на карту посмотрите сначала ,чтобы не верить .Посёлок Уллапул - это курортный городок в Шотландии,который принимает раз в сутки морской паром.Бухта ( залив ) летай не хочу.
        1. +4
          19 августа 2024 07:48
          А посёлок верю, в то что вы обошли весь мир, повидали разные страны, не раз пережили реально опасные ситуации и вам есть что рассказать, , тоже верю.
          Но есть общие законы проведения плановых боевых тренировок.
          Главное - безопасность.
          В первую очередь гражданских объектов . Уровень шума запредельный , мешающей нормальной жизни людей. Угроза падения, столкновения самолета , отрывы подвесных грузов.
          Работа радара, радиостанции и пр блокирует домашнюю , специальную связь. Это возмущает жителей.
          В зоне учений должны быть самые разные средства объективного контроля. И тд.
          1. +4
            19 августа 2024 10:43
            Цитата: Стардок
            Но есть общие законы проведения плановых боевых тренировок.
            Главное - безопасность.
            В первую очередь гражданских объектов .

            В теории - да. А на практике... вспомните, как морпеховский "Проулер" снёс канатную дорогу в Кавалезе - всего лишь решил во время тренировочного полёта на МВ на разрешённом маршруте уйти на ПМВ.
            Неплохо, а - тренировочный маршрут для полётов на малых высотах, проложенный через горнолыжный курорт с канатными дорогами.
            1. +2
              19 августа 2024 11:19
              Очевидно, что пилот нарушил маршрутное задание, план полётов, отклонился от маршрута.
              Девушек хотел посмотреть. )
              1. +3
                19 августа 2024 13:02
                Цитата: Стардок
                Очевидно, что пилот нарушил маршрутное задание, план полётов, отклонился от маршрута.

                В том-то и дело, что самолёт шёл по маршруту. Но экипаж не ознакомился с новыми картами и ограничениями высоты полёта - эти доки нашли в кабине нераспечатанными.
                То есть, нарушение было только по высоте - в два раза (1000 футов вместо 2000).
                И маршрут полёта шёл именно через горнолыжный курорт.
                1. +1
                  19 августа 2024 13:25
                  Эшелон по горизонту в авиации 100-200 метров.
                  Ошибся, на 1000 метров?
                  Это как ехать по встречке. Пустяк)))
                  1. +4
                    19 августа 2024 15:29
                    Цитата: Стардок
                    Эшелон по горизонту в авиации 100-200 метров.
                    Ошибся, на 1000 метров?

                    Ошибся на 1000 футов - 300 метров.
                    Причём в старых доках нижняя граница была именно 1000 футов. До 2000 футов её подняли, ЕМНИП, за год до катастрофы. Но кто ж инструкции читает...

                    Вообще же прокладывать маршрут тренировочного полёта на малых высотах через горнолыжный курорт - это какой-то авангардизм. Это ж ведь не новодел какой-то: в Кавалезе трассы существовали давно, и в 1976 году там была зафиксирована крупнейшая в истории катастрофа на канатной дороге (42 погибших).
              2. +2
                19 августа 2024 13:59
                В 1971 году в Иркутске грохнулся Ту-104. Для отработки захода на посадку в сложных метеоусловиях на этом Ту-104 была шторка, которой можно было закрыть изнутри лобовое стекло кабины. Левый лётчик при заходе на посадку сказал правому лётчику: «Смотри как я умею!» и закрыл эту шторку. Хотел показать, как он классно заведёт «Тушку» на посадку вслепую. Надо ли говорить, что подобные эксперименты с пассажирами на борту категорически запрещены.
                Этой шторкой 100 лет никто не пользовался. Поэтому в последний момент, когда нужно было переходить на визуальное управление, её заело. Посадка действительно получилась слепой. Самолёт со всей дури ударился об бетонку и разломился. К счастью, часть пассажиров осталась в живых. Асы в кабине тоже уцелели.
      2. -1
        19 августа 2024 19:29
        Уважаемый Стардок, начиная с того, что высота ну никак не может быть низкой, и заканчивая высотами, раскачивающими корабль - вы отожгли не по-детски. А как это перевести на нормальный русский?
        1. +2
          19 августа 2024 21:11
          Уважаемый Уат, если я правильно понял Ваш вопрос , я хотел сказать, что в порту на якорной стоянке самолёты не могут летать на предельно низких высотах. Конечно, это зоны запрещены для тренировочных полётов.
          Самолёт даже летящий на дозвуковой скорости несёт впереди себя ударную волну, зону уплотнения, ктр конечно оказывает влияние на близко стоящие предметы в пределах 0- 50 метров.
          У нас был даже проект сверхзвукового самолёта летящего на высоте 60 метров и реально убивающего все живое.
          Разрывались легкие к людей и опытных животных.
          1. 0
            19 августа 2024 21:16
            Уважаемый Стардок извините, что сразу не сообразил. Привожу цитату из вашего коммента, зацепившую мое внимание.
            Зона тренировок боевого применения самолётов находилась в морском порту, приморском городке, в горной прибрежной местности , на предельно низких высотах раскачивающих корабль?
            1. +1
              19 августа 2024 22:18
              Уважаемый УАТ, извините, я действительно непонятно выразился. И вас запутал.))
              Я хотел сказать, что полёты в зоне порта не могут проходить так низко, что даже раскачивают корабль. Это невозможно.
              Это расстояние 10- 20 метров. Никто так делать не будет.
              Тем более , рядом с иностранным советским судном. Тогда СССР уважали. .
              1. +1
                20 августа 2024 11:01
                Уважаемый Стардок спасибо, понял. Полагаю, что никто так делать не должен был. Но не все в этой жизни делается по правилам и здравому смыслу. А жаль.
    3. +4
      19 августа 2024 08:55
      В девяностые годы авиакатастрофа с участием двух самолетов Panavia Tornado GR1 была только одна - 14 августа 1991 года в Йоркшире, когда столкунулись самолеты с бортовыми номерами ZA464 и ZA545.
  7. +1
    19 августа 2024 07:45
    Из-за небольшой тяговооруженности и смешного потолка для истребителя (15 000 м), этот самолет не имел серьезной возможности для ведения маневренного и ближнего боя. Сюда же можно отнести и не очень большую эксплуатационную перегрузку...
    1. +1
      19 августа 2024 08:29
      Возможно эксплуатационную перегрузку снизили из-за складного крыла. У МиГ-23 постоянно варили трещины на центроплане. Тут просто в электронику ввели ограничения.
      Тупиковая схема, что поделаешь.
  8. +2
    19 августа 2024 10:05
    последние эволюции самолета в лице Су-34 и Су-35

    Роман, а что такое, по-Вашему, "эволюции", особенно применительно к самолёту?
    Переведите на русский, пожалуйста.
  9. +3
    19 августа 2024 10:40
    На первой картинке я сразу заметил, что то не то))
    1. 0
      19 августа 2024 10:51
      Лису я искал дольше , чем Миг-29 / laughing
      1. 0
        19 августа 2024 11:29
        На первой картинке я сразу заметил, что то не то))

        Все то. Это последний из 24-х МиГ-29, которые достались германским ВВС от ГДР. Состояли на вооружении Taktisches Luftwaffengeschwader 73 „Steinhoff“.
  10. 0
    19 августа 2024 12:05
    Красивый самолёт. Чем то напоминает старый Мерседес в кузове w124 купе)
  11. 0
    21 августа 2024 09:53
    Из авторской(заметьте!))) статьи на ВО: "«Торнадо» за время боевых действий сбросили 950 корректируемых бомб «Paveway II» и 4250 обычных свободнопадающих бомб 450 и 900 кг, выпустили по РЛС противника 123 противорадиолокационных ракеты ALARM, использовали 100 комплектов бомбовых кассет JP233. Потери составили 11 машин, при этом погибло восемь членов экипажей и семь попало в плен."
    чуть далее:
    ..."А для «Торнадо» было бы выгоднее наносить удары с больших дистанций, вдали от зоны ближней ПВО противника, используя высокоточное оружие большой дальности. Но «Торнадо» работали «в упор», что и повлекло потери и повреждения практически всех задействованных в операции самолетов."
    Ну вот спасибо за анализ боевой обстановки).