Публичные мероприятия и фактическая выгода
К счастью, во время салона начались переговоры относительно поставки вертолетов Ми-17В-5. Индийское министерство внутренних дел желает в течение ближайших лет получить 12 таких винтокрылых машин. Три из них требуется сделать в варианте для перевозки важных персон, а остальные девять – в патрульной версии. Последние отправятся служить в береговую охрану. Стоит отметить, поставка VIP-вертолетов для МВД может иметь интересные последствия. Прямо сейчас идет следствие по поводу коррупционных махинаций вокруг аналогичного контракта министерства обороны. Никто не может гарантировать, что уже подписанный контракт с Италией не будет разорван. В таком случае понадобится новое соглашение на поставку вертолетов и предметом такой сделки вполне могут стать именно российские машины. Поэтому нынешние переговоры в самом ближайшем будущем способны принести неожиданную выгоду.
Еще один более чем выгодный контракт был подписан за пару месяцев до выставки в Бангалоре. Вероятно, индийская и российская сторона решили пожертвовать рекламными моментами и заключить соглашение пораньше, во время визита в Индию российской делегации. Еще в декабре официальные представители двух стран подписали все документы, подразумевающие поставку сборочных комплектов истребителей Су-30МКИ. В ближайшее время индийские авиастроители получат 42 комплекта и самостоятельно соберут готовые самолеты. За поставку истребителей Россия получит около 1,6 миллиарда американских долларов. Индия, в свою очередь, доведет общее количество своих Су-30МКИ до двух сотен.
Характерной чертой военно-технического сотрудничества России и Индии также является немалое количество совместных проектов. Пожалуй, самым известным из них является семейство ракет BrahMos. Противокорабельные управляемые боеприпасы, разработанные российской военно-промышленной корпорацией «НПО Машиностроения» и индийской организацией DRPO (Defence Research and Development Organisation – «Организация оборонных исследований и разработок»), уже состоят на вооружении индийской армии и предлагаются на экспорт. В ходе выставки Aero India-2013 был продемонстрирован макет новой ракеты BrahMos II. Утверждается, что новая ракета сможет летать с гиперзвуковой скоростью и поэтому у нее не будет равных в мире. Точные характеристики будущей ракеты, равно как и сроки окончания проекта, пока не назывались.
Еще больший интерес представляет совместный проект FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft – «Истребитель пятого поколения»), создаваемый на базе российской программы ПАК ФА. Перед работами по FGFA ставятся две цели. Во-первых, этот истребитель в будущем станет основой индийских ВВС, а во-вторых, он будет производиться на экспорт. Некоторые страны уже выказали готовность приобрести такой самолет. По имеющейся информации, в настоящее время отрабатываются различные вопросы, связанные с доработкой исходного самолета Т-50. Активная разработка нового истребителя для Индии и третьих стран начнется немного позже, вероятно, после начала серийного производства Т-50 для российских военно-воздушных сил.
В контексте проекта FGFA нередко упоминается управляемая ракета класса «воздух-воздух» КС-172. Имея дальность пуска около 400 километров, она способна значительно поднять боевой потенциал любого истребителя, как современного, так и перспективного. Разработка этой ракеты ведется в НПО «Новатор» уже более двадцати лет, но она еще не завершена и принятие ракеты на вооружение возможно только в будущем. Видя высокие характеристики перспективной ракеты, индийцы несколько лет назад выказали готовность взять на себя часть финансирования проекта КС-172. Единственным условием было оснащение подобными ракетами истребителей Су-30МКИ и FGFA. После того, как Индия стала оказывать поддержку, проект начал двигаться вперед.
Собственно говоря, перспективные истребители и вооружение для них, скорее всего, в ближайшем будущем будут основной статьей международных соглашений. У Индии есть двое соседей, с которыми стоит считаться – Пакистан и Китай. Первый старается по мере сил и возможностей закупать современную авиационную технику, а второй уже имеет сразу два проекта истребителей пятого поколения. Собственный индийский проект AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft – «Перспективный средний боевой самолет»), призванный конкурировать с зарубежными истребителями последнего поколения, испытывает серьезные проблемы. Есть основания полагать, что индийские конструкторы не смогут вовремя завершить его по ряду технических причин. В результате совместный проект FGFA смотрится более чем перспективным в отношении сотрудничества с Индией.
Нетрудно догадаться, что торжественные церемонии подписания контрактов на выставках являются лишь рекламным ходом. Все основные мероприятия, в том числе переговоры о подробностях контракта, проходят, что называется, за кулисами. Как видим, за пределами павильонов выставки Aero India-2013 проходит гораздо больше интересных событий, чем можно представить. Россия и Индия продолжают вести совместные проекты и подписывать контракты на поставку новой техники. Вряд ли тот факт, что на прошедшем салоне не было подписано ни одного крупного договора между нашими странами, можно считать некой предпосылкой к дальнейшему ухудшению отношений в области военно-технического сотрудничества.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://odnako.org/
http://bmpd.livejournal.com/
Информация