Недостроенный Пикалевский цементный завод и поражение в начале войны

34
Недостроенный Пикалевский цементный завод и поражение в начале войны
Пикалевский цементный завод в наши дни


В истории предвоенного промышленного строительства в СССР периодически попадаются случаи невероятного свойства. Непросто поверить, что такое было и что такое могло быть. Некоторые из них были рассмотрены ранее, а теперь история Пикалевского цементного завода – еще один пример масштабного вредительства с далеко идущими последствиями.



Для снабжения цементом Ленинграда


Пикалево – городок на востоке Ленинградской области. Изначально крестьянский хутор, названный по фамилии владельца, потом деревня, затем разъезд на 244 км железной дороги Санкт-Петербург – Вологда. История этого края резко изменилась в 1930 году, когда в районе деревни и железнодорожного разъезда были обнаружены запасы известняка.

Известняк – материал важный и необходимый для целого ряда отраслей промышленности: и в строительстве, и в черной металлургии, производстве соды, минеральных удобрений, стекла, бумаги и еще целого ряда продуктов. Наиболее экономически значимое применение известняка – в строительстве, как в виде негашеной извести, так и в форме компонента для производства цемента.

Вместе с известняками в районе Пикалево также были найдены запасы глины, что позволяло организовать производство цемента. Местное сырье, железная дорога для подвоза топлива и вывоза продукции – условия для работы нового цементного завода были почти идеальны.

В то время цементная промышленность была развита в других регионах страны: в Центральной промышленной области вокруг Москвы, в Саратовской области – Вольские заводы, на Северном Кавказе – Новороссийск, на Украине – Амвросиевка в 75 км от Донецка, тогда называвшегося Сталино. В районе Ленинграда с его крупными потребностями в цементе собственного цементного завода не было. Поэтому в Ленинград возили цемент с Украины, Северного Кавказа и даже из Сибири, где с 1934 года заработал Чернореченский цементный завод (ныне Искитимцемент) в 55 км от Новосибирска.

Надо отметить, что столь дальние перевозки были весьма невыгодными. От Новороссийска до Ленинграда 1 764 км по железной дороге. Чтобы доставить вагон цемента, например, двухосный вагон на 16 тонн груза, требовалось израсходовать 516 кг угля, который еще нужно было добыть, доставить на железную дорогу и распределить по станциям на этом маршруте.

Поэтому в начале второй пятилетки было принято решение о строительстве в районе Пикалево цементного завода, который снабжал бы Ленинград и других потребителей в Северо-Западном регионе, высвобождая транспорт от дальних перевозок.

Более или менее построили


Начало строительства цементного завода в Пикалево – типичная история первых пятилеток. Территория, хотя и заселенная (в границах современного города Пикалево было около 30 хуторов и деревень), пересекавшаяся железной дорогой и шоссе на Ярославль, но довольно малоосвоенная. Приезжих строителей разместили в палаточном городке, а потом для них были построены деревянные бараки.

В течение 1935 года велась подготовка площадки, рубка леса, планировочные и подсобные работы, а в 1936 году началось строительство собственно цементного завода.
В дальнейшем историю строительства этого завода даже весьма осведомленные краеведы излагают с большими пропусками, так, что это маскирует тот факт, что к началу войны цементный завод фактически не вступил в строй.

Сколько требуется времени, чтобы построить цементный завод? Полтора-два года. Пикалевский цементный завод был довольно крупным, но размерами особо не выделялся. По проекту он имел три вращающиеся печи, каждая на 80 тысяч тонн цемента в год или 240 тысяч тонн в год (иногда называют – 217 тысяч тонн в год). Завод проектировал Гипроцемент, основанный в 1922 году и существующий по сей день.

Поначалу бодрое и даже местами героическое строительство завода стало постепенно обрастать всякими странностями.

Например, площадка завода располагалась в 100 метрах от железной дороги. Было бы целесообразно построить небольшой разъезд с парой стрелок и путь до стройплощадки. Но Гипроцемент запроектировал строительство отдельного подъездного пути от ст. Пикалево, расположенной в 7 км от стройплощадки.


Строительство железнодорожного пути до стройплощадки цементного завода. Вообще, удивительно, что путь строили так долго. На Магнитогорском металлургическом заводе подъездной путь 145 км соорудили всего за полтора месяца.

Путь строили два года, и все это время грузы на стройку завозились гужевым и автомобильным транспортом, на что было истрачено 4,38 млн рублей. При том, что стоимость всего цементного завода составляла порядка 40 млн рублей, плохая дорога при возможности проложить короткий железнодорожный подъездной путь, скушала приблизительно 10 % его сметной стоимости.

Сократить на 33 %


Дальше – интереснее. В начале 1939 года, как писали в «Строительной газете», возведение основных сооружений завода было в основном закончено. Построены печной, угольный, цементный корпуса, велось строительство сырьевого цеха, клинкерного цеха и цементных силосов. На площадку привезли три разобранные вращающиеся печи, которые нужно было смонтировать.

В этот момент на площадку прибывает комиссия Наркомата тяжелой промышленности во главе с директором Гипроцемента тов. Аксеновым, которая решила, что в 1939 году будет запущена одна печь, вторую печь надо перевести на производство глиноземистого цемента, хотя эта технология еще не была окончательно отработана, а третью печь вообще не монтировать. Эту третью печь вскоре после прибытия комиссии увезли со стройки.

Потом оказалось, что финансирование строительства завода на 1939 год было столь мало, что в феврале 1939 года стройка остановилась, и началась консервация объектов, было уволено 275 рабочих. План по работам по состоянию на август 1939 года был выполнен на 16,7 %. Материалы, которые нужны были для монтажа и пуска печи, так и не поступили.


Ученики ФЗО № 20 на экскурсии на стройплощадке. Эта ФЗО была создана в 1940 году, и в это время завод был еще далек от готовности.

В итоге выяснилось, что даже на бумаге Гипроцемент сократил мощность Пикалевского цементного завода на 33 %. Что уже само по себе повлекло убытки 3,6 млн рублей от работ и материалов, вложенных в неиспользуемые объекты. Но на деле завод был сокращен на все 100 %, потому как, насколько можно судить, до начала войны завод так и не начал производство цемента.

Это, кстати, было не только в Пикалево. В августе 1939 года в атмосфере постоянных жалоб строек на нехватку цемента, в «Строительной газете» напечатали краткий обзор того, как строится советская цементная промышленность. С 1929 года (!) в постройке было 9 заводов мощностью 9 млн тонн цемента, сметной стоимостью 347 млн рублей. В них было уже вложено 250 млн рублей, но запущено только 50 % их мощностей.

Строительство шло ни шатко ни валко. Главцентроцемент за первое полугодие 1939 года сделал план на 29,7 %. Главвостокцемент – на 25,8 %. Стройки цементных заводов не были обеспечены стройматериалами. Их требовалось на 33 млн рублей, а было отпущено на 7 млн рублей, к примеру, из 94 тысяч кубометров круглого леса было выделено лишь 4 тысячи кубометров. Потребности строек Главвостокцемента в… цементе были удовлетворены лишь на 10 %.

По ряду строек, не только в Пикалево, работы почти прекратились, а некоторые построенные заводы, как Ново-Брянский, не работали из-за отсутствия электроэнергии.
Это при том, что крупнейшие стройки важнейших промышленных объектов недополучали цемента. Например, за 4-й квартал 1939 года Уралалюминьстрой имел фондов по цементу на 4 108 тонн, а получил лишь 2 890 тонн. Это была типовая ситуация.



Завод в 1941 году, перед войной или уже в начале войны. Завод не работал, и на фото явные признаки незавершенных строительных работ

С началом войны строительство окончательно прекратили. Большинство строителей ушли в армию, а установленное оборудование в конце октября 1941 года демонтировали и отправили в Красноярск. В построенных вспомогательных цехах цементного завода разместили стационарную авиационную мастерскую САМ-139, по сути, небольшой авиационный завод, который восстанавливал поврежденные самолеты. В этом качестве недостроенный цементный завод принес больше пользы народу, отремонтировав за войну около тысячи самолетов.

После войны в Пикалево весьма неспешно строили цементный и шиферный заводы, а потом начали строить глиноземный завод. Первый цементный клинкер был получен в 1949 году.


Цементный завод в 1947 году.

Впоследствии в Пикалево сложился комплекс из технологически взаимосвязанных производств: глиноземного завода, цементного завода, перерабатывающего нефелиновые шламы глиноземного завода, а также завода «Метахим», который из карбонатного раствора глиноземного завода производил соду и поташ. Это потом сыграло свою роль в истории города уже в наши дни.

Вклад в поражение в войне


Вернемся к началу 1939 года и этой странной комиссии, которая сократила цементный завод в Пикалево именно в тот момент, когда до его пуска оставалось буквально несколько месяцев. Летом 1939 года завод должен был дать первый клинкер. Острая нехватка цемента в условиях резко увеличенной на третью пятилетку строительной программы требовала скорейшего завершения монтажа вращающихся печей и начала производства.

Решение сократить Пикалевский цементный завод – это было чистое вредительство. И оно было сделано тонко и в удобный момент. Дело в том, что Наркомат тяжелой промышленности СССР формально прекратил свое существование 24 января 1939 года, будучи разделенным на шесть отдельных наркоматов. Наркомат промышленности строительных материалов СССР, которому должны были перейти цементные заводы, формально был образован, но фактически еще не существовал. Организационный период, то есть хаос, в этом наркомате затянулся до лета 1939 года; его главки всю весну не могли устроиться в выделенном здании.

Так что эта комиссия, имевшая полномочия уже упраздненного наркомата, прекрасно знала, что им ничего не угрожает и на их странное решение еще долго никто не обратит никакого внимания. За те несколько месяцев организационного хаоса стройка развалится, пуск цементного завода будет сорван и отсрочен на длительный срок. В случае чего можно будет сослаться на тысячу и одну организационную трудность, которые возникли в ходе грандиозной перестройки управления промышленностью.

Нехватка цемента, созданная срывом строительства Пикалевского цементного завода, да и других, означала, что все другие стройки будут идти медленнее или даже остановятся, что в незавершенном строительстве будут омертвлены капиталы, что непостроенные заводы и фабрики не дадут вовремя продукции. Будут строиться медленно оборонные объекты: военные заводы, военно-морские базы, военные аэродромы, оборонительные сооружения и так далее.

Ввиду того, что война в Европе была уже фактически на пороге, с большой вероятностью эти военные объекты не будут завершены. К чему это привело – мы уже хорошо знаем. Пикалевский цементный завод, если бы он работал с 1939 года или 1940 года, мог бы сделать большой вклад в строительство бетонных аэродромов в Западной Белоруссии, оборонительных линий и других военных объектов на западной границе. Но не сделал, потому что его не дали достроить и запустить.

Так что срыв строительства Пикалевского цементного завода – это кто-то сделал свой вклад в поражение Красной Армии в начале войны. И этот кто-то точно был врагом советской власти.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    23 августа 2024 04:45
    Писал бы Самсонов,в статье обязательно бы приплел массонов с прочими рептилойдами и разными ротшильдами с рокфеллерами.
    1. +3
      23 августа 2024 08:04
      Очередная "сова на глобус"...
  2. +5
    23 августа 2024 06:18
    Если бы этот завод построили, какой нибудь другой не построили бы, планов на постройку всяких заводов было спушенно больше, чем строительное отрасль могла построить, результат на 41 год было огромное количество недостроенных заводов, те что на востоке страны пригодились для приёма эвакуированных предприятий.
    И если бы приграничные укрепления были бы достроены ни чего бы не поменялось они были слишком близко к границе, полевые войска их не успели бы занять, да и умели немцы прорывать укрепления.
    1. -4
      23 августа 2024 07:00
      Бы.. Бы.. Бы.. Это креативно... Зато сегодня классно все достроили и обустроили?

      Таки теперь Вам осталось всего лишь доказать все перечисленные Вами постулаты и Ваши "... бы..." ..... А пупок не надорвётся?

      Недоказанное утверждение-из той же оперы, что и недостроенный завод....

      Разница только в том, что со временем пришлось все доделать, а нынешний "креативный" комментатор может просто покакать в колодец, вырытый предками и потом спок пойти обсирать все подряд и дальше....
  3. -3
    23 августа 2024 07:28
    Скажите автор, когда в 1812 году, в сентябре ,на лошадях,Наполеон доехал до Москвы, потерпел поражение при Бородино и занял после поражения Москву,можно ли этот период войны 1812 г, считать поражением русской армии? smile
    1. +6
      23 августа 2024 17:07
      Скажу Вам за автора. При Бородино была "ничья" - ни одна из армий не была разбита. Но Наполеон уже имел проблемы с логистикой и снабжением, что имело прямые последствия.
      Занятие (не взятие) Москвы сильной роли не сыграло.
      1. -3
        24 августа 2024 07:21
        Вы не ответили на вопрос "можно ли этот период войны 1812 г, считать поражением русской армии?"..Получается РККА,терпела поражение за поражением,откатывалась к Москве,не смотря на то,что стоял Севастополь,Ленинград,на Севере, враг во многих местах так и не перешел границу,не смог близко приблизиться к Мурманску. А вот русская армия,одерживая победу за победой, заманивала Наполеона к Москве,создавая ему проблемы с логистикой и снабжением. smile
  4. +9
    23 августа 2024 07:30
    "Так что срыв строительства Пикалевского цементного завода – это кто-то сделал свой вклад в поражение Красной Армии в начале войны. И этот кто-то точно был врагом советской власти."

    Судя по тому, что творилось в стране в 80--х годах, в СССР врагов советской власти было больше, чем друзей. :) Крах советской экономики - результат самой системы, а не выдуманных врагов.

    Думаю, обычные приписки. Самым большим врагом советской власти была сама советская власть.

    Государство пыталось контролировать все народное хозяйство, а тот, кто хочет контролировать все, не контролирует ничего.
  5. +10
    23 августа 2024 07:32
    Лавры Ягоды, Ежова и Берии не дают автору покоя. Прямо представил автора в черной кожанке и с наганом, из которого он отправляет "в расход" вредителей.
    Статья - очередной невежественный опус. Этому автору, как и многим другим, никак не удается понять, что перед тем как писать, надо читать. В данном случае - о технологии производства цемента. И тогда бы он узнал, что для производства одной тонны цемента надо до 13,5 кубических метров воды, 200 кг условного топлива и 130 квт.часов электроэнергии. Это по современным технологиям. А тогда эти показатели были намного больше.Но ни электроэнергии, ни водопровода, ни газопровода тогда в Пикалево не было!. Воду рабочим возили в бочке гужевым транспортом из родника бывшей усадьбы помещика Мальша, электроэнергию давала динамомашина, которую крутил трактор "Фордзон".
    И дорог не было. Никаких, только грунтовые.
    Для обеспечения водоснабжения на реке Рядань планировалось построить две плотины. Но у государства в то время массового строительства просто на все не хватало ни людей, ни строительных мощностей, ни оборудования. Поэтому производственные здания построили к 1941 году, а энерго и водоснабжение не смогли. Поэтому и стройку заморозили.
    1. -1
      23 августа 2024 09:20
      И тогда бы он узнал, что для производства одной тонны цемента надо до 13,5 кубических метров воды, 200 кг условного топлива и 130 квт.часов электроэнергии. Это по современным технологиям. А тогда эти показатели были намного больше.Но ни электроэнергии, ни водопровода, ни газопровода тогда в Пикалево не было!.

      Вы автору подкинули продолжение статьи - о том что вредителями была не только Комиссия, но и институт - спроектировавший завод без ресурсов.
      Обычный советский бардак, пофигизм и приписки.....
      1. +5
        23 августа 2024 13:56
        Обычный советский бардак, пофигизм и приписки.....

        Это не бардак, это реальность. Когда в начале 30-х годов прошлого века на базе открытого месторождения известняка приняли решение строить завод, в стране до полной электрификации было еще очень далеко. Было глухое место. Бездорожье. И трудовых ресурсов там не было, деревенские жители бросать привычный уклад и идти на стройку не хотели. Для понимания того, где строился завод, внизу фото одной из рядом лежащих деревень и плотины первого подъема для подачи воды на производство. Поэтому запроектировали то все, что надо, осилить не получилось сразу. Даже сегодня сроки вправо все время двигают. А автор тут со своей паранойей о вредительстве носится.
        1. 0
          23 августа 2024 14:12
          А автор тут со своей паранойей о вредительстве носится
          Именно поэтому я и написал что автору толкнули идею с продолжением lol lol
          1. +2
            23 августа 2024 14:18
            Этот автор к внешнему воздействию не восприимчив. Он идет своим путем.
            Дело не в дороге, которую мы выбираем, – то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу
          2. 0
            24 августа 2024 09:47
            Цитата: свой1970
            А автор тут со своей паранойей о вредительстве носится
            Именно поэтому я и написал что автору толкнули идею с продолжением

            с другой стороны, разве решение строить завод, ЗАВЕДОМО необесеченный материальными, людскими и пр ресурсами, т.е. закопать без толку огромные гос. деньги-не преступление?
            Во все времена-да.
      2. +2
        24 августа 2024 07:44
        Обычный советский бардак, пофигизм и приписки.....

        Ошибочное планирование без учета имеющихся возможностей, т.е. некомпетентность руководящих органов, переоценка роли карающих органов (Ежовщина).
        Неверное токование идеи Ленина, отбрасывание требования обучения.
        Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

        Как следствие издержки стахановского движения, перепроизводство с омертвлением полуфабрикатов продукции осевших на складах, ненормативный износ станков и оборудования из-за превышения скорости обработки, чрезвычайная нагрузка рабочего уверенность,что если он успешно справляется с работой на двух установках вместо одной в течении недели, то это норма, так и надо работать.
    2. +1
      23 августа 2024 13:12
      Спасибо за отличную историческую справку.
  6. +1
    23 августа 2024 07:40
    Так что срыв строительства Пикалевского цементного завода – это кто-то сделал свой вклад в поражение Красной Армии в начале войны. И этот кто-то точно был врагом советской власти.

    этим врагом была ...сама власть, не сумевшая обеспечить достаточное финансирование и поставку материалов:
    финансирование строительства завода на 1939 год было столь мало, что в феврале 1939 года стройка остановилась, и началась консервация объектов, было уволено 275 рабочих. План по работам по состоянию на август 1939 года был выполнен на 16,7 %. Материалы, которые нужны были для монтажа и пуска печи, так и не поступили.

    Таков был уровень качества планирования , приводивший к огромным убыткам.

    Недаром автор не может назвать конкретных фамилий "врагов", ведь если взять каждого-то у него будет куча весоых причин: без денег не запланируешь пуск, а деньги ушли на более важный объект и т.д.
    Вот и крутились в этих жестких рамках....
    1. -3
      23 августа 2024 22:57
      В статье есть фамилия. Может быть, читать надо внимательнее, а не по диагонали?

      Хаос, бардак, плохое планирование, срывы и т.д. - это все продукт деятельности совершенно конкретных людей, а не стихийного бедствия, как тут многие пишут. В развале строительства всегда виноват один человек - руководитель строительства. Выяснить, делал он это по дурости, по умыслу или выполнял чьи-то указания - это дело следственной техники.
      1. +3
        24 августа 2024 07:51
        виноват один человек - руководитель строительства.

        Он должен был сотворить недостающие ресурсы о которых было написано выше, ах он негодяй, саботажник.
      2. 0
        24 августа 2024 09:52
        Цитата: wehr
        В развале строительства всегда виноват один человек - руководитель строительства.

        какие глупости-сами же писали, что финансирование мизерное в 1939.

        Он родить его должен?
        1. -2
          24 августа 2024 20:56
          Финансирование распределяет другой начальник, повыше. И в "Строительной газете" описывали случаи, как важнейшим стройкам денег давали в последнюю очередь и на меньшую часть от потребностей.
          Тоже, получается, не стихийное бедствие. Выяснить, это он по дурости, по умыслу, или чей-то приказ исполнял - это дело следственной техники.

          Потом, у начальника стройки был вариант. Сесть на поезд, поехать в Ленинград, там пойти в Смольный, то есть в Ленинградский обком ВКП(б) к тов. Жданову. Этот товарищ мог многое решить.
          Почему не поехал? По дурости или власть Советскую не любил?
          1. 0
            25 августа 2024 09:29
            Цитата: wehr
            Финансирование распределяет другой начальник, повыше. И в "Строительной газете" описывали случаи, как важнейшим стройкам денег давали в последнюю очередь и на меньшую часть от потребностей.
            Тоже, получается, не стихийное бедствие.

            Цитата: wehr
            Финансирование распределяет другой начальник, повыше. И в "Строительной газете" описывали случаи, как важнейшим стройкам денег давали в последнюю очередь и на меньшую часть от потребностей.
            Тоже, получается, не стихийное бедствие.

            расскажите, как строить без денег.
            Цитата: wehr
            отом, у начальника стройки был вариант. Сесть на поезд, поехать в Ленинград, там пойти в Смольный, то есть в Ленинградский обком ВКП(б) к тов. Жданову. Этот товарищ мог многое решить.
            Почему не поехал? По дурости или власть Советскую не любил?

            просто смешно-челобитную подавать?
            1. 0
              25 августа 2024 10:42
              Иногда было достаточно звонка.
              Обращение к высшим партийным руководителям в то время было весьма распространенным способом решения подобных проблем.
              1. 0
                25 августа 2024 12:15
                Уверен, что звонил и писал и напоминал.
                Руководитель стройки-это не о финансах.
                Это исполнение технического проекта согласно обесепеченного финансированием сметного расчета.
                1. -2
                  25 августа 2024 15:21
                  Если звонил и писал, но ничего не произошло, значит вредительство было на самом верху.
                  Начать строить и забросить - это вот оно самое, вредительство. И ссылки на всякие "стихийные" хаосы и бардаки лишь прикрытие этого вредительства.
                  1. -1
                    26 августа 2024 09:21
                    Цитата: wehr
                    Начать строить и забросить - это вот оно самое, вредительство. И ссылки на всякие "стихийные" хаосы и бардаки лишь прикрытие этого вредительства

                    нет , это именно бардак, вызванный невозозжностью объять в принципе необъятное.
                    Порок системы.
  7. +2
    23 августа 2024 13:11
    Цитата: Frettaskyrandi
    Этому автору, как и многим другим, никак не удается понять, что перед тем как писать, надо читать.

    Ну блин даете,нельзя так строго к авторам,-а то вообще статей не будет,-вы еще Самсонова читать заставьте.
  8. 0
    23 августа 2024 13:13
    Пикалево, как остров невезения.
    Лет 15 назад прославился тем, что раздербанившие предприятия аллигаторы разорвали взаимосвязанные производственные циклы, в связи с чем весь город стал безработным.
    Гасить народное возмущение приезжал Путин (ручку-то отдай - обращение к Дерипаске).
    Сейчас сделали объезд Пикалево, так что через него ездил года три назад в крайний раз.
    1. Ash
      0
      23 августа 2024 17:02
      Объезд в 2000 уже был, в Пикалёво крайний раз заезжал в 99, и то потому что заправиться надо было.
  9. +2
    23 августа 2024 15:42
    Пикалевский цементный завод, если бы он работал с 1939 года или 1940 года, мог бы сделать большой вклад в строительство бетонных аэродромов в Западной Белоруссии

    Не-а, не мог.
    Потому что срыв программы реконструкции аэродромной сети 1940 года был целиком и полностью на совести 5 управления ГУ ВВС Красной Армии, работу которого иначе как вредительством назвать было нельзя.
    5 ГУ устроило такую карусель с материалами, что имеющиеся фонды шли не туда и не в том количестве.
    ...на октябрь месяц 1940 г. для ВВС ПрибОВО на ст. Рига было запланировано 40 вагонов цемента, тогда как согласно заявки требовалось лишь 12 вагонов. При острой потребности нефтебитума для Одесского военного округа 5 управление запланировало на октябрь месяц всего 90 тонн, тогда как для ЗапОВО, которому совершенно не требовалось, запланировало 95 тонн.

    ...Свесскому заводу было запланировано отгрузить 14 цистерн в ОдВО, тогда как непосредственно находящийся в Одессе завод Цнитмаш, согласно разверстки отгрузил 89 цистерн в ЗакВО. В свою очередь в Грузии имеется завод по изготовлению бензоцистерн.

    Плюс 5 ГУ развело полный бардак в самом строительстве.Массово началась реконструкция заведомо непригодных площадок и проведение работ без проектов и смет, в результате чего объём работ либо кратно вырастал, либо они вообще оказывались бессмысленными.
    ...в июле м-це 1940 г. по распоряжению майора Макеева было начато расширение Кишиневского аэродрома без проекта и смет, хотя была очевидна нецелесообразность его расширения из-за большого объема земляных работ. На ряд сигналов, поступавших с мест о высылке съемщиков и составления смет, Макеевым никаких мер до сентября месяца принято не было.
    Только 10.IX.40 г. была произведена съемка и составлены сметы, на основании которых в октябре м-це 1940 г. дальнейшие работы по расширению аэродрома были прекращены как нерентабельные. В результате по вине Макеева бесцельно израсходовано около 500 000 рублей.

    Отчуждение земельных участков под строительство оперативных аэродромов производится по старым нормам — 144 га, т. е. 1200x1200, тогда как ввод в строй новой скоростной авиации требует увеличения площади летного поля до размеров 1500x1500 плюс полосы подхода 150 метров.

    © Справка 3 управления НКО СССР о состоянии аэродромного строительства
    16 апреля 1941 г.

    В общем, дай ВВС хоть вдесятеро больше цемента - они и его смогут распихать куда нет надо и потратить впустую. Не зря в 1941 г. работы по аэродромам были переданы НКВД.
  10. +1
    24 августа 2024 17:42
    где с 1934 года заработал Чернореченский цементный завод (ныне Искитимцемент) в 55 км от Новосибирска.
    Снизу грязь, а сверху дым, что за город - Искитим!!! drinks Помню году в 1980, молодой , красивый стою жду электричку до Новосиба, в костюме чёрном... А тут ветер как раз с цементного завода, гляжу народ весь бегом в вокзал побежал, а я тормознул, в общем зашёл я в электропоезд местами весь очень серый, местами не совсем, пинджак с карманами так и не отстирался, в химчистке спросили- это где вас так? -в Искитиме. Понятно. сожалеем .... Правда потом как то со временем устаканилось и больше такого не встречалось, но вот этот случай запал...
  11. 0
    24 августа 2024 19:05
    Интересно,а кто сей цементный завод в "святые 90-е" годы прихватизировал. . . winked
    1. 0
      28 августа 2024 16:31
      Дерипаска Базэл, Русский алюминий
  12. 0
    28 августа 2024 16:30
    В современности туда приезжал дядя Вова и при всех заставил Дерипаску подписать договор. Так что действительно это сложный комплекс заводов, что требуется вмешательство первых лиц государства, чтобы он работал. В 39-м никто не вмешался.