Ми-35М и его основные особенности

59
Ми-35М и его основные особенности
Ми-35М, задействованный в Спецоперации по защите Донбасса


Транспортно-боевой вертолёт Ми-24 был введён в эксплуатацию более полувека назад. Со временем исходная машина получала развитие, и её последние модификации все ещё остаются на службе. Самым современным серийным вариантом этого вертолёта является Ми-24ВМ, также известный как Ми-35М. Он был создан в двухтысячных годах с использованием современных на тот момент технологий, материалов и компонентов того времени. Благодаря этому удалось повысить основные характеристики вертолёта и усилить его боевые возможности.



Последний в семействе


В девяностых годах ОКБ МВЗ им. М. Л. Миля приступило к разработке новой модификации существующего транспортно-боевого вертолёта. Проект предусматривал модернизацию вертолёта Ми-24В с целью улучшения его тактико-технических и лётных характеристик, а также повышения уровня унификации с другими современными образцами.

Первый опытный вертолёт типа Ми-24ВМ, позднее получивший обозначение Ми-35М, был создан в середине девяностых. Процесс испытаний затянулся на десятилетие и завершился только в середине двухтысячных. По итогам испытаний вертолёт был рекомендован к принятию на вооружение.

Первый контракт на поставку Ми-35М для российских ВВС был заключён только в 2010 г. Впоследствии министерство обороны разместило ещё, как минимум, один аналогичный заказ. В общей сложности было приобретено несколько десятков вертолётов, хотя точное количество неизвестно.

Ещё на этапе испытаний фирма-разработчик начала продвижение вертолёта на международном рынке. В результате в 2008 году был заключён первый экспортный контракт — Бразилия заказала 12 новых вертолётов. В последующие годы были получены заказы ещё от девяти стран ближнего и дальнего зарубежья. Вертолёты были отправлены в Азию, Африку и Латинскую Америку.


Российская армейская авиация продолжает активно использовать свои Ми-35М. С 2022 года они участвуют в реальных боевых действиях против украинских формирований. Практически все иностранные эксплуатанты также сохранили свои вертолёты, и некоторые из них имеют опыт их боевого применения.

Исключением является только Бразилия. В 2022 г. она решила отказаться от российских вертолётов из-за невозможности полноценного технического обслуживания.

Изменения конструкции


Вертолёт Ми-35М создан на базе более старой модели Ми-24В. При разработке Ми-35М внесли некоторые изменения в конструкцию, установили новые агрегаты и приборы. В результате этих улучшений вертолёт сохранил свой внешний вид и общую архитектуру, но приобрёл более высокие лётные и технические характеристики, а также улучшил свой боевой потенциал.

При создании Ми-35М использовали существующий планер, но внесли в него незначительные изменения. Общая конструкция, компоновка и другие элементы остались прежними. Наиболее заметным нововведением стало крыло уменьшенного размаха и с меньшим числом точек подвески.

Благодаря новому крылу уменьшилось лобовое сопротивление. Вместе с тем уменьшилась подъёмная сила и сократился возимый боекомплект. Тем не менее, такие изменения посчитали приемлемыми.

Для облегчения конструкции было решено отказаться от убирающегося шасси. Кроме того, такая конструкция стоек в некоторых ситуациях может ослабить удар о землю и спасти вертолёт и экипаж.


Лётчик за работой

Ми-35М оснащён обновлённой двигательной установкой, унифицированной с вертолётом Ми-28. Пару турбовальных двигателей ТВ3-117В заменили более новыми изделиями ВК-2500-II из того же семейства моторов. На крейсерском режиме они развивают мощность по 1500 л.с., на взлётном — по 2200 л.с. Предусмотрен чрезвычайный режим работы: в случае отказа одного двигателя, второй развивает мощность 2700 л.с.

От ударного Ми-28 обновлённый Ми-35М также получил несущую систему. На него перенесли титановую втулку основного винта с эластомерными шарнирами лопастей. Используются композитные лопасти с несколькими продольными лонжеронами и стреловидной законцовкой.

Также был заимствован Х-образный рулевой винт. Он отличается повышенной эффективностью и улучшает манёвренность вертолёта.

Бортовая аппаратура


Вертолёт Ми-35М сохранил две кабины тандемной компоновки для лётчика и оператора вооружений. Как и ранее, в обеих кабинах есть полный набор органов управления.

В ходе последней модернизации удалили часть устройств и индикаторов с приборных досок в обеих кабинах. Их заменили на крупноформатные многофункциональные жидкокристаллические экраны. Теперь лётчик может использовать эти экраны для вывода пилотажной информации и карт, а оператор — для использования оптико-электронных и других средств.


Запуск неуправляемых ракет с кабрирования

Важным обновлением для Ми-35М стала новая обзорно-прицельная система ОПС-24Н. Она обеспечивает наблюдение, поиск целей и применение оружия. Главным элементом системы является гиростабилизированная оптико-электронная станция ГОЭС-24, которая имеет дневной и ночной каналы, а также лазерный дальномер. Для использования этой станции у оператора имеются соответствующие органы управления.

Также в ходе модернизации Ми-35М был установлен бортовой комплекс обороны Л-370 «Витебск». Он включает в себя набор датчиков, приборов управления и устройств постановки помех. «Витебск» автоматически отслеживает пуски зенитных ракет и применяет активные инфракрасные помехи или ложные тепловые цели для защиты вертолёта.

Комплекс вооружений


Вертолёт несёт встроенную установку с 23-мм автоматической пушкой ГШ-23 на подвижной платформе. Опыт испытаний и применения показал, что это оружие эффективнее пулемёта ЯкБ-12,7 или пушки ГШ-30, которые применялись на предыдущих моделях вертолётов Ми-24.

Номенклатура дополнительного вооружения по сравнению с предыдущими модификациями Ми-24 практически не изменилась. Вертолёт Ми-35М может нести блоки неуправляемых реактивных снарядов, универсальные пушечные контейнеры, управляемые ракеты и другое вооружение. В различных комбинациях оно подвешивается на четыре пилона под крыльями.

Сохранён комплекс управляемого вооружения. Ми-35М может нести до восьми управляемых ракет «Штурм-В» или «Атака-В». Это оружие предназначено для поражения бронетехники и других защищённых целей на расстоянии до 5-6 км. В обоих случаях используется радиокомандное наведение.

Результаты модернизации


Модернизация боевого вертолёта Ми-24В, известного также как Ми-35М, проводилась самым простым и очевидным способом. Инженеры-авиастроители сохранили основные конструкции базовой модели, внеся лишь незначительные изменения. Одновременно с этим они заменили ключевые агрегаты и системы.


Современный Ми-35М отличается от своих предшественников несколькими особенностями. Он оснащён более мощными двигателями и улучшенной несущей системой, что позволило улучшить лётные и манёвренные характеристики. Также был радикально переработан комплекс авионики, получивший менее габаритную, но более эффективную аппаратуру. Управление вертолётом и его вооружением стало намного проще. Кроме того, оператор теперь может более эффективно и с большим удобством использовать все штатные вооружения.

Комплекс вооружений обошелся без кардинальных изменений, но его сформировали с учетом максимального повышения боевых качеств. Кроме того, за обновленный прицельно-навигационный комплекс позволяет в перспективе изменить состав вооружений без особых трудностей и затрат.

Результатом проекта Ми-35М стал вполне современный боевой вертолёт с широкими возможностями и высокими характеристиками. В некоторых аспектах он уступает более новым Ми-28Н или Ка-52, однако использование хорошо отработанной и проверенной временем платформы имеет свои плюсы.

Служба продолжается


Первый транспортно-боевой вертолёт Ми-24 был принят на вооружение армейской авиации СССР полвека назад. За это время было разработано множество модификаций вертолёта, часть которых до сих пор остается в строю.

Вертолёты последней серийной модификации Ми-35М появились в войсках чуть более десяти лет назад и продолжают нести службу. С 2022 г. они участвуют в реальных боевых действиях и на практике демонстрируют свой потенциал, а также подтверждают правильность решений, заложенных в проект модернизации.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    7 сентября 2024 05:59
    Статья для тех кого в Вики забанили.
    1. +1
      7 сентября 2024 17:56
      Пустая статья и такие же комментарии. Если на "Крокодил" повесить современное вооружение, которого нет пока, и доработать комплекс, то машина ещё послужит. Два члена экипажа позволят управлять БПЛА, которые могут стартовать из грузовой кабины. Осуществлять стрельбу вне зоны поражения по целеуказанию от своих БПЛА очень круто. Например этот БПЛА может находить цели для ЛМУР. Дело не в вертолёте, дело в новом вооружении для него и в новых подходах...Увы наши тактики и стратеги не в теме...
      1. +5
        7 сентября 2024 18:50
        Вы понимаете, что пишете?
        Старт БПЛА и последующее управление им из кабины оператора вооружений?
        Вы серьезно?
        Вы понимаете , какой труд у операторов БПЛА видовой разведки?
        Они сидят и смотрят по нескольку часов в огромные 24/27/32/40 дюймовые мониторы... Постоянно, меняя увеличение камер, меняя ракурс, меняя секторы ...
        Как вы это будете делать в кабине оператора в вертолете?
        Держать вертолет в серой зоне, постоянно подвергая его опасности удара ПЗРК из ближайшей лесополосы?
        Воистину, диванное решение...
        1. +1
          7 сентября 2024 20:31
          Вы понимаете , какой труд у операторов БПЛА видовой разведки?

          Видовой разведки не существует, как и межвидовой. Это выдумки и сказки одного дяди...У нас вообще нет технических средств разведки в реальном времени , как таковых...
          Они сидят и смотрят по нескольку часов в огромные 24/27/32/40 дюймовые мониторы...

          Если бы так было, СВО закончилось за три недели. Эти дяди даже не знают положений нашей "Военной доктрины " от 25.12 2014:
          15. Характерные черты и особенности современных военных конфликтов:
          ...
          б) массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники;
          ...
          е) усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

          https://docs.cntd.ru/document/420246589
          Где всё это ? Прошло десять лет почти !
          И я понимаю, что я пишу. На "Апаче" давно всё это работает !
  2. +25
    7 сентября 2024 06:02
    Благодаря новому крылу уменьшилось лобовое сопротивление

    А благодаря неубираемому шасси, это сопротивление увеличилось...
  3. +11
    7 сентября 2024 06:51
    Читаю...Основные особенности...а в чем они? Статья из википедии, пересказаная? Вот я хочу знать о возможности стабилизации положения Ми-35 для стрельбы НАРами с кабрирования, хочу увидеть видео взлета этого вертолета с пашни, а не с бетонной взлетной полосы аэродрома. И конечно узнать оценку применения вертолета Ми-35, стоимостью в 700 миллионов рублей(а 2016) в СВО. Нужна ли такая техника за такие деньги? Есть еще Ка-52 за миллиард рублей, но почему-то танки уничтожают БПЛА, а не эти распиаренные монстры
    1. +23
      7 сентября 2024 07:04
      Кирилла давно надо "забанить" - за последние годы ни одной нормальной статьи.

      Кто постарше - наверняка читали Ильфа и Петрова - "Золотой теленок"
      Эпизод, когда Остап Ибрагимович создал методичку по написанию любых статей:

      "При помощи материалов раздела 1-го по методам раздела 2-го сочиняются также: романы, повести, поэмы в прозе, рассказы, бытовые зарисовки, художеств, репортаж, хроника, эпопея, пьесы, политобозрения, игра в политфанты, радиооратории и т.д.

      Когда Ухудшанский ознакомился с содержанием документа, глаза его, доселе мутные, оживились. Ему, пробавлявшемуся до сих пор отчетами о заседаниях, внезапно открылись сверкающие стилистические высоты.
      – И за все – двадцать пять тугриков, двадцать пять монгольских рублей, – нетерпеливо сказал великий комбинатор, томимый голодом.
      – У меня нет монгольских, – молвил сотрудник профоргана, не выпуская из рук «Торжественного комплекта»."

      Кирилл Рябов давно пишет по такой методичке.
      Громко, много, но при этом - ни о чем.
      1. +15
        7 сентября 2024 09:15
        У меня другой ассоциативный ряд
        "Никифор Ляпис проник в здание через амбулаторию. В Доме народов он был своим человеком и знал кратчайшие пути к оазисам, где брызжут светлые ключи гонорара под широколиственной сенью ведомственных журналов."
    2. -1
      7 сентября 2024 11:57
      У американцев боевые вертолеты, кроме легких, стоят по 35-50 млн долл за штуку. Наши не дорогие. Просто техника сложная. 2 двигателя, редукторы, трансмиссия, лопасти, авионика, гидравлика, оружие, фюзеляж наконец. Без вертолетов никак.
    3. +2
      9 сентября 2024 00:02
      но почему-то танки уничтожают БПЛА

      Не только БПЛА, но и: Птурсы, артснаряды с лазерным наведением, в конце концов и танки приложили свои стволы. Однако, правильно, что нужно сравнивать между собой цену и эффективность применения вертолётов и БПЛА в разных условиях. Кажется мне, что вертолётчики во многих местах проигрывают.
  4. +3
    7 сентября 2024 08:29
    Одной из особенностей Ми-35М является то, что ПТУРы в количестве до 8 шт. можно подвесить только под один крайний правый пилон.
    1. +9
      7 сентября 2024 09:03
      ПТУРы почти не используют. Их вести надо, шанс подбития машины ПЗРК максимален. Стреляют в основном нурсами с кобрирования. Кашники с этим справляются лучше. Хотя... В основном куда то в поля. ( Сам наблюдал в СВО)
      1. +5
        8 сентября 2024 08:34
        Несколько лет назад на ВО была статья, где достаточно аргументированно высказывалось мнение, что сама концепция "воздушногй БМП" вертолетов типа Ми-24 или Ми-35 ошибочна. Как порочны все идеи неоправданной унивесализации. Ибо как боевой вертолет они уступают камовским, как транспортный - старичку восьмому, а стОит, как они оба вместе взятые.
        И я склонен согласиться с этой точкой зрения.
      2. 0
        12 сентября 2024 12:37
        Цитата: Bacha
        Их вести надо, шанс подбития машины ПЗРК максимален.


        Да, на 24-ом нет систему удержания цели, поэтому после пуска не поманеврируешь.

        Цитата: Bacha
        Кашники с этим справляются лучше.

        Вы думаете сделали сейчас Ка-52 комплимент? :) Эта дорогущая машина не для залпов НУРСов была сделана, а для атаки УРами.
        1. 0
          13 сентября 2024 11:24
          Эта дорогущая машина

          Дорогущая это МИ-28, ради которого фактически уничтожен конкурент в виде КБ Камова (да, так Михеев С.В назвал в интервью слияние двух КБ, Миля и Камова), вложено не мало денег с момента запуска в серию чтобы довести этот вертолёт до ума.
  5. -5
    7 сентября 2024 09:15
    Вертолет хорош скорее тем, что он массовый! Всем остальным он устарел немного. Задумывался как летающая БМП, сейчас концепция изменилась, но он все ещё может воевать.
    1. +8
      7 сентября 2024 09:28
      Вадим, он хорош бабаев гонять, как в Афганистане или Чечне. Армия на армию не тянет. На Украине практически не применяют.
      1. +3
        7 сентября 2024 19:29
        Цитата: Bacha
        На Украине практически не применяют.

        На украине вообще очень странная операция.
        Мосты не трогают, железка работает и возит все почти до ЛБС, месяц подготовки к вторжению в курскую область никто не заметил...
        И, разумеется, об уничтожении ПВО никто не думал и не думает.
        Американские военные наверняка уже угорают с действий наших ГШ и ВГК.
        Типа - им и напрягатся не нужно...
    2. +7
      7 сентября 2024 09:48
      Ми 35? Чем он массовый??
  6. +15
    7 сентября 2024 09:17
    Результаты "модернизации":
    - ухудшение ЛТХ, несмотря на более мощные двигатели;
    - сокращение точек подвески вооружения и как следствие сокращение вариантов боевой загрузки (4 ПТУР, + 2 блока Б-20 + 2 ПТБ как на Ми-24 не взять).

    Крыло не новое, а обрезанное, вследствие чего оно уже не так эффективно разгружает несущий винт, что привело к снижению скорости, кроме того ухудшилась поперечная устойчивость.
    Увы, с уходом Тищенко, КБ Миля талантами не блистает.

    П.С.
    Автору статьи. Если берёшься за подобные статьи, надо изучить для начала вопрос.
    Ми-35М два лётчика, второй пилот СОВМЕЩАЕТ обязанности оператора ПТУР.
    1. 0
      12 сентября 2024 12:46
      Цитата: vovochkarzhevsky
      сокращение точек подвески вооружения и как следствие сокращение вариантов боевой загрузки (4 ПТУР, + 2 блока Б-20 + 2 ПТБ как на Ми-24 не взять)


      В смысле? 2 блока НУРС -- спокойно, 4 ПТУР -- да, не взять. Поскольку в блоке их 8.
  7. +11
    7 сентября 2024 10:53
    Проект предусматривал модернизацию вертолёта Ми-24В с целью улучшения его тактико-технических и лётных характеристик

    Автору минус с занесением.
    На сайте хватает людей которые не только разбираются в самолетах и вертолетах, но и строят их.
    Поэтому сказки типа - короткое крыло и неубираемое шасси конечно значительно улучшило, расширило и т.д. своей бабушке расскажите.
  8. +10
    7 сентября 2024 11:21
    Исписался Рябов! Правда сказать, он и раньше то не блистал талантом, но перепечатка википедии - это уже дно ... Или ждать, когда постучатся?
  9. +4
    7 сентября 2024 13:58
    Оставим пока автора в покое. 3 типа ударных вертолётов - не много ли для великой энергетический державы? Я помню на приземленом примере, когда наш зампотех батальона забыл литературный язык при наличии в штате автомобилей 14 марок...
    1. Комментарий был удален.
  10. +8
    7 сентября 2024 21:41
    Совершенно "неожиданный" шаг, проект "Феникс".
    Вернули нормальное крыло и убивающееся шасси.

    Не прошло и 15 лет с начала эксплуатации, как до авторов "инвалида" начало доходить, что по сравнению с Великим Милем, они те ещё аэродинамики и немного "погорячились" со своими рацухами и начали откатывать назад.
    И я предвижу следующий "гениальный" шаг, на котором нехило бабло попилят. Это возвращение на внешние узлы подвески направляющих для ПТУР. wassat
    1. +1
      8 сентября 2024 21:21
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Вернули нормальное крыло и убивающееся шасси.

      Ну тут правильнее будет говорить не вернули, а вернулись к варианту до Ми-35 - Ми-24ВП-М(И), который был нормальный, а про Ми-35 решили забыть, оставив то что уже успели произвести на вооружении и параллельно делать нормальные машины. Но и тут пошло разделение на 2 варианта с ОЛС и АФАР. Интересно делают оба или только один какой-то. Хотя зачем нам 3 ударника, пусть Ми-24 и гибрид, но все равно слишком жирно для экономики выходит. Я бы оставил Ка-52 и Ми-24.
      1. +1
        8 сентября 2024 21:50
        В принципе верно. Ка-52 для горной местности. А Ми-28 реальных преимуществ не имеет.
        1. 0
          9 сентября 2024 10:49
          Цитата: vovochkarzhevsky
          а-52 для горной местности.

          А почему только для горной? Он везде хорош и на равнине и над водой и в горах. Отличный универсал.
          Цитата: vovochkarzhevsky
          А Ми-28 реальных преимуществ не имеет.

          Ну кроме толщины брони. А так имеет реальные недостатки в виде отсутствия РЛС и нормального КАЗа. По какой то причине "яйца жизни" на него так и не смогли поставить, то ли посадка низкая, то ли места нет.
          1. 0
            12 сентября 2024 13:09
            Ну кроме толщины брони. А так имеет реальные недостатки в виде отсутствия РЛС и нормального КАЗа.


            А на кой чёрт нужна эта надвтулочная РЛС?: Выдавать место вертолёта?
            1. 0
              12 сентября 2024 14:14
              Ну... дистанции на которых работают наши вертолеты позволяют их обнаруживать и без учета РЛС. Но РЛС как раз таки может увеличить как дистанцию так и осведомленность экипажа. Так что лишней бы точно не была. Но имеем, что имеем.
          2. 0
            12 сентября 2024 13:23
            Цитата: JD1979
            Ну кроме толщины брони. А так имеет реальные недостатки в виде отсутствия РЛС и нормального КАЗа. По какой то причине "яйца жизни" на него так и не смогли поставить, то ли посадка низкая, то ли места нет.


            За отсутствие РЛС благодарите Фазотрон. Он на высшем уровне пообещал сделать надвтулочную станцию, и ему поверили, даже выделили завод под серийное производство. Но потом Фазтрон решил "ой, уже никто никуда не идет" и "там вибрации". А на самом деле ему просто было выгоднее адаптировать под Ка-52 одну из своих прежних разработок, чем напрягаться, делать что-то новое.
            И кстати, а что толку от РЛС на Ка-52? Если для пуска ракет, ему всё равно нужно сблизиться на дистанцию захвата цели ОЛС?
            На Ми-28М РЛС есть, рязанцы постарались, честь им и хвала, и оружейный комплекс завязан уже на неё.
            1. 0
              12 сентября 2024 13:58
              За отсутствие РЛС благодарите Фазотрон


              Да не нужна эта РЛС от слова совсем. Это как фонарик у полицая при поиске партизанов в ночном лесу.
              Вот что реально нужно, это оперативное целеуказание от наземных войск на борт. А также возможность перехвата наведения ПТУР оными.
              1. +1
                13 сентября 2024 11:43
                Вот что реально нужно, это оперативное целеуказание от наземных войск

                Всё это было реализовано в КА-50, в Чечне этот вертолёт получал целеуказания от КА-25, была возможность получать информацию о цели по телекоду от БПЛА Пчела (об этом рассказал в интервью лётчик испытатель Алексей Новиков) и самое главное при боевой потери машины гибель грозила не двум пилотам, а это самое дорогое что есть в системах вертолёта.
                Это для тех кто думает что в КА-50 во всех процессах участвовал один человек, нет, второй работал удалённо.
                Но, узколобость тамошних генералов погубили проект (пришлось отстыковывать одноместную кабину и ставить двухместную, есть КА-50 переделанные в КА-52, используются в обучении).
                1. 0
                  13 сентября 2024 11:55
                  Всё это было реализовано в КА-50, в Чечне этот вертолёт получал целеуказания от КА-25,

                  Это не то. Нужен оперативный информационный обмен с войсками на переднем крае.
                  1. +1
                    13 сентября 2024 12:41
                    оперативный информационный обмен с войсками

                    Возможно и это бы реализовали, учитывая что вертолёте ещё в 90х реализована внешняя система целеуказания которая по заверениям КБ Камова, выводила вертолёт на цель с точностью до метра в автоматическом режиме после получения информации от разведывательных средств.
                    В КА-52 то-же есть эта система, но полноценно не реализована (так мне ответил в телеграмме бывший работник КБ Камова) и это больше похоже на правду так-как 52 разрабатывался как командный вертолёт для работы в связке КА-50 (КА-25 в Чечне не поспевал за КА-50 ).
                    1. 0
                      13 сентября 2024 12:51
                      Да при чём здесь это, выход на цель? Вертолёт не бомбёр, это машина предназначена для оперативного реагирования на угрозы. То есть, для действий в быстро меняющейся обстановке.
                      1. +1
                        13 сентября 2024 13:20
                        Да при чём здесь это

                        Видимо слишком сложным текстом написал.
                        Суть идеи была в том что КА-50 барражирует в безопасном отдалении от ЛБС и после получения информации о цели на внешнюю систему целеуказания от наземных(в будущем наверное было бы возможным если бы проект не закрыли), бпла ипр разведки, оперативно летел поражать выявленную угрозу причём делать мог это в автоматическом режиме после того как пилот нажмёт нужные кнопки на пульте системы ВЦУ.
                        То, о чём как раз вы упомянули в своём сообщении.
            2. 0
              12 сентября 2024 14:26
              Цитата: abc_alex
              Но потом Фазтрон решил "ой, уже никто никуда не идет" и "там вибрации". А на самом деле ему просто было выгоднее адаптировать под Ка-52 одну из своих прежних разработок, чем напрягаться, делать что-то новое.

              Что опять нытье про Ка-52))) Какие камовцы плохие, так и плетут заговоры против Милевцев))) Или может все-таки вибрации на редукторе не позволяют работать РЛС и это у кого-то другого руки из пятой точки растут?
              Цитата: abc_alex
              И кстати, а что толку от РЛС на Ка-52? Если для пуска ракет, ему всё равно нужно сблизиться на дистанцию захвата цели ОЛС?

              Ну да ну да мы не смогли так надо еще и на ка-52 накидать лопатами))) У нас нет и им не надо))) вот она вся ссученость миля))
              Цитата: abc_alex
              На Ми-28М РЛС есть, рязанцы постарались, честь им и хвала, и оружейный комплекс завязан уже на неё.

              Эта та которая чисто подсвета? для наведения РК Атака?)))) о да, мощная РЛС)) Настолько что про нее нигде не упоминается))), кроме как при подробном описании ракетного комплекса и его системы наведения на нескольких узкопрофильных сайтах))) И да а что это за модификация такая секретная Ми-28М?)) Может путаете с Ка-52М который с новой ОЛС и АФАР? Извиняюсь за соль на рану))
        2. 0
          12 сентября 2024 13:16
          Кроме того, что это единственный вертолёт, который реально делается и совершенствуется? Напоминаю, КБ Камова самостоятельно выродило одноместный Ка-50, который воевать мог только в кино. А Ка-52 его заставили сделать в ультимативной форме военные. И это концептуально Ми-28 на соосной схеме. Уберите Ми-28 из войск и войска останутся вообще без ударного вертолёта, поскольку КБ Камова ничего за последние 30 лет самостоятельно не сделало, кроме каких-то завиральных проектов "для мирового рынка". Даже Ка-226, проект, безусловно перспективный, умудрилось сделать так, что его до сих пор в войска поставить не могут...
          И сразу вдогонку: уберите из войск Ка-52 и Россия останется без машин соосной схемы. А значит прощайте вертолёты на кораблях.
          Ситуация с конкурсом 28\50 была непростой с самого его начала, намухоморено там выше крыше, и сейчас этот узел просто так разрубить уже не удастся.

          Что же до реальных преимуществ Ми-28, то, как по-вашему, видит ли что-нибудь пилот-оператор Ка-52 сидящий справа, слева от себя?
          1. 0
            12 сентября 2024 14:01
            Что же до реальных преимуществ Ми-28, то, как по-вашему, видит ли что-нибудь пилот-оператор Ка-52 сидящий справа, слева от себя?


            Это минус, но есть и большой плюс, взаимодействие в экипаже на порядок лучше.
            К тому же, учитывая на каком удалении работают вертолёты, не критично.
            1. 0
              15 сентября 2024 15:27
              Цитата: vovochkarzhevsky
              Это минус, но есть и большой плюс, взаимодействие в экипаже на порядок лучше.


              А кто сказал, что у экипажа Ми-28Н плохо со взаимодействием? :) Ну неужели вы правда считаете, что за период разработки ударных версий Ми-24 и Ми-28 никому в Миле не пришло в голову посадить пилотов в ряд? На Ми-8 они как сидят? В ряд. На Ми-2? Да практически на всех вертолётах Миля экипаж сидит в ряд. Но по какой-то причине на Ми-24 рядное размещение экипажа изменено и стрелок выдвинут вперёд. Ну, вы правда думаете, что это было сделано случайно или по ошибке?

              Цитата: vovochkarzhevsky
              К тому же, учитывая на каком удалении работают вертолёты, не критично.

              А причем тут удаление? Тут дело в ситуационной осведомлённости. А вертолётов концепции 28\50 обнаружение цели производится через ОЛС. А сектор видимости у неё довольно узкий. Именно об это разбили себе голову камовцы с Ка-50. У них пилот не мог в незнакомой мишенной обстановке найти цели даже на полигоне. Они же сделали ставку на автоматическую систему обнаружения целей. А сделать её не смогли. Поэтому, как и у Ми-28 первичное обнаружение целей ведётся визуально. Ну вы же делайте поправку на то, что вертолёты разрабатывались на исходе 70-х. Когда и ОЛС на вертолёте была прорывом.
              1. 0
                15 сентября 2024 18:58

                А кто сказал, что у экипажа Ми-28Н плохо со взаимодействием? :) Ну неужели вы правда считаете, что за период разработки ударных версий Ми-24 и Ми-28 никому в Миле не пришло в голову посадить пилотов в ряд? На Ми-8 они как сидят? В ряд. На Ми-2? Да практически на всех вертолётах Миля экипаж сидит в ряд. Но по какой-то причине на Ми-24 рядное размещение экипажа изменено и стрелок выдвинут вперёд. Ну, вы правда думаете, что это было сделано случайно или по ошибке?


                Молодой человек, вам не спорить надо, а спрашивать.
                Во-первых, на Ми-24 нет стрелка, есть два лётчика. На боевых версиях командир совмещает обязанности штурмана, второй пилот совмещает обязанности оператора ПТУР и бомбардира.
                Во-вторых, это известные недостатки поперечного и тандемного расположения лётчиков. В первом случае, ограничение секторов обзора, во втором взаимодействие в экипаже только через СПУ.


                А причем тут удаление? Тут дело в ситуационной осведомлённости. А вертолётов концепции 28\50 обнаружение цели производится через ОЛС. А сектор видимости у неё довольно узкий. Именно об это разбили себе голову камовцы с Ка-50. У них пилот не мог в незнакомой мишенной обстановке найти цели даже на полигоне. Они же сделали ставку на автоматическую систему обнаружения целей. А сделать её не смогли. Поэтому, как и у Ми-28 первичное обнаружение целей ведётся визуально. Ну вы же делайте поправку на то, что вертолёты разрабатывались на исходе 70-х. Когда и ОЛС на вертолёте была прорывом.


                Вынужден вас разочаровать. Цель сначала обнаруживается визуально, через остекление фонаря и только потом в поле зрения ОЛС, а это ещё те танцы с бубнами.
                Что до конкурса Ка-50/Ми-28, то там далеко не всё однозначно.
                1. 0
                  16 сентября 2024 01:34
                  Цитата: vovochkarzhevsky
                  Во-первых, на Ми-24 нет стрелка, есть два лётчика. На боевых версиях командир совмещает обязанности штурмана, второй пилот совмещает обязанности оператора ПТУР и бомбардира.


                  И снова вы уходите от прямого вопроса в ваш адрес. Теперь начинаете на грани фола "давить авторитетом". Не получится. :)
                  Разработчики называют членов экипажа "лётчик" и "оператор". Меня такое деление устраивает больше, чем военно-уставное "лётчик совмещающий...". Вас? Нет? Я вас не неволю.
                  Цитата: vovochkarzhevsky
                  В первом случае, ограничение секторов обзора, во втором взаимодействие в экипаже только через СПУ.


                  Правильно. И вопрос стоял в том, что в бою приоритетнее: хорошо видеть поле боя или вживую поболтать с напарником. У милевцев было время сделать выбор и подтвердить его правильность в ходе БД.
                  И кстати, а в кабине вертолёта во время полёта вообще реально без СПУ пообщаться?

                  Цитата: vovochkarzhevsky
                  Вынужден вас разочаровать. Цель сначала обнаруживается визуально, через остекление фонаря и только потом в поле зрения ОЛС, а это ещё те танцы с бубнами.


                  А я и не спорю. И вы меня не разочаруете.

                  Цитата: vovochkarzhevsky
                  Что до конкурса Ка-50/Ми-28, то там далеко не всё однозначно.

                  Так однозначных то вещей в жизни вообще мало. И осудить камовцев за то, что они с отчаянием обречённых бросились в этот конкурс, у меня язык не поворачивается: КБ и школу Камова надо было сохранить. Но по итогу получилось так, что своими интригами и лоббированием они оттянули приёмку ударного вертолёта с конца 80-х до начала 90-х и по факту более чем на 30 лет. В результате сейчас в войска идут машины, которые сейчас из войск уже должны были бы уходить. А камовцы создали музейный экспонат. Ведь, Ка-52 это предельно далеко от концепции Ка-50, это Ми-28 на соосной схеме, причём в некоторых важных аспектах хуже.
                  1. 0
                    16 сентября 2024 21:24
                    И снова вы уходите от прямого вопроса в ваш адрес. Теперь начинаете на грани фола "давить авторитетом". Не получится. :)
                    Разработчики называют членов экипажа "лётчик" и "оператор". Меня такое деление устраивает больше, чем военно-уставное "лётчик совмещающий...". Вас? Нет? Я вас не неволю.


                    Реальность такова, что должности оператор не существует.

                    Правильно. И вопрос стоял в том, что в бою приоритетнее: хорошо видеть поле боя или вживую поболтать с напарником. У милевцев было время сделать выбор и подтвердить его правильность в ходе БД.


                    В приоритете было ужать мидель.


                    И кстати, а в кабине вертолёта во время полёта вообще реально без СПУ пообщаться?


                    Ещё как можно. Указать пальцем на цель куда проще, чем пытаться объяснить по СПУ командиру где цель. На Ми-24П приходилось просто перехватывать управление и накладывать марку прицела на цель. А то ещё и очередью из пушки добавить.


                    Так однозначных то вещей в жизни вообще мало. И осудить камовцев за то, что они с отчаянием обречённых бросились в этот конкурс, у меня язык не поворачивается: КБ и школу Камова надо было сохранить. Но по итогу получилось так, что своими интригами и лоббированием они оттянули приёмку ударного вертолёта с конца 80-х до начала 90-х и по факту более чем на 30 лет. В результате сейчас в войска идут машины, которые сейчас из войск уже должны были бы уходить. А камовцы создали музейный экспонат. Ведь, Ка-52 это предельно далеко от концепции Ка-50, это Ми-28 на соосной схеме, причём в некоторых важных аспектах хуже.


                    Ка-50 отличная и перспективная машина была.
                    Сгубило её старичьё из руководства АА, которое после Ми-24 не могло летать без "поводыря".
          2. 0
            12 сентября 2024 14:51
            Цитата: abc_alex
            Кроме того, что это единственный вертолёт, который реально делается и совершенствуется?

            По факту ДА)))
            Цитата: abc_alex
            Напоминаю, КБ Камова самостоятельно выродило одноместный Ка-50, который воевать мог только в кино. А Ка-52 его заставили сделать в ультимативной форме военные.

            Ой как у кого-то подгарает что не про Ми-28 сняли)) Который и в кино то не смог))
            Цитата: abc_alex
            И это концептуально Ми-28 на соосной схеме.

            Серьезно?))) ЧСВ смотрю выше Эвереста)))
            Цитата: abc_alex
            Ми-28 из войск и войска останутся вообще без ударного вертолёта.

            АХАХАХА да логика и факты вышли из чата, ботоадепт миля сгорел на работе и началось тупое вранье)) Ну уберут Ми-28 в конце концов))) И что останется? Правильно Ка-52М)) Которого и так уже больше чем этих слепых головастиков. И как раз Ми-28 то и убрали с линии фронта, потому как кто-то не смог в нормальную КАЗ))) или это опять заговор Камова?))
            Цитата: abc_alex
            КБ Камова ничего за последние 30 лет самостоятельно не сделало, кроме каких-то завиральных проектов "для мирового рынка".

            Ой как горит то))) Ну как же Камовцы только под чутким руководством великого КБ Миля что-то могут)) Вы уж определитесь там или КБ Камова ничего не может или как они сделали Ка-52М который кроет Ми-28Н(не НМ, которого до сих пор нет)) как бог черепаху))
            Цитата: abc_alex
            И сразу вдогонку: уберите из войск Ка-52 и Россия останется без машин соосной схемы. А значит прощайте вертолёты на кораблях.

            Чел ты настолько жалок в своих потугах обосрать конкурирующее КБ которое сделало в чистую Миля в сфере ударных вертушек)) Тут скорее вас неудачников уберут, оставив чисто транспортное направление.
            Цитата: abc_alex
            Ситуация с конкурсом 28\50 была непростой с самого его начала, намухоморено там выше крыше, и сейчас этот узел просто так разрубить уже не удастся.

            Ага так намухоморено, что главком ВКС в свое время сказал: Ми-28 довели до ума благодаря Сирии. Так вот, лётчики говорят, что стало лучше, но не всё стало лучше — электроника провальная: ничего лëтчик не видит, ничего лётчик не слышит. Эти очки, которые надевают, пилоты называют «смерть пилотам». Небо безоблачное, всё нормально, а если какая дымочка — три дня с красными глазами ходят. )))
            Опять происки конкурентов?
            Цитата: abc_alex
            Что же до реальных преимуществ Ми-28, то, как по-вашему, видит ли что-нибудь пилот-оператор Ка-52 сидящий справа, слева от себя?

            А как быстро на Ми-28 появилось дублирующее управление?)) А пилот-оператор управляет вооружением а не смотрит в окошко)) лучше скажи что видит пилот-оператор Ми-28 внизу впереди когда у него весь обзор нос закрывает? ИЛИ ЭТО ДРУГОЕ?))
            1. 0
              15 сентября 2024 15:04
              Цитата: JD1979
              Ага так намухоморено, что главком ВКС в свое время сказал: Ми-28 довели до ума благодаря Сирии. Так вот, лётчики говорят, что стало лучше, но не всё стало лучше — электроника провальная: ничего лëтчик не видит, ничего лётчик не слышит. Эти очки, которые надевают, пилоты называют «смерть пилотам». Небо безоблачное, всё нормально, а если какая дымочка — три дня с красными глазами ходят. )))


              Вот бы ещё имели представление о том, что пишите -- с вашим талантом к дешёвой клоунаде цены б вам не было :)
              1. 0
                16 сентября 2024 14:39
                Цитата: abc_alex
                Вот бы ещё имели представление о том, что пишите -- с вашим талантом к дешёвой клоунаде цены б вам не было :)

                А вы?)) как там норм была система ночного видения? опять не шмогли?) а в нормальный КАЗ когда сможете? или опять камовцы будут руки выворачивать?))
          3. 0
            13 сентября 2024 13:07
            Что же до реальных преимуществ Ми-28, то, как по-вашему, видит ли что-нибудь пилот-оператор Ка-52 сидящий справа, слева от себя?

            Михеев С.В не с пустой головы придумал так расположить экипаж в КА-52.
            Есть статистика из Афганистана (цифры не помню), в общем некоторые МИ-24 разбились из-за того что оператор вооружения не знал что пилот был серьёзно ранен или погиб, не успевая перехватить управления вертолётом.
            Так-же может отказать внутренняя радиосвязь что сделает не возможным коммуникацию между оператором вооружения и пилотом, в итоге второй управляющий вооружением становится просто пассажиром.
            1. 0
              15 сентября 2024 15:00
              Цитата: Орден
              Михеев С.В не с пустой головы придумал так расположить экипаж в КА-52.

              Конечно. От отчаяния и неизбежности. Он просто НЕ МОГ посадить второго по-другому. Конструкция вертолёта не позволяла. А переделывать весь вертолёт означало просто сдаться.
              Вы что же, думаете А.Н.Иванов и М.В.Вайнберг в карты разыгрывали схему расположения экипажа? Как раз именно на опыте Афганистана, где инженеры кооперации Миля сидели безвылазно, делая ударные версии Ми-24 и пришли к тандемному расположению.

              Цитата: Орден
              Есть статистика из Афганистана (цифры не помню), в общем некоторые МИ-24 разбились из-за того что оператор вооружения не знал что пилот был серьёзно ранен или погиб, не успевая перехватить управления вертолётом.


              И ровно такая же статистика есть о том, что при неудачном обстреле из стрелкового оружия с земли, расположенные рядом в одной кабине пилот и оператор гибли одновременно. Именно поэтому в 1971 году на основе собранной статистики, собранной там в Афганистане, на месте боевых действий, кабина Ми-24 была разделена броне-перегородкой и вообще в корне переработана.

              вот кабина в которой пилотов убивали одной пулемётной очередью.
              А вот какой она стала после 1971

              А главное, была устранена причина: тонкие стенки кабины. Кабину забронировали. По крайней мере от стрелкового оружия. А кабину Ми-28 он калибров до 20 мм.
              так что повторения этой ошибки милевцы не допустили. Убить пилота в Ми-28 можно, разве что обстреляв машину чем-то крупнее 20мм.

              А вот то, что вы ушли от ответа на мой вопрос, сразу перейдя к критике Ми-24, говорит о том, что сами прекрасно понимаете: в кабине Ка-52 тот кто справа не видит ничего слева, а тот кто слева не видит ничего справа. Члены экипажа друг другу МЕШАЮТ.
              Да, они могут поговорить, кофейку выпить, или даже в карты сыграть, теоретически. Нормально воевать совместно они не могут.
              1. 0
                16 сентября 2024 15:53
                И ровно такая же статистика есть о том, что при неудачном обстреле из стрелкового оружия с земли, расположенные рядом в одной кабине пилот и оператор гибли одновременно.

                Ваш пример не правильный, стеклянная кабина на первых МИ-24 не имела бронирования, в КА-52 пилоты сидят в бронированной ванне которая имеет разнесённое бронирование и с фронтальной стороны имеются бронестёкла и на данный момент нет такой статистики как часто погибало сразу два пилота в такой конфигурации кокпита.
                В любых горячих стычках чаще всего работают экипажи КА-52 и потерь среди этих вертолётов больше, потому что Ми-28 не может работать за пределами действия малого ПЗРК из-за малой дальности птур атака (в связи с этим туда и установили птур вихрь).
                ПТУР Вихрь появился благодаря Михееву С.В который объединил вокруг себя многие К.Б при создании своего КА-50 и если бы не К/Б Камова то не было бы БКО Витебск(отрабатывался в первые на КА-50),птур Вихрь итд.
                Военный конфликт показал что МИ-28 это коммерческий проект, а КА-52 боевой вертолёт.
    2. 0
      12 сентября 2024 13:05
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Не прошло и 15 лет с начала эксплуатации, как до авторов "инвалида" начало доходить, что по сравнению с Великим Милем

      А Миль имел НЕПОСРЕДСВЕННОЕ отношение к Ми-24? Он умер в 1970 через год после первого полёта Ми-24 и последний вертолёт который он проектировал сам -- винтокрыл Ми-12. Поправьте меня, если я не прав, но после него он осуществлял лишь общее руководство КБ.

      Цитата: vovochkarzhevsky
      Это возвращение на внешние узлы подвески направляющих для ПТУР.


      А вам мало 16 ПТУР в двух пачках по 8 как сейчас? Люди с СВО говорят, что там и пару то пустить и то проблема...
      1. +1
        12 сентября 2024 13:16
        А Миль имел НЕПОСРЕДСВЕННОЕ отношение к Ми-24? Он умер в 1970 через год после первого полёта Ми-24 и последний вертолёт который он проектировал сам -- винтокрыл Ми-12. Поправьте меня, если я не прав, но после него он осуществлял лишь общее руководство КБ.


        Проработку Ми-24 он начал раньше.

        Люди с СВО говорят, что там и пару то пустить и то проблема...


        Пуск ПТУР, особенно поиск цели дело весьма сложное. А учитывая как рухнул уровень выучки нынешних вертолётчиков, удивляться нечему. Увы, разрыв поколений просто так не прошёл.


        А вам мало 16 ПТУР в двух пачках по 8 как сейчас?


        Речь о том, что такой вариант подвески для Ми-36 недоступен.
        1. 0
          12 сентября 2024 13:33
          Цитата: vovochkarzhevsky
          Речь о том, что такой вариант подвески для Ми-36 недоступен.

          Ну, как мне говорили, Ми-35 делали для внешнего рынка. В какой-то момент стало модно ударные вертолёты. А Ми-24 в отличие от Ми-28 тогда уже хорошо зарекомендовал себя. И сделали вот такой вот странный вариант. Постарались до минимума снизить цену и по максимуму усилить ударные возможности. Поэтому шасси не убираются и крыло уменьшено и скорость снижена. Машину предельно унифицировали с Ми-28. Никто не собирался поставлять её в армию России, для этого был и есть Ми-24П. И у него как обычно и шасси и пилоны. Знаю что винты ему ставили от МИ-28, а вот что там дальше с модернизацией -- увы не знаю. И узнать сейчас проблема -- с начала СВО Ростех со всех своих сайтов и из всех материалов убрал актуальную информацию о военной технике.
  11. -1
    7 сентября 2024 22:45
    Опыт испытаний и применения показал, что это оружие эффективнее пулемёта ЯкБ-12,7 или пушки ГШ-30
    23мм эффективнее 30мм???
    1. 0
      8 сентября 2024 12:06
      А количество бк и точность? Так то и 100 мм пушку туда можно поставить.
    2. +2
      8 сентября 2024 17:24
      ГШ-23Л устанавливается в поворотной турели, а ГШ-2-30К неподвижно справа на корпусе и имеет почти в 2 раза меньший БК
      1. +1
        8 сентября 2024 20:15
        ГШ-23Л устанавливается в поворотной турели, а ГШ-2-30К неподвижно справа на корпусе и имеет почти в 2 раза меньший БК

        ГШ-23Л очень сильно проигрывает ГШ-2-30 по дальности.
        1. 0
          8 сентября 2024 22:59
          Тут уже вопрос к пилотам Ми-24П, на сколько преимущество ГШ-2-30К по дальности можно реализовать на практике: возможности прицела и точность наведения маневром вертолета.
          Хотя, в раннем доступе есть симулятор Ми-24П для DCS World. Можно примерно оценить, как там в реальности.
          1. +1
            8 сентября 2024 23:31
            С полтора км на полигоне попасть в такую цель как танк без проблем.
  12. Комментарий был удален.