Ракета Вассерфаль: Упущенный шанс Гитлера

Ракета Вассерфаль: Упущенный шанс ГитлераЧерез четверть века после окончания Второй мировой бывший министр вооружений Германии Альберт Шпеер назвал одно из своих решений, принятых во время деятельности на посту министра, серьезнейшей ошибкой. Речь шла о выборе между двумя ракетами – баллистической «Фау-2» и зенитной «Вассерфаль».

По мнению Шпеера, «нам следовало бросить все силы и средства на производство ракет класса «земля–воздух». От самонаводящейся ракеты – длина 8 м, вес боевого заряда около 300 кг, потолок высоты 15 000 м – не мог уйти практически ни один вражеский бомбардировщик». И конечно же, это чудо-оружие могло серьезно повлиять на ход войны – во всяком случае Шпеер без тени сомнения пишет, что «уже весной 1944 года можно было надежно оградить наши промышленные объекты от воздушных налетов».

Так ли это? Действительно ли у Гитлера (и Шпеера) был шанс? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется вернуться немного назад.


Младший наследник нищего

Едва ли кто-то из читателей не слышал о ракетном полигоне вермахта в Пенемюнде. Работавшей там команде инженеров под руководством полковника (позднее - генерал-майора) Вальтера Дорнбергера удались многие технические чудеса. Однако мало кто знает, что ракетное творчество Дорнбергера, фон Брауна и их команды довольно долгое время не пользовалось благосклонностью вождей. Гитлер, всегда с настороженностью относившийся к техническим новинкам, после начала войны уверовал в то, что она будет быстрой и для нее хватит уже готовых образцов вооружения. Перспективные разработки, подразумевавшие годы работы, были вычеркнуты из списка приоритетов. С Пенемюнде это случилось весной 1940 года. Дефицитные в военное время ресурсы вмиг стали недоступными, а мобилизованные сотрудники ушли в вермахт.

На позицию Гитлера не повлиял даже личный визит в начале 1939 года в Кум-мерсдорф Сполигон, использовавшийся ракетчиками до Пенемюнде], в ходе которого Дорнбергер и фон Браун из кожи вон лезли, чтобы заинтересовать фюрера своими разработками. Но, цитируя воспоминания Дорнбергера, "вождь немецкого народа шел рядом, глядя прямо перед собой и не произнося ни слова". С тем и уехал, оставив хозяев полигона в легкой растерянности.

В тот момент команда конструкторов работала над двумя экспериментальными "агрегатами" - А-3 и А-5. Ни один из них пока не предназначался для военного применения; сначала необходимо было отработать жидкостный реактивный двигатель, системы управления и множество других составляющих "оружия возмездия". Будущая "Фау-2" уже была "агрегатом-4", но все работы над ней были остановлены до выяснения принципиально важных аспектов.

К началу 1943 года Дорнбергер добился приема у Шпеера, на котором услышал, что "пока еще фюрер не может дать вашему проекту статус высшей приоритетности".

К тому времени зенитная ракета Wasserfall существовала еще только на чертежах, а ее отдельные узлы - на испытательных стендах. Доведение конструкции до ума и производства требовало времени и сил.

Ракета Вассерфаль: Упущенный шанс ГитлераВозврат высшего приоритета состоялся лишь 7 июля 1943 года. В мановение ока были решены почти все проблемы с ресурсами и рабочей силой. Но то и другое выделялось отнюдь не под нужды ПВО Рейха. Гитлеру был показан кинофильм о запуске А-4 - будущей "Фау-2", ракеты, способной достичь Англии, куда уже не долетали бомбардировщики люфтваффе. Какой же отец нации откажется от возможности достать до противника, хоть бы и символически? Потом выяснилось, что Сцитируя Шпеера] "наш самый дорогостоящий проект оказался одновременно и самым бессмысленным", - но в тот момент до подведения итогов было еще довольно далеко. Увлекшийся приятными перспективами фюрер даже потребовал увеличить заряд А-4 до 10 т, и Дорнбергеру с фон Брауном стоило некоторого труда убедить его в том, что такой бонус потребует разработки совершенно новой ракеты.

Вожди народов любят наступательное оружие - вспомним, с каким упорством Гитлер требовал выпуска Ме-262 в бомбардировочном варианте. Кажется маловероятным, что летом 1943-го Шпееру удалось бы соблазнить фюрера зенитной ракетой вместо баллистической, даже возникни у него такое желание. Пока же "зенитные" разработки существовали на правах бедного родственника в бедняцкой семье.

Собственно Wasserfall

Формальный заказ на разработку управляемой с земли зенитной ракеты был выдан в конце 1942 года, однако фактически работа над ней началась значительно раньше. Назвать точную дату невозможно: едва ли кто-то, кроме самих создателей, знал, когда и какие идеи приходили им в головы. К тому же первый конструктор "Вас-серфаля" доктор Вальтер Тиль погиб при налете англичан на Пенемюнде в ночь с 16 на 17 августа 1943 года.

Ракета Вассерфаль: Упущенный шанс Гитлера


Конструктивно Wasserfall представляла собой версию ракеты А-4 (V-2), уменьшенную примерно вдвое и снабженную дополнительной четверкой стреловидных "крылышек" примерно посередине корпуса. По мере работы над проектом верхние стабилизаторы меняли форму и размещение: на некоторых версиях ракеты они размещены в той же плоскости, что и нижние, на других - повернуты на 45°. Известны по крайней мере три воплощенные в металле версии, имевшие обозначения W-l, W-5 и W-10. Последняя из них большинством источников признается почти готовой к серийному производству, но в этом, пожалуй, стоит усомниться. По воспоминаниям участников послевоенных советских испытаний, немецкая чудо-техника во многих случаях вела себя не ахти, норовя улететь со стартовой площадки куда-то вбок.

Зенитная ракета (в отличие от баллистической) должна быть готова к запуску в любой момент, а стало быть - всегда заправлена топливом. Жидкий кислород, использовавшийся в качестве окислителя в двигателе V-2, этому требованию категорически не соответствовал - он слишком быстро испаряется даже из герметично закупоренной тары. Кроме того, в Третьем рейхе он был дефицитом. Использованный в "Вассерфале" окислитель "Сальбай" был смесью азотной [90%) и серной [10%) кислот. В качестве собственно топлива могли применяться несколько смесей: "Ви-
золь" - ракетное топливо на виниловой основе или "Тонка" - на основе ксилидинов. Подача топлива и окислителя в камеру сгорания осуществлялась за счет вытеснения их из баков сжатым азотом, под давлением около 250 атм. Заметим, что похожий принцип был применен еще в А-1 - самой первой ракете Вернера фон Брауна, взлетевшей в воздух за десяток лет до описываемых событий.
Подача азота запускалась подрывом специального пиропатрона, открывавшего сжатому газу доступ в топливные баки. С этого момента запуск ракеты был неминуем -даже если цель повернула, не долетев до огневого рубежа.

Главной проблемой зенитной ракеты была, как ни странно это прозвучит, необходимость поражения цели. Напомним, что в те времена еще не было компьютеров в современном понимании этого
В Американцы успешно использовали немецкие наработки. На фотографии первый тестовый пуск ракеты Hermes А1 16 апреля 1946 года, полигон White Sands, Нью-Мексико. Ракета Hermes А1 представляла собой американскую реплику, построенную на базе Wasserfall W10 и V-2 фирмой General Electric

Ракета Вассерфаль: Упущенный шанс Гитлера

Управление
Для управления использовались две радиолокационные станции, одна отслеживала цель, вторая - саму ракету. Две отметки на радаре оператор совмещал вручную, с помощью специального джойстика, "кнюппе-ля". Правда, даже эти механизмы не вышли за рамки лабораторных разработок
слова, да и электроники вообще. Первые системы управления ракет подразумевали, что сидящий на КП оператор наводит ракету визуально. Недостатки такого подхода стали очевидны еще до готовности самой ракеты. Показателен пробный запуск А-4 с этой системой управления в июне 1944 года - наземный оператор "потерял" ракету в облаках, после чего она улетела в Швецию, вызвав дипломатический скандал.


Практически применимых и более-менее разработанных способов наведения было два. В первом случае бортовой транспондер ракеты передавал сигнал на определитель координат Rheinland, который вычислял азимут и угол прицеливания. Эта информация сравнивалась с координатами ракеты по данным наземного радара, после чего на управляющие органы ракеты отправлялись соответствующие команды.

В другом случае для управления использовались две РЛС, одна из которых отслеживала цель, а вторая - саму ракету. Оператор видел на экране две отметки, которые требовалось совместить при помощи устройства под названием "кнюппель" - своего рода джойстика. Обработка данных и расчет требуемых команд производились счетно-решающими устройствами фирмы "Сименс" - почти что компьютерами. Именно этот способ наведения предполагался в качестве основного. Однако, по словам Дорнбергера, "даже и эти механизмы так и не вышли из стадии лабораторных моделей, хотя последние из них оказались довольно работоспособными".

Разные источники приводят различные данные об испытаниях ракеты Wasserfall, но, несколько усреднив информацию, можно полагать, что немцы успели произвести около полусотни испытательных запусков, из которых полтора десятка признаются успешными - в том смысле, что ракета взлетела и направилась примерно в нужном направлении.

Планами немецкого командования предусматривалось в 1945 году развертывание двух сотен зенитно-ракетных батарей, но было уже слишком поздно. Третий рейх скончался под ударами союзников, так и не успев пустить очередное "чудо-оружие" в ход.

Запоздалый шанс?

Так был ли прав Шпеер? Могла ли ракета "Вассерфаль" изменить ход истории? Дать окончательный ответ могли бы только результаты ее боевого применения - но их нет. Тем не менее попытаться оценить перспективы можно.

Промышленность Германии в 1944 году могла производить порядка 900 "Фау-2" в месяц. "Вассерфаль" по затратам труда и материалов примерно в восемь раз дешевле "Фау-2". Можно думать, что производство примерно 7000 ракет в месяц выглядит реальным. Куда сложнее с эффективностью этих ракет.

Известно, что четверть века спустя, в ходе войны во Вьетнаме, вьетнамская система ПВО выпустила около 6800 ЗУР, поразив в общей сложности 1163 воздушные цели, - один выстрел из шести. Это с отработанными технологиями и отшлифованными конструкциями. Едва ли можно думать, что у немцев в 1945 году получилось бы лучше.

Кроме того, даже 300 ракетных батарей при радиусе действия ракет около 20 км закрыли бы лишь небольшую часть неба над Германией. Возможно, союзникам пришлось бы сократить массированные бомбежки крупных городов, но, как мы знаем, их реальный военный эффект был невелик. А защитить "Вассерфаля-ми" транспортную инфраструктуру Германии было бы проблематично. Похоже, бывший рейхсминистр Альберт Шпеер был несколько большим оптимистом, чем позволяли ему реальные условия. Впрочем, окончательного ответа мы, видимо, не узнаем - и это очень хорошо.

Ракета Вассерфаль: Упущенный шанс Гитлера

Париж, 1940 Альберт Шпеер и Адольф Гитлер
В ходе войны немецкими конструкторами было разработано несколько десятков проектов ракет; некоторые были воплощены в металле и даже прошли испытания


В начале 1945 года генерал-лейтенант Дорнбергер, достигший запоздалого признания и влияния, был назначен председателем комиссии по средствам противовоздушной обороны, призванной разобраться в имеющихся наработках и выбрать практически осуществимые. Но к середине февраля стало совершенно ясно, что ни одна из этих управляемых зенитных ракет не успеет войти в строй. Конкурентами "Вассерфаля" могли стать несколько конструкций, из которых упомянем две. Hs-117 фирмы "Хеншель" была в основном разработана к началу 1944 года Сфирма предлагала идею в 1941-м, но министерство Геринга отказалось). Крылатая ракета с ЖРД системы Вальтера (на перекиси водорода} тягой в 3,7 кН несла 250 кг взрывчатки и наводилась по радиолучу. По немецким данным, ракета была успешно испытана, но подробных сведений об этом нам найти не удалось.

Крылатая ракета Enzian фирмы Messerschmitt была основана на конструктивных решениях, ранее использованных при создании перехватчика Ме-163, также летавшего на ракетном двигателе. Самолет показал прекрасные для тех лет летные данные, но обладал существенным недостатком - топлива хватало всего на несколько минут работы ЖРД.

За это время пилот должен был взлететь, набрать высоту, найти цель, атаковать ее и развернуться на обратный курс - посадка была уже "безмоторной". На воздушный бой времени не было, успеть бы один раз прицелиться. Логичным решением было освободить ракетный движок от пилота и целиться с земли. Собственно, все эксперименты с ЖРД в авиации во всем мире примерно этим и закончились, но чуть позже, а в 1944 году немцы успели еще испытать Enzian.

Разработки противовоздушных ракет Германии были одна за другой прекращены в начале 1945 года - для них уже не было ни времени, ни условий.
Автор: Сергей Сысоев
Первоисточник: http://www.popmech.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. avt 23 марта 2013 10:03
    Cтатья хорошая , обзорная . Но по поводу упущенного шанса request ..... Скорее нет , тут ее еще долго доводить пришлось бы .Кстати после войны у нас пленные немцы с ней возились ,не пошло .
    avt
  2. стас57 23 марта 2013 10:14
    не было никакого шанса.
    На тот момент, в силу технических возможностей, создание любой управляемой, самонаводящейся ракеты класса земля-воздух или воздух-воздух более чем фантастично, а борьба с такими ракетами была проста и дешева, и было бы очередное выбрасывание денег в трубу.
    Немецкие генералы и промышленники, в один момент нашли себе виновного во всех огрехах и просчетах(обычно лет через 10-15после войны) и быстро свалили свои грехи на него, став задним умом самыми гениальными-мы говорили,да Гитлер не слушал...
  3. avt 23 марта 2013 11:21
    Цитата: стас57
    На тот момент, в силу технических возможностей, создание любой управляемой, самонаводящейся ракеты класса земля-воздух

    А вот тут вы не правы . Кое что немцы довольно здорово до ума довели . Например управляемую по проводам авиабомбу ,которой они приложили итальянский флот . Да и радиоуправляемые хеншелевские ракеты воздух - земля очень сильно попортили кровь союзникам на Средиземном море . Даже амеры заказали крейсера ПВО с универсальными 152 мм орудиями . Но вот именно с этим образцом у них не очень получилось .Это факт нами после войны подтвержденный опытным путем на трофейных образцах .
    avt
    1. стас57 23 марта 2013 12:43
      avt

      возможно не прав, не сильный спец. признаюсь сразу, однако судя из того , что я читал, противодействие такому оружию было существенно дешевле, эффективнее и проще, при этом создателям надо было решить, кроме самих ракетных проблем(подготовка, быстрый старт, и стабильный управляемый полет) и ряд других-наведение, прицеливание и подрыв возле скоростной высотной цели..
      приводились такие контрмеры-
      - установка радиопомех, борьба с которыми только вставала на ножки, при том , что обычные естественные помехи нередко были проблемой.
      -рассевании различных материалов
      -изменение порядка построения и тд
      при этом главное- это наличие такой ракеты не к 46му или 45му, а к началу массовому бомбардировок союзников, к лету 43, к Гамбургу.
      При этом необходимо свертывание и других проектов, и напряжения больших сил, например для тех же радиовзрывателей.
      Хотя да, резкое увеличение потерь в воздухе сделало бы свое дело, но идти надо было , имхо все же по стандартному авиапути
  4. pinecone 23 марта 2013 11:55
    Сравнение с Вьетнамской войной не совсем корректно, так как зенитные ракеты Вассерфаль предполагалась использовать в первую очередь для отражения массированных налетов соединений поршеневых бомбардировщиков, действоваших в сомкнутных боевых порядках.
    pinecone
  5. Bosk 23 марта 2013 12:00
    Такая ракета была чисто экономически невыгодна,ведь скажем тот-же самый Фокер мог и летающую крепость подстрелить и по пехоте пройтись и всё это зделать не один раз, а ведь стоимость одной такой доведённой ракеты я думаю будит поболее одного а то и двух Фокеров.
  6. AlexMH 23 марта 2013 14:18
    Оставляю в стороне вопрос о возможности технической доводки ракеты на тот момент (очень сомнительно, что немцам это удалось бы. Действительно надежными и эффективными ЗРК стали только в начале 60-х годов, несмотря на использование немецкого опыта и усиленной работы наших и американских конструкторов). Но можно ли было вообще построить ПВО Германии на базе таких ракет? Противовоздушная оборона бывает поясной и объектовой, причем в случае поясной обороны очень важна сплошность и плотность как радиолокационного поля, так и зон поражения ЗУР. Представьте, что немцы создали пояс систем ПВО на границе Рейха. Плотность его была бы ничтожной, а вероятность прорыва соединением бомбардировщиков - 100-процентной. В отличие от истребителей, которые можно относительно быстро перебросить на перехват атакующих бомбардировщиков, маневренность таких ЗРК крайне низка. С другой стороны, можно было бы достаточно плотно прикрыть небо над несколькими городами. Но это исключало бы использование истребителей ПВО (система "свой-чужой" была неразвита) и не спасло бы ни транспортную сеть, ни промышленность в целом. Для Германии более выгодным было бы применение управляемых ракет "воздух-воздух" с реактивных истребителей, оснащенных радарами и способных оперативно перехватить соединение бомбардировщиков, и такие работы тоже немцами велись, но от завершения они были еще дальше, чем ЗРК,
    AlexMH
    1. Андрей77 23 марта 2013 14:59
      Возможно совмещение систем. Объектовые прикрывают заводы, а на всей остальной территории - свободная охота люфтваффе.
  7. tomket 23 марта 2013 14:59
    разработка интересная ,но все эти упущенные шансы....Вопервых Англия и америка так и не смогли ,или не захотели выбомбить Германию, а поскольку судьба решалась на Восточном фронте,где небыло армад стратегической авиации,то и шанса небыло никакого.
  8. Я так думаю 23 марта 2013 16:51
    "...Впрочем, окончательного ответа мы, видимо, не узнаем ..."

    Думаю, что с развитием компьютерных технологий все вопросы связанные с моделированием вооруженной борьбы могут быть ДОСТОВЕРНО проверены. Если на это выделить ресурсы программистов, то можно будет создать такую "игровую" программу, которая позволит моделировать ход войны. Зная хоть и приблизительно начальные условия можно получить ДОСТАТОЧНО объективную картину. Так, что я не согласен с тем, что "ответа не узнаем". Все упирается в выделение ресурсов. Вполне возможно, что когданибудь у человечества хватит ума воевать не в реальной жизни, а в виртуальном пространстве ...
  9. Эней 23 марта 2013 21:39
    ракета , точнее сам комплекс, очень совершенен как на то время. Но следует заметить, что немцы опережали союзников в ракетостроении, но англичане и амеры очень сильно опережали немцев в радиолокации (а японцы вообще почти не использовали РЛС) используя РЛС на кораблях, ПВО (предупреждения налётов), даже массово использовали бортовые РЛС на ночных истребителях и охотниках за подлодками, и довольно оперативно реагировали на применение немцами радиолокаторов используя помехи. Имея РЛС, немцы так и не смогли преодолеть проблемы селекции целей от дипольных отражателей применяемых союзниками. Ессесно, после первого же более-менее удачного применения ЗРК, англо-амеры всеми возможными способами разведки узнали бы параметры сигнала излучаемого РЛС и "настрогали бы" десятки тыщщ диполей нужной волны на один бомбер. Вполне возможно, применили бы и активные помехи, хотя такие случаи я не встречал в литературе.
  10. anip 24 марта 2013 14:31
    Фото Гитлера и Шпеера в Париже обрезано. Там справа ещё скульптор-художник, профессор Арно Брекер (Arno Breker) стоит. А фотографировал личный фотограф Гитлера Вальтер Френц (Walter Frentz).

  11. Алекс 2 сентября 2013 19:45
    Думаю, такое оружие в то время в Германии вряд-ли помогло. ПВО на основании ЗРК требует не просто 200-300 батарей или 7000 ракет в месяц. Это - создание целого вида вооруженных сил с развитой системой вспомогательных служб. Для вопровождения ракеты и наведения ее на цель требуются РЛС, мобильные генераторы, служба заправки и технического обслуживания ракет, соответствующие мощностит химических предприятий по производсту компонентов топлива да еще черт знает что. Представить себе такую армаду людей и мтериалов, отвлечение промышленности в условиях, когда на Восточном фронте медленно, но уверенно перемалываются танковые и пехотные дивизии, когда в небе все больше и больше хозяйничают противники, когда морская блокада только усиливается, просто не представляется возможным. Боюсь, это оружие съело бы не только само себя, но и всю экономику Германии. Примерно так получилось с "Гебеном" в ПМВ, который чуть не обрушил экономику Турции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня