Экспедиция к предкам. Латники и пушки на ганзейских кораблях

55
Столпы небес дрожат
и ужасаются от грозы Его.

Книга Иова, 26:11


Экспедиция к предкам. Латники и пушки на ганзейских кораблях

Морской бой. Иллюстрация к рыцарскому роману. Иллюстратор Ливен ван Латем (1430–1493), Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес




История в иллюстрациях. Сегодня мы продолжаем знакомство с книгой Д. Николя, посвященной вооруженным силам Ганзы.

Но прежде чем мы обратимся к её иллюстрациям, давайте вспомним, что главным транспортным средством Ганзейского торгового союза был так называемый ганзейский когг, относительно небольшое судно для каботажного плавания между портами Балтийского моря. Пределом для плавания на таких судах была островная Англия.

Суда хорошо справлялись с перевозкой грузов на Балтике, но для плавания по океану они не годились. Правда, в конце XV века появились уже более крупные трехмачтовые когги, например, знаменитое судно «Петр из Гданьска», но с общим количеством коггов они были несравнимы.


Гавань. Миниатюра шмуцтитула «Свода законов Гамбурга», с подписью «Законы судоходства», 1497 г. Предполагаемый автор Абсолон Штумме. Очевидное доказательство наличия в это время уже трехмачтовых судов. Музей Истории Гамбурга

И, спрашивается, зачем было строить куда более дорогие, хотя и грузоподъемные суда, если к твоим услугам было множество более дешевых и проверенных временем судов. Да и знаменитая китайская поговорка о том, что все яйца не следует складывать в одну корзину, также явно была знакома ганзейским купцам, старавшимся минимизировать возможные убытки за счет отправки товаров разными кораблями.


Изображение когга в церкви Св. Николая в Таллине


А вот эта карта дает нам представление о той территории, которую контролировала Ганза. И, конечно, ей требовалось немало солдат, чтобы оберегать свои владения и торговые пути от всех тех, кто жаждал поживиться их богатством


Воины на когге в штормящем море…

Ну а на этом рисунке мы видим моряков и «морскую пехоту» 1375–1425 гг., плывущих под стрелами неприятеля по бурному морю. Моряк-кормчий – он на втором плане, нарисован на основании нескольких средневековых иллюстраций из рукописей из Германии, Нидерландов и северной Франции, которые показывают моряков, лодочников, рыбаков и даже морских путешественников в характерной одежде для непогоды. На голове он носит низкокупольный железный шлем с глубоко покатыми краями, надетый поверх свободного капюшона. Его оружие ближнего боя – топор и кинжал с костяной или роговой рукоятью; обычно в то время их носили с поясной сумкой или кошельком.

Слева – мекленбургский наемник, конец XIV века. Этот воин из герцогства Мекленбургского одет в шлем-бацинет с граненой версией забрала, в то время как кольчужная бармица надета поверх толстой подкладки. Покрытый бархатом джупон или туника надета поверх полностью закрывающей грудь бригандины.

Обратите внимание на контрастную вышивку по подолу и модные очень широкие концы рукавов в форме ковша у запястья. Чешуйчатая бригандина надета поверх кольчужного хаубергона, плюс ко всему этому у него полная пластинчатая защита ног. Перчатки покрыты металлом: стальными чешуйками на пальцах с гадлингами (заклепками-кастетами). Меч наемника имеет очень длинную рукоять, позолоченное навершие и слегка загнутые вверх и вниз крестовины. Главное оружие – разновидность алебарды.

Справа от него стрелок из огнестрельного оружия XV века. Есть сведения, что северные немцы использовали ружья на море с очень давних времен. Вот и у него в руках короткоствольная «ручная пушка» на деревянном ложе с железным штырем, явно для установки в отверстие на фальшборте корабля. Шлем с глубокими полями надет поверх шерстяного капюшона.

Его стеганый джупон с длинными рукавами имеет горизонтальные швы на обтягивающих предплечьях и от высокой линии талии до подола; поверх него он носит безрукавную, свободную куртку, застегивающуюся на пару пуговиц, а ниже талии у него только шерстяные чулки и мягкие кожаные туфли. На его поясе кинжал, тыква для пороха и сумка для пуль. В такую погоду было, конечно же, трудно поддерживать фитиль одновременно и горящим, и сухим.


Конница 1375–1425 гг.

В центре командующий армией, начало XV века. Для таких персон важно быть как узнаваемым, так и защищенным, что требовало идти на компромисс. Поэтому он носит богато украшенную меховую шляпу и золотую шейную цепь, а также стальную кирасу.

Доспехи имеют горизонтально ребристый нагрудник, характерный для Германии первой половины XV века, и юбку-колокол из горизонтальных пластин. Он также носит джупон с очень широкими, пышными рукавами, но поверх его латной защиты рук. Перчатки покрыты пластинами, а ноги и ступни имеют полное латное прикрытие. «Полутораручный» меч имеет длинный, остроконечный колющий клинок. Богатая портупея спущена на «юбку».

Слева от него изображен рыцарь Ростока конца XIV века с таким же колющим мечом и в бригандине. В целом он типичен для Германии того периода, хотя его щит в стиле «павеза» более характерен для Литвы и Польши. Геральдический зверь на этом щите, по-видимому, является ранней версией герба Ростока, смотрящего в противоположном направлении, в отличие от зверя на современном гербе. Уменьшенная версия его личного герба вышита в центре тканевой обшивке его бригандины.

Под броней у него надет кольчужный хауберк с длинными рукавами. В дополнение к пластинчатой защите рук, на плечах бригандины укреплены стальные наплечники. Кольчужная обувь с длинными носками могла надеваться отдельно от поножей. Пояс очень широкий с позолоченными и эмалированными пластинами и большой круглой пряжкой.

Рыцарь справа принадлежит к семье фон Рентелен и также относится к началу XV века. В дополнение к стальной шляпе он одет в полные рыцарские доспехи, причем нагрудник кирасы также имеет характерную граненую форму. Вымпел, привязанный к древку копья, несет на себе изображение герба семьи фон Рентелен.


Корабельная пехота 1425–1500 гг.

На этой иллюстрации показаны ополченцы Дитмаршена, конца XV века. Они дожидаются на причале посадки на корабль, отдыхают на связанных тюках с грузом (обратите внимание на знаки торговца) и по-своему развлекаются.

Морская пушка на заднем плане со съемными затворами должна была быть погружена на торговое судно, прежде чем оно отправилось бы в военную экспедицию. То есть именно такая артиллерия, чему есть и документальные свидетельства, уже прочно в то время обосновалась на кораблях.

Самым характерным оружием ополченцев, по-видимому, был топор с длинной рукоятью, который сидящий на тюках солдат отложил в сторону, готовясь играть на дудочке и маленьком барабане, как только фехтовальщик закончит демонстрировать свое мастерство.

На голове у него толстая кожаная шапка, покрытая железными чешуйками, с чешуйчатыми нащечниками и назатыльником. Кольчужный нашейник у него был явно вырезан из ненужного кольчужного хауберка и надет поверх кольчуги без рукавов и «льняной кирасы» или куртки с подбоем, под которыми у него надета длинная свободного покроя льняная рубашка. Но ногах мягкие кожаные сапоги, затянутые шнурками вокруг лодыжек. На поясе кинжал с костяной или роговой рукоятью. Обычно его носят за поясной сумкой или кошельком.

Люнебургский арбалетчик на службе у семьи Бромзе на этой иллюстрации изображен сидящим слева внизу. На голове у него луковичная стальная военная шляпа с заклепанными полями, известная сразу по нескольким северогерманским источникам XV века. Большой ламинированный железный бевор, пристегнутый пряжкой к нагруднику, необычен, хотя остальная часть его доспехов очень проста. Под доспехами куртка из грубой ткани.

Обратите внимание на стальные наручи под длинными, заостренными рукавами желтого шерстяного кафтана и полную пластинчатую защиту ног, которую дополняет мягкая кожаная обувь. На одном поясном ремне закреплен его колчан и рычаг арбалета «козья нога». На большом щите-павезе изображен герб семьи Бромзе из Люнебурга.

Голландский наемник, конец XV века в доспехах, сочетающих в себе элементы немецкого и французского стилей. То есть этот наемник из северных провинций Нидерландов носит стальной салад с большими дисками для защиты ушей, распространенный во Франции и Англии. Куртка имеет разрезы, модные в Германии. Скрытая под ней кираса надета поверх кольчужного хаубергона; защита рук и ног представляет собой полный комплект «труб», надевавшихся также поверх кольчуги. Длинный двуручный сужающийся меч, с которым этот наемник демонстрирует свое искусство фехтования, имеет ромбовидное сечение клинка.


Конница ганзейцев 1425–1500 гг.

В середине XV века в европейских войсках появилось множество воинов, носящих рыцарские доспехи, но рыцарями не являющимися.

Вот и этот конный трубач облачен в металлические доспехи, но при этом его предплечья не защищены, а вышитая, отороченная мехом шапка явно отражает его небоевую роль. Но есть у него и кинжал-баллок, и длинный меч, то есть сражаться в принципе он может.

Конные арбалетчики в основном сражались пешими, хотя многие были обучены стрелять с коня. Их доспехи были легче, чем у копейщиков; в частности, на нем надет простой салад поверх капюшона, возможно, подбитого кольчугой. Торс, как и руки, защищает металл, однако обходится он без перчаток. Узкий ремень поддерживает на правом бедре как его колчан, так и ножны для фальшиона. Застегивающийся на пуговицы кожаный чехол для арбалета взят с картины того периода в Майнцском земельном музее.

Последний справа на этой иллюстрации – воин на службе семьи Криспин (конец XV века). На нем салад с забралом и тюрбанообразная шапка.

Самая интересная особенность его доспехов – это несимметричная защита плеч. На ягодицах видна кольчуга, вероятно, прикрепленная к дублету, но, возможно, и к кольчужным шоссам. Двуручный меч имеет модной s-образной формы горизонтально изогнутые крестовины.

Обратите внимание, что седло позднего Средневековья больше уже не охватывает бедра всадника, а устроено так, что дает ему значительно большую свободу движений.

Расширенный вымпел с изображением семейного герба прибит к древку копья с фигурной рукояткой, характерной для всаднических копий этого времени.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 августа 2024 05:14
    Спасибо Вячеслав Олегович, подборка интересная - понравилась!!!
    Вот с трёхмачтовым Петром из Гданьска я высказал бы сомнение. Более вероятно это был хольк или даже коррака, а не когг.
    1. +2
      24 августа 2024 05:52
      Более вероятно это был хольк или даже коррака, а не когг
      Все сходятся на том, что это была одной из первых каравелл на Балтийском море
      1. +4
        24 августа 2024 06:09
        Сомнительно Михаил! Конструкция рангоута архаична.
        1. +2
          24 августа 2024 14:23
          Сомнительно Михаил! Конструкция рангоута архаична.

          Он перепутал термины carvel (planking) - тип корабелной обшивки и caravel - тип корабля.
    2. +3
      24 августа 2024 13:21
      Вот с трёхмачтовым Петром из Гданьска я высказал бы сомнение. Более вероятно это был хольк или даже коррака, а не когг.

      Ваши сомнения вполне оправданны. Это каррак. У Ганзы был еще один корабль этого типа - Adler von Lübeck.
  2. +5
    24 августа 2024 06:58
    Доспехи имеют горизонтально ребристый нагрудник, характерный для Германии первой половины XV века,
    Кираса такой формы называется "кастенбруст". Не смотря на обилие дошедших до нашего времени изображений, "в металле" подобных доспехов сохранилось всего 2 или 3 экземпляра.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +6
      24 августа 2024 08:10
      Доспехи имеют горизонтально ребристый нагрудник, характерный для Германии первой половины XV века

      Такая примитивная форма коробчатого доспеха (Kastenbrust) действительно была только в начале XV века. Далее форма "округлилась" и "облагородилась" и такие доспехи применялись вплоть до XVI века.
      Не смотря на обилие дошедших до нашего времени изображений, "в металле" подобных доспехов сохранилось всего 2 или 3 экземпляра.

      Четыре, которые находятся в Kelvingrove Museum в Глазго, Metropolitan Museum в Нью-Йорке, German Historical Museum в Берлине и Rathaus Museum of Vienna (фото в такой же последовательности) и Kelvingrove Museum в Глазго (фото, к сожалению, пока не нашел).
      1. +3
        24 августа 2024 08:22
        По поводу венского экземпляра еще Оукшотт протестовал.
        1. +3
          24 августа 2024 08:34
          Я "собрал" максимальное число, встречающееся в литературе. По поводу дискуссий вокруг этих доспехов ничего не могу сказать, поскольку не встречал ничего по теме.
  3. +6
    24 августа 2024 07:03
    Изображение когга в церкви Св. Николая в Таллине
    Судя по сломанной мачте и тюкам с бочками, выбрасываемыми за борт, у ребят явно что-то пошло не так...
    1. +4
      24 августа 2024 07:38
      Судя по изображению, это "Святой Николай, епископ Мир Ликийских, считается покровителем всех путешественников, но моряки по всему миру почитают его особо. Это произошло после нескольких чудес, которые еще при жизни совершил святой. Однажды во время путешествия на корабле произошла страшная буря, которая утихла, только когда святой обратился к Богу. Тогда же святитель Николай воскресил матроса, который упал с мачты на палубу." https://foma.ru/u-morjakov-est-svoi-nebesnye-pokroviteli-rasskazyvaem-kto-iz-svjatyh-i-pochemu.html
    2. +5
      24 августа 2024 08:59
      Изображение когга в церкви Св. Николая в Таллине
      Судя по сломанной мачте и тюкам с бочками, выбрасываемыми за борт, у ребят явно что-то пошло не так...

      Конечно не так. Это икона из многостворчатого алтаря Церкви Святого Николая в Таллине "Святой Николай спасает корабль ганзейских купцов" работы любекского художника Хермена Руде. Понятно, что если бы "все так", то и спасать не надо.
    3. +4
      24 августа 2024 09:11
      Да, но Св.Николай пришел им на помощь!
    4. +1
      24 августа 2024 09:19
      у ребят явно что-то пошло не так...

      Ну, Вы шутник, Антон!
      У ребят перебита мачта, очевидно, ядром, а Вы говорите, что-то не так wassat )))
      А представитель церкви, стоящий на берегу в безопасности, благостно напоминает страждущим: "Не мир я принёс вам, но меч!"
      1. +4
        24 августа 2024 13:09
        Не богохульствуйте, Людмила Яковлевна. Это икона. С традиционным сюжетом, так как Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.
        Ниже фотография православной иконы с аналогичным сюжетом.
        1. +2
          24 августа 2024 13:24
          Не богохульствуйте

          Виктор Николаевич, помилуйте, какое богохульство!
          Ни из оформления сюжета, показанного в статье, ни из подписи под ним не следует, что оно то, пред чем склоняются как пред иконой. На вашей иллюстрации хотя бы нимб у старцев. Но... если речь идет о Святителе Николае, то почему их у Вас два?
          1. +2
            24 августа 2024 13:33
            Ни из оформления сюжета, покпзанного в статье, ни из подписи под ним не следует, что оно то, пред чем склоняются как пред иконой.

            Я перед тем как писать комментарий, всегда читаю комментарии предыдущих товарищей. Советую и Вам.
            почему их у Вас два

            Это не у меня, это у иконописца. Почему два - не скажу, я не знаком с иконописным каноном, хотя среди предков иконописцы были.
            1. 0
              24 августа 2024 13:50
              всегда читаю комментарии предыдущих товарищей. Советую и Вам.

              Да я потом прочитала.
              Сначала Петр выступил в роли борца со стихией, а потом спас тонущего. По-моему, кощунство -- это совмещать две разные истории в одной иконе. К какому обращаться из Петров? Обратись к любому из них -- другой обидится и что-нибудь нашлет. В иконе должен быть один святой образ.
              1. +4
                24 августа 2024 14:06
                В иконе должен быть один святой образ.
                Вот сейчас все писавшие Деву Марию с младенцем сильно удивились!
                1. +1
                  24 августа 2024 14:41
                  Вот сейчас все писавшие Деву Марию с младенцем сильно удивились!

                  Не передергивайте, Антон!
                  Не два Петра на одной иконе, не две Марии-девы, не два младенца Иисуса -- по одному святому, отличному от других, должно быть. Иначе это не икона, а свидетельство скупости заказчика -- скупости, превратившей икону в комикс. В Тайной вечере, к примеру, целая толпа, в которой ни один из святых не встречается дважды.
                  1. +2
                    24 августа 2024 14:49
                    А диптихи и триптихи будем считать за один культовый предмет или как?
                    1. +1
                      24 августа 2024 16:01
                      Нет, не будем. В диптихах и триптихах соединяются разные иконы. Даже если каждая створка про жизнь одного святого. Можно помолиться на одну створку, а в подходящем случае -- на другую wassat )))
                      А вообще... Ну, я понимаю -- апостолы. Они были Первыми, они сподвижники, Свидетели Иисуса. Но развелась потом туча канонизированных святых, на все случаи жизни. Это как многочисленные отделения одной организации. Посредники между господом и человеком. Получается, Господь не всемогущ, ему нужны подпорки. Вот я -- против этого. Бог -- это то, к чему в молитвах надо обращаться напрямую. А иначе получается трансляция реального бытия на отношения человека с Богом. Мол, Господь далеко, а чиновник близко )))
                      1. +3
                        24 августа 2024 16:04
                        Но развелась потом туча канонизированных святых, на все случаи жизни.
                        Людовик IX Святой - покровитель парикмахеров.
                      2. +2
                        24 августа 2024 16:08
                        Людовик IX Святой - покровитель парикмахеров

                        good wassat )))
                        Вот не думала, что доживу до такого!
                        За что же они его так? Неужто за парики? )))
                      3. +2
                        24 августа 2024 16:24
                        Он жил в XIII веке, тогда париков еще не было.
                      4. +1
                        24 августа 2024 16:30
                        тогда париков еще не было.

                        Остается предположить, хорош он был собою и кудри длинные носил!)))
              2. +3
                24 августа 2024 14:16
                В иконе должен быть один святой образ.

                А он один и есть. А почему в двух ипостасях - это опять же, надо иконописца спрашивать. Икона - не портрет и не картина, иконописец -посредник, который икону пишет, но не создает, ибо икона
                небесное явление» и «подобие» Божественного.

                Живописец переносит на холст видимое, мирское и телесное, а в иконе как раз и нет ничего мирского и телесного, ее образы являют нам тайну невидимого. Для его понимания нужно владеть определенным знанием и обладать специфическим сознанием.
                Тема эта сложная, попробуйте почитать людей, в ней ориентирующихся, в отличие от меня, например, Дмитрия Власьевича Айналова. Или Тарабукина "Смысл иконы".
                1. +1
                  24 августа 2024 16:05
                  Ну просила же -- не рекомендуйте мне читать литературу! Я же Лихо Одноглазое crying
                  Впрочем, ваши рекомендации могут быть интересны другим.
                2. +2
                  24 августа 2024 17:29
                  Не касаясь философской стороны, только о художественных и композиционных особенностях.
                  Житийная икона — это икона, которая состоит из нескольких изображений и включает также житийные сюжеты.
                  До XVI в. в русской иконописи преобладали иконы, на которых был изображен один персонаж (Христос, Богоматерь, святые).
                  Житийная икона состояла из "изображения" святого и из окружающих его клейм – небольших прямоугольных рамок, в которых в определенном порядке изображались главные сцены из его канонического жития .
                  Центральная фигура святого была всегда в несколько раз больше, чем фигуры в клеймах на так называемом «житийном поле».
                  Однако, структура житийных икон начинает меняться уже в XVI в., когда сцены из жития святого перемещают на средник.
                  В XVII в. композиция житийных икон дополнительно усложняется. Житийные сцены изображают в одном поле с центральным изображением, создавая как будто одно огромное целое, что произошло под прямым влиянием западноевропейского барочного пейзажа.
                  Начиная с XVII в. иконописец управлял сценами, придавая им индивидуальное значение в рамках единой системы. Он может увеличивать какую-то конкретную сцену или выдвинуть ее на передний план, тем самим акцентируя на ней внимание зрителя и подчеркивая ее роль.
                3. 0
                  29 августа 2024 06:41
                  являют нам тайну невидимого. Для его понимания нужно владеть определенным знанием и обладать специфическим сознанием.

                  Короче рылом не вышли и "постигалка" не отросла.
            2. -1
              24 августа 2024 21:43
              Цитата: Frettaskyrandi
              хотя среди предков иконописцы были.

              Не уж то Андрей Рублёв? belay
      2. +3
        24 августа 2024 16:15
        перебита мачта, очевидно, ядром,

        Не, бочки-то за бортом, поди, с церковным вином. А поскольку не тонут, стал быть их изрядно опорожнили. Мораль иконы проста: "Не пейте на службе, дети мои, а коли пьёте, так закусывайте".
        О чём и вещает св. Николай чадам своим неразумным. wink

        Добрый день, Люда! love
        1. +2
          24 августа 2024 16:27
          Добрый день

          Костя-потеряшка, наконец-то проявился! drinks )))
          Впрочем, я тоже замираю, погода в определенном смысле шепчет...
          Но Вы же морская душа! А мы тут про Петра Святого -- иконка, небось, дома имеется? wassat )))
          1. +3
            24 августа 2024 16:35
            Костя-потеряшка,

            Да нет, просто скука заела, да и сайт обмельчал. Так, иногда заглядываю, в основном на стрелковку к Шпаковскому. smile
            Икона в доме есть, но что за святой - не имею понятия. Да и не нужно мне это. Глядя на то, что происходит в мире ни в какого бога верить не будешь. Грустно...
            1. +4
              24 августа 2024 16:54
              Грустно...

              Костя! В Бога-то и остаётся верить. Я вообще не понимаю, что значит верить, к примеру, в человека. Ну, в близкого, какого с детства знаешь, ещё кое-как, и то с натяжкой. Из-за жилья матери заказывают убийцам своих сыновей и наоборот. Идет эпоха людей без собственных крыш над головой -- мы последнее поколение? А молодым к кому взывать, поднимаясь взглядом по величественной бюрократической пирамиде до самого верха... Верхушка пирамиды -- в облаках. Но крыша есть -- бескрайнее небо. Как вариант --крышка гроба. От безнадёги люди уходили в море -- на коггах, пароходах, на ракетоносцах , и земля не стала многим пухом...
              Да, тянет на печаль. И если Вы надеетесь, что я бодренько так воскликну: "Да ладно, Костя! Всё переживем!" -- не ждите.
              1. +2
                24 августа 2024 19:19
                на ракетоносцах
                Если Вы про "кап три" Саблина, то он большой противолодочный корабль пытался угнать.
                1. +3
                  24 августа 2024 19:29
                  . противолодочный корабль пытался угнать.

                  Вы имеете в виду случай, произошедший ещё в советское время? Помнится, было это дело в Балтике.
                  Кстати!
                  Узнала я причину, по которой Людовик IX Святой удостоился чести быть покровителем парикмахеров. Оказывается, жаркий палестинский климат оказал неблагоприятное воздействие на здоровье короля, и он облысел! Не правда ли, странная причина для выбора парикмахеров?
                  1. +2
                    24 августа 2024 19:50
                    Когда на человеке висит долг, равный годовому бюджету государства (400000 ливров), он может не только облысеть, но и коростой покрыться.
                    1. +2
                      24 августа 2024 19:58
                      коростой покрыться.

                      Что не помешало ему завести 11 детей! От одной жены, между прочим )))
              2. +3
                24 августа 2024 22:36
                "Да ладно, Костя! Всё переживем!" -- не ждите.


                И не расчитываю - Вы умная женщина. love

                Просто слова из песни:
                Могу я пройти хоть сто дорог,
                Но ежели есть на свете Бог,
                Хотелось бы очень мне
                До Бога добраться.

                Его б я спросил: «Ты что натворил,
                Когда я родился, ну где ты был,
                Когда я взрослел, ну куда ты смотрел,
                Почему не вмешался?»
                А мне говорят, что Бога нет.
                Во всем виноват мой пьяный бред.
                И что за семь бед один ответ
                Теперь мне остался.

                https://www.chitalnya.ru/work/658465/
                1. +3
                  25 августа 2024 00:19
                  что за семь бед один ответ
                  Теперь мне остался.

                  Спасибо за песню, Костя.
                  Весь последний месяц я непрерывно подсчитываю все свои грехи, даже самые мелкие, каждый день. Вспоминаю бездомные свои, бесприютные 90-е, беспросветные, горестные 10-е, трагедию 20-х , складываю, перемножаю, пытаюсь из суммы своих грехов, грешков и просто промахов,даже самых незначительных, найти, за что мне всё это -- нынешнее? Вы понимаете, о чём я?..
                  Так вот, не тянут мои грехи даже в их совокупности на кару, надвигающуюся на всю страну. Нет в этом жутком, неостановимом движении моей вины, а чувство -- есть. И оно становится нестерпимым.
                  1. +2
                    25 августа 2024 00:49
                    Нет в этом жутком, неостановимом движении моей вины


                    Вины ни перед кем нет и ответственности за произошедшее тем более.
                    Мы все попали в "Бурный поток".
                    У меня был товарищ, очень хороший художник, так ретивое его заело и он побежал "защищать" Белый Дом и Борьку Ельцина. Через полгода, опрокинув стакан, он сказал: Если бы я знал, что из этого получится, то первым бы побежал показывать танкам дорогу к Белому Дому.
                    Меня туда мои женщины не пустили, просто легли на порог. А я и не собирался ни с кем воевать, просто хотел получить армейский ствол в дополнение к своей ИЖевке.
                    Не вышло. И спасибо моим.
                    Правда, ствол, чуть попозже, я себе всё равно раздобыл. Тогда в Москве с этим проблем уже не было.
                    Люда, Вы замечательный человек, но Вас, в отличие от меня, другая жизнь и всё было по другому, но Вы живы и это уже великое счастье. love
                2. +2
                  25 августа 2024 09:57
                  И не расчитываю - Вы умная женщина. love

                  Ещё какая!!!! Людмила Яковлевна просто.....не подберу слова,но она самая,самая,самая!Лучшая! love
                  Привет Константин!
                  1. 0
                    25 августа 2024 15:46
                    Здравствуй, Серёжа!
                    Как твоя жизнь в грешной Москве? Удачи тебе и здоровья. smile drinks
                    1. +1
                      25 августа 2024 15:48
                      Как твоя жизнь в грешной Москве?
                      херово.Надоелоло.
                      1. 0
                        25 августа 2024 15:51
                        Приезжай ко мне - деревня, пруд под носом, квадрик, мангал. Правда интернет тормозит, но это детали. good
  4. +3
    24 августа 2024 09:07
    В центре командующий армией, начало XV века. Для таких персон важно быть как узнаваемым, так и защищенным, что требовало идти на компромисс. Поэтому он носит богато украшенную меховую шляпу и золотую шейную цепь, а также стальную кирасу.

    узнаваемым становится не только для своих..
  5. +2
    24 августа 2024 09:12
    И первая же иллюстрация к статье -- знакома!
    Помнится, увидев взывающих о помощи моряков в воде, подумала тогда, что, мол, утонут -- доспехи тяжкие и всё такое. Была статья о средневековых иллюстрациях.
    Ну, с добрым утром всех, кто ещё жив и не спешит тонуть! За тех, кто в море!
    drinks wassat )))
    1. +3
      24 августа 2024 09:19
      За тех, кто в море!
      Рановато начинаете, Людмила Яковлевна...
      Доброе утро!
      1. +2
        24 августа 2024 09:25
        Рановато начинаете

        Вы правы, Антон!
        Уже вторую чашку кофе заглотала и хищно намереваюсь приступить к третьей -- такая вот реанимация почти что трупа -- тушка не хочет, а мозг сопротивляется, единство и борьба противоречий, всё по Марксу.
        1. +2
          25 августа 2024 09:59
          Уже вторую чашку кофе заглотала и хищно намереваюсь приступить к третьей
          .
          Ууууу!А я третью....рюмку. laughing
          И ?Ох и здорово!
          1. +2
            25 августа 2024 11:48
            Ууууу!А я третью....рюмку.

            А я уже не удивлясь.
            Приду в себя (я с уличной жары вернулась), подробно Вам отвечу.
          2. 0
            25 августа 2024 15:49
            Я не спешу, хотя в холодильнике охлаждается. wink drinks
  6. +2
    24 августа 2024 10:44
    Первая тема. Интересно зачем воевать в шторм? Цель боя - получения выгоды, то бишь успешный абордаж. Швартовка небольших кораблей во время шторма, особенно если один из них швартоваться явно не желает..
    В общем пустая трата боезапаса. И это не считая того факта что попадать в противника во время качки затруднительно.
    1. 0
      27 августа 2024 21:14
      Цитата: Не_боец
      Цель боя - получения выгоды,

      Так-то да, но западло конкуренту тоже приносит удовлетворение)))
      Сначала моральное, а потом, когда он по причине своей героической гибели не может торговать, то и материальное feel