Самое разрушительное оружие ХХ века

92
Самое разрушительное оружие ХХ века


Можно ли считать оружием фотоаппарат?


Разберёмся. Веками, кавалерийские командиры боролись с привычкой своих солдат жарить мясо на шпагах, саблях, палашах и прочих предметах, по идее, предназначенных не для кулинарных изысков, а для уничтожения живой силы противника. Побороть окончательно эту привычку так и не удалось до тех пор, пока не вышло из моды само длинноклинковое оружие.



Почему всадники, краса и гордость любой армии, столь халатно относились к своим клинкам?

Дело в том, что опытные солдаты знали: при кавалерийской атаке до прямой рубки дело доходило крайне редко – обычно та сторона, чей моральный дух пожиже, просто поворачивала коней и пускалась наутёк. Эта особенность военного дела была подмечена давно и вошла в массу пословиц, вроде: «смелость – города берёт».
Особенно важен моральный дух стал во времена массовых армий, в которых служили мобилизованные граждане, не выбравшие своей профессией военное дело и тем более не воевавшие поколениями.

Поэтому в ХХ веке особое место заняла военная пропаганда: подержать боевой дух армии и воюющей нации, прославить героев и, чего греха таить, наглядно продемонстрировать наказание трусов, стало задачей первостепенной важности.

Я не зря обращаю внимание на слово «наглядно»: стоит посмотреть на газеты конца XIX – начала ХХ века, чтобы увидеть, что иллюстрированы они – гравюрами. А ведь фотография появилась ещё 7 января 1839 года! Но, пока фотоаппарат представлял собой тяжёлый деревянный ящик на треноге, а съёмка велась на стеклянные фотопластины 6х9, ни о какой репортажной фотографии и речи не шло. Фотограф мог сделать лишь статичный портрет, в лучшем случае – на местности, чаще всего – в студии.

Революцию произвёл Оскар Барнак, которому – повезло. Удача, что рядом оказался талантливый предприниматель Эрнст Лейтц. Барнак был изобретателем-самоучкой, не имевшим даже высшего образования. Поколесив по Германии, он устроился на фабрику фирмы «Карл Цейс», но своему хобби фотографии не изменил. Вот только телосложения изобретатель был субтильного и таскать с собой огромный фотоаппарат с чёрной накидкой с тыльной стороны и треногу ему было тяжело.

В 1904 году он изобрёл шторно-щелевой затвор на объектив, так что, по крайней мере, от чёрной накидки избавиться удалось. В 1910 году герр Барнак уволился с цейсовской фабрики – получил интересное предложение от Эрнста Лейтца, чья фабрика занималась производством микроскопов. Его пригласили на должность начальника исследовательского отдела кинематографической съёмки. И тогда он решил, что киноплёнку можно применить и для фотосъёмки...

Нельзя сказать, что эта идея первому пришла в голову именно Барнаку. Барнаку первому удалось создать фотоаппарат, делающий на плёнку кадры, качеством не хуже, чем на фотопластины. Перед Первой мировой войной он сделал пару фотоаппаратов, снимающих на 35-мм плёнку. Один – для себя, второй – для шефа. Лейтц взял аппарат в отпуск и остался в восторге от новой техники, но...

UrLeica – первая модель легендарного фотоаппарата

Но началась Первая мировая война, и всем стало не до внедрения новой технологии в фотографию. Серийное производство камер, получивших название «Leica» (сокращение от Leitz и Camera), было организовано только в 1924 году. Фурор на Лейпцигской ярмарке новая камера не произвела: «Вес всего 425 грамм? Это несерьёзно!» Но Барнака плохие продажи фотоаппарата не вогнали в депрессию – он начал совершенствовать систему. Всего до своей смерти в 1936 году он разработал 15 моделей камер.

Leica II – та самая

Легенда родилась в 1932 году – малоформатная Leica II. Чтобы у фотографов возникало меньше проблем с проявкой плёнки, одновременно герр Барнак разработал бачок для её проявки, со спиральным размещением плёнки.

Кроме того, объектив фотоаппарата стало возможно использовать для печати фотографий. Именно Leica ввела плёнку с форматом кадра 24х36 мм, ставшую мировым стандартом.

Не обошлось и без клонов: советские фотоаппараты ФЭД первых моделей и «Зоркий» были точными копиями Leica II. С копирования этого фотоаппарата началась и история японской фирмы Canon.

Роберт Капа «Смерть солдата-лоялиста»

Боевое крещение самое разрушительное оружие ХХ века получило во время гражданской войны в Испании.

5 сентября 1930 года Роберт Капа сделал своей «Лейкой» снимок, ставший символом испанской междоусобицы: «Смерть солдата-лоялиста» – получивший пулю в сердце боец республиканских войск падает на землю, выпуская из рук винтовку. Солдаты-республиканцы на позициях, беженцы, раздача гуманитарной помощи... Сделанные компактным фотоаппаратом фото из самой гущи событий впервые в истории пропаганды не просто рассказывали о войне, но погружали зрителя в неё. Результат – тысячи добровольцев со всего мира, записывающиеся в интербригады, и гражданская война, затянувшаяся на три года...

Легендарный «Комбат» Макса Альперта

В 1942 году Макс Альперт сделал фото, ставшее символом уже нашей Великой Отечественной войны: «Комбат». «В те считанные секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки», оставаясь в блиндаже, у его входа. С той «нижней точки съёмки» и сфотографировал комбата в момент его большого душевного напряжения».

Впоследствии Макс Владимирович признавался, что снятый офицер был политруком – старшим в части, потому он и спутал его с комбатом. Но этот снимок – лишь часть огромного массива фото, размещённых в военных газетах РККА и поднимавших бойцов в атаку.

«Плачущий француз» Юджина Смита

Не меньше фотографий, ставших впоследствии классическими, сделали американские фоторепортёры, показывающие высадку в Нормандии, штурм Иводзимы, высадку на Окинаве. Юджин Смит со своими снимками морских пехотинцев, грузящих раненого на танк или пьющих воду из фляги. На его пронзительном снимке «Плачущий француз» 50-летний предприниматель Жером Барзетти провожает французские войска, уходящие в Алжир после поражения Франции в 1940 году.

Лени Рифеншталь представляла себе войну как-то иначе...

Не хочется рассказывать о работе «Лейки» по ту сторону линии фронта. Но нельзя не сказать, что множество кадров, сделанных немецкими солдатами, впоследствии стали обвинительным материалом на Нюрнбергском процессе. И да, там ею были сняты не менее страшные снимки, например, любимый режиссер Гитлера и киноактриса Лени Рифеншталь, смотрящая вместе с солдатами на расстрел евреев в Польше.

«Напалм во Вьетнаме» Ника Ута

После окончания Второй мировой войны работы для самого разрушительного оружия ХХ века только прибавилось. Корея, Вьетнам, Ближний Восток... Фото Ника Ута «Напалм во Вьетнаме», сделанное в 1972 году, имело огромную силу, во многом заставившую правительство США закончить эту войну – бегущие от взрывов зажигательных авиабомб вьетнамские дети добавили аргументов сторонникам вывода войск.

Революция, произведённая Лейтцем и Барнаком в фотографии, сделали «Лейку» самым разрушительным оружием в умелых руках. Не зря военный корреспондент Константин Симонов упоминает её в одном ряду с танком, пулемётом и ночным бомбардировщиком У-2. «С «Лейкой» и с блокнотом, а то и с пулемётом, первыми въезжали в города...» – поётся в его «Песенке военных корреспондентов»...
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    26 августа 2024 04:31
    Понятие «Гибридная война» достаточно новое, но по сути - это забытое старое! Просто развитие доступа к информационным ресурсам вывело ее на новый качественный уровень! Еще в Древней Греции за мзду можно было купить «демагогов и ораторов» для «информирования граждан» о «событиях настоящего» в нужном русле! Агитационные прокламации и посулы сначала летали на стрелах, позже в специальных ядрах! Следующим этапом стал знаменитый Бюллетень Наполеона. С времен Гражданской войны в ССША - фотография! Вторая мировая ввела в оборот - радио и кино…!
    Всем доброго дня!!!
    1. +5
      26 августа 2024 05:33
      Еще в Древней Греции за мзду можно было купить «демагогов и ораторов» для «информирования граждан» о «событиях настоящего» в нужном русле!
      Сейчас же покупают блогеров и журналистов. А иногда, если позволяют финансы, и целые газеты с телекомпаниями wink
    2. +6
      26 августа 2024 12:35
      С времен Гражданской войны в ССША - фотография! Вторая мировая ввела в оборот - радио и кино…!
      Всем доброго дня!!!

      Сколько восклицательных знаков....
      Ну как тут не поздороваться! wassat )))
      Добрый день, Влад, хорошего дня всем присутствующим и каждому... мобильник в руки -- теперь фотографируем так.
      А "Зоркий" -- был. Снимала, проявляла, печатала. Тысячи снимков. Наверно, кем-то выброшены на помойку, либо сожжены. Но кое-что удалось увезти в другую жизнь. Альбом есть у меня. В нём я иная, иные все, ещё живые. И открывать боюсь -- так страшно погружаться в то, что будто не моё.
  2. +4
    26 августа 2024 07:09
    5 сентября 1930 года...опечатка?
    1. +4
      26 августа 2024 08:46
      5 сентября 1930 года...опечатка?
      Да, опечатка, правильно 1936 год.
  3. +4
    26 августа 2024 07:31
    Спасибо Автору, интересный для меня материал.

    Все-таки фотоаппарат - это оружие.
    1. +5
      26 августа 2024 08:50
      Все-таки фотоаппарат - это оружие.

      Конечно оружие. Особенно если правильно применять. Например, фотография "Смерть солдата-лоялиста", которая до 1975 года считалась "как одна из величайших военных фотографий" - постановочная.
      1. +3
        26 августа 2024 13:21
        Например, фотография "Смерть солдата-лоялиста", которая до 1975 года считалась "как одна из величайших военных фотографий" - постановочная.

        Разве точка в этом споре поставлена?
        1. +2
          26 августа 2024 13:57
          А разве нет? Более того, появилась еще версия, что это фото снимал вообще не Капа а Герда Таро. Можно было бы сомневаться, если бы это был единственный случай постановочной фотографии в фотожурналистике.
          1. +2
            26 августа 2024 14:10
            А разве нет?

            Не знаю. Просто версии, которые мне доводилось читать, не сильно щедры на доказательства и основываются просто на мнениях тех или иных людей.
            Можно было бы сомневаться, если бы это был единственный случай постановочной фотографии в фотожурналистике.

            Мне кажется, постановочность иных фотографий не может являться свидетельством постановочности конкретной фотографии. Не помню как такой принцип называется в юриспруденции.
            1. +1
              26 августа 2024 14:57
              Не знаю. Просто версии, которые мне доводилось читать, не сильно щедры на доказательства и основываются просто на мнениях тех или иных людей.

              Если владеете испанским, почитайте книгу Sombras de la fotografía. Los enigmas desvelados de Nicolasa Ugartemendia, Muerte de un miliciano, La aldea española y El Lute, автор José Manuel Susperregui Etxebeste.
              1. +2
                26 августа 2024 15:08
                Если владеете испанским

                К сожалению, нет. Спасибо за ссылку.
      2. +5
        26 августа 2024 21:36
        Если честно, не слушал об этом, но, даже если так, то постановочность, постановочности - рознь. Если фото атакующей пехоты снимается на полигоне под Ташкентом, это - одно, если солдата на фронте попросили попозировать перед (или после) атакой - немного другое.
        1. +1
          27 августа 2024 00:31
          Если честно, не слушал об этом, но, даже если так, то постановочность, постановочности - рознь.

          100 % таких фото постановочные.
          В свое время сын фотографа Анатолия Гаранина(автора знаменитого фото "Смерть солдата"", кстати тоже постановочного) организовал выставку работ из архива, ранее не опубликованные, опрометчиво....И показал фотоаппарат Лейку, якобы поврежденного осколком, да поврежденного, но камнем от запланированного взрыва. Смотрите фото, сделанные в конце апреля 42-го в Крыму, в шинели и зимней шапке, с Лейкой на груди Гаранин, рядом стоит, тот кто работал со взрывмашинкой, на первом фото. Кстати Гаранин не был награжден медалью "За Победу над Германией"
  4. +3
    26 августа 2024 07:50
    Хочу не согласится с автором, с началом ПМВ фотография очень даже пригодилась в военных целях, в первую очередь авиафоторазведка, правда фотоаппараты там были немного другие.
    1. +3
      26 августа 2024 08:00
      фотография очень даже пригодилась в военных целях
      Ещё солдата Швейка один военный капеллан хотел определить в отделение фотопечати wink
      1. +4
        26 августа 2024 08:02
        Ну, бравый солдат Швейк, был очень многоплановой личностью))) мне очень нравится его мысль, о том, что : "Надо быть полным идиотом, чтобы угробить крокодила)))
    2. +4
      26 августа 2024 21:39
      На войне фотографировали с Крымской войны как минимум. Вопрос в другом: сфотографировать бой стало возможно только с появлением компактного фотоаппарата. И "Лейка" в этом плане - первый, "Кодак Ретина" позже появился...
      1. +2
        26 августа 2024 21:43
        Я имел фото с военными целями, а не просто - общие виды.
        1. +4
          26 августа 2024 21:43
          З. Ы. извиняюсь - "Имел в виду"
  5. +13
    26 августа 2024 07:56
    Лицензия на производство "лейки" была куплена СССР официально, так что это не "клон". Фрау Рифеншталь, воспевавшая Гитлера и нацизм (фильм "Триумф") вряд-ли страдала по по геноциду какой-либо нации, это видно и по солдатам на снимке.
    1. +10
      26 августа 2024 08:04
      Лицензия на производство "лейки" была куплена СССР
      У меня до сих пор сохранился советский фотоаппарат "Зоркий С". Один в один "Лейка"!
      1. +15
        26 августа 2024 09:17
        ФЭД один в один "Лейка".
    2. +7
      26 августа 2024 21:41
      Фрау Рифеншталь, в отличие от солдат с фото, была дико потрясена увиденным. Об этом есть в примечаниях к "Солдату трёх армий", если не ошибаюсь (в тексте книги - без фамилии, а в примечаниях называют)...
    3. +5
      26 августа 2024 23:33
      Цитата: пушкарь
      Фрау Рифеншталь, воспевавшая Гитлера и нацизм (фильм "Триумф") вряд-ли страдала по по геноциду какой-либо нации

      Она вроде воспевала Гитлера и нацизм до начала вторжения в Польшу. Есть несколько фото по которым видно, что при виде того что она увидела там она была на грани помешательства от пережитого.
      1. +3
        27 августа 2024 00:09
        она была на грани помешательства от пережитого.

        На варальбоме есть фото, сделанное кем-то из из ее съемочной группы во время расстрела
        В день её приезда польские партизаны убили в Коньске четырех немецких солдат. Через два дня после этого солдаты вермахта пригнали на рыночную площадь местных мужчин-евреев и заставили их копать могилы для убитых немцев. Среди евреев, копавших могилы, возникла паника, так как они подумали, что копают могилы для себя, и солдаты начали стрельбу. При этом было убито 19 человек и многие ранены. Фото из альбома немецкого солдата, который сфотографировал Рифеншталь во время расстрела и указал в подписи, что Рифеншталь вскоре после этого упала в обморок.
  6. +4
    26 августа 2024 08:13
    Барнаку первому удалось создать фотоаппарат, делающий на плёнку кадры, качеством не хуже, чем на фотопластины.

    Фотоаппараты, позволяющие получать на пленке негатив такого же качества, как на фотопластине, появились одновременно с созданием листовой фотопленки в 1884 году. Это были те же фотоаппараты, которые использовали фотопластины, просто в кассету вместо стеклянной фотопластины ставилась листовая фотопленка. Я свои первые фотографии отцовским «Фотокор № 1» снял на листовую фотопленку.
    А вот на 35 мм рулонной фотопленке качественные негативы, которые можно было увеличить, появились именно благодаря изобретению Барнака.
    1. +3
      26 августа 2024 09:38
      Цитата: Frettaskyrandi
      Барнаку первому удалось создать фотоаппарат, делающий на плёнку кадры, качеством не хуже, чем на фотопластины.

      Фотоаппараты, позволяющие получать на пленке негатив такого же качества, как на фотопластине, появились одновременно с созданием листовой фотопленки в 1884 году. Это были те же фотоаппараты, которые использовали фотопластины, просто в кассету вместо стеклянной фотопластины ставилась листовая фотопленка. Я свои первые фотографии отцовским «Фотокор № 1» снял на листовую фотопленку.
      А вот на 35 мм рулонной фотопленке качественные негативы, которые можно было увеличить, появились именно благодаря изобретению Барнака.


      Насколько я понимаю, дело не в материале, а в размере. На большем размере проще получить высокое разрешение.
    2. +4
      26 августа 2024 21:42
      Да, до того плёнка была шире. У меня в школе был широкоплёночный "Этюд", но Найи в "военторге" плёнку на него так ни разу и не удалось)))
      1. BAI
        +3
        27 августа 2024 06:48
        а 70е годы встречалась очень часто
        1. +2
          27 августа 2024 22:16
          Я начал фотографировать в 80-е...
      2. 0
        31 августа 2024 16:10
        Был у меня ЭТЮД, но это фотоаппарат для начинающих, а вот ЛЮБИТЕЛЬ- лучше. Только его трудно было купить, мой товарищ Слава его все-таки достал и был очень доволен.
  7. +5
    26 августа 2024 08:40
    В 1904 году он изобрёл шторно-щелевой затвор на объектив, так что, по крайней мере, от чёрной накидки избавиться удалось.

    Шторно-щелевой затвор изобрел не Барнак. Первое известное применение шторно-щелевого затвора - 1861 год, фотограф Уильям Ингланд. Черная накидка с типом затвора никак не связана, это определяется типом камеры. Если камера прямого визирования, то черная накидка будет нужна при любом затворе.
  8. +7
    26 августа 2024 08:44
    Тогда уж и черпак для супа можно назвать самым главным оружием.
    Голодный солдат много не навоюет.
    1. +4
      26 августа 2024 21:43
      Тогда уж полевую кухню: при наличии еды черпак - штука легко заменимая)))
    2. +4
      26 августа 2024 23:37
      Цитата: Million
      Тогда уж и черпак для супа можно назвать самым главным оружием.

      Талибы не фетишировали кино-, теле- и фото-пропаганду. Главное на войне все-таки хорошее вооружение и высокое умение им смело и решительно пользоваться.
      1. +4
        27 августа 2024 14:06
        Там всё сложнее: в Афганистане главная пропаганда - через проповедников в мечети ну и из уст в уста. А с прессой там так себе дела обстоят, что бы читать газеты, нужно для начала уметь читать...
  9. +8
    26 августа 2024 09:17
    Революция, произведённая Лейтцем и Барнаком в фотографии, сделали «Лейку» самым разрушительным оружием в умелых руках.
    местоименное прилагательное "самое" явно лишнее."Одним из", думаю,-более подходит..

    Малоформатные аппараты, безусловно, сделали возможным ранее невозможное-массовость фотографии-всегда и всюду..

    Между тем, крупнофоратные аппараты тоже не исчезли-они давали более качественные снимки и другие возможности, определяемые их особенностями.

    У меня сохранился прекрасный аппарат "Москва-2", все работает, хотя ему уже 74 года.Он, конечно, громоздок, но- прекрасен
    1. +3
      26 августа 2024 14:05
      Цитата: Ольгович

      У меня сохранился прекрасный аппарат "Москва-2", все работает, хотя ему уже 74 года.Он, конечно, громоздок, но- прекрасен

      Да и не очень он и громоздок ) У меня "Москва-5" лежит, и её немецкий аналог "Фохтлендер" - хотя без дальномера, но с самовзводящимся затвором yes
      1. +5
        26 августа 2024 14:09
        Цитата: cpls22
        а и не очень он и громоздок )

        в сложенном виде-нет.Но когда я нажимал на кнопку и грозно выдвигалась гармошка и и автоматически вставал видоискатель, народ изумлялся.
        1. +4
          26 августа 2024 14:14
          Цитата: Ольгович
          когда я нажимал на кнопку и грозно выдвигалась гармошка и и автоматически вставал видоискатель, народ изумлялся.

          Это одно из детских впечатлений (после проявки фотобумаги на глазах) , которое громко заявляло : "фотография - это магия". Сейчас в это трудно поверить, когда видишь, как ещё не говорящий внук легко листает картинки в смартфоне recourse
          1. +5
            26 августа 2024 16:14
            Цитата: cpls22
            : "фотография - это магия". Сейчас в это трудно поверить, когда видишь, как ещё не говорящий внук легко листает картинки в смартфоне

            я когда своим объясняю, КАК мы делали фото (бачок для пленки -провл/закр, увеличитель, ванночки -пр/закр, глянцеватель, накат валиком) они с изумлением смотрят:"-и ты этой всей фней занимался?"

            И как разъяснить, что это настоящее таинство?
            1. +2
              26 августа 2024 16:22
              Цитата: Ольгович

              И как разъяснить, что это настоящее таинство?

              Да, "таинство" - подходящее слово. Мне кажется, что дело не в прогрессе, а в разной предрасположенности людей к таким вещам. Сейчас тоже есть люди, ловящие кайф от этих процессов, от превращений вещества в пробирках, и т.п.
              1. +3
                26 августа 2024 16:30
                Цитата: cpls22
                Сейчас тоже есть люди, ловящие кайф от этих процессов, от превращений вещества в пробирках, и т.п

                все дело в "тоже": тогда , в 60-70е, это было массовым, сейчас-удел единиц
                1. +1
                  26 августа 2024 17:07
                  Цитата: Ольгович
                  тогда , в 60-70е, это было массовым, сейчас-удел единиц

                  Можно назвать эту массовость модой. Так же набирались кружки и спортивные секции - приходило по 20 человек, а оставались единицы, для которых это было действительно "своё".
                2. +3
                  27 августа 2024 00:04
                  Тогда иных возможностей не было. Только черно белое изображение, несколько видов фотобумаги и ящик химикатов, чтоб слегка улучшить качество, ужасная повторяемость, бездна времени на один приемлемый оттиск - в итоге единственный маленький снимок 10х15 вставлялся в альбом и закреплялся бумажными уголками. Первый снимок распечатанный на 24х30 показался сказочным чудом, переполнил сердце невероятной гордостью (правда это было почти 60 лет назад).
                  Сейчас то просто великолепные возможности получить тот результат, который требуется. Цвет, размер, разрешение, четкость, баланс.
                  Ничего удивительно что олдскул - удел единиц.
                  1. 0
                    29 августа 2024 13:42
                    Сейчас то просто великолепные возможности получить тот результат, который требуется. Цвет, размер, разрешение, четкость, баланс.
                    Насчёт чёткости, то есть пространственного разрешения. Плёнка на 2 порядка даёт выше пространственное разрешение (размер зерна галогенида серебра 0,2-0,3 мкм, размер пикселя - 20-30 мкм). В научной фотографии иной раз приходится возиться и с аэрофотоплёнкой, так как там, несмотря на сложность обработки, пространственное разрешение выше. Да и размер светочувствительного элемента можно себе вырезать из плёнки, какой надо. Большие матрицы, конечно, сейчас есть, но они очень дорогие, и всё равно пиксели там больше, чем зёрна.
                    1. 0
                      29 августа 2024 23:21
                      Разговор шел о любителях, сравнивая трудности работы с фотопленкой и химическими реактивами с простотой обработки цифрового изображения в настоящее время.
                      Строго говоря, для анализа качества с цифрами нужно учитывать и чувствительность, и цветность, и форматы пленок, матриц, и задачи и условия использования и уровень профессионализма в обработке.
                      Поэтому, с моей точки зрения, качество конечного изображения сделанного любителем на фото пленку (особенно тогда, раньше) ниже современного обработанного цветного снимка.
                      Профессионал сумеет вытащить весь потенциал фотоматериала (не беру художественный аспект), но и в цифре есть методы и алгоритмы обработки где размер пикселя всего лишь один из параметров.
                      Знавал я спецов химиков по обработке космических фото снимков, но для себя они работали на качественных цифровых зеркалках.
                      1. 0
                        30 августа 2024 07:43
                        но для себя они работали на качественных цифровых зеркалках.
                        Так кто же спорит, что цифра, особенно в быту, гораздо удобнее. Субпиксельные измерения делаются там достаточно просто. Но то измерения, например, в видеограмметрии. И всё в монохроме для точности. А пространственное разрешение - это другое.
            2. +3
              26 августа 2024 22:47
              Этого не объяснить! Красный фонарь, увеличитель, глянцеватель)))
            3. 0
              31 августа 2024 07:30
              Пусть попробуют снять что нибудь типа трио календаря вблизи и потом посмотреть сколько там искажений из за мизерного фокусного расстояния объектива.
    2. +5
      26 августа 2024 14:09
      У меня остались два аппарата: Зенит и ФЭД-5. Дочь три года назад еще купила Смену. Правда сейчас есть проблема с приобретением фотопленки. На рывок не купишь, надо заказывать!
      1. +6
        26 августа 2024 14:17
        Цитата: Коте пане Коханка
        У меня остались два аппарата: Зенит и ФЭД-5. Дочь три года назад еще купила Смену.

        имею Вилия-авто, Смена 8м, ФЭД 3 с автоопр.,, Москва 2, Канон с телеобъективом, два увеличителя, и пр, но пользуюсь уже только цифровиками ХР и т.д: лень уже бачками и ванночками заморачиваться...

        Хотя темная ванна в красном свете и появление изображения в ваннчке-это фантастика....
        1. +1
          27 августа 2024 09:33
          Вилия-авто - мой первый фотоаппарат, ещё классе в 5-м купили...
          1. +1
            27 августа 2024 09:57
            Тоже примерно в этом возрасте купили..
            Не очень, кстати, надежный , из дешевого пластика и даже футляр из кожзаменителя.
            Первым был отцовский Москва-2.

            А мечтой был Зенит...
      2. +2
        26 августа 2024 22:48
        У меня "Зенит"...
      3. +2
        27 августа 2024 00:40
        У меня остались два аппарата: Зенит и ФЭД-5.

        А у меня ФЭД и Зоркий-4 с Индустар50, а весь набор фотоувеличитель и т.п. в гараже. Выкинуть рука не поднимается..
    3. +3
      26 августа 2024 21:45
      В фотоателье по гарнизонам до сих пор деревянные фотоаппараты на фотопластинах встречаются (по крайней мере лет десять назад меня таким на пропуск фотографировали)...
  10. +6
    26 августа 2024 09:35
    телосложения изобретатель был субтильного и таскать с собой огромный фотоаппарат с чёрной накидкой с тыльной стороны и треногу ему было тяжело.
    В 1904 году он изобрёл шторно-щелевой затвор на объектив, так что, по крайней мере, от чёрной накидки избавиться удалось.

    В то время уже были фотоаппараты с центральным затвором, и достаточно компактные, вполне подходящие для репортажа. Чёрная накидка была нужна только для визирования по матовому стеклу. Суть новой камеры и её главное преимущество были в большом количестве кадров , делаемых без перезарядки. Это стало возможным благодаря проекционному способу печати с негатива небольшой площади. До этого преобладала контактная печать.
    1. +6
      26 августа 2024 10:53
      Суть новой камеры и её главное преимущество были в большом количестве кадров , делаемых без перезарядки
      .в крупноформатных камерах тоже можно было делать несколько кадров без перезарядки, но, конечно, намного меньше.
      Начинал именно с крупноформатной Москвы-2, 6*9, 8 кадров.
      Цитата: cpls22
      До этого преобладала контактная печать.

      у меня до сих пор сохранилась рамка для контактной печати-бархатная подкладка,два затвора крышки для плотного прилегания фбумаги к негативу и стеклу-просто и без затей. Зато качество изображения-люкс.
    2. +6
      26 августа 2024 10:55
      Суть новой камеры и её главное преимущество были в большом количестве кадров , делаемых без перезарядки.

      Камеры, позволяющие без перезарядки снять большое количество кадров, были и до лейки. Ниже фотография камеры "Кодак" 1888 года. Продавалась заряженная пленкой, позволявшей снять 100 кадров без перезарядки.
      Главное преимущество "Лейки" - размер негатива - 24х36.
      1. +4
        26 августа 2024 11:05
        Цитата: Frettaskyrandi

        Главное преимущество "Лейки" - размер негатива - 24х36.

        Да, и перфорация плёнки, упростившая её точную перемотку.
        В среднем формате было всё сложнее, если не прибегать к цифрам на рокорте.
        1. +6
          26 августа 2024 12:29
          Цитата: cpls22
          В среднем формате было всё сложнее, если не прибегать к цифрам на рокорте

          в некоторых крупноформатных аппаратах, кроме красного окошка сзади для контроля цифр , был ограничитель перемотки, т.е. перематывался ровно 1 кадр.
          После срабатывания затвора-можно перематвать дальше
          1. +3
            26 августа 2024 13:54
            Цитата: Ольгович

            был ограничитель перемотки, т.е. перематывался ровно 1 кадр.
            После срабатывания затвора-можно перематывать дальше

            Он был сложным и часто барахлил, и был рассчитан на небольшую по толщине катушку - 12кадров 6х6 . Основная сложность была в том, что плёнка наматывалась на барабан разного диаметра в начале и в конце. Многое зависело от счётчика кадров, при его сбое промежутки между кадрами могли быть не равными. Иногда можно было уместить на плёнке и 13-й кадр. wink
            1. +5
              26 августа 2024 13:58
              Цитата: cpls22
              Он был сложным и часто барахлил

              это так. Поэтому окошечко с красным стеклом сзади и спасало: 6х9, 8 кадров...
              1. +3
                26 августа 2024 14:19
                6х9, 8 кадров...

                У Дмитрия Москва-5 была. Там можно было вкладыш поставить, и вместо 6х9, делать кадры 6х6. Пропорционально на 50% увеличивая их количество. Катушки 120 мм это позволяли.
                1. +2
                  26 августа 2024 19:32
                  А я умудрялся на "Спутник"(стерео 6х6) делать снимки на 36 мм плёнку. Правда в этом случае танцы с бубнами были ещё те.
              2. +1
                26 августа 2024 21:48
                Блин! А я думаю, зачем на моём "Этюде" это окошко с красным стеклом было?
      2. +1
        26 августа 2024 21:46
        Судя по фото главное преимущество "лейки" ещё и компактный размер - она плоская...
  11. +2
    26 августа 2024 16:51
    Был у меня Зоркий 2с, похожий на ФЭД и естественно на Лейку, с которой они и происходят.
  12. +3
    26 августа 2024 23:44
    "стоит посмотреть на газеты конца XIX – начала ХХ века, чтобы увидеть, что иллюстрированы они – гравюрами. А ведь фотография появилась ещё 7 января 1839 года! Но, пока фотоаппарат представлял собой тяжёлый деревянный ящик на треноге, а съёмка велась на стеклянные фотопластины 6х9, ни о какой репортажной фотографии и речи не шло."
    Отсутствие полутоновых фото изображений в газетах и журналах до начала 20 века вызвано не размером фотоаппарата. В типографской печати не было технологии, позволяющей преобразовывать фотографию в печатную форму. Дешевый, удобный и качественный способ получения растрового изображения, пригодного для использования в печати информационных изданий (газетах и журналах) появился в конце 19 века.
  13. +3
    27 августа 2024 00:52
    Верую, фотоаппарат - оружие, и очень - очень себе грозное soldier
    Это не просто супероружие, это эпоха...
    Работал с такими камерами, как:
    Киев 4, Зоркий, Зенит Е, Смена, Любитель 2В, Салют, Горизонт, Смена 8М, Смена Символ, Киев 30, ЛОМО 135, Зенит ТТЛ, Алмаз 102 (сказка...), Любитель 166 и Заслон... Современные зеркалки даже не в счет... Впечатлений - на два романа и три повести...
    Сколько дома и на работе было всяких историй, конфликтов за ванну, развешанные по всей квартире фото и кинопленки...... drinks
    И да, кинокамеры 8 мм и аппараты на 35 мм....
    А про объективы просто со слезами на глазах - от МТО 1000 и МТО 500 до 12 мм широкоугольников...
    Ну и пленка.
    От чувствительности 2 ед. до 1250, разрешением до 400 и 600 линий, ч/б и цветные, с перфорацией и без, 8 мм и 36 мм, 6 и 9 см... аж дух захватывало. fellow
    Удавалось вполне себе снимать с расстояния 25 км людей на горе в зимнее время и объекты с расстояния чуть более 7 км для очень важных дел...
    Портативная съемка - вообще отдельная песня, казалось - сдвинул части камеры, щелк-щелк и готово...
    а адреналин потом два дня отходит wassat
    1. +2
      28 августа 2024 20:23
      Василий_Островский, уважаемый, словно про свои фотоаппараты прочитал. А МТО 1000 и 500! Плёнки КН и НК накручивали до 45-50 кадров в кассету. Да работа с "Микрат-200 и 300". И контактная печать, и печать фотографий размером 50 на 60, да колдовство со всей химией, чтобы зерно убрать. И, уже на вспомню, как назывался проявитель КОДАК № ???, нашли в справочнике рецептур, а химикатов было без ограничений каких душа пожелает, после проявления наша фотоплёнка "Свема" стала золотистой. Да, ещё изготовление учебных слайдов, что проецировали на экран во время лекций и семинаров. И слайды для семьи на ГДРовскую ОРВО плёнку...И съёмка на ночных улицах при дожде и снеге, и включённых жёлтых или белых уличных фонарях фонарях, движущихся автомашин так, чтобы номера читались, особенно старые "белым на чёрном фоне" и "белым по красному" дипмиссий. Сбор растворов проявителей и фиксажа, их выпарка и отправка на переработку, так же, как сбор и сожжение фотобумаги и плёнки бракованной и отправка их на переработку...А адреналин снимался под песни F. R. David и «Modern Talking», да появилась Space Opera Дидье Маруани...Спасибо ещё раз Вам!
      1. +2
        28 августа 2024 20:33
        Ага....
        добавлю специй:
        еще был конвертер для удлинения фокусного расстояния, работал с ним на МТО 1000 и МТО 500.
        Очень качественно было с МТО 500, на тысячнике пятно резкости становилось трудно уловимым...
        За серебро щурили, конечно, но я нахально на это плевал...
        А некоторые химикаты, помниться, относились к особо контролируемым веществам (я об обработке цветной пленки).
        Была еще фотопленка (жуткий дифсит!) от аэрофотопулеметов и аэрофоторазведки... красота, разрешающая - как сегодня трудно встретить....
        Цветная обработка позитивной и негативной пленки в домашней ванной - это что-то с чем-то drinks
        а уж кинопленка цветная - ну нервов попортила.... зато такие кино-архивы сегодня - вся цифровая лабуда плачет fellow
        1. +1
          29 августа 2024 13:46
          А некоторые химикаты, помниться, относились к особо контролируемым веществам (я об обработке цветной пленки).
          А венгерский комплект "Диахром" за 2 р 15 коп для проявки слайдов не покупали? По инструкции он на 6 плёнок, но реально допускал проявку 10, только потом цвета начинали ползти.
          1. +2
            29 августа 2024 17:00
            Вот не припомню, каюсь...
            Были какие-то большие жестяные банки и для цветной - Кодак. Отечественный "плыл" по стабильности. И вообще по температуре процессов - нужно было надыбать термометры, выпросил их у гидрографов с делением 0,1 градуса....

            Самый "писк" - когда проявил копившиеся долго пленки... оказалось, что некоторые были использованы мною повторно, и до сих пор есть сотни кадров с изображениями, разнесенными на полгода и больше...
            Некоторые оказались пророческими...
            Кто рассказал бы - не поверил drinks
            1. +1
              29 августа 2024 17:08
              Я про слайдовые плёнки из ГДР "ORWOCHROM-18 (16)", точности 0,5 градуса вполне хватало. Наша "ЦВЕТ-32" была, мягко говоря, не очень. Чешская "FOMA" тоже не бог весть что. Самые лучшие - ГДРовские, даже западнонемецкая "AGFA" хуже. С кодаком не работал.
              1. +2
                29 августа 2024 17:37
                AGFA и FOMA в памяти остались, ГДРовская Орвохром была лучше, как мне помнится. Но могу уже и ошибаться.
                Отечественную пленку цветную практически не использовал.

                Цветные процессы по всем типам были нестабильными, цветовая температура плавала куда хотела, пытался компенсировать под контролем термометров, но результат был бледным...
                Потом, ближе к началу 90-х стал сдавать в машинную проявку - и все наладилось... и цвета хорошие, и зерно пропало.
                1. +1
                  29 августа 2024 18:21
                  Отечественную пленку цветную практически не использовал.
                  И правильно делал. Не помню, чья была "Цвет-32", казанская (Тасма) или шосткинская (Свема). Из ч/б плёнок лучшая была Свема, когда-то давно, в конце 60-х - начале 70-х ещё и переяславльская была, потом они лишь фотобумагу делали.
                  1. +1
                    29 августа 2024 21:03
                    Пользовались только Свемой чувствительностью от 16 до 125 единиц... А вот 250 - была то ли красная, то ли оранжевая коробка, производителя уже не помню, и была 350 кажется.
                    Низкочувствительные пленки 8, 4 и 2 единицы производителя вообще не помню, брали обычно через "завсклад-директор магазина" и по блату от корреспондентов/полиграфистов, ну иногда получали для работы ... Была еще и 1 единица, но практически ею не пользовались, для наших целей - слишком "тяжелая"....
                    Иногда все летело к чертям собачьим из-за передоза - высокого уровня ионизирующих разного типа, но узнавали мы об этом только по факту bully
                    1. 0
                      29 августа 2024 21:05
                      А вот 250 - была то ли красная, то ли оранжевая коробка
                      Синяя коробка -32 единиц ГОСТ, зелёная - 65, оранжевая - 130, красная - 250
                      1. -1
                        29 августа 2024 21:09
                        Верно, спасибо что напомнили.
                        Про 350 может и соврал, но или 350 или 400 единиц была точно, при этом в магазинах 400 не было, шла по линии авиаторов (фотопулеметы и разведка)...
                      2. +1
                        29 августа 2024 21:35
                        В журнале "Советское Фото" был рецепт проявителя для поднятия чувствительности, почти до 1500 ГОСТ. Действительно, поднимает, но зерно растёт. Природу не обманешь.
          2. +2
            29 августа 2024 18:56
            Авиатор_Сергей), уважаемый, я с "Диахромом" работал, помню эту штуку. Спасибо, вспомнил почти забытую вещь...Младшей дочери лет 5-7 назад объяснял, что есть такое - пейджер, телефоны-автоматы и телефоны с диском-номеронабирателем видела она в кино, а вот пейджёр не застала...
            1. +1
              29 августа 2024 20:01
              Да, мы для молодого поколения превращаемся в древних носителей исчезнувших знаний. Диахром был чем хорош - потратив один день и 2 р 15 коп можно было проявить все 10 плёнок, отснятых в отпуске. В фотоателье проявка каждой плёнки стоила 1 р 30 коп, да и испортить могли.
    2. 0
      28 августа 2024 22:11
      Вот пришлось делать поправку:
      Съемка объективом людей на горе зимой была с расстояния 25 миль, и это 41 км, а не 25 км, как написал изначально...
      Сейчас замерил по карте Гугла - 41 350 метров....
      1. +1
        29 августа 2024 19:28
        Василий_Островский, а "Смена -8М" - это мой первый фотоаппарат, папа в 4 классе подарил. В конце июня 1976 года ползал я в броднях по канавам чуть южнее ж.д. Северодвинск-Нёнокса (сейчас там СНТ "Уйма"), пытался снимать выводки уток кряковых. Набрёл на стоящего в воде, от комаров, молодого самца лося. Лось меня не сильно испугался, из канавы выскочил, отошёл метров на 10-15 и принялся объедать молодые берёзки. Я за ним из канавы вылез и попытался к нему подойти. Но солнце прямо в объектив! Минут 15-20 пытался я к зверю поближе подойти, да обойти. Он не торопясь уходил, не переставая жевать вершинки берёзок. Я лосику надоел, он развернулся и пошёл на меня. Метров 7-10 оставалось, когда я из правой руки фотоаппарат переложил в левую, с правого плеча сорвал спортивную сумку "замшевую" (с круглым дном, сверху были люверсы, по кругу горловины сумки, через которые была продёрнута чёрная синтетическая верёвка, которая и затягивал горловину и двумя концами была к дну сумки закреплена и можно было их использовать как ремни на рюкзаке, но чаще носили такие сумки на одном плече) маханул ею пред лосем и что-то заорал, наступая на него. Он, бедняга, на всех четырёх ногах одновременно подпрыгнул, развернулся в воздухе на 180 градусов и, откинув голову с молодыми рогами назад, рванул от меня.
        1. 0
          29 августа 2024 21:14
          История - супер!

          Я как-то примерно лет в 10-11 на медведя напоролся, щелкал не целясь, оказалось - от ступора сорвал перфорацию и вся пленка осталась не экспонированной bully
          Зато мишку видел примерно 6-10 метров, осталось на всю жизнь.
          Потом, лет через 10 снимал медведей и метров с 3-х, и с 500 метров, но уже как-то буднично, что ли....
  14. BAI
    +1
    27 августа 2024 06:44
    Но, пока фотоаппарат представлял собой тяжёлый деревянный ящик на треноге, а съёмка велась на стеклянные фотопластины 6х9, ни о какой репортажной фотографии и речи не шло. Фотограф мог сделать лишь статичный портрет, в лучшем случае – на местности, чаще всего – в студии.

    а америкаанцы об этом знали? полно фотографий гражданской войны
    1. +2
      27 августа 2024 09:36
      А вы посмотрите на те фотографии - все постановочные, статичные. Хоть одно фото атаки есть? Я не видел...
      1. BAI
        +2
        27 августа 2024 18:29
        ну как так...............................
        1. +1
          27 августа 2024 22:22
          Если честно, фото боя на Хэмптонском рейде вижу впервые. Но, согласитесь, качество - так себе...Видимо потому данные кадры и не популярны.