Як-130М: учебный или боевой?

131
Як-130М: учебный или боевой?


Сегодня у нас на разборе модернизированный Яковлев Як-130М. Самолет интересный, поскольку первой модели, Як-130, скоро исполнится 15 лет с начала эксплуатации. А первый полет Як-130 совершил в далеком 1996 году. В общем — самое время для модернизации.



Но для начала необходимо самую малость разобраться в том, чем отличается учебно-тренировочный самолет от учебно-боевого. Это поможет оценить класс и возможности новой модификации.

Итак, учебно-тренировочные самолеты. Это класс машин, на которых пилоты проходят обучение и тренировку пилотажа под руководством инструктора. Двухместные машины, легкие в управлении, не отягощенные излишествами по типу РЛС и боевых систем. Они там просто не нужны.


Вот один из представителей этого класса, немецкий Grob G 120TP. На нем тренируются летчики более двух десятков стран, включая США. Абсолютно мирный самолетик с турбовинтовым двигателем и прекрасным оснащением внутри.


Учебно-боевые — это следующая ступень. Тут как бы два класса. Первый — это машины типа Embraer EMB 312 Tucano, по сути — самолеты учебно-тренировочные, но с возможностями несения вооружений.


«Тукан» используется многими странами как антитеррористический и антипартизанский самолет. Он несет стрелковое и неуправляемое ракетно-бомбовое вооружение, но этого вполне достаточно для выполнения таких задач, как тренировка боевых летчиков и работа по боевикам. Можно совмещать.

Защиты, конечно, никакой нет, но учитывая, что применять такие самолеты планируется против вооруженных стрелковым оружием формирований, достаточно скорости и маневренности.

Вторая ступень — это реактивные учебно-боевые самолеты. Здесь их тоже много, в эту категорию входит и Як-130.


В основном это самолеты, оснащенные турбореактивными двигателями, с возможностью несения вооружений. В основном — неуправляемых, так как наличие РЛС для учебно-боевых самолетов не является обязательным признаком.

Но во второй группе есть как бы исключение. Это группа самолетов, характеристики которых несколько отличны от общей массы.

В сторону превосходства


Родоначальником можно смело назвать такую странную машину, как детище Breguet Aviation, Dassault Aviation и Dornier Flugzeugwerke, получившее название Dassault/Dornier Alpha Jet. Этот самолет был заказан некоторыми странами как учебно-боевой, а вот Люфтваффе не стали мелочиться и захотели легкий и проворный штурмовик. И получили самолет, который по многим показателям превосходил А-10 «Бородавочник».


«Альфа Джет» был вооружен 27-мм пушкой «Маузер» со 150 патронами и управляемым вооружением: 2 ракеты AIM-9 Sidewinder, 2 Matra Magic IIs, 2 AGM-65 Mavericks. Естественно, самолет был оснащен РЛС. То есть, по сути, «Альфа Джет» был боевым самолетом легкого класса, который можно было использовать в качестве учебного.

Вот и герой нашего повествования из этих. Як-130 смело можно отнести к второму классу. Это реальный учебный самолет с широкими возможностями, на который можно в случае необходимости подвесить набор вооружений. Не очень большой, не очень управляемый, так как в базовой комплектации РЛС отсутствует, но можно. В итоге — легкий штурмовик плохого времени.

Як-130М — вот он как раз из той категории, что немецко-французское чудо из прошлого века. Эта машина больше похожа на легкий боевой самолет, который можно использовать в качестве учебного. И это сулит много больше выгод.


Из информации, взятой со страниц сайта ПАО «Яковлев», можно сделать вывод о том, что работа была проведена очень серьезная, и Як-130М — это далеко не то, что Як-130. Знаете, на ум сразу приходит Ту-22 и Ту-22М, название очень схожее, а функционал…

Что сделали инженеры «Яковлева» для того, чтобы перевести Як-130М в другую категорию сложности?


1. Речь идет о смене всей бортовой электроники. Это делается для того, чтобы на Як-130М можно было применять весь ассортимент вооружений ВКС РФ. Сам по себе очень полезный шаг: можно будет готовить летчиков применять различные виды ракет и бомб, стоящие на вооружении ВКС, не тратя ресурс современных боевых самолетов.

2. Оснащение Як-130М компактной, легкой и недорогой РЛС. Второй важный шаг, потому что оснащение самолета РЛС и смена БРЭО — звенья одной цепи, в конце которой будет возможность применения экипажем Як-130М управляемого ракетного и бомбового вооружения.

Обычно на самолеты такого класса РЛС не устанавливают, и здесь Як-130М становится сразу в ряд исключений. Но дело того стоит. На фото сразу заметен намного более длинный нос самолета, куда установили РЛС.


Данные по БРЛС-130р не приводится, но: НИИП имени Тихомирова пять лет назад предлагал РЛС для Як-130 под названием БАРС-130. Ее демонстрировали на МАКС-2019 в экспозиции «Иркута».


Эксперты еще тогда сделали вывод, что БАРС-130 — это адаптированная РЛС «Оса» с пассивной фазированной антенной решеткой «Скат-М», разработанная в свое время для МиГ-29УБТ.

Тихомировцы еще в те далекие времена, когда Як-130 только начинал летать, говорили, что легко и непринужденно адаптируют свою малогабаритную РЛС под этот самолет.

Так появился сперва БАРС-130, а потом, на его основе, сделали БРЛС-130р. Цепочка прослеживается вполне нормально, единственное, насколько новая РЛС ушла от предшественниц, остается вопросом.


Пока можно привести данные по РЛС «Оса», которые были озвучены на авиасалоне в Фарнборо в 1998 году:
Дальность, км:
— обнаружения (ЭПР цели — 5 м²) — 85
— захвата цели на автоматическое сопровождение — 65
Одновременное сопровождение — до 10 целей
Одновременная атака — 4 цели
Масса, кг — 120
Потребляемая мощность, Вт — 100
Вес антенны «Скат-М», кг — 22

Здесь, конечно, можно дать волю фантазии, но «Бабушка Оса» четверть века назад демонстрировала вполне нормальные показатели, которых сегодня Як-130М хватило бы для работы более чем.

Но вот здесь можно смело говорить о том, что две модернизации, которые провели в стенах НИИ приборостроения имени В.В, Тихомирова не прошли бесследно и сегодня БРЛС-130р в любом случае и при любом раскладе будет отличаться от «Осы» только в лучшую сторону.


В общем, с такой антенной, предположим, «раскачанной» до 100 км по дальности и даже при условии, что ЭПР цели уменьшится незначительно в приеме, можно сказать, что Як-130М запросто сможет успешно атаковать такие цели, как вертолеты и даже самолеты устаревших конструкций. Что-то типа МиГ-29, «Миража-2000». Но вступать в полноценный воздушный бой с современным боевым самолетом было бы, мягко говоря, неосмотрительно.

3. ОЛС — оптическая локационная станция. Вот фото всего вкусного для самолета, слева на нем здоровенный короб, больше РЛС — это она. Справа РЛС. Почувствуйте разницу, как говорится.




В наше время более чем полезная вещь, ибо РЛС далеко не всегда хорошо стали справляться с такими целями, как БПЛА или БЭК, сделанными из дерева, картона и пластика. Или с крылатыми ракетами, ЭПР которых становится все ниже и ниже.

Тут, кстати, лучшая иллюстрация — это ирано-израильские разборки. Израильская авиация неплохо справлялась с иранскими ракетами, отслеживая их именно по тепловым следам.

Если Красногорский ОМЗ имени Зверева действительно сможет оснастить самолеты хорошей ОЛС, то из Як-130М получится весьма полезный перехватчик дронов и крылатых ракет, что в наше время более чем актуально.

4. БКО. Бортовой комплекс обороны. Вот это уже то, что кардинально отличает учебный самолет от боевого, потому что с БКО самолет может не только атаковать цели при помощи каких-либо средств наведения, но и защищаться, что делает его участие в боевых действиях ПОЛНОЦЕННЫМ.

Учебный самолет, на который подвесили в контейнере пушку с боекомплектом, пару контейнеров с НУРС и пару бомб — это не очень серьезно. Да, такая машина в состоянии подлететь к переднему краю обороны противника, пользуясь небольшими размерами и способностью летать очень невысоко и плюнуть своим боекомплектом куда-то в сторону противника по принципу «на кого бог пошлет». О точном бомбометании и швырянии НУРСами речь вообще никогда в таких случаях не шла, тут работа чисто по площадям.

И да, любой ПЗРК, даже самый древний, становился смертельной угрозой для такого «штурмовика».

Судя по всему, это будет адаптированная версия системы «Президент-С», которая показала себя на испытаниях более чем достойно. Учитывая, что испытывали комплекс защиты «Иглой», который все-таки лучший в мире ПЗРК на сегодняшний день, против «Стингеров» «Президент» будет очень даже хорош.


БКО «Президент-С» включает в себя следующие станции, которые могут быть скомбинированы и размещены опционально в зависимости от типа и назначения летательного аппарата:
— устройство управления (УУ);
— станция предупреждения о радиолокационном облучении (СПО);
— станция предупреждения о лазерном облучении (СПЛО);
— станция предупреждения о ракетной атаке (СПРА);
— устройство выброса авиационных расходуемых средств:
— противорадиолокационные патроны, патроны инфракрасного излучения, патроны с передатчиками помех одноразового использования (ППОИ);
— станция постановки активных радиопомех (САП);
— некогерентная станция оптико-электронного подавления (СОЭП);
— лазерная станция оптико-электронного подавления (ЛСОЭП).

Модули КБО можно устанавливать внутрь фюзеляжа самолета, но если размеры машины не позволяют этого сделать, то отдельные блоки запросто подвешиваются под крыльями. Не лучший вариант решения проблем с размещением, однако, много лучше варианта самолета без БКО.

Итак, РЛС (пусть и не радиусом 400 км) есть, БКО (причем, вполне современный) есть, ОЛС есть. Плюс если не малозаметность, которая применима к самолетам пятого поколения, но малозаметность небольшого самолета, способного действовать на сверхмалых высотах.

И вот тут вопрос: чем?



Понятно, что Як-130 — не воздушный боец, по крайней мере, для основного большинства истребителей он корм. Вертолет, беспилотник — да, хотя в мире такие вертолеты есть, что и истребитель может плоскостями пораскинуть.

Но как мне кажется, идеальные цели для Як-130М — это наземные. Это Су-25 на минималках, более прокачанный в плане электроники, не самолет переднего края, который, будучи защищен броней, может утюжить позиции противника, а мелкая такая неприятность, которая подойдет в упор незамеченной, вывалит все, что имеет и так же спокойно уйдет восвояси.

Ну и да, все те же ФАБ-250, коих 130-й может взять 4 штуки, да с модулями УМПК…


Вообще Як-130М как самолет переднего края смотрится даже предпочтительнее Су-25.

Да, у того броня, неплохой БКО «Витебск», радиус действия, но… «Грач» устарел намертво со своим набором неуправляемого или почти управляемого вооружения типа старых советских ракет Х-29 или Х-25, для применения которых необходимо видеть цель визуально. Да и комплекс обороны как есть, неплохой, но и не хороший, и от современных ракет «воздух-воздух» явно не спасает. Но нет РЛС, что уже ставит старый штурмовик на ступень ниже мелкого пакостника, способного оперировать любым вооружением из обширного арсенала ВКС.

Кроме того, лазерные или телевизионные ГСН старых ракет Су-25 требуют непосредственного участия летчика в процессе наведения, а в Як-130М будет сидеть не инструктор, а оператор, который сможет, не отвлекая летчика, наносить удары по противнику всем боекомплектом.

А если дать Як-130М оперировать ракетами типа Х-59МК2 или Х-69, то получится вообще Су-57 в минимальной комплектации. Причем, еще неизвестно, кто будет круче в плане малозаметности: Су-57 с технологиями «стелс» или Як-130М, у которого размеры — залог маленького ЭПР. И обнаружить его на расстоянии более 300 км так же сложно, как самый навороченный истребитель-невидимку.

И последний вопрос: вы видите здесь учебный самолет? С радаром, оптико-локационной системой, тепловизором, комплексом обороны? Да чтоб у нас все учебные самолеты были такими!


На самом деле, Як-130М больше подходит на роль легкого боевого самолета по типу того же «Альфа Джета» и подобных же более современных аппаратов вроде корейского KAI T-50 Golden Eagle, чешского L-159 и так далее.

Но вообще наш самолет может намного превосходить одноклассников именно по уровню оснащенности.

Вероятно, встанет вопрос о модернизации всех имеющихся в ВКС Як-130 до уровня 130М, но это дело далекого будущего сразу по многим факторам. Да, соблазн получить 120 штурмовиков в течении нескольких лет — он велик. Именно столько Як-130 эксплуатируется сегодня.

Однако не стоит забывать о том, что обучение летному делу тоже оставлять не следует. Авиационные школы работают на Як-52 и PZL Swidnik, следующей ступенью являются Aero L-39 и Як-130 в высших училищах. Причем, чешский самолет уже выводят в историю за выслугой лет.

Стоит ли переделывать все имеющиеся Як-130 в боевые? Конечно, нет. Такая машина, как Як-130М для курсанта первых курсов не нужна. Все равно начальная часть программы обучения — это обучение полетам, и там использование такой машины просто нелогично.

Другой вопрос, что в каждом училище или центре подготовки неплохо было бы иметь некоторое (небольшое) количество самолетов Як-130М именно для того, чтобы отшлифовать подготовку молодых пилотов в плане работы с РЛС и ОЛС, и применению управляемого ракетного оружия хотя бы в теории.

У обеих машин есть перспектива. Як-130 прекрасно зарекомендовал себя за прошедшие десять лет с начала его эксплуатации в качестве «воздушной парты». Як-130М сможет значительно поднять уровень боевой подготовки молодых летчиков ВКС и стать весьма неплохим бойцом на переднем краю. Нужно совсем немного времени для того, чтобы проверить это.
131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -13
    22 августа 2024 05:49
    Почему бы не применить принцип защиты, бронирования СУ-25 на Як-130М? Конечно на основе новых материалов лёгких, не уступающих броне СУ-25.
    По применению ЯК-130М. Это барражирование вокруг городов, значимых объектов для обнаружения и уничтожения любых БПЛА противника. Конечно с соответствующим оборудованием для этого.
    Не знаю сможет ли ЯК-130М бороться с Шторм Садоу и Хаймерс в паре с наводящим их ПВО, или самолётом ДРЛО, на ракетоопасных направлениях.
    Вопрос только в цене самолёта, чтобы цена-качество было разумным. soldier
    1. +10
      22 августа 2024 05:59
      барражирование вокруг городов, значимых объектов для обнаружения и уничтожения любых БПЛА
      Такая машина рассчитана на взлетел, выполнил задание и вернулся на базу. Совсем не для долгого барражирования
      1. -4
        22 августа 2024 07:49
        Может пример не совсем удачный но вспомните ПО-2. Нашли же ему место в боевом строю.
        Так же и ЯК-130М займёт своё место.
        1. +4
          22 августа 2024 10:23
          По-2 - это вообще, наверное, самый эффективный самолет по земле. Когда читаешь, что они наделали, диву даешься.
          Другой такой пример, - "Суордфиш". По нему не могли попасть, потому что в СУО уже не могли ввести такую низкую скорость в расчеты. А за счет этой низкой скорости его летчики прицеливались в яблочко. А я ржал, как одна из волн "Суордфишей" не смогла догнать "Бисмарк"! Догнать!
          Еще пример. Украинские дальние беспилотники. Убогие уб лю дки "Цессны" и радиоуправляемой авиамодели, а сколько проблем!
          На войне всему находится место. Надо его только найти.
          1. 0
            22 августа 2024 11:18
            Цитата: MCmaximus
            А я ржал, как одна из волн "Суордфишей" не смогла догнать "Бисмарк"! Догнать!

            Самое забавное, что по довоенным представлениям палубные торперы были нужны флоту именно для того, чтобы догонять вражеские быстроходные ЛК и своими торпедами сбивать им ход. Что давало возможность британским тихоходным ЛК догнать и уничтожить противника. smile
            Причём у наследников "авосек" - "Альбакоров" - проблема была та же. Скоординированная атака на "Тирпиц" 09.03.1942 г. развалилась именно потому, что "Альбакоры" из-за недостатка скорости не смогли выйти на позиции для атаки.
            В 8.42 капитан-лейтенант Лукас заметил «Тирпиц» по пеленгу 140° на расстоянии 20 миль. Он повернул прямо на линкор, и самолеты начали набирать высоту 3500 футов, намереваясь выйти противнику в голову. Радиолокационный контакт с линкором был установлен на расстоянии 16 миль. Однако максимальная скорость «Альбакоров» была всего 155 узлов, а «Тирпиц» шел со скоростью 29 узлов почти против ветра в 35 узлов. Поэтому лучшее, на что мог надеяться Лукас, — скорость перехвата около 95 узлов. Это означало, что пройдет не меньше чем полчаса, пока самолеты выйдут в позицию для атаки. Эти полчаса нужно было провести в тучах, борясь с обледенением. Вдобавок в любую минуту могли появиться истребители с норвежских аэродромов. На самом же деле скорость сближения оказалась не более 40 узлов, так как «Альбакоры» были тяжело нагружены и пытались набрать высоту. Лукас отдал приказ действовать самостоятельно.
            © Э. Фрере-Кук. «Охота на «Тирпиц». цит. по Скофилд Б. Русские конвои.
      2. 0
        22 августа 2024 12:01
        Господин Михсель, вы в курсе что такое барражирование? А мне пришлось видеть боевое барражирование советской авиации в 1976 году, когда 400 самолётов барражировали несколько часов около китайской границы выписывая воздушную восьмёрку.. И ЯК-130М тоже сможет на минимальной скорости находиться в воздухе несколько часов и как разведчик и как средство против БПЛА.
        Мне хотелось бы услышать мнение настоящего боевого лётчика, а не извините диванных экспертов.
        1. -2
          22 августа 2024 12:37
          Сегодня день какой то, минусоиды просто запинали меня, но русские моряки не сдаются! drinks
          1. +2
            22 августа 2024 14:19
            Цитата: Солдатов В.
            минусоиды просто запинали меня, но русские моряки не сдаются!

            О как, становиться интереснее с каждым разом. Сразу возник вопрос, а откуда русский моряк мог
            Цитата: Солдатов В.
            видеть боевое барражирование советской авиации в 1976 году, когда 400 самолётов барражировали несколько часов около китайской границы выписывая воздушную восьмёрку..
        2. +4
          22 августа 2024 14:16
          Цитата: Солдатов В.
          А мне пришлось видеть боевое барражирование советской авиации в 1976 году, когда 400 самолётов барражировали несколько часов около китайской границы выписывая воздушную восьмёрку..

          А где такое происходило, я имею район барражирования , учитывая протяжённость Советско-Китайской границы ? И откуда вы это могли наблюдать, если они выписывали восьмёрку вдоль всей советско-китайской границы? И какие типы самолётов барражировали вдоль этой границы? МиГ-21? МиГ-23? МиГ-25?Су-15? Ту-16 или Ан-12? Или всё сразу друг за другом? на каком удалении от границы это осуществлялось? Очень интересно стало, не разу про такое не слышал...
          1. -1
            22 августа 2024 14:39
            Вам сколько лет Фома неверующий и где вы были в 1976 году? Что вам рассказывать если вы абсолютно не знаете про советско- китайские отношения в то время?
            Найдите знакомого кто служил в Забайкалье в то время и он вам всё расскажет если вы считаете что я рассказываю сказки. hi
            1. +3
              22 августа 2024 16:39
              Цитата: Солдатов В.
              Найдите знакомого кто служил в Забайкалье в то время и он вам всё расскажет если вы считаете что я рассказываю сказки.

              Конечно сказки. А не рассказываете, а просто мягко говоря лгёте. Вы слыхали звон,но не в курсе где он. Про советско-китайские отношения в тот период знаю, и если судить по тому что вы пишите, то не хуже вас. То что в 1976 году когда умер Мао Дзэдун, и части ЗабВО и КДВО были приведены в повышенную степень боевой готовности это факт, а что в воздух были ОДНОВРЕМЕННО , как вы пишите, 400 самолётов и несколько часов нарезали круги вдоль границы , а вы как русский моряк за этим наблюдали, то это полный бред . Кстати, а как вы за ними наблюдали, за такой массой самолётов? С помощью бинокля? Ну и вы так и не ответили на вопрос, а какие самолёты типы самолётов барражировали в течении нескольких часов вдоль китайской границы? Хотя бы тип назовите, про высоту и на каком удалении от границы они летали я уж не спрашиваю. А то начнёте ещё рассказывать как на предельно малой высоте над Амуром летали. Хотя как моряк вы летать не могли. Тем более в Забайкалье.
              1. +1
                22 августа 2024 17:31
                Вы в своём уме? Что вы там выдумываете? Я профессиональный речник, моряк, был призван в армию, и нёс боевое дежурство в РВСН с 1975 года по 1977. И наблюдал над дивизией барражирование одновременно в пределах 400 самолётов несколько часов.
                Да после смерти МАО Цзэдуна 6 сентября, ЗабВО было приведено в наивысшую боевую готовность, и авиация была поднята в воздух, чтобы предотвратить китайскую провокацию.
                Прошло 50 лет, какие типы самолётов, о чём вы говорите, в то время я только гражданские самолёты мог узнавать. Вы сами можете узнать марку самолёта на высоте 8-10 км? И я не писал что они летали по все китайской границе, а только на нашем участке обороны, и потом был ещё режим секретности.
                Вы что такой приставучий, вы так надоели мне. Ставьте минусы но не пишите мне больше.
                stop
                1. 0
                  22 августа 2024 23:49
                  Цитата: Солдатов В.
                  нёс боевое дежурство в РВСН с 1975 года по 1977. И наблюдал над дивизией барражирование одновременно в пределах 400 самолётов несколько часов.

                  То есть вы находясь на БД, в войсках РВСН на границе с Китаем наблюдали как на высоте в 8-10000 метров летали несколько часов советские самолёты?!!!
                  Цитата: Солдатов В.
                  И я не писал что они летали по все китайской границе, а только на нашем участке обороны, и потом был ещё режим секретности.

                  Ну так то да на вашем участке обороны, и так секретно что кроме вас ни кто их и е видел!!!
                  Цитата: Солдатов В.
                  Вы что такой приставучий, вы так надоели мне. Ставьте минусы но не пишите мне больше.

                  Как только прекратите писать здесь с умным видом всякий бред так сразу перестану писать. Правильно сказал коллега
                  Цитата: Голландец Михель
                  Похоже, вы были пьяны
                  1. +1
                    23 августа 2024 13:04
                    Расчёты РВСН в то время обязаны докладывать о всех полётах над пусковой установках, и вели наблюдение за воздухом и за периметром пусковой установки. При малейшей опасности докладываешь по команде. Да убивали и скот, и грибников забредших на охраняемую территорию. Вы дяденька в каких войсках служили? Больно грамотный в колбасных обрезках.
                    Не помню до или после событий смерти МАО приезжал маршал Толубко и благодарил за службу.
                    1. +1
                      23 августа 2024 13:58
                      Цитата: Солдатов В.
                      Расчёты РВСН в то время обязаны докладывать о всех полётах над пусковой установках, и вели наблюдение за воздухом и за периметром пусковой установки. При малейшей опасности докладываешь по команде.

                      Наблюдением за воздухом несли войска ПВО, для самолётов силовых структур и Аэрофлота были отдельные воздушные коридоры , которые пролегали мимо расположения некоторых В/Ч. Это раз. Как может определить наземный наблюдатель, наблюдающий за летательным аппаратом летящим на высоте более 8000 метров и на удалении 10км несёт он опасность или нет? Это два. И если допустим, что он несёт, то что вы могли сделать? Н И Ч Е Г О!!!. Для того чтобы определять, какую опасность несёт тот или иной летательный аппарат и были части ПВО которые прикрывали позиционный район частей РВСН. А никак ни наземный наблюдатель на находящемся вдалеке от позиционного района подразделения РВСН, находившегося глубоко от границы на территории СССР?.Я как понимаю, вы проходили срочную службу в 47-й ракетной дивизии РВСН, чей штаб дислоцировался в Оловянной, не вдалеке от Читы?. ..
                      Цитата: Солдатов В.
                      Да убивали и скот, и грибников забредших на охраняемую территорию.

                      Вы ещё расскажите, что вам частенько приходилось писать домой письма из окопа , на сапоге убитого сослуживца, простым карандашом, так как паста в ручке застывала от мороза. Какие убитые грибники, мужик ты что реально куришь? Ты хоть раз видел периметр охраны объектов РВСН? Они уже тогда оборудовались техническими средствами охраны.И уж если у нас в учебке в 1983 году начали ставить камеры наблюдения, то в РВСН я думаю это намного делалось раньше. Какой грибник мог за периметр охраняемого объекта, подразделения или части РВСН пройти? Три ряда ограждения, причём один электризуемый... Хотя как "парашютист РВСН срочной службы", который дальше АХТ не выходил, вы могли этого просто не знать. Поэтому и пишите тут разный бред характерный для данного вида срочников...
                      Цитата: Солдатов В.
                      Вы дяденька в каких войсках служили? Больно грамотный в колбасных обрезках

                      В ВВС, а если подробнее то ОБС и РТО ВВС сначала при 239 Барановичевской ИАД СГВ, потом при 83 БАД и 303 САД КДВО, если это вам что-то может сказать. И в отличии от вас, мне в колбасных обрезках не надо было разбираться, нам обрезки по нормам довольствия не полагались.
                      Цитата: Солдатов В.
                      Не помню до или после событий смерти МАО приезжал маршал Толубко и благодарил за службу.

                      Ну, а я точно помню, что к нам в Ключево осенью 1983 на ЗКП приезжал Маршал авиации Герой Советского Союза Павел Степанович Кутахов, по итогам его поездки у меня в личном деле появилась первая благодарность. И что с того Будем морковками меряться? Так у меня ещё и от командующего войсками ОВД Маршала Советского Союза Куликова в 1986. От командующих КДВО генерал-полковник Новожилова в 1991, и в 2007 от генерал-полковник Булгаков и что с того?
                      1. 0
                        23 августа 2024 14:17
                        Вы просто уже перешли черту когда у вас начался старческий маразм, довольно рано. Вы вообще уже не понимаете что вам говорят, и живёте в своём мире.
                        Сколько раз надо повторить чтобы вы отвязались от меня? Найдите такого же маразматика как вы и долбите друг друга по мозгам.
                      2. 0
                        23 августа 2024 14:46
                        Цитата: Солдатов В.
                        Вы просто уже перешли черту когда у вас начался старческий маразм, довольно рано.

                        Не у меня, а у вас , начался маразм причём очень давно. Я к вам и не привязывался. Вы пишите всякую не аргументированную чушь, я вам задаю конкретный вопрос по вашей писанине, в ответ читаю всякую ахинею. А в вашем последнем комментарии так вы вообще пытаетесь меня оскорбить. Я же,вас, везде вежливо и корректно попросил рассказать- "от куда дровишки". А вы же начинаете нести какую то пургу. Которая ни как не связана с действительностью.
                        Цитата: Солдатов В.
                        Вы вообще уже не понимаете что вам говорят, и живёте в своём мире.

                        А что вы говорили, вернее, писали здесь, что-то разумное, что можно нормальному человеку понять? Кроме каких-то басен рассказанных " парашютистом РВСН" типа убитых грибников и как вы наблюдали одновременный пролёт 400 самолетов барражирующий, выписывая восьмёрки вдоль китайской границы, я ни чего разумного в ваших комментариях не прочитал. Кстати "парашютистом" звали у нас в ВВС бойца из хозвзвода, который возил "парашу"(пищевые отходы) из столовых -лётной , технической , солдатской - на хоздвор, или попросту на свинарник.. Вот такие "парашютисты" придя на дембель и рассказывали про то как у них от динамического рывка парашют отрывало, и они благодаря оставшимся целыми стропам запасного парашюта на сеновал планировали, ил как в вашем случае, они по три цинка за караул в наступающих грибников расстреливали. Да так что у автомата стволы плавились, за один караул по три автомата меняли...
                        Цитата: Солдатов В.
                        Найдите такого же маразматика как вы и долбите друг друга по мозгам.

                        Если мягко сказать то маразматик это вы... Причём не знающий даже элементарного из того о чём пишет. В чём, я вас, уже раз 8 носом ткнул, а вы так ни одного моего аргумента не смогли опровергнуть, ни одного своего заявления подтвердить...
        3. +6
          22 августа 2024 17:13
          400 самолётов барражировали несколько часов около китайской границы
          Похоже, вы были пьяны wink
          1. 0
            22 августа 2024 17:36
            Мне кажется или это правда, что меня евреи из Израиля троллят? fool
            1. 0
              22 августа 2024 23:51
              Цитата: Солдатов В.
              Мне кажется или это правда, что меня евреи из Израиля троллят? fool

              Нет военные пенсионеры с Дальнего Востока, а если быть точнее то из бывшего КДВО, нынешнего ВВО.Так что несите пургу спокойно, все свои.
              1. 0
                23 августа 2024 03:39
                Как говорил один мой друг подполковник в отставке, у нас военных пенсионеров осталась одна мозговая извилина от ношения фуражки. И нас трудно в чём то переубедить и во что то поверить. hi
                1. 0
                  23 августа 2024 11:51
                  Цитата: Солдатов В.
                  Как говорил один мой друг подполковник в отставке, у нас военных пенсионеров осталась одна мозговая извилина от ношения фуражки.

                  За всех утверждать не буду, но в нашем коллективе таких индивидуумов не наблюдается.
                  Цитата: Солдатов В.
                  нас трудно в чём то переубедить и во что то поверить.

                  Переубедить если всё правильно и обоснованно вообще проблем не возникает, как и во что-то поверить. Без основательно и на слово таких у нас не водится.
          2. +3
            22 августа 2024 17:40
            А я как-то, полторы сотни вертолётов в воздухе насчитал в Пули-Хумри (недавно узнал в интернете, было более170 штук) операция на Панджшере. Тогда ещё из Союза стратеги заходили отбомбиться.
            1. +1
              23 августа 2024 12:10
              Цитата: Bad_gr
              А я как-то, полторы сотни вертолётов в воздухе насчитал в Пули-Хумри (недавно узнал в интернете, было более170 штук) операция на Панджшере.

              Так там и операция была масштабная. В году 1984 помню пришлось нам обеспечивать масштабные учения ЩИТ-84. Пока они шли по бокам вроде как ни чего, а вот когда всё пошло через наш узел связи, в СГВ, вот это было просто финиш...Планшетисты не успевали обстановку рисовать, в радиосетях цели идут один на планшет даёт, а двое пишут один не успевал. А сетей не одна, две доп смены радистов выдернули. Ну и "каша в воздухе" - это наша, "северная" дивизия вся поднялась, "южная" плюс разведчики из Бжега, из ГСВГ к нам прилетали, а ещё сами поляки и немцы свои ВВС подняли. Да ещё вертолётчики. Тоже в нашей зоне были. Там на ЗКП просто народ зашивался.Короче весёлый денёк случился, когда наш дивизионный ЗКП чуть ли не в ЗКП командующего учениями превратился. Сколько летательных аппаратов в воздухе было не готов ответить.
              1. 0
                23 августа 2024 12:29
                Я тогда на самом аэродроме был. В воздухе вертолётов было как мух, да ещё на самом аэродроме, вертолёты погудят, подлрыгивают, потом садятся, разгоняются и уходят к тем, что уже в воздухе. Вобщем, вряд ли ещё такое увижу.
                Кстати сказать, только в Афганистане узнал, что вертолёт гружённый, в горах, при высокой температуре может взлететь только с разгона.
                1. +1
                  23 августа 2024 12:54
                  Цитата: Bad_gr
                  Кстати сказать, только в Афганистане узнал, что вертолёт гружённый, в горах, при высокой температуре может взлететь только с разгона.

                  У нас иногда тоже с пробегом взлетали. Сразу сходу вырулил на ВПП, и корткий пробег и взлёт, так ,говорят, они керос экономили. Потом слили- сдали. Крайний раз взлёт всего полка, я наблюдал в 2007 на учениях"Крыло-2007", тогда 277 Млавский БАП ещё не был Гвардейским. Но это было не так эффектно , когда в 1986 четвёрками взлетал с ВПП аэродрома Ключево 159 ГИАП, тогда еще правда на МиГ-21, В 2007 Су-24 взлетали по одиночке друг за другом , правда с малыми интервалами, один только шасси убирает, второй стартует, третий стоит в ожидании выруливания на ВПП следующий по рулёжке катится...
          3. +1
            22 августа 2024 18:38
            Вы предполагаете что самолетов было 200????
            Ну вы поняли.
        4. 0
          26 августа 2024 20:01
          И ЯК-130М тоже сможет на минимальной скорости находиться в воздухе несколько часов и как разведчик и как средство против БПЛА.

          А какие проблемы прикинуть, что мог бы Як-130М, взяв ТТХ его "братишки" M-346?
          https://en.wikipedia.org/wiki/Alenia_Aermacchi_M-346_Master#Specifications_(M-346)
          Ferry range: 2,550 km (1,580 mi, 1,380 nmi) with 3 external drop tanks
          Endurance: 2 hours 45 minutes (4 hours with external drop tanks)
          Но ему, для охоты на вражеские БПЛА нужно поставить хотя бы пару пулемётов, — так остается ещё два свободных пилона!.. wink Задача решена.
    2. +11
      22 августа 2024 06:18
      Ну.... А какие материалы придумали легче титановой брони? Но это все фантазии. Су-25 сразу проектировался под свою бронекоробку. Никто туда ничего дополнительного не ставил. А повесить подобное такое на другой самолет не получится. Там толщина навскидку см 5. Это так, пальцами прикинул. Когда говорят, как это делают, я все равно не верю. Это технологический шедевр. Сколько весит - не знаю.
      А Як-130 маленький самолетик. И в полете даже со своими 2-мя движками совсем не Су-30 и даже не Су-25. Оставим ему его нишу. Пусть спокойно служит по назначению.
      1. -8
        22 августа 2024 07:58
        Нет, пусть воюет. Отечество в опасности. Покой нам только снится.
        Всё идёт в дело в бой, даже дробовики и те против низко летящих БПЛА применяются.
        Есть такой материал кевлар, лёгкий, в пять раз прочнее стали , его можно использовать.
      2. 2al
        0
        22 августа 2024 09:44
        Автор статьи не указал на УБС Hongdu L-15B, который имеет все перечисленные опции и кстати используют и в целях ПВО, например в Венесуэле и Замбии.
        1. 0
          22 августа 2024 20:09
          2al
          Хуньду Л-15 - китайская поделка по мотивам Як-130, только с украинскими двигателями. Ноги у него растут оттуда же, откуда и Як-130.
          Тогда уж и итальянский Аэрмакки М-346 - так это вообще, родной брат Як-130. Не удивлюсь, если Аэрмакки окажутся в 404
    3. +12
      22 августа 2024 09:32
      Цитата: Солдатов В.
      Почему бы не применить принцип защиты, бронирования СУ-25 на Як-130М?

      Можно. Правда, тогда на вооружение и РЛС места уже не останется
      Цитата: Солдатов В.
      По применению ЯК-130М. Это барражирование вокруг городов, значимых объектов для обнаружения и уничтожения любых БПЛА противника. Конечно с соответствующим оборудованием для этого.

      Есть учебные самолеты, и есть боевые. Як-130 в свое время старался взять фичей - будучи дешевле боевого самолета, он мог имитировать параметры его БРЭО. То есть обучаемый летал по настоящему, а всякие там "Ирбисы" и УРВВ применял понарошку.
      Но даже в таком виде Як-130 имел очень узкую область применения, по той простой причине, что БРЭО он имитировать мог, а вот пилотаж боевого самолета - нет. Таких машин не то, чтобы не надо совсем, но потребность в них очень ограничена.
      Здесь же нам предлагают потратить кучу денег на превращение и так излишне дорогого Як-130 в отвратительный боевой самолет. С мизерной нагрузкой, дальностью, ограниченным БРЭО и т.д. и т.п.
      Простите, нам что, денег девать некуда?
      1. +4
        22 августа 2024 10:05
        Просто сейчас не очень нужен боевой самолет в классическом понимании. А нужна платформа для запуска управляемого оружия. Подлетел, выпустил, смылся. Всë. Вот и доводят его до этого состояния. Информационная обеспеченность в 100 раз важнее летных характеристик.
        А так, вообще, Як-130 и в существующем виде берут разные мелкие страны, кто живет на свои деньги. Делается и продается. Кому уж только его не продали.
        1. -1
          22 августа 2024 15:14
          Цитата: MCmaximus
          А нужна платформа для запуска управляемого оружия.

          Это фантастика.
          Во-первых, самолет, даже действующий в нескольких десятках км от передовой, должен обладать адекватным набором БРЭО, включая личную станцию РЭБ и проч.
          Во-вторых, если Вы так считаете, зачем Вам вообще какая-то доработанная версия Як-130? Летайте без РЛС и всего прочего, кидайте.
          Цитата: MCmaximus
          Информационная обеспеченность в 100 раз важнее летных характеристик.

          Только вот откуда она у Як-130?
          Цитата: MCmaximus
          А так, вообще, Як-130 и в существующем виде берут разные мелкие страны, кто живет на свои деньги

          Ну правильно, почему бы тому же Вьетнаму, с его более чем 200 боевых самолетов не взять дюжину учебных? Почему бы Лаосу не взять 4 таких самолета для полицейских нужд?
          1. 0
            22 августа 2024 16:07
            Наличие РЛС и прочего описанного, как бэ и повышает осведомленность. Это ж то самое БРЭО.
            А я так понял, что если покупают, то это плохо. Или хорошо?
            А у кого есть личный РЭБ даже и не вспомню.
      2. -1
        22 августа 2024 10:50
        В принципе я согласен с Вами Андрей. Но сколько у нас в наличие боевых самолётов разного предназначения? Мы с трудом бьёмся с Украиной, а если против нас впряжётся весь Запад, что нам делать? Под Як-40 ракеты, бомбы подвешивать? Отправлять Суперджеты напичканные взрывчаткой на Польшу, Финляндию, Швецию, Румынию, Болгарию, Чехию?. Всё очень и очень серьёзно.
        Скоро 1 сентября не напоминает ли это ситуацию 1 сентября 1939?
        1. 0
          23 августа 2024 02:46
          если против нас впряжётся весь Запад, что нам делать? Под Як-40 ракеты, бомбы подвешивать?
          что-то подсказывает что они в курсе, где у нас ракеты и бомбы производят, высокоточное оружие у нас кончится быстрее самолётов...
      3. 0
        22 августа 2024 11:11
        С чего он излишне дорогой-то? Дешевле всех конкурентов, довольно активно идет на экспорт.
      4. 0
        22 августа 2024 15:05
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Есть учебные самолеты, и есть боевые......
        Интересно, в оценке сказанного у Вас +6, а у меня за сообщение
        Цитата: Bad_gr
        Это учебная парта и срубить бабла, продав его как боевой самолёт, явление не хорошее......
        (https://topwar.ru/248573-otkryvaet-put-dlja-modernizacii-samoletov-su-vseh-tipov-v-zarubezhnoj-presse-ocenili-novyj-variant-jak-130m.html?1724242413286)
        -7

        Кто объяснит, чем высказывания так координально отличаются ?
      5. +1
        22 августа 2024 17:19
        С мизерной нагрузкой, дальностью, ограниченным БРЭО и т.д. и т.п
        - у Як-130 нагрузка была до 3-х тонн, дальность - до 2000 км. Про Як-130М пишут, что
        модель М имеет более современную авионику, увеличенную боевую нагрузку и улучшенные летные характеристики
        . Я бы не сказал, что это - "мизер". К тому же, для выполнения реальных боевых задач тот же Су-34 берет обычно 3-4 тонны (4 ФАБ-500 с УМПК или 2 ФАБ-1500 с УМПК). Полная нагрузка сильно снижает маневренность и выживаемость в современных условиях.
        А
        отвратительный боевой самолет
        получится или нет, зависит от тактики применения.
        И да, вопрос - достаточно ли у нас Як-130 в качестве учебных - тоже имеет место.
        1. +2
          22 августа 2024 18:14
          Цитата: shikin
          Я бы не сказал, что это - "мизер".

          Давайте смотреть
          Цитата: shikin
          К тому же, для выполнения реальных боевых задач тот же Су-34 берет обычно 3-4 тонны (4 ФАБ-500 с УМПК или 2 ФАБ-1500 с УМПК). Полная нагрузка сильно снижает маневренность и выживаемость в современных условиях.

          Вы абсолютно правы. А какая максимальная боевая нагрузка у Су-34? 8,5 тонн (сайт ОАК). То есть берет он в реальной жизни порядка 35-47%. Перекладывая это на Як-130 получим тонну-полторы боевой нагрузки.
          Но вся проблема в том, что в счет этих тонны-полторы придется брать с собой аппаратуру, которая на Су-34 стоит по умолчанию, СПО то же, прицельные контейнеры и т.д.
          Цитата: shikin
          дальность - до 2000 км.

          А у Су-34 дальность - 4250 км.
          1. 0
            22 августа 2024 18:28
            Ну, все-таки 4 ФАБ-250 (возможно, с УМПК) - это не мизер. И в этом случае что дополнительно нужно брать? ОЛС и прицельные контейнеры - это если заниматься поиском цели самостоятельно. И к тому же, заявлялось, что Як-130М имеет увеличенную боевую нагрузку и улучшенные летные характеристики. Насколько - мне такие данные не попадались.
            Понятно, что не стоит сравнивать этот самолет с Су-34 или даже с МиГ-35, но не думаю, что это совсем бесполезный самолет в боевом смысле.
            1. +1
              22 августа 2024 18:46
              Цитата: shikin
              Ну, все-таки 4 ФАБ-250 (возможно, с УМПК) - это не мизер.

              Просто для выполнения работы одного Су-34 надо 3-4 Як-130 Что дороже Су-34, особенно с учетом подготовки пилотов
              Цитата: shikin
              И в этом случае что дополнительно нужно брать? ОЛС и прицельные контейнеры - это если заниматься поиском цели самостоятельно.

              Или если для применения боеприпаса нужна подсветка. А станция предупреждения об облучении? РЭБ? ЛОЦ?
          2. +1
            22 августа 2024 18:38
            Цитата: Андрей из Челябинска
            А какая максимальная боевая нагрузка у Су-34? 8,5 тонн (сайт ОАК).
            На сайте ОАК характеристики урезанные
            Максимальная боевая нагрузка: -------------- 8 000 кг
            при боевом радиусе 1000 км ------------------ 12 000 кг
            при полной загрузке топлива ------------------- 4 000 кг
            В Сирии часто грузили по 12 тонн, информация об этом встречалась не раз
    4. 0
      22 августа 2024 12:58
      Проходила информация, что версия УБС стоила ярд. Пару лет назад. Теперь самолетик прокачали, инфляция, наверное полтора ярда потянет.
    5. -1
      22 августа 2024 13:00
      Почему бы не применить принцип защиты, бронирования СУ-25 на Як-130М? Конечно на основе новых материалов лёгких, не уступающих броне СУ-25.

      Не понятно зачем нужны эти танцы с бубном, у РФ достаточный парк Су-25, и если его довести до уровня Су-39, то ВКС получит отличного бойца переднего края вложив минимум средств! Напомню Су-39 имел РЛС Копье-25 и оптическую станцию Шквал, так же он мог нести ракеты Х-31П и Х-35, что дает ему возможности борьбы со средствами ПВО и кораблями противника!
    6. +1
      22 августа 2024 15:22
      . Як-130М: учебный или боевой?

      Наверное: "уже мало учебный, и точно-не боевой" Ни то -ни сё. Все упирается в стоимость. Слишком дорог при сомнительной эффективности.
  2. +12
    22 августа 2024 05:54
    немецкий Grob G 120TP
    Grob! Какое романтическое название для самолета wink
    1. 0
      22 августа 2024 18:00
      Grob - в переводе с немецкого означает "грубый".Имеется GOOGLE переводчик.
      1. +1
        22 августа 2024 19:59
        Grob - в переводе с немецкого означает "грубый"
        Мне это известно ещё со школьного курса wink
  3. -2
    22 августа 2024 06:29
    Подымал вопрос в комментариях прошлого упоминания Як-130.
    А как насчет надводных целей - БК ?
    Мне заметили, что дескать вертолет лучше справляется.

    Однако, вертолет лучше справляется с БК у ЮБК,
    а вот к северо-западу от Севастополя, скорее всего вертолет станет "кормом" -
    для укропских ЗРК, и даже - артиллерии.
    Укры могут и засаду делать на вертушки: покрутятся БКшками,
    вызовут вертушку "на разговор с катерами " и хлопнут.

    А ведь Одесский берег нам все равно придется как-то "разрабатывать".
  4. +3
    22 августа 2024 06:30
    Вики пишет про 112 шт.
    Для такого самолета - смешное количество.
    Нет, конечно 112 шт это больше, чем "все три" Су-57, но для такой большой страны. как Россия - капля в море.
  5. +2
    22 августа 2024 07:18
    К стати, ххлам вроде передавали винтовые "Туканы", а в списках сбитых их невидно
  6. +4
    22 августа 2024 07:44
    Здесь уже указывалось на примерно такую же машину - Tucano, роль которой отводилась для антитеррористической и антипартизанской борьбы. А так как герой этой статьи позиционируется в первую очередь как экспортный самолет, то и ему будет отводиться место именно для борьбы с террористами и партизанами. Процитирую представителя компании Яковлев - потенциальными покупателями самолетов считают страны Южной Америки, Восточной Азии и БРИКС. Понятно для чего и для кого создавался этот самолет. Ну а использование его на СВО - это самоубийство летчика (это мое мнение)...
    1. 0
      22 августа 2024 07:56
      Ну а использование его на СВО - это самоубийство летчика (это мое мнение)...

      Полностью поддерживаю! Единственное применимее Як-130М возможно для уничтожения БПЛА на линии третьего эшелона, внутри страны. И то в качестве исключения, для барражирования он не подходит.
    2. +2
      22 августа 2024 09:01
      Цитата: Luminman
      Ну а использование его на СВО - это самоубийство летчика (это мое мнение)...

      А использование танков не самоубийство для танкистов?
      Или пехота (мотострелки)?
      А штурмовые группы?
      Летчики "штучные специалисты"? Так это потому, что и с училищами и с матчастью плохо..
      Нам постоянно рассказывают, сколько всушников уничтожили. Но ведь в противостоянии и наши гибнут. Количество может отличаться, но не очень сильно.
      И что - эти наши погибшие - по сравнении с летчиками какие то не такие?
      Дорого лётчика подготовить?
      Да. Так и крылатые ракеты дорогие - что их не использовать после этого?
      1. +2
        22 августа 2024 16:50
        Владимир-ТТТ, закусывать надо...
      2. 0
        22 августа 2024 21:17
        Цитата: Владимир-ТТТ
        Дорого лётчика подготовить?

        Серьезно? Дороже только космонавта.
  7. +3
    22 августа 2024 08:08
    Рассуждать с той или иной степенью убедительности можно много . Но для того , чтобы доказать эффективность этой новой модификации в её новом качестве , нужно три совершенно необходимых вещи : 1.заказ от МО , 2.опытовая эксплуатация на фронте хотя бы эскадрильи пусть даже переделанных 130х , 3.опытный летный состав этой эскадрильи для полного раскрытия возможностей + грамотное командование с карт бланшем на свободный отход от устава и ЦУ при планировании применения опытовых самолётов .
  8. +3
    22 августа 2024 08:36
    Удивляет желание прикрутить ствол побольше на платформу полегче. Что за класс самолета получился Як 130 М? Легкий истребитель бомбардировщик???
    Причем изначально дорогой так еще и подорожавший от переделки?
    Подставлять 2 летчиков ради тонны чугуния???
    Неее машинка пооучилась очень неплохая. Для тренировок и для экспорта в страны которым полноценный самолет не по карману но хоть что то нужно
    А для себя извините.
    Намного логичней все то оборудование которое впихнули в малыша Як грамотно прикрутить к работяжке Су 25. Пусть даже и синей изолентой по случаю острой необходимости. И получится в результато машина более практический применимая нежели 130М.
    Там ведь основное в контейнерном исполнении??? Так что много времени это не займет.
    1. +2
      22 августа 2024 10:09
      На Су-25 определенно поставлен крест. Не знаю почему, но это видно. И то, как он используется сейчас - это просто издевательство. Но, видимо, по другому он и не может ничего.
      А-10 это тоже касается.
      1. +2
        22 августа 2024 11:48
        Ну с насыщенностью войск ПЗРК ловить штурмовикам нечего. Кроме ракет. Но хоть какой то контейнер оптикой для распознования целей можно же. Чтоб не с кабирования ворон пугать.
      2. 0
        22 августа 2024 15:39
        Был на практике на Тбилиском авиазаводе, когда там запускали Су-25. Они в это время производили спарки МиГ-21. Это было столько лет назад,что уже не упомнить. Потом Тбилиси откололся, производство куда-то перенесли. Самолёт откровенно старый. Его собрата МиГ-27 (штурмовая версия МиГ-23) давно уже списали. Да и все Миг_23 тоже списали, а я на нём служил техником. Как раз когда горбатая пришла к власти.
    2. +1
      22 августа 2024 11:25
      Цитата: garri-lin
      Намного логичней все то оборудование которое впихнули в малыша Як грамотно прикрутить к работяжке Су 25. Пусть даже и синей изолентой по случаю острой необходимости.

      Пытались. В результате получилось, что в одноместном варианте психофизиологические нагрузки на лётчика слишком высоки. А если включить в экипаж оператора, то места для нового БРЭО не остаётся.
      1. 0
        22 августа 2024 11:54
        Знаю что пытались. Но хоть какую то станцию в контейнерном исполнении можно жеж. Для облегчения работы и повышения точности.
        На С 8 есть ЛГСН. Почему бы на С13 не сделать недорогую ГСН по Gps и контейнер чтоб это все наводить.
        Проку было больше чем от тех нововведений что пытаются прикрутить к Як 130М.
        А если его еще и в бой попытаются кинуть так это вобще будет преступление.
        А вот Президент С на Су 25 пусть и в контейнерном варианте будет полезен очень сильно.
      2. 0
        22 августа 2024 16:23
        Дело в том, что Як-130 производится. И в него есть смысл вкладываться.
        А Су-25 долетывает своë.
        Странно другое. МО не делает ничего, чтобы получать новые Грачи. При этом в Улан-Удэ еще не так давно было всë для выпуска этого самолета. Всë сберегли. И даже были собранные и невыкупленные машины.
        Насколько МО право - бохвесь. Внятной политики там не просматривается. Поэтому и говорить, что в каком-то случае они правы не приходится.
        1. 0
          22 августа 2024 16:31
          Цитата: MCmaximus
          Странно другое. МО не делает ничего, чтобы получать новые Грачи.

          Потому что в текущей ситуации для работы по переднему краю броня не нужна. Эпоха обработки противника ракетно-пушечным огнём завершилась - ПВО переднего края сбивает всё, что оказывается в её радиусе.
          Лучшим средством повыщения живучести стал уход за дальность большинства средств ПВО и работа дальнобойным УРО и УАБ. А для этого броня носителю не нужна: те ЗУР, которые ещё могут до него достать, имеют БЧ, которая не контрится никакой бронёй.
          1. 0
            22 августа 2024 16:35
            В общем да. А-10 - это изначально чисто противотанковый самолет. А бронированые штурмовики - это наша специфика. Когда летчиков много и их не жалко. У остальных с этим истребителя неплохо справлялись. Единственно, где штурмовики играли по назначению - это штурмовка ПТАБами.
            Хотя иногда бывали просто ошеломительные последствия применения штурмовиков.
  9. +3
    22 августа 2024 08:55
    Чото новая волна пошла, пиара Як 130
    Как учебный - охотно верю, разные прибамбасы имитируют современные самолеты.
    А как боевой - за 10 лет его пиара не встречал. хотя и стоит милионов 12 всего (лет 10 назад), и многозадачный, и прочее...

    Видно их мало.
  10. -2
    22 августа 2024 09:11
    Современная война заставляет думать и о цене операций. Як-130 по критерию стоимость/ эффективность лучше многих современных навороченных самолетов в большом перечне реальных задач.
    1. +1
      22 августа 2024 09:33
      Цитата: Pavel57
      Як-130 по критерию стоимость/ эффективность лучше многих современных навороченных самолетов

      Это кто же Вам такое сказал?
      1. 0
        22 августа 2024 10:11
        Кинуть одну-две управляемые бомбы из-за ПВО можно хоть с чего. Остальное боеприпас сделает сам.
        Вот и всë объяснение.
        1. 0
          22 августа 2024 11:56
          Кинуть 2 по 250 там где не всегда споавляются 3000?
          1. 0
            22 августа 2024 14:12
            С учетом прицеливания все средства хороши. Может оказаться, что и 2 по 250 будут не хуже 1 3000. Легкой бомбе и маневрировать проще.
            1. 0
              22 августа 2024 18:50
              Когда последний раз 250кг кидали поодиночке??? Их пучком кидают. И Як с этим явно не справится.
              1. 0
                23 августа 2024 06:41
                Пучком, не пучком, а одну с крыла не кинешь. Самолету потом лететь вообще не в кайф. Надо с двух сторон сразу. Про одну я ничего не писал.
                1. 0
                  23 августа 2024 09:39
                  Дааааа блин. Клинический случай . Ну ничего.
                  1. 0
                    23 августа 2024 17:31
                    Ну, ниче, потерпи. А как это: бомбы пучками кидать? Расскажи.
          2. 0
            23 августа 2024 02:58
            Да вроде должен 4 по 250 кинуть, правда зачем второй пилот для этого - непонятно, циферки координат скорее всего передают с земли
            1. 0
              23 августа 2024 09:37
              И с какой вероятностью он их кинет удачно? И зачем это если есть Су 25?? Которые этим делом почти не занимаются потому как безопасней это делать с самолета способного уходить на сверхзвуке.
              1. 0
                23 августа 2024 10:24
                Цитата: garri-lin
                И с какой вероятностью он их кинет удачно?

                думаю с высокой. Я подозреваю что вдоль нашей линии фронта не стоят пэтриоты рядами и не торчит из каждого куста по буку, у нас действуют по принципу - пэтриота бояться - нигде не летать.
                Цитата: garri-lin
                И зачем это если есть Су 25?? Которые этим делом почти не занимаются потому как

                потому как никто не удосужился доработать их для применения крылатых фабов. Вот на МиГ-29 враги поставили американские бомбы, а у нас надо миллион согласований, НИР, испытания по 10 лет, замечания и их исправления и т.д.
                1. 0
                  23 августа 2024 10:30
                  Так и Як пока только на бумаге.
                  Так что Як и Су в одинаковых позициях. Только КАБы кидают Су 34.
                  1. 0
                    23 августа 2024 10:34
                    Цитата: garri-lin
                    Так и Як пока только на бумаге.

                    так у нас давно традиция, что военное ведомство само не знает чего хочет (ну кроме как обогащать замминистров) и производители вооружения кругами бегают и предлагают что-то. Это скорее на экспорт. Вот потому оно в единственном экземпляре, может даже макет. Тут калаш недавно презентовали, с внезапно натовским подствольником. Разработчик надеется на экспорт и видимо не особо надеется на МО.
                    1. -1
                      23 августа 2024 10:46
                      Экспортируется Як мало но регулярно. Интерес к нему есть. Так что и боевая версия может кого нибудь заинтересовать.
                      Партизан гонять. Но не для большой войны.
    2. 0
      23 августа 2024 06:47
      Стоимость-эффективность это Макнамара придумал. А что тольку с экономически эффективноно оружия, если оно не может, например, выполнять задачи? Тут много всего.
  11. +2
    22 августа 2024 09:26
    Родоначальником можно смело назвать такую странную машину, как детище Breguet Aviation, Dassault Aviation и Dornier Flugzeugwerke, получившее название Dassault/Dornier Alpha Jet. Этот самолет был заказан некоторыми странами как учебно-боевой, а вот Люфтваффе не стали мелочиться и захотели легкий и проворный штурмовик.

    Нельзя назвать. Ни смело, ни робко. Dassault /Dornier Alpha Jet впервые взлетел в 1973 году, когда американский Northrop T-38 Talon летал уже 14 лет, с 1959 года. Истребительная версия, N-156, производилась как F-5 Freedom Fighter.
  12. -1
    22 августа 2024 09:40
    Як-130 - самолет неоднозначный. Слабые, ненадежные движки делают его сложным в пилотировании как для УТС. С подвесками он еще более вял и неповоротлив. Это первое. Второе - класс самолета Легкий универсальный штурмовик на рынке не востребован. Обязанности полноценного истребителя или штурмовика он выполнять не может. Нет ни нормальной защиты, ни нормальной РЛС, да и грузоподъемности не хватает. А эксплуатационные затраты приближаются к JAS-39 Grippen, и даже выше. Экономически невыгоден. Не будет востребован на рынке. А разворованная армия РФ его себе позволить не сможет. Экспортный потенциал отсутствует от слова полностью. Это просто очередной пиар-ход, смотрите, мол, мы работаем, стараемся, новые самолеты делаем. Як-130 вообще самолет посредственный, если не сказать хужее...
    1. -1
      22 августа 2024 10:13
      Всë пропало. Гипс снимают. Армию обокрали. Движки слабые. Защиты (чего???, а у кого есть??) - нет.
      Самолет, кстати, продается. Потихоньку, но продается.
      1. 0
        22 августа 2024 10:34
        Посмотрите, куда продается? Папуасам и бабуинам. За бусы. В цивилизованный мир ему хода нет.
        1. +2
          22 августа 2024 10:39
          Не надо о людях так. Они живут на свои. И покупают то, что могут себе позволить. И, представляете!, даже какая-нибудь Мьянма может тоже пригодиться как союзник.
          А этот цивилизованый мир мы уже видим. Нет уж. За ним осталось только техническое превосходство и то, надолго ли?
          1. +1
            22 августа 2024 10:55
            Ох, надолго. С такими делами навсегда. А насчет Мьянмы. Это - не союзники, это - нахлебники. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Это - нахлебники.
            1. 0
              22 августа 2024 16:26
              Чего у нас Мьянма-Бирма взяла и не отдала? Чтобы они в социализм стремились не вспомню. Да, и остальные страны.
              1. -1
                22 августа 2024 17:42
                Вот и я не понимаю этой дружбы. На какие шиши беднейшая страна Африки купила Як-130??? Сто пудово, за бусы!!!
  13. +1
    22 августа 2024 10:29
    На мой взгляд, все эти движения по превращению Як-130 в некий легкий штурмовик - неверный путь. Если уж думать о легкой платформе для использования УМПК, то ее надо сразу делать беспилотной. Будет и дешевле и эффективнее.
    1. -1
      22 августа 2024 10:43
      Беспилотник надо еще сделать. Да, тупой он. Как камикадзе хорош. А на непридвиденные ситуации он реагировать не может. Например, противозенитный маневр.
      Вот если его массировано применять...
      1. 0
        22 августа 2024 11:08
        Беспилотники "умнеют", причем очень быстро. Уже вполне себе в распознавание целей умеют. Так что маневренность и уклонение от угроз - вопрос времени.
        Да и то сказать, в массе своей, оператор-то у БПЛА пока еще есть.
        Разумеется, массированно, в том и смысл.
        Насчет сделать - да, надо. Не тратить ресурсы на всякое странное, типа Миг-35 и Як-130м, а заняться полезным.
    2. +2
      22 августа 2024 16:38
      А что мешает сделать беспилотный вариант? Поставить процессор и контроллеры для управления и камеры для обзора. Ну и оператора на имитаторе посадить.
      Вместо джойстика будет управлять удалённый контроллер. Кстати системы жизнеобеспечения двух человек с катапультируемыми креслами можно выкинуть из нагрузки.
      1. 0
        23 августа 2024 03:00
        Можно ещё один движок выкинуть и получится турецкая кизилельма
  14. +1
    22 августа 2024 11:01
    Учитывая, что испытывали комплекс защиты «Иглой», который все-таки лучший в мире ПЗРК на сегодняшний день,

    Как всегда ничем не обоснованные заявления. Получается ПЗРК "Верба", приемник "Иглы" дрянь полная, ВПК развивается, но в обратную сторону? Такие пёрлы пишут, ё-маё.
  15. +1
    22 августа 2024 11:18
    Цитата: MCmaximus
    Всë пропало. Гипс снимают. Армию обокрали. Движки слабые. Защиты (чего???, а у кого есть??) - нет.
    Самолет, кстати, продается. Потихоньку, но продается.

    Продается , причем не хуже, чем его итальянский брат- близнец. И точно лучше, нежели китайский двоюродный братец.
    1. 0
      22 августа 2024 16:29
      Китайский сверхзвукой братец - отдельная история. Там для меня много странного. То ли китайцы свои подходящие двигатели припилили, то ли решили любой ценой превзойти прототип. Но никто на эти поделки не клюнул. И неспроста.
  16. +3
    22 августа 2024 11:49
    Знаете, на ум сразу приходит Ту-22 и Ту-22М, название очень схожее, а функционал…

    Куда куда пришло? Простите конечно за грубость, но я терпеть не могу воинствующую безграмотность.
    Тема конечно не о Ту, но постарайтесь, пожалуйста, запомнить, если так сложно осознать. Ту-22 и Ту-22М, это два АБСОЛЮТНО разных самолёта, ничего, кроме букв и цифр в названии общего не имеющих. Для статьи о МОДЕРНИЗАЦИИ худшего примера придумать сложно!
  17. +1
    22 августа 2024 13:19
    Цитата: garri-lin
    Кинуть 2 по 250 там где не всегда споавляются 3000?

    3000 не массовый боеприпас. Чаще нужны точечные удары на 250 или 500. А это вполне по силам Як-130.
    1. 0
      22 августа 2024 17:05
      Ну как сказать. Рисковать 2 пилотами ради мелочи?? Рисковать неприспособленным самолетом ради того с чем справится аппарат покрепче и подешевле???
      И не напомните когда последний раз сбрасывались 250 кг бомбы по одной-две штуки???
  18. -2
    22 августа 2024 13:27
    Как только вспомнили про БКО Витебск и Президент-С, сразу стало понятно, что из списка боевых самолётов его можно вычёркивать...
  19. 0
    22 августа 2024 13:35
    Согласен с автором, не истребитель это. И штурмовиком нынче быть опасно. Легкий бомбер - да. 4 - 6 ФАБ-250 или 3 ФАБ-500 с УМПК - и вуаля! Пригодился бы в СВО.
  20. +1
    22 августа 2024 14:59
    Надеюсь, что их под УМПК и УМПБ приспособят, учитывая немалое количество данных самолётов в ВВС.
  21. 0
    22 августа 2024 15:19
    Много буков ни о чём. PZL Swidnik это авиапредприятие, специализирующееся на вертолётах - PZL-Świdnik a Leonardo Helicopters company.
    Какую конкретно модель автор имел в виду? Польскую версию Ми-2?
  22. 0
    22 августа 2024 15:28
    Цитата: MCmaximus
    На Су-25 определенно поставлен крест. Не знаю почему, но это видно. И то, как он используется сейчас - это просто издевательство. Но, видимо, по другому он и не может ничего.
    А-10 это тоже касается.

    A-10 с планирующая GBU-39 в количестве 8шт.
    И не только они
    1. 0
      22 августа 2024 16:24
      Цитата: Zufei
      A-10 с планирующая GBU-39 в количестве 8шт.
      И не только они

      Вот только для применения УАБ не нужно таскать на себе тонны брони. Так что "бородавочник" в этой роли будет всегда проигрывать обычным небронированным ИБ.
      Подвеска УАБ под штурмовик переднего края - это всего лишь попытка хоть как-то отсрочить его неизбежное списание.
  23. 0
    22 августа 2024 15:32
    Помню был в Грозном, до всех этих событий, у нас были учения, и по условиям учений был перелёт Мигов из Астрахани в Грозный. Я входил в группу, принимающую и отправляющую самолёты.
    Это был аэродром Ставропольского лётного училища. Там тогда стояли L-29 и L-39. Мы эти самолёты вручную перекатывали с места на место. Кстати, МиГ-21 тоже можно было вручную катать.
    Насчёт Як-130, украинцам он бы хорошо зашёл, то есть его итальянская версия М-346, или корейскй KAI T-50. Но бесплатно никто давать не хочет, отсюда вывод по F-16, отдают откровенное старьё.
  24. +1
    22 августа 2024 17:49
    Как истребитель он конечно ниачем, только для обучения применения ракетного вооружения... Это не значит что из него нельзя ничего сбить, но В-17 или В-29 защитным вооруженим тоже сбивали, но истребителем не становились... Маленькая скорость, маленький радиус... Против бпла проще вертушки поднять...
    Штурмовик тоже из него не очень. Он изначально делался как учебно-боевой, но в первую очередь учебный, и у него не заложено ни бронирование ни такая живучесть как у штурмовиков, которые изрешеченые вполне возвращаются на аэродромы...
    А вот как легкий бомбер (ну да типа У-2), он вполне себе имеет место быть, особенно сейчас, когда массово используют универсальные модули планирования...
    Но даже просто чугунием, против противника без пво или на участках где у противника нет пво можно работать...
    В конце концов от ПЗРК можно подняться повыше, если известно что ничего более мощного у противника нет...
    4 250кг бомбы уже прилично, если смогут доработать под 2 500-ки, вполне прилично... Банально бомбить мосты, ПВД и прочее...
    Нурсами он конечно тоже работать может, но вот су-25 с ручного пулемета не собьешь, даже если подставится, а вот як-130 да...
  25. 0
    22 августа 2024 17:55
    Цитата: garri-lin
    Ну как сказать. Рисковать 2 пилотами ради мелочи?? Рисковать неприспособленным самолетом ради того с чем справится аппарат покрепче и подешевле???
    И не напомните когда последний раз сбрасывались 250 кг бомбы по одной-две штуки???

    Разговор идет об управляемых планирующих бомбах..
    1. 0
      22 августа 2024 18:54
      Так и я про них. Посмотрите видео. Их по несколко штук пускают. Кпждый вход в зону ПВО прлтивника это риск. А Су 34 еще и убежать может на сверхзвуке. Чего Як точно сделать не сможет.
  26. 0
    22 августа 2024 18:03
    Цитата: MCmaximus
    Китайский сверхзвукой братец - отдельная история. Там для меня много странного. То ли китайцы свои подходящие двигатели припилили, то ли решили любой ценой превзойти прототип. Но никто на эти поделки не клюнул. И неспроста.

    Движок там тот же- АИ222, только с форсажной камерой . По потенциалу он ближе к корейскому Т-50.
  27. 0
    22 августа 2024 19:16
    Цитата: garri-lin
    Так и я про них. Посмотрите видео. Их по несколко штук пускают. Кпждый вход в зону ПВО прлтивника это риск. А Су 34 еще и убежать может на сверхзвуке. Чего Як точно сделать не сможет.

    Когда Су-34 бросает 4 бомбы - это точно не рационально.
    Смысл планирующих бомб- не входить в зону ПВО, или находиться в ней длительной время.
    Еще раз - 4 - 6 бомбы 250 или 4 по500 для Як- 130 посильная ноша. А стоимость операции в разы ниже , чем с Су-34.
  28. 0
    22 августа 2024 19:51
    Цитата: Alexey RA
    Так что "бородавочник" в этой роли будет всегда проигрывать

    Он по определению проигрывает всему, чему можно. Надо понимать, что А-10 очень специализированный ероплан. Фактически летающая пушка, пригодная только для противотанковой борьбы, причем на очень близком расстоянии.
    Вне зависимости от поставленной задачи, он всегда таскает на себе лишнюю пару тонн, или сколько там его пушка весит.
  29. +1
    22 августа 2024 19:54
    Цитата: Рязанец87
    по превращению Як-130 в некий легкий штурмовик

    Надо конечно почитать книжку про этот самолёт, но у меня в голове отложилось, что его многоцелевое использование закладывалось ещё на стадии ТТЗ.
  30. 0
    22 августа 2024 20:02
    автор опять каши намешал и показал свою высочайшую "компетентность". Як-130 - недоштурмовик, недоистребитель и переучебный самолет. На самом деле он создавался для поддержания летных навыков у лётчиков, чтобы не гонять дорогие сушки и миги. Не надо сравнивать его с Су-25! В отличие от Су-25, Як-130 возле линии фронта проживёт недолго. В этом плане Су-25 аналогов нет. Кстати, штурмовику, работающему по полю боя и на малых высотах, РЛС будет избыточной. Если уж не устраивает борт Грача, но надо улучшать его борт, а не вытягивать из Як-130 недоштурмовик. Как штурмовик, Як-130 пригоден только для войны при слабой ПВО, типа, бармалеев гонять. А РЛС пригодится для истребителя ПВО, который защищает тыловые районы. Гонять дроны на Су-25 тоже так себе затея. Дороговато будет. Надо что полегче. Хотя бы вертушки.
    В условиях тотальной войны, конечно, воюет всё. Но, если верить нашему руководству, мы до неё ещё не дошли. Посему, повторюсь, у Як-130 всего 3 применения:
    1.Поддержание навыков строевых лётчиков
    2.Истребитель ПВО: ближний тыл, аэродромы и другие важные объекты
    3.Продажа на экспорт в качестве лёгкого штурмовика и учебного самолёта повышенной подготовки
  31. 0
    22 августа 2024 21:12
    Почему-то никто не вспоминает о МиГ-АТ...
    1. 0
      2 сентября 2024 15:31
      Слабеньким слишком оказался, потому и не прижился нигде...
  32. 0
    22 августа 2024 22:21
    А что у нас с ценами? Если я правильно понял, то его ближайшие конкуренты - немодернизированные самолеты 4+ поколения.
    Сколько стоить будет сам самолет и один час его эксплуатации?
  33. 0
    23 августа 2024 13:55
    Возможно, что я выскажусь не совсем профессионально, но есть смысл создать новый лёгкий штурмовик, со всеми вытекающими из этого предназначения, "последствиями" чем пытаться из учебно - тренировочного сделать "бойца переднего края", "обвевешивая" его "доспехами" и вооружением, что приведет к потере его ТТХ на поле боя... Думаю, что создать новый аппарат, с заданными свойствами, будет значительно дешевле и удастся избежать кучи "детских болезней" в процессе его создания... Думаю, что новый штурмовик должен иметь возможность использовать не только глаза пилота, но и возможности целеуказания и управления с "А-50"...
  34. +1
    23 августа 2024 17:48
    В кои-то веки хорошая статья от Скоморохова. Спасибо, хотя в основном отношусь к его статьям не очень. НО здесь - спасибо
  35. 0
    28 августа 2024 02:36
    https://aviationweek.com/shownews/farnborough-airshow/leonardos-m-346-get-wide-area-display-aesa-radar
    M-346 компании Leonardo получит широкополосный дисплей и радар с АФАР
  36. 0
    30 августа 2024 08:20
    Хм, а сколько фаб-500 в управляемом варианте он утянет?
    1. 0
      1 сентября 2024 17:37
      4 штуки — гарантированно.
      http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/9159-ychebno-trenirovochn.html
      Вооружение Точки подвески: 9 Боевая нагрузка: 3000 кг Узлы подвески : предусмотрены в общей сложности 7 опорных стоек (1 под фюзеляжем, 4 под крылом плюс 2 законцовки крыла), способных монтировать до 3000 кг внешней полезной нагрузки и до 3 x 630 литров внешние подвесные баки (только нижняя часть фюзеляжа и 2 внутренних пилона крыла имеют гидроизоляцию) Ракеты класса "воздух-воздух": AIM-9 Sidewinder Ракеты класса "воздух-поверхность": AGM-65 Maverick Противокорабельные ракеты: Marte MK-2A Бомбы свободного падения или замедленного действия Mark-82 500 фунтов и Mark-83 1000 фунтов
      1. 0
        2 сентября 2024 15:27
        Тогда странно что не применяется сейчас он для этого. Ресурс дешевле, можно одновременно тренировать молодых.
        1. 0
          2 сентября 2024 15:29
          Надо этот вопрос задать тем, кто за это отвечает... Считается, что им "с бугра" виднее...
  37. 0
    3 сентября 2024 21:39
    Самолёт интересный, но есть вопрос: если они по штату будут использоваться для обучения курсантов, то кто будет сидеть в кабине во время выполнения боевого задания в качестве лётчика и оператора вооружений? Курсант и инструктор? Или держать для такого повода специально обученные экипажи? Но тогда как самолёт делить будут?