Военное обозрение

Секреты «Лошарика»

103
АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров. Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов. Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце прошлого года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании, возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок.
Секреты «Лошарика»

Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта – «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.

Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования. В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, скорее всего, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году.

Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш», скорее всего, еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш», расположенном в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года. В середине 90-х годов по причине нехватки финансирования проект был временно приостановлен, при этом спуск достроенной лодки на воду произошел 5 августа 2003 года.

По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса.

При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.
Лодка-носитель "Оренбург" в месте постоянной дислокации, Оленья губа


В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

Специально для глубоководной станции АС-12 была проведена и переделка атомной стратегической подлодки проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции. Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

В свое время именно фотографии «Оренбурга», всплывшего на Северном полюсе во время экспедиции «Арктика-2012», были опубликованы в прессе. В то же время внешний вид «Лошарика» до сих пор засекречен, достоверных фотографий данной глубоководной станции нет в открытом доступе. В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.

Источники информации:
-http://lenta.ru/articles/2012/10/29/losharik
-http://newsreaders.ru/showthread.php?t=2988
-http://blog.kp.ru/users/2763549/post245638007
-http://ru.wikipedia.org
Автор:
103 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Skiff
    Skiff 1 марта 2013 09:32
    +60
    Поклон и уважение нашим дедам и отцам!!!
    Создавали технические шедевры, которые на десятилетия опередили современников. Сколько еще в кладовых Родины лежит вот таких вот сокровищ, в виде эскизов и проектов.....
    1. Ведмедь
      Ведмедь 1 марта 2013 10:11
      +24
      Цитата: Skiff
      Сколько еще в кладовых Родины лежит вот таких вот сокровищ, в виде эскизов и проектов.....

      Очень много... Как правило все сеодняшние "изобретения" это наработки СССР, с которых стряхнули пыль и достали с полок первых отделов....
      1. ShturmKGB
        ShturmKGB 1 марта 2013 10:51
        +44
        Мне кажется дурная привычка переводить (в прессе) Российские классы и названия лодок и вообще любой военной техники в стандарты НАТО, не думаю что натовцы переводят свою военную технику в Российские стандарты и пишут об этом в своей прессе. Элементы идеологической борьбы...
        1. Владимирец
          Владимирец 1 марта 2013 11:37
          +36
          Цитата: ShturmKGB
          Мне кажется дурная привычка переводить (в прессе) Российские классы и названия лодок и вообще любой военной техники в стандарты НАТО, не думаю что натовцы переводят свою военную технику в Российские стандарты и пишут об этом в своей прессе. Элементы идеологической борьбы...

          Согласен, но что Вы хотите если по первому каналу в прямом эфире транслируют на всю страну церемонию вручения занюханного Оскара, как будто вся Россия переживает о том какой же проект госдепа на этот раз плюшки получит.
          1. ikrut
            ikrut 1 марта 2013 12:31
            +36
            Цитата: Владимирец
            по первому каналу в прямом эфире транслируют на всю страну церемонию вручения занюханного Оскара, как будто вся Россия переживает о том какой же проект госдепа на этот раз плюшки получит.

            Совершенно верно, насчет "оскара". Что, блин, за радость нашему народу? Или это важное "культурное событие"? Эйфория от голливудовских фильмов уже лет 10, как прошла. И возвращаться к ним не хочется. А старые советские фильмы с удовольствием смотрю. Сорри, что не в тему.
            А статье "+". Оч.интересная лодка. Жаль, мало, что о ней известно. Ну, так это и не плохо, думаю. Такие вот "секреты" очень нужны. И побольше. Спокойнее жить будем.
            1. Симон
              Симон 2 марта 2013 10:52
              +4
              Полностью поддерживаю вас "ikrut" на все сто. good
            2. Misantrop
              Misantrop 2 марта 2013 12:24
              +8
              Цитата: ikrut
              А статье "+". Оч.интересная лодка. Жаль, мало, что о ней известно. Ну, так это и не плохо, думаю. Такие вот "секреты" очень нужны. И побольше. Спокойнее жить будем.
              Поддерживаю. Это подразделение всегда было предельно засекреченным. В мое время это был "дивизион Омельченко". И при том, что мы делили с ними маленькую базу "Оленья губа", достоверно про них не было известно почти ничего.
              1. ikrut
                ikrut 6 марта 2013 22:24
                +5
                Цитата: Misantrop
                Поддерживаю. Это подразделение всегда было предельно засекреченным. В мое время это был "дивизион Омельченко". И при том, что мы делили с ними маленькую базу "Оленья губа", достоверно про них не было известно почти ничего.

                Во время моей службы ( а я служил в РВСН, в довольно секретном подразделении - начальником АСУ ракетного полка) у нас в части, внутр нашей территории, охраняемой "сеткой" в 10000 вольт была еще одно сверхсекретная, отдельно и строго охраняемая территория, где базировалась отдельная в/ч. Она называлась РТБ. "ракетно-техническая база". Никто у них внутри никогда не бывал и не знал, что там. Лишь слухи ходили, что там обслуживали спец. части ракет (ядерные ГЧ).
                1. Misantrop
                  Misantrop 6 марта 2013 22:36
                  +4
                  Цитата: ikrut
                  была еще одно сверхсекретная, отдельно и строго охраняемая территория, где базировалась отдельная в/ч. Она называлась РТБ. "ракетно-техническая база".
                  Была у нас и РТБ и ТТБ (ракетная и торпедная соответственно). Ну и в авиагарнизоне, где вырос, тоже была соответствующая структура (туда даже командир дивизии допуска на территорию не имел). Но уверяю, что этот дивизион был еще более закрытым. Не по структуре, в плане личного общения. Его вообще не было. Даже те из наших одноклассников по училищу, кто туда попал, кроме "здравствуй", никакого общения с нами не допускали...
                2. Alex409
                  Alex409 3 июля 2019 13:32
                  0
                  Начальник АСУ полка, сетка 10000 вольт, ракетно-техническая база.... Похоже товарищ служил? в звании не выше рядового
            3. papas-57
              papas-57 2 марта 2013 23:04
              +6
              Да ''Оскар'' не самая плохая трансляция. Гораздо хуже когда несколько дней показывают церемонию бракосочетания какой-то английской принцессы. И наше телевидение показывает, и находятся желающие это смотреть. До тошноты противно
              1. Орион
                Орион 6 марта 2013 23:45
                0
                Все наши СМИ зависят от нью-йоркской системы рейтингов и подконтрольны США, отсюда и вся политика телеканалов. Кому интересно, посмотрите видео:

              2. ty60
                ty60 17 ноября 2017 23:18
                0
                Вот сериал бесконечный-про нищебродов.
        2. Александр Петрович
          Александр Петрович 1 марта 2013 16:06
          +16
          Я абсолютно с вами согласен, давно я себе задавал вопрос - почему мы вечно переводим все по натовским стандартам. Знающие не подскажите? Типа если НАТОвцы назовут наш самолет "медведь" или "блэк джэк" - мы будем чувствовать себя круче с мыслью что американцы так их назвали из за страха? Бред. Вечно на запад смотрим - что они подумают. Долой эти НАТОвские стандартами со всеми их гадскими ценностями.
          1. Patton5
            Patton5 3 марта 2013 08:12
            +3
            В прессе началось от того что многие виды вооружений не имеют имени собственного а лишь безликий номер проекта, а с теми что имеют проблем нет например в артиллерии.... сейчас все меняется и нашей технике стали давать красивые имена. Что меня коробит до сих пор почему ракету рс-20 "воевода" называют мерзким сатана
            1. Andriuha077
              Andriuha077 6 марта 2013 21:54
              0
              У нас были и есть прекрасные названия всей техники: http://ua.convdocs.org/docs/index-113360.html
    2. Гражданский
      Гражданский 1 марта 2013 11:47
      +9
      предположительно атомных глубоководных станций в России больше чем один лошарик, и что вооружение там все таки предусмотрено...
      1. biglow
        biglow 1 марта 2013 13:15
        +3
        Гражданский,
        да не нужно такой лодке вооружение,в кого на такой глубине стрелять.Тем более недалеко всегда есть лодка носитель
        1. Гражданский
          Гражданский 1 марта 2013 16:16
          +8
          biglow,

          скажу так, лодку явно создавали не для того чтобы КЕРНЫ с грунтом для научных экспедиций добывать... остальное додумаете сами)
          1. Симон
            Симон 2 марта 2013 10:59
            0
            Все правильно, надо смотреть в будущее. yes
          2. Andriuha077
            Andriuha077 6 марта 2013 21:55
            0
            Лодка для того, чтобы быть неуязвимой на 95% площади мирового океана.
        2. Gvaeglor
          Gvaeglor 23 октября 2016 07:38
          +2
          29 ОБрПЛ СФ. В/ч 13090. Губа Оленья. Командир Грицевич Н.А.
          Пр. 1910 Кашалот
          АС-13
          АС-15
          АС-33
          Пр. 1851 Палтус
          АС-21
          АС-23
          АС-35
          Пр. 10831 Калитка
          АС-12
          Пр. 09786
          БС-136
      2. angarchanin
        angarchanin 1 марта 2013 16:48
        +11
        Кстати, этот "Лошарик" с его характеристиками хороший доставщик ядерной "пиццы" к берегам США (по однажды озвученному предложению А. Сахарова)
      3. Симон
        Симон 2 марта 2013 10:58
        +1
        Даже и очень хорошо! Можно что-нибудь придумать, с глубины 6 тыс. метров, какую- нибудь торпеду, которая била бы по амеровским и натовским кораблям и авианосцам с низу по днищам hi
    3. Metlik
      Metlik 1 марта 2013 11:52
      +7
      Цитата: Skiff
      Сколько еще в кладовых Родины лежит вот таких вот сокровищ, в виде эскизов и проектов.....

      Если бы 20 триллионов потратить на них! Нам бы не пришлось никого догонять, нас бы все догоняли.
    4. Kir
      Kir 1 марта 2013 17:56
      +4
      Приношу извинения за качество снимка. О.Пикар "На Глубину Морей в Батискафе" год издания 1961 изд-во "СУДПРОМГИЗ", так вот гордясь нашими не стоит выпускать и того из виду, что был такой французский инженер П.Вильм, который ещё в середине только если не ранее 50-х прошлого предлагал такую-же схему, только у него она рассматривалась в концепции батискафа с рабочий глубиной в 4 000метров!, конечно может и нас на тот момент у кого-то такая-же идея была, может секретность, но всё-же в данной книге именно его идеи о будущем подводных аппаратов представлены схемами.
      1. АлНиколаич
        АлНиколаич 1 марта 2013 23:54
        +5
        В каком то амерском кино подобный аппарат мелькал, видимо Голливуд из книги Огюста Пикара образец принял. Только у неё лёгкого корпуса не было.
        И Триест пикаровский вспомнился. Надпись на нём была ЮС НЭВИ. На амерские деньги достраивали...
        И ещё хочется дополнить, наибольшая часть дна мирового океана расположена на глубинах от4000метров и глубже. И о процессах происходящих там мы не знаем. Лошарик приоткроет завесу тайны. Аппаратов с такой автономностью и глубиной погружения ещё не было!
        1. Симон
          Симон 2 марта 2013 11:04
          +2
          Дно-то свободное, на него никто не претендует, вот и построим там базы для подлодок, а все остальные умоются. hi laughing
        2. Kir
          Kir 2 марта 2013 16:30
          -1
          Ну тут вы не совсем правы корпус лёгкий всётаки был в проекте, а касаемо Пикаров, ну так сын Огюстакокого из них работал в штатах, как раз на ниве батискафов, а по триесту по крайней мере сборка в Италии. А по поводу кино в каком-то фантастическом мелькал. касаемо-же книги, так наши за каким-то...., как раз сократили техническую часть, а вообще если не читали советую, кстати там есть интересный момент, как раз о такой любимой всякими проамериканскими прогрессистами темы, как экономическая целесообразность, так вот с экономив, вместо нержа ржавеющая сталь с покрытием, в результате эксплуатации выходит дороже чем из некородирующего материала. вот такая блин экономика.
        3. НИКТО КРОМЕ НАС
          НИКТО КРОМЕ НАС 2 марта 2013 23:41
          0
          Погружения на дно Марианской впадины были 2раза ,глубина около 11 000 метров,а насчёт автономности это да....
    5. starshina78
      starshina78 1 марта 2013 21:39
      0
      Достраивали то в наше время ! Значит можем . когда хотим !
    6. Ross
      Ross 2 марта 2013 01:14
      +2
      Skiff,
      Подобные титановые "малютки" строили и на Адмиралтейском.
      1. lab29
        lab29 2 марта 2013 18:10
        0
        Сейчас ремонтируют на Звездочке
        1. егоркаМ
          егоркаМ 12 января 2015 19:55
          0
          Привет! А сам-то где трудишься?
  2. ПИСТОЛЕТ
    ПИСТОЛЕТ 1 марта 2013 09:36
    +1
    Такую АПЛ бы еще и боевую России и к берегам амеров на патрулирование, чтоб держать их на очке постоянно)
    1. Sirocco
      Sirocco 1 марта 2013 11:58
      +4
      У них очко и так уже жим жим. В противном случае не было бы этого свиного визга, о правах и демократии в России, не бы ло бы строительства ПРО от "Ирана" и прочее. США похожа на бешеного пса, в предсмертной агонии.
    2. Симон
      Симон 2 марта 2013 11:09
      +2
      Во, и еще амеров окружим морскими подводными базами на большой глубине. Я думаю, что после этого они дергаться перестанут, ведь им нужно придумать средства борьбы с этими подлодками, ну и в будущим с подводными базами, а это годы и куча долларов, которые уже фантиками скоро станут. laughing
      1. Sirocco
        Sirocco 2 марта 2013 13:51
        +2
        Кажется академик Сахаров предложил, не наносить ядерные удары по територии США, а ударить по морю, и смоет США одна большая волна.
        1. мамба
          мамба 2 марта 2013 16:53
          0
          Цитата: Sirocco
          Кажется академик Сахаров предложил, не наносить ядерные удары по територии США, а ударить по морю, и смоет США одна большая волна.

          Да, не дай Бог! От такой волны пострадают все прибрежные страны и нам достанется на орехи. Это касается и Атлантики и Тихого океанов. Лучше посмотрите как распространялась волна цунами по Индийскому океану после землетрясения в Индонезии в 2004 году.

          От цунами пострадали страны Азии (Индонезия — 180 тыс. человек, Шри-Ланка — до 39 тыс. человек, Таиланд — более 5 тыс. человек и др.) и африканская Сомали. Общее количество погибших превысило 235 тыс. человек.
          1. Sirocco
            Sirocco 2 марта 2013 19:48
            +1
            Цитата: мамба
            Да, не дай Бог! От такой волны пострадают все прибрежные страны и нам достанется на орехи.

            В случае нанесения ядерного удара супостатом, мне кажется, это будет война, со всеми вытекающими, и кому больше кому меньше достанется, уже будет не столь важно, нам бы выжить. и по мере возможности нанести больше разрушений противнику. И все прибрежные страны о коих вы печетесь, являются нашими вероятными протвниками блока НАТО. как то так.
            1. Комментарий был удален.
        2. Gvaeglor
          Gvaeglor 23 октября 2016 07:52
          0
          А. Д. Сахаров вообще предлагал не обслуживать вашингтонскую стратегию разорения Советского Союза гонкой вооружений. Он выступал за размещение вдоль Атлантического и Тихоокеанского побережий США ядерных зарядов по 100 мегатонн каждый. И при агрессии против нас либо наших друзей нажать кнопки. Было это сказано им до ссоры с Никитой Сергеевичем в 1961 г. из-за разногласий по поводу испытания термоядерной бомбы мощностью в 100 мегатонн над Новой Землёй
        3. Комментарий был удален.
        4. Gvaeglor
          Gvaeglor 23 октября 2016 08:11
          0
          «…Я решил, что таким носителем может являться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водо-паровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника. <…> Корпус такой торпеды может быть сделан очень прочным, ей не страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов — как надводным взрывом „выскочившей“ из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом — неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами. Одним из первых, с кем я обсуждал этот проект, был контр-адмирал Фомин… Он был шокирован „людоедским характером“ проекта и заметил в разговоре со мной, что военные моряки привыкли бороться с вооружённым противником в открытом бою и что для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве. Я устыдился и больше никогда ни с кем не обсуждал этого проекта»
          1. Sirocco
            Sirocco 23 октября 2016 14:17
            0
            Цитата: Gvaeglor
            «…Я решил, что таким носителем может являться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал,

            Российские блогеры увидели в новостных сюжетах Первого канала и НТВ кадры, на которых была изображена секретная разработка российского ОПК - ядерная торпеда "Статус-6".
    3. alexng
      alexng 3 марта 2013 01:56
      +3
      Такой лошарик с возможностью установки определенных зарядов у берегов вероятного противника делает эту страну лохариком. Пукнул в сторону России и получи цунами в ответку, неведомой до селе мощности. И что примечательно, что никаких следов найти не возможно будет.
  3. SSR
    SSR 1 марта 2013 09:37
    +14
    Эх.
    В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.

    Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки.

    в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза.

    Вот как нынешнему молодому поколению можно объяснить МАСШТАБы Советского Союза....те же двигатели НК-33 (могу быть не совсем точен) созданные в 60-х годах и создание которых американцы (не говорю про европейцев) считали невозможным.... пока воочию не увидели их работу в 95-м году....
    Эх..
    1. alex21411
      alex21411 1 марта 2013 19:53
      +2
      Лови большой + )
  4. concept1
    concept1 1 марта 2013 09:42
    +2
    Просто слов нету! Шедевры Русской инженерной мысли!
  5. evgeni21
    evgeni21 1 марта 2013 09:59
    +8
    Поклон и уважение нашим дедам и отцам!!! В наше время с такими учебниками от фурсенко и ливанова никогда не достичь той инженерной мысли и идеологии.
  6. Skavron
    Skavron 1 марта 2013 11:01
    +1
    Круто однако же...
  7. lonshakovpetr
    lonshakovpetr 1 марта 2013 11:53
    +4
    Эх, такую страну развалили fool
  8. Iraclius
    Iraclius 1 марта 2013 12:09
    +1
    Замечательный корабль! Слава создателям таких аппаратов. Только, вот, от новости скорее горько, чем радостно.
  9. biglow
    biglow 1 марта 2013 13:16
    +2
    Такие новости только радуют....все назло врагам
  10. Bosk
    Bosk 1 марта 2013 13:35
    0
    Пару-тройку таких апаратов немешало-бы иметь постоянно в строю.
    1. gispanec
      gispanec 1 марта 2013 14:03
      +3
      Цитата: Bosk
      Пару-тройку таких апаратов немешало-бы иметь постоянно в строю.

      зачем?......лучше иметь 2-3 Ясеней, а лошарик, это узкоспецилизированная, совершенно засекреченная.....практически не боевая и офигенно гениальная лодка. Всех её секретов боюсь мы так и не узнаем, да и ни к чему нам это, пусть себе трудится для нас в полной неизвестности и для СаШы то же!! Это мой любимый проект!!! Душа гордостью наполняется за наши мозги и возможности.
      1. concept1
        concept1 1 марта 2013 14:19
        +3
        офигенно гениальная лодка: хорошее ворожение smile

        Предстовляеш сколько возможностей она дает! в том числе и боевых: тектонических разлом вдоль сшп много!!! winked
        Попробуй найди "кузькину мать"!!!!
        1. gispanec
          gispanec 1 марта 2013 15:30
          +6
          она может со всех коммуникаций снимать инфу.....бурить на 2-3км и закладывать "ПРИВЕТ ОТ тети Моти", следить за базами ВМФ любых стран, доставка тюленей к любому побережью, вызвать цунами за счет доставки к подводному жерлу(тектонической молодой трещине) просыпающегося вулкана спец боевую часть, а так же подводная геология и хэ знает чего ещё....
      2. Мимопроходящий
        Мимопроходящий 1 марта 2013 16:30
        +3
        Цитата: gispanec
        зачем?

        Не именно Лошарик, а боевая подлодка с такими ТТХ была-бы очень к месту.
        На нынешнем этапе наблюдается явный перевес средств обнаружения подлодок над их скрытностью. Причем заметный прогресс в малошумности наших последних подлодок этот негативный баланс не может исправить в принципе. Потому-как на Западе идет интенсивное развитие средств распределенной гидролокации, для которых шумность-малошумность, пограничные слои океана, не играют никакой роли, и эти средства позволяют гарантированно обнаруживать подлодки за сотни км.
        ИМХО, единственным способом исправить этот баланс, является уход подлодок "на дно", т.е. плаванье "с огибанием рельефа местности", с маскировкой от средств обнаружения в рельефе дна. А дно у нас располагается в основном на глубине 6 км, в смысле около 90% мирового океана имеет глубины не более 6 км. Поэтому подлодки следующего поколения обязаны иметь глубину погружения до 6 км.
        ЗЫ: есть еще один важный момент, на глубине разрушающая сила взрывчатки падает в разы, в смысле радиус поражения очень уменьшается, поэтому становиться возможным создать "неубиваемую" подлодку, т.е. вместо легкого корпуса делаем некую энергопоглащающую броню, которая принимает на себя энергию взрыва, а прочный корпус не страдает.
        1. мамба
          мамба 2 марта 2013 17:27
          +3
          Цитата: Мимопроходящий
          на Западе идет интенсивное развитие средств распределенной гидролокации, для которых шумность-малошумность, пограничные слои океана, не играют никакой роли, и эти средства позволяют гарантированно обнаруживать подлодки за сотни км.
          ИМХО, единственным способом исправить этот баланс, является уход подлодок "на дно", т.е. плаванье "с огибанием рельефа местности", с маскировкой от средств обнаружения в рельефе дна.

          В одном из фильмов, показанных на Discovery, был продемонстрирован прибор, установленный, кажется, на АПЛ "Вирджиния", работающий в пассивном режиме на принципе определения гравитационных искажений подводного пространства. Он, производя гравиметрические измерения, воспроизводил на мониторе подробную трёхмерную картину подводной обстановки с рельефом дна и всеми наличными подводными объектами. Вот от такого прибора вряд ли можно скрыться на глубине или за рельефом дна.
          У нас этим занимался академик Агеев. Для этих целей были построены и использовались АНПА "Скат-гео" и "Тифлонус".
          http://www.imtp.febras.ru/images/stories/journal/1_7_2009/4-8.pdf
    2. Astral
      Astral 1 марта 2013 23:36
      0
      Так заложили же еще один такой аппарат. А вот с лошариком проблема. Если не ошибаюсь, то носитель собираются списать.
  11. zementiy
    zementiy 1 марта 2013 13:45
    +1
    hi Респект конструкторам
  12. Андрей57
    Андрей57 1 марта 2013 13:47
    +2
    Классный "Лошарик" получился!!! "Оренбург" тоже не хило "укрепили" если по "неподтверждённым" данным на 1км нырять может!!! Прям бальзам на душу good
    1. НИКТО КРОМЕ НАС
      НИКТО КРОМЕ НАС 2 марта 2013 23:55
      0
      Скорее всего неправда в Созе лишь одна лодка могла погружаться на 1 000 метров но она трагически погибла корпус был титановый обычная конструкция только до 600 метров....
  13. 1c-inform-city
    1c-inform-city 1 марта 2013 14:24
    +6
    По данным сайта ВМФ у России имеются атомные станции АС13 АС15 АС33 ( проект 1910). АС31проект10831(лошарик). Глубоководные спец.АПЛ АС21 АС23 АС35.Дислоцируются губа оленья СФ.
  14. slava7075
    slava7075 1 марта 2013 14:52
    0
    Интересно а на каких глубинах проложены телекоммуникационные кабели по дну океанов? И они явно могут быть его целью с такими то возможностями и оборудованием. А вот Арктика это скорее второстепенная задача.
    1. Сталинец
      Сталинец 1 марта 2013 16:37
      +1
      На разных. Мо ,однажды ,подняли тралом кусок такого кабеля ...
    2. 11черный
      11черный 1 марта 2013 16:40
      +2
      Цитата: slava7075
      Интересно а на каких глубинах проложены телекоммуникационные кабели по дну океанов? И они явно могут быть его целью с такими то возможностями и оборудованием. А вот Арктика это скорее второстепенная задача.


      ну насколько я знаю глубина ВСЕХ океанов колеблется в пределах 2000 - 4000 метров, ну это если не брать в расчет такие места как "Маринарский" желоб , разлом "Сан - Андреас" итд...но таких мест в океане немного, а значит лодка любой кабель достанет
      PS конструкторам ОГРОМНЫЙ респект за создание этого чуда! Кто считает что Россия не технологическая страна пусть глянет на фотки и пеной у рта изойдет laughing good
  15. Сталинец
    Сталинец 1 марта 2013 16:36
    +1
    Класс !Гордость СССР ,а теперь России .
  16. Rrrrr
    Rrrrr 1 марта 2013 17:17
    0
    Горби, наивный мальчик, гори в аду суко
  17. duche
    duche 1 марта 2013 18:04
    +1
    Класс good Преклоняю голову перед нашими корабелами. Честь и слава им. Насчет вооружения, кто же вам скажет, что и сколько чего там стоит. Пусть супротивник recourse чешет и request . А вообще то, как говорил один персонаж из мультика "Надо всего больше[/b]" drinks
  18. albert
    albert 1 марта 2013 18:08
    +1
    Приятно сознавать что наша страна имеет такие субмарины,которых больше ни у кого нет.
  19. 1c-inform-city
    1c-inform-city 1 марта 2013 18:08
    +1
    Кстати сейчас будут строить ещё один лошарик . Уже началась достройка и переоборудование под него носителя Белгород.
    1. 101
      101 1 марта 2013 20:20
      0
      Кстати просто старый носитель отходил и делают новый А так как у нас новый делают когда старый в хлам то лошарик годика три у стенки будет стоять вот так вроде как бы кстати
    2. lab29
      lab29 2 марта 2013 19:00
      +1
      Белгород это серия "Антеев"?
  20. Rus2012
    Rus2012 1 марта 2013 18:18
    +1
    ...для полноты -


    Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно зимой 2010-2011 г. и точно не ранее 2008 г. (фото обработано, оригинал взят здесь - http://www.ejercitos.org/viewtopic.php?f=15&t=17&start=890 , опубликован 21.08.2011 г.).
  21. lab29
    lab29 1 марта 2013 21:13
    +3
    Кто-нибудь подскажет откуда экипаж в 25 человек? Кают я там видел только на 9... одна 4 местная, 2 двушки и кэп. Был на ней в 2002, 2003 интересная лодка, кстати, стальная там только антенна, остальное титан. Народ у нас очень не хотел идти на нее в сдаточную команду, боялся)))
    1. gispanec
      gispanec 1 марта 2013 22:57
      -1
      В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний
      Цитата: lab29
      Был на ней в 2002

      Странная неувязка в годах.....и кто врет?
      1. lab29
        lab29 2 марта 2013 11:02
        +3
        Все просто, Цех 42 СЕВМАШ я там работал. Лошарик соответственно строился, экипаж ползал вместе с нами.
    2. леликас
      леликас 2 марта 2013 17:17
      0
      Цитата: lab29
      Кто-нибудь подскажет откуда экипаж в 25 человек? Кают я там видел только на 9... одна 4 местная, 2 двушки и кэп

      -кто-то на посту,кто-то спит -кто-то бодрствует - вот и число необходимых коек .
      Делать всем каюты-слишком накладно .
      1. lab29
        lab29 2 марта 2013 18:25
        +1
        То что спать по очереди это понятно, просто условия обитания там очень жесткие будут, тесно, два человека в проходе не расходились. все пространство занято аппаратурой, логичней, что сменный экипаж отдыхает на носителе. На лодке есть манипуляторы, на выводе из цеха при высоком начальстве с их помощью пытались открыть бутылку водки))), с выдвинутыми устройствами постановки на грунт лодка похожа на динозавра))) впечатляла. И вообще в цехе был задел на серию, но пришел ЕБН...
  22. voronov
    voronov 1 марта 2013 22:23
    0
    Однако можем если захотим good
  23. АлНиколаич
    АлНиколаич 1 марта 2013 23:36
    0
    Интересная тема. Если этот шедевр инженерной мысли построен, значит нужен! И именно сейчас! Хочется отметить, что кроме Лошарика у нас ещё есть МИРы, то же шести тысячники, но с малой автономностью. У США то же есть Алвины, и более в мире вроде бы подобных аппаратов нет. У остальных аппаратов меньше глубина погружения. Успехов нашим подводникам в их делах!
  24. gland
    gland 2 марта 2013 02:40
    +1
    О сколько нам открытий чудных... )))
    1. мамба
      мамба 2 марта 2013 17:50
      +1
      Цитата: gland
      О сколько нам открытий чудных... )))

      Это точно. Давно пора разобраться с "квакерами", "подводными призраками", "подводными НЛО".
      1. El13
        El13 3 марта 2013 00:20
        0
        ответа не существует, но это не значит, что его нет
        wassat
        Прикольный фильм, начался только плохо - с рисунка аппарата, который якобы видели, а на рисунке аппарат из американского фантастического фильма "Бездна" (хороший фильм, кстати). Но дальнейший просмотр изначальный пессимизм убрал, особенно выступления высокопоставленных военных (в частности Владимира Чернавина). Вывод - что-то есть, но что - неизвестно.

        А по лодке из сабжа - если правда, то это выдающийся аппарат, честь и хвала нашему ВПК. Не совсем понял, зачем такому атомному аппарату носитель, а если есть носитель, то зачем этому аппарату быть атомным... Насчёт укрепления 667 до возможности погружаться на 1000м сомнения берут, всё-таки 2.5 кратный запас навряд ли был...
        1. Misantrop
          Misantrop 3 марта 2013 00:31
          +3
          Цитата: El13
          зачем такому атомному аппарату носитель

          Чуть ниже на это ответил wink А для БДР лично мое мнение - ему сейчас глубже 250 м соваться - чистое самоубийство. Их и новые-то на 310 м погружения проверяли (не самое приятное ощущение, если честно, обжимает конкретно). И усталостные напряжения корпуса, накопившиеся за годы эксплуатации, никаким ремонтом не убрать, корабль далеко не новый. Хотя ему глубже 250 и не надо, для этого "Лошарик" есть
          1. El13
            El13 3 марта 2013 18:33
            0
            Да, как обычно, сначала написал, потом прочитал (чукча не читатель, чукча - писатель) wassat
            Но вопрос всё же остался, если я согласен в обоснованности ядерного носителя, то вот необходимость делать атомным сам Лошарик непонятна... только если он больше суток находится вне носителя.
            1. Misantrop
              Misantrop 3 марта 2013 21:36
              +3
              Цитата: El13
              необходимость делать атомным сам Лошарик непонятна... только если он больше суток находится вне носителя.

              Там иные задачи как бы не на пару недель автономной работы. А "база" висит в оговоренном районе в малошумном режиме, попутно сканируя обстановку и осуществляя прикрытие по необходимости. Потом - стыковка и к следующему месту работы. За это время - текущее ТО, пополнение запасов, отдых экипажа и т.п. И в таком режиме - более полугода до возвращения в пункт базирования
              1. El13
                El13 4 марта 2013 12:35
                0
                Вот интересно, как стыковка осуществляется... если уж колокол посадить на комингс-площадку тяжело, то тут какие технологии используются
  25. Симон
    Симон 2 марта 2013 11:19
    0
    Лошарик, это транспортное средство, для строительства глубоководных военных баз на морском дне, а можно поставить, что-то подобное торпедам, для взламывания днищ амеровских авианосцев, ну и прочих военных кораблей с большой глубины. А что бы придумать противоядие против "лошарика", на это уйдет много денег и времени, а мы за это время вперед уйдем. laughing good
  26. rubber_duck
    rubber_duck 2 марта 2013 12:11
    +1
    При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей.

    Логичнейший вывод! Пять с плюсом! Автор забыл добавить, что "если взять те субмарины", то "Лошарик" способен ходить на сверхзвуковой скорости!
    1. Misantrop
      Misantrop 2 марта 2013 12:38
      +1
      Цитата: rubber_duck
      Автор забыл добавить, что "если взять те субмарины", то "Лошарик" способен ходить на сверхзвуковой скорости!
      Конструкция фразы, конечно, неудачная. Но стоило бы помнить о том, что океанская вода не однородна. И хорошая слышимость возможна только в случае, если гидрофон расположен в том же слое, что и отслеживаемый объект. А сколько времени надо на подъем и опускание гидрофона на 4-6 км глубины? Батискаф - хорошая штука для глубин, вот только его автономность и скорость горизонтального перемещения, по сравнению с тем же "Лошариком", просто смешные
  27. deman73
    deman73 2 марта 2013 12:35
    0
    Знай Наших!!!!!!
  28. старый ракетчик
    старый ракетчик 2 марта 2013 16:34
    0
    Как следует из приведенных ТТХ,Лошарик-полноценная АПЛ,и по скорости ,и по автономности,не совсем понятно,зачем ей носитель?.Если только для охраны и улучшения условий отдыха в длительных экспедициях,то не лучше ли использовать обычный корабль сопровождения?
    1. леликас
      леликас 2 марта 2013 17:26
      +2
      Все-же это скорее батискаф переросток,до полноценной лодки еще далеко.
      Придать ей корабль - спалиться сразу всему миру - смотрите ,вот мы где кабеля копаем ;) да и во льдах он не очень будет .
  29. Misantrop
    Misantrop 2 марта 2013 17:07
    +4
    Цитата: старый ракетчик
    не лучше ли использовать обычный корабль сопровождения?

    Не лучше. Лодка-носитель позволяет ощутимо экономить моторесурс данного уникального корабля. Да и условия обитания на полноразмерной АПЛ гораздо лучше. Особенно с учетом того, что (по крайней мере в мое время) автономки у них были по 7-8 месяцев. Ну а с учетом того, что скрытность АПЛ и надводного корабля не сравнима, то для доставки к месту работы данной лодки (и не рассекречивания ее там нахождения) годится только АПЛ
    1. старый ракетчик
      старый ракетчик 2 марта 2013 17:49
      +1
      Misantrop,
      Спасибо,именно это и предполагал,из этого следует,что назначение лодки,все таки это лодка,а не навороченный батискаф,чисто военное,а исследовательские функции,эт так,попутно,для них скрытность не нужна hi
      ПыСы.Насчет моторесурса не уверен,судя по заявленной скорости,её ТЗА не отличается от серийных лодок
      1. Misantrop
        Misantrop 2 марта 2013 19:10
        +1
        Цитата: старый ракетчик
        её ТЗА не отличается от серийных лодок
        Ну да, по ТТХ похожи, вот только на "Лошарике" все это ощутимо компактнее. К тому же - не серийное (ЗИП искать сложнее и стоит он дороже). Да и озвереешь (ИМХО) в этой малюсенькой железяке за полгода.
        Цитата: старый ракетчик
        назначение лодки,все таки это лодка,а не навороченный батискаф,чисто военное
        Конечно, "дивизион Омельченко" гражданским никогда не был. И (снова ИМХО) он был ближе к ГРУ, чем к строевым частям. Они даже служили в Питере, а в Оленьей числились в командировке (не получали полярку, но зато имели командировочные, а также - шанс на получение жилья по месту службы, что в те годы было весомо)
  30. евген
    евген 2 марта 2013 18:44
    0
    Неравнодушные!Расскажите про систему "Селигер".Немножко в сторону,но лодка носитель...
    1. Misantrop
      Misantrop 2 марта 2013 19:03
      0
      Цитата: евген
      про систему "Селигер"
      На данный момент единственная известная мне система "Селигер" - это система управления и защиты ЯР 2 поколения. Их три было - СУЗ "Бриг", "Сязь" и "Селигер" wink Мне лично пришлось работать с СУЗ "Бриг" и "Бриг-М"
  31. Эней
    Эней 2 марта 2013 18:57
    +1
    В очередной раз попадаю под очарования наименований российских систем вооружений: Лошарик, Фантасмагория,Бахча,Рогатка, Гвоздика, Акация, Пион, Метис,Мулат, Буратино и т.д.
  32. Я так думаю
    Я так думаю 2 марта 2013 19:05
    0
    Теперь можно тихонько поднять п.и.н.д.о.с.о.в.с.к.и.е утонувшие лодки со дна и оружие на них для анализа? А если подобную лодку да с ракетами зарядить?
    1. Сталинец
      Сталинец 3 марта 2013 00:05
      0
      Полазить по затонувшим ...Поднять ,это не так просто .
    2. НИКТО КРОМЕ НАС
      НИКТО КРОМЕ НАС 3 марта 2013 00:05
      0
      А смысл , стрелять с глубины нельзя,а при уменьшении глубины её засекут...
    3. Misantrop
      Misantrop 3 марта 2013 00:46
      +2
      Цитата: Я так думаю
      А если подобную лодку да с ракетами зарядить?
      А если балеринам перед выступлением гранатометы выдавать? lol У глубоководных аппаратов СОВСЕМ другие задачи. А стартовый коридор ракет 40-60 м. Если глубже, ее просто раздавит. Переть вверх на 6 км для запуска? Для этого совсем другие АПЛ имеются (как и для борьбы с АУГ - тоже). Дружок недавно вспоминал, как в одной из автономок они на своем 971-м висели под корпусом авианосца, пока по периметру ордера нарезали круги два "Лос-Анжелеса" прикрытия lol
  33. Слесарь
    Слесарь 3 марта 2013 00:34
    +1
    Цитата: НИКТО КРОМЕ НАС
    стрелять с глубины нельзя

    Если с глубины 6 км отпустить пустотелый стальной шар ,я так подозреваю он такую скорость наберет всплывая wink ...не хуже торпеды будет,а стоит копейки.
    1. Kir
      Kir 3 марта 2013 18:46
      +1
      Интересно а как насчёт того. что в момент "выстрела" давление в аппарате должно быть выше, да и кстати сказать. может стоит посмотреть на кадры подводной съёмки, так что насчёт этого Вы милейший хватили!!! Я уже не говорю о том что шар должен либо обладать известной толщиной стенок тогда не факт что плавучесть не со знаком минус, либо внутри него давление должно быть подстать забортному, что-то около 610 Атм. а с учётом толщины стенок не факт что на глубине не рванёт!!! Либо нужна будет система клапанов для стравливания и как результат -прожект в чистом виде!!!
  34. DmitryMSK
    DmitryMSK 3 марта 2013 17:28
    +2
    Для полноты картины soldier

    p.s. найдено в сети ....
  35. doktor_alex
    doktor_alex 20 марта 2013 12:29
    +2
    Статье жирнющий минус! "Лошарик" и "Калитка" - два совершенно разных проекта, которые были спроектированы двумя разными КБ, лошарик малахитовский, калитка рубиновская. Далее про скорость хода, сами подумайте, нужен был бы ему носитель если бы скорость хода до 30 узлов? Опять же автономность и обитаемость.... всё это обеспечивается лодкой "маткой", в лошарике не то что жилыми, а обитаемыми является всего пара отсеков. Ну и по поводу задач, станция подчиняется непосредственно ГРУ, так что "песочик на дне по собирать в арктике" это так - рузвлекуха чтобы "не заржавел", реальные задачи с учетом набора "инструментов" - присесесть у комуникаций противника, поставить жучка и собрать информацию, никаких отсеков для "ядерной пицы" у него нет. По поводу фото, на всех представленных фото не он.
    1. lab29
      lab29 20 марта 2013 14:03
      +1
      "Калитка" это "Саров", я молчал а ты все тайны сразу открыл)))