Бронепоезда: рождение стальных монстров

36
Бронепоезда: рождение стальных монстров
Джон Бэзил Турчин — русский генерал американской армии



Первым поставить 32-фунтовую пушку на железнодорожную платформу догадался в 1861 году, в ходе Гражданской войны в США, полковник федеральной армии, командир 19-го Иллинойсского полка Джон Бэзил Турчин. Он же – полковник российской императорской армии Иван Турчанинов (чья биография достойна отдельного рассказа). Орудие было быстро доставлено к расположившимся у железнодорожного полотна войскам конфедератов и открыло убийственный огонь. Впоследствии в ходе «великой американской междоусобицы» этот удачный опыт воспроизводился неоднократно, в том числе и с использованием закрывающей артиллерию брони.




Бронепоезд северян – папа всех бронепоездов

Почему именно Турчанинов догадался организовать первый бронепоезд? Ну, дело в том, что в России идею поставить пушки на железнодорожную платформу высказал в 1847 году инженер-капитан Густав Кори. Он предложил проект крепости нового типа:

«Поставив артиллерию на железную дорогу, прикрытую бруствером, осаждённый может беспрестанно переменять место, уклоняясь от круга действия неприятельских орудий и не переставая между тем сосредотачивать против них превосходные (превосходящие по-нашему – Г. ф. Ц.) массы орудий.»

Проект был жутко оригинальный: к примеру, ширина путей, по которым двигались бы платформы с орудиями, должна была составить три метра, этажей в крепости должно было быть два, ну и ещё много чего – смелого до нелепости. В общем, проект отклонили. Хотя, может быть, и зря — имей Севастополь артиллерию на железнодорожной базе, может, и его оборона в Крымскую войну по-другому завершилась бы.

Ну а после обороны Севастополя проекты посыпались как из рога изобилия: проект Н. Репнина — 1855 год, проект инженер-полковника П. Лебедева — 1857 год, проект поручика П. Фомина — 1860 год... Вот только проектов было явно больше, чем возможностей российской промышленности: протяжённость железных дорог у нас на тот момент была в 30 раз меньше, чем в США! Так что Турчанинов о них наверняка слышал и... реализовал на американской почве. Впрочем, его бронепоезда были импровизацией, хотя и весьма удачной.


Броневагоны Наполеона III

Бронированные вагоны специальной постройки первыми догадался построить император Франции Наполеон III. Хотелось бы сказать, что, будучи профессиональным военным, он правильно оценил боевой потенциал нового оружия, но... Будучи профессиональным политиком, он постоянно сталкивался с угрозой покушения, и первые три броневагона заказал для защиты собственной персоны от нападения террористов или вражеского обстрела во время войны. В принципе, проекты бронепоездов французы предлагали с 1825 года, когда капитан 2-го ранга Жак-Филипп Меригон де Монжери выдвинул идею «военных повозок с паровым двигателем». В 1841 году М. Швикарди предложил «пушечный вагон» для обороны крепостей. В 1866 году, во время Мексиканской авантюры племянника Наполеона Бонапарта, разрабатывали «оборонительный обоз» с защищёнными 12-см деревянной обшивкой вагонами. Наконец, в 1867 году было принято решение реализовать проект американского полковника Бренти.


Проект бронепоезда Дюпуи де Лома

Бронепоезд без затей назвали «Наполеон III», объект был жутко секретный, поэтому большого количества фотографий его не осталось. Судя по сохранившимся, вагоны были совсем маленькие, двухосные, со скошенными углами и амбразурами для стрельбы, закрывающимися бронезаслонками. Впрочем, если этот бронепоезд сложно назвать прорывом, то сконструированный инженером-кораблестроителем Станисласом-Анри-Лоран Дюпуи де Ломом «Орлеан» имел все черты более поздних бронепоездов, включая вращающиеся орудийные башни.

Как бы то ни было, когда Франко-прусская война действительно началась, Наполеон III на фронт поехал без своих броневагонов. Так что первыми в Европе орудия на железнодорожные платформы поставили пруссаки: в 1871 году, во время осады Парижа они разместили несколько пушек на платформах и начали обстреливать город, постоянно меняя позиции. Французы решили, что не всё немцам применять технические новшества, после чего известный механик Кель построил «блиндированный поезд», вооружённый парой митральез. Генерал Дюкро регулярно выводил это чудовище поохотиться на «бошей», чем нагонял на них жути. Собственно говоря, именно поезд Келя можно назвать первым бронепоездом, а не просто артиллерией на железнодорожной базе.

Успешным применением нового оружия не могли не заинтересоваться англичане: в 1871 году полковник Уэдерд предложил использовать железнодорожную артиллерию при обороне Лондона. В 1876 году на платформе разместили сущего монстра — пушку в 81 тонну. Испытания прошли успешно, по их итогам полковник опубликовал статью в «Таймс» от 25 мая 1877 года: «Подвижные и переносные батареи». Вскоре, в 1886 году, испытания провели в Британской Индии: на платформу установили 40-фунтовое орудие весом в 3,5 тонны и успешно вели из него огонь. Это был первый опыт ведения огня поперёк пути, доказавший, что поставленное на железнодорожную платформу орудие не перевернёт её своей отдачей...


«Эх Томми, Томми – ты солдат, тебе на верхний ряд, но – «По вагонам, в эшелон!» – лишь пушки загремят...»

Проверить экспериментальные данные «лайми» пришлось во время Англо-бурской войны. Помимо поездов с 4-х и 8-дюймовыми орудиями английское командование соорудило и бронепоезд с пулемётами Максима. Поезд состоял из локомотива и нескольких открытых сверху вагонов, которые были защищены вертикальными бронеплитами с прорезанными амбразурами для винтовок и пулемётов. Впрочем, именно в Южной Африке буры продемонстрировали успешную борьбу с бронепоездами: они подрывали железнодорожное полотно сначала по ходу состава, затем — за ним. Помимо этого, они регулярно подрывали мосты, связывая и без того ограниченную в условиях неразвитой железнодорожной сети манёвренность «блиндированных поездов». Тем не менее, к 1902 году в Южной Африке англичане имели как минимум 20 бронепоездов. Они использовались для патрулирования, охраны линий связи, а также спасения осаждённых блокгаузов, сетью которых англичане покрыли территорию непокорных бурских республик.


Экипажи английских бронепоездов в Англо-бурскую войну часто формировали из моряков

Возможно, не самый положительный опыт Англо-бурской войны вызвал негативное отношение к установке на железнодорожную базу крепостной артиллерии известного российского военного инженера К. И. Величко. Он считал, что поставленная на рельсы артиллерия будет больше ездить, чем драться. Тем не менее, в 1900 году началось «боксёрское восстание» в Китае, и русскому контингенту в Пекине была поручена охрана железнодорожной станции. Для этого был построен бронепоезд с отрядом в 200 солдат. Впоследствии броневагоны использовались в ходе Русско-японской войны для... защиты от местных разбойников — хунхузов. В 1907 году генерал Ренненкампф приказал вооружить броневагоны пулемётами и артиллерией.


Бронепоезд «Хунхуз» в Первую мировую войну назвали в честь главного противника российских бронепоездов...

Что характерно для ранней (да и более поздней) истории бронепоездов? Это новое оружие лучше всего работало в условиях колониальных войн. Причём в основном против... не самого развитого противника. Даже буры в Южной Африке смогли доставить английским бронепоездам очень много проблем. Та же история прослеживается и в России — бронепоезда неплохо воевали против хунхузов, но против японцев... практически не применялись. Вскоре в Первой мировой войне бронепоездам придётся столкнуться с армиями великих держав, и результаты будут неутешительные. Отдельные успешные налёты бронепоездов на вражеские позиции не исправят общей картины: большие, неповоротливые, с противопульным бронированием они станут лёгкой целью для вражеской артиллерии. И только Гражданская война в России вдохнёт в них новую жизнь. Благо большая часть войск, с которыми придётся сражаться экипажам бронепоездов, в плане боеспособности будет сильно напоминать хунхузов...
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 августа 2024 05:03
    Чем-то напоминает советский Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), только в более современном исполнении и небронированный wink
  2. +4
    25 августа 2024 06:52
    Сразу вспомнилась книга детства "Бронепоезд "Гандзя". Обычная полевая 6-дюймовка на платформе, обшитой двумя рядами досок, а между ними мешки с песком. И ведь воевала же.
    1. +1
      25 августа 2024 11:27
      Точно, гг мог использовать свои ногти в качестве мерительного инструмента, фаланги пальцев, не помню кем он служил, вроде сапёром. Хорошая книжка для подростков, заставляет уважать математику.
    2. +1
      26 августа 2024 21:11
      Да, книга классная, и Кладезь премудростей, один Рассказ о том, какая часть тела у сапёра какой единице длины соответствует чего стоит!
  3. +3
    25 августа 2024 06:58
    Бронепоезд "Чусовской рабочий" в годы ВОВ -
  4. +2
    25 августа 2024 07:07
    Взял здесь -http://chuslib.ru/75-let-pobedy/krepost-na-kolesakh-chusovskoj-bronepoezd
  5. +4
    25 августа 2024 08:18
    Интересная тема, требующая своего развития в цикл статей!
    Остается только Автору поделать успехов на творческой ниве!
    Фотография (Поклонная гора)
    1. +9
      25 августа 2024 09:20
      Автору поделать успехов на творческой ниве!

      В первую очередь автору пожелать внимательно читать, перед тем, как писать, ибо он с первых строк, что называется "понес пургу".
      Начнем с того, что предложение инженер-капитана русской армии Густава Кори к бронепоездам никакого отношения не имеет. Он предлагал установить крепостные орудия на рельсовые направляющие, для того, чтобы иметь возможность оперативно маневрировать ими в пределах крепости и сосредотачивать огонь на угрожаемом участке. С бронепоездом общего у этого предложения только рельсы.
      Далее - фотография, подписанная Бронепоезд северян – папа всех бронепоездов. На самом деле это железнодорожная артиллерийская установка южан, построенная в 1862 году по предложению генерала Ли. Далее эту идею подхватили и северяне, в том числе и Турчанинов. Опять же, это скорее не "папа бронепоездов", а "мама железнодорожных пушек".
      Первый бронепоезд в том виде, в котором мы его представляем сегодня, построила в 1861 году Baldwin Locomotive Works в 1861 году для защиты рабочих во время ремонта железнодорожных путей (на рисунке).
  6. +3
    25 августа 2024 08:24
    Ну, "бронепоездами" называли только поезда, которые действительно бронировались металлической бронёй. Поезда, которые "бронировались" подручными материалами- типа мешков с песком, шпал и пр. назывались "блиндированными". Как-то так. Но обычно бронепоезда были смешанной конструкции- бронированные вагоны сочетались с блиндированными бронеплощадками. Кстати, бронепоезд и бой с ним хорошо показан в, на самом деле, очень неплохом, хоть и идеологическом фильме-" Человек с ружьём". Ну и по моему в фильме "Я Шаповалов Т.П.".... Есть ещё странный сериал: " Последний бронепоезд", но это уже ВОВ....
    1. +5
      25 августа 2024 10:51
      А фильм "Красная площадь" про комиссара Амелина...
      P.S. В Бикине стоял бронепоезд, в 80-х годах прошлого века: Несколько бронированных тепловозов и бронеплощадки предназначенные для загрузки танков.
      1. +3
        25 августа 2024 14:46
        Учился в Бикинской танковой учебке (осень 66 - весна 67гг), в то время там бронепоезда не было.
        А жаль...))
        1. +1
          25 августа 2024 20:14
          Цитата: Морской Кот
          Учился в Бикинской танковой учебке (осень 66 - весна 67гг),

          Ооо! Да вы танкист оказывается! good
          1. +1
            26 августа 2024 16:13
            Да. smile Моя ВУС-025 -- экипажи средних танков. Сначала учебка в Бикине -- наводчик орудия, потом 54-ый ОТП в ЕАО, из последних трёхгодичников. Закончил службу ком. танка, есть права мехвода той же "полстачетвёрки", на которой и служил. drinks
        2. +1
          26 августа 2024 04:13
          Цитата: Морской Кот
          Учился в Бикинской танковой учебке

          ВЧ 12908...Бронепоезд стоял возле улицы Южной, под Кирсанихой...Чуть позже...
    2. +1
      25 августа 2024 15:01
      "бронировались" подручными материалами-

      Вот фото британского "бронепоезда" в англо-бурскую войну. wink
    3. 0
      26 августа 2024 21:13
      В "Сердце Бонивура" описывается бронепоезд с бетонной "бронёй"...
  7. +6
    25 августа 2024 11:51
    Броневагоны Наполеона III

    Это броневагон бронепоезда, который был построен в мастерских орлеанской станции железной дороги в 1870 году для обороны Парижа. К Наполеону III не имеет никакого отношения. Ниже рисунок. иллюстрирующий участие этих вагонов, ккоторых было построено два, в боевых действиях. Качество статей автора падает с пугающей регулярностью.
  8. +5
    25 августа 2024 14:50
    Посмотрел сегодня в ВО статью про первые бронепоезда.
    Во-первых автор пропустил тему бепо англичан при штурме Александрии в 1882г.
    Во-вторых разместил иллюстрацию из нее. Подписав, что это томми в Южной Африке.
    В-третьих была статья про это в Танкомастере ТМ №5 2003г с моими рисунками.
    Каюсь- в них ошибка-платформы были трехосными, а не двухосные, как у меня.
    Разместить этот комментарий меня попросил А.Шепс
    1. 0
      25 августа 2024 16:05
      Цитата: kalibr
      Каюсь- в них ошибка-платформы были трехосными, а не двухосные, как у меня.

      По всей видимости Вы подразумевали изображенный на скане "wagons blindés". Они разные были по конструкции.
  9. +2
    25 августа 2024 14:58
    Вот он первый бронепоезд! Рис. А.Шепса
  10. +2
    25 августа 2024 15:06
    Бронепоезда активно применялись англичанами во время англо-бурской войны 1899—1902 годов.
    1. +3
      25 августа 2024 21:31
      Бронепоезда активно применялись англичанами во время англо-бурской войны 1899—1902 годов.

      До этого бронепоезда применялись активно во Франко-прусской войне (1870–1871). Но в той лоханке информационной, из которой копирайтил автор, об этом не знали. Статейка не тянет даже на дзень. Кстати, если в первых своих статьях автор присутствовал в комментариях, то сейчас он исчез из них напрочь. Это тоже симптом.
      1. -1
        26 августа 2024 21:21
        Гм... Так, про франко-прусскую-то я и написал...
  11. +2
    25 августа 2024 15:11
    Худ фильм "Крепость на колёсах"!!!
    1. +1
      25 августа 2024 16:37
      Цитата: avia12005
      Худ фильм "Крепость на колёсах"!!!

      На мой взгляд полное дерьмо.
      1. +1
        25 августа 2024 22:47
        Цитата: kalibr
        Цитата: avia12005
        Худ фильм "Крепость на колёсах"!!!

        На мой взгляд полное дерьмо.

        Я очень редко соглашаюсь с Калибром, но тут добавлю-полнейшее !
      2. -1
        26 августа 2024 07:28
        Всё советское вообще дерьмо. Вот если бы был фильм про белогвардейский бронепоезд...

        С точки зрения показа боевой техники и работы экипажа он весьма показателен.
        1. 0
          26 августа 2024 08:45
          Цитата: avia12005
          Всё советское вообще дерьмо

          Вовсе нет. В СССР созданы замечательные образцы кинематографического искусства. Но этот фильм во всех отношениях убог до крайности.
  12. BAI
    0
    25 августа 2024 19:39
    вот, что стояло под Москвой 3 мая этого года
    1. 0
      26 августа 2024 07:27
      Цитата: BAI
      вот, что стояло под Москвой 3 мая этого года


      Думаю, это историческая реконструкция времен Великой Отечественной. На фото, похоже, башня от Т-34.
    2. 0
      26 августа 2024 11:32
      Судя по бронеплощадкам - это БП-43. Точнее, его современная реплика, возможно из парка "Патриот".
  13. +1
    26 августа 2024 11:27
    Хотя, может быть, и зря — имей Севастополь артиллерию на железнодорожной базе, может, и его оборона в Крымскую войну по-другому завершилась бы.

    Для Севастополя не артиллерия была важна, а снабжение. Имеющейся артиллерии вполне хватило бы - если бы не регулярный "снарядный голод".
    Командовавшие обороной Севастополя, ПМСМ, с радостью променяли бы ж/д батарею на ж/д сообщение с
    Казанью, Тулой и Москвой/Петербургом.
    1. 0
      26 августа 2024 21:27
      Насколько я помню, ж/д ветка в Севастополе проходит через Инкерман, а там стояли "союзники, так что скорее всего перерезали бы сообщение...
      1. 0
        27 августа 2024 11:04
        Цитата: Летучий_Голландец
        Насколько я помню, ж/д ветка в Севастополе проходит через Инкерман, а там стояли "союзники, так что скорее всего перерезали бы сообщение...

        Да хотя бы до Симферополя или временной базы у Севастополя! Плечо снабжения на волах было бы всяко меньше, чем от заводов России до складов и арсеналов, а от них - до Севастополя. По тем же боеприпасам расстояние доставки увеличилось по мере истощения арсеналов с 300 до 900 вёрст.
        От Перекопа до Симферополя обоз обычно шёл месяц. Личный состав из Москвы до Севастополя - три месяца.
        Дорога была невыносимо дурна, особенно на берегу реки Бельбека; грязь стояла выше ступиц колёс, так что телега загребала её, и потому, несмотря на шесть запряжённых в неё рослых лошадей, мы продвигались шагом… Валялись покрытые грязью околевшие волы; когда на них наезжала моя телега, я едва мог в ней удержаться. При морозах грязь несколько застывала только на поверхности, и тогда проезд делался совершенно невозможен. Вот каково было единственное сообщение нашего осаждённого города с внутренними губерниями России.
        © А.И. Дельвиг

        Вообще, крымские грунтовые дороги того времени - это нечто. У англичан и французов жалкий десяток миль от Балаклавы до передовой в осенне-весенний период превращались практически в непреодолимую преграду - выгруженные припасы неделями не могли доставить со склада до позиций, в результате чего армейцам на передовой пришлось перейти на сухари при наличии на складах мяса и овощей.
  14. 0
    27 августа 2024 10:10
    Помимо этого, они регулярно подрывали мосты, связывая и без того ограниченную в условиях неразвитой железнодорожной сети манёвренность «блиндированных поездов».

    Чтобы избавится от привязки к рельсам англичане применяли так же безрельсовые поезда
    https://alternathistory.ru/bezrelsovyj-bronepoezd-predshestvenik-tanka/
  15. 0
    30 августа 2024 00:29
    Цитата: Коте пане Коханка
    Интересная тема, требующая своего развития в цикл статей!
    Остается только Автору поделать успехов на творческой ниве!
    Фотография (Поклонная гора)

    Нет, зто не бронепоезд. ЖД арт установка ТМ-12, 305 мм