Усиление брони бортов танка от подкалиберных снарядов – дело без перспектив

79
Усиление брони бортов танка от подкалиберных снарядов – дело без перспектив

Не секрет, что бронирование абсолютно всех существующих ныне танков резко дифференцировано: в лобовых частях корпусов и башен оно, как правило, наиболее мощное, тогда как в бортовых проекциях – минимальное. Делается это, конечно, не просто так, поскольку только таким образом можно сохранить массу и габариты боевой машины в разумных пределах. Но и обратная сторона у медали тоже имеется – ослабленные зоны бортов существенно сокращают диапазон безопасных углов маневрирования танка.

Конечно, если брать во внимание исключительно кумулятивные боеприпасы, то расширить этот самый диапазон можно с помощью динамической защиты – тем более что сейчас существуют комплексы «реактивной брони», способные нейтрализовать моноблочные гранаты и ракеты при попадании чуть ли не под прямым углом в борт. Но с подкалиберными снарядами такой вариант (с учётом имеющихся сейчас технических средств), что называется, не прокатит – поможет только непосредственное усиление бортовой брони.



Однако какой ценой оно может быть обеспечено и стоит ли игра свеч, подробно рассказывается в статье, опубликованной в «Вестнике бронетанковой техники» в 1991 году. Материал, безусловно, к лёгкому чтиву не относится и изобилует расчётами, но к ознакомлению рекомендуется.

Подход к бронированию бортовой проекции танка


Показано, что повышение уровня и расширение сектора защиты борта корпуса от наиболее мощных современных БПС не дает существенного прироста защищенности танка и достигается ценой очень большого увеличения массы защиты. Значительно больший эффект может быть получен за счет снижения доли зон ослабленного бронирования лобовой части танка.

Современные танки имеют резкое дифференцирование уровня защиты с различных направлений. Это следствие ограниченной массы танка, свыше 50 % которой из-за высокой бронепробиваемости современных противотанковых средств (ПТС) приходится использовать для броневой защиты. В первую очередь стараются защитить лобовую проекцию от наиболее мощных и распространенных ПТС: бронебойных подкалиберных снарядов (БПС) и противотанковых управляемых ракет. Определяющее значение имеют БПС, требующие наибольшей массы брони для защиты лобовой проекции.

У современных танков защита бортов от БПС на уровне лобовой проекции обеспечивается только под курсовым углом 15°. Этот угол близок к углам рикошета снаряда. Для современных оперенных БПС типа М111 и М829 угол рикошета составляет 80…83° от нормали, что соответствует курсовому углу обстрела бортов q = 7÷10°.

Естественно стремление с ростом пробивной способности БПС расширить сектор защиты борта, увеличивая диапазон курсовых углов безопасного маневрирования танка. Защиту бортов затрудняет следующее:

– резкое (практически пропорциональное) уменьшение противоснарядной стойкости по мере увеличения курсового угла обстрела в диапазоне 10…40°;

– невозможность реализации конструктивных углов, существенно отличающихся от вертикальных;

– трудность создания комбинированной броневой системы из-за ограничений, связанных с соблюдением железнодорожного габарита, размещением ходовой части и внутреннего оборудования танка;

– значительная поверхность бортов, равная ~4 м2, без учета редана и соответственно большая масса брони, необходимая для увеличения толщины бортов;

– низкий по отношению к БПС (в сравнении с кумулятивными средствами поражения) эффект от динамической защиты (ДЗ), разнесенных преград, наполнителей.

Отношение противоснарядной стойкости к эквиваленту по массе гомогенной стальной брони для комбинированных преград современного танка достигает ~1,2–1,3. Для преград с большим разнесением (бортовые экраны) этот показатель увеличивается до 1,6–1,8. По отношению к кумулятивным снарядам для комбинированных преград с ДЗ он превышает 2,5–3.

Требования к стойкости и сектору защиты в той или иной зоне бронирования танка в конечном счете определяется величиной его защищенности с участком всех условий обстрела в бою и ценой, которую за это придется платить. В нашем случае такой ценой является доля защиты в общей массе танка. В качестве показателя защиты воспользуемся условной вероятностью пробития брони при попадании БПС Рп.б. (отношение вероятности пробития Р к вероятности попадания в броню Р2).

Вклад каждой зоны брони в обеспечение защищенности танка в целом находится в прямой зависимости от частости попадания в нее рассматриваемого ПТС. Частость попадания в свою очередь зависит от плотности огня с разных направлений площади проекции этой зоны и ее положения относительно центра рассеивания снарядов.

По данным войсковых учений, опыту локальных конфликтов и Второй мировой воины, распределение курсовых углов обстрела танков из танков противника подчиняется нормальному закону с математическим ожиданием q̅ = 0° и средним квадратическим отклонением ơ0, зависящим от дальности обстрела. Для комплексов вооружения таких современных машин, как американский танк М1А1, дальность эффективной стрельбы БПС из 120-мм гладкоствольной пушки спаренными М829 и М829А1 составляет 2–2,5 км. С учетом построения противотанковой обороны для этих дальностей ơ0 = 25÷30°. Построен график плотности вероятности q для ơ0 = 20, 30 и 40° (рис. 1).

По результатам имитационного моделирования* обстрела танка Т-72 снарядом М829 из танка М-1A1 (дальность обстрела 2 км, q = 0°, ơq = 30°), точка прицеливания – геометрический центр видимой части танка с учетом экранирования рельефом местности), обобщенная вероятность попадания в борт при условии попадания в танк составляет ~0,15. Построены три зависимости условной вероятности Рл к от курсового угла обстрела танка (см. рис. 1).

С увеличением курсового угла происходит резкий рост частости попадания БПС в борт. Наиболее часты попадания при q = 20÷50° (~70 % в борт корпуса). Именно в этом диапазоне q центр рассеивания снарядов проходит через бортовую проекцию танка при значительной площади этой проекции и частом обстреле в этом направлении. При q < 20° центр рассеивания смешается в лобовую часть, уменьшается видимая площадь бортов. Частость же обстрела БПС на углах больше 50° сама по себе очень мала.

Рис. 1. 1. Параметры падания в зависимости от курсового угла q. 1,2 – условная вероятность попадания в борт или ослабленную зону лобовой части танки (относительно всех попаданий); 3, 4,5 – плотность вероятности q при ơq = 20, 30 и 40° с дальности 2 000 м; 6 – распределение попаданий в корпус танка.
Рис. 1.1. Параметры падания в зависимости от курсового угла q. 1, 2 – условная вероятность попадания в борт или ослабленную зону лобовой части танки (относительно всех попаданий); 3, 4, 5 – плотность вероятности q при ơq = 20, 30 и 40° с дальности 2 000 м; 6 – распределение попаданий в корпус танка.

Посмотрим, что может дать расширение сектора защиты бортов. Предположим, что обеспечивается переход от гарантированного непробития при ±q1 к ±q2. При симметрии бортов максимальное снижение вероятности пробития брони имеет вид:


Борт современного танка (70-мм гомогенная стальная брони + силовой экран с встроенной ДЗ) имеет защиту от БПС М829 при q<15°. При переходе на курсовой угол защиты q2 = ±(20÷22°) в соответствии с (1) и с учетом рис. 1: Рп.б. меньше или равен 0,01, а при переходе на q2 = ±30° это снижение равно ~0,04. Вероятность пробития броневой защиты танка в целом при попадании БПС М829 составляет 0,6. Таким образом, в первом случае вероятность пробития брони будет снижена на 2, во втором – примерно на 7 %.

Теперь посмотрим, как изменяется масса бортовой брони (с учетом силового экрана) в зависимости от курсового угла по отношению к различным зарубежным БПС (рис. 2). Воспользуемся такой условной величиной, как эквивалентная по массе толщина гомогенной стальной брони Вэ. Броневая система 70 мм борт + силовой экран с встроенной ДЗ имеет Вэ = 85÷90 мм. Для защиты от снаряда М829 при q = ±(20÷22°) потребуется Вэ = 115÷120 мм, а углу q = ±30° соответствует Вэ = 160÷170 мм.

В первом случае это потребует увеличения массы обоих бортов на Δm = 1 500÷2 100 кг, а во втором – на 4 800÷5 100 кг. Таким образом, снижение вероятности пробития брони на 2 % при расширении сектора защиты с q = ±15° до q = ±(20÷22°) достигается за счет 10 % роста массы защиты. Снижение Рп. б. на 7 % при q = ±30° за счет 25 % увеличения массы вряд ли оправдано.

Даже при q = ±(20÷22°) толщина борта равна 170…180 мм в нормаль. Защита бортов от более мощных снарядов: М829А1, ХМ829А2, ХМ946, как и расширение сектора защиты свыше ±30° традиционными средствами – нереальна.

Проведенный анализ показывает, что защита бортов от мощных снарядов при q = ±20° не дает существенного прироста показателей защищенности танка из-за малой частоты попадании в борт в этом диапазоне курсовых углов обстрела. С расширением сектора до ±30° прирост защищенности более значителен, это требует чрезмерного увеличения массы.

Рис. 2. Рост массы защиты Δm и эквивалентной толщины Вэ в зависимости от курсового угла q: 1, 2, 3, 4 – при обстреле снарядами соответственно ХМ946, M829A1, М829, М111; 5 – серийный борт: 70 мм стали + силовой экран с ДЗ (Δm = 0)
Рис. 2. Рост массы защиты Δm и эквивалентной толщины Вэ в зависимости от курсового угла q: 1, 2, 3, 4 – при обстреле снарядами соответственно ХМ946, M829A1, М829, М111; 5 – серийный борт: 70 мм стали + силовой экран с ДЗ (Δm = 0)

Значительно больший эффект даст использование резерва массы для усиления лобовой части танка, до 40 % площади которой составляют зоны, стойкость которых значительно ниже ТТТ.

К ослабленным зонам относятся: стык корпуса и башни, нижняя лобовая часть корпуса, маска пушки, гнезда прицелов и приборов наблюдения. Частость попадания БПС в эти места с учетом закона обстрела P (q, q̅ = 0 ơq = 30°) равна 0,22. Сокращение ослабленных зон до 20…25 % реально уменьшит вероятность пробития брони на 0,08…0,10, т. е. в 2–2,5 раза больше, чем за счет усиления бортов танка. В качестве таких конструктивных решений могут быть носовой узел корпуса с использованием больших углов наклона верхней и нижней лобовых деталей корпуса (рикошет), усовершенствованная маска пушки, барбет перед стыком корпуса и башни и др.

При обстреле в более узком диапазоне курсовых углов P (q, q̅ = 0 ơq = 20°) частость попадания в борт в зоне q = (15÷30°) фактически не отличается от рассмотренного выше варианта. В этом случае возрастает снарядная нагрузка на ослабленные зоны лобовой части танка (таблица).

Частость попадания по отношению к общему числу попаданий в броню
Частость попадания по отношению к общему числу попаданий в броню

Отмечая определенную условность рассмотренных законов обстрела танка по курсовым углам нет оснований считать, что реальные законы обстрела современными БПС из танков противника будут резко отличаться от них: качественная карта должна сохраниться.

На наш взгляд, надо иметь толщину, исключающую пролом бортов на углах рикошета современных БПС (80…83° от нормали). Бортовые проекции должны держать кумулятивные гранаты, противобортовые мины, снаряды автоматических пушек при стрельбе в упор. Эти средства являются наиболее массовыми, они должны определять толщину бортовой проекции танка.

Вывод


Повышение стойкости и расширен сектора курсовых углов защиты бортов от современных БПС не дает заметного прироста защиты танка и достигается за счет существенного увеличения массы брони. Более разумно уменьшить зоны ослабленного бронирования в лобовой части танка.

Источник:
А. Г. Комяженко, В. С. Шушунов. Подход к бронированию бортовой проекции танка / А. Г. Комяженко, В. С. Шушунов // Вестник бронетанковой техники. – 1991. – № 1.
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 августа 2024 05:42
    Так как указан источник: "Вестник бронетанковой техники. – 1991. – № 1", то сразу становится видно изменение развития средств поражения бронеобъекта и изменение его защиты (средства РЭБ - в расчёт не берём). Появились средства, поражающие машину, как ударным ядром сверху - потребовало усиление защиты с верхней полусферы, так и в массовом количестве появились БПЛА, поражающие бронетехнику со всех сторон. Всё это и привело к появлению как кустарной, так и разработанной, выпускаемой на заводах всеракурсной защиты ("мангалы", решетчатые экраны, установка блоков ДЗ по всему корпусу танка, кроме верхнего бронелиста МТО). Время ответило на все вопросы.
  2. +4
    30 августа 2024 06:14
    Вывод один, как не усливай бронирование танка, он остаётся одноразовым, поэтому строили т-34 массово, мое мнение как человека который должен эти танки уничтожать с вертолёта, что лучше Т-80 на сегодня ничего нет, потому что он сверх мобильный, а скорость, броня и огневая мощь это есть залог успеха. Вот смотрите пример сво, как только техника встала прилетает дрон..
    1. -1
      30 августа 2024 11:11
      Дрон прилетает и на ходу.
      И скорости в 40-50 км/час ФПВ -дрону , не преграда.
      Догоняют и бьют со стороны кормы, или в борт , там где карусель боеукладки.
      1. +1
        30 августа 2024 11:59
        Цитата: SovAr238A
        Догоняют и бьют со стороны кормы, или в борт , там где карусель боеукладки.
        Сюда, что ли ? Обратите внимание с какой защитой сейчас идут Т-72Б3 на фронт
        1. -2
          30 августа 2024 12:03
          Сколько времени вам понадобится, на то, что бы найти на Ютубе канал "Alfa 17 Terraformer" и пересмотреть ролики за последние полгода. Касаемые чисто атак фпв-дронов по танкам.
          Думаю, что часа 2-3 на просмотр пары тройки десятков роликов хватит.

          Очень полезный канал для всех, кто конструирует танки, эксплуатирует танки, ставит решетки на танки, и обсуждает боевое применение танков.

          Очень многое меняется в мировоззрении.
          1. +2
            30 августа 2024 12:06
            Цитата: SovAr238A
            Сколько времени вам понадобится, на то, что бы найти на Ютубе канал "Alfa 17 Terraformer" и пересмотреть ролики за последние полгода. ........
            А ни сколько. Ведь это Вы утверждаете, что
            Цитата: SovAr238A
            Догоняют и бьют со стороны кормы, или в борт , там где карусель боеукладки.
            вот и покажите такой ролик, в подтверждение своих слов
            1. -6
              30 августа 2024 12:20
              Ну оставайтесь дальше невеждой в своем глупом и воинствующие неведении.
              Продолжайте вести себя как страус.

              Я не обязан тратить снова свое время на ваше обучение.

              Я дал всю информацию, хотите получить знания, идите и получайте.
              1. +1
                30 августа 2024 12:21
                Цитата: SovAr238A
                Я не обязан тратить снова свое время на ваше обучение.
                Понятно:
                доказательств сказанному нет.
                Вопросов больше не имею.
                1. -7
                  30 августа 2024 12:50
                  Я ждал такого слива.
                  Но я положу сюда парочку ссылок, что бы люди знали, вы неуч. И невежда.
                  И нифига не понимаете реалий.

                  А другие люди посмотрят, и тоже самое о вас подумают.
                  Так что доказательств полно, а вы невежда.


                  Вот одна атака дронов на Т-80
                  https://youtu.be/5_Jy9yn5_tQ?si=0JLCBuS7tG94S8Df

                  Вот другие атаки ФПВ
                  https://youtu.be/aBZgow0Ecyc?si=qd3afc2TjLPNfCNe

                  https://youtu.be/gK8IJ1nVOrc?si=x_qWn60e3aljHW60
                  В которых прекрасно видна РЕАЛЬНАЯ тактика применения дронов.
                  1. +5
                    30 августа 2024 13:10
                    Цитата: SovAr238A
                    Но я положу сюда парочку ссылок, что бы люди знали, вы неуч. И невежда. И нифига не понимаете реалий.
                    Учитель, у меня к Вам вопрос:
                    Вы разницу между ударом сверху и ударом в борт, совсем не знаете ?
                    Позвольте Вам открыть глаза: борт у танка это боковина корпуса, там где гусеницы, катки, внешние баки и фальшборт. А то что Вы привели в качестве примера, удары сверху. В основном, в верх моторного отсека, изредка, сбоку, под башню, но это не борт, а я просил подтвердить удар в борт, так Вами было сказано:
                    Цитата: SovAr238A
                    Догоняют и бьют .............................. в борт , там где карусель боеукладки.
                    1. -7
                      30 августа 2024 13:16
                      Я сказал вам , потратьте время, есть видео, где в борт, как вы зацепились за слово борт.
                      Там много такого видео.

                      В этих тоже было пару фрагментов именно в борт, как вы считаете, но вы не захотели увидеть
                      Подрыв карусели есть?
                      Проекция боковая?
                      Я соврал?
                      Нет..
                      1. +1
                        30 августа 2024 13:28
                        Цитата: SovAr238A
                        Подрыв карусели есть?
                        Подрыв боеукладки бывает и от ударов в башню, и даже в задней бронелист (есть такое видео, где из "Вампира" через моторный отсек попали в боеукладку). Но это не борт, до которого сейчас бронированный фальшборт с ДЗ, а за ним катки. Вобщем, очень разнородная среда, которая очень хорошо снижает пробивную силу кумулятивной струи перед тем как она упрётся в 80-ти мм броню корпуса танка.
                      2. -2
                        30 августа 2024 14:37
                        до которого сейчас бронированный фальшборт с ДЗ

                        который после первого удара дроном слетает. Равно как и решетки над башней. Вторым, третьим дроном добивают. Точнее третьим, четвертым - первый, как правило, в МТО, чтобы зафиксировать "добычу".
                      3. +1
                        2 сентября 2024 02:07
                        Цитата: Bad_gr
                        до которого сейчас бронированный фальшборт с ДЗ,
                        Цитата: Гнусный скептик
                        который после первого удара дроном слетает.

                        Фото можете предоставить слетевшего фальшборта после удара дрона ?
                      4. +1
                        2 сентября 2024 17:44
                        Сейчас с завода Т-80БВМ идет с завода с антидроновой защитой, которая прикрывает и моторный отсек, то же.
                      5. 0
                        12 сентября 2024 21:23
                        Спасет ли эта резина от дрона..
        2. 0
          12 сентября 2024 21:20
          А у Т80 там фильтр и решётки. Поэтому на Т80 колхозят 2 мангала и башня не может делать оборот.
          1. 0
            12 сентября 2024 21:28
            Цитата: Totor5
            А у Т80 там фильтр и решётки. Поэтому на Т80 колхозят 2 мангала и башня не может делать оборот.
            Мангал к башне закреплён, поэтому может развернуться и на 360 градусов. А фильтр у Т-80 в моторном отсеке, рядом с башней. На современных Т-80 воздухозабор прикрыт воздуховодом, который имеет забор воздуха на уровне крыши башни (то же вращается вместе с башней)
            1. 0
              13 сентября 2024 01:05
              Это все понятно, но кто ездит без патрубка?
              1. 0
                13 сентября 2024 01:14
                А Вы действительно не видите разницы между этими танками, или так шутите ?
                1. 0
                  13 сентября 2024 01:26
                  Разницу я вижу, только где они на фронте?
                  1. 0
                    13 сентября 2024 01:35
                    Цитата: Totor5
                    Разницу я вижу, только где они на фронте?
                    Да полно. Причём защита от дронов заводского исполнения (Омск) постоянно меняется: вначале были только небольшие зонтики с креплением под ДЗ, теперь мангал удлинили, прикрыв моторный отсек. Блоки РЭБ на одних ставят на других не видно, не знаю с чем связано
      2. +1
        30 августа 2024 15:54
        Т-80 с 1500 лс, до сотни может по ровной дороге подняться, не все дроны так летают drinks
        1. +2
          30 августа 2024 18:04
          1200 лс. и сотку это если по дороге
          1. -1
            30 августа 2024 19:45
            Уже гтд-1500 запустили в производство, это радует drinks
            1. +1
              30 августа 2024 19:46
              так на Т-80 стоит он или только планируют поставить?
        2. +1
          30 августа 2024 20:45
          Видео посмотрите...
          Побольше видео...
          Что не до 100 км, а реальность.
          По полям которая.
        3. 0
          8 сентября 2024 17:06
          Летают под сто кмч, да попадать на такой скорости тяжеловато ...
    2. +2
      30 августа 2024 11:42
      Цитата: air wolf
      Вывод один, как не усливай бронирование танка, он остаётся одноразовым.....,
      Не правильный вывод. Надо менять средства защиты. КАЗ «Афганит», если верить его паспортным данным, подкалиберный снаряд сбивать должен.
      1. -1
        30 августа 2024 15:52
        Увы, это фантастика, лом летящий на скорости 1,5 км в секунду, это почти 4,5 Маха, увы сбить не получится, таких компьютеров на танке не поставишь...
        1. +1
          30 августа 2024 18:06
          у Афганита заявлена работа по ломам со скоростями до 1800 мс (по другим данным 1600 мс) , и в планах (еще 10 лет назад) было увеличение скорости обрабатываемых боеприпасов до 2300 и потом до 2800 что позволит работать и по ударным ядрам
          1. -1
            30 августа 2024 19:48
            Заявленная это хорошо, реально ни кто не проверит, сейчас основная угроза это дрон и кумулятив hi
            А там нужен хороший радар и противодроновая турель с дробовиком на дальность 100-200 метров.
            1. +1
              30 августа 2024 19:52
              у Афганита АФАР но не дробовик а мортирки с ударныя ядром (шрапнель лому ничего не сделает). дробовик с РЛС делал Лобаев, но уже год прошел а вестей нет, скорее всего проект помер ((((
              но в случае с дронами дробовик будет и надеждее и дешевле. надеюсь что сейчас делают КАЗ с 2 боевыми элементами, с ударный ядром против ломов и ракет и с дублирующим дробовиком который дроны и тихоходные ракеты сбивать будет.
            2. 0
              12 сентября 2024 21:26
              А этот радар случаем не будет засекаться? А потом по этому радару и пустят нечто вроде ракеты или дрона или экскалибура по навигации с дрона.
        2. 0
          8 сентября 2024 17:10
          1.5 км в сек зто 600 микросекунд для преодоления каждого метра дистанции. Для современного микропроцессора 600 мкс целая вечность. Достаточно рассчитать все, что нужно.
    3. -1
      8 сентября 2024 17:02
      . как только техника встала прилетает дрон..

      Ага, потому что вам показьiвают только успешньiе прилетьi ... Ну, вьi например в, ьiлетели с 4-8 ПТУРов. Как 4-8 "одноразовьiх" сбиваете за полет ? Новеньких, с завода. При их первого боя ? Ага, Уорд оф тенкс.
  3. 0
    30 августа 2024 06:21
    достигается за счет существенного увеличения массы брони
    Не этот ли Автор писал совсем недавно, что наращивание брони есть тупиковый путь?
  4. 0
    30 августа 2024 07:34
    Замените сталь на титан, и станет возможным при нынешнем весе увеличить защищённость минимум в полтора раза. Либо перейти на другие конструктивные материалы.
    С 91 года система динамической защиты тоже не стояла на месте, тот же "Малахит" способен противодействовать БОПСам.
    1. +4
      30 августа 2024 07:50
      Титан? Ну если не считать экономику, то только технологических трудностей будет море, начиная с обработки кромки перед сваркой, затем сварка в инертной среде, при всей легкости титана из него ни танки, ни БМП, ни БТР никто в мире не делает, наверное потому что это очень ДОРОГО и СЛОЖНО
      1. +1
        30 августа 2024 18:07
        объект 195 был сделан почти на половину из титана еще в 90х. но правда на счет цены Вы правы.
      2. +2
        30 августа 2024 20:27
        Цитата: Vic_Arh
        Титан? Ну если не считать экономику, то только технологических трудностей будет море, начиная с обработки кромки перед сваркой,
        Была информация, что в Т-90 последних выпусков (ещё до Т-90М) в пакете лобовой брони, помимо текстолита, два листа титановой брони.
      3. +2
        3 сентября 2024 13:41
        В СССР и корпуса ПЛ из титана делали.
        В авиации титан уже давно используют. У меня ломик-фомка титановый есть, классная штука сработанная умельцем с местного авиазавода laughing .
      4. +1
        4 сентября 2024 15:04
        В авиа и судостроении эти проблемы как то решили. Делать подлодку значит очень дорого. А сварить в основном прямоугольник листы проблема? Резать алюминий тоже проблема, однако бмп3 как то выпускается и никто не плачет
      5. 0
        12 сентября 2024 21:30
        Можно из резины делать, чтоб снаряды отскакивали или из мыльных пузырей, чтоб снаряд сквозь танк пролетал, а мехвод через трубку задувал отверстие.
    2. +3
      30 августа 2024 08:42
      Цитата: Хирург_ХХХ
      Замените сталь на титан, Либо перейти на другие конструктивные материалы.

      Не получится ! Тёща министра обороны не захочет лишиться на даче титановых лопат !О дороговизне и сложностях "титановой" технологии говорить не хочется ,ибо об этом наговорено достаточно много ! Конструктивные материалы ? И об этом в своё время было сказано много ! Но тут повторить сейчас кое-что проще ! Просто достаточно упомянуть ,что ещё в прошлом веке уже повошкались и с алюминиевой бронёй,и с керамической..., и с пластиковой...! А в результате ,в 21м веке имеем ...то что имеем ! Никакие "другие конструктивные материалы" проблему не решат ! Можно попробовать "решать проблему" за счёт "высоких" технологий ! "Умная" броня в состоянии предложить новые решения ,но ,однозначно, стоить это будет не дешево ! "Раков по 3 рубля" не будет !
      1. 0
        12 сентября 2024 21:33
        Думаю все идет к небольшим беспилотным танкам и гаубицам с управлением через камеры и дрон.
        Там можно и бронирование делать только противоосколочное.
    3. +1
      30 августа 2024 10:23
      Замените сталь на титан, и станет возможным при нынешнем весе увеличить защищённость минимум в полтора раза.

      На 36%
      При 30-кратной разнице в стоимости стали и титана
      1. +2
        30 августа 2024 18:08
        ну хотя бы лобовую броню делать с добавлением титата и аллюминия. 36% тоже не мало.
      2. +1
        4 сентября 2024 00:49
        Разница в 14 раз, это сталь и титан, а броневая сталь намного дороже обычной. АПЛ значит можно строить а танки нет?
        1. +1
          4 сентября 2024 10:03
          Разница в 14 раз, это сталь и титан, а броневая сталь намного дороже обычной.

          Согласен. За одним исключением. Броневой титан - это тоже сплавы на основе титана (ATI 425, ТС4 и т.д.). И они тоже стоят дороже обычного титана.
          АПЛ значит можно строить а танки нет?

          Почему же нельзя. Можно. Кто ж запретит. Есть даже поговорка - хочется, оно же хуже, чем болит ))). Вот только нецелесообразно.
          1. 0
            4 сентября 2024 14:52
            Разница в цене может быть временной, при освоении производства и гарантированном объёме и спросе. Никто в мире не имеет такой школы в титановедении как российская, и такой титановой промышленности. И таких объёмов качественного титана. Титановая руда одна из самых распространённых на земле, и проблема только в энергозатратности. Будет дешёвая электроэнергия будет дешёвый титан. Будут титановые танки.
            Это к вопросу о целесообразности.
  5. 0
    30 августа 2024 08:24
    Хорошая статья. Показывает диапазон и перспективы мышления наших разработчиков бронетехники.
  6. +2
    30 августа 2024 08:39
    Ну так тенденция наоборот, советские и российские танки, имеющие большее бронирование бортов и крыши, как-раз на много лучше показывают себя в конфликте... Видосы с непробитием крыши или борта джавеллином или фвп наших танков не то чтобы прям часты, но они есть, причем естественно специально такие видео противник не выкладывает...
    А вот западные танки удар совершенно не держат...
    С учетом, что шансов получить дрон, птур или противобороовую мину или накроет арта в сотни раз больше чем лом в лоб и разница в шансах будет только расти, а в ассиметричных конфликтах, которых большинство шанс получить ломом в лоб стремится к 0, то наоборот оттдиференцированного бронирования уходят к всестороннему... Пока образцы танков-ангаров не штатные, но новые штатные танки, которые будут появляться будут меняться...
    Лобовое бронирование будет ослаблено, за счет этого будет наращиваться круговое...
  7. 0
    30 августа 2024 09:21
    Я не такнкист. Но судя по тенденциям приходим (это как вариант) к эпохе равномерного бронирования танка. Ну, т.е с лобовой брони он должен будет держать удар от пушек примерно до 100 мм ("ломы"), образовавшийся резерв веса уйдет на способы бронирования от угроз "сверху и сбоку". так мне видится ситуация.
    1. 0
      8 сентября 2024 17:19
      Танковьiе пушки уже полвека как перешли границу 100 мм. Ньiне они 120-125 мм, работают по 130-140 мм. Даже о 152 мм поговаривают. Лобовую нужно усиливать, а не зкономить на ней.
      1. +1
        9 сентября 2024 07:20
        Тупиковый путь предлагаете. Сильно много вы видели сообщений о танковых боях на СВО??? а вот беспилотники кошмарят танки каждый день. Что нужнее, толстая лобовая броня, которой может быть никогда не придется воспользоваться или защита от беспилотников, которая работает каждый день?
        150 мм - ну это уже совсем другая тема, да и то, не для противотанковых боев.
        1. +1
          10 сентября 2024 10:46
          wlkw Самая большая ошибка - судить о большой войне на основании маленькой недовойне.
          1. +1
            10 сентября 2024 10:53
            Да что-то она уже и не сильно маленькая получается...., я бы не сказал. Кроме того, сейчас все войны становятся такими.
            1. 0
              10 сентября 2024 10:58
              Не маленькая, и все же своя, домашняя, почти гражданская. Да без полной мобилизации. Даже без объявления. С Нато будет совсем по другому, увьi.
  8. +2
    30 августа 2024 09:35
    Объект 775 же.
    Низкий, 2 члека экипажа, изменяемая подвеска.
    Даже если нет мегаброни в борту - поди попади.
    Опять же заброневой объем ниже, можно больше брони сделать.
    1. 0
      12 сентября 2024 21:37
      Дрону все равно низкий танк или высокий... Может тогда лучше сделаем узкий? Типа танк змея. Он еще и уворачиваться будет.
      1. 0
        12 сентября 2024 21:39
        Цитата: Totor5
        Дрону все равно низкий танк или высокий...

        Если летит горизонтально - не всё равно.
        Если в крышу - таки да.

        Может тогда лучше сделаем узкий?

        Танк-землеройку, атомный.
        Будет высовывать дуло из грунта и циннично стрелять.
  9. +2
    30 августа 2024 12:58
    Мысль инженера: а что если во главу угла при защите от БОПСов поставить не разрушение "лома" или стойкости брони к нему, а повышение вероятности рикошета. Например: танк покрывается своеобразной "чешуёй" из двухслойных пластин. Верхний слой - условно мягкий, нижний - твёрдый. Ключевым моментом будет относительно слабое крепление "чешуинок" к основной броне (на прихватки). Сценарий: БОПС попадая в "чешуинку" под острым углом, не достигая основной брони срывает её, при этом возникает вращающий момент, который изменяет направление движения снаряда в выгодную для защищаемого объекта сторону. Вероятность рикошета возрастает. Чешую можно объединить в одном корпусе с ДЗ. Есть мысли против?
    1. +3
      30 августа 2024 13:37
      Не те скорости: БОПС не срывает чешуинку, он делает в ней проплавленный (!) канал, раньше чем, успевает заработать механическое взаимодействие (т. е. чешуинка приняла энергию движения снаряда, сама начала двигаться, передала энергию на крепления, сорвала крепления, улетела с корпуса) и преспокойно летит дальше к основной броне. Взаимодействие на таких скоростях не механическое, а гидродинамическое на границах соприкосновения снаряда и брони, материалы из-за выделяемого нагрева успевают частично расплавляться и испарятся, при этом снаряд как гораздо более плотная "жидкость" (вольфрам/уран) да еще разогнанная "тонет" в легенькой стали.
      1. +1
        30 августа 2024 15:36
        Благодарю, а если нижняя часть чешуинки тоже вольфрам/уран?
        1. +2
          30 августа 2024 16:23
          Подозреваю, что при увеличении толщины до некоторого значения, работать как описано будет (но опять-таки в узком заданном диапазоне углов, достаточно больших, чтобы именно сдернуть элемент, а не прибить к основе, под вопросом также работоспособность при ударах в удаленные от центра зоны/углы листов), вот только появляются другие нюансы. Это и сложность конструкции (в т. ч. ее расчета под описанное действие), и ремонта после сработок (постоянный выпуск новых листов/креплений, вторичные повреждения внешних устройств антенн, прицелов, и т. д. после "проезда" по ним такого листа), стойкость листов на отрыв к меньшим калибрам/осколкам, опасность для окружающих "мягких" сослуживцев (по аналогии с КАЗ), масса, цена, технологичность (влияние на сроки выпуска), и т. д. и т. п. И если подытоживать как-то, то на выходе если и будет какой-то эффект в снижении вероятности поражения БОПСом, то мизерный, а в снижении вероятности поражения в целом - вообще ничтожный. БОПСы просто давно утратили позиции в качестве поражающего фактора. Все мысли устремлены ныне на дроны.
    2. 0
      30 августа 2024 15:46
      Цитата: Дмитрий22
      Есть мысли против?

      Ну,про "чешуинки-пушинки" не задумывался и сейчас не хочу ! Но ряд разработчиков бронетехники задумываются над созданием "умной" брони ! Варианты могут быть разные, и об этом лучше написать "особливую" статью ,но можно упомянуть кое-какие "концепты" ! Например,СМАРТ ПРО... когда БОПС сбивается КС или УЯ при подлёте к броне ! Это как раз укладывается в пожелание автора , уменьшить толщину лобовой брони, а "экономию" кинуть на усиление "бортов" и "крыши" !
      1. +1
        30 августа 2024 16:09
        P.S. Можно устанавливать на корпус "особливые" бронеконструктивы ,принцип защитного действия которых основан на перемещение бронеплиты через точку попадания БОПСа или "кумы" ! (То есть,при "углублении" БОПСа или КС в броню ,перед ними "непрерывно" наращивается броня...хоть стальная,хоть "люминиевая" ! Причем элементы конструктивов могут быть "продольно-скользящими плитами ",или " вращающимися дисками ",или "вращающимися цилиндрами" !
      2. 0
        13 сентября 2024 20:37
        Так не проще тогда просто дроны сбивать или ослеплять и не допускать их к броне?
    3. 0
      30 августа 2024 21:22
      Цитата: Дмитрий22
      Мысль инженера: а что если
      поставить вдоль борта съемные (чтоб вписаться в ж/д габарит) внешние топливные баки треугольного сечения со сторонами, смотрящими наружу, сделаными из брони минимально достаточной толщины чтоб выдержать взрыв элемента ДЗ и не промяться внутрь. Тогда ДЗ будет воздействовать на "лом", да и кумулятивную струю, под углом к вертикали
      Цитата: Дмитрий22
      в выгодную для защищаемого объекта сторону
      1. 0
        13 сентября 2024 20:39
        Может в них просто воду возить? Если джавелин полетит то можно создать завесу от головки
  10. +1
    1 сентября 2024 01:23
    Забыли упомянуть ещё один вариант перспективно бронирования. "Электронная броня". Когда , грубо говоря, есть 2 листа брони запитанными электричеством от кондецаторов. И при попадании "лома", происходит дуговой разряд, который "испаряет"/разрушает лом.
  11. +1
    3 сентября 2024 13:36
    Цитата: Гнусный скептик
    При 30-кратной разнице в стоимости стали и титана


    Титан дорог, конечно, но стоимость танка в целом приближается к стоимости истребителей 3 поколения. Так что применение может быть оправданным.
    Вольфрам тоже недешев, но уже применяется для укрепления брони (дороже, но безопаснее урана, однако).
  12. 0
    4 сентября 2024 01:24
    Разница модификаций танка т90 от 2 до 5 миллионов долларов. Вряд ли другую броню ставят, скорее электронику, системы активной защиты. То есть цена брони не столь значительна. Варить в аргоне не так и сложно, уже давно все отработали, армейский ремонт лишь ненамного усложнится. Горелка и баллоны с аргоном, Сейчас титана много лишнего в РФ, не надо строить заводы по выплавке титана, сборочный цех оснастить оборудованием для сварки аргоном и все, остальное остается, так что при серийной постройке разница в цене будет на процентов 20-25. Зато танк станет и быстрее и защищённее.
  13. 0
    8 сентября 2024 09:57
    У меня, только один вопрос, к титаноманам, вы видели, как титан горит? Нет? Ну так посмотрите. Много вопросов отпадут сами собой
    1. 0
      13 сентября 2024 20:42
      Только один? А вы видели как взрываются танки от подрыва БК ? Что то никто не перестаёт снаряды в танках возить.
      А когда титановая АПЛ Комсомолец горела, что-то титановый прочный корпус не загорелся, даже изнутри
  14. 0
    12 сентября 2024 21:17
    Цитата: air wolf
    Вывод один, как не усливай бронирование танка, он остаётся одноразовым, поэтому строили т-34 массово, мое мнение как человека который должен эти танки уничтожать с вертолёта, что лучше Т-80 на сегодня ничего нет, потому что он сверх мобильный, а скорость, броня и огневая мощь это есть залог успеха. Вот смотрите пример сво, как только техника встала прилетает дрон..


    Что означает сверхманёвренный? Он что, уворачивается от ракет, подпрыгивает и кувыркается?
  15. -1
    12 сентября 2024 21:46
    Думаю бесполезно это все. Наращивание брони поднимет и стоимость и вес, без этого никак.

    Думаю надо идти по пути упрощения. Что для нас в танке важно? Важна жизнь экипижа! От этого все и пляшут по броне и броне капсулах.

    А я считаю, что если убрать из танка экипаж, то и сверх бронирование ему будет не нужно. Можно делать его почти одноразовым как дрон, по сути как пушка на колёсиках.Наводить ее в очках по приборам с координацией по дрону.

    Но тут конечно другие сложности - как он будет ездить своим ходом на дальняк, как он будет сам укрываться в лесу, кто его будет ремонтировать по мелочи? То есть это все имеет ограниченное применение, по сути его нужно вначале доставить к передней линии.
  16. 0
    18 сентября 2024 13:58
    С ростом числа и качества ПТУРов ясно что - борта и зад нужно защищать от кумулятива, а с ростом числа Дронов - еще и крышу, с ростом числа Мин - еще и днище.
    БОПС это почти уходящая натура старых войн- танк против танка.