Переулками столицы. К Высоцкому – по Успенскому и двум Каретным

44
Переулками столицы. К Высоцкому – по Успенскому и двум Каретным

Три переулка в одном очерке – не так много, ведь иначе сорок намеченных прогулок могут превратиться в сто сорок, если не больше. Хотя столько московских переулков автор вряд ли прошагал, и пишет только о тех, которые хорошо знает.

Отправившись с Тверской к легендарному Большому Каретному, воспетому Высоцким, не миновать Успенский переулок, один из сохранивших и уют, и почти всё, что было. Он выводит на перекрёсток, где улица Петровка без разрыва переходит в Каретный ряд (на фото – вид с Садового кольца).




Его название вместе с именами трёх Каретных переулков и Садово-Каретной долго объяснять не надо – на этой окраине веками была Каретная слобода, а до того – Тележная и ряд был Тележным. После пожара 1812 года каретами здесь только торговали, зато позднее даже делали вагоны для железных дорог.


И авангардистский гараж Совнаркома, почти на углу с переулками, работы архитекторов Г. Гольца и В. Третьякова на этой улице появился, как видно, не случайно. До центра с правительственными зданиями – всего три-четыре минуты на авто.

Вернёмся, однако, на Успенский, где разного рода конторы заняли многие из особняков, либо частных, либо связанных с медициной. Здесь с храмом Успения Пресвятой Богородицы соседствует Пенсионный фонд, бывшее посольство Судана, покинутый школьниками школьный двор и доходный дом, где жил микробиолог Георгий Габричевский, и в память о нём повесили табличку.


Многие, у кого были проблемы с аллергией или астмой, ещё не забыли, как ездили сюда, на задники Ново-Екатерининской больницы сдавать хитрые анализы в расположенную по соседству скромную лабораторию имени этого учёного. Сам же доходный дом Кроненблеха, фамилия словно сама за себя говорит, привлекает только бережно сохранённой лепниной и эффектными маленькими овальными окнами.

Сейчас здание бывшей лаборатории продаётся, а все корпуса и сад Ново-Екатерининской больницы, бывшей когда-то усадьбой Гагариных, взяла под себя Мосгордума. Оставшийся же у нас позади Успенский Храм, постройки XVII века, пережил многое, вплоть до сноса всех глав и работы швейным цехом, но в последние годы известен больше всего как место раздачи бесплатных обедов.


Напротив храма – бывший дом коллежской асессорши Зверевой, где уже в 40-е годы XIX века жил Н. Н. Муравьёв, отец одного из руководителей декабрьского мятежа 1825 года. В этом доме в 2000-е годы осел элитный ресторан, и там долго давали роскошные приёмы и обеды, но сейчас всё, что неплохо вообще-то сохранилось, сдано под офисы.


Следующий дом – и вовсе особенный, тот редкий случай, когда за его прекрасное состояние и удивительный двор надо благодарить хозяев – скульпторов Согоянов. Ни в какой музей с такого двора и уходить не стоит, и пусть вас не смущает соседство ангелов и смурного Владимира Ильича.




Интересно, что архитектор И. Ф. Андреев строил здание под изолятор для грудных детей уже упомянутой Екатерининской больницы. Он был напрямую связан с Елизаветинским благотворительным приютом – у той самой асессорши Зверевой.

Рядом жил в своём домике под номером 5 основатель и директор театра «Эрмитаж» и одноимённого сада купец первой гильдии Яков Щукин. Его инициалы ЯЩ и сегодня украшают фонарные столбы в саду, рассказ о котором непременно будет – возможно, сразу после переулков.


Дом Щукина сейчас заняла то ли психологическая, то ли психиатрическая консультация, благополучно вытеснившая и ГУП «Микроген» имени всё того же Габричевского, и каких-то сомнительных девелоперов. Зайти и осмотреть неплохие интерьеры совсем несложно.


Вроде бы не столь интересно то здание по переулку, после которого и будет Сад «Эрмитаж» – особняк Шимунека. Архитектор М. И. Никифоров не мудрил, и не просто так сегодня здесь уютно пристроилось посольство небольшой африканской страны Бенин. Дом функционален, а из его окон нередко звучат ноты чего-то совсем неординарного, африканского.


На два Каретных – Средний и Малый, бывшие до революции Спасскими, попадаешь сразу после перехода через Каретный ряд и Петровку. Как раз у легендарного здания с номером 38. Впрочем, до Малого Каретного вроде бы надо ещё пройти небольшой отрезок Лихова переулка.

Лихов сворачивает влево к Садовому кольцу, а его начало от Каретного ряда на старых картах, да и сегодня на адресных табличках записано за Малым Каретным. Но тот на этом отрезке домов вовсе не имеет и вообще живёт как-то сам по себе. Зато Средний Каретный, если не ходит, то точно проходит, что называется, «под ментами».


Помимо бокового фасада Петровки, 38, над ним нависают и Музей МУРа, по-прежнему мало кому известный, и Информационный центр МВД РФ. Вряд ли смягчает картину и доходный дом Эрихсона, который дважды достроили – хотя и всего-то до семи этажей.

Куда теплее нечётная сторона переулка, где всё начинается с популярного ресторанчика «Каретный ряд», адрес которого – Средний Каретный, 3. Не в Каретном ряду, а на Среднем Спасском переулке размещались конторы крупных фирм «Экипажного фабриканта Ильина», «Экипажной фабрики братьев Марковых» и ещё нескольких фирм поменьше.


Но вряд ли именно поэтому два особнячка с номерами пять и семь хорошо отреставрированы и прячутся в почти нетронутой зелени.

Наконец, по соседству с конторой небезызвестного иноагента «Мемориал», за полусквером, полупустырём с полупамятником жертвам репрессий стоит дом 11 по Среднему, уже угловой с Большим Каретным.



На Большой Каретный переулок выводит и Малый, стартующий с музыкальной студии и полуподвальной кофейни «Переплёт» под вывеской «Булошная». В этом переулке к удивлению публики отлично сохранились многие здания. Например, бывшей фабрики «Профинтерн», где до сих торгуют мужской одеждой в фирме с «шинным» названием «Мишелин 95Б».

Жив и так называемый Дом с тенями, купца Пирогова, который москвоведы сейчас небезуспешно зачищают от самостроя – это тоже здесь в Малом Каретном. Он, между прочим, тоже угловой 11/16 с адресами как по Малому, так и по Большому Каретному.


Малый Каретный, казалось бы, полностью занят чиновниками одного из столичных департаментов, но нашлось на нём место и наркологу, и стоматологу, выставочной галерее Issmag и даже коммерческому «Совинфильму».

Кстати, не только с Лихова переулка, но и через одну из подворотен Малого Каретного можно выйти к восстановленному красавцу Епархиальному дому, где теперь снова царит слово Божье в Соборной палате.



Ещё никем не опровергнута легенда, что где-то тут во дворе похоронен Николай Второв. В дни Первой мировой войны он на военных поставках стал самым богатым человеком России, и теперь его называют её последним магнатом. Он основал в Подмосковье завод и город Электросталь, не так давно ему там установили памятник.



Незадолго до Февральской революции Второв выстроил для себя и переехал в эффектный особняк на Песках у Старого Арбата, смесь классики и модерна. Именно в нём он и был убит в мае 1918. В роскошном доме, где Булгаков в своём культовом романе решил устроить Бал Сатаны, с середины 30-х годов располагается резиденция американского посла.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    31 августа 2024 09:08
    Утро доброе Алексей !Традиционное спасибо за Ваш цикл.Прекрасно.А,что касаемо музея МУРа,то попасть в него можно,но сложно.Нужна группа людей,нужна предварительная заявка и время на согласование.Муторно конечно это,но?Специфика вероятно накладывает свой отпечаток.К *чекистам* думаю ещё сложнее попасть? laughing Это если добровольно и....типа посмотреть.
    1. +5
      31 августа 2024 15:29
      Традиционное спасибо за Ваш цикл.Прекрасно.

      Присоединяюсь к вашим словам, Сергей Владимирович.
      Понимаете... Как бы это лучше сказать...
      Есть у моего воображения свойство полностью погружаться в эпоху. Бывает, достаточно увидеть всего лишь одно старое здание, и, каково бы оно ни было, я уже там, в прошлом. Сейчас же от такого стала приходить избыточная душевная боль. Оно, прекрасное прошлое, уже ушло и не вернётся. Никогда. А было ведь крепкое, архитектурно слаженное, но вот -- постепенно тает, сменяемое настоящим, не имеющим никаких привлекательных архитектурных черт, потому зыбкое и неустойчивое, но нагло вытесняющее подлинную красоту. Вот и бегу сознанием от разговоров о прошлом облике Москвы, но что-то затягивает в них.
      1. +4
        31 августа 2024 15:40
        Есть у моего воображения свойство полностью погружаться в эпоху.

        *Все мы немощны,ибо человецы суть....*
        А если серьёзно то,Алексей ведь в своих очерках *гуляет* по исторической части Москвы.Буквально по сакральной её части.Вот и наплывают воспоминания,да и фантазия тоже...разыгрывается. bully На мой взгляд это вполне нормально.
        1. +4
          31 августа 2024 16:01
          части.Вот и наплывают воспоминания

          "Всё, что было не со мной, помню"?
          Что касается московских переулков, то в моей памяти застряли не только Столешников и прочие парадные красоты столицы, но и блуждания позади МХАТа в начале нулевых. Кирпичные дома, опровергающие закон гравитации волнообразно-наклонными стенами с утраченными фрагментами. Смотрела, думала, вот сейчас упадут эти стены, кое-как сложенные из облезлых кирпичей, да прямо на меня. Из сетований прохожих стало ясно, что крысы в этих зданиях бегают по всем этажам. Но люди там живут. Это была другая Москва. Вопрос, какая.
          1. +4
            31 августа 2024 16:12
            Столешников и прочие парадные красоты столицы,

            А мне Лавры больше всего нравились,а также переулочки в районе Сретенки.
            Из сетований прохожих стало ясно, что крысы в этих зданиях бегают по всем этажам. Но люди там живут.

            Пока нет,но тараканы-заразы появились!
            Это была другая Москва. Вопрос, какая.

            Другая.Из прошлой жизни.Винтажная. laughing
            1. +3
              31 августа 2024 16:25
              Другая.Из прошлой жизни.Винтажная.

              Ответ на миллион! wassat )))
              У меня кухня облезлая -- соседи затопили 4 раза в 2010-м, если правильно помню. Скажу Вам прямо -- винтаж крутейший! А в прошлом годе увидела кино, в котором приличная американская семья живет в таком "винтаже", и всё нормально. Я приободрилась! )))
              1. Комментарий был удален.
              2. +3
                31 августа 2024 16:35
                . Я приободрилась! )))

                *Правильно делаешь,гони её прочь тугу-печаль...*
                А,что за фильм,позвольте полюбопытствовать? lol
                1. +2
                  31 августа 2024 17:12
                  А,что за фильм,позвольте полюбопытствовать?

                  Своим вопросом Вы делаете честь моей памяти! wassat )))
                  Было время, отсмотрела их множество, бесплатно, между прочим. Некоторые названия записывала, а в общем -- нет. Эпоха хороших бесплатных услуг в интернете закончилась, то, что бесплатно, в рекламе дико утопает. А через месяц даже такое смотреть -- плати...
                  Как быстро поменялось всё! Но, полагаю, что есть доступные услуги,которыми привычки пользоваться нет. Мне в лом, а новым поколеньям оно как раз.
      2. +4
        31 августа 2024 16:01
        Вот и бегу сознанием от разговоров о прошлом облике Москвы, но что-то затягивает в них.

        Э,нет, Людмила Яковлевна!
        Отнюдь не бежите,а скорее идёте на зов прошлого,на зов истории.Почему?Ну отвечу за себя.Потому,что не нахожу ничего хорошего в нынешней событийной жизни.Потому,что *старый* город просто красив и дивен,по сравнению с нынешними *творениями*.Знаете?По тем старым переулкам хочется просто идти,идти,а не стремительно передвигаться! bully
  2. +3
    31 августа 2024 09:21
    Незадолго до Февральской революции Второв выстроил для себя и переехал в эффектный особняк на Песках у Старого Арбата, смесь классики и модерна. Именно в нём он и был убит в мае 1918

    говорят, что это неклассицизм.


    Второв много чего построил в России, кроме Электростали и заводов ,в 1906—1907 годах н в Вадковском переулке Москвы архитектор А. У. Зеленко построил Детский клуб общества «Сетлемент» ,в 1912—1913 годах построил в Москве комплекс зданий «Деловой двор» (архитектор И. С. Кузнецов).

    Интересно, что детей своих он успел отправить во Францию. На что он надеялся оставаясь в Москве после ВОРа?
    1. +5
      31 августа 2024 15:38
      На что он надеялся оставаясь в Москве после ВОРа?

      А на что надеялась представительница купеческой семьи -- та, которая, не интересуясь всякими "измами", ещё до всяких революций преобразовала городок Кувшиново в социалистический рай, а в тридцатые прошлого столетия умерла в безвестности и, как полагают, от голода -- на что надеялась она?
      1. +4
        31 августа 2024 15:49
        А на что надеялась

        Так это счастье или несчастье невозможность предугадать дальнейший ход событий?Многие ведь рассчитывали на то,что это ненадолго,ну месяц,ну два,а дальше всё вернётся на круги своя.Но...произошло именно то,что произошло.
        1. +4
          31 августа 2024 15:55
          Многие ведь рассчитывали на то,что это ненадолго,ну месяц,ну два,а дальше всё вернётся на круги своя
          Что-то мне это сильно напоминает...
          Привет, Сергей!
          1. +3
            31 августа 2024 16:04
            Привет Антон!
            Что-то мне это сильно напоминает...

            Не я первый,не я последний. laughing
        2. +3
          31 августа 2024 16:17
          Но...произошло именно то,что произошло.

          Нет, Сергей Владимирович, не произошло, а происходит с 1917-го года. Проходя через различные этапы, образующие единую смысловую совокупность, поглотившую несколько людских поколений. "Покой нам только снится!"
          1. +4
            31 августа 2024 16:47
            а происходит с 1917-го

            Да я и не спорю,особо.Просто прошло слишком мало времени.Не *переболели* мы ещё те события,вот и делимся на белых и красных до сих пор.А самое главное,на мой взгляд,вот этот вот недавний,образца 1991-го года, слом развития нашей страны.Отсюда и откровенная неприязнь к *бывшим*,если при Советской власти на бытовом уровне были просто подковырки,мол,что:из князьёв-графьёв чоли?То ныне можно и в физиономию получить за неустраивающий оппонента ответ.Про недавний спор о ГУЛАГе в московском автобусе слышали поди?Когда древнего старика из него(в смысле автобуса) буквально выкинули?Не,это надолго.
            1. +4
              31 августа 2024 17:20
              Про недавний спор о ГУЛАГе в московском автобусе слышали поди?

              И даже видео смотрела в телеграме. А всё оттого, что не столько мы, рядовые граждане, ещё не переболели прошлым, сколько не переболела им наша власть. И не переболеет. Я бы сказала по-другому. Каждый особо хорошо делает то, чему обучен в юности блаженной. То, к чему его подготовили и мозги повернули в нужную кому-то сторону. Вот и болеют наши кормчие. Одни -- СССР, другие -- капиталом. Кому куда мозги поаернули.
              1. +2
                31 августа 2024 19:10
                Вот и болеют наши кормчие. Одни -- СССР, другие -- капиталом. Кому куда мозги поаернули.

                Ох, Людмила Яковлевна, Людмила Яковлевна,друг мой разлюбезный.Вот не хотел,у Алексея касаться этой чёртовой политики,но?Вынудили-таки,а? love Ладно,отвечу.Понимаете,вот в данном конкретном случае морды били друг другу не конкретные миллярА с ротенберХами,а простые такие,допускаю,что до этого очень даже вполне законопослушные граждане России.А этим,сверху?Им фиолетово.Физиономии *чистим* мы!Те кто ходит по земле.Вот как-то так.И не обессудьте,но в трезвом виде политтемы в обсуждать отказываюсь напрочь! laughing
                1. +3
                  31 августа 2024 19:36
                  политтемы в обсуждать отказываюсь напрочь!

                  Так и я. Но вырвалось, обстановка шепчет, простите, больше не буду. И если так, Вы как знаток Москвы ответьте, сохранилось ли здание в Москве с крышей в виде перевернутой рюмки? Помню, что принадлежало какому-то непьющему купцу.
                  1. +4
                    31 августа 2024 19:48
                    Помню, что принадлежало какому-то непьющему купцу.

                    Шутить изволите???Доходный дом Филатова на Остоженке.Пил как мерин!Ну почти.
                    сохранилось ли здание в Москве с крышей в виде перевернутой рюмки?

                    А,что с ним будет? Всё-таки охранная грамотка имеет место быть. laughing
                    1. +4
                      31 августа 2024 19:55
                      Ох уж, вы, мои демоны, Сергей Владимирович и Людмила Яковлевна! Вот до сей поры каялся сегодня не пить... Но теперь непременно выпью!
                      1. +3
                        31 августа 2024 19:57
                        Но теперь непременно выпью!

                        Ох,Антон!
                        Если имеется желание и возможность то....почему-бы и нет?Право? laughing
                      2. +3
                        31 августа 2024 19:59
                        Так вроде завтра надо "за руль", но придется все переиграть.
                      3. +2
                        31 августа 2024 20:03
                        но придется все переиграть.

                        В этом деле главное-самонастрой!Ха,ха,ха,ха!А я сейчас футбол смотрю. bully
                      4. +2
                        31 августа 2024 20:15
                        В этом деле главное-самонастрой!
                        Самонастрой-несамонастрой, ДПС один черт проверит "в трубочку". Особо въедливые еще и медэкспертизу вызовут.
                      5. +2
                        31 августа 2024 20:23
                        я сейчас футбол смотрю.
                        Я даже не сомневался! Ну, а как тебе ИСБ, в качестве спортивной дисциплины?
                      6. +2
                        31 августа 2024 20:54
                        ИСБ,

                        Элемент шоу есть?Да.Спортивные навыки нужны?Да.Физическая форма необходима?Да.Значит полноправный спортпроект.А федерация имеется?
                      7. +2
                        31 августа 2024 21:00
                        А федерация имеется?
                        Ну как тебе сказать... Это непризнанный вид спорта, ну, вроде армреслинга.
                  2. +2
                    31 августа 2024 19:50
                    Вы как знаток Москвы

                    Это к Сергею *Корсару*,он в этой области профи! bully
    2. +1
      5 сентября 2024 08:28
      Добрый день!
      О Второве уже не впервые приходится вспомнить.
      https://topwar.ru/213769-pereulkami-moskvy-veskovskij-i-vadkovskij-dazhe-ne-odnofamilcy.html
      Кстати, в Иркутске дом его брата работает не на американского посла или консула, а на город вовсю...
      1. +1
        5 сентября 2024 09:27
        Здравствуйте, Алексей.

        В Москве дом Второва не посол захватил...

        Спасибо огромное за цикл и надеюсь на его продолжение. hi

        Любил бродить по старой Москве, куда глаза глядят, избегая Н. Арбатов и улиц койкого
  3. +8
    31 августа 2024 09:21
    доходный дом, где жил микробиолог Георгий Габричевский, и в память о нём повесили табличку.
    Вообще-то человек памятника достоин. А так табличка и скромная могила на Пятницком кладбаще...
    Спасибо, Алексей!
  4. +6
    31 августа 2024 10:34
    Ещё никем не опровергнута легенда, что где-то тут во дворе похоронен Николай Второв.
    Легенда и есть легенда, ибо должны были на кладбище захоронить, не во дворе.
    Он основал в Подмосковье завод и город Электросталь, не так давно ему там установили памятник.
    За это ему, конечно, спасибо, но полагаю, что строители там работали столько же, сколько и у фон Мекка при строительстве ж/д рязанского направления (летом 12 часов, зимой - 10, дрова берегли). Вт и любовь у работяг таким образом завоевал.
    А за статью автору - респект.
    1. +4
      1 сентября 2024 09:36
      были на кладбище захоронить, не во дворе.

      Приветствую Сергей!
      Так его и похоронили на кладбище.На кладбище женского Скорбящинского монастыря,но?В 1930-ом году это кладбище было ликвидировано,останки многих покоящихся там были перезахоронены на Ваганьковском кладбище.Но не Второвы/отец и сын/,вероятно отсюда и возникла легенда? hi
      1. +3
        1 сентября 2024 09:59
        Да, наверное так. Какой же старый особняк без легенд (и без скелетов с кандалами в подвале)? Это несолидно.
    2. 0
      5 сентября 2024 08:15
      О Второве в сериале уже было немного...
      https://topwar.ru/213769-pereulkami-moskvy-veskovskij-i-vadkovskij-dazhe-ne-odnofamilcy.html
      В Иркутске дом его брата - один из лучших, работает на город
  5. +2
    31 августа 2024 19:46
    Автор, все здорово, спасибо. Но было бы очень хорошо, если бы вы прикладывали современную карту описываемых мест с привязкой к метро (так, чтобы станцию было видно).
    1. +1
      5 сентября 2024 08:17
      Принимаю Ваше замечание, хотя казалось, что обычные карты - не проблема сегодня
      https://yandex.ru/maps/213/moscow/?ll=37.610187%2C55.769696&z=17
      Тут если уменьшать - не видно будет переулков, зато станции метро появятся
  6. +4
    1 сентября 2024 03:18
    Дорогой Алексей, огромное спасибо за новую прогулку по Старой Москве! smile good
    Порадовали душеньку, а то я в рязанской глубинке уже начал подзабывать милые с детства улочки. drinks hi
  7. +2
    1 сентября 2024 21:27
    Цитата: депрессант
    Традиционное спасибо за Ваш цикл.Прекрасно.

    Присоединяюсь к вашим словам, Сергей Владимирович.
    Понимаете... Как бы это лучше сказать...
    Есть у моего воображения свойство полностью погружаться в эпоху. Бывает, достаточно увидеть всего лишь одно старое здание, и, каково бы оно ни было, я уже там, в прошлом. Сейчас же от такого стала приходить избыточная душевная боль. Оно, прекрасное прошлое, уже ушло и не вернётся. Никогда. А было ведь крепкое, архитектурно слаженное, но вот -- постепенно тает, сменяемое настоящим, не имеющим никаких привлекательных архитектурных черт, потому зыбкое и неустойчивое, но нагло вытесняющее подлинную красоту. Вот и бегу сознанием от разговоров о прошлом облике Москвы, но что-то затягивает в них.

    Побольше бы нам таких людей, - глядишь, - и часть проблем бы не возникло....
    А оставшиеся, - при таких Человеках, - преодолели бы!
    hi
  8. +2
    2 сентября 2024 01:56
    Спасибо,замечательные у Вас статьи. В качестве малой благодарности за Ваш труд хочу подсказать ещё один привлекательный ран Москвы. Московские таксисты,те, ещё правильные,не из Средней Азии -"Дарогу покажишь", в 9 случаях из 10 обескураженно вопрошали:"А где это?"
    Площадь Максима Горького и одноименный переулок. Центрее этого только Красная площадь.
    Сбоку легендарная Хитровка,россыпь интересных переулков. Лакомый район для Ваших исследований и экскурси.
    1. +1
      5 сентября 2024 08:23
      Спасибо за тёплые слова...
      Мне не очень хотелось повторятся за многими авторами по Арбатским, Сретенским переулкам.
      Стараюсь больше писать про точно "свои".
      И Гиляровского с его Столешниковым, Хитровкой и Грачёвкой - ныне Трубной тоже пользовать не решался пока, тем более что там уже давно всё не то, всё не так...
      Но за подсказку всё равно спасибо. Особенно про переулок Максима Горького - почти нетронутый краеведами
      Вот читают переулки как-то не очень. С каждым очередным очерком заходов всё меньше, увы
      1. +1
        5 сентября 2024 10:18
        Вот читают переулки как-то не очень. С каждым очередным очерком заходов всё меньше, увы

        Алексей,ну не гневите Вы Бога. laughing
        Читаем.Аудитория маловата?Ничего страшного.Зато нет скандалов,взаимных оскорблений и прочих радостей жизни.Да и постоянством присутствия читателей можно порадоваться.Поверьте,всё не так плохо.Главное,что сохраняется постоянный интерес к выбранной Вами теме.Удачи! hi
  9. +3
    3 сентября 2024 09:48
    Частенько останавливались в мини-гостинице на пересечении Садовой-Каретной и Лихова переулка и весь этот район от Садового до Красной площади исходили с женой вдоль и поперёк. Спасибо большое за прекрасный очерк.