Об экспорте отечественных танков и появлении Т-90М

18
Об экспорте отечественных танков и появлении Т-90М

Не секрет, что СССР, будучи одним из крупнейших экспортёров бронетанкового вооружения в мире, всегда придерживался определённых ограничений, связанных с передачей тех или иных передовых технологий, которые могут попасть в руки вероятного противника. Иными словами, многие танки, поставляемые за рубеж, либо были упрощенными вариантами более современных машин, имевшихся в Советской Армии, либо являлись в некотором смысле морально устаревшими.





Практика, конечно, во многом обоснованная, но со стороны покупателя весьма неоднозначная. Впрочем, у инозаказчиков, из-за политической ситуации тех лет, другого выбора-то и не было. Однако с развалом Советского Союза ситуация, в частности для российских танкостроителей, в корне поменялась – наступали голодные времена и рыночные отношения, в которых, как известно, клиент всегда прав. Поэтому правилом экспорта, ограничивающим продажу современных танков, пришлось поступиться – и не зря.

Ярким примером здесь может служить контракт, заключенный между правительством Индии и «Уралвагонзаводом» на поставку танков Т-90С. Сейчас о подробностях этого соглашения мало кто говорит, но изначально, ещё на заре 1990-х годов, тагильчане активно пытались выбить в Индии заказ на далеко не самые передовые машины в лице Т-72С (экспортная версия Т-72Б), но в конечном итоге получили твёрдый отказ, поскольку в соседнем Пакистане уже вовсю испытывались украинские доработанные Т-80УД.

Заинтересовал индийскую сторону только «девяностый», как наиболее современный и в то же время неприхотливый в эксплуатации танк, который мог предложить «Уралвагонзавод». При этом по желанию заказчика машина была значительно доработана, в том числе за счёт установки тепловизионного прицела, поэтому за рубеж отправились Т-90, по боевым возможностям превосходящие своих собратьев, находившихся в Российской Армии.

Результатом этого стало не только спасение «Уралвагонзавода» от окончательного банкротства, но и обеспечение финансового и технологического задела для производства обновлённой версии Т-90 – танка Т-90А, который до появления Т-90М имел статус наиболее боеспособного серийного танка России. Бизнес, как говорится, есть бизнес – главное искать выгоду и прибыль.

К слову, и сам Т-90М, уже успевший прославиться в зоне проведения специальной военной операции на Украине, имеет в своём генеалогическом древе экспортную составляющую, уходящую своими корнями к Т-90МС.

Обо всём этом подробно говорит историк, научный редактор отдела по связям с общественностью «Уралвагонзавода» Сергей Устьянцев. Видео с его рассказом, снятое в рамках проекта «Первый танковый», мы и предлагаем к просмотру.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    28 августа 2024 05:53
    Продают танки? Очень хорошо, значит есть еще сухой порох в российских танках!)

    Покоробило одно - как государственному, крупнейшему танковому заводу может грозить банкротство? Разве завод не одна из основ безопасности страны?
    О какой рентабельности может идти речь?
    1. +16
      28 августа 2024 06:00
      Вы забыли недавнюю историю Россию? Забыли какие прекрасные люди стояли и стоят у руля страны (весь правящий класс)? Забыли сколько стратегических предприятий было целенаправленно уничтожено, и их отсутствие сейчас катастрофически сказывается? Вот так же чуть не убили УВЗ.
      1. -5
        28 августа 2024 06:08
        Прошу вас, забудьте терию классовой борьбы разработанную еще 19 веке Марксом -:Энгельсом.
        Эта теория давно работает.
        Паровые машины 19 века давно ушли в прошлое и техническая революция изменила социальные отношения.
        Про монополизм власти - правы. Монополизм ведет только в болото. Без вариантов.
        1. +2
          28 августа 2024 12:41
          техническая революция изменила социальные отношения

          Разве? А так и не скажешь.
        2. 0
          2 сентября 2024 22:54
          "Прошу вас, забудьте терию классовой борьбы разработанную еще 19 веке Марксом -:Энгельсом.
          Эта теория давно работает.
          Паровые машины 19 века давно ушли в прошлое и техническая революция изменила социальные отношения..."
          Бухаете? Пить вредно!
          1. -2
            2 сентября 2024 23:46
            Прошу вас писать по теме и не хамить.
      2. +3
        28 августа 2024 07:05
        Эти прекрасные люди работали и на Западе тоже. Серийное производство танков в Штатах прекращено в 1995м для себя, несколькими годами позже на экспорт. Сейчас завод в Лиме капиталит и апгрейдит ранее построенные машины. Детройтский «танковый арсенал», когда-то крупнейший в мире танковый завод, закрыт, частично продан под застройку, на части территории сидят армейские ремонтные службы.
        У англичан примерно тогда же, а завод в Лидсе закрыли и успели продать под застройку полностью.
        У французов в Роанне завод не закрыт, но танки не строит.
        Новые танки в НАТО серийно сейчас строят только немцы, пусть и в небольших объемах.
        1. +2
          28 августа 2024 08:43
          Западные страны входят в блок НАТО и находятся под крышей США. У РФ нет своего блока. ОДКБ точно за Россию не будет впрягаться в случае войны.
          1. -5
            28 августа 2024 11:43
            Ну вы уж за всё ОДКБ-то не говорите
        2. +2
          28 августа 2024 18:40
          А почему вас так волнует западное танкостроение? Просто для себя сделайте сравнение ТТХ последних модификаций основных типов танков блока НАТО и РФ, да не забудьте сравнить их количество в войсках. А, что касается выпуска, то уж можете поверить - как только появиться необходимость там, их выпуск очень быстро возобновят и количество выпускаемых увеличат. У них совсем другой экономический подход, там государство начинает финансирование(дает деньги предприятию) сразу после заключения контракта, у нас же закупается только готовая продукция, то есть весь цикл производства на "плечах" производителя. Вот и идут они с "протянутой рукой" за деньгами в банки, а там... Про повышение ЦБ ключевой ставки думаю слышали?
        3. 0
          6 сентября 2024 08:00
          "Эти прекрасные люди" заждались новой "хорошей войны", когда можно будет развернуть производство и продавать вооружение обоим сторонам конфликта... Заждались новой "хорошей войны", долгой, кровавой, очень прибыльной и не у них...
    2. 0
      28 августа 2024 09:26
      Покоробило одно - как государственному, крупнейшему танковому заводу может грозить банкротство?

      так легче стать собственником... а госзаказы при этом останутся...
      кстати концерн Калашников - тому пример
    3. 0
      9 сентября 2024 20:41
      В свое время чуть всю страну не пропил один алкоголик. Да оборонки ли было дело...
  2. +4
    28 августа 2024 07:55
    По словам Росселя, по вине Чубайса Россия могла лишиться одного из крупнейших в мире производителей танков - Уралвагонзавода (УВЗ). Когда был ликвидирован Госплан, государство перестало закупать продукцию предприятий. В случае же с оборонной областью такая экономическая стратегия разрушительна. В свою очередь, в 1990-х годах именно Чубайс возглавлял комитет по управлению госимуществом и был идеологом приватизации.

    Прихожу я к Чубайсу, говорю, есть у нас Уралвагонзавод - 60 тыс. рабочих. Заказов военных нет, завод стоит. Танки мы купим в Израиле, а вагоны - в Китае,

    - приводит "Ъ" слова лектора.

    Но это по словам Росселя. А так, в конце 90-х на одном из тендеров, где я присутствовал, представитель УВЗ стал озвучивать цены в долларах, он был послан зам.министра далеко и надолго. Теперь Чубайс во всем виноват. А кто сейчас готовит приватизацию УВЗ?

    Указ о передаче 100% акций УВЗ компании «Ростех» президент РФ Владимир Путин подписал в 2016 году. В марте прошлого года госкорпорация получила право распоряжаться 97,48% акций, 2,52% остались в собственности государства. При этом глава Ростеха Сергей Чемезов заявлял, что через три года возможна продажа доли УВЗ.

    И что мы еще хотим?
  3. +3
    28 августа 2024 15:19
    "К слову, и сам Т-90М, уже успевший прославиться в зоне проведения специальной военной операции на Украине"...
    Чем он там прославился?
    1. +1
      29 августа 2024 09:34
      Как его придворные гваргейцы бросали полностью исправным в ходе "перегруппировок" после "непростых решений".
    2. +2
      30 августа 2024 14:39
      Чем он там прославился?

      Тем что в 22-м при знаменитой "перегруппировке" под Харьковом значительное количество новых Т-90М и Т-72Б3М попали в руки ВСУ...
  4. 0
    5 сентября 2024 13:52
    Цитата: Стардок
    Покоробило одно - как государственному, крупнейшему танковому заводу может грозить банкротство?


    Если он государственный - то никак. А если АО - запросто.
    И банкротство, само по себе, ничем страшным предприятию не грозит. Просто смена собственников и управленцев. Банкротство - это не ликвидация и даже не всегда перепрофилирование.