Проблемы адаптации TCCC 2.0: высокий профстандарт и учебные центры

33
Проблемы адаптации TCCC 2.0: высокий профстандарт и учебные центры


Введение


ТССС – это элементы посиндромной интенсивной терапии, системно интегрированные в первичные алгоритмы оказания помощи, с дальнейшим качественным и количественным усложнением элементов интенсивной терапии.



Достаточно одного взгляда на структуру ТССС, алгоритмы ТССС при неотложных состояниях, «ключи навыков» – он же профстандарт, номенклатуру медимущества, чтобы понять следующее:

«Интенсивная терапия, реаниматология, анестезиология, трансфузиология – это то, что качественно отличает TCCC/PFC от ВМП и военной медицины догоспитального звена РФ/СССР».

Элементы и навыки неотложной хирургии/травматологии/десмургии, конечно, присутствуют в обоих (и в США, и в РФ/СССР) случаях, но они там были и раньше.

У них


ТССС в 1996 изначально создавался на базе ATLS – руководства, которое начинало работать в приемном отделении больницы (лечебно-диагностические алгоритмы и посиндромная терапия политравмы).

ТССС 15–20 лет назад – это средства и методы интенсивной неотложной терапии, вынесенные в догоспитальное звено.

PFC – это и есть интенсивная терапия и хирургические манипуляции, которые максимально можно провести в догоспитальном звене за интервал в 24–72 часа.

И сейчас на сайте TCCC/PFC есть такие разделы как: гемотрансфузионная терапия, антибиотикотерапия, аналгезия – а это о чем то да и говорит. И как бонус – эволюция протоколов MARCH / MARCH-PAWS / MARC2H3-PAWS-L, ядра посиндромной терапии.

И вот уже на базе концепции TCCC/PFC и матриц распределения RTHP (RUCK-TRUCK-HOUSE-PLANE) создается инфраструктура для работы передовых реанимационных групп (стабилизационные пункты) и передовых хирургических групп (потому что в США прогнозировали увеличение времени эвакуации уже в 2017). А передовая хирургическая группа – это всегда средство усиления из госпитального звена, потому что в ней есть полостная и сосудистая хирургия.

У нас


На момент начала СВО в РФ около 8 лет шел процесс интеграции и адаптации ТССС. Результаты за период 2013–2022 гг. описаны в первой статье цикла.

Понятно, такой уровень знаний и навыков для догоспитального звена, возможно получить, только обучаясь в медицинском колледже и медицинском институте, где военная медицина не самый профильный и актуальный предмет.

В России специалистов, работающих в протоколах TCCC/PFC, готовят только в центрах тактической медицины. Тактические медики проходят первичную подготовку, дипломированные медработники проходят доподготовку. Казалось бы, вопрос решен.

Ниже коротко о центрах тактической медицины.

Центры тактической медицины – это лучшее, в отсутствие альтернативы


Центры подготовки по предмету тактическая медицина обучили тысячи человек, это положительное явление, особенно в отсутствие альтернативы. Но данные центры, как не могли 10 лет назад, так и не могут сейчас полностью освоить полную программу подготовки по руководствам ТССС (Tactical Сombat Сasualty Сare) и PFC (Prolonged Field Care).

Освоение ТССС как было, так и осталось на уровне 30–55 %. Освоение PFC (Prolonged Field Care) – еще в начале пути.

Центры ТАК МЕДа, преподают знание и навыки, освоение которых возможно в условиях: аудитории / учебного класса / спортзала и ближайшего стрельбища / медико-тактического полигона.

Согласно перечню навыков TCCC/PFC: это навыки 1-й помощи, травматологии, десмургии, тактики само- и взаимопомощи и первичные медико-тактические навыки малой группы.

10 лет назад это был прогресс. Сейчас это прогресс для тех, кто призывается с околонулевыми знаниями по ВМП. Сама же классика ВМП РФ/СССР выглядит на фоне учебных программ ТАК МЕДа достаточно устаревшей и неактуальной.

Но ТССС/PFC – это больше, чем наложение повязок, турникетов, инъекций нефопама/промедола – и другой классики уже ТАК МЕДа.

Основа ТССС/PFC – это посиндромная интенсивная терапия и инвазивные манипуляции.

Конечно, об этом знали 10 лет назад многие специалисты в области военной медицины.

Пути решения проблем до и частично во время СВО


Путей решения в 2010-е годы, применялось два:

1. «Перспективный» – создание учебных центров по ТАК МЕДу с симуляционными классами и тренажерами. Как раз для освоения «проблемной части» ТССС. Проблема симулятора только одна. Вероятность выполнения навыка в идеальных условиях после обучения на симуляторе 40–50 % – это вероятность повезет / не повезет. Осваивается методика выполнения, но не сам навык. Стоимость гражданской версии симуляционных центров доступна на сайте госзакупок. И можно сравнить эту цену со стоимостью нового танка или вертолета. И даже за такую цену невозможно подготовить полноценного специалиста.

2. «Вынужденный» – призыв на должности медработников и «тактических медиков» специалистов с профильным средним и высшим медицинским образованием. 5–15 дней сборов ТАК МЕДа, и вот программа максимум освоена.

Но – «свободных» медиков с дипломами медбрат/фельдшер/врач сейчас не то чтобы много. А потребность в них только возросла. И об этом косвенно говорит снижение продолжительности обучения и переподготовки по ряду категорий и специализаций уже в гражданской медицине.

Корень проблем


Сразу стоит сказать, штат военной медицины в догоспитальном звене (до медицинской роты включительно) с началом СВО принципиально остался прежним.

Центры подготовки ТАК МЕДа готовят в лучшем случае специалиста знаний и навыков уровня: квалифицированный санитар/саниструктор. И это хорошо, других альтернатив сейчас нет.

В сухом остатке получается: штат медицинской службы догоспитального звена, повышение требований к профстандарту данного штата, отсутствие программ подготовки и учебной базы для данных категорий обучаемых.

Вопрос стоит: как и кто подготовит все категории медработников и военнослужащих в догоспитальном звене?

Тактическая медицина, как появилась ее ниша в РФ?


Тактическая медицина, в РФ в отдельную нишу была выделена искусственно в начале 2010-х для развития перспективного направления военной медицины. Но ее предел роста в СпН был достигнут еще на рубеже 2014–2016. И основной проблемой в 2014–2016 была необходимость повышения уровня подготовки и образования по специальности.

И тут возникает вопрос, зачем выделяли в обособленное направление тактическую медицину?

Для чего в 2018–2020 гг. при работающих военной медицине и системе травмцентров Минздрава нужно было отдельное обособленное направление – тактическая медицина?

Тактическая медицина, которая указанный выше объем знаний, навыков и организации на базе даже самых продвинутых центров не может выдать. Первая и самая простая причина – отсутствие обучения на клинических базах в рамках ТАК МЕДа.

Самое неприятное, что вся эта информация и все эти выводы были сделаны и опубликованы еще до СВО. И в ТССС детально описаны пути решения подобных проблем.

Очевидно, что для освоения стандартов TCCC/PFC нужны более квалифицированные кадры всех категорий медработников и в несколько большем количестве.

Выводы


Выделение в обособленный раздел тактической медицины сыграло свою положительную роль.

Сейчас пора переходить к данным вопросам с позиции: профессиональный стандарт, подготовка кадров, системный подход лечения политравмы, инфраструктура, навыки, специалисты, штат и т. д.

Вся информация для данной статьи получена из открытых источников.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 августа 2024 10:13
    Ребята, не мучьтесь в попытках запомнить аббревиатуры пособий наиболее вероятного противника, просто скачайте и почитайте это. Там все есть, просто и понятно.
    1. 0
      30 августа 2024 10:26
      Добрый день, а к кому адресован комментарий?
      К авторам или к читателям?
      1. 0
        30 августа 2024 10:33
        К читателям. Авторы аббревиатуры выучили, я так понял. laughing
    2. +1
      30 августа 2024 10:47
      Какой год издания учебника рекомендуете ?
      1. -1
        30 августа 2024 12:17
        Какой год издания учебника рекомендуете ?

        2002 покатит вполне.
        1. +1
          30 августа 2024 12:56
          Не вижу смысла вас переубеждать.
          Наверняка у вас есть веские основания для подобных рекомендаций.
          1. +1
            30 августа 2024 13:53
            Не вижу смысла вас переубеждать.
            Наверняка у вас есть веские основания для подобных рекомендаций.

            Переубеждать в чем? В том, что этот учебник годится для массовой подготовки низшего звена медслужбы на СВО? Вы лица некоторых из них видели?
            Там за подобные перлы...
            И как бонус – эволюция протоколов MARCH / MARCH-PAWS / MARC2H3-PAWS-L, ядра посиндромной терапии.

            ...и пристрелить могут.
            Скажут: "чет не наш ты брателло, ох не наш...." bully
  2. +1
    30 августа 2024 14:03
    Министерство обороны РФ не так давно выпустило пособие (в открытом доступе) по такмеду для военнослужащих. Практически полностью по мотивам американских протоколов, что очень хорошо.
    Качество печати и форматирования днищенское, конечно, но тут уж не до жира.
    1. +1
      30 августа 2024 14:38
      В пролой статье был обзор этого руководства
  3. 0
    30 августа 2024 14:18
    Что касается учебника санинструктора, то это уже более высокий уровень.
    Кроме того, учебник 2002 года перегружен информацией общего характера типа такого:
    "...Размеры ее очень малы, рассмотреть клетку можно только с помощью микроскопа – светового или электронного. При этом первый позволяет изучить общее строение клетки, а второй – ее тонкие структурные механизмы. Клетка состоит из оболочки, цитоплазмы, ядра и органоидов. Цитоплазма представляет собой полужидкую массу, питающую ядро."

    Зачем эта школьная биология в рамках такмеда? Или еще лучше:
    "Наличие больных зубов способствует заболеваниям внутренних органов. Зубы чистят два раза в сутки - утром и вечером перед сном. Чистка должна производиться в вертикальном и горизонтальном направлениях с использованием зубного порошка или зубной пасты."

    Правильное наматывание портянок, что должно храниться в прикроватной тумбочке..
    Очень ценная и полезная информация для оказания помощи на догоспитальном этапе.
    В учебнике более 300 страниц, из которых в рамках такмеда условно полезны хорошо если 50-60.
    Условно - потому что в силу года издания, рекомендации не содержат сведений о современных средствах помощи, типа тех же гемостатиков или окклюзионных пластырей. И написано максимально "дубово".
    1. 0
      30 августа 2024 15:01
      Что касается учебника санинструктора, то это уже более высокий уровень.
      Кроме того, учебник 2002 года перегружен информацией общего характера типа такого:
      "...Размеры ее очень малы, рассмотреть клетку можно только с помощью микроскопа – светового или электронного. При этом первый позволяет изучить общее строение клетки, а второй – ее тонкие структурные механизмы. Клетка состоит из оболочки, цитоплазмы, ядра и органоидов. Цитоплазма представляет собой полужидкую массу, питающую ядро."

      Зачем эта школьная биология в рамках такмеда? Или еще лучше:
      "Наличие больных зубов способствует заболеваниям внутренних органов. Зубы чистят два раза в сутки - утром и вечером перед сном. Чистка должна производиться в вертикальном и горизонтальном направлениях с использованием зубного порошка или зубной пасты."

      Правильное наматывание портянок, что должно храниться в прикроватной тумбочке..
      Очень ценная и полезная информация для оказания помощи на догоспитальном этапе.
      В учебнике более 300 страниц, из которых в рамках такмеда условно полезны хорошо если 50-60.
      Условно - потому что в силу года издания, рекомендации не содержат сведений о современных средствах помощи, типа тех же гемостатиков или окклюзионных пластырей. И написано максимально "дубово".


      Вы контингент наших военнослужащих представляете? Бурятия, Тыва, глухая деревня Архангельской губернии...

      Я срочку служил санинструктором роты в 1987-1989 в отборной части, и там четверть зубы чистить не умела (или не хотела).
      В годы развала уже офицером медслужбы в войсках, потом в госпиталях - там вообще атас. Какие портянки, в первую Чеченскую народец в приемное отделение выгружался в берцах на босу ногу, с ногами, стертыми до костей.

      Нынешняя СВО пока еще может позволить себе "окклюзионные пластыри" потому, что у народа жирок имеется, гуманитарку подкидывают и в государстве денег мал-мала осталось.

      Еще 2-3 года в подобном темпе и привет, окклюзионная повязка из целлофанового пакета с клеем БФ, а дальше - снимай бинты с трупов для стирки. yes
      1. +1
        30 августа 2024 15:35
        Вы контингент наших военнослужащих представляете?

        Да, представляю. Даже участвовал в организации тех же занятий по такмеду (инструкторов привозили).
        Скажем так, контингент максимально разнородный. Особенно после мобилизации. Если считаете, что большая часть с глухих деревень, то нет. Россия уже довольно давно городская страна.

        Я срочку служил санинструктором роты в 1987-1989 в отборной части, и там четверть зубы чистить не умела (или не хотела).

        И что, чтение учебника из 326 станиц их бы к этому мотивировало?

        Какие портянки, в первую Чеченскую народец в приемное отделение выгружался в берцах на босу ногу, с ногами, стертыми до костей.

        Какое это отношение эти эпизоды 30-летней давности к пособиям по такмеду на современном этапе имеет?

        Нынешняя СВО пока еще может позволить себе "окклюзионные пластыри" потому, что у народа жирок имеется, гуманитарку подкидывают

        И вывод какой? Что не надо уметь современными средствами пользоваться?
        Я постарался объяснить, почему названный вами учебник с точки зрения практической пользы в рамках такмеда, на мой взгляд, является не особо эффективным пособием.
        Ок, давайте вкратце:
        - учебник перегружен общей информацией, от которой практической пользы - о;
        - содержит большой массив неактуальных сведений;
        - написан дубовым, неадаптированным языком, который как раз сложен для людей с невысоким образовательным уровнем.
        - пытается охватить массу объемных тем - от приготовления пищи до наматывания портянок. Уверены, что это приоритетные сведения для санинструктора?
        Еще 2-3 года в подобном темпе и привет, окклюзионная повязка из целлофанового пакета с клеем БФ, а дальше - снимай бинты с трупов для стирки

        Кликушеством и гаданиями заниматься - личное дело каждого.

        Сейчас актуальная задача, которая со скрипом, но начала решаться - приблизиться к современному уровню такмеда ведущих мировых армий, прежде всего США. Петру Великому не зазорно было учиться у врагом - и нам стесняться нечего.
        1. 0
          30 августа 2024 15:49
          Да, представляю. Даже участвовал в организации тех же занятий по такмеду (инструкторов привозили).
          Скажем так, контингент максимально разнородный. Особенно после мобилизации. Если считаете, что большая часть с глухих деревень, то нет. Россия уже довольно давно городская страна.

          А я их организовывал. Это НАВЫК. Повязка, жгут, обозбол и т.д. С минимальной теорией. НАВЫК. Количество переходит в качество. Наложит нештатный санитар отделения "чепец" на голову 50 раз - молодец. А чепец он и в штатах чепец.

          И что, чтение учебника из 326 станиц их бы к этому мотивировало?

          Это учебник САНИНСТРУКТОРА. Санинструктор - старший сержант, входит в УПРАВЛЕНИЕ роты. Должен быть готов к ответу на любой медицинский вопрос, в том числе и от комроты, в том числе и про клетку, и про баню, и про вшей и про все остальное, близкое к медицине. Он ГЛАВНЫЙ по медицине в роте.

          И вывод какой? Что не надо уметь современными средствами пользоваться?
          Я постарался объяснить, почему названный вами учебник с точки зрения практической пользы в рамках такмеда, на мой взгляд, является не особо эффективным пособием.
          Ок, давайте вкратце:
          - учебник перегружен общей информацией, от которой практической пользы - о;
          - содержит большой массив неактуальных сведений;
          - написан дубовым, неадаптированным языком, который как раз сложен для людей с невысоким образовательным уровнем.
          - пытается охватить массу объемных тем - от приготовления пищи до наматывания портянок. Уверены, что это приоритетные сведения для санинструктора?

          - Про перегруз - выше. Как по мне - недогруз. У меня в отдельном батальоне ВСЕ санинструкторы рот были фельдшерами. Медучилище на гражданке до армии.
          - Что там неактуально? Да еще в "массиве".
          - Позабавили. Хотите поговорить с людьми с невысоким образовательным уровнем о трансцендентальном единстве апперцепции? laughing
          - Все эти темы - медицина. И все висят на санинструкторе роты. Не проверил кипячение воды в бачке для питья - рота обосралась, хреново вытерли столы перед едой - рота обосралась, растерли ноги на марше - рота небоеспособна.

          Ходи сюда санинструктор дорогой, старшина тебя любить будет... good

          Сейчас актуальная задача, которая со скрипом, но начала решаться - приблизиться к современному уровню такмеда ведущих мировых армий, прежде всего США.

          Штатовский такмед годится для абсолютного превосходства в силах и средствах в локальных войнах. Дай им нормальную нагрузку по 30 человек с батальона в час санитарных потерь и они захлебнутся моментально. Так же как и любые другие ВС.
          1. 0
            30 августа 2024 16:32
            А я их организовывал. Это НАВЫК. Повязка, жгут, обозбол и т.д. С минимальной теорией. НАВЫК.

            Да, именно так. Для бойцов - минимум теории и больше практической отработки элементарных действий и алгоритмов. Американские пособия (не только такмед) по этому принципу и построены. О чем спор?
            Это учебник САНИНСТРУКТОРА. Санинструктор - старший сержант, входит в УПРАВЛЕНИЕ роты. Должен быть готов к ответу на любой медицинский вопрос, в том числе и от комроты, в том числе и про клетку, и про баню

            Как раз поэтому вышеупомянутый учебник как пособие для подготовки рядового состава и не годится.
            Насчет медицинских вопросов от комроты - вам виднее, коли практический опыт имеете. Конечно, любопытно, сколько раз вас спрашивали про цитоплазму и что должно храниться в прикроватной тумбочке, но это так, к слову. В нашей армии все возможно.
            - Про перегруз - выше. Как по мне - недогруз. У меня в отдельном батальоне ВСЕ санинструкторы рот были фельдшерами. Медучилище на гражданке до армии.

            И им, значит, требовался учебник с разделом "начала анатомии"?
            - Что там неактуально? Да еще в "массиве".

            Да та же сушка одежды и мотание портянок. Мембрана умрет вся и сразу с этими рекомендациями. Хотя это еще ладно.
            Где в учебнике что-то, например, про современные гемостатики? Какие бывают, как пользоваться?
            Позабавили. Хотите поговорить с людьми с невысоким образовательным уровнем о трансцендентальном единстве апперцепции?

            Я не хочу. А вот авторы учебника явно непрочь. Если не поняли, то "дубово" - значит, непонятно и сложно.
            Нужно писать пособия простым языком и с хорошими иллюстрациями.
            И все висят на санинструкторе роты. Не проверил кипячение воды в бачке для питья - рота обосралась

            Ок, пусть так. Санинструктор отвечает за качество приготовления пищи и наматывание портянок. Идеальный подход.
            Дай им нормальную нагрузку по 30 человек с батальона в час санитарных потерь и они захлебнутся моментально. Так же как и любые другие ВС.

            Может американцы поэтому и расширили количество обученных солдат? Не полагаясь на одного санинструктора, который занят ковырянием в бачке с кашей. У них lifesaver есть в каждом отделении, а combat medic в каждом взводе. Они делают и добиваются результатов, а вы предлагаете плохой учебник 20-летней давности и рассказы как за все в роте санинструктор ответственный.
            1. +1
              30 августа 2024 18:02
              Да, именно так. Для бойцов - минимум теории и больше практической отработки элементарных действий и алгоритмов. Американские пособия (не только такмед) по этому принципу и построены. О чем спор?

              Спор о том, что тактическая медицина в американской интерпретации - это нечто новое в области полевой медицины.
              Вы думаете я не понимаю откуда ноги растут? Прекрасно понимаю. 20 000 за базовый курс и 50 000 за расширенный в Центре ТМ, нормально, считаю. Кому надо найдет деньги, заплатит и даже возможно, что-то запомнит и научится.
              1. 0
                1 сентября 2024 13:52
                "Спор о том, что тактическая медицина в американской интерпретации - это нечто новое в области полевой медицины."
                Вопрос, вероятно, в том, как определять это "нечто новое". Как мне думается, такмед -
                современный комплексный подход к организации помощи на поле боя, позволяющий добиться лучших результатов - снижения смертности. Чтобы не быть голословным в части статистики, например, можно ознакомиться:
                "Организация и тактика догоспитальной помощи раненым в бою в условиях современной войны: опыт войск стран НАТО в Ираке и Афганистане"
                (https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-taktika-dogospitalnoy-pomoschi-ranenym-v-boyu-v-usloviyah-sovremennoy-voyny-opyt-voysk-stran-nato-v-irake-i-afganistane).
                Так-то ведь и Ларрей не то чтобы придумал военно-полевую медицину, даже амбулансы до него появились. Гипсовые повязки и наркоз применяли до Пирогова.
                Просто они вышли на новый уровень системной работы, с опорой на новые средства.
                Значение такмеда в американском исполнении - как раз в этом. Организационно-методическая история.
                1. +1
                  1 сентября 2024 19:18
                  "Спор о том, что тактическая медицина в американской интерпретации - это нечто новое в области полевой медицины."
                  Вопрос, вероятно, в том, как определять это "нечто новое". Как мне думается, такмед -
                  современный комплексный подход к организации помощи на поле боя, позволяющий добиться лучших результатов - снижения смертности. Чтобы не быть голословным в части статистики, например, можно ознакомиться:
                  "Организация и тактика догоспитальной помощи раненым в бою в условиях современной войны: опыт войск стран НАТО в Ираке и Афганистане"
                  (https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-taktika-dogospitalnoy-pomoschi-ranenym-v-boyu-v-usloviyah-sovremennoy-voyny-opyt-voysk-stran-nato-v-irake-i-afganistane).
                  Так-то ведь и Ларрей не то чтобы придумал военно-полевую медицину, даже амбулансы до него появились. Гипсовые повязки и наркоз применяли до Пирогова.
                  Просто они вышли на новый уровень системной работы, с опорой на новые средства.
                  Значение такмеда в американском исполнении - как раз в этом. Организационно-методическая история.

                  Не получится. Вы видели, сколько времени переучивались украинцы на F-16? При этом все пилоты со стажем. Почему? СИСТЕМА. Организационно-методическая история. laughing
                  Чтобы работали штатовские стандарты ВСЁ должно быть, как в Штатах. Связь, транспорт, подходы, менталитет даже... А не только турникет и инструкция, как им пользоваться.
                  1. +1
                    1 сентября 2024 19:44
                    Вы видели, сколько времени переучивались украинцы на F-16? При этом все пилоты со стажем. Почему?

                    Потому что они проходили полный цикл освоения новой (для них) боевой машины. Плюс время на бюрократию, языковой барьер. Да и F-16, который им дали, пусть не последней модификации, но это не древние немодернизированные Миг-29.
                    Собственно, мемуары советских пилотов, обкатывавших в 70-80 новые машины почитать, и что же? Небыстрое дело было совсем - у Решетникова того же отлично описано.
                    Украинцы, кстати, наглядно демонстрируют быструю обучаемость в части использования внешних стандартов и технологий. В чем российская армия и убедилась: ВСУ 2014 и ВСУ 2022 оказались прямо совсем разными армиями.
                    Чтобы работали штатовские стандарты ВСЁ должно быть, как в Штатах.

                    Да, надо менять очень многое. тут и спорить нечего. И связь, и транспорт, и такмед.
                    Прецеденты у нас в истории были.
                    1. +1
                      5 сентября 2024 23:36
                      ВСУ и ТССС освоили быстро.
                      А про госпитальное звено там более чем достаточно публикаций в научных изданиях.
                      1. +2
                        6 сентября 2024 10:26
                        К сожалению, да. У нас какое-то высокомерно-пренебрежительное отношение к противнику сохраняется (не на фронте, конечно). А они очень быстро осваивают и западное оружие и западные методики. В целом, думают и адаптируются намного быстрее, к сожалению. Какую тему не возьми. Сколько им понадобилось, чтобы сформировать мобильные части ПВО для борьбы с БПЛА? На какой уровень производства и организации использования тех же БПЛА вышли? У нас и конь не валялся..
                      2. +1
                        6 сентября 2024 11:00
                        Часть наиболее ранних пособий по тактической медицине и политравме на Русском языка, как раз издавались с 2014 года для ВСУ
                      3. +1
                        7 сентября 2024 17:58
                        Вот, кстати, "свеженький" пример.
                      4. 0
                        8 сентября 2024 23:03
                        Похоже на рабочую тетрадь. Ну или пособие с разделом для записей.
              2. +1
                1 сентября 2024 21:35
                Государственной альтернативы нет в нужно м количестве. Вот спрос и рождает предложения.
            2. 0
              30 августа 2024 18:20
              Как раз поэтому вышеупомянутый учебник как пособие для подготовки рядового состава и не годится.
              Насчет медицинских вопросов от комроты - вам виднее, коли практический опыт имеете. Конечно, любопытно, сколько раз вас спрашивали про цитоплазму и что должно храниться в прикроватной тумбочке, но это так, к слову. В нашей армии все возможно.

              Прекрасно годится, поверьте. Не в учебнике дело. А в том, что этим никто не занимается в войсках. Ни по нашим учебникам, ни по штатовским.

              И им, значит, требовался учебник с разделом "начала анатомии"?

              Мой препод по анатомии наложил жгут ниже (дистальнее) удара ножом в бедро с повреждением бедренной артерии. Чувак помер естественно. И такое бывает. wassat

              Да та же сушка одежды и мотание портянок. Мембрана умрет вся и сразу с этими рекомендациями. Хотя это еще ладно.
              Где в учебнике что-то, например, про современные гемостатики? Какие бывают, как пользоваться?

              Ну 2002 год, устарело конечно многое. Но погодите, еще не вечер. Сотрутся носочки, достанем портяночки... laughing
              Какие Вам гемостатики на поле боя. Вы современные эвакуации видели? Бредут, несут. Появился дрон, бросили разбежались. Не до транексама в вену.
              Я читал спецназерам одно время они тоже увлеклись, было. Таскали с собой системы с полиглюкином каждый даже. Потом бросили это гнилое дело, ночью зимой, в горах, искать как-то вены... Так себе идея.

              Я не хочу. А вот авторы учебника явно непрочь. Если не поняли, то "дубово" - значит, непонятно и сложно.
              Нужно писать пособия простым языком и с хорошими иллюстрациями.

              Ну где вы в ТССС простой язык увидели. Возьмите для примера штатовский и наш, одну и ту же тему, выложите здесь, сравните простоту. wink

              Ок, пусть так. Санинструктор отвечает за качество приготовления пищи и наматывание портянок. Идеальный подход.

              За КОНТРОЛЬ качества. О чем делает запись в соответствующей книге в столовой, после снятия пробы. Перед каждым приемом пищи. И если подразделение обосрется - гауптическая вахта ему обеспечена. laughing

              Может американцы поэтому и расширили количество обученных солдат? Не полагаясь на одного санинструктора, который занят ковырянием в бачке с кашей. У них lifesaver есть в каждом отделении, а combat medic в каждом взводе. Они делают и добиваются результатов, а вы предлагаете плохой учебник 20-летней давности и рассказы как за все в роте санинструктор ответственный.

              В мое время ВСЕ солдаты обучались военно-медицинской подготовке. В порядке само и взаимопомощи. Реально накладывали жгуты, повязки, шины себе и друг другу. И сдавали зачеты. 4 раза в год - 4 периода обучения. Чтобы получить знак Отличник СА нужно было сдать 2 периода подряд на "отлично". Там естественно и строевая, огневая, тактика, физо, ЗОМП, специальная, ну и военно-политическая конечно! Без нее никуда!
              У меня получилось 2- и 3- периоды, ну и 4- само-собой, тут уже дедушка СА, он все знает и умеет! laughing
              1. +1
                1 сентября 2024 14:12
                Не в учебнике дело. А в том, что этим никто не занимается в войсках. Ни по нашим учебникам, ни по штатовским.

                Началась война - начали и заниматься, очень прискорбно, что не раньше.
                Сейчас любое подразделение с вменяемыми командирами очень охотно и активно учиться. Кто не учиться - умирают быстро ив большим количествах.
                Да, полностью согласен, что внимания этой подготовке уделялось позорно мало.
                Мой препод по анатомии наложил жгут ниже (дистальнее) удара ножом

                Ошибки будут всегда. Главное минимизировать их количество.
                Какие Вам гемостатики на поле боя. Вы современные эвакуации видели? Бредут, несут.

                Видел. И имел ввиду средства типа Целокса (и наши аналоги - гемофлекс, гемостоп, гепоглос). Их применяют на поле боя вовсю и клоть там никуда ничего не надо, максимум аппликатор использовать.
                Может быть, назвал их некорректно? Налицо явное недопонимание.
                Ну где вы в ТССС простой язык увидели. Возьмите для примера штатовский и наш, одну и ту же тему, выложите здесь, сравните простоту

                Я штатовские в оригинале видел и читал, и ролики их видел для армейцев. Там разжевано и показано для умственно отсталого латиноса.
                Могу скриншот протокол МАРЧ выложить, для примера. И для сравнения страницу из учебника.
                За КОНТРОЛЬ качества. О чем делает запись в соответствующей книге в столовой, после снятия пробы.

                Просто для интереса (серьезно, не знаю) - командир роты не принимает участие в контроле качества питания личного состава? Вот понять, можно ли есть суп, нужны какие-то специальные познания в медицине?
                Про журналы и книги учета - верю безоговорочно. Это и сейчас цветет в полный цвет.
                В мое время ВСЕ солдаты обучались военно-медицинской подготовке. В порядке само и взаимопомощи.

                Это очень здорово, что в советской армии с этим был полный порядок. Однако даже если принять данное утверждение без оговорок, в 2024 году все это имеет сугубо исторический интерес.
                1. 0
                  1 сентября 2024 19:43
                  Ошибки будут всегда. Главное минимизировать их количество.

                  Я это написал к тому, зачем нужен учебник с "началами анатомии". Да чтоб банально освежать знания. Все в одной книге.
                  Мой препод их не читал, а писал. Не помогло.... laughing

                  Видел. И имел ввиду средства типа Целокса (и наши аналоги - гемофлекс, гемостоп, гепоглос). Их применяют на поле боя вовсю и клоть там никуда ничего не надо, максимум аппликатор использовать.
                  Может быть, назвал их некорректно? Налицо явное недопонимание.

                  А, Вы про местные?, ну возможно, да.

                  Просто для интереса (серьезно, не знаю) - командир роты не принимает участие в контроле качества питания личного состава? Вот понять, можно ли есть суп, нужны какие-то специальные познания в медицине?
                  Про журналы и книги учета - верю безоговорочно. Это и сейчас цветет в полный цвет.

                  Дежурный по части. Он окончательную подпись ставит и разрешает прием пищи. Но после медработника. Ступенчатый контроль, слишком нехорошая штука эпидемия в войсках. Кстати все продукты в посылках тоже централизованно проверяются в присутствии получаемого и заплесневевшая колбаска изымается. Но не уничтожается! laughing

                  Это очень здорово, что в советской армии с этим был полный порядок. Однако даже если принять данное утверждение без оговорок, в 2024 году все это имеет сугубо исторический интерес.

                  Смысл в том, что дело не в МЕТОДОЛОГИИ. А, как вы правильно заметили в элементарном ПОРЯДКЕ.

                  В архиве Военно-медицинской Академии истории болезни всех войн. Начиная с Петра.
                  Они проработаны, проанализированы, написаны горы диссертаций, учебников, методических пособий и руководящих документов. Дело за малым - претворить в жизнь.

                  Кто будет претворять? Начальник ГВМУ по идее. Может? Конечно. Легко. Биография великолепная, в 32 года Главный хирург Пермской областной больницы сразу после заведования отделением переливания крови. (Прикиньте, что должен знать и уметь Главный хирург области. wink )
                  В 33 Главврач, в 36 - Министр здравоохранения края. В 41 надел погоны, в 45 - главный военный медик.
                  То есть и организатор незаурядный. soldier
                  https://structure.mil.ru/management/details.htm?id=12118050%40SD_Employee

                  Я штатовские в оригинале видел и читал, и ролики их видел для армейцев. Там разжевано и показано для умственно отсталого латиноса.
                  Могу скриншот протокол МАРЧ выложить, для примера. И для сравнения страницу из учебника.


                  Мне больше основы СЛР с Джонсом зашли. laughing
                2. 0
                  1 сентября 2024 21:40
                  Спасибо за конструктивные комментарии
            3. 0
              1 сентября 2024 21:28
              В следующей статье будет ответ, на часть ваших вопросов.
          2. 0
            2 сентября 2024 09:05
            Вы наверное будете удивлены, но ТАК МЕД ещё более активно применяется с той стороны, наверное с ещё большим уровнем потерь. Полно и видео, и публикаций на эту тематику, в том числе в профильной научной литературе.
            1. 0
              2 сентября 2024 09:28
              Вы наверное будете удивлены, но ТАК МЕД ещё более активно применяется с той стороны, наверное с ещё большим уровнем потерь. Полно и видео, и публикаций на эту тематику, в том числе в профильной научной литературе.

              Нет не буду. Они же переходят на стандарты НАТО, тут как раз все понятно.
              1. 0
                2 сентября 2024 09:42
                Российская гражданская медицина , тоже и уже давно перешла на стандарты ЕС и США
  4. +1
    3 сентября 2024 11:36
    Прочитав открывшуюся в комментариях дискуссию прихожу к выводу, что каждый по своему четко представляет себе корень проблем современного состояния военной медицины, но почему-то не пытаются взглянуть на ситуацию системно.
    На мой взгляд медики (хоть они и военные) и собственно командный состав от командира взвода до НГШ разговаривают на разных языках, а медицинское обеспечение в головах начальников на последнем месте, а как минимум должно занимать такое же место как и другие виды боевого обеспечения.
    По сути это организационно кадровая работа, которая должна быть проведена по результатам четкого изложенного штабистами места и порядка действий по медицинскому обеспечению подразделений непосредственно ведущих боевые действия.
    Таким образом нужна системная работа в которой должны быть задействованы все структуры МО с обязательным привлечением Минздрава, тогда возникнет система которая будет понятна всем, а самое главное она будет способна достаточно быстро адаптироваться к реальным условиям возникающим на поле боя.