Болгарские боевые машины пехоты семейства БМП-23

В конце семидесятых годов болгарские военные, эксплуатировавшие боевые машины пехоты БМП-1, пришли ровно к тем же выводам, что и командование советской армии. Вооружение машины БМП-1, состоявшее из 73-миллиметровой пушки, пулеметов и противотанковых ракет в ряде случаев не отвечало требованиям времени. Поэтому сперва в Советском Союзе, а затем и в Болгарии с разницей в несколько лет начались работы по созданию новой боевой машины пехоты, обладающей приемлемыми характеристиками. При этом болгарский проект, в отличие от советского, делался в специфических условиях, когда приходилось пользоваться имеющимися возможностями.

Болгарские боевые машины пехоты семейства БМП-23


Не дожидаясь появления новой техники и представления её для экспортных поставок, болгарские инженеры стали делать новую боевую машину пехоты, что называется, из того, что было. В качестве основы для новой БМП было выбрано шасси самоходных артиллерийских установок 2С1 «Гвоздика» советской разработки. Такой выбор в первую очередь был обусловлен тем фактом, что самоходки «Гвоздика» производились в Болгарии по советской лицензии. Сравнительно новая бронемашина сулила неплохие перспективы, поэтому на нее и обратили внимание. Проект получил обозначение БМП-23, что можно расшифровать как «Бойна машина на пехотата» («Боевая машина пехоты») с 23-мм пушкой.


Примечательно, что, в отличие от массы других проектов создания одной техники на базе другой, при разработке новой болгарской БМП исходное шасси претерпело массу изменений. Прежде всего необходимо отметить иную конструкцию бронированного корпуса. В конструкции корпуса новой БМП применили более толстые панели, чем на оригинальном шасси САУ «Гвоздика». Это позволило довести уровень противопульной и противоосколочной защиты примерно до уровня аналогичного показателя советской БМП-1. Компоновка исходного бронированного шасси повлияла на облик БМП. К примеру, в отличие от советских БМП-1 и БМП-2, на БМП-23 отделение управления, как на САУ 2С1, разместили в передней части бронекорпуса. Кроме того, рядом с рабочим местом механика-водителя, ввиду наличия свободного объема, удалось уместить дополнительное место для одного из десантников (т.н. старший стрелок). Он имеет собственный люк в крыше корпуса, наблюдательные приборы и амбразуру для ведения огня из личного оружия.

Сразу за отделением управления и местом стрелка на БМП-23, как и на 2С1, располагалось моторно-трансмиссионное отделение. В ходе создания новой БМП болгарские конструкторы усовершенствовали советский восьмицилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-238Н и увеличили его мощность до 315 лошадиных сил. При боевой массе машины порядка 15-15,2 тонны обновленный двигатель обеспечивал удельную мощность около 20 л.с. на тонну веса. Небольшое увеличение мощности двигателя позволило не менять состав трансмиссии и ходовой части. Крутящий момент по-прежнему передавался на ведущие колеса в передней части машины, а ходовая часть имела в своем составе по семь опорных катков на борт. Подвеска осталась торсионной с несколькими дополнительными гидравлическими амортизаторами.

Незначительные изменения веса всей боевой машины и мощности двигателя позволили сохранить, а в ряде случаев и улучшить, ходовые характеристики. Максимальная скорость БМП-23 на шоссе – 62 км/ч, запас хода по топливу – до 550 километров. Небольшой вес машины и сравнительно большой объем герметизируемого корпуса позволили БМП-23 плавать со скоростью до 5-6 километров в час. Машина не получила никаких специальных агрегатов для движения по воде. Пересечение водных преград осуществлялось за счет перемотки гусениц.

Болгарские боевые машины пехоты семейства БМП-23


Почти на месте оригинальной башни «Гвоздики» на БМП-23 размещался новый боевой модуль собственной болгарской разработки. Сварная двухместная башня с противопульным бронированием несла в себе все вооружение бронемашины. Главное оружие болгарской боевой машины пехоты – 23-миллиметровая автоматическая пушка 2А14, созданная на базе орудия зенитной установки ЗУ-23. Пушка с дульным тормозом и ленточным питанием могла эффективно поражать цели на дальностях до двух километров с темпом стрельбы до 400 выстрелов в минуту. В ящиках для боекомплекта помещалось несколько лент общей емкостью до 450-500 снарядов. Справа от пушки болгарские конструкторы расположили спаренный с ней пулемет ПКТ. Точность наведения и огня из ствольных систем обеспечивалась двухплоскостным стабилизатором. Для наблюдения и прицеливания командир и наводчик машины имели в своем распоряжении перископические наблюдательные приборы и двухканальные (дневной и пассивный ночной) прицелы. При этом поле обзора командирских наблюдательных приборов было гораздо шире и позволяло проводить наблюдение за всей окружающей обстановкой. На крыше башни БМП-23 была пусковая направляющая противотанкового ракетного комплекса 9М14М «Малютка». Внутри боевого отделения располагалась электронная аппаратура управления ракетой, а также боекомплект из четырех управляемых боеприпасов.

В корме корпуса бывшей самоходки болгарские инженеры разместили десантное отделение. Объемы шасси позволили вписать в имевшееся пространство шесть мест для солдат с оружием. Как на советских боевых машинах пехоты, десантники сидели спинами друг к другу, благодаря чему могли стрелять из личного оружия через амбразуры в бортах бронекорпуса. Для посадки и высадки солдат в десантном отделении БМП-23 имелись большие кормовые двери и два люка в крыше. Интересно, что кроме оптики амбразур десант мог использовать для наблюдения четыре дополнительных перископа, по два с каждого борта.

Болгарские боевые машины пехоты семейства БМП-23


В первой половине восьмидесятых годов машина БМП-23 была принята на вооружение болгарской армии. В ходе производства оборонная промышленность страны смогла собрать лишь 115 таких боевых машин пехоты. Стоит отметить, в это число входят машины всех четырех разработанных модификаций, включая оригинальную БМП-23. До начала девяностых годов было проведено несколько модернизаций БМП-23, следствием которой явились следующие боевые машины:

- БМП-23А. Первая, самая незначительная модернизация. Изменился только состав дополнительного вооружения. Вместо устаревшего противотанкового комплекса «Малютка» на БМП-23А устанавливался более новый 9К111 «Фагот». Боезапас остался прежним – до четырех ракет в укладке плюс одна на пусковой установке. Кроме того, БМП-23А вдобавок к термодымовой аппаратуре получила шесть дымовых гранатометов на бортах башни.
- БРМ-23. Боевая разведывательная машина на базе исходной БМП. От оригинальной машины отличалась наличием дополнительных средств наблюдения и связи. Установка последних привела к увеличению экипажа до пяти человек. Связное оборудование и рабочие места радистов размещались в объеме десантного отделения.

Болгарские боевые машины пехоты семейства БМП-23

Болгарские боевые машины пехоты семейства БМП-23


Последнюю из модификаций – БМП-30 – стоит рассмотреть отдельно. В ходе этой глубокой модернизации машины БПМ-23 самым интересным образом сплелись особенности создания советских и болгарских боевых машин пехоты. Как известно, боевой модуль советской БМП-2 делался с таким расчетом, чтобы его можно было устанавливать на шасси БМП-1. При разработке болгарской БМП-23 активно использовалась лицензионная документация по машине БМП-1, из-за чего геометрические параметры башни и боевого отделения обеих машин оказались практически одинаковыми. Таким образом, башни и комплексы вооружения БМП-2 и БМП-23 фактически представляли собой различные варианты модернизации башни советской БМП-1, созданные в разных странах.


В ходе попыток повысить боевые возможности оригинальной БМП-23 было предложено заменить ее башню на боевой модуль советской БМП-2, которая к тому времени пошла в серийное производство и предлагалась для покупки дружественным странам. Описанная выше ситуация с габаритами подбашенных конструкций позволила провести такую модернизацию с минимальными затратами сил и времени. Заимствование готовой башни с БМП-2 соответствующим образом сказалось на изменении состава вооружения. БМП-30 имеет автоматическую пушку 2А42 калибра 30 миллиметров (как и в случае с БМП-23, калибр отражен в названии машины), спаренный с ней пулемет ПКТ, а также противотанковый ракетный комплекс 9К111 «Фагот». Также с новой советской боевой машины пехоты на болгарскую «перекочевали» шесть дымовых гранатометов «Туча».

Болгарские боевые машины пехоты семейства БМП-23
Болгарские боевые машины пехоты семейства БМП-23
Хорошо видимая конструкция на стволе 23-мм пушки БМП-23 обеспечивает кучность стрельбы в автоматическом режиме


Болгарские боевые машины пехоты семейства БМП-23
Макетный образец БМП-30 с боевым отделением от БМП-2. Положение двигателя машины в середине ее корпуса определило размещение боевого отделения (башни) в корме машины


После установки новой башни боевая масса боевой машины пехоты выросла всего на сотню килограмм. Это почти никак не повлияло на ходовые качества старого шасси от БМП-23. Незначительно снизились лишь показатели максимальной скорости на шоссе и на воде – 61,5 и 5 км/ч соответственно. Одновременно с этим установка новой башни серьезно подняла боевой потенциал машины. Дальность эффективного огня по живой силе и небронированной технике увеличилась до четырех километров. Эффективность управляемого противотанкового вооружения (ракеты «Фагот») осталась на уровне машины БМП-23А.

Промышленность Болгарии восьмидесятых годов не могла выпускать новые боевые машины пехоты партиями по несколько тысяч штук. Поэтому примерно за 10-12 лет производства было собрано всего лишь 115 боевых машин пехоты всех четырех модификаций. В первой половине девяностых годов, когда на вооружение болгарской армии была принята машина БМП-30, состояние оборонных предприятий Болгарии ухудшилось, в результате чего в дальнейшем большое количество машин новых модификаций изготовлялось при помощи ремонта и переоснащения старых. До настоящего времени дожили почти все изготовленные БМП-23, БМП-23А, БРМ-23 и БМП-30. Лишь несколько единиц были потеряны по различным причинам небоевого характера, в том числе и из-за выработки ресурса. В последние годы серьезно обострилась проблема ресурса боевых машин пехоты, имеющихся у Болгарии. Двумя наиболее распространенными типами техники являются БМП-1 и БМП-23. Обе эти машины нельзя назвать современными, а замены им пока не предвидится.


По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://army-guide.com/
http://articles.janes.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. АлНиколаич 5 марта 2013 10:46
    Интересная машина. Сейчас это называют использование платформы. Молодцы Болгары!
  2. Akim 5 марта 2013 11:17
    Украинский "Мангуст-2" недалеко ушел...
    Akim
    1. Geisenberg 5 марта 2013 16:45
      Назад в принципе тоже движение.
      1. Лопатов 5 марта 2013 19:46
        На данный момент машин с такой проходимостью просто нет. Потому и в России их модернизируют тоже.



        Кстати, это строевая машина, не экспериментальный образец. 34-я отдельная мотострелковая бригада (горная)
        1. bask 6 марта 2013 00:02
          Цитата: Лопатов
          данный момент машин с такой проходимостью просто нет. Потому и в России их модернизируют тоже.

          ,,Хороший ,,аппарат МТ-ЛТ Пробивается калибрами стрелкового оружия.Я вообще не говорю о РПГ и защите. Экипажи в нем находится категорически запрещается.Только на броне.А вот мех вод........
          Была и серьёзная альтернатива ,этой ,,чудо,,техники.МТ- и МТ-СМ а тагже разработанный ещё в 49 году ГШ 123.САУ,,Акация ,,Геоцинт,,Тюльпан,,
          Дополнительное бронирование и БМП на уровне Мардера.

          С такой грузоподёмностью
          bask
    2. Лопатов 5 марта 2013 19:38
      Интересный аппарат. Выхлопная за командирским местом- агрегат питания? не сильно умно его туда ставить. И с антенной явно лопухнулись. Ну и баки на этом месте...
      А вот рёбра на крышке трансмиссионного мне однозначно нравятся. Не будут большие лужи стёкла заливать.
      1. bask 6 марта 2013 00:11
        А МТ-ЛБ хорош как вездеход .Есть даже в варианте БТР .


        bask
  3. НАПОЛЕОН 5 марта 2013 13:20
    как я понимаю это не амфибия можно было и побольше брони навешать.в отличии от наших.
    НАПОЛЕОН
  4. СтарыйСкептик 5 марта 2013 15:02
    Я так понимаю, это боевые вариации на тему "мотолыги".
    Мне всегда нравилась эта машина, жаль бронирование у неё никакое.
    СтарыйСкептик
    1. АлНиколаич 5 марта 2013 19:31
      Цитата: СтарыйСкептик
      Я так понимаю, это боевые вариации на тему "мотолыги"

      Так цеж вона и е! В основном ХТЗ её и выпускал. А это очередная модернизация по ходу. Броню усилили и боевой модуль поставили.
  5. poligon 5 марта 2013 22:46
    как я понимаю это не амфибия можно было и побольше брони навешать.в отличии от наших.

    Амфибия! Она действительно плавает...
    poligon
  6. кобальт 6 марта 2013 07:39
    Вот видео про МТЛБ, машина легко бронированная, но в основе технических характеристик закладывалась высокая проходимость машины. Для наступательного боя у армии СССР имелись танки и бмп. МТЛБ таскали противотанковые пушки, минометы, стояли на вооружении в подразделениях, несущих службу в северных районах. Смотрел одно видео про чеченский конфликт, так там разведгруппа по горам передвигалась только на мтлб , ценили её проходимость.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня