Диболд Шиллинг Младший – автор «Люцернского Шиллинга»
Клятва люцернцев о присоединении к Швейцарскому союзу (1333). Миниатюра из «Люцернской хроники» Диболда Шиллинга Младшего, 1513 г.
как он поднял мятеж против царя:
Соломон построил укрепление Милло
и заделал брешь в стене
города Давида, своего отца.
Третья книга царств, 11:27
Документы истории. Хроники – вот очень важные документы истории, в том числе и истории Средневековья. Конечно, можно сколько угодно предполагать, что писали их люди ангажированные и в интересах кого-то. То есть вполне могли они «черное обелять, а бело чернить». Но так как хроник до нас дошло очень много, их можно сравнивать и таким образом находить некую нейтральную точку зрения.
Конечно, самой известной хроникой Средневековья являются «Хроники Сен-Дени», охватывающие времена Меровингов, Каролингов и Капетингов, начиная с истории троянцев, вполне серьезно считавшихся прародителями французов.
Исключительно интересны «Хроники» Жана Фруассара, которые посвящены событиям в основных европейских странах с 1322 по 1400 год, то есть первой половины Столетней войны.
Однако хроники составлялись и в других странах. В частности, очень интересны хроники Швейцарии. О «Бернской хронике» Диболда Шиллинга Старшего на ВО материал уже был. Сегодня на очереди хроника Диболда Шиллинга Младшего, который родился где-то около 1460, а умер в Люцерне в 1515, 1520 или 1523 году. Именно он является автором «Люцернского Шиллинга», одной из наиболее известных и хорошо иллюстрированных швейцарских хроник.
Битва при Земпахе (1386). Вот такой её увидел иллюстратор «Люцернской хроники»…
На свет он появился в Гагенау (сегодня это кантон Агно, департамент Нижний Рейн, Франция) в семье бюргера Ганса Шиллинга, который незадолго до этого примечательного события получил место городского писаря в магистрате Люцерна. Важно, что он был родным племянником известного другого швейцарского историка и хрониста, о котором мы уже писали, Диболда Шиллинга Cтаршего из Берна.
Учился Диболд Младший сначала в Базеле, затем в Павии, причем изучал каноническое право. То есть предмет достаточно сложный.
Битва при Грансоне (1476). На неё в рукописи отведен целый разворот!
А вот здесь в хронике Диболда Младшего показала добыча швейцарцев
В общем-то, имел все шансы сделаться успешным адвокатом, но вместо этого приобрел скандальную репутацию, и «пошел в отца» отца, который в молодости был наёмником и подвизался на службе у венгерского короля Матьяша Хуньяди.
В 17-летнем возрасте юный Диболд уже участвовал в легендарной битве при Нанси. Ну а в 1488 году возвратился домой без гроша в кармане, но зато повидал мир, приобрел немалый жизненный опыт, и это ему помогло.
В 1479 году он стал люцернским городским, а с 1482 года королевским, а затем и папским нотариусом. Причем в 1481 году он получил сан священника, а затем в мае 1483 года и пребенду (доходы и имущество (дома, земля, поместья), предоставляемые представителям привилегированной части католического духовенства за исполнение ими обязанностей, связанных с занимаемой должностью) при капелле Св. Петра и коллегиальной церкви Св. Леодегара.
Бой с применением огнестрельного оружия, а также пик и алебард. «Люцернский Шиллинг»
Однако сутана характера его не исправила. Напротив, моральный облик и поведение Диболда вызвали такое количество нареканий, что в 1487 году его арестовали и на два года посадили в башню. Впрочем, двухлетний срок он там не высидел. За него поручился его отец и известный летописец и член городского совета Мельхиор Русс. Все это сыграло свою роль, и Диболд был освобожден досрочно.
Люцернцы, цюрихцы и энтлебухцы у стен Бадена (1389)
Зато в 1490 году в пьяной драке он убил посетителя местной таверны. Тут ему присудили уплатить штраф и ежегодно служить по убиенному заупокойную мессу. Да, такие вот были тогда люди на переломе Средних веков и Нового времени, хотя чему удивляться, если подобной же «разносторонностью» отличался даже такой художник и скульптор, как Бенвенуто Челлини. Который, кстати говоря, также был еще и писателем-историографом.
Что же касается Диболда, то в документах 1494–1497 годов он упоминается в качестве нотариуса, занимавшегося оформлением торговых сделок с вином.
Поход наёмников из Бремгартена к Виллизау (1387)
В 1497 году он был взят переводчиком к швейцарскому послу в Милане. При этом, как считают, он сделался ещё и агентом прославленного миланского герцога Лодовико Моро, а затем устроился к императору Священной Римской империи Максимилиану I, то есть не брезговал работать на две стороны, и, видимо, неплохо на этом зарабатывал.
Разрушение войсками союза замка Нойгабсбург в Меггене (1352)
Причем Диболд Шиллинг Младший столь явно высказывал свои симпатии императору Максимилиану I, что тот в 1507 году пошел на то, чтобы лично пригласить его в Констанцу на заседание рейхстага – честь для простолюдина ну просто очень даже высокая.
Сожжение евреев в Аугсбурге во время «Чёрной смерти» (1348). Считалось, что это они виноваты в этом ужасном бедствии!
Умер Диболд 3 ноября 1515 года (хотя есть и другие даты) и был погребен при церкви Св. Леодегара. Впоследствии могила его была утеряна, но зато в Люцерне по-прежнему стоит его дом.
А это опять сожжение евреев, обвиненных в жертвоприношениях христианских детей!
Удивительно то, что Диболд питал явно пристрастие к истории, и не просто питал, он стал автором иллюстрированной хроники «Люцернский Шиллинг» или «Люцернской хроники», которую сам же и написал в 1509–1513 годах на средневерхненемецком языке.
Сочинение было представлено городскому совету Люцерна 15 января 1513 года и… одобрено! Да и как было не восхититься этим потрясающим трудом, охватывающим период с мифического основания на месте Люцерна монастыря Санкт-Леодегар в 503 году (в реальности это случилось где-то в VIII веке) и вплоть до 1509 года.
После битвы при Триболтингене (1499). Миниатюра из «Люцернской хроники»
О каких-то событиях он вообще писал как их очевидец. Однако воспользовался трудами многих ранних историков. Так, им были использованы данные хроник Эберхарда Мюльнера (ум. 1382), Бенедикта Чахтлана (1470) и Мельхиора Русса (1488); он также воспользовался «Описанием Швейцарской конфедерации» Генриха Гундельфингена (1479), «Нюрнбергской хроникой» Хартмана Шеделя (1493), рифмованной «Хроникой Швабской войны» Никлауса Шрадина (1500) и «Хроникой Швейцарской конфедерации» Петерманна Эттерлина (1507). То есть он очень серьезно подошел к отбору материала для своего труда.
Некий Ганс Шписс убил свою жену. На этой иллюстрации показано, как его допрашивают…
У Диболда есть описание этого события. И о нем же подробно рассказывается в «Бернской хронике» Валериуса Аншельма*.
Ганса Шписса за это преступление приговорили к колесованию, и на иллюстрации Диболда очень точно показано, каким образом осуществлялась эта казнь!
Периоду 1474–1513 годов он уделил особое внимание. В частности, внешней политике и дипломатии Швейцарского союза, а также многочисленным конфликтам, в которых он участвовал, и действию в них наёмных швейцарских войск. Но при этом он подробно описывал и городскую, светскую и религиозную жизнь швей царских конфедератов и даже строительство различных зданий – и общественных, и церковных.
Внешний вид манускрипта «Люцернского Шиллинга»
Хроника содержит 443 полностраничных миниатюры, в то время как текста в ней 237 страниц, то есть иллюстрации в ней играют огромную роль. Мы видим на них изображения различных политических событий, государственные мероприятия, военные походы и сражения, религиозные церемонии, прытки и казни, различные здания, а также форму одежды воинов-швейцарцев, их доспехи и вооружение, а также знамёна и гербы.
В большинстве иллюстраций уже заметно влияние искусства Ренессанса, причем автором большей части миниатюр принято считать самого Диболда Шиллинга, одну треть из них выполнил люцернский мастер Ганс фон Аркс, но был там и некто третий, так и оставшийся безымянным.
Вот только как ни хороши эти иллюстрации, то, что на них изображено (прежде всего это костюмы), применительно к XVI веку как источник использоваться не может. По сути эти изображения тождественны веку XVI, то есть Диболд что видел, то и рисовал, просто перенося увиденное на сто и более лет назад.
Рукопись хроники содержит 342 пергаментных листа форматом 39,5 х 28,5 см и сегодня хранится в Центральной библиотеке города Люцерна, а более поздние её бумажные копии находятся в книжных собраниях библиотек Беромюнстера, Цюриха и Аргау.
* Аншельм пишет, что Ганс Шписс был солдатом, блудником, развратником, вором, а его жена Маргрет «задохнулась в постели». Не успели её похоронить, как разнесся слух, что ее убил муж. Шписса пытали, но, несмотря на пытки, он говорил, что невиновен. Тогда был назначен «Божий суд», при котором обвиняемый, обнаженный (чтобы избежать помощи колдовства, поскольку на голом человеке колдовских амулетов не спрятать!) и стриженный, должен был поклясться в своей невиновности на теле жертвы – если тело кровоточило, его виновность считалась доказанной.
Через двадцать дней после похорон тело его жены вновь выкопали из могилы и труп, как говорят, действительно истек кровью, когда Шписс приблизился к нему, что и доказало его вину. После этого он признался в преступлении и, несмотря на мольбы о пощаде, его колесовали.
Вера в то, что Бог позволяет ранам жертвы снова открыться в присутствии преступника, была настолько распространена, что судья в начале XVI века все еще видел в этом доказательство, как пишет Петер Динцельбахер в книге «Зарубежное Средневековье – Божий суд и суд над животными».
Этот случай упоминается в нескольких современных этому событию хрониках: «Бернской хронике» Валериуса Аншельма (1529–1546), «Люцернском летописце» Петермана Эттерлина (1507) и у Дибольда Шиллинга (1513). Однако судебные записи этого дела не сохранились.
Информация