Диболд Шиллинг Младший – автор «Люцернского Шиллинга»

25
Диболд Шиллинг Младший – автор «Люцернского Шиллинга»
Клятва люцернцев о присоединении к Швейцарскому союзу (1333). Миниатюра из «Люцернской хроники» Диболда Шиллинга Младшего, 1513 г.


Вот история о том,
как он поднял мятеж против царя:
Соломон построил укрепление Милло
и заделал брешь в стене
города Давида, своего отца.

Третья книга царств, 11:27

Документы истории. Хроники – вот очень важные документы истории, в том числе и истории Средневековья. Конечно, можно сколько угодно предполагать, что писали их люди ангажированные и в интересах кого-то. То есть вполне могли они «черное обелять, а бело чернить». Но так как хроник до нас дошло очень много, их можно сравнивать и таким образом находить некую нейтральную точку зрения.



Конечно, самой известной хроникой Средневековья являются «Хроники Сен-Дени», охватывающие времена Меровингов, Каролингов и Капетингов, начиная с истории троянцев, вполне серьезно считавшихся прародителями французов.

Исключительно интересны «Хроники» Жана Фруассара, которые посвящены событиям в основных европейских странах с 1322 по 1400 год, то есть первой половины Столетней войны.

Однако хроники составлялись и в других странах. В частности, очень интересны хроники Швейцарии. О «Бернской хронике» Диболда Шиллинга Старшего на ВО материал уже был. Сегодня на очереди хроника Диболда Шиллинга Младшего, который родился где-то около 1460, а умер в Люцерне в 1515, 1520 или 1523 году. Именно он является автором «Люцернского Шиллинга», одной из наиболее известных и хорошо иллюстрированных швейцарских хроник.


Битва при Земпахе (1386). Вот такой её увидел иллюстратор «Люцернской хроники»…

На свет он появился в Гагенау (сегодня это кантон Агно, департамент Нижний Рейн, Франция) в семье бюргера Ганса Шиллинга, который незадолго до этого примечательного события получил место городского писаря в магистрате Люцерна. Важно, что он был родным племянником известного другого швейцарского историка и хрониста, о котором мы уже писали, Диболда Шиллинга Cтаршего из Берна.

Учился Диболд Младший сначала в Базеле, затем в Павии, причем изучал каноническое право. То есть предмет достаточно сложный.


Битва при Грансоне (1476). На неё в рукописи отведен целый разворот!


А вот здесь в хронике Диболда Младшего показала добыча швейцарцев

В общем-то, имел все шансы сделаться успешным адвокатом, но вместо этого приобрел скандальную репутацию, и «пошел в отца» отца, который в молодости был наёмником и подвизался на службе у венгерского короля Матьяша Хуньяди.

В 17-летнем возрасте юный Диболд уже участвовал в легендарной битве при Нанси. Ну а в 1488 году возвратился домой без гроша в кармане, но зато повидал мир, приобрел немалый жизненный опыт, и это ему помогло.

В 1479 году он стал люцернским городским, а с 1482 года королевским, а затем и папским нотариусом. Причем в 1481 году он получил сан священника, а затем в мае 1483 года и пребенду (доходы и имущество (дома, земля, поместья), предоставляемые представителям привилегированной части католического духовенства за исполнение ими обязанностей, связанных с занимаемой должностью) при капелле Св. Петра и коллегиальной церкви Св. Леодегара.


Бой с применением огнестрельного оружия, а также пик и алебард. «Люцернский Шиллинг»

Однако сутана характера его не исправила. Напротив, моральный облик и поведение Диболда вызвали такое количество нареканий, что в 1487 году его арестовали и на два года посадили в башню. Впрочем, двухлетний срок он там не высидел. За него поручился его отец и известный летописец и член городского совета Мельхиор Русс. Все это сыграло свою роль, и Диболд был освобожден досрочно.


Люцернцы, цюрихцы и энтлебухцы у стен Бадена (1389)

Зато в 1490 году в пьяной драке он убил посетителя местной таверны. Тут ему присудили уплатить штраф и ежегодно служить по убиенному заупокойную мессу. Да, такие вот были тогда люди на переломе Средних веков и Нового времени, хотя чему удивляться, если подобной же «разносторонностью» отличался даже такой художник и скульптор, как Бенвенуто Челлини. Который, кстати говоря, также был еще и писателем-историографом.

Что же касается Диболда, то в документах 1494–1497 годов он упоминается в качестве нотариуса, занимавшегося оформлением торговых сделок с вином.


Поход наёмников из Бремгартена к Виллизау (1387)

В 1497 году он был взят переводчиком к швейцарскому послу в Милане. При этом, как считают, он сделался ещё и агентом прославленного миланского герцога Лодовико Моро, а затем устроился к императору Священной Римской империи Максимилиану I, то есть не брезговал работать на две стороны, и, видимо, неплохо на этом зарабатывал.


Разрушение войсками союза замка Нойгабсбург в Меггене (1352)

Причем Диболд Шиллинг Младший столь явно высказывал свои симпатии императору Максимилиану I, что тот в 1507 году пошел на то, чтобы лично пригласить его в Констанцу на заседание рейхстага – честь для простолюдина ну просто очень даже высокая.


Сожжение евреев в Аугсбурге во время «Чёрной смерти» (1348). Считалось, что это они виноваты в этом ужасном бедствии!

Умер Диболд 3 ноября 1515 года (хотя есть и другие даты) и был погребен при церкви Св. Леодегара. Впоследствии могила его была утеряна, но зато в Люцерне по-прежнему стоит его дом.


А это опять сожжение евреев, обвиненных в жертвоприношениях христианских детей!

Удивительно то, что Диболд питал явно пристрастие к истории, и не просто питал, он стал автором иллюстрированной хроники «Люцернский Шиллинг» или «Люцернской хроники», которую сам же и написал в 1509–1513 годах на средневерхненемецком языке.

Сочинение было представлено городскому совету Люцерна 15 января 1513 года и… одобрено! Да и как было не восхититься этим потрясающим трудом, охватывающим период с мифического основания на месте Люцерна монастыря Санкт-Леодегар в 503 году (в реальности это случилось где-то в VIII веке) и вплоть до 1509 года.


После битвы при Триболтингене (1499). Миниатюра из «Люцернской хроники»

О каких-то событиях он вообще писал как их очевидец. Однако воспользовался трудами многих ранних историков. Так, им были использованы данные хроник Эберхарда Мюльнера (ум. 1382), Бенедикта Чахтлана (1470) и Мельхиора Русса (1488); он также воспользовался «Описанием Швейцарской конфедерации» Генриха Гундельфингена (1479), «Нюрнбергской хроникой» Хартмана Шеделя (1493), рифмованной «Хроникой Швабской войны» Никлауса Шрадина (1500) и «Хроникой Швейцарской конфедерации» Петерманна Эттерлина (1507). То есть он очень серьезно подошел к отбору материала для своего труда.


Некий Ганс Шписс убил свою жену. На этой иллюстрации показано, как его допрашивают…

У Диболда есть описание этого события. И о нем же подробно рассказывается в «Бернской хронике» Валериуса Аншельма*.


Ганса Шписса за это преступление приговорили к колесованию, и на иллюстрации Диболда очень точно показано, каким образом осуществлялась эта казнь!

Периоду 1474–1513 годов он уделил особое внимание. В частности, внешней политике и дипломатии Швейцарского союза, а также многочисленным конфликтам, в которых он участвовал, и действию в них наёмных швейцарских войск. Но при этом он подробно описывал и городскую, светскую и религиозную жизнь швей царских конфедератов и даже строительство различных зданий – и общественных, и церковных.


Внешний вид манускрипта «Люцернского Шиллинга»

Хроника содержит 443 полностраничных миниатюры, в то время как текста в ней 237 страниц, то есть иллюстрации в ней играют огромную роль. Мы видим на них изображения различных политических событий, государственные мероприятия, военные походы и сражения, религиозные церемонии, прытки и казни, различные здания, а также форму одежды воинов-швейцарцев, их доспехи и вооружение, а также знамёна и гербы.

В большинстве иллюстраций уже заметно влияние искусства Ренессанса, причем автором большей части миниатюр принято считать самого Диболда Шиллинга, одну треть из них выполнил люцернский мастер Ганс фон Аркс, но был там и некто третий, так и оставшийся безымянным.

Вот только как ни хороши эти иллюстрации, то, что на них изображено (прежде всего это костюмы), применительно к XVI веку как источник использоваться не может. По сути эти изображения тождественны веку XVI, то есть Диболд что видел, то и рисовал, просто перенося увиденное на сто и более лет назад.

Рукопись хроники содержит 342 пергаментных листа форматом 39,5 х 28,5 см и сегодня хранится в Центральной библиотеке города Люцерна, а более поздние её бумажные копии находятся в книжных собраниях библиотек Беромюнстера, Цюриха и Аргау.

* Аншельм пишет, что Ганс Шписс был солдатом, блудником, развратником, вором, а его жена Маргрет «задохнулась в постели». Не успели её похоронить, как разнесся слух, что ее убил муж. Шписса пытали, но, несмотря на пытки, он говорил, что невиновен. Тогда был назначен «Божий суд», при котором обвиняемый, обнаженный (чтобы избежать помощи колдовства, поскольку на голом человеке колдовских амулетов не спрятать!) и стриженный, должен был поклясться в своей невиновности на теле жертвы – если тело кровоточило, его виновность считалась доказанной.
Через двадцать дней после похорон тело его жены вновь выкопали из могилы и труп, как говорят, действительно истек кровью, когда Шписс приблизился к нему, что и доказало его вину. После этого он признался в преступлении и, несмотря на мольбы о пощаде, его колесовали.
Вера в то, что Бог позволяет ранам жертвы снова открыться в присутствии преступника, была настолько распространена, что судья в начале XVI века все еще видел в этом доказательство, как пишет Петер Динцельбахер в книге «Зарубежное Средневековье – Божий суд и суд над животными».
Этот случай упоминается в нескольких современных этому событию хрониках: «Бернской хронике» Валериуса Аншельма (1529–1546), «Люцернском летописце» Петермана Эттерлина (1507) и у Дибольда Шиллинга (1513). Однако судебные записи этого дела не сохранились.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    7 сентября 2024 07:41
    Вячеслав Олегович,
    замечательная статья о манускрипте!
    Я в восторге.
    hi
    1. +8
      7 сентября 2024 08:18
      Ценю мнение профессионала! Спасибо за отзыв.
      1. +9
        7 сентября 2024 08:26
        Присоединяюсь к Эдуарду! smile
        А иллюстрации особенно хороши! good
        Так держать, Вячеслав! drinks
        1. +5
          7 сентября 2024 08:33
          Готовится книга для АСТ -"Читающее Средневековье". Приходится много читать, и обрабатывать большие объемы материала. Много всего узнал сам...
          1. +5
            7 сентября 2024 08:40
            Много всего узнал сам...

            Как говорится, хочешь освоить тему, начни её преподавать.
            laughing
  2. +5
    7 сентября 2024 08:39
    Бой с применением огнестрельного оружия, а также пик и алебард.

    Это не просто бой. Это битва у замка Хюненберг между ополчением города Цуг и армией Габсбургов в 1389 году в ходе Земпахской войны 1385-1389 года.
    Как известно, на период с 1291 по 1511 годы приходится череда многочисленных вооруженных конфликтов между формирующейся Швейцарской конфедерацией и Габсбургами. Как раз в ходе Земпахской войны в ходе этого противостояния произошел перелом в пользу Швейцарского союза. Разгром австрийской армии швейцарцами в битве при Земпахе в 1389 году обеспечил признание Габсбургами независимости Швейцарии.
    1. +5
      7 сентября 2024 09:10
      В текст вкралась опечатка. Битва при Земпахе - 1386 год.
  3. +7
    7 сентября 2024 09:07
    Хроника содержит 443 полностраничных миниатюры

    Интересный факт - на трех из этих миниатюр изображен сам Диболд Шиллинг Младший (стр. 13, 346, 352).
    На иллюстрации ниже показан момент, когда Диболд Шиллинг (на переднем плане) спасает от казни некоего бродягу Якоба Кесслера, несправедливо обвиненного в убийстве, которого он не совершал. Пылающий костер справа - сожжение савойца Мартина Сенна, который убил девственницу да еще и занимался скотоложеством с коровой.
    1. +5
      7 сентября 2024 13:17
      сожжение савойца Мартина Сенна, который убил девственницу да еще и занимался скотоложеством с коровой.
      Сделал бы наоборот - отделался бы виселецей, в то и вовсе общественным порицанием.
      1. +4
        7 сентября 2024 13:45
        Сделал бы наоборот - отделался бы виселецей, в то и вовсе общественным порицанием.

        Спорный вопрос. Надо уточнять по месту и времени. В Англии примерно в это время жертве изнасилования по решению суда могло предоставляться право на выбор выколоть насильнику глаза или отрезать яйца.
  4. +6
    7 сентября 2024 09:10
    Да, такие вот были тогда люди на переломе Средних веков и Нового времени

    Вспомнился Вийон
    Я — Франсуа, чему не рад,
    Увы, ждет смерть злодея,
    И сколько весит этот зад,
    Узнает скоро шея.
    1. +2
      7 сентября 2024 13:52
      Что, скорее всего, и произошло
  5. +4
    7 сентября 2024 09:22
    Ганса Шписса за это преступление приговорили к колесованию, и на иллюстрации Диболда очень точно показано, каким образом осуществлялась эта казнь!

    А если почитать "руководство" в соответствующей литературе, например - в Zürcher Blutgerichtsordnung (описание судебных процедур в Цюрихе, XV век) вообще кровь в жилах стынет.
    преступника кладут животом вниз, связывают руки и ноги, вытягивают к доске, и таким образом волочат лошадью к месту казни. Затем колесо дважды ударяет по каждой руке, один удар выше локтя, другой ниже. Затем каждая нога получает ту же обработку, выше и ниже колена. Последний девятый удар наносится по середине позвоночника, так что он ломается. Затем сломанное тело вплетают в колесо (т. е. между спицами), а затем колесо забивают молотком по шесту, который затем закрепляют вертикально другим концом в земле. Затем преступника оставляют умирающим «плавать» на колесе и гнить.
  6. 0
    7 сентября 2024 09:45
    самой известной хроникой Средневековья являются «Хроники Сен-Дени», охватывающие времена Меровингов, Каролингов и Капетингов

    сегодняшние хроники Сен-Дени описывают жизнь Мухаммедов, Омаров и пр.африканцев и арабов, составляющих основную часть населения района.

    Спасибо за очень красноречивые иллюстрации-умели тогда рисовать и ...казнить...
  7. +4
    7 сентября 2024 11:52
    сегодняшние хроники Сен-Дени описывают жизнь Мухаммедов, Омаров и пр.африканцев и арабов, составляющих основную часть населения района.

    Чувствуется комментарий коренного парижанина. На самом деле это не район, а город, а иммгрантов в нем около 38 процентов, притом треть - из стран Европы. Так что "мамедов" пока примерно четверть. Напрягает, но не критично.
    1. +4
      7 сентября 2024 12:26
      Напрягает, но не критично.


      Как говорится -- "Всё у них впереди" ... и у нас тоже".
    2. +2
      7 сентября 2024 13:21
      Цитата: Frettaskyrandi
      Чувствуется комментарий коренного парижанина

      при чем тут ...Париж? Кто, кроме вас, его упомянул?
      Цитата: Frettaskyrandi
      На самом деле это не район, а город

      Выучите у Ожегова значение слова "район"
      Где сказано , что это не город?

      70% жителей до 18 лет имеют хотя бы одного родителя-иммигранта.
  8. +7
    7 сентября 2024 14:54
    С моей скромной точки зрения, миниатюры к "Бернской хронике" созданы выдающимися мастерами. До бесконечности можно рассматривать каждую, убеждаясь, что никакие фотографии, имей они место в то время, не смогли бы передать эпичность происходящего так, как это сделали авторы этих -- даже не миниатюр -- картин.
    И очень грустно.
    Да, время быстротечно, меняются костюмы, облик зданий, лики жестокости -- никогда. И кто-то может в этом жить, я не могу.
    1. +1
      7 сентября 2024 18:51
      И кто-то может в этом жить, я не могу.

      Человечество пока еще не существовало вне насилия и жестокости за всю свою историю. И перспектива пока не просматривается.
      1. +1
        7 сентября 2024 19:18
        И перспектива пока не просматривается.
        Даже в "Мире Полдня", Сикорски убил Глумова.
        Людмила Яковлевна никак не может понять, что 95% человеческих организмов на этой планете, умерли насильственной смертью.
        1. +3
          7 сентября 2024 20:31
          Даже в "Мире Полдня", Сикорски убил Глумова.

          Вообще-то в книге "Жук в муравейнике". Но, полагаю, Вы имели ввиду характеристику эпохи света. Потому "Мир полудня". А смертей я видела много. И трупов. И даже однажды за тонкой металлической стенкой толпа убивала человека в тёмной ночи, а я замерев и сжавшись в комок, думала лишь об одном -- хоть бы убийцы не догадались, что я в шаге от них и как бы свидетель...
          Нет, дело в другом.
          Исчезает радость из этого мира. Вот сейчас вечер, за окном музыка и даже смех. А в полночь вернется домой сосед по лестничной площадке, наркоман, станет перед открытым окном своей кухни и до трех ночи душераздирающими воплями будет крыть власть, показывая цену всей этой натужной радости, которая сейчас звучит за моим окном. Прежняя реальность почернела, сморщилась и рассыпается в прах. И прямо сейчас, собственно, весь день, идут один за другим над моей головой тяжело груженные военные самолеты.
          1. +1
            7 сентября 2024 23:49
            Исчезает радость из этого мира

            Ну Вы не обобщайте. В мире масса радости. Просто некоторые не могут ею пользоваться и другим не дают.
  9. +2
    7 сентября 2024 18:06
    Вопрос:
    На иллюстрации "Сожжение евреев в Аугсбурге во время «Чёрной смерти» (1348)." у горящих фигур на одежде желтые круги. Это отличительный знак евреев?
    1. +3
      7 сентября 2024 18:41
      Цитата: balabol
      Это отличительный знак евреев?

      Да!
  10. +2
    7 сентября 2024 18:20
    В большинстве иллюстраций уже заметно влияние искусства Ренессанса

    К примеру, в миниатюре "После битвы при Триболтингене" использована воздушная перспектива.